Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации автомобиля

Содержание

Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации автомобиля

Обеспечение пожарной безопасности автотехники

Автомобиль является не только транспортным средством, но и источником повышенной опасности ввиду своих эксплуатационно-технических характеристик. Поэтому при его использовании и хранении следует применять правила пожарной безопасности во избежание возникновения воспламенения. Это относится к особенностям эксплуатации, технического обслуживания, правилам постановки ТС на стоянку либо в гараж.

Правила пожарной безопасности эксплуатации ТС

Топливные баки автомобилей всегда должны быть закрыты, для чего следует проверять герметичность закрытия заливных горловин. В том случае, если имеется течь в баке, автомобиль запрещено ставить на стоянку.

На стоянке не должно быть предметов, которые мешали бы произвести перемещение транспорта при пожаре. Аналогично запрещается курить и работать с открытым огнём, хранить горючие и воспламеняющиеся вещества на стоянках. Водителям запрещается разогревать двигатели, коробки передач и мосты, прочие узлы автомобилей открытым огнём. Во избежание воспламенения нельзя оставлять автомобиль с включённым двигателем или бросать в нём промасленный материал и рабочую одежду.

На временных стоянках в полевых условиях следует обязательно пропахать полосу шириной не менее 1 м, а само место стоянки очистить от древесных и травянистых остатков, стерни. Временная стоянка располагается на расстоянии не менее 100 м от злаковых полей, стогов и скирд, мест лесозаготовки.

Во время заправки автомобиля топливом необходимо заглушить двигатель, выполнить заземление бака или цистерны при помощи цепочки, обеспечить герметичность в месте соединения сливного шланга с приёмным патрубком. В случае возникновения протекания топлива следует срочно его устранить, а топливо засыпать песком.

Автомобили, осуществляющие перевозку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и веществ, обеспечивают песком и лопатой, двумя огнетушителями ОП-5. На отверстиях в баках и цистернах устанавливают взрывобезопасные сетки, на цистернах – устройства для заземления при сливе и наполнении жидкостей.

В том случае, если на автомобиле неисправна топливная система, запрещается подача прямо в карбюратор бензина при помощи шланга или другим способом. Мойку двигателя нельзя осуществлять бензином или прочими легковоспламеняющимися жидкостями. Водитель обязан следить, чтобы на двигателе и картере не было масла или грязи. Нельзя использовать открытое пламя при диагностике неисправностей автомобиля, курить при открытом баке или вблизи от любых элементов системы питания.

Техническое обслуживание автомобилей с ГБО

Как показывают статистические данные, автомобили с ГБО намного реже попадают в пожаро- и взрывоопасные ситуации. Основной причиной пожаров на них, как правило, является негерметичность газовой системы (свыше 60 % пожаров связаны с ней, причём в основном из-за изменений, которые владельцы вносили в конструкцию оборудования и самовольного ремонта). Почти 10 % пожаров случились из-за нарушения техники безопасности и правил ремонта ГБО.

Водители ГБА должны запомнить, что перед постановкой на стоянку следует использовать газ в системе и перекрыть вентиль на баллоне. Ставить автомобили с ГБО на стоянку в подземные автостоянки и паркинги запрещено. Пуск автомобиля после долгой стоянки осуществляется при открытых капоте и дверях. Также необходимо обращать внимание на возможность утечки газа и появление его запаха, регулярно проводить профилактический осмотр ГБО при помощи пены для бритья и кисти. Водитель должен помнить, что моторный отсек – самое пожароопасное место автомобиля. Наибольшее количество возгораний начинается именно здесь либо во время движения, либо при запуске двигателя.

Заправка автомобилей сжиженным газом проводится таким образом, чтобы уровень жидкости не превышал максимально допустимой отметки, а объем паровой подушки оставался прежним. В противном случае происходит превышение допустимого давления, в результате чего может произойти разрыв газового баллона.

При заправке газом запрещается находиться вблизи газонаполнительного шланга, осуществлять регулировку или ремонт двигателя, выполнять подтягивание гаек или стучать по ним металлическими инструментами. Нельзя, чтобы во время заправки в автомобиле был взрывоопасный груз. Следует учитывать свойство сжиженного газа забирать тепло при испарении, поэтому при заправке обязательно пользуются защитными перчатками.

Рекомендуется к прочтению  Кто несет ответственность за безопасное движение ТС, оборудованных спецсигналами

Особенности ремонта техники

Ремонтные работы в автомобиле проводятся при выключенном двигателе и зажигании при освещении лампами мощностью до 12 В. Перед заменой предохранителя необходимо устранить причину короткого замыкания. В месте подзарядки аккумулятора не используют открытые источники огня, во избежание взрыва смеси водорода и кислорода. Клеммы аккумулятора должны плотно контактировать с зажимами.

Промывка агрегатов и деталей автомобиля выполняется негорючими составами, а если двигатель работает на неэтилированном бензине, это можно делать керосином. Ремонт топливного бака и топливопроводов осуществляют при слитом горючем. Если выполняется ремонт газовой аппаратуры, необходимо пользоваться инструментом, который изготовлен из неискрящих материалов типа алюминия, латуни. Систему электрооборудования на автомобилях с ГБО проверяют и обслуживают при закрытии вентилей и после естественной вентиляции пространства под капотом.

