Содержание
Для чего нужно сцепление в машине и как им пользоваться
Автомобильное сцепление — как правильно пользоваться
Как правильно пользоваться сцеплением – принцип работы, как выжимать сцепление и отпускать педаль
Как правильно управлять автомобилем и как правильно нажимать на педали управления, учат в автошколах, но бывает такое, что и долгие годы шоферского опыта не приучают бережно относиться к сцеплению в машине – оно просто быстро изнашивается и требует замены (а без сцепления, пока его не заменишь авто не сможет ездить)
Для того чтобы понять, как правильно пользоваться автомобильным сцеплением, нужно хорошо представить схему его работы и предназначение отдельных составляющих, например, нажимного диска, который автомобилисты давно окрестили «корзиной».
Что такое автомобильное сцепление
Конструктивно сцепление (фрикционная муфта) в автомобиле предназначено для соединения и разъединения вала двигателя с автоматической или механической коробкой передач.
Это позволяет трогаться с места без резких рывков и обеспечивает плавное переключение скоростей на ходу, предотвращая перегрузку составляющих трансмиссии из-за изменения числа оборотов коленчатого вала.
Существуют разные конструкции приводов для передачи усилия от педали на нажимные механизмы, такие как механический, гидравлический и электрический.
Где находится сцепление в автомобиле
Назначение сцепления заключается в передаче крутящего момента с коленчатого вала двигателя к коробке передач, то конструктивно оно находится между двумя этими агрегатами.
Конкретное расположение может зависеть от компоновки базовых узлов, переднего или заднего привода трансмиссии, но в любом случае это будет спереди автомобиля под капотом.
Устройство сцепления автомобиля
Являясь соединительным узлом для передачи вращения, конструкция фрикционной муфты в автомобиле не отличается особой сложностью.
Основными составляющими являются: Нажимной диск – имеет выжимные пружины в основании и предназначен для соединения с маховиком. Из-за лепестковой конструкции получил у звание «корзинка» за сходство во внешнем облике. Ведомый диск – имеет муфту, лучевое основание и накладки.
Специальные демпферные пружины способствуют уменьшению тряски при переключении. Выжимной подшипник – находится на первичном валу и приводит в действие вилку привода. Некоторые конструкции могут использовать стопорные пружины для более надежной фиксации.
Педаль сцепления – с помощью нее водитель из кабины управляет рабочим процессом, передавая указание соединить или разъединить ведущий вал двигателя и коробку передач. В автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП) педали нет, работа системы происходит с помощью специального сервопривода.
Современные производители автомобилей, предлагают покупателям разные конструктивные варианты фрикционных муфт. Различия могут касаться: количества дисков – одно- или многодисковые системы; среды работы – сухие или влажные варианты; привода в действие – механические, гидравлические, электрические способы; способа нажатия на прижимной диск – сцепление с центральной диафрагмой или пружинами по кругу.
Для чего необходимо сцепление в автомобиле
Разобраться, как работает устройство сцепления машины, очень просто – пока педаль не нажата, ведущий и ведомый диски соприкасаются, передавая крутящий момент с маховика двигателя на коробку передач, а затем, через карданный вал – на колеса. Нажатие на педаль разъединяет диски, вращение перестает передаваться, и водитель может переключить скорость. Затем нужно медленно опускать нажим, чтобы не сжечь фрикционную муфту при слишком резком контакте дисков, при этом важно, не удерживать педаль в нажатом состоянии слишком долго.
Принцип работы сцепления
На словах это объясняется просто – фрикционная муфта обеспечивает взаимодействие маховика двигателя и коробки передач, обеспечивая их разъединения для переключения скоростей.
Но сколько же времени уходит у начинающих водителей, чтобы на практике освоить, как правильно выжимать педаль, чтобы был плавный и мягкий старт с места без рывков и дерганий.
Не один час пройдет, пока автолюбитель станет ездить хорошо, но не следует забывать, что маневры на дороге могут испортить сцепление вашего автомобиля.
Автомобиль с автоматической коробкой передач
В автоматическом варианте сцепление происходит по «мокрому» типу с помощью трансмиссионного масла, заключенного в гидротрансформатор и двух крыльчаток. Лопасти маховика увлекают за собой поток масла, которое закручивает насосное колесо – вот по такой схеме передается вращение в автоматической коробке передач (АКПП)
У такого автомобиля с автоматикой отсутствует педаль сцепления, поэтому в целом сам процесс вождения будет проще и легче (особенно много поклонников автоматической коробки среди женщин).
Автомобиль с механической коробкой передач
Фото: педаль сцепления – с левой стороны
В автомобиле педаль сцепления расположена в самой левой позиции из трех педалей – педаль в центре – это тормоз, педаль с правой стороны это – газ, левая педаль – это сцепление, – и с её помощью водитель управляет подключением двигателя к коробке передач.
Ручной режим работы требует большего внимания по сравнению с «автоматом», но для многих пользователей это дело привычки и вопрос цены.
Автомобиль с автоматом (АКПП) будет гораздо дороже при покупке и обслуживании, по причине которой, многие водители выбирают автомобили, с ручным управлением где есть педаль сцепления.
Правильное использование педали сцепления
Новичку будет полезно узнать, как правильно пользуются автомобильным сцеплением опытные автомобилисты и как работает сцепление.
Применяя простые рекомендации в повседневных поездках, новичок гораздо быстрее достигнет мастерства, если научится правильно переключать передачи и включать нужную скорость, снижая нагрузку на резину и тормозные диски.
Это касается таких моментов вождения, как кратковременные остановки, например, на светофоре и на поворотах.
Как правильно выжимать сцепление
По сути, правильное использование фрикционной муфты подразумевает четкое выполнение двух взаимосвязанных операций – педаль нужно нажать, а затем отпустить.
Простые советы подскажут вам, как правильно выжимать сцепление:
Педаль нажимается до упора и без задержек. Так как главное – это опыт, лучше не жалеть времени на тренировки, найдя для этого подходящую площадку и взяв в компанию опытного водителя.
В самом начале обучения важное значение имеет обувь – чтобы ощущения были более выраженными, она должна быть на тонкой подошве и без каблуков.
Как правильно отпускать сцепление
Ослабляя нажатие на педаль, водитель начинает соединять маховик двигателя и ведомый диск для передачи вращения на коробку передач.
Делать это надо очень аккуратно и плавно – есть несколько рекомендаций для начинающих автолюбителей, как отпускать сцепление, чтобы езда была максимально комфортной:
Педаль не должна быть выжатой долгое время, педаль необходимо постепенно отпускать без резких бросков, слегка задержавшись, когда она будет вдавлена наполовину.
Движение автомобиля нужно начинать с первой передачи. Трогаться со второй передачи можно только зимой, когда дорога или некоторые участки дороги очень скользкие (если на первой передаче трогаться по скользкому, то колеса будут буксовать, и трудно будет вообще стронутся с места).
Видео: Как правильно пользоваться сцеплением в автомобиле
Видео: Как правильно отпускать сцепление и работать с педалями в автомобиле
Как работают сцепления | HowStuffWorks
С 1950-х по 1970-е годы вы могли рассчитывать на пробег от 50 000 до 70 000 миль от сцепления вашего автомобиля. Сцепления теперь могут прослужить более 80 000 миль, если вы будете их осторожно использовать и поддерживать в хорошем состоянии. Если не принять меры, сцепления могут начать выходить из строя на 35 000 миль. Грузовики, которые постоянно перегружены или часто буксируют тяжелые грузы, также могут иметь проблемы с относительно новыми сцеплениями.
Этот контент несовместим с этим устройством.
Щелкните «play», чтобы увидеть промах.
Самая распространенная проблема со сцеплениями заключается в том, что фрикционный материал на диске изнашивается. Фрикционный материал на диске сцепления очень похож на фрикционный материал на колодках дискового тормоза или колодках барабанного тормоза — через некоторое время он изнашивается. Когда большая часть или весь фрикционный материал исчезнет, сцепление начнет проскальзывать и в конечном итоге не будет передавать мощность от двигателя на колеса.
Сцепление изнашивается только тогда, когда диск сцепления и маховик вращаются с разной скоростью. Когда они сцеплены вместе, фрикционный материал плотно прижимается к маховику, и они вращаются синхронно. Износ происходит только тогда, когда диск сцепления скользит по маховику. Так что, если вы относитесь к тому типу водителей, который много буксует сцеплением, вы изнашиваете сцепление намного быстрее.
