Содержание
Лекция 1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рисунок 1.1), которые составляют две группы, связанные и не связанные с движением автомобиля.
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
Рекомендуемые материалы
Готовая Курсовая Работа. № ЛЛВ 23. Привод ленточного транспортера с двухступенчатым цилиндрическим редуктором, по развернутой схеме. Вариант 3
Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом определяют эффективность и удобство использования автомобиля.
Что же представляют собой эксплуатационные свойства автомобиля? Дадим определения этим свойствам.
Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его относительно поверхности дороги.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
Рисунок 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.
Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля отклоняться вследствие увода колес от направления движения, заданного рулевым управлением.
Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.
Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять силам, стремящимся вызвать занос или опрокидывание автомобиля.
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обеспечивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.
Экологичность — это свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумом.
Безопасностью движения называется свойство автомобиля двигаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, маневренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопасность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомобиля, грузов и других материальных ценностей.
Вместимость представляет собой свойство автомобиля, определяющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.
Прочностью называется свойство автомобиля работать без поломок и неисправностей.
Долговечность — это свойство автомобиля работать без интенсивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.
Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и трудоемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называется свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.
1.2. Измерители и показатели эксплуатационных свойств
автомобиля
Эксплуатационные свойства автомобиля оцениваются с помощью их измерителей и показателей. Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля).
Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количество (например, значение максимальной скорости автомобиля).
Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля устанавливаются ГОСТами, стандартами и другими нормативными документами. Для определения показателей эксплуатационных свойств проводят испытания автомобиля.
1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.
Рисунок 1.2. Связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами
На рисунке 1.2 показана связь эксплуатационных свойств с теми системами и механизмами автомобиля, конструкция и техническое состояние которых оказывают наибольшее влияние на эти свойства.
1.4. Условия эксплуатации автомобиля
Свойства автомобиля, представленные на рисунке 1.1, наиболее полно проявляются в условиях эксплуатации.
Условиями эксплуатации автомобиля называются условия, в которых осуществляются перевозки пассажиров, грузов, специального оборудования и которые характеризуются различными внешними факторами.
К условиям эксплуатации относятся дорожные, транспортные и природно-климатические условия.
Дорожные условия эксплуатации характеризуются рельефом местности, продольным профилем дороги и извилистостью в плане, шириной проезжей части, числом полос движения, ровностью и прочностью дорожного покрытия, стабильностью состояния дороги, интенсивностью, режимом и видом движения, а также помехами.
В лекции «Классификация рекламных средств» также много полезной информации.
Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению подразделяются на дороги общего пользования, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и городские (улицы). Дорожные условия эксплуатации оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, способами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом маршрутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке определенного вида груза.
Природно-климатические условия эксплуатации характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением и осадками (туман, дождь, снег).
Территория России включает в себя в основном зоны умеренного и холодного климата. В зоне умеренного климата сосредоточена наибольшая часть подвижного состава автомобильного транспорта страны. Все автомобили общего назначения и специализированный подвижной состав приспособлены к перевозкам в этой зоне.
В зоне холодного климата зимой температура опускается до -50 °С и ниже, а продолжительность зимнего периода со снежным покровом в отдельных районах с суровым климатом составляет 200 — 280 дней в году. Для этой зоны должны выпускаться специальные автомобили в северном исполнении: с морозостойкими шинами, легко запускаемыми при низких температурах двигателями и т. п.
Лекция 1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рисунок 1.1), которые составляют две группы, связанные и не связанные с движением автомобиля.
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
Рекомендуемые материалы
Готовая Курсовая Работа. № ЛЛВ 23. Привод ленточного транспортера с двухступенчатым цилиндрическим редуктором, по развернутой схеме. Вариант 3
Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом определяют эффективность и удобство использования автомобиля.
Что же представляют собой эксплуатационные свойства автомобиля? Дадим определения этим свойствам.
Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его относительно поверхности дороги.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
Рисунок 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.
Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля отклоняться вследствие увода колес от направления движения, заданного рулевым управлением.
Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.
Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять силам, стремящимся вызвать занос или опрокидывание автомобиля.
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обеспечивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.
Экологичность — это свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумом.
Безопасностью движения называется свойство автомобиля двигаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, маневренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопасность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомобиля, грузов и других материальных ценностей.
Вместимость представляет собой свойство автомобиля, определяющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.
Прочностью называется свойство автомобиля работать без поломок и неисправностей.
Долговечность — это свойство автомобиля работать без интенсивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.
Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и трудоемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называется свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.
1.2. Измерители и показатели эксплуатационных свойств
автомобиля
Эксплуатационные свойства автомобиля оцениваются с помощью их измерителей и показателей. Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля).
Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количество (например, значение максимальной скорости автомобиля).
Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля устанавливаются ГОСТами, стандартами и другими нормативными документами. Для определения показателей эксплуатационных свойств проводят испытания автомобиля.
