Каркас безопасности для легкового автомобиля

Каркас безопасности для легкового автомобиля

Warning: Use of undefined constant php — assumed ‘php’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/h811184817/autonovice.ru/docs/wp-content/themes/vw-writer-blog/template-parts/single-post-layout.php on line 20
—>

Что такое каркас безопасности и для чего он нужен. По официальной формулировке, каркас безопасности – это пространственная конструкция, предотвращающая серьезные деформации кузова при столкновении или перевертывании автомобиля. Собранная внутри автомобиля из круглых стальных труб, конструкция, крепится к кузову изнутри и предназначена для сохранения жизненного пространства пассажиров и водителя при аварии. Каркас увеличивает прочность и жесткость автомобиля, от его сложности зависит степень усиления безопасности автомобиля. Это может быть простая бугель-арка над головами водителя и пассажира или сложный пространственный скелет, объединяющий пороги и боковины, чашки передней и задней подвески, а также клетку безопасности самого салона в одну силовую структуру.

Требования и стандарты при изготовлении каркаса безопасности

При изготовлении каркаса безопасности к его конструкции и материалам предъявляются жесткие технические требования. Каркас безопасности спортивного автомобиля может быть омологированный или неомологированный. Все изготавливаемые каркасы должны отвечать требованиям FIA. Если фирма-изготовитель отступает от технических требований, устанавливаемых FIA, каркас должен быть подвергнут процедуре омологации – согласованию технологии изготовления, конструкции и применяемых материалов с представителями FIA. Омологации подлежат также каркасы, изготовленные с отступлениями от предписанной FIA схемы, а также при креплении их сваркой. Каркасы, не подлежащие омологации (неомологированные), имеют определенную конструкцию, изготавливаются из определенной стали и труб определенных размеров, устанавливаются при помощи болтовых креплений.

Пример каркаса автомобиля

Какой применяют материал

В качестве материала для каркаса безопасности применяется сталь, в редких случаях – алюминий. Вес среднего каркаса безопасности равен 25-40 кг и более, размер труб – 45х2,5; 40х2,0 см. Трубы каркаса часто окрашивают в яркие цвета, сверху наносят защиту. Для обшивки элементов каркаса применяют поролон или вспененную изоляцию ярких цветов. Это делается для эстетики и безопасности тех, кто усаживается в автомобиль.

Каркас безопасности, устанавливаемый методом сварки, представляет собой неразборную конструкцию, в отличие от каркаса, укрепляемого болтами, который является разборным и может быть деинсталлирован. Разборный каркас крепится к боковой стойке, к порогу и полу. Ввариваемый каркас имеет сложную конструкцию, связан с силовой структурой кузова, используется в серьезном индивидуальном тюнинге. Каркасные коробки изготавливают для двух- или четырехдверных кузовов. Установка сложного каркаса превращает автомобиль из 4-5 местного в двухместный. Создаются также определенные трудности с обзорностью. Если для обычной машины установка каркаса может быть излишней, то для спортивного автомобиля это необходимая деталь, без которой не допустят к соревнованиям.

Каркасу безопасности отводится большое значение в серийных автомобилях. Напимер, у Mercedes-Benz SL-класса (R126) за спинками сидений имеются своеобразные дуги безопасности. При превышении крена кузова выше отметки 26, происходит их автоматическое выстреливание за 0,3 с в рабочее положение. Таким образом обеспечивается защита голов водителя и пассажиров. Применяются также и отдельные усилители кузова, дополнительные лонжероны, косынки, полоски, уголки, особенно в местах установки подвесок.

4 комментариев на “Каркас безопасности в автомобиле”

К большому сожалению, на автомобилях низкой ценовой категории каркас безопасности (даже если он есть в заводском варианте) очень низкого качества. Ставить же его отдельно на автомобили китайского или отечественного производства очень проблематично из-за низкого качества металла кузова.

Для безопасности во время движения конечно желательно было бы иметь каждому водителю в своем автомобиле каркас безопасности, потому что никто не застрахован от дорожно-транспортных происшествий, как на машинах высокого, так и среднего класса. Ну а обязательно конечно надежно обеспечить это в гоночных авто.

Каркас безопасности не помешает любому автомобилю и любому, даже самому хорошему и опытному водителю, жаль, что они не входят в базовую комплектацию большинства машин, но что говорить о каркасе безопасности, если некоторые водители игнорируют самые обычные ремни безопасности.