Иногда проблема не в скольжении, а в залипании.Если ваше сцепление не выключается должным образом, оно будет продолжать вращать первичный вал. Это может вызвать скрежет или полностью помешать включению передачи. Вот некоторые общие причины заедания сцепления:
- Обрыв или растяжение троса сцепления — тросу требуется правильное натяжение для эффективного толкания и тяги.
- Негерметичный или неисправный рабочий и / или главный цилиндры сцепления — Утечки не позволяют цилиндрам создавать необходимое давление.
- Воздух в гидравлической линии — Воздух влияет на гидравлику, занимая пространство, необходимое жидкости для создания давления.
- Неправильно отрегулирована тяга — Когда ваша нога нажимает на педаль, рычажный механизм передает неверное количество силы.
- Несоответствующие компоненты сцепления — Не все запасные части работают с вашим сцеплением.
«Жесткое» сцепление — тоже частая проблема. Все муфты требуют определенного усилия для полного нажатия.Если вам придется сильно нажать на педаль, возможно, что-то не так. Частыми причинами являются заедание или заедание педального рычага, троса, поперечного вала или шарнира. Иногда засорение или изношенные уплотнения в гидравлической системе также могут стать причиной жесткого сцепления.
Другая проблема, связанная со сцеплениями, — это изношенный выжимной подшипник, который иногда называют выжимным подшипником . Этот подшипник прикладывает силу к пальцам вращающегося прижимного диска, чтобы освободить сцепление.Если вы слышите грохочущий звук при включении сцепления, возможно, у вас проблема с выгрузкой.
В следующем разделе мы рассмотрим несколько различных типов муфт и способы их использования.
Общие сведения об управлении сцеплением и когда его использовать
Для любого новичка в автомобилях понимание и использование системы сцепления снижает нагрузку, особенно на светофоре. Для некоторых это также пугающий опыт, поскольку первая задача при изучении автомобиля для них — это остановиться и снова сдвинуть автомобиль. Таким образом, если кто-то хочет получить хорошие навыки управления сцеплением , для него важно сначала понять, как работает система сцепления и когда использовать ее во время вождения.
Основные компоненты системы управления сцеплением
Система сцепления состоит из двух дисков — фрикционного и нажимного. Прижимная пластина соединена со стороной коробки передач системы через ось. Кроме того, фрикционный диск прикреплен к двигателю через коленчатый вал.
Управление сцеплением и его работа
Эта система важна для регулирования скорости автомобиля с механической коробкой передач. Блок управления сцеплением фактически передает мощность двигателя на коробку передач.Там муфта прерывает трансмиссию при переключении передачи во время движения или когда она выбрана для движения из неподвижного положения.
Чтобы понять больше о работе блока управления сцеплением , давайте углубимся в его работу.
1. Принцип работы управления сцеплением
Начиная с нажатой педали сцепления, это действие отделяет нажимной и фрикционный диски друг от друга. Это означает, что колеса отделены от двигателя автомобиля, что предотвращает передачу энергии на колеса.Но здесь пластина на валу все равно крутится во время работы двигателя.
Теперь, когда автомобиль перешел на желаемую передачу, пора поднять педаль сцепления, что позволяет пластинам снова слипаться. Но все по-другому, когда идет 1-я передача. Поскольку на этот раз педаль сцепления отпускается, пластины медленно сходятся вместе. Таким образом, позволяя автомобилю двигаться плавно, соединяя разорванное звено между двигателем и колесами.
Принцип работы управления сцеплением
2.Изучение методов управления сцеплением
Теперь вы знаете, что это метод управления скоростью автомобиля. Но какова именно техника? Давайте ответим на него заранее.
Во-первых, когда вы находитесь на сиденье водителя, убедитесь, что педаль сцепления работает плавно, пристегните ремень безопасности, включите двигатель и остановите ручной тормоз. После того, как все это будет сделано, теперь нажмите на педаль сцепления и выберите 1-ю передачу. Затем включите двигатель, осторожно нажав на педаль акселератора, и одновременно медленно поднимите ногу с сцепления.
В этом месте, когда диски сцепления встречаются, это называется точкой зажима. Фактически, эта точка укуса возникает несколько раз во время движения. Однако важно помнить, что сила, прикладываемая к педали сцепления, должна быть меньше, чем сила, прикладываемая на первой передаче.
ПОДРОБНЕЕ:
Когда использовать сцепление
Существуют определенные определенные ситуации, когда следует использовать рычаг управления сцеплением , например, при остановке или трогании с места, управлении транспортным средством на низкой скорости и при переключении передачи.
Когда использовать управление сцеплением
Советы : При движении по бездорожью целесообразно уменьшить включение сцепления, иначе автомобиль заглохнет при увеличении передачи.
Зная о системе управления сцеплением , ее практика может сделать вас только опытным водителем. Итак, начнем сегодня же! Но не забудьте также следовать определенным советам по обслуживанию, которые предотвращают износ компонентов сцепления.
Ищете дешевые подержанные автомобили у надежных японских продавцов? Нажмите здесь > Купите качественный подержанный автомобиль по выгодной цене у официальных дилеров Японии здесь
За что отвечает сцепление в автомобиле. Сцепление автомобиля
Сцепление автомобиля — это один из главных компонентов трансмиссии. Именно оно принимает на себя весь основной удар при переключении передач, защищает машину от перегрузок и гасит колебания. Как работает сцепление на автомобиле, как оно устроено, какие функции выполняет? Ответы на все эти вопросы — далее в нашей статье.
Характеристика
Сцепление автомобиля — это узел, предназначенный для кратковременного отсоединения двигателя от коробки передач и плавного их соединения при переключении скоростей.
На большинстве современных автомобилей данный элемент размещается между коробкой передач и двигателем внутреннего сгорания.
Устройство сцепления автомобиля
По своей конструкции данная деталь представляет собой целую систему, состоящую из следующих элементов:
Для чего нужен данный узел?
Как известно, двигатель вращается постоянно, а вот колеса — нет. И чтобы при каждой новой остановке автомобиля не приходилось глушить мотор, на коробке следует выключать ту или иную передачу, то есть путем нажатия на педаль сцепления активировать «нейтралку». При последующем движении данный узел способен снова совместить вращающийся двигатель и неподвижную КПП, плавно соединяя валы между собой. Благодаря этому происходит мягкое трогание автомобиля с места.
«Сухое» сцепление
Схема сцепления автомобиля практически всегда одна и та же (картер сцепления; подшипник выключения сцепления; втулка опорная вала вилки выключения сцепления; вилка выключения сцепления; нажимная пружина; ведомый диск; маховик; нажимной диск; кожух сцепления; первичный вал коробки передач; трос; педаль сцепления; муфта подшипника выключения сцепления; пластина, соединяющая кожух сцепления с нажимным диском; пружина демпфера; ступица ведомого диска). Однако этот узел имеет свои особенности. Некоторые производители оснащают машины разными типами узлов. Один из самых популярных на данный момент вариантов — фрикционный. При таком типе сцепления процесс передачи усилий крутящего момента осуществляются благодаря силам трения. Последние воздействуют на поверхностях соприкосновения ведомой и ведущей части. То есть передача усилий происходит напрямую между диском ДВС и КПП машины. Также данный тип сцепления называется «сухим». Особенно часто он устанавливается на полноприводные джипы.
«Мокрый» тип
Существует и так называемый мокрый тип сцепления. Чем он отличается от первого варианта? В нем имеется гидротрасформаторное масло между двумя дисками. Также на «мокром» узле нет такого жесткого сцепления между ведомым и ведущим диском.
По сравнению со своими аналогами он имеет целый ряд преимуществ. Среди них необходимо отметить хорошую защиту автомобиля от перегревов, а также высокую надежность работы механизмов. Однако есть у «мокрого» элемента и свои недостатки. Главный его минус — высокая стоимость, поэтому на большинстве бюджетных автомобилей такая система не используется.
Предназначение
Какие функции выполняет сцепление автомобиля? Прежде всего, данный узел необходим для плавного трогания автомобиля с места, о чем мы сказали в начале статьи. Если мотор с коробкой соединены жестко, то после включения передачи машина резко дергается вперед, так как на коробку передается сразу вся мощность от двигателя. Неправильное использование сцепления вызывает механическое повреждение деталей, а также приводит к частой остановке двигателя при трогании с места.
Благодаря работе сцепления, а именно скольжению ведущего и ведомого дисков, крутящий момент увеличивается постепенно. Движущие усилия возрастают не сразу, а потому машина трогается очень плавно и мягко.