1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.
Рисунок 1.2. Связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами
На рисунке 1.2 показана связь эксплуатационных свойств с теми системами и механизмами автомобиля, конструкция и техническое состояние которых оказывают наибольшее влияние на эти свойства.
1.4. Условия эксплуатации автомобиля
Свойства автомобиля, представленные на рисунке 1.1, наиболее полно проявляются в условиях эксплуатации.
Условиями эксплуатации автомобиля называются условия, в которых осуществляются перевозки пассажиров, грузов, специального оборудования и которые характеризуются различными внешними факторами.
К условиям эксплуатации относятся дорожные, транспортные и природно-климатические условия.
Дорожные условия эксплуатации характеризуются рельефом местности, продольным профилем дороги и извилистостью в плане, шириной проезжей части, числом полос движения, ровностью и прочностью дорожного покрытия, стабильностью состояния дороги, интенсивностью, режимом и видом движения, а также помехами.
В лекции «Классификация рекламных средств» также много полезной информации.
Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению подразделяются на дороги общего пользования, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и городские (улицы). Дорожные условия эксплуатации оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, способами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом маршрутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке определенного вида груза.
Природно-климатические условия эксплуатации характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением и осадками (туман, дождь, снег).
Территория России включает в себя в основном зоны умеренного и холодного климата. В зоне умеренного климата сосредоточена наибольшая часть подвижного состава автомобильного транспорта страны. Все автомобили общего назначения и специализированный подвижной состав приспособлены к перевозкам в этой зоне.
В зоне холодного климата зимой температура опускается до -50 °С и ниже, а продолжительность зимнего периода со снежным покровом в отдельных районах с суровым климатом составляет 200 — 280 дней в году. Для этой зоны должны выпускаться специальные автомобили в северном исполнении: с морозостойкими шинами, легко запускаемыми при низких температурах двигателями и т. п.
Безопасность автомобильных кузовов
Безопасность автомобильных кузовов складывается из безопасности его отдельных деталей. В настоящее время разрабатываются не только электронные системы безопасности, но и внедряются различные конструктивные изменения в кузов автомобиля. Любой современный автомобильный кузов состоит из различных узлов и деталей, обеспечивающих комфорт и безопасность автомобиля. Безопасность автомобильного кузова реализуется совместной работой двух систем: активной и пассивной безопасности автомобиля.
Активная безопасность автомобиля
Цель активной безопасности — предотвращение ДТП. Безопасность управления автомобилем — результат гармоничной конструкции подвески, рулевого управления, тормозов и выбора оптимальных динамических характеристик автомобиля.
Условная безопасность вытекает из минимизации физиологических напряжений, которым подвергаются пользователи автомобиля (колебания, шум, климатические условия). Это важный фактор для снижения вероятности неадекватных действий за рулем.
Колебания в пределах диапазона частот 1-25 Гц (преодоление неровностей, неустойчивость движения и т.п.), наводимые колесами, воздействуют на пользователей автомобиля непосредственно через кузов, сиденье и рулевое колесо. Эффект этих вибраций более или менее резко выражен, в зависимости от их направления, амплитуды и длительности.
Шум, создаваемый в виде акустических помех внутри и вокруг автомобиля, может исходить из внутренних (двигатель, трансмиссия, карданные валы, оси) или внешних (шины на дороге, шум ветра) источников и передается по воздуху или через конструкцию. Уровень звукового давления измеряется в дБ(А).
Меры по уменьшению шума, с одной стороны, связаны с разработкой бесшумно работающих компонентов, а с другой — с использованием изолирующих или звукопоглощающих материалов.
Основными климатическими факторами являются температура воздуха, влажность воздуха, скорость воздушного потока и давление воздуха.
Безопасность движения, связанная с факторами восприятия
Меры, которые повышают уровень безопасности движения, связанные с факторами восприятия, в основном, сосредоточены на следующих компонентах:
- Освещение;
- Звуковая сигнализация;
- Прямая и косвенная видимость (обзор водителя: угол бинокулярного затемнения (т.е. для обоих глаз водителя), вызываемого передними стойками, не должен превышать 6 градусов).
Безопасность эксплуатации кузова
Низкий уровень стресса у водителя и, таким образом, более высокая степень безопасности управления автомобилем требуют обеспечения оптимальных конструктивных особенностей для обстановки вокруг водителя с точки зрения удобного пользования средствами управления автомобилем.
Пассивная безопасность автомобиля
Цель пассивной безопасности — смягчить последствия ДТП (Рис. «Безопасность дорожного движения» ).
Внешняя безопасность автомобиля
Термин охватывает все меры, относящиеся к автомобилю, которые предназначены для минимизации тяжести ранения пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов во время наезда на них в результате ДТП. Определяющими факторами являются поведение автомобиля при деформации и внешняя форма кузова.
