Основы управления автомобилем и безопасность движения Учебное пособие (Шпейд В. Шпейд А. )

Содержание

6. Основы управления транспортными средствами категории «В»

Правильная водительская посадка – это оптимальная рабочая поза водителя и выполняет она две важнейшие функции.
Первая — повышение готовности к экстренным действиям. Сама по себе посадка не может послужить причиной аварии, но она создает дефицит времени в несколько десятых долей секунды, которых обычно не хватает в критических ситуациях, где от трагедии нас отделяет 1-2 секунды.
Вторая функция состоит в том, что оптимальная посадка позволяет длительное время сохранять работоспособность, так как снимает излишние мышечные напряжения и не нарушает кровообращение.

Многие водители ошибочно различают два вида посадки: нормальную и специальную, которая нужна в сложных ситуациях. На самом деле «поза готовности» должна строго соблюдаться всегда, так как ситуация может перерасти в критическую за доли секунды, а для смены посадки необходимо время.
Самое неприятное заключается в том, что неправильные позы при вождении незаметно становятся частью нашего «Я», закрепляются вследствие постоянного применения, усовершенствуются и модифицируются в сторону еще большей вальяжности. Если привыкнуть к правильной посадке и полюбить ее, то даже при часовом стоянии в городских пробках нет нужды изменять позу из-за дискомфорта.
Чтобы принять правильную посадку:

Положение подушки сиденья в продольной плоскости регулируется относительно неподвижных органов управления (педалей, рычага КПП и рулевого колеса).
Сядьте, откинув спинку сиденья, выжмите левой ногой до пола педаль сцепления и подгоните сиденье так, чтобы левая нога была чуть согнута в коленном суставе примерно на 120o . В свою очередь, и правая нога при таком же положении обеспечит необходимое приложение усилия стопы к педали тормоза.
Если подушка сиденья регулируется еще и по высоте и глубине наклона, то основными параметрами ее установки здесь являются два условия: положение за рулем самого туловища и ног. Туловище не должно съезжать вниз к педалям, а ноги — заваливаться вверх.
Мышцы корпуса не должны находиться в напряжении. Вес тела должен восприниматься только подушкой и спинкой сидения. Расстояние от подколенной впадины до сидения должно быть не менее 6 см, что способствует нормальному кровообращению.

Изменяя наклон спинки сиденья, нужно отрегулировать расстояние до рулевого колеса таким образом, чтобы водитель без отрыва спины от спинки мог кистью руки легко захватывать его в самой удаленной точке (по аналогии это место цифры «12» на циферблате). При этом расстояние до рычага КПП должно гарантировать полный захват рычага правой рукой в самом удаленном положении (5-я или задняя передача). Водитель, который правильно отрегулировал наклон спинки, легко достанет и до других органов управления различными системами автомобиля.

Правило хорошего «автомобильного» тона гласит: прежде чем тронуться с места – пристегните ремни.
Пристегнитесь ремнями безопасности, при этом ладонь правой руки должна туго проходить под ремнем на уровне груди.
При этом условии Вы будете получать дополнительную информацию о силах и ускорениях, действующих на Ваш автомобиль. Кроме того, не пристёгнутого водителя или пассажира подушки безопасности, если они есть, вместо защиты могут покалечить.
Многие автомобили оснащаются механизмом регулировки ремня безопасности по высоте. Поэтому при выборе положения ремня добейтесь того, чтобы он удерживал тело за плечо (и ни в коем случае — за руку или шею).

Не все водители серьезно относятся к этой регулировке. А ведь правильно расположенный подголовник может спасти жизнь во время аварии. Отрегулируйте подголовник — поднимите его до уровня затылка и максимально приблизьте к голове. Во время движения не стремитесь опираться головой на подголовник, это устройство предназначено для другой цели — защиты шеи от перелома при ударе сзади.

Если автомобиль оборудован системой регулировки руля по высоте и глубине, то при их установке следует соблюсти следующие требования. Рулевое колесо должно иметь зазор между ободом и коленями не меньше ширины ладони, а обод не должен перекрывать показания приборов.