Также коробка сцепления необходима для легкого переключения передач во время движения транспортного средства. Когда автомобиль едет с определенной скоростью, которая стабильно растет или уменьшается, возникает необходимость в переходе на повышенную или пониженную передачу, чему способствует своевременное разъединение валов узла между трансмиссией и двигателем. В противном случае для переключения передачи требовались бы более высокие усилия, что в дальнейшем спровоцировало бы быстрый износ КПП и других его механизмов. В частности, при принудительном переводе скорости повышается нагрузка на зубья шестерен. Таким образом, сцепление также выполняет функцию уменьшения нагрузки, которая действует на поверхность деталей КПП, что облегчает переход с одной передачи на другую. При этом коробка передач (фото данного механизма представлено ниже) терпит минимальные нагрузки от двигателя. А это значительно повышает срок службы деталей КПП, цена которых порой слишком велика.
Кроме того, работа сцепления направлена на уменьшение уровня нагрузок, действующих на КПП во время экстренного торможения автомобиля. Когда машина резко снижает скорость, момент вращения ее колес значительно уменьшается. Но поскольку трансмиссия в это время соединена с мотором, она обладает инерцией вращения и сохраняет прежнюю частоту оборотов. Это может привести к значительному повреждению ее деталей. Сама защита от перегрузок осуществляется проскальзыванием ведомых и ведущих дисков. В таком случае момент вращения стабилизируется максимально.
Как оно функционирует?
Принцип работы сцепления автомобиля заключается в трении нескольких дисков. Действие данного узла заключается в плотном сжатии рабочих поверхностей маховика и прижимной поверхности корзины. Ниже мы рассмотрим этот момент более подробно.
Когда узел находится в рабочем состоянии, под действием выжимной пружины диск корзины плотно прилегает к сцеплению и прижимает его к маховику. При этом первичный вал заходит в шлицевую муфту. Далее производится передача крутящих усилий на него от диска сцепления. Когда водитель нажимает на педаль, он задействует работу выжимного подшипника. Последний нажимает на пружину. Таким образом, поверхность корзины отходит от диска сцепления. После этого первичный вал КПП прекращает свое движение.
Особенности работы на автоматических коробках
В обычных АКПП такой элемент трансмиссии, как сцепление, попросту отсутствует. Зато на роботизированных и кулачковых «автоматах» она предусмотрена. Кстати, на последнем типе трансмиссий сцепление работает только при старте. В процессе движения данный элемент не функционирует.
На большинстве автоматических коробок используется многодисковое сцепление влажного типа. Однако выжим здесь происходит не путем нажатия определенной педали (которой попросту здесь нет), а сервоприводом (другими словами, актуатором). На данный момент принято различать несколько типов данных устройств:
- Электрический. Подобный сервопривод представляет собой шаговый двигатель. Он управляется при помощи ЭБУ (электронного блока управления).
- Гидравлический. Такой актуатор выполняется в виде гидроцилиндра. Он приводится в действие специальным гидравлическим распределителем.
На КПП типа «робот» используются два типа сцеплений. Они функционируют переменно. При выжиме первого для автоматического переключения определенной передачи второе ожидает команды для выжима следующей.
Продлеваем срок службы
Сцепление — это, пожалуй, один из самых износостойких элементов в конструкции автомобиля. Качественный узел может прослужить 200 и более тысяч километров. Однако чтобы ваша коробка не потребовала ремонта уже на первых неделях езды, нужно знать определенные правила эксплуатации.
При вождении автомобиля с механической трансмиссией, прежде всего, научитесь правильно нажимать на педаль. В то время когда вы приотпускаете ее, происходит включение сцепления. В этот момент пружина нажимного диска подводит ведомый механизм к маховику. Происходит плавное притирание элементов. За счет этого диск немного проскальзывает относительно маховика, последний также начинает вращаться.
На следующем этапе необходимо дать небольшое время узлу для того, чтобы обороты максимально сравнялись. Для этого следует удерживать педаль в средней позиции примерно 2-3 секунды. После этого количество оборотов маховика приблизится к скорости вращения диска. Итак, автомобиль потихоньку набирает ход.
Что же делать далее? Когда маховик с ведомым и нажимным диском стал самостоятельно вращаться с одинаковой скоростью и без проскальзываний, происходит максимально высокая передача крутящего момента. В таком случае необходимость в повторном разъединении КПП и двигателя отсутствует (разве что при экстренном торможении). Как только машина тронулась, а на спидометре уже больше 10 километров в час, педальку можно смело отпускать. Дальше аналогичным путем переключаемся на повышенную передачу вплоть до 5-й (если это позволяют ПДД).
Обратите внимание, что если при трогании с места внезапно сбросить педаль сцепления, машина будет ехать рывками, а через 3-4 секунды заглохнет. Это происходит из-за того, что при резкой притирке дисков мотор передает всю мощь на коробку, тем самым попросту рвет ее. Нагрузка на шестерни увеличивается, соответственно, ресурс механизмов трансмиссии уменьшается. Резко отпускать педаль при трогании не следует, так как это очень вредит вашему автомобилю. Лишь когда машина набирает достаточно большую скорость (это уже 3-5 передача), при переключении на повышенную можно «бросать» педаль сходу.
Как не сжечь этот узел?
Не стоит думать, что если долго давить на данную педаль, работа сцепления автомобиля будет стабильной, а машина от этого не пострадает. К примеру, на перекрестках и при остановке «на красный» следует сразу переключаться на «нейтралку». Если все это время (порядка 20-40 секунд) ваша нога будет находиться на педали сцепления, вы попросту его сожжете через 1-2 дня. Цена на него в зависимости от модели автомобиля колеблется в пределах от 200 до 1000 долларов и выше. Согласитесь, это довольно большая сумма.
Как показывает практика, при правильном использовании сцепления можно не менять корзину и диск на протяжении 100-200 тысяч километров (касается импортных марок машин). Главное — чувствовать, когда следует нажимать на педаль, а когда — нет. Если ваша остановка длится более 5-6 секунд, смело включайте «нейтралку». Сделать это можно и раньше, например если на расстоянии в 300 метров вы увидели красный сигнал светофора. В таком случае машина будет двигаться по собственной инерции. Кстати, используя «накат», можно значительно уменьшить расход топлива автомобиля.
Таким образом, не следует резко отпускать педаль сцепления, но и не нужно очень долго его держать. И в том и в другом случае вы рискуете ухудшить техническое состояние автомобиля.
Регулировка узла
Периодически автомобилю требуется регулировка сцепления. Со временем ход педали увеличивается, вследствие чего механизмы отключаются не полностью. То есть при максимальном нажатии на педаль валы не отключаются, а остаются «в притирке» с двигателем. А это, как мы уже сказали ранее, значительно увеличивает уровень нагрузки на зубья. В результате изнашиваются все компоненты узла.
Как это определить?
Понять, требуется ли вашему автомобилю регулировка сцепления, очень просто. Для этого нужно взять строительную рулетку и замерить расстояние от пола до резиновой накладки педали. На большинстве легковых автомобилей данное значение составляет порядка шестнадцати сантиметров. А выставляется ход педали при помощи специальной контргайки, которая находится на окончании троса под капотом. При этом механизм следует трижды нажать до упора (в пол).
Заключение
Итак, мы подробным образом рассмотрели особенности работы системы сцепления автомобиля. Как видите, данная деталь представляет огромную важность для двигателя и коробки передач. Поэтому не следует пренебрегать правилами ее эксплуатации и впустую жечь корзину при отсутствии особой надобности. Берегите свой автомобиль и эксплуатируйте сцепление бережно!
Принято считать, что в строении автомобиля разбираются в основном мужчины, однако в случае, когда женщина садится за руль, она также должна знать составные части каждого элемента автомобиля. Кроме этого ей должны быть известны и принцип их действия. Одной из важных механизмов в автомобиле считается сцепление. Однако, что делает сцепления, и какие функции оно исполняет? Об этом мы поговорим в этой статье.
Под сцеплением подразумевается специальный механизм автомобиля, работа которого преимущественно основана на силе трения скольжения. Данный механизм предназначен в основном для передачи крутящего момента. Механизм сцепления относят к компоненту трансмиссии определенного транспортного средства, которая предназначена для подключения/отключения соединения двигателя с коробкой передач.
Принцип действия сцепления
Рассмотрим, что делает сцепление подробней. В основном сцепление служит для разобщения на небольшой промежуток времени коленчатого вала от силовой передачи транспортного средства. Это необходимо для переключения шестерён в коробке передач, а также для торможения автомобиля до полной его остановки. Также сцепление даёт возможность автомобилю плавно начинать движение с места.