Первоначальной целью конструкторов является проектирование такого автомобиля, чтобы его внешняя форма способствовала минимизации последствий основных видов ДТП (столкновения, наезды и повреждение самого транспортного средства).
Самые серьезные травмы пешеходы получают при ударе о переднюю часть автомобиля или о дорогу, кроме того, точные последствия ДТП сильно зависят от размера кузова. Последствия столкновения с участием двухколесного транспортного средства и легкового автомобиля могут быть уменьшены лишь конструктивными мерами, которые, применительно к легковому автомобилю, включают, например, следующие особенности дизайна, которые можно реализовать в легковом автомобиле:
- Убираемые фары;
- Утопленные очистители ветрового стекла;
- Заделанные заподлицо с панелями сточные желоба;
- Утопленные дверные ручки;
- Деформируемая передняя часть автомобиля, в том числе капот.
Безопасность интерьера автомобиля
Понятие «внутренняя безопасность» охватывает меры, цель которых — минимизация ускорения и сил, воздействующих на пассажиров при ДТП, обеспечение достаточного запаса выживаемости и сохранение работоспособности компонентов, имеющих важнейшее значение для извлечения пассажиров из автомобиля после ДТП. Определяющими факторами обеспечения безопасности пассажиров являются:
- Деформационное поведение кузова;
- Длина пассажирского салона, объем пространства для выживания вовремя и после возникновения столкновения;
- Удерживающие системы;
- Область воздействия в салоне (FMVSS 201);
- Система рулевого управления;
- Извлечение пассажиров из салона;
- Противопожарная защита.
Законы, регулирующие внутреннюю безопасность (лобовые и боковые удары):
- Защита пассажиров в случае ДТП, в частности с помощью удерживающих систем пассивной безопасности (FMVSS 208, дополненная версия, FMVSS 214, ЕЭК R94, ЕСЕ R95, критерии ранения);
- Установка ветрового стекла (FMVSS 212);
- Проникновение ветрового стекла в салон автомобиля (FMVSS 219);
- Крышки отделений для вещей (FMVSS 201)
- Предотвращение утечек топлива (FMVSS 301).
Деформационное поведение кузова автомобиля
При испытании на лобовое столкновение автомобиль, движущийся со скоростью 48,3 км/ч, наезжает на неподвижный предмет, перпендикулярный или наклоненный под углом до 30° по отношению к продольной оси автомобиля. На рис. «Риск для пешеходов при столкновении с легковым автомобилем» показано распределение типов столкновений для ДТП, приводящих к травмам пешеходов. Источник: GIDAS, German In-Depth Accident Study (исследовательский проект BASt и FAT).
Так как практически 50% всех лобовых столкновений в основном затрагивают лишь половину передней части автомобиля, то во всем мире выполняется смещенный лобовой удар с покрытием от 30 до 50% ширины автомобиля.
Выдержка из ECE-R94: «Барьер должен иметь такую конфигурацию, чтобы автомобиль сначала коснулся его той стороной, с которой находится водитель. Если испытание можно провести с автомобилем либо с правым, либо с левым рулем, то его нужно провести с самым неблагоприятным типом рулевого управления, установленным техническим органом, ответственным за испытания» (Рис. «Ускорение, скорость и длина деформации пассажирского салона при наезде на припятствие на скорости 50 км/ч» ).
Во время лобового столкновения кинетическая энергия рассеивается во время деформации бампера, передней части автомобиля, а при тяжелых столкновениях — передней части пассажирского салона (перегородка моторного отсека). Оси, колеса и двигатель ограничивают длину деформации. Однако для минимизации ускорения салона требуется адекватная длина деформации и смещения узлов привода. В зависимости от конструкции, размера и массы автомобиля, лобовое столкновение с неподвижным препятствием при скорости 50 км/ч приводит к величине деформации передней части автомобиля приблизительно в 0,4-0,7 м. Повреждение салона должно быть минимизировано. Это касается, в основном:
- Зоны перегородки между салоном и моторным отсеком (смещение системы рулевого управления, приборной панели, педалей, сжатие перегородки в зоне ног);
- Днища кузова (снижение уровня или изменение наклона сидений);
- Боковой части (возможность открывания дверей после ДТП).
Измерение величин ускорений и анализ высокоскоростной видеосъемки позволяют точно определять деформационные характеристики. Для имитации водителя и пассажиров используются манекены различных размеров, позволяющие измерять ускорение головы, шеи, грудной клетки и бедер.
Источник https://studizba.com/lectures/inzhenerija/avtomobili/35550-jekspluatacionnye-svojstva-avtomobilja.html
Источник https://studizba.com/lectures/inzhenerija/avtomobili/35550-jekspluatacionnye-svojstva-avtomobilja.html
Источник https://press.ocenin.ru/bezopasnost-avtomobilnyh-kuzovov/