Содержание
Использование пожарной техники
Пожарная безопасность
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
Устройство пожарного автомобиля – это сложная система, уход за которой подразумевает периодический осмотр и устранение нарушений. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Важен и радиус поворота пожарной машины, от этого зависит, на сколько эффективно будет произведено тушение пожара.
Что такое ТТХ
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.
ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:
- Данные шасси.
- Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
- Оптимальные характеристики.
- Объем огнетушащего вещества.
- Места размещения ПО.
Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.
Тактико-технические характеристики пожарной техники
Характеристики пожарной машины зависят от ее назначения:
- общая (участие в боевых действиях, подача огнетушащего средства, оказание помощи пострадавшим);
- специальная (автолестницы, подъемники, освещение и т. п.);
- вспомогательная (автобусы, автозаправщики и т. д.).
На заметку. Видео работы всех единиц пожарной техники можно найти в свободном доступе в интернете.
Автоцистерна
АЦ (пожарные автоцистерны) относятся к основным видам пожарной техники. Их главная задача – доставка ОТВ (огнетушащих веществ) и ПТВ (пожарно-технического вооружения) к месту возгорания. АЦ работают в качестве самостоятельных единиц боевой техники, используя активное огнеупорное вещество из внутренних цистерн, водоисточников или водопроводной сети.
Обязательные элементы АЦ:
- цистерна для воды;
- баки для пены;
- насосы и трансмиссии;
- система управления.
Вместимость баков пенообразователя – от 0,08 до 1 м3. Они изготавливаются из стали. Трубопроводная сеть из коррозионностойких материалов.
Внимание! Конструкция бака пенообразователя должна быть изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность пролива пены при движении транспорта.
АЦ | Количество мест | Емкость цистерн, л | Объем баков, л | Работа насоса, л/с | Наибольшая скорость подачи, км/ч |
АВД 20/200(433104) | 7 | 3000 | 180 | 20 | 90 |
АУП-25(151)13 | 7 | 2000 | 215 | 25 | 60 |
АЦ 0,8-4/400(432732) | 7 | 800 | 50 | 4 | 90 |
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-541 | 7 | 800 | 50 | 40/4 | 65 |
АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д | 7 | 1000 | 90 | 4 | 90 |
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга» | 6 | 1000 | 60 | 40 | 90 |
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника | 7 | 1000 | 60 | 25 | 80 |
Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
Автомобиль пенного тушения внешне не отличается от остальной пожарной техники своим окрасом и обозначениями, но применяет пену в качестве основного огнегасящего средства. Такая техника включает в себя:
- баки для хранения пены;
- насос;
- обвязку коммуникации;
- устройство дозирования.
Машины используются для транспортировки боевого состава и ПТВ к месту проведения операции по пожаротушению.
Все емкости хранения пенообразователя покрываются огнеупорным материалом. Сами баки изготавливают из стали, устанавливают внутри дренажную трубу. Сверху размещают люковое отверстие для контроля заполнения бака. В кабине водителя установлены сигнализационные лампочки, предупреждающие об уровне жидкости внутри бака.
Пенообразователь создается посредством подачи пены на пеногенераторы (например, ГПС-2000).
- пеноподъемники;
- рукава;
- переносные пеносмесители.
Насосы выполняют следующие функции:
Пожарный автомобиль порошкового тушения
Такие машины используются для оперативной доставки ПТВ и спасательной службы в точку ЧС, а также для ликвидации воспламенения.
Установка порошкового тушения находится на шасси обычной грузовой машины, состоящей из:
- бака для порошковой смеси;
- узла трубопровода;
- регулирующей арматуры;
- стволов (ручных и лафетных);
- контрольных агрегатов.
Емкости с малой вместительностью (порошка) монтируются вертикально, с большой – горизонтально. Баки наполняют активным веществом на 90%.
Модель | Количество мест, чел. | Масса порошка, кг | Мощность двигателя, л/с |
АП 500-20 | 3 | 500 | 95 |
АП 1000-40 | 3 | 1000 | 108,8 |
АП 2000-60 | 3 | 2000 | 170 |
АП 4000-60 | 3 | 4000 | 220 |
Автомобиль газодымозащитной службы
Техника этого вида выполняет следующие задачи:
- Доставляет в точку ЧС личный состав газодымозащитной службы, ПТВ.
- Освещает место возгорания прожекторами, установленными на платформе ПА.
- Позволяет установить пост безопасности ГДЗС.
- Делает возможным проведение эвакуации и спасение населения в условиях сильной задымленности и отсутствия кислорода.
Пожарные машины газодымозащитной службы используются при температуре от –40 до +40 °C.
В оснащение таких технических средств входит:
- шасси;
- кабина для водителя;
- кузов;
- осветительная мачта с прожекторами;
- ЭСУ (электросиловая установка);
- механизмы управления;
- электроустройства;
- комплекс ПТВ.
Пожарный штабной автомобиль
Осуществляет транспортировку ПТВ, пожарной команды и дополнительных устройств, позволяющих улучшить эффективность пожаротушения.
АПП-0,5-1,5 (ГАЗ-3302)-85ВР | |
Количество человек | 5 |
Емкость цистерны для воды, м3 | 0,3 |
Емкость бака для пенообразователя, м3 | 0,03 |
Пожарный автомобиль связи и освещения
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) осуществляют освещение места уничтожения огня, тем самым упрощая работу спасательного отряда, а также устанавливают связь с центральным пунктом пожарной связи.
В комплектацию такой техники входят:
- базовое шасси;
- стационарный генератор электронапряжения;
- осветительные прожектора;
- стационарные и переносные радиостанции;
- телефонные аппараты;
- выдвижная мачта.
Внимание! В более современные модели также устанавливают генераторы частоты, которые имеют автоматическое регулирование и изменение напряжения и величины нагрузки (например, АСО-20).
АСО-12 | |
Шасси | ГАЗ-66 |
Мощность стационарного генератора электронапряжения | 12 кВТ |
Радиус действия стационарных радиостанций | 30 км |
Радиус действия переносных радиостанций | 2 км |
Мощность прожекторов | 1500 Вт |
Автолестница
Пожарные автолестницы (АЛ) позволяют доставить к месту возгорания службы спасения, ПТВ и провести спасательные действия и пожаротушение на высоте.
Классификация видов АЛ:
- Телескопические (коленья соединяются телескопически).
- Коленчатые (коленья соединяются шарнирным способом).
- Коленчато-телескопические (коленья соединяются шарнирно-телескопическим способом).
Автоподъемник
Данная техника осуществляет доставку ПТВ и боевого расчета к месту возгорания, проведение эвакуации и работ по пожаротушению на высоте (от 30 м).
Применение автоподъемника допускается при температуре от –40 до +40 °C и влажности до 80%.
В конструкцию автоподъемника входит:
- базовое шасси;
- опорный механизм;
- платформа;
- поворотный механизм;
- люлька;
- стрела;
- гидроустройство;
- система управления;
- водопенные механизмы;
- ПТВ;
- электроустройства.
Техобслуживание пожарных машин
Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.
Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».
Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:
- ЕТО (ежедневное ТО).
- Во время пожара.
- ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
- СО (сезонное ТО).
Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:
- месяц;
- 6 месяцев;
- 12 месяцев;
- по приказу руководства.
Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.
При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.
Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:
- Хорошая вентиляция в помещении.
- Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
- Обогрев в холодное время года.
- Обеспечение системы отвода газа.
- Подключение к выхлопному устройству ПА.
Пожарные автомобили, классификацию, типы и обозначения важно учитывать при техническом обслуживании, ведь каждая машина является уникальной. Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.
Ассортимент используемого сотрудниками МЧС при тушении огня инвентаря огромен, стоит обратить внимание на лафетный ствол ЛС – С40У.
Классификация пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль – специальный транспорт, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, применяемым для борьбы с пламенем и осуществления спасательных мероприятий.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Пожарные машины выпускаются под самыми разными конструктивными исполнениями транспортных средств – лодки, самолеты, поезда и т.д. Для выделения автомобилей из «толпы» на них наносят специальную окраску, таблички, знаки и оснащают звуковыми и световыми устройствами. Всю спецтехнику окрашивают в красный цвет, а для повышения информативности добавляют еще черный и белый. На выдвижные установки, которые представляют угрозу для человека, наносят специальные бело-красные разметки.
Пожарные автомобили классифицируются в зависимости от категории выполняемых работ на основные, для целевого применения, специальные и вспомогательную технику.
Основные
Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.
Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:
- легкие – максимальный объем резервуара – 2000 литров, к пожарным автоцистернам легкого типа относится АЦ 30(53А);
- средние — объем емкости 2-4 м3, к пожарным автоцистернам среднего типа относится АЦ 30(130);
- тяжелые – объем резервуара составляет больше 4 м3.
Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.
Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.
Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ
По посадочной формуле
· автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
· 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
· 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.
По компоновочной схеме
· автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина)
· над двигателем (фронтальная кабина)
· перед двигателем (передняя кабина).
По климатическому исполнению
1.Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
2.Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
3.Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
Целевого применения
Транспортные средства этого типа классифицируют исходя из выбора средств для тушения пожара.
При пенном тушении используют автомобиль для перевозки огнетушащих сред, аппаратуры и прочих вспомогательных устройств к зоне возгорания. Он оборудован 2 переносными устройствами, предназначенными для подъема генераторов пены, максимум до 13 м. Кроме этого, данный тип транспорта может быть укомплектован двумя дозирующими вставками, лафетным стволом и шестью установками для производства пены, его изготавливают на основе шасси Урал.
Машину порошкового тушения эксплуатируют для устранения пламени на предприятиях промышленного значения. На сегодняшний день данная спецтехника встречается крайне редко, поскольку последний раз была выпущена с конвейера еще в 1986 году.
С целью газового тушения используют автомобили оснащенные баллонами с углекислотой. Применяют для устранения возгорания электрической техники, пребывающей под напряжением, в архивных и музейных помещениях. Основное функциональное устройство – оборудование газового тушения. Подача огнетушащей субстанции происходит посредством специального ствола. Устройства данной группы отлично гасят легковоспламеняющиеся и горючие среды. Их изготавливают на платформе Урал, ЗИЛ и КамАЗ.
Для газоводяного тушения используется установка оснащенная мощнейшим силовым агрегатом, что позволяет создавать турбореактивный поток газа. Ее эксплуатируют для тушения возгорания газонефтяных фонтанов, производят на основе шасси КамАЗ. Также стоит отметить сверхмощное насосное оборудование, производящее 150 литров гасящей субстанции в секунду.
В машинах комбинированного тушения – устройство последовательно подает огнетушащие среды в зону возгорания, их производят на основе шасси КамАЗ.
Аэродромные транспортные средства эксплуатируют во время организации спасательных мероприятий экипажа, авиапассажиров и при устранении очагов пламени воздушного транспорта. Выпускают их на платформе КамАЗ. Данная категория спецтехники подразделяется на 2 типа:
- стартовые – «работают» около взлетных полос, производят на основе платформы ЗИЛ;
- основные – размещают в пожарных подразделениях, выполняют на основе платформы МАЗ.
Насосные станции – нужны для подачи жидкой субстанции по магистралям к пожарной спецтехнике, переносным стволам. Выпускают на основе платформы ЗИЛ и прицепах.
Специальные
Эти машины необходимы для организации особых мероприятий в зоне возгорания и устранения чрезвычайных ситуаций. Они используются для осуществления, например, подъема на высоту, разбора элементов какого-либо строения и т.д. Одними из основных рабочих характеристик спецтехники является: высота подъема автолестниц и производительность генератора аварийно-спасательной техники. В эту категорию входит рукавный автомобиль, установка для освещения и связи, автолестницы.
Рукавное транспортное средство необходимо для перевозки рукавов к зоне возгорания, а также для укладывания магистралей на ходу. Его изготавливают на основе платформы ЗИЛ. Объем перевозимых рукавов зависит от их диаметра.
Установка освещения и связи эксплуатируют, когда необходимо создать освещение рядом с горящей зоной или связь между рабочей бригадой и главным «офисом». Она укомплектована 2 видами радиостанции (мобильная и стационарная), рупором, телефоном и прожектором. Выпущена на основе платформы ГАЗ.
Автолестницы необходимы для подъема на верхние этажи. Данная спецтехника подразделяется еще на 3 типа в зависимости от длины и вида приводного устройства:
- малой длины – до 2000 см;
- средней длины – до 3000 см;
- большой длины – от 3000 и больше см.
Источник питания привода: механический, гидравлический, комбинированный и электрический.
Вспомогательная техника
Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.
Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра. Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент. Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний.
Технические характеристики пожарных автомобилей, находящихся на вооружении подразделений подробнее можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Ознакомиться с условно графическими обозначениями пожарного транспорта можно ЗДЕСЬ.
Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/ispolzovanie-pozharnoj-tehniki.html
Источник https://opozhare.ru/faq/taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-pozharnyh-avtomobilej
Источник https://pozharanet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil.html