Существует множество разных типов сцепления. Для чего они нужны, рассмотрим кратко дальше. Большинство популярных типов сцепления основано на нескольких фрикционных дисках, которые должны быть плотно сжаты друг с другом. Плавность включения/выключения передачи обеспечивает вращающийся ведущий диск, который присоединяется к коленчатому валу двигателя, таким образом, чтобы он размещался относительно ведомого диска, который в свою очередь должен быть присоединён через шлиц с коробкой передач.
Сила, которая передается от педали сцепления, влияет на механизм с помощью механического или гидравлического привода. Процесс нажатия на педаль сцепления разводит диски сцепления, что сопровождается освобождением пространства, при этом отпускание педали приводит к сжатию ведомого и ведущего дисков.
Классификация
Чтобы ясней усвоить для себя для чего нужно сцепление нужно также рассмотреть и их классификацию. Это позволит понять небольшие различия между данными видами, а также его использование в разных видах автомобилей.
- По способу управления данный механизм подразделяется на сцепления с гидравлическим, механическим, электрическим и с комбинированным приводом.
- По виду трения различают сухие сцепления (как правило, это фрикционные накладки, которые работают в воздушной среде) и сцепления, работающие в масляной ванне (соответственно их называют «мокрые»).
- По режиму включения бывают замкнутые и замкнутые непостоянно сцепления.
- Одно-, двух- и многодисковые сцепления классифицируют по числу ведомых дисков.
- По расположению и по типу нажимных пружин бываю сцепления с расположением в несколько цилиндрических пружин, которые размещаются по периферии нажимного диска и с диафрагменной пружиной, которая находится по центру.
Сцепление в «автоматах»
В самом классическом виде механизм сцепления в гидромеханических и других вариаторных автоматических коробках передач должен отсутствовать, а присутствует он только в роботизированных трансмиссиях или в кулачковых коробках передач. В коробках передач с роботизированным управлением, при выжимании сцепления, переключаются передачи с помощью электропривода, а для большей плавности во время переключения используются коробки передач, где размещено два сцепления. Они работают по очереди, то есть одно сцепление в работе, при этом другое должно быть наготове.
В статье постараемся раскрыть главные принципы работы сцепления автомобиля, составные части и какие выделяют их виды.
Резкий старт с места, или же большая нагрузка при движении быстро выводят сцепление с рабочего состояния, первым признаком поломки сцепления становится плохое переключение коробки передач, пробуксовка после того, как включили передачу, нажали на газ, обороты двигателя поднялись, а автомобиль не набирает скорость. Все это ведет к одному, пора менять сцепление. Но все же заменить не проблема, но вот для того чтоб не случилась такая беда заново, рассмотрим принцип работы сцепления.
Сцепление (или как его еще называют «фрикционная муфта») — это механизм автомобиля, который соединяет двигатель с трансмиссией и время от времени дает возможность рассоединять их при переключении передачи, торможения или же во время остановки. Основное задание сцепления — это фрикционное взаимодействие дисков, которые располагаются на обоих валах.
Еще одной функцией, которую исполняет сцепление — это возможность плавно трогать с места автомобиль. Постольку поскольку вал двигателя вращается, а вал трансмиссии пребывает в фиксированном неподвижном положении, начало движения машины без сцепления невозможно, так как оно помогает валам плавно притереться друг к другу, и в то же время обеспечивает плавное ускорение оборотов, которое обеспечивают валы, и наконец-то привести в движение автомобиль.
Если же случайно (или не случайно) слишком быстро и резко рассоединить те двое валов, то неподвижный вал трансмиссии заклинит вращающийся вал двигателя и Ваш автомобиль просто-напросто заглохнет (в лучшем случае), или же в механизме сцепления будут поломки, на которые понадобятся немалые материальные затраты. В основном, на современных автомобилях устанавливается механические сцепления.
Чтоб не ломать сцепление, нужно знать не только как оно работает поверхностно и какие его функции, но и с каких деталей оно состоит. К основным составляющим частям относят ведомую и ведущую части, механизм отключения и нажимную систему.
Момент вращения двигателя передается от маховика на детали ведущей части, последние в свою очередь передают крутящий момент на ведущий вал КПП. Момент трения обеспечивается благодаря нажимному механизму, который благодаря плотному сцеплению ведомой и ведущей части, дает долгожданный результат движения.
Немаловажным считается выключение сцепления. Так один диск, на котором расположены периферическим образом пружины, расположено в чугунном картере, тот в свою очередь располагается в блок-картере двигателя.
В ведущую часть входит кожух сцепления и , последний в свою очередь крепится к маховику коленчатого вала за счет шести специальных болтов. Нажимной диск размещается в средней части кожуха. Вращающий момент нажимного диска передается от маховика через три выступления, которые имеются в диске и входят в окна кожуха. Ведомый диск, ступица, ведущий вал коробки смены передач являются основными и обязательными составными ведомой части сцепления.
По обе стороны ведомого диска размещены фрикционные накладки, изготовлены из медно-асбестового состава (или же иного металлоасбестового состава), которые выдерживают необычайно высокую температуру и известны своими фрикционными свойствами. Со ступицей ведомый диск соединен заклепками либо же через пружины. Эти пружины являются составной частью пружинно-фрикционного гасителя вращающихся колебаний (то есть демпфера).
Выжав педаль сцепления, мы знаем, что нужно переключить передачу, но как принцип работает внутри корзины, мало кто знает. В это время между маховиком и нажимным диском зажимается ведомый диск. Когда нажимается сцепная педаль, трос привода смещается в корзине и при этом происходит поворот рычага, который отвечает за крепление. В то же время свободный конец вилки начинает давить на выжимной подшипник. Он в свою очередь, перемещаясь к корзине, давит на диски. После этого маневра диски начинают двигать нажимной диск.
В этот же самый момент ведомый диск разгружается от той силы, с помощью которой этот ведомый диск прижимается к корзине (она же маховик). При заданной последовательности сцепление отсоединяется. Именно после этого, водитель автомобиля свободно может переключать передачу. Плавно отпуская педаль сцепления, водитель соединяет ведомый диск с корзиной. В результате таких манипуляций, вращающийся момент передается на ходовую часть и автомобиль приводиться в режим езды.
Как видим все усилия передаются через механические составные, никаких вспомогательных элементов нет.
Сцепление с гидравлическим приводом
Судя с названия этого вида сцепления, думаю, Вам, итак, стало ясно, что в гидравлическом приводе все усилия, начиная с педали сцепления и заканчивая собственно механизмом, транспортируются с помощью такой себе жидкости. Она в свою очередь размещается в гидроцилиндрах и трубках, которые соединяют все нужные в механизме элементы. Механизм строения гидравлического сцепления не очень совпадает с механическим сцеплением.
Один достаточно большой диск располагается на остром конце ведущего вала и сделанного из стали кожуха. Кожух закрепляется за маховиком. Внутри кожуха имеется пружина с радиальными лепестками. Они являются, скажем, так, выжимными рычажками. На оси располагается управляющая педаль. Она же приподнята к кузову, а именно к кронштейну. Толкач основного цилиндра прикреплен к педали сцепления при содействии шарнира. Педаль попускается тогда, когда сцепление выключается и передача переключается.
Диагностика сцепления в домашних условиях
На фотографии показаны элементы сцепления автомобиля Лада Приора
- Читайте статью про на автомобиле ВАЗ 2110
- Читайте про на автомобиле ВАЗ
Для того чтобы понять, каково предназначение сцепления в автомобиле, необходимо разобрать принцип его действия в общем составе механизма передачи крутящего момента. Как известно, движение автомобилю придает двигатель. Именно он является источником энергии и крутящего момента. Вращение коленчатого вала двигателя должно передаваться колесам особым образом. Дело в том, что частота вращения элементов двигателя составляет более тысячи оборотов в минуту, в то время как колеса, во-первых, должны иметь возможность вообще не вращаться, во-вторых, в случае вращения иметь частоту на порядок ниже. Для этих целей и служит ходовая часть автомобиля, частью которой является сцепление.
Задача сцепления
Из необходимости применения устройства сцепления следует и его задача – сцеплять и расцеплять двигатель автомобиля с колесами, когда это необходимо. Таким образом, оно служит неким ключом, замыкающим и размыкающим механическую цепь, передающую вращательный момент от двигателя к колесам. На самом деле, физически сцепление связывает двигатель не с колесами, а с коробкой передач, являющейся одним из звеньев цепи. Это сделано для случая переключения коробки на какую-либо другую передачу.