Обобщение передового опыта водителей профессионалов и автогонщиков позволило сделать вывод об оптимальном положении рук на рулевом колесе.
Правильное положение рук позволяет исключить лишние движения, действовать быстро.
Оптимальное положение рук на рулевом колесе является составной частью «позы готовности» — настройки на безопасное управление автомобилем.
Не используйте руль в качестве опоры, на нем должен быть только вес самих рук.
Руки удерживают руль, располагаясь: правая рука в зоне от 1.30 до 03.00 час., а левая – соответственно от 09.00 до 10.30 час.
Неполный и закрытый хваты кистью руки естественнее, чем открытый, они обеспечивают постоянную готовность к действиям.
Кисти рук на руле должны быть по горизонтали ниже плечей, что обеспечивает нормальное кровообращение и не вызывает утомления.

Поставьте левую ногу на педаль сцепления, а правую на педаль тормоза, опустите пятки по их вертикальной оси. Затем, не отрывая пяток от пола, ступни разверните кнаружи, так чтобы носок левой ноги поставить рядом с педалью сцепления, носок правой — на педаль газа. Отрывать пятки от пола при переносе ноги на другую педаль и обратно не рекомендуется, поскольку при этом не только смещается центр тяжести, но и теряется время, необходимое для быстрого маневра.
Отрыв ноги от пола и работа ею «на весу» более характерен для водителей высокой квалификации и спортсменов, использующих левую ногу при торможении.

Если у Вас нестандартное телосложение, примите дополнительные меры.
Длинные ноги. Сядьте более вертикально. Ориентируйтесь на то, чтобы удобно было рукам.
Длинные руки. Отклоните назад спинку, как бы сползите вниз по сиденью. Будьте готовы к большему напряжению мышц шеи.
Малый размер обуви. Прикрепите к полу под резиновый коврик небольшую подставку (доску), чтобы пятки не отрывались от пола.
Слабые руки. Пользуйтесь более широким хватом.

Самое главное — добиться устойчивого положения корпуса. Вся тяжесть тела должна распределиться на подушку и спинку сиденья. Проверьте свою посадку. Если вам удается одновременно легко оторвать ноги от пола, а руки от руля, значит, вы сидите правильно.
При движении в городе чуть больше согните руки в локтях. При движении по скользкой дороге, лужам, неровностям, грязи и песку чуть разведите локти вверх-наружу, что позволит подключить к работе сильные мышцы спины и легче удерживать автомобиль, особенно переднеприводный, от рыскания.
Не удерживайте левую ногу над педалью сцепления после переключения передач.
Во-первых, при пребывании ноги на педали мы не получаем с кузова никакой информации.
Во-вторых, нога просто устает.
Настройте свою волю на закрепление правильной посадки в течение 2-3 недель. Постоянно контролируйте себя.

Место водителя должно обеспечивать ему физиологический комфорт. Это дает возможность прилагать минимальные усилия при управлении. Место водителя должно обеспечивать максимальный обзор и максимальный контакт водителя с сидением. Контакт с рулевым колесом не должен теряться ни на мгновение.

.
Посадка должна соответствовать индивидуальным особенностям конкретного человека. Осанка одного человека отличается от осанки другого, в автомобиле мы тоже сидим по-разному. Но наши индивидуальные отличия не должны отрицательно влиять на качество управления. Этого можно добиться либо возможным приспособлением места водителя, либо корректировкой посадки.
Порой удивляешься тому, что многие водителя садясь в «чужой» автомобиль и не изменив положения сидения, начинают движение.

Типичные ошибки и их последствия
Слишком близкая посадка:
— многие начинающие водители инстинктивно садятся близко к рулю: им кажется, что так лучше видна дорога. На самом же деле видимость при этом не улучшается, а вот мышцы спины без опоры быстрее устают. Чересчур близкая посадка также затрудняет работу с педалями и рулевым колесом, снижая скорость руления во время активной езды;
— высока вероятность травмирования (коленом можно удариться о рулевое колесо, локтями — о карты дверей, а пальцы рук постоянно будут задевать подрулевые переключатели);
Слишком удаленная посадка
— как правило, на руле располагается лишь одна рука, а другая висит в открытом окне. При этом существенно ухудшается обзорность, а также возникает недостаточный контроль над органами управления (соскальзывание ног с педалей, выскальзывание рулевого колеса из рук). Более того, в экстремальной ситуации вовремя уйти от препятствия и откорректировать направление движения практически невозможно
— такое расположение присуще молодым и самоуверенным драйверам, управляющим машиной полулежа.
— быстрее устают мышцы рук, ног и спины, поскольку на них возрастает нагрузка — приходится рулить вытянутыми руками и, напрягая мышцы спины, дотягиваться до органов управления.

К скоростному способу руления прибегают в сложных и опасных ситуациях, чаще всего для экстренной компенсации ошибки в управлении автомобилем. Применяются следующие варианты действий: одной рукой, поочередно обеими руками, одной-двумя или двумя-одной руками. Во всех случаях для обеспечения высокой скорости поворота РК более чем на 180° следует пользоваться перекрестными перехватами. Правда, это противоречит обычному представлению о рулении как об управлении без перекрещивания. Однако перекрестные движения являются важными элементами скоростного руления. Они сокращают время самих действий, позволяют использовать преобладающую силу мышц-сгибателей и поэтому эффективны. Существует несколько схем последовательных действий водителя при повороте РК-

Поворот РК направо одной рукой (рис. 1): / — положение правой руки до начала поворота; 2 — переход от захвата обода колеса к рулению тыльной стороной кисти; 3 — руление тыльной стороной кисти в нижнем секторе РК; 4 — переход к открытому «хвату» через ребро ладони; 5 — руление открытым «хватом» и переход к закрытому; 6 — руление закрытым «хватом».

Поворот РК направо поочередно обеими руками с перекрестными перехватами (рис. 2): 1 — положение рук до начала поворота; 2 — поворот РК до момента перекрестного перехвата правой рукой; 3 — поворот РК левой рукой с одновременным перехватом правой (начало перекрестного перехвата); 4 — поворот РК после перехвата правой рукой до момента перехвата левой; 5 — поворот правой рукой и перекрестный перехват левой; 6 — поворот РК после перехвата левой рукой и перехват правой (завершение перекрестного перехвата).

Рис. 1. Cкоростные действия одной рукой. Рис. 2. Скоростные действия двумя руками.

Таким образом, начальная фаза вращения осуществляется двумя руками из ИП «9—3» или «10—2» (по аналогии с циферблатом часов) до момента, когда левая рука приблизится к мнимой цифре 11, а правая к 5. Далее правая рука быстро переносится к цифре 12.

Важно отметить, что захват обода РК в верхней точке ни в коем случае не должен сопровождаться ударом. А это возможно лишь при условии, если кисть правой руки в момент захвата уже двигалась по дуге со скоростью движения обода. Выглядит это так. Водитель, перенося руку по прямой из положения «5» в положение «12», одновременно приближает пальцы к ободу и начинает движение руки в направлении вращения РК. Полный захват завершается где-то между цифрами 1 и 2. Правая рука в полную силу включается в работу, а левая начинает перекрестный перехват: стремительно движется вверх из положения «5» в положение «12» и мягко захватывает РК. Все руление происходит на боковом секторе от «1» до «5». И это не случайно. Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих силовых движений.

Умея точно прогнозировать свои действия на повороте с учетом его крутизны и скорости прохождения, можно допустить изменение стандартного положения рук на РК- Заранее зная предстоящий угол, на который надо повернуть РК, необходимо предварительно захватить его с таким расчетом, чтобы при движении в повороте, когда потребуются максимальное напряжение и точность руления, действовали обе руки. Схематичная последовательность действий следующая.

Предварительный захват РК при подготовке к повороту налево (рис. 3): / — положение рук до начала подготовки к повороту; 2 — предварительный захват до начала поворота РК;3— поворот РК налево (левая рука поворачивает обод, правая скользит по нему); 4 — положение рук на РК в повороте.

Более 50% ДТП происходит из-за отсутствия навыков скоростного руления. Начальный момент потери устойчивости автомобиля, малейшее движение его задней оси в сторону водитель высокой квалификации может заметить уже через 0,3—0,5 с. Вот тут-то, пока занос еще не стал критическим, и необходимы скоростные навыки, чтобы пресечь неблагоприятное развитие событий.

Рис. 3. Скоростные действия двумя руками.

В критических ситуациях силовой способ руления используется в случае потери автомобилем поперечной устойчивости, если скорость движения была небольшой и если водитель вовремя (в начальной фазе) сумел «разгадать» занос, а также для удержания автомобиля в пределах своей полосы движения при наезде на какое-либо препятствие. Руление силовым способом может осуществляться одной или двумя руками одновременно без перехвата обода РК из стандартного положения «10—2» на угол до 140°. Кроме того, оно может выполняться поочередно каждой рукой с перехватами другой. При этом РК водитель поворачивает на любой нужный угол без перекрестных движений (смен) рук. Рулевое колесо как бы передается из руки в руку. На рис. 4 показан один из вариантов поворота РК направо силовым способом, выполняемым поочередно двумя руками с перехватами.

Рекомендуется к прочтению  Замена ремней безопасности ваз 2107

Схема последовательных действий при силовом способе руления следующая.

Поворот РК направо силовым способом: 1 — положение рук до начала поворота; 2 — правая рука поворачивает РК направо, левая скользит вниз; 3 — перехват в нижнем секторе РК; 4 — левая рука поворачивает РК, правая скользит вверх.

Рис. 4. Силовое руление.

Возвращение РК после поворота автомобиля может осуществляться и силовым, и скоростным способами. Однако на практике водитель часто отпускает РК и ждет, пока оно само возвратится в нейтральное положение (раскрутится). С точки зрения безопасности, это недопустимо. При неправильной регулировке углов установки колес или чрезмерной затяжке рулевого механизма руль после его отпускания может остаться на месте, и даже применение скоростного руления не поправит ситуацию. Неожиданность ситуации зачастую парализует волю водителя, он не может понять, что происходит и не успевает вовремя предпринять нужные действия.

В заключение несколько слов о стиле руления мастеров экстра-класса. При просмотре видеозаписей тренировок сборной команды страны по авторалли чаще всего отмечаются те или иные недочеты в действиях рулевым колесом практически у всех спортсменов. И все же эти недочеты скорее выражают индивидуальность каждого гонщика, чем свидетельствуют о серьезных ошибках. Отчетливее всего характерный стиль управления автомобилем прослеживается у мастеров спорта международного класса В. Гольцова, Н. Елизарова и Н. Больших. Все они обладают способностью в любой ситуации ни на мгновение не терять контакта с РК. Слияние рук с рулем таково, что он становится как бы дополнительным органом чувств, способным чутко ощущать автомобиль, тонко воспринимать его контакт с дорогой, и точно передавать это ощущение рукам.

Типичная картинка при видеозаписи на тренировке (зимой): на экране монитора — часть панели приборов, обод РК и набегающая панорама зимнего леса. Из динамика приглушенно доносится звук двигателя, работающего на максимальных оборотах. Легко представить, как автомобиль, оставляя за собой клубы снежной пыли, стремительно мчится по дороге. Наблюдая за руками гонщика, чувствуешь огромное внутреннее напряжение спортсмена и восприимчивость его к малейшим отклонениям от избранной траектории. Это еще в большей степени подчеркивается лаконичностью движений рулевым колесом, что говорит о высочайшем умении распознать, а скорее даже предугадать опасность потери устойчивости автомобиля еще до того, как начался занос, и мгновенно, импульсным воздействием на РК сделать необходимую поправку и удержать машину в нужном положении и направлении.

Тема 2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях

Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках дорог с ограниченными размерами, водитель должен чувствовать габариты своего автомобиля, представлять себе как перемещаются его крайние точки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движения передних и задних колес.
Это достигается многократными тренировками. Водителю необходимо выбрать хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (крыло, капот и т.д.) и наблюдать за их положением относительно края проезжей части, тротуара, линии разметки и других элементов дороги.
Маневрирование в ограниченных проездах (в том числе с использованием заднего хода), применяется:

  • при проезде ворот,
  • при въезде в гараж (бокс),
  • при развороте на дороге, когда ширина проезжей части недостаточна для разворота за один прием,
  • при маневрировании во дворе, и на других стесненных для движения участках,
  • при парковке автомобиля.

Для проезда ворот (тоннеля) необходимо:

  • заранее подъехать строго перпендикулярно воротам, особенно при движении задним ходом;
  • скорость должна быть минимальной;
  • во время движения автомобиль ориентировать по его левой стороне, которая лучше воспринимается;
  • если автомобиль отклоняется, немедленно и плавно начинать корректировать его движение.

Если ширина проезжей части или площадки меньше двух минимальных радиусов поворота автомобиля, разворот выполняется с применением заднего хода.

Выполняя такие маневры необходимо очень четко действовать рулем и педалями, поддерживая скорость достаточную для быстрого и уверенного выполнения маневра. Высокая скорость лишь препятствует безопасному маневрированию. Особо хочется обратить внимание на то, что задним ходом автомобиль движется быстрее, чем на первой передаче переднего хода. Даже на автомобиле с гидроусилителем руля поворачивать колеса в движении более предпочтительно, чем при остановке.

Осуществляя боковую парковку, надо научиться выполнять ее не более чем за 3 движения. Она может выполняться как передним, так и задним ходом.

Парковка задним ходом

Парковка передним ходом

Разворот во дворе

Маневры: заезд в гараж и разворот

При выполнении этих маневров необходимо иметь хороший глазомер, парковка возможна, если расстояние между стоящими автомобилями не менее 2-х длин вашего автомобиля. В этом случае правильно выполненный маневр позволит Вам свободно выехать при необходимости, а ваш припаркованный автомобиль не будет выступать за границы участка, составляющего 1,5 ширины на 2 длины вашего автомобиля.

Для тренировки навыков выполнения таких маневров сначала на закрытых площадках учатся рулению, выполняя такие упражнения, как: змейка передним и задним ходом,круг, восьмерка, ворота, бокс, парковка.

Любой маневр, как известно, сопровождается разгоном, торможением и выездом из занимаемой полосы. Свобода маневра обеспечивается наличием свободного пространства вокруг автомобиля — безопасной дистанцией и достаточным боковым интервалом.

Плотность потока все время изменяется, поэтому необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг автомобиля и строить траекторию своего движения так, чтобы не создавать помех другим участникам.

Маневрирование транспортных средств регламентируется пунктом 8 ПДД «Начало движения, маневрирование». Но основное правило выполнения любого маневра можно сформулировать так: ваши действия (перестроение, разгон, торможение, повороты и др.) должны выполняться таким образом, чтобы другие водители в результате вашего маневра могли сохранить режим своего движения неизменным. Все маневры желательно выполнять быстро, особенно в условиях интенсивного движения.

Перестроение в движении

Общие рекомендации при выполнении маневра.

  • Выполняйте перестроение только с конкретной целью (обгон, объезд препятствия, поворот и др.). Менять полосу движения без причины нет смысла;
  • При изменении направления движения обязательно пользуйтесь указателями поворота;
  • Если приняли решение перестроиться и убедились в безопасности маневра, выполняйте его немедленно, так как уже через секунду ситуация может измениться. Если по каким-то причинам вы задержались, то лучше отложить маневр, пока повторно не оцените ситуацию;
  • При перестроении контролируйте «мертвую зону» сбоку автомобиля поворотом головы и коротким взглядом через плечо в сторону перестроения. Одновременно нужно боковым зрением следить за впереди идущим автомобилем на случай его торможения или изменения направления его движения;
  • При перестроении в более скоростной ряд начинайте разгоняться, находясь еще в своем ряду. Для этого можно «отпустить» впереди идущий автомобиль, чтобы обеспечить себе место для разгона и заранее переключиться на низшую передачу, чтобы выполнить разгон в режиме МКМ (максимального крутящего момента). Разгон должен быть максимально интенсивным. Если при этом вы пропускаете автомобиль, за которым собираетесь перестроиться, убедитесь, что за ним никто не следует и ваш маневр будет безопасным.

Самая лучшая траектория смены ряда – очень плавная кривая. В статье Перестроение в потокеподробно рассмотрены правила перестроения и кто кому, при этом, должен уступать дорогу.

Когда возникает необходимость повернуть, Правила требуют занять соответствующее положение на проезжей части, т.е перестроиться. Также необходимо помнить, что при любом повороте на перекрестке водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть, а при повороте налево – встречные транспортные средства, движущиеся прямо и направо. Но начинать перестроение нужно тем раньше, чем плотнее поток. С правым поворотом вопросов почти никогда не возникает, так как поворот направо считается самым безопасным и легко контролируемым. Слевым поворотом все несколько сложнее.

Поворот налево

На что необходимо обратить внимание, прежде чем повернуть налево или развернуться?

  • Оценить ситуацию сзади и слева от вашего автомобиля. Вдруг вас уже кто-то обгоняет, двигаясь по встречной полосе и возможно, нарушая Правила. В статье Дтп при обгоне на перекрестке рассмотрена похожая ситуация;
  • Находясь в левом ряду и пропуская встречный транспорт, всегда держите передние колеса в положении «прямо». Если заранее их повернуть влево, то в случае наезда или удара в ваш автомобиль сзади, машина может выкатиться на встречную полосу, по которой в этот момент едут другие машины.
  • Выезжая с второстепенной дороги на главную перед другим автомобилем, движущимся по главной дороге, обязательно оцените его скорость и расстояние до него. Обычно приближается автомобиль очень быстро. Если при этом он движется с включенным указателем поворота и собирается повернуть, то выезжайте на главную дорогу только после того, как этот автомобиль на самом деле начнет поворачивать. Бывают случаи, что «поворотник» просто забывают выключить, и он продолжает моргать всю дорогу, вводя других водителей в заблуждение.

Обгон и опережение

Правила дорожного движения трактуют обгон как опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения (пункт 1.2, термин «Обгон»). Тот же самый обгон, но в пределах стороны дороги одного направления (например, на дорогах с двумя и более полосами попутного направления), трактуется как опережение транспортного средства. Поэтому, рассмотрим оба маневра.

Именно из-за выезда на встречную полосу обгон считается одним из самых опасных маневров. Поэтому время пребывания обгоняющего автомобиля на встречной полосе во время обгона должно быть минимальным. Следовательно, двигаться по встречной полосе необходимо с максимальным ускорением. Это означает:

  • движение на пониженной передаче;
  • движение в скоростном диапазоне оборотов двигателя (режим МКМ);
  • движение с нажатой педалью газа «в пол».

Производить обгон можно лишь в том случае, если вы убеждены в том, что он целесообразен, безопасен и не противоречит Правилам. Если принято решение совершить обгон, то алгоритм действий будет следующий:

  • Включаете левый указатель поворота;
  • Включаете пониженную передачу, повышаете обороты двигателя до МКМ и начинаете разгон, максимально выжав педаль газа;
  • Выезжаете на встречную полосу, продолжая ускорение. Пока движетесь по встречной полосе левый «поворотник» должен работать.
  • Обогнав транспортное средство, готовитесь вернуться на свою полосу движения, для этого включаете правый указатель поворота и перестраиваетесь, но делаете это безопасно для обгоняемого автомобиля, т.е. без «подрезания»;
  • Выключаете «поворотник», переходите на повышенную передачу и продолжаете движение. Обгон завершен.

В каких случаях следует воздерживаться от выполнения обгона?

  • Если этот маневр запрещен ПДД;
  • На вершинах подъемов перед спусками. При движении на подъем обгонять можно только при достаточном расстоянии видимости. Но приближаясь к вершине подъема нужно быть готовым к появлению автомобиля на встречной полосе;
  • В поворотах, особенно в «закрытых», так как сильно ограничен обзор дороги и внезапно из-за поворота может появиться встречный автомобиль;
  • Если водитель обгоняемого автомобиля включил левый указатель поворота или начал притормаживать;
  • Вслед за другим обгоняющим автомобилем.

Несколько рекомендаций для водителя обгоняющего автомобиля .

  1. Скорость движения должна быть не менее чем на 15 км/ч больше скорости обгоняемой машины. Для примера, допустим, обгоняете вы: если его скорость 70 км/ч, то ваша должна быть — 85 км/ч. В противном случае выполнение обгона затягивается.
  2. Интервал до обгоняемого автомобиля должен быть не менее 1,5 метра.
  3. Перед обгоном вне населенного пункта необходимо подать звуковой сигнал, как минимум за 5сек. до начала маневра.
  4. В темное время суток рекомендуется предупреждать об обгоне кратковременным переключением света фар с ближнего на дальний. Делается это так:
  • Ночь, едете, к примеру, с дальним светом фар. Догоняете впереди идущий автомобиль и начинаете готовиться к обгону. Переключаете фары на ближний свет, чтобы не слепить в зеркалах обгоняемого.
  • Включаете левый поворот, предупреждаете, моргая кратковременным переключением фар, и начинаете обгон. Дальше все действия по алгоритму. Как только опередите обгоняемого, можете включать дальний свет. Обгоняемый автомобиль в этот момент обязан переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить обгоняющего.

Это элементарная этика на ночной дороге, к сожалению, не все ее соблюдают. Более подробно о правилах ночной езды можно прочесть в статье Движение в темное время суток и в памяткеПравила ночной езды.

Теперь рекомендации для водителей обгоняемого автомобиля.

  1. Если дорога для обгона свободна, то примите как можно правее;
  2. Можно включить сигнал правого поворота, а в темное время суток поморгать дальним светом, чтобы дать понять обгоняющему, что его намерения поняты;
  3. В случае обнаружения помехи для обгоняющего, надо его предупредить: можно включить левый указатель поворота, подать звуковой сигнал или кратковременно включить стоп-сигнал, в крайнем случае переместиться влево, препятствуя выполнению обгона.

При встречном разъезде, заметив, что начался обгон (по встречной полосе), необходимо принять все меры предосторожности и ни в коем случае не препятствовать завершению обгона. При малейшем признаке аварийной ситуации нужно переместить автомобиль вправо и снизить (или, если нужно, увеличить) скорость.

Опережения или обгоны (по устаревшему определению) на многополосной дороге гораздо менее опасны, чем обгон по встречной полосе, потому что на многорядной дороге нет необходимости сокращать время обгона. Ведь все машины едут в одну сторону. Достаточно со всеми мерами предосторожности выполнить перестроение на соседнюю полосу и произвести опережение впереди идущего автомобиля. Если этот маневр выполняется в городской черте, то после опережения можно продолжить движение по этой же полосе, а можно вернуться на ранее занимаемую полосу. Но если опережение выполняется на многополосной трассе вне населенного пункта, то по окончании маневра вы обязаны занять правую полосу. Перед перестроением обязательно включайте соответствующие указатели поворотов.

Рекомендуется к прочтению  Инструкция по охране труда при обслуживании и эксплуатации газобаллонных автомобилей

И еще одно наставление. Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном. Поэтому существует вероятность, что опережая какой-нибудь крупный транспорт, вы за его габаритами можете не заметить дорожный знак, важный указатель или предупреждение. Будьте внимательны.