К сожалению, безопасный каркас ставится только на автомобили, которые используются в гоночных целях. В данных суровых условиях кузов автомобиля испытывает запредельные перегрузки и каркас безопасности – единственное спасение для машины и водителя. В обычных авто каркас не нужен. В нем просто нет необходимости. Современные автомобили прекрасно переносят нагрузки, а в случае ДТП автовладельца спасет подушка безопасности. Хотя есть «Кулибины», которым удалось впихнуть каркас безопасности в салон авто. Выиграл от этого автомобиль – думаю, нет. А вот трубы в салоне авто однозначно нарушат комфортное вождение. Единственное, что можно смонтировать на автомобиль – растяжку-распорку. Она будет спрятана под капотом и не испортит общий вид транспортного средства, хотя польза от этой детали, несомненно, будет. Кузов приобретет дополнительную жесткость, что положительно скажется на управлении автомобилем. Деталь имеется в свободной продаже, устанавливается самостоятельно.

Рекомендуется к прочтению  Правила безопасности в автомобиле, поезде. Соблюдение правил безопасности в автомобиле

Каркасы безопасности и жесткость кузова

Каждый спортсмен, занимающийся автоспортом (в свое удовольствие или профессионально), обязан повысить безопасность автомобиля. Ни одна салонная машина не рассчитана на нагрузки, с которыми кузов сталкивается на гонках. Чтобы на высоких скоростях, при столкновении водитель не получил серьезные травмы, в салон устанавливают каркас безопасности (safety cage).

Каркас безопасности

Из материала вы узнаете об особенностях этой конструкции, разновидностях и их отличиях. Ознакомитесь с технической документацией, и прочей полезной информацией по теме.

Что такое каркас безопасности

Каркас безопасности представляет собой конструкцию, состоящую из стальных труб. Монтируется внутри транспортного средства, после чего прикручивается или приваривается к кузову в ключевых точках. Основная задача каркаса – придание дополнительной жесткости.

Пространственный каркас безопасности предотвращает серьезную деформацию кузова при перевороте или столкновении транспортного средства с другими объектами. Необходимость монтажа конструкции продиктована международным регламентом спортивной ассоциации FIA, а также рядом других контролирующих органов.

Каркас безопасности

Жесткость кузова

Жесткость кузова современных автомобилей являет собой важный параметр, от которого зависит его безопасность. Чем меньше жесткость кузова, тем быстрее в нагруженных местах начнут появляться трещины, усталость металла.

С другой стороны, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, кузов с небольшим запасом жесткости деформируется сильнее. Это увеличивает вероятность смертельного исхода при одинаковой скорости по сравнению с машиной, у которой этот показатель на порядок выше.

Кроме того, этот параметр характеризует общую прочность транспортного средства, степень пассивной безопасности и долговечности. Кузов является несущей конструкцией всего автомобиля, навесных элементов, пассажиров и перевозимых грузов.

Если жесткость на кручение недостаточная, при проезде по неровностям машина начинает «играть». Это приведет к неправильной работе подвески, непрогнозируемому ее поведению на высокой скорости. Кручение нужно снизить настолько, насколько это вообще возможно.

Тест жесткости кузова

Главный параметр, опираясь на который, специалисты проводят тестирование – жесткость кузова на кручение вдоль продольной оси. Задача определить, какое усилие нужно приложить к кузову, чтобы вызвать деформацию на 1 градус. Измеряется жесткость в Нм/градус.

Наиболее жесткими считаются автомобили с однообъемной компоновкой кузова, когда силуэт напоминает форму куба, например минивэны. Куда меньшее сопротивление имеют двух и трехобъемные кузова. Большое количество дверей также снижает показатель. Самая низкая жесткость у автомобилей с открытым верхом.

Объем кузова

Таблица значений жесткости кузова

Передний УЖ

Самый простой и доступный способ – установка усилителей жесткости, в народе распорок или «УЖей». Делятся на три типа:

  • Верхний УЖ. Является связующим звеном между стаканами, делая их положение фиксированным. Распорка распределяет нагрузку между стойками, создавая единый механизм.
  • Нижний УЖ. В процессе прохождения неровных участков дороги не позволяет лонжеронам расползаться. Вместе нижняя и верхняя распорки значительно повышают жесткость, создавая раму.
  • Задний УЖ. Увеличивает жесткость задних стаканов, распределяя между ними нагрузку.

Кроме этого существует масса дополнительных усилителей для конкретных марок и моделей автомобилей: подрамные, распорки вдоль порогов, на крылья (косынки), каркас под бампер — башбар (bash bar).

Башбар под передний бампер

Установка распорок не относится к способу подготовки автомобиля к участию в автогонках, разве что на любительском уровне.

Усиление кузова

Это уже более продвинутый способ увеличения жесткости, весьма трудоемкий и затратный в финансовом плане.

При интегрированном усилении, места точечной сварки обвариваются дополнительно. Точки крепления агрегатов и особо нагруженные места кузова, усиливаются дополнительными слоями металла. Особое внимание уделяется зонам деформации, предусмотренным производителем. На эти места ввариваются косынки и перемычки.

Однако, для подготовки к участию в профессиональных спортивных дисциплинах, потребуется установка каркаса.

Виды каркасов

С конструктивной точки зрения, каркас безопасности бывает двух видов – болтовой и вварной. Рассмотрим каждую разновидность поподробнее.

Болтовой каркас безопасности

Также называется сборно-разборным. Крепится к боковым стойкам, порогам и полу при помощи болтов. В любой момент конструкцию можно полностью разобрать. Как правило, болтовый каркас пользуется популярностью среди начинающих автогонщиков, а также владельцев, использующих транспортное средство в комбинированном режиме – для повседневной езды и участия в соревнованиях.

Рекомендуется к прочтению  Виды буксировки

Болтовой каркас на ВАЗ 2107

Устанавливая такой каркас нужно выбирать качественный крепеж. Если болты будут плохими, при аварии конструкция может отстегнуться и повредить водителя.

Вварной каркас безопасности

Чтобы при помощи каркаса безопасности получить жесткость кузова, регламентированную правилами автомобильных ассоциаций, нужно внимательно изучить ряд приложений.

Вварной каркас

Приложение J

Являет собой официальный документ, выпущенный международной автомобильной федерацией FIA (Fédération Internationale de l’Automobile). https://www.fia.com/

Правила повышения безопасности кузова каркасным методом прописаны в статье 253. Там указаны технические параметры каждого элемента конструкции, используемого в «клетке». Читать перевод статьи в формате PDF.

Источник http://www.raf.su/kst/category/74-prilozheniya-j (там же переводы других статей данного приложения).

Приложение 14

Разработано Российской автомобильной федерацией. Являет собой регламент, устанавливающий использования автомобильных каркасов безопасности. Актуален для тех, кто планирует соревноваться в отечественных чемпионатах. Ознакомиться с приложением.

Каркас безопасности своими руками

Как показывает практика, самой удобной платформой для постройки спорткара является отечественный кузов ВАЗ. Разработать и воплотить в реальность конструкцию каркаса можно и самостоятельно.

При изготовлении «клетки», в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 8734-58, используется стальная труба двух сортаментов – 45х2,5 и 40х2,0 см. Сталь должна быть нелегированной, с содержанием углерода не более 0,3%. Это нужно для того, чтобы каркас был достаточно гибким и не лопался при деформации.

Также придется обзавестись трубогибом, чтобы придавать рабочему материалу оптимальную форму под нужным углом, поскольку нагрев категорически запрещен. При изгибе труба все равно будет плющиться, и разница между меньшим и большим диаметром не должна превышать 10%.

Чтобы точно отрезать и подогнать трубу, можно воспользоваться сервисом http://metalgeek.com/static/cope_big.pcgi После того как программа сделает развертку, нужно распечатать ее на принтере и перенеси на трубу.

Развертка для обрезания трубы

Каркас лучше всего делать как можно ближе к кузову. Это позволит сохранить больше пространства для водителя и максимально повысить жесткость.

Варить лучше на аргоном или полуавтоматом. Основные точки сварки – стойки крыши, пороги. Используются как продольные элементы с левой и правой стороны кузова, так и косынки с накладками для повышения жесткости центральных стоек при боковом столкновении.

Косынки в омологированной конструкции обязательно должны иметь отверстия для инспекции сварного шва.

Отверстие в косынке для инспекции сварного шва

Обратите внимание на схему создания системы безопасности автомобиля ВАЗ, начиная с «копейки» и заканчивая «семеркой».

Если вы планируете принимать участие в соревнованиях на профессиональном уровне, забудьте о самостоятельном изготовлении. Придется покупать омологированный каркас. Это конструкция, прошедшая официальные испытания, качество которой гарантирует производитель. Она обязательно должна быть сварной и отвечать всем требованиям, предъявляемым официальными организациями.

Из Какой Трубы Варить Каркас Безопасности

Каркас безопасности представляет собой конструкцию, состоящую из стальных труб. Монтируется внутри транспортного средства, после чего прикручивается или приваривается к кузову в ключевых точках. Основная задача каркаса – придание дополнительной жесткости.

Пространственный каркас безопасности предотвращает серьезную деформацию кузова при перевороте или столкновении транспортного средства с другими объектами. Необходимость монтажа конструкции продиктована международным регламентом спортивной ассоциации FIA, а также рядом других контролирующих органов.

Каркас безопасности

Жесткость кузова

Жесткость кузова современных автомобилей являет собой важный параметр, от которого зависит его безопасность. Чем меньше жесткость кузова, тем быстрее в нагруженных местах начнут появляться трещины, усталость металла.

С другой стороны, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, кузов с небольшим запасом жесткости деформируется сильнее. Это увеличивает вероятность смертельного исхода при одинаковой скорости по сравнению с машиной, у которой этот показатель на порядок выше.

Кроме того, этот параметр характеризует общую прочность транспортного средства, степень пассивной безопасности и долговечности. Кузов является несущей конструкцией всего автомобиля, навесных элементов, пассажиров и перевозимых грузов.

Если жесткость на кручение недостаточная, при проезде по неровностям машина начинает «играть». Это приведет к неправильной работе подвески, непрогнозируемому ее поведению на высокой скорости. Кручение нужно снизить настолько, насколько это вообще возможно.

Тест жесткости кузова

Главный параметр, опираясь на который, специалисты проводят тестирование – жесткость кузова на кручение вдоль продольной оси. Задача определить, какое усилие нужно приложить к кузову, чтобы вызвать деформацию на 1 градус. Измеряется жесткость в Нм/градус.

Наиболее жесткими считаются автомобили с однообъемной компоновкой кузова, когда силуэт напоминает форму куба, например минивэны. Куда меньшее сопротивление имеют двух и трехобъемные кузова. Большое количество дверей также снижает показатель. Самая низкая жесткость у автомобилей с открытым верхом.

Рекомендуется к прочтению  Самое безопасное место в автомобиле

Объем кузова

Таблица значений жесткости кузова

Передний УЖ

Самый простой и доступный способ – установка усилителей жесткости, в народе распорок или «УЖей». Делятся на три типа:

Задний УЖ

  • Верхний УЖ. Является связующим звеном между стаканами, делая их положение фиксированным. Распорка распределяет нагрузку между стойками, создавая единый механизм.
  • Нижний УЖ. В процессе прохождения неровных участков дороги не позволяет лонжеронам расползаться. Вместе нижняя и верхняя распорки значительно повышают жесткость, создавая раму.
  • Задний УЖ. Увеличивает жесткость задних стаканов, распределяя между ними нагрузку.

Кроме этого существует масса дополнительных усилителей для конкретных марок и моделей автомобилей: подрамные, распорки вдоль порогов, на крылья (косынки), каркас под бампер — башбар (bash bar).

Башбар под передний бампер

Установка распорок не относится к способу подготовки автомобиля к участию в автогонках, разве что на любительском уровне.

Усиление кузова

Это уже более продвинутый способ увеличения жесткости, весьма трудоемкий и затратный в финансовом плане.

При интегрированном усилении, места точечной сварки обвариваются дополнительно. Точки крепления агрегатов и особо нагруженные места кузова, усиливаются дополнительными слоями металла. Особое внимание уделяется зонам деформации, предусмотренным производителем. На эти места ввариваются косынки и перемычки.

Однако, для подготовки к участию в профессиональных спортивных дисциплинах, потребуется установка каркаса.

Виды каркасов

С конструктивной точки зрения, каркас безопасности бывает двух видов – болтовой и вварной. Рассмотрим каждую разновидность поподробнее.

Болтовой каркас безопасности

Также называется сборно-разборным. Крепится к боковым стойкам, порогам и полу при помощи болтов. В любой момент конструкцию можно полностью разобрать. Как правило, болтовый каркас пользуется популярностью среди начинающих автогонщиков, а также владельцев, использующих транспортное средство в комбинированном режиме – для повседневной езды и участия в соревнованиях.

Болтовой каркас на ВАЗ 2107

Устанавливая такой каркас нужно выбирать качественный крепеж. Если болты будут плохими, при аварии конструкция может отстегнуться и повредить водителя.

Вварной каркас безопасности

Чтобы при помощи каркаса безопасности получить жесткость кузова, регламентированную правилами автомобильных ассоциаций, нужно внимательно изучить ряд приложений.

Вварной каркас

Приложение J

Являет собой официальный документ, выпущенный международной автомобильной федерацией FIA (Fédération Internationale de l’Automobile). https://www.fia.com/

Правила повышения безопасности кузова каркасным методом прописаны в статье 253. Там указаны технические параметры каждого элемента конструкции, используемого в «клетке». Читать перевод статьи в формате PDF.

Источник http://www.raf.su/kst/category/74-prilozheniya-j (там же переводы других статей данного приложения).

Приложение 14

Разработано Российской автомобильной федерацией. Являет собой регламент, устанавливающий использования автомобильных каркасов безопасности. Актуален для тех, кто планирует соревноваться в отечественных чемпионатах. Ознакомиться с приложением.

Каркас безопасности своими руками

Как показывает практика, самой удобной платформой для постройки спорткара является отечественный кузов ВАЗ. Разработать и воплотить в реальность конструкцию каркаса можно и самостоятельно.

При изготовлении «клетки», в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 8734-58, используется стальная труба двух сортаментов – 45х2,5 и 40х2,0 см. Сталь должна быть нелегированной, с содержанием углерода не более 0,3%. Это нужно для того, чтобы каркас был достаточно гибким и не лопался при деформации.

Также придется обзавестись трубогибом, чтобы придавать рабочему материалу оптимальную форму под нужным углом, поскольку нагрев категорически запрещен. При изгибе труба все равно будет плющиться, и разница между меньшим и большим диаметром не должна превышать 10%.

Чтобы точно отрезать и подогнать трубу, можно воспользоваться сервисом http://metalgeek.com/static/cope_big.pcgi После того как программа сделает развертку, нужно распечатать ее на принтере и перенеси на трубу.

Развертка для обрезания трубы

Каркас лучше всего делать как можно ближе к кузову. Это позволит сохранить больше пространства для водителя и максимально повысить жесткость.

Варить лучше на аргоном или полуавтоматом. Основные точки сварки – стойки крыши, пороги. Используются как продольные элементы с левой и правой стороны кузова, так и косынки с накладками для повышения жесткости центральных стоек при боковом столкновении.

Косынки в омологированной конструкции обязательно должны иметь отверстия для инспекции сварного шва.

Отверстие в косынке для инспекции сварного шва

Обратите внимание на схему создания системы безопасности автомобиля ВАЗ, начиная с «копейки» и заканчивая «семеркой».

Если вы планируете принимать участие в соревнованиях на профессиональном уровне, забудьте о самостоятельном изготовлении. Придется покупать омологированный каркас. Это конструкция, прошедшая официальные испытания, качество которой гарантирует производитель. Она обязательно должна быть сварной и отвечать всем требованиям, предъявляемым официальными организациями.

Источник http://autonovice.ru/a98.htm

Источник https://znanieavto.ru/korpus/karkas-bezopasnosti.html

Источник https://santech1.ru/pvh-truby/iz-kakoj-truby-varit-karkas-bezopasnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли?

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли? Отрасль автомобилестроения стремительно развивается. Но не все нововведения воспринимаются на ура. Так массовое производство автомобилей с несущим кузовом вместо стандартного рамного у многих вызывает негативные возражения. Уместны ли они? Разберемся в характеристиках, структурных особенностях, плюсах и минусах и сможем сделать объективный вывод. Несущий […]

Эксплуатация и неисправности Renault Megane 2 (2002 — 2008 г. в. ). Основные проблемы, сбои и поломки

Ремонт автомобиля Рено Меган 2 Конструкция системы пассивной безопасности Рено Меган 2 Система пассивной безопасности (SRS) автомобиля Рено Меган 2 объединяет в комплексе подушки безопасности для водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении) Кроме того, в комплексную систему пассивной безопасности включены регулируемые по высоте ремни безопасности для водителя и переднего пассажира с преднатяжителями, инерционные ремни […]