Как известно, коробка переключения передач (КПП) состоит из двух осей. Одна ось соединяется с двигателем, а другая – с колесами. Для того чтобы сменить ступень КПП во время движения, необходимо освободить коробку передач от двигателя. Эту работу выполняет сцепление, в результате чего колеса и двигатель крутятся вхолостую, и появляется возможность ими управлять отдельно. Собственно говоря, одним из вариантов такого управления является также и процесс полного торможения. В момент нажатия на педаль тормоза с целью полной остановки водитель нажимает также на педаль сцепления для развязки двигателя с коробкой передач и, как следствие, со сцеплением.
Устройство сцепления
Вид устройства сцепления, в первую очередь, связан с необходимостью смыкать двигатель и колеса максимально мягко. Именно поэтому резкость отпускания педали сцепления влияет на резкость начала движения автомобиля. Сцепление представляет собой два диска в одном общем корпусе, насаженные на геометрически общую ось. Одна часть данной оси, подключенная к одному из дисков, соединена с колесами, а другая – с двигателем. Один из дисков имеет возможность перемещаться вдоль оси до момента касания со вторым диском, в результате чего и происходит сцепление.
Как выглядит сцепление. Зачем нужно сцепление в автомобиле
Оказывается сцепление есть не только в автомобилях с механической трансмиссией, есть оно и в автоматических коробках передач.
Сейчас вот мы кратко и пробежимся по такому понятию как сцепление, и выясним принцип работы сцепления, для чего оно нужно в автомобиле, как устроено и какие разновидности имеет.
Любая конструкция трансмиссии автомобиля имеет узел, который разрывает связь между двигателем и остальными механизмами, участвующими в движении автомобиля.
Принцип работы сцепления состоит в следующем — для временного разъединения двигателя от трансмиссии. Для их плавного соединения при начале движения и легкого переключении передач, для предохранения деталей трансмиссии от избыточных нагрузок и сглаживания вибраций.
Сцепление расположено между мотором и коробкой передач.
Конструктивные особенности сцепления
По типам сцепления они могут быть гидравлическое, фрикционное, электромагнитное.
- в гидравлическом варианте связь достигается благодаря потоку жидкости;
- во фрикционном ‒ крутящий момент транслируется за счет использования сил трения;
- в электромагнитном – процессом управляет магнитное поле.
Самое распространенное, это как правило, у автомобилей с механическими коробками передач ‒ фрикционное.
На современных легковых авто устанавливают, однодисковое сухое сцепление, которое вместе с маховиком состоит из: нажимного и ведомого дисков, диафрагменной пружины, подшипника (нажимного) выключения, муфты и вилки.
Диск — ведомый
Задача ведомого диска – мягкое соединение двигателя с валом коробки передач. Он расположен между нажимным диском (НД) и маховиком.
Для плавности включения в предусмотрены демпферные пружины, которые гасят крутильные колебания.
С обеих его сторон диска установлены фрикционные накладки из стеклянных волокон и латунной проволоки, запрессованных в состав из каучука и смолы.
Этот материал выдерживает температуру до плюс 400°С.
На спортивных авто применяют керамический вариант, с накладками из углеродного волокна, кевлара и керамики. Существуют и еще более прочные накладки – металлокерамические, они выдерживают температуру до 600°С.
Диск нажимной
При помощи нажимного диска ведомый прижимается к маховику, а при необходимости освобождается от давления.
Нажимной присоединен к корпусу тангенциальными пластинчатыми пружинами. Они, при выключении сцепления, работают как возвратные.
Полученное таким образом плавное переключение передач, продлевает срок службы деталей коробки передач.
На нажимной диск давит диафрагменная пружина, она создает требуемое усилие сжатия для обеспечения передачи крутящего момента.
Наружным диаметром диафрагменная пружина упирается в края НД. Ее внутренний диаметр составляют упругие лепестки, на которые воздействует нажимной (или выжимной, разницы нет) подшипник.
Диафрагменная пружина, нажимной диск и корпус составляют один блок, который принято называть корзиной.
Подшипник выключения, он же выжимной подшипник – расположен на оси вращения и давит при работе на лепестки диафрагменной пружины.
Перемещается он с помощью вилки, связанной с педалью в салоне приводом сцепления.
Классификация
Классифицируют устройство сцепление по нескольким признакам.
- по связи ведущих и ведомых узлов таких как: гидравлические, фрикционные и электромагнитные;
- по состоянию поверхности трения — сухое и мокрое. В первом случае используют сухое трение дисков. Во втором – процесс происходит в жидкости;
- по нажимному усилию могут быть следующие варианты: центробежные, полуцентробежные, с центральной пружиной, с периферийными пружинами;
- по количеству ведомых валов встречаются одно-, двух- и многодисковые системы;
- по типу привода – с механическим или гидравлическим приводом.
Все перечисленные варианты (кроме центробежных) – замкнутые, то есть они постоянно выключены или включены водителем для переключения скоростей, во время остановки и торможения автомобиля.
Вот так, пока в общих чертах, для чего нужно сцепление в автомобиле.
В следующих статьях мы более подробно поговорим о наиболее распространенных вариантах конструкций: , .
Сцепление – это механизм, предназначенный для передачи крутящего момента двигателя к коробке передач, а также плавного соединения и разъединения двигателя с механизмами трансмиссии. С его помощью можно начинать движение на автомобиле, переключать передачи, останавливаться с работающим двигателем, маневрировать при резком изменении скорости.
Механизм сцепления предохраняет детали двигателя и трансмиссии автомобиля от повреждений и перегрузок при быстром включении передач и резком торможении.
В конце этой статьи смотрите видео-урок , в котором очень наглядно продемонстрированно, как работает механизм сцепления в автомобиле.
А ниже мы расскажем о принципе работы сцепления автомобиля, об устройстве и типах приводов включения и выключения сцепления, и о том, как правильно пользоваться механизмом сцепления на автомобилях с механической коробкой передач.
Принцип работы сцепления автомобиля
Принцип работы сцепления автомобиля заключается в плавном соединении и разъединении между собой двух металлических дисков: один жестко привязан к валу двигателя, а второй – к коробке переключения передач.
Механизм сцепления приводится в действие тросом, ведущим от педали в подкапотное пространство автомобиля непосредственно к самому механизму сцепления. При нажатой педали происходит разъединение двигателя и трансмиссии.
Основными деталями механизма сцепления являются:
- Маховик коленвала;
- Ведущий диск (нажимной);
- Ведомый диск.
Диск, передающий усилие двигателя, называется ведущим (он же нажимной или «корзина» сцепления). Он крепится шарнирными соединениями к штампованному стальному кожуху, который, в свою очередь, жестко соединен болтами с маховиком коленчатого вала. Такой вид крепления позволяет ведущему диску сцепления изменять расстояние до кожуха.
При продольном перемещении «корзина» сцепления прижимает к маховику диск, называемый ведомым . Он соединен с первичным валом коробки переключения передач. В рабочем положении ведомый диск зафиксирован между маховиком и нажимным диском, а при нажатии на педаль сцепления он освобождается.
Плавность включения сцепления обеспечивается за счет проскальзывания дисков до момента их полного прижатия друг к другу. Для этого ведомый диск делают из нескольких частей, разделенных упругими пластинами. Также он имеет специальные накладки из материала, устойчивого к нагреву и износу. Нажимной диск сцепления тоже подпружинен и имеет теплоизолирующие прокладки.
При отпущенной педали сцепления ведущий и ведомый диски прижимаются сильными пружинами к маховику, образуя жесткую конструкцию. При этом вал коробки передач начинает вращаться со скоростью вращения коленвала, передавая усилие к узлам трансмиссии и далее через приводные валы к колесам. Автомобиль трогается с места.
Но скорости двух валов не могут моментально стать одинаковыми, автомобиль в этом случае «прыгнет» и заглохнет. Поэтому педаль управления сцеплением отпускается плавно, чтобы с помощью сил трения уравнять вращение ведущего и ведомого дисков. Тогда можно нажатием на педаль акселератора изменять скорость вращения коленвала и, соответственно, управлять скоростью движения автомобиля.
Такой вид сцепления называется сухим, дисковым и постоянно замкнутым. Это значит, что для его работы нужны сухие поверхности дисков, при отпущенной педали, соединенных друг с другом.
Принцип работы приводов сцепления
Принцип работы привода сцепления автомобиля, с которым усилие от педали передается на механизм переключения, может быть механическим, гидравлическим или электрическим.
Механический привод сцепления конструктивно самый простой: он представляет собой стальной трос, связывающий тягу педали и рычаг включения сцепления. На нем обычно находится резьбовое соединение, которым можно регулировать длину троса. Недостаток такого привода – большее усилие при нажатии на педаль.