Водитель должен знать о пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, ГСМ, а также представлять себе, что несвоевременно проведённое ТО увеличивает риск возникновения пожара на автомобиле. Поскольку наличие значительного количества электрооборудования и обшивка автомобиля могут отягчить результаты возгорания, это следует обязательно учесть.

Применение огнетушителей на автомобилях

Огнетушитель является неотъемлемой частью комплектации транспортного средства. Обычно ТС оснащают хладоновыми или порошковыми огнетушителями. Можно использовать углекислотные огнетушители, имеющие огнетушащую способность для ликвидации пожара класса В. Конструкция огнетушителя должна иметь соответствующую вибрационную прочность. Для заправки в порошковый огнетушитель используют смеси класса АВСЕ.

Объём огнетушителя для легковых и грузовых ТС, особо малых автобусов должен быть не менее 2 л. Другие автобусы, осуществляющие перевозку людей, комплектуют двумя огнетушителями типа ОП-2 или ОП-5. ТС, перевозящие нефтепродукты и опасные грузы, снабжают двумя огнетушителями ОП-5, которые размещают соответственно на шасси и цистерне (в кузове). Для большегрузных ТС достаточно иметь один огнетушитель ОП-5. Огнетушители располагают в удобном для водителя месте, если их размещают вне кабины, то защищают от осадков, грязи, лучей и прочих природных факторов. Крепления огнетушителя должны быть надёжными и исключать его выпадение при случае возникновения аварийной ситуации.

Чёткое соблюдение правил пожарной безопасности позволяет обеспечивать надёжную и длительную эксплуатацию ТС, без риска возникновения возгорания. Поэтому водители должны придерживаться требований инструкции по пожарной безопасности при использовании автомобиля.

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Елена Мехоношина

Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.

В этом материале мы решили показать нарушения из реальных судебных дел, за которые чаще всего попадает от МЧС. Очень надеемся помочь, если ваш бизнес попал в план проверок или после инцидента с огнём светит внеплановый визит инспекторов. А ещё, пожарная безопасность — это забота о клиентах и персонале.

📃 1. Нет инструкции о мерах пожарной безопасности

Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.

Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.

🚸 2. Нет плана эвакуации

Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.

Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.

Где про это читать: пункт 5 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.

🧯3. Нет огнетушителей

Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.

Рекомендуется к прочтению  Дистанция между машинами и сумма штрафа за несоблюдение

Где про это читать: пункты 60 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.

🔀 4. Ненадёжный эвакуационный выход

Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.

Где про это читать: пункты 16, 23, 24, 26, 27 Правил противопожарного режима . Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:

— засовы и замки на дверях,

— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,

— перепады высот без пандуса и пороги,

— двери, которые открываются вовнутрь,

— вращающиеся двери и турникеты.

🔌 5. Повреждённые провода

Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.

Где про это читать: пункт 35 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».

💡 6. Светильники без колпаков

Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.

Где про это читать: пункт 35 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.

🔥 7. Хранение горючих материалов

Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.

Где про это читать: пункт 16 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

🥵 8. Неогнестойкая отделка

Требование: ремонт в помещении делают из максимально безопасных материалов.

Где про это читать: на какие показатели ориентироваться при покраске стен и отделке потолка прописано в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Там же есть ссылки на таблицы оценки опасности стройматериалов.

Что находят инспекторы МЧС: особое внимание уделяют материалу пола и стен на пути эвакуации. Очень не любят деревянные рейки.

🔊 9. Нет пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения

Требование: в определённых случаях в помещении ставят пожарную сигнализацию с датчиками дыма или даже автоматическую систему пожаротушения. Это зависит от площади помещения, наличия горючих товаров, вместимости и вида деятельности. Системы АУПС и АУПТ периодически проверяют с составлением акта.

Где про это читать: когда нужны датчики, а когда система пожаротушения, прописано в таблицах из Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.

Что находят инспекторы МЧС: на объекте нет сигнализации или она неисправна.

🛍 10. Хлам (и не хлам) под лестницей

Требование: пространство под лестницей и на лестничных площадках должно быть свободным.

Где про это читать: пункт 27 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: под лестницей хранят уборочный инвентарь, коробки с товарами. Бывает даже в кафе под лестницей обустраивают посадочное место, а в магазине — витрину. Это запрещено.

📛 11. Нет противопожарных перегородок

Требование: кухни, пекарни и склады отделяются от зала для посетителей противопожарными перегородками. Грубо говоря, клиентов защищают от помещения, где пожар очень вероятен.

Где про это читать: пункт 5.5.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.

Что находят инспекторы МЧС: перегородки проверят в ресторане, пекарне, кондитерской, магазине косметики и баре с алкоголем в подсобке.

Тушение автомобиля

Тушение автомобиля

Пожары

Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.

Рекомендуется к прочтению  Ремонт автомобиля в электротехническом отделении

Общие рекомендации

  1. Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
  2. Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
  3. Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
  4. Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
  5. Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
  6. Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
  7. Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
  8. Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
  9. Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
  10. Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
  11. Радиус опасной зоны – 10 метров.
  12. Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
  13. Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.

Рекомендации по тушению пожара

Горит автомобиль в ходе движения

Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.

Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.

Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.

Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.

Горит автомобиль в ходе движения

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Горит автомобиль на стоянке

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

  1. Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
  2. Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
  3. Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
  4. Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
  5. Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.

Причины пожарной опасности авто

Меры профилактики

Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.

Источник http://pojarunet.ru/obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti-avtotekhniki

Источник https://e-kontur.ru/enquiry/1510/11-narusheniy-pozharnoy-bezopasnosti

Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: