Содержание
Место установки передвижной пожарной техники
При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.
Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.
Назначение переносного заземления
Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:
- Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
- Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.
Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:
- ЗПС (переносное заземляющее устройство пожарных стволов);
- ЗППМ (переносное заземление для пожарных машин).
Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.
Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения.
Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.
Кто определяет точки заземления передвижной пожарной техники
· Главный энергетик энергообъекта
· Специалист энергетического объекта совместно с представителем подразделения ГО и ЧС
· Специалисты электротехнической лаборатории совместно с представителями пожарной охраны
· Специалисты энергетических объектов совместно с представителями пожарной охраны
Что запрещено при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами Правилами противопожарного режима?
· Вести работы в соответствии с требованиями маркировочных знаков и предупреждающих надписей на упаковках
· Производить работы при включенных двигателях автомобилей
· Производить работы во время дождя, если вещества не склонны к самовозгоранию при взаимодействии с водой
· Закреплять вещества и материалы в вагонах, контейнерах и кузовах автомобилей
Читайте также: Выбор и установка одноклавишного выключателя – схема подключения и советы как подсоединить и установить выключатель
Допускается ли установка штепсельных розеток в помещениях складов?
· При подводе проводов сверху допускается установка на высоте до 1,5 м
· Допускается установка штепсельных розеток в специально приспособленных для этого плинтусах, выполненных из несгораемых материалов
· Запрещается в помещениях складов устанавливать штепсельные розетки
Где должна производиться сушка одежды и обуви?
· В подсобных помещениях с электроотоплением
· В специально приспособленных для этого помещениях
· В сушилках, устроенных в тамбурах зданий
· В коридорах и холлах помещений на проветриваемых участках
В каком количестве при проведении окрасочных работ могут храниться горючие вещества на рабочем месте?
· Не превышающем сменную потребность
· Не превышающем суточную потребность
· Не превышающем трехдневную потребность
· Не превышающем недельную потребность
Что запрещается Правилами противопожарного режима при проведении огневых работ?
· Вентилировать помещения перед проведением огневых работ
· Плотно закрывать все двери, соединяющие помещения, в которых проводятся огневые работы, с другими помещениями
· Обеспечивать место проведения огневых работ огнетушителем, ящиком с песком емкостью 0,5 м3, двумя лопатами, ведром с водой
· Осуществлять огневые работы в случае повышения содержания горючих веществ или снижения концентрации флегматизатора в опасной зоне
В каком случае допускается проведение сварочных и резательных работ в зданиях и помещениях, в конструкциях которых использованы горючие материалы?
· Если конструкции ограждены сплошной перегородкой из негорючего материала
· При обеспечении места работы первичными средствами пожаротушения
· Не допускается ни в каком случае
· При периодической поливке конструкций водой и применении других мер безопасности
32 Какие требования устанавливают Правила противопожарного режима к организации постоянных мест для проведения огневых работ более чем на 10 постах (сварочные, резательные мастерские)?
· Запрещается проведение огневых работ, если не предусмотрена централизованная вентиляция рабочей зоны
· Запрещается проведение огневых работ, если не предусмотрено централизованное электро- и газоснабжение
· Размещение постоянных мест для проведения огневых работ допускается по согласованию с Госпожнадзором
В каком случае разрешается хранение в одном помещении кислородных баллонов и баллонов с горючими газами, а также карбида кальция, красок, масел и жиров?
· Разрешается, если при этом принимаются исчерпывающие меры взрывопожаробезопасности
· Разрешается кратковременно, не более чем на одну смену
· Разрешается при соблюдении расстояния между ними не менее 5 метров
· Не разрешается ни в каком случае
В каком документе отражены обязанности и действия работников при пожаре?
· В правилах противопожарного режима
· В инструкции о мерах пожарной безопасности
· В декларации пожарной безопасности
Переносное заземление: технические характеристики
Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:
- Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
- Опрессовка концов провода.
- Крепление струбцин из металла (на концы провода).
- Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
- Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.
Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения.
Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.
ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)
Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства.
При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).
Технические характеристики
Устройство заземления снимает напряжение с предметов, и тем самым исключает протекание тока.
Сечение провода меняется от 16 до 70 мм кв. Длина не имеет ограничения и выбирается из таких расчетов, чтобы свободно можно было маневрировать стволом. Обычно длина составляет 10-40 м. Переносное заземление отводит напряжение до 1 кВ.
Применяют провод высокого класса гибкости, чтобы исключить переломы. Медь считается хорошим проводником, поэтому используют именно ее. Наиболее распространены сечения 16 и 25 мм кв. Как частный случай встречаются экземпляры с сечением до 90 мм кв. Прозрачный полиуретан обладает гибкость и выдерживает температуру от -50 до +60°. Он защищает медь от окисления и позволяет следить за целостностью проводника.
Контактная поверхность струбцины (зажим, который закрепляется на машине) должна иметь антикоррозионное покрытие, обладающее высокой проводимостью.
Заземление для пожарных стволов
Конструкция защитного устройства заземления такого типа — стандартная: заземляющий проводник, опрессованный на концах, крепится с одной стороны к струбцине, а с другой — к стволу.
ЗПC-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных стволов)
При монтаже и обустройстве конструкции обязательно учитываются требования профильной документации по структурным параметрам заземляющих устройств.
В зависимости от комплектации оборудования и наличия дополнительных приспособлений профильные правила могут быть дополнены специальными рекомендациями.
Переносное заземление (проверка).
Испытания, проводимые с целью проверки соответствия и предотвращения ухудшения со временем технических характеристик данных защитных приспособлений, бывают:
- приемо-сдаточные (на начальное соответствие ГОСТ);
- периодические (не реже 1 раза в 5 лет);
- типовые (при внесении изменений в конструкцию).
Методика проверки:
1. Визуальный контроль заключается в проверке исправности конструкции, наличия маркировки, состояния изоляционных покрытий, комплектности упаковки, наличия:
- маркировки;
- антикоррозионной защиты;
- ограничительного кольца;
- технических документов.
2. Проверка на температурное воздействие проводится в камере соответствующего типа путем 2-х часовой выдержки при температурах + 45 °С (- 45 °С).
3. Проверка штанг на изгиб. Отношение прогиба штанги к длине изолирующей части должно быть не более 10 %.
4. Для проверки сечения, проводник разделяют на стренги и считают их количество и число жил в каждой стренге. Микрометром измеряют диаметр каждой отдельной жилы и определяют общее сечение проводника.
5. Проверку на электродинамическую и термическую устойчивость проводят в аккредитованных лабораториях на специальных установках. Испытывают по 3 образца из каждого типа заземлений по 1-фазной схеме с 3-секундным током КЗ.
6. Проверка сопротивления соединения струбцина-провод проводится посредством микроомметра, моста либо способом вольтметра-амперметра. Замер производят в точке перехода между поверхностью наконечника (зажима или струбцины) и проводом. Сопротивление перехода не должно превышать 600 мкОм.
Основные требования
Правильно устроенное заземление снимает напряжение с различных объектов и оборудования, защищая человека от поражения током. Добиться безопасной работы техники и высоких эксплуатационных характеристик заземляющей конструкции можно лишь с учетом профильных нормативных требований, а именно:
- Термическая и динамическая устойчивость переносных заземлений к токам короткого замыкания. Это возможно при наличии у проводников следующих параметров: а) сечение провода переносного заземления для 1000 В: 16 мм²; б) сечение провода в переносном заземлении для более 1000 В: 25 мм², 35 мм², 50 мм², 70 мм², 95 мм² или 120 мм².
- Реализация надежного контакта. Если контакт плохой, то струбцины или зажимы при коротком замыкании могут нагреться и обгореть.
- Качественный монтаж струбцин. Эти элементы должны выдерживать значительные динамические нагрузки. Их необходимо монтировать прочно во избежание рассоединения (срыва).
- Продолжительная термическая устойчивость соединений переносных заземлений. Важна на протяжении всего времени эксплуатации заземлителя и необходима для автоматического отключения напряжения при перегреве контактов.
Внимание! Когда ток протекает по заземляющему спуску, нагреваются проводники. Это довольно опасно, ведь даже медь плавится при 1083 °C.
Необходимо знать также специальные правила расположения переносных заземляющих устройств.
Размещение оборудования и электроустановок
Все сигнальные лампы, а также тумблеры запуска электроустановок пожарных автомобилей размещаются на отдельном щитке в кабине водителя. Что до самого оборудования, то:
- фара-прожектор, обеспечивающая направленное освещение, монтируется на кронштейне, который дает возможность менять её положение во всех плоскостях;
- задняя фара устанавливается у насосного отделения, что позволяет освещать место работы ночью и/или при сильном задымлении;
- сигнальные фары принято размещать на крыше транспортного средства. Они отвечают за прерывистые сигналы синего цвета;
- плафоны в кабине и салоне автомобиля предназначены для освещения насосного отделения и прочих бортовых отсеков.
Помимо этого, на автоцистернах применяется электрооборудование, посредством которого выполняется включение и выключение:
- задних и передних поворотных фонарей и противотуманных фар-прожекторов;
- проблесковых маячков и габаритных огней;
- сигнально-акустической установки и сигнализации об открытии дверей;
- подсветки вакуумного затвора насосной установки;
- систем контроля за уровнем пенообразователя и воды, охлаждающей жидкости и масла;
- электрического двигателя автономного вакуумного насоса и отопительно-вентиляционной установки.
Электропитание упомянутых систем осуществляется как от аккумуляторной батареи, так и от генератора (при работающем двигателе).
Все элементы управления выводятся на щиток в кабине водителя, а также его аналог в насосном отсеке. Последний используется для запуска и остановки вакуумного или же пожарного насоса, контроля работы механизмов автоцистерны и пенообразователя, и т. п.
В заключение отметим, что сегодня электроустановки пожарных автомобилей также осуществляют подзарядку штатной, а при наличии, и дополнительной аккумуляторной батареи, что позволяет обходиться без их демонтажа.
Видео: оборудование, вооружение, оснащение и электроустановки пожарных автомобилей
Размещение заземляющих конструкций
Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:
- На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
- Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.
Важно! В соответствии с инструкцией по пожаротушению, при пожаре на электростанции встречать пожарный отряд должен человек, осведомленный о местах нахождения заземляющих проводов.
В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).
Размещение заземляющих устройств
У пожарных частей, закрепленных за электрическими станциями, существует своя особая инструкция по тушению пожаров. В ней говорится, что на местах установки пожарных машин и местах, где стоят бойцы, держащие стволы (ствольщики), должны находиться заземлители. Обычно заземлители размещают возле входных дверей распределительных электрических установок, возле сооружений для кабелей, поблизости от гидрантов или входных дверей в здание.
На электростанциях определяют необходимое количество проводников переносного заземления для пожарных машин и выбирают место их хранения. Для отработки навыков тушения пожара на электростанциях, поблизости оборудуют специальные площадки-тренажеры. Там размещается техника, и проходят учения. Пожарный отряд может не знать местоположения заземляющих устройств, поэтому по инструкции его должен встречать дежурный или другое уполномоченное лицо, которое знает пути перемещения по территории предприятия, и осведомлено в нахождении проводов заземления.
Что такое переносное заземление
Любые виды заземления имеют одинаковое назначение и относятся защитному оборудованию. Переносной тип применяется на временных объектах, в которых невозможно обозначить постоянное соединение с землей.
В комплект временного заземления относятся гибкие провода с зажимами на концах постоянной фиксации. Обычно проводники соединяются в три линии при подсоединении к трехфазным установкам. Наконечники должны иметь заизолированные штанги, так как работа может проводиться при напряжении выше 1000 В. Это обеспечивает безопасность в случае нахождения шины под напряжением. Также существуют модели для однофазного оборудования. Они имеют один проводник с зажимом на конце.
Требования и размещение заземления для пожарных машин и стволов
При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.
Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.
Назначение переносного заземления
Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:
- Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
- Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.
Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:
- ЗПС (переносное заземляющее устройство пожарных стволов);
- ЗППМ (переносное заземление для пожарных машин).
Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.
Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения.
Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.
Как подключить машину к насосной АПТ
Исходя из вышеназванных требований к насосной станции и подключению к ней пожарных машин,
можно коротко описать общий порядок подключения.
Во-первых, расчетная пропускная способность у соединительного узла для ГМ-80 на один патрубок – 10 л/с.
Но лучше использовать УПТ на большее количество головок – 4, 6, или даже 8.
Да, один патрубок пропустит 10 литров, но всегда лучше иметь запас этого расчетного показателя.
Другой момент связан с возможным разрывом пожарного рукава, как правило, в нижней части.
Конечно, рукав может порваться и от износа.
Но в основном это случается из-за избыточного нагнетания давления,
когда, например, решают задействовать последовательно два пожарных насоса.
Кроме этого, если ПК монтируются на распределительных и питающих водопроводах водяной АУПТ,
то для соединения пожарной машины с насосной АПТ используются общие водопроводы
с минимальным диаметром DN 80, патрубками, с высотой установки 1,35±0,15 м с головками ГМ 80.
Читайте также: Короткие замыкания электропроводки и другие аварийные режимы работы электроустановок как основные причины, приводящие к пожарам
Но если у нас ВПВ, то каждый участок внутренней сети в сооружении высотой от 17-ти этажей
предполагает 2 выводимых наружу патрубка ГМ 80 с монтажом в помещении задвижки и клапана обратного.
Переносное заземление: технические характеристики
Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:
- Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
- Опрессовка концов провода.
- Крепление струбцин из металла (на концы провода).
- Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
- Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.
Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения.
Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.
ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)
Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства.
При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).
Тушение товарного парка
Потушить такой объект – задача непростая.
Все нефтехранилища в обязательном порядке оборудуются установками пожаротушения,
как объекты повышенной пожароопасности.
Сам парк всегда ограничивается по периметру ограждающей стеной или обвалованием,
если емкости с нефтепродуктом располагаются на земле.
При подземных, углубленных в грунт резервуарах периметр парка ограждается противопожарными проездами или дорогами.
Здесь в качестве ОТВ применяют пену низкой или средней кратности, согласно СП 155.13130.2014.
Подают состав на поверхность горящего продукта или к основанию самого резервуара, в слой нефтепродукта (подслойное тушение).
В товарном парке используется оборудование водяного охлаждения, необходимое в процессе огнетушения.
Для этой цели применяется кольцевой подземный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами.
Насосная установка АПТ в этом случае также располагается под землей.
От растворопровода вовне выводятся патрубки для подсоединения мобильной пожарной техники.
И здесь тоже допустимо использование труб с диаметром DN 80 для соединения их с пожарными рукавами ГМ-80.
УПТ может иметь до 8-ми стыковых соединений.
Для тушения резервуарных парков применяются пожарные вышки.
Резервуары располагаются в два или более рядов по группам.
Но к ним должен быть доступ для проезда пожарной техники?
Конечно, такой доступ предусматривается.
При наземном расположении хранилищ к каждой группе резервуаров
оборудуются пожарные проезды внутрь обвалования для доступа пожарных автомобилей.
Заземление для пожарных стволов
Конструкция защитного устройства заземления такого типа — стандартная: заземляющий проводник, опрессованный на концах, крепится с одной стороны к струбцине, а с другой — к стволу.
ЗПC-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных стволов)
При монтаже и обустройстве конструкции обязательно учитываются требования профильной документации по структурным параметрам заземляющих устройств.
В зависимости от комплектации оборудования и наличия дополнительных приспособлений профильные правила могут быть дополнены специальными рекомендациями.
Кратко о насосной станции
Насосная станция пожаротушения – это система коммуникационных линий и оборудования, которые предназначены для перекачки огнетушащего состава из одного места в другое.
Вода или пена в таких установках перекачивается под давлением.
Различают стационарные и мобильные насосные станции.
По размещению – подземные и наружные.
Помещение насосной относят к I категории по обеспеченности подачи воды и к I категории по ПУЭ.
Перед входом в насосную расположено световое табло «Насосная станция», подключенное к основному аварийному освещению.
Комплекс размещается на подземном, цокольном или первом этаже здания.
Насосные с машинным залом площадью 9*6 м 2 оборудуются ВПВ.
Расход воды водопровода должен быть не менее 2,5 л/с.
Для наглядности, дорогой читатель, приводим здесь примерную схему насосной станции АПТ.
Основные требования
Правильно устроенное заземление снимает напряжение с различных объектов и оборудования, защищая человека от поражения током. Добиться безопасной работы техники и высоких эксплуатационных характеристик заземляющей конструкции можно лишь с учетом профильных нормативных требований, а именно:
- Термическая и динамическая устойчивость переносных заземлений к токам короткого замыкания. Это возможно при наличии у проводников следующих параметров: а) сечение провода переносного заземления для 1000 В: 16 мм²; б) сечение провода в переносном заземлении для более 1000 В: 25 мм², 35 мм², 50 мм², 70 мм², 95 мм² или 120 мм².
- Реализация надежного контакта. Если контакт плохой, то струбцины или зажимы при коротком замыкании могут нагреться и обгореть.
- Качественный монтаж струбцин. Эти элементы должны выдерживать значительные динамические нагрузки. Их необходимо монтировать прочно во избежание рассоединения (срыва).
- Продолжительная термическая устойчивость соединений переносных заземлений. Важна на протяжении всего времени эксплуатации заземлителя и необходима для автоматического отключения напряжения при перегреве контактов.
Внимание! Когда ток протекает по заземляющему спуску, нагреваются проводники. Это довольно опасно, ведь даже медь плавится при 1083 °C.
Необходимо знать также специальные правила расположения переносных заземляющих устройств.
Стандарт и размер
Существует ГОСТ 12.4.026-2001 ССБТ, который устанавливает требования к изготовлению знаков. Он также классифицирует их, определяет правила оформления и разрешает цвета. Этот стандарт действует с 2001 года, в 2010 в него внесли некоторые изменения. Он ссылается на другие нормативные акты, в том числе международные.
Высота знаков пожарной безопасности зависит от двух величин: расстояние опознания и дистанционного фактора. Высота рассчитывается путем деления этих величин. В случае с круглыми видами высота равна диаметру, а у квадратных и прямоугольных – одной из сторон. Определить длину стороны треугольника можно, применив коэффициент к полученной высоте.
Расстояние опознания знаков – рассчитывают исходя из расстояния от наблюдателя до предполагаемого места его размещения. Дистанционный фактор зависит от освещенности, его значения приведены в указанном выше ГОСТе. В нем же есть таблица №3 с усредненными размерами знаков пожарной безопасности.
Допускается увеличение размеров, чтобы вместить надпись. В остальных случаях большие размеры также разрешены, но следует учитывать соотношение расстояния опознания знаков к дистанционному фактору. Светоотражающие знаки и с люминесцентным покрытием делают больше стандартных размеров на 25%. Поясняющие таблицы с надписями или символы должны соответствовать размерам основного знака.
Любые символы пожарной безопасности необходимо размещать так, чтобы они были хорошо видны. Их не должны загромождать или ухудшать визуальное восприятие различные предметы.
Между знаками, указывающими на эвакуационные пути или выходы, расстояние не может превышать 60 м. Знаки над проездами или проходами устанавливают, чтобы их было видно при закрытых или открытых дверях, воротах. Необходимо размещать их в непосредственной близи возле объектов (огнетушители, инструмент, гидранты). Это позволяет быстро обнаружить объекты.
Размещение заземляющих конструкций
Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:
- На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
- Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.
Важно! В соответствии с инструкцией по пожаротушению, при пожаре на электростанции встречать пожарный отряд должен человек, осведомленный о местах нахождения заземляющих проводов.
В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).
Исключения
В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:
Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.
От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.
Заземление пожарных машин
Пожарная безопасность
Для предупреждения поражения током во время тушения огня проводится заземление пожарных машин и стволов. ОТВ, попав на электроустановку, становятся дополнительным проводником электричества. Кроме того, часто возникает наведенное напряжение на самой машине. Для защиты спасателей от таких случаев используют устройства переносного заземления.
Назначение оборудования
Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:
- При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
- При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.
При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:
- переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
- заземляющее устройство для стволов (ЗПС).
При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.
Конструктивные особенности и технические характеристики
По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.
Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.
Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.
Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.
Основные требования к заземлению пожарных машин
Защиту от поражения электрическим током дает не только правильная эксплуатация заземляющих устройств, но и их соответствие утвержденным требованиям.
- Переносные устройства должны обладать термической и динамической устойчивостью к току короткого замыкания. Это возможно при соблюдении определенных параметров: для 1000 В сечение медного провода должно быть 16 мм 2 , более 1000 В – 25, 35, 50, 70, 95 или 120 мм 2 .
- Прочный контакт, являющийся гарантией исправности струбцин или зажимов при коротком замыкании.
- Монтаж струбцин должен быть без свободного хода, чтобы во время динамических нагрузок их не сорвало с провода.
- Все соединения переносных заземлений должны быть с продолжительной термической устойчивостью, чтобы избежать перегрева во время работы и обеспечить автоматическое отключение оборудования.
Стандартно в заземляющих устройствах для пожарных стволов и автомобилей используют медный провод сечением 16 и 25 мм 2 . Длина его при этом не имеет никакого значения, главное, чтобы после подключения не ограничивалась свобода маневрирования самим стволом. Обычно используют провод длиной от 10 до 40 метров.
Кроме этих требований при монтаже оборудования учитываются и требования по структурным параметрам самих устройства. Например, для стволового заземляющего оборудования пользуются таблицей.
Размещение заземления
Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:
- В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
- Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.
Если возгорание произошло на электростанции, то боевой расчет обязан встречать человек, знающий места расположения заземляющих проводов.
В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.
Источник https://ues-company.ru/dom/zazemlenie-pozharnogo-avtomobilya-trebovaniya.html
Источник https://xn—-7sbbfcoy5atdmf5qh.xn--p1ai/bezopasnost/mesto-zazemleniya-pozharnyh-mashin.html
Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/zazemlenie-pozharnyh-mashin.html