Гидравлический привод комфортнее в работе, особенно если приходится часто пользоваться сцеплением. Его принцип работы похож на работу тормозной системы: при нажатии на педаль поршень давит на жидкость, которая, двигаясь в цилиндре, приводит в движение толкатель рычага включения сцепления. В этом случае ход педали мягче, но нужно следить за состоянием гидравлических шлангов, и контролировать уровень и качество заливаемой в систему гидравлической жидкости.
Электрический привод отличается от механического тем, что трос выключения сцепления приводится в движение от электромотора, который включается при нажатии на педаль. В остальном его устройство мало чем отличается от механического привода.
На практике работа со сцеплением автомобиля в основном выражается в выработке навыка правильного трогания с места, особенно на подъеме. При оживленном городском движении умелая работа с педалью позволит автомобилю двигаться плавно и не заглохнуть при резком торможении.
При начале движения, нужно, отпуская педаль сцепления, уловить момент соприкосновения дисков, уравновесить скорости их вращения, и дальше плавно отпустить педаль. Ориентир – число оборотов двигателя. Если двигатель работает равномерно, значит, сцепление включается правильно.
Сцеплением следует пользоваться лишь при старте, переключении передач и при остановке автомобиля. Выполнение этого требования продлит срок его службы.
- Резкое или, наоборот, замедленное отпускание педали сцепления при старте приводит к ускоренному износу рабочей поверхности дисков.
- Остановка на светофоре при нажатой педали и включенной передаче не лучшим образом скажется на работе нажимных пружин, подшипника и вилки выключения.
Две главные неисправности механизма сцепления – это недостаточно плотное соприкосновение дисков и недостаточно полное их разъединение.
- В первом случае сцепление пробуксовывает, а у автомобиля будет наблюдаться плохая динамика разгона. Обычно это является результатом износа ведомого диска, его фрикционных накладок.
- Во втором случае в результате неполного разъединения дисков при включенной передаче и нажатой педали автомобиль пытается поехать.
Если эти неисправности не устраняются регулировкой привода, то необходим ремонт самого механизма в стационарных условиях.
Видео: принцип работы сцепления автомобиля
Сцепление автомобиля — одно из самых основных конструктивных составляющих транспортного средства. Его главное предназначение — кратковременное отсоединение мотора от трансмиссии и плавное их соединение друг с другом при переключении передач. Автомобильное сцепление также защищает составляющие трансмиссии от перегрузок. Данный конструктивный элемент расположен между мотором и КПП.
- Первичный вал КПП.
Чтобы понять предназначение сцепления, следует сопоставить работу мотора с таким понятием, как «движение транспорта». Если представить себе, что маховик двигателя непосредственно соединен с ведущим мостом автомашины, то при запуске мотора, автомобиль должен сразу поехать. Соответственно, чтобы остановить машину, нужно заглушить мотор. Именно для этого и необходимо сцепление, позволяющее в подходящий момент получать от мотора энергию в начале движения либо прерывать данный процесс для прекращения езды.
Классическое сцепление состоит из ведомого и нажимного дисков, а также привода, который заставляет их прижиматься либо разъединяться друг с другом. Закреплена данная конструкция в кожухе, который твердо крепится к маховику коленвала. Нажимной диск довольно массивный и также твердо крепится в кожухе. Стоит отметить, что ведомый диск гораздо тоньше и находится на шлицах основного (первичного) вала КПП автомобиля. Шлицы отвечают за обеспечение его подвижности вдоль оси вала, а также за жесткую сцепку с валом. Что касается нажимного диска, то он не имеет такой сцепки с валом КПП.
В стандартном рабочем положении нажимной и ведомый диски прижаты друг к другу с помощью мощных пружин посредством рычагов и выжимного подшипника. Следовательно, в результате силы трения между данными дисками, на первичный вал КПП от маховика передается крутящий момент. Если отвести нажимной диск от ведомого, происходит прерывание крутящего момента от мотора и прекращение вращения ведомого диска с валом.
Отсоединение дисков производится с помощью вилки сцепления, которая своим видом напоминает детские качели. Сама вилка приводится в действие посредством цепочки рычагов и тяг педалью сцепления, которая расположена в кабине.
Перед запуском мотора автомобилист нажимает на педаль сцепления, воздействуя на вилку посредством тяги и вынуждая ее противоположные концы перемещаться относительно центра в противоположные стороны. Конец вилки оказывает давление на выжимной подшипник, который посредством рычагов заставляет сжиматься пружины, оказывающие давление на нажимной диск. Последний отделяется от ведомого диска, что прерывает передачу вращающего момента. В результате при выжатой педали сцепления и запущенном моторе вращается только маховик. Чтобы начать движение, необходимо плавно отпустить сцепление, из-за чего по данной цепочке вилка прекратит оказывать свое воздействие на нажимной подшипник, что, в свою очередь, смягчит давление на рычаги. Затем пружины начнут разжиматься, в результате чего придавят к маховику ведомый и нажимной диски. Поскольку ведомый диск твердо крепится к шлицам первичного вала КПП, крутящий момент от мотора будет передаваться по трансмиссии ведущим колесам и транспортное средство начнет движение.
Необходимо отметить, что существует два типа привода сцепления — гидравлический и механический. Механический вариант является самым простым в работе сцепления авто. В данном случае, автомобилист, нажимая на педаль, оказывает влияние на вилку сцепления посредством тяг и тросов. Гидравлический вариант предусматривает поршень с жидкостью. Чаще всего его применяют на большегрузном транспорте, чтобы облегчить работу водителя.
Какое сцепление на авто, классификация сцеплений для легковых и грузовых машин
Зависимо от конструкции сцепление бывает таких типов — электромагнитное, фрикционное и гидравлическое.
Фрикционный вариант сцепления выполняет передачу вращающего момента с помощью силы трения. Сцепление электромагнитного вида контролируется с помощью магнитного поля. В гидравлическом варианте сцепления связь обеспечивается при помощи потока жидкости.
Фрикционный тип сцепления является наиболее распространенным. Зависимо от количества дисков различают такие виды фрикционного сцепления — многодисковые, однодисковые и двухдисковые.
Сцепление бывает мокрое и сухое. В сухом сцеплении предполагается работа дисков в условиях сухого трения. Мокрое сцепление предусматривает эксплуатацию дисков в жидкости.
Как правило, современные автомобили оснащены сухим однодисковым сцеплением. Все компоненты сцепления расположены в картере, который при помощи болтов крепится к двигателю.
Гидравлическое сцепление. Гидромуфта, где передача крутящегося момента осуществляется гидродинамическим напором жидкости, которая циркулирует между ведущими и ведомыми компонентами, называется гидравлическим сцеплением.
Гидромуфта не применяется на автомобилях в качестве независимого сцепления, поскольку не способна обеспечить абсолютного выключения, что существенно усложняет переключение передач. В результате этого при применении гидромуфты вместе с ней устанавливается фрикционное сцепление, которое предназначено только для переключения передач. При этом во фрикционном сцеплении монтируются более мягкие и пластичные нажимные пружины, что облегчает выключение сцепления.
Электромагнитное сцепление. Сцепление считается электромагнитным, если сжатие ведущих и ведомых элементов осуществляется посредством электромагнитных сил. Электромагнитное сцепление постоянно находится в разомкнутом состоянии.
Грузовые и легковые автомобили с мощным мотором оснащены двухдисковым сцеплением, которое при неизменном размере осуществляет передачу существенно большего крутящего момента, а также предоставляет значительно больший ресурс конструкции. Это достигается за счет применения двух ведомых дисков, посреди которых находится проставка. В результате получены четыре поверхности трения.
Неисправности сцепления, признаки неисправности сцепления
Советы профи, как предупредить неисправность сцепления
Чтобы предупредить рассмотренные выше неисправности сцепления, достаточно придерживаться простых правил эксплуатации. При эксплуатации сцепления необходимо периодически осуществлять проверку уровня тормозной жидкости в бачке. Если уровень ниже нормы, обязательно восстановите его.
Пониженный уровень тормозной жидкости или неправильная регулировка сцепления способна привести к тому, что передачи на вашем авто будут тяжело включаться или перестанут включаться вообще. При движении водителю приходится постоянно выжимать и отпускать педаль сцепления, что вынуждает поверхности ведомого диска с большой силой тереться о нажимной диск и маховик, в результате чего, разумеется, со временем боковые поверхности ведомого диска изнашиваются. Это обыкновенный процесс, который предусмотрен конструкцией автомобиля. Любая машина требует внимания к себе. В среднем, при правильной эксплуатации сцепления, замена ведомого диска нужна после 80 000 километров езды.
Трансмиссия необходима для того, чтобы передавать крутящий момент на ведущие колёса от двигателя, и изменять значения крутящего момента и его направления.
В автомобилях заднеприводных агрегаты трансмиссии расположены вдоль всего кузова и отправляют крутящий момент на задние колёса от двигателя.
Трансмиссия заднеприводного автомобиля состоит из сцепления, коробки передач, карданной и главной передачи, дифференциала и других деталей.
В автомобилях с передним приводом колеса крутящий момент находится от двигателя намного ближе, чем в автомобялях с задним приводом. Все устройства, которые принадлежат трансмиссии, находятся под капотом автомобиля, и объединяются в большой общий узел агрегатов. В кожухе между двигателем и коробкой передач находится механизм сцепления, содержащую в себе к тому же главную передачу с дифференциалом. По этой причине валы привода передних колёс выходят напрямую из картера коробки передач.
Трансмиссия автомобиля с передним приводом состоит из сцепления, главной передачи, коробки передач, дифференциала и валов привода передних колёс.
Данная часть считается первым и наиболее значимым устройством трансмиссии, предназначено которое для передачи крутящего момента от маховики коленчатого вала к первичному валу коробки передач. При этом сцепление даёт возможность водителю недолговременно прерывать передачу крутящего момента, чтобы отделять двигатель от трансмиссии, а затем их плавно воссоединять.
Сцепление образуют всего лишь две следующие части: привод и сам механизм сцепления.
Привод выключения сцепления
В дальнейшем невозможно будет изучать автомобиль, если не понять термин привод. Давайте попробуем разобраться с ним.
В повседневной жизни человек собственными усилиями, при помощи рук и ног перемещается по своей квартире, по улице, прилагая при этом усилия и передавая их окружающим предметам. Другими словами, что-то открывает и закрывает, запускает и останавливает, и всё это без использования различных трубопроводов и рычагов.
Если же в автомобиле необходимо передать усилие, например, от водителя к определённому механизму или от одного агрегата к другому, могут появиться определённые проблемы. Но в машине всё надёжно закреплено во всевозможных местах кузова, к тому же, водитель не может выйти из-за руля, чтобы несильно приоткрыть дроссельную карбюраторную заслонку или произвести ещё какое-нибудь действие. Для корректной и правильной работы автомобиля в то время, когда водитель находится на своём месте, имеется привод механизмов.
Давайте представим ситуацию, что вам необходимо что-либо практически постоянно закрывать или постоянно открывать, но при этом вы не можете передвигаться. Чтобы лучше понять, попробуйте привязать себя к своему дивану. А теперь в таком состоянии попробуйте открыть дверь. Чтобы осуществить это действие, вы должны будете использовать верёвку, палку, дистанционное управление или любое другое средство, которое может помочь. Давайте это будет палка, которая привязана одним концом к вашей руке верёвками, а другим — к дверной ручке. Тяните и толкайте палку, чтобы открыть и закрыть дверь. Палка с верёвками в таком случае будет именно тем приводом, который будет передавать усилие на расстоянии.
В автомобиле практически у каждого механизма имеется свой привод, при помощи которого он начинает приводиться в действие. Привод может быть выполнен из нескольких узлов и деталей, быть механическим, гидравлическим или другим.
Привод включения сцепления составляют:
- Педали
- Главный цилиндр.
- Рабочий цилиндр.
- Вилка включения сцепления.
- Нажимной подшипник.
- Трубопровод.
Когда нажимается педаль сцепления, водитель производит ногой усилие, через поршень и шток передаётся жидкость, передающая давление на поршень рабочего цилиндра от поршня цилиндра главного. После этого шток рабочего цилиндра переносит вилку выключения и нажимной подшипник, передающий усилия на механизм сцепления. Когда водитель педаль отпустит, возвратные пружины вернут все детали привода в позиции начальные.
В гидравлическом приводе автомобилей ВАЗ используется тормозная жидкость «Томь», «Нева», «Роса» и подобные им. Тем не менее, при покупке жидкости, или, в крайнем случае, перед её заливанием в бачок привода, необходимо ознакомиться со сведениями, которые написаны на этикетке флакона. Можно ли эту жидкость смешивать с той, которая уже присутствует в гидравлическом приводе сцепления автомобиля? Чаще всего ответ бывает положительным, однако попадаются иногда и такие жидкости, которые смешивать друг с другом ни в коем случае нельзя.
На переднеприводных автомобиля используется механический привод, в котором педаль сцепления сообщается с вилкой выключения металлическим тросом.
Механизм сцепления
Этот механизм представляет собой устройство, в котором выполняется передача крутящего момента за счёт работы сил трения. Именно благодаря механизму сцепления двигатель и коробка передач плавно соединяются друг с другом после кратковременного разъединения. Элементы механизма находятся в картере сцепления, прикрепляется который к картеру двигателя.
Состоит механизм сцепления из:
- Картер и кожуха
- Ведущий диск или маховик КВ двигателя
- Нажимной диск с пружинами
- Ведомый диск, оснащённый особыми износостойкими накладками.
Ведомый диск, связан который с первичным валом коробки передач, постоянно зажат с маховиком нажимными дисками под воздействием очень сильных пружин.Благодаря огромным силам трения между маховиком и дисками (нажимным и ведомым), всё это может вращаться как единое целое во время работы двигателя. Однако это происходит лишь в том случае, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того, едет в это время автомобиль или стоит на месте.
Чтобы автомобиль начал двигаться, необходимо прижать ведомый диск, который связан с ведущими колёсами, к вращающемуся маховику, иными словами, запустить сцепление и привести его к состоянию монолита. И это непростая проблема, поскольку угловая скорость вращения маховика соответствует примерно 20 — 25 оборотам за 1 секунду, а в это время скорость вращения ведущих колёс — нуль.
Давайте подумаем вместе, как это можно сделать? Представьте, что вы не успели на поезд, и он уже начал отправляться. Если производить грамотные действия, сначала вы будете его догонять, двигаясь параллельно, затем схватитесь за поручень, и только после того, как ваша скорость и скорость поезда уравняются, вы сможете уже смело запрыгнуть в свой вагон.
Однако вы можете увидеть кошмарный сон, в котором вы пытаетесь сразу запрыгнуть в движущийся вагон, двигаясь при этом прямо наперерез поезду. И, разумеется, — промахиваетесь, и не попадаете в больницу лишь по той причине, что вовремя просыпаетесь от страха. Зато после этого вы будете всегда правильно отпускать педаль сцепления, действуя исключительно в три этапа.
Во время первого этапа работы по запуску сцепления вы приопускаете педаль, при этом давая возможность подвести ведомый диск к маховику пружинам нажимного диска, чтобы они легко соприкоснулись друг с другом. . За счёт сил трения диск проскальзывает определённое время относительно маховика и тоже начинает при этом вращаться, а ваш автомобиль медленно ехать.
При втором этапе необходимо удерживать ведомый диск от любого перемещения, для этого нужно на 2 — 3 секунды удержать педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость, при которой происходит вращение диска и маховика стала практически равной. Машина при этом будет двигаться немного быстрее.
При третьем этапе маховик, а также нажимной и ведомый диски вращаются вместе при одинаковой скоростью, передавая при этом 100%-но крутящий момент в направление к коробке передач и после на ведущие колёса автомобиля. Это соответствует тому, что механизм сцепления во включенном состоянии, автомобиль едет. После этого остаётся только полностью отпустить педаль, убрав совсем с неё ногу.
Если при начале движения резко перестать нажимать педаль сцепления, автомобиль может «прыгнуть» вперёд, и при этом также заглохнет двигатель. В худшем случае, какая-нибудь деталь автомобиля вообще сломается по причине сильной ударной волны, которая во много раз увеличивает нагрузки на каждую из деталей двигателя и агрегатов трансмиссии.
Чтобы выключить сцепление, водителю необходимо нажать на педаль, при этом нажимной диск отойдёт от маховика и освободит ведомый диск, прервав передачу крутящего момента к коробке передач от двигателя. Делать это нужно достаточно быстро, но обязательно не резко, доводя спокойное движение ногой до самого конца хода педали.
Действия водителя по выключению и включению сцепления во время поездки повторяются очень много раз, особенно это касается условий города. Однако, при освоении работы с педалью сцепления в три этапа, можно в значительной степени увеличить такие важные особенности, как плавность хода автомобиля, комфортность для пассажиров и водителя, ресурс не только деталей сцепления, но и всего автомобиля в общем.
Наиболее часто встречающиеся неисправности сцепления
Сцепление выключается не полностью по причине перекошенного состояния нажимного подшипника, выхода из строя пружин, коробления ведомого диска или излишне большого свободного хода педали сцепления.
Чтобы устранить эти неисправности, необходимо провести регулирование свободного хода педали, удалить воздух из гидропривода, поменять каждый из не способных работать дисков и пружин.
Сцепление запускается не полностью по причине слишком маленького свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, выхода из строя пружин.
Устранить эту неисправность можно отрегулировав свободный ход педали, промыв или поменяв диски, пружины.
Сцепление начинает свой запуск слишком резко из-за заеданий в механизме привода, задирах, образующихся на рабочих поверхностях дисков и маховика.
Чтобы устранить эту неисправность, необходимо заменить сломанные узлы привода, избавиться задиров на поверхностях дисков, заменить сам ведомый диск.
Подтекать тормозная жидкость в приводе выключения сцепления может быть из любого цилиндра, а также из соединительных труб.
Чтобы устранить эту неисправность, необходимо отыскать место утечки и заменить вышедшие из строя узлы, и после этого удалить воздух из гидроприводы.
Эксплуатация сцепления
В любом автомобиле необходимо время от времени проверять уровень жидкости в бачке, которая питает гидропривод сцепления. Если уровень опустится ниже допустимых норм, его следует обязательно восстановить, долив для этого тормозную жидкость. В противном случае, допустив понижение уровня до нуля, усилие вашей ноги на педали сцепления будет просто бесполезным.
Слишком маленький уровень жидкости, а так же некорректно сделанная регулировка сцепления могут привести к тому, что передачи на вашем автомобиле будут включаться с огромным усилием или не будут включаться вообще. При полностью нажатой педали сцепления автомобиль может продолжать ехать на медленной скорости, что очень даже нежелательно.
Это далеко не все проблемы со сцеплением, которые могут произойти. Каждый раз, когда мы опускаем педаль сцепления, это заставляет обе поверхности ведомого диска достаточно сильно тереться о железный маховик и железный нажимной диск, в результате поверхность ведомого диска изнашивается. Это естественный процесс, который предусмотрен конструкцией автомобиля, ведомый диск считается материалом расходным. . Машина при этом может просто не двигаться с места. Данное явление получило название пробуксирование сцепления.
Неоднократно уже упоминалось о том, что автомобиль сам будет пытаться сообщить водителю о наличие неисправностей при помощи звуковых сигналов, вибрации и запахов, поэтому следить за своей машиной нужно очень и очень тщательно.
К примеру, «шелестение» в районе сцепления, которое перестаёт, когда полностью нажата педаль сцепления, говорит о том, что скоро придётся заменить выжимной подшипник.
О стиле вождения автомобиля говорилось и будет говориться ещё не один раз. Нельзя резко запускать и ускорять машину, постоянно держать ногу на педали сцепления во время движения. Всё это может привести в результате к износу не только сцепления, но и прочих агрегатов автомобиля.
Также срок службы сцепления довольно значительно укорачивает такая вредная привычка, как удерживание педали сцепления в нажатом состоянии вовремя остановки на красном сигнале светофора. Поэтому действовать таким образом, как видим, определённо не стоит. Самым грамотным решением в такой ситуации будет запуск нейтральной передачи и полностью опущенная педаль сцепления.
Разумеется, все прежние рекомендации тоже сохраняются в силе. Грубое обращение с педалями, движение при максимальных нагрузках, максимально высокая скорость и плохая дорога — всё это приводит к значительному понижению срока службы всех частей автомобиля и, в том числе, сцепления.
Сегодня трудно представить автомобиль, чья коробка передач была бы напрямую подсоединена к двигателю. При такой конфигурации трогаться с места авто будет рывками, переключение передачи станет невозможным, а для остановки будет необходимо полностью отключить двигатель. При такой работе срок службы коробки передач сократится до нескольких дней или еще сильнее. На двигатель же (ДВС) подобного рода перегрузки тоже окажут сильное влияние: его ресурс сократится в несколько раз. В данной статье мы рассмотрим принцип работы сцепления, а также его классификацию и конструкцию.
Назначение сцепления
Основная цель которой служит сцепление, зачем нужно – плавное соединение вала коробки передач и маховика двигателя внутреннего сгорания в моменты начала движения и переключения передачи. Говоря простым языком, работа сцепления заключается в роли выключателя крутящего момента. Кроме того, оно способно уберечь от перегрузки и механических повреждений трансмиссию в случае резкого торможения.
Системы сцепления различаются по следующим признакам:
- по количеству ведомых дисков (однодисковые и многодисковые). Первые имеют большее распространение.
- по среде работы (сухие и влажные). Первые являются самыми популярными и распространенными. Влажной система называется тогда, когда элементы находятся в масляной ванне.
- по приводу в действие механизма (механические, электрические, гидравлические, комбинированные).
- по типу нажатия на прижимной диск (с центральной диафрагмой, с круговым расположением пружин).
Состав узла сцепления
Нажимной диск
Данный элемент, получивший простонародное название «корзина», является основанием выпуклой округлой формы. Выжимные пружины имеют соединение с прижимной площадкой (также округлой).
Ведомый диск
Также имеет округлую форму, конструкция же его состоит из следующих компонентов: основание, шлицевая муфта, фрикционные накладки, демпферные пружины. Последние расположены вокруг муфты и служат цели гашения вибраций. В основу состава фрикционных накладок входит углепластиковый композит, к тому же они могут быть выполнены из керамики, кевлара и т.д. Присоединяются они к основанию с помощью специальных заклепок.
Выжимной подшипник
Одна из его сторон представляет собой нажимную площадку округлой формы. Располагается на первичном валу, выступающем из коробки передач, и крепится на защитном кожухе вала. Вилкой привода подшипник приводится в действие вследствие нажатия на оправку последнего. Принцип работы подшипника может быть либо оттягивающий, либо нажимной.
Система привода
Она может быть механической, электрической и гидравлической.
- В механической системе усилие, оказываемое нажатием на педаль, передается на выжимную вилку тросом, находящимся внутри кожуха.
- В состав электрической системы входит электромотор, к которому подсоединен трос и включающийся нажатием на педаль.
- Гидравлическая система состоит из главного и рабочего цилиндров, соединенных между собой трубкой высокого давления. Давление на педаль включает в работу шток главного цилиндра, на конце которого располагается специальный поршень. Последний нажимает на тормозную жидкость, создавая давление, передающееся к рабочему цилиндру по трубке. Конструкция рабочего цилиндра аналогична: также имеются шток и поршень. Из-за давления поршень толкает шток, который нажимает на выжимную вилку.
Педаль сцепления
Она располагается возле педалей газа и тормоза, находится всегда слева. В машинах с автоматической коробкой передач этот элемент отсутствует, но сам механизм сцепления имеет место быть.
Принцип работы
Как работает сцепление? Рассмотрим самый популярный на сегодня вариант – постоянно включенное однодисковое сцепление (сухое). Принцип работы сцепления автомобиля заключается в крепком сжатии поверхностей маховика, прижимной поверхности и накладок диска.
Однодисковое, сухое
Благодаря выжимным пружинам, в положении работы нажимной диск очень крепко прижат к диску сцепления, тем самым прижимая его к маховику. В муфту входит первичный вал, крутящий момент на который передается от диска сцепления.
Нажатие активирует работу системы привода: на выжимные трубы нажимает подшипник, а рабочая поверхность «корзины» отделяется от диска сцепления. В результате освобождения диска, первичный вал перестает вращаться, хотя двигатель все еще находится в заведенном состоянии.
Двухдисковое
Как оно работает в случае двухдисковой системы? «Корзина» имеет уже две рабочие поверхности, следовательно и дисков сцепления тоже два. Ограничительные втулки и система регулирования нажатия располагаются между поверхностями ведущего диска. Сам же процесс разъединения вала и маховика полностью аналогичен однодисковому варианту.
Что же касается АКПП, то там чаще всего применяется многодисковое влажное сцепление. Так как педаль отсутствует, выжим обеспечивается сервоприводом, известным также как актуатор.
Сервоприводы делятся на несколько видов: электрические, шаговые и гидравлические. Управляются они или электронным блоком, или гидравлическим распределителем (в зависимости от типа).
Кроме этого, уже созданы роботизированные коробки передач , в которых используются сразу два сцепления, работающие по очереди.
Источник http://aboutmycar.ru/obsluzhivanie-avtomobilya/transmissiya/dlya-chego-nuzhno-sceplenie-v-mashine-i-kak-im-polzovatsya/
Источник http://edukr.ru/tire/za-chto-otvechaet-sceplenie-v-avtomobile-sceplenie-avtomobilya-princip/
Источник http://neftyanic.ru/how-grip-looks-like-why-grip-in-the-car/