Движение на дорогах с пониженным коэффициентом сцепления

Достаточно много водителей транспортных средств, особенно это касается водителей с небольшим стажем управления, считают, что дорога бывает скользкой только зимой. На самом деле это не так. Водители со значительным стажем управления знают, что скользкость проезжей части зависит как от времени года, так и различных погодных условий. Так, попадая в утренние или вечерние часы в полосу тумана, водитель должен знать, что смесь капель воды, дорожной пыли, остатков износа шин транспортных средств и масел образуют на проезжей части смазки, которое в несколько раз увеличивает тормозной путь вследствие резкого снижения коэффициента сцепления шин с проезжей частью. Такая же ситуация возникает, когда начинается дождь (через некоторое время дождь смывает смазку). Большую проблему для безопасности дорожного движения создает въезд в таких условиях на брущате покрытия проезжей части. В летнюю жару вязкая смесь выступает на поверхность асфальтобетонного покрытия, а осенью на проезжую часть дороги попадает грязь из полевых дорог, опадают листья с придорожных зеленых насаждений (особенно в местах, где дорога проходит через лес), что даже при небольшой влажности воздуха создает серьезные проблемы для водителей транспортных средств. Особое внимание необходимо уделять проезда мимо строительные площадки, где, как правило, на проезжую часть улицы (дороги) попадает вязкое и липкое болото с низким коэффициентом сцепления, которое не только создает опасность заноса, но и после проезда через налипание на шинах колес образует ледяную дорожку при дальнейшем торможении. В зависимости от этих факторов и применяются различные приемы управления транспортным средством.
Транспортное средство контактирует с поверхностью дороги через шины колес, а сцепные качества дорожного покрытия оцениваются коэффициентом сцепления, который зависит от многих факторов: степени износа рисунка протектора шин, скорости движения, вида и состояния дорожного покрытия и т.п.. При изменении скорости движения от С до 120км/год на гладком, влажном цементобетонном покрытии в случае полностью заблокированных шин, имеющих слабо изношен протектор, коэффициент сцепления уменьшается от 0,5 до 0,29. При скорости движения 60км/год коэффициент продольного сцепления в зависимости от состояния покрытия составляет: сухое шершавое покрытие — 0,7 и более, сухое гладкое — 0,6, влажный — 0,5, мокрое — 0,4-0,3, грязное — 0,2-0,3, обледенелых — 0,1-0,05.
Помните! Тормозной путь легкового автомобиля при скорости 50км/год на сухом асфальтобетонном покрытии составляет примерно 20 м, на мокром — 30м, на дороге, покрытой укатанным снегом — 60 м, на обледенелой — 120 м.
Согласно этому должна увеличиваться и безопасная дистанция между транспортными средствами.
Во время движения возможно устойчивое, неустойчивое и опасное соотношение силы тяги и силы сцепления в зоне замыкания шин с проезжей частью. Если сила тяги становится больше, чем сила сцепления, движение становится опасным, поскольку шины транспортного средства не цепляются за покрытие дороги. При неустойчивом состоянии транспортное средство может заносить даже при относительно небольшой поперечной силе, а на скользком покрытии все силовое замыкание идет на интенсивный разгон или торможение, и транспортное средство уже ничего не удерживает от заноса.
Основными причинами заноса являются: наезд на предмет с низким коэффициентом сцепления, столкновение с транспортным средством или наезд на препятствие, выезд на участок дороги с малым коэффициентом сцепления и боковым ветром, несоответствие скорости движения на повороте, при резком торможении если колесные тормоза срабатывают неодинаково т.д..
Для предупреждения заноса нужно избегать резких приемов управления не только педалью торможения, но и рулевым колесом и педалями подачи топлива и сцепления, а также избегать торможения с одновременным поворотом рулевого колеса.
Важное значение для безопасной эксплуатации автомобиля на дорогах с пониженным коэффициентом сцепления имеет состояние износа шин, поэтому на передние колеса надо устанавливать шины с менее изношенным протектором.
Водителю необходимо предварительно визуально обнаружить скользкий участок дороги, но не менее важно определить насколько она опасна и насколько велико замыкание в зоне контакта шин с дорогой.
Если нет рядом транспортных средств, способность автомобиля устойчиво двигаться по скользкой дороге можно проверить, нажав резко на педаль торможения, но необходимо следить, чтобы ни одно из колес не сорвалось в юз. Если есть другие транспортные средства, можно резко нажать на педаль подачи топлива: если ведущие колеса перейдут в состояние пробуксовки, то следует немедленно уменьшить подачу топлива и, при необходимости, при небольшом заносе подправить траекторию движения. В случае отсутствия безопасной дистанции скользкость можно проверить резко повернув рулевое колесо в сторону и назад: если автомобиль не реагирует на поворот, то это свидетельствует об отсутствии силового замыкания, а значит необходимо уменьшить скорость движения.
Помните! Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей груза, который перевозится, и состояния транспортного средства должен придерживаться безопасной дистанции и безопасного интервала.
Если надо остановиться на скользкой дороге, применяют плавное торможение. Существует два способа такого торможения: первый — при включенном сцеплении снимают ногу с педали подачи топлива и в момент почти полной остановки автомобиля нажимают на педаль сцепления и выключают передачу, второй — не нажимая на педаль сцепления, плавно нажимают на педаль торможения и делают пружинящие движения в уменьшения скорости движения, а в момент почти полной остановки двигателя нажимают на педаль сцепления.
Начинают движение на скользкой дороге постепенно включая сцепление и плавно нажимая на педаль подачи топлива, не допуская пробуксовки колес и рывка. Когда автомобиль набирает достаточного инерции, плавно переходят на высшие передачи.
Повороты на скользкой дороге, даже достаточно плавные, надо выполнять без выключения сцепления и при скорости движения вдвое меньшей, чем при движении по сухой дороге. Следует помнить, что выводить автомобиль из заноса, начавшийся следует как можно раньше, поскольку в этот момент еще небольшая скорость бокового скольжения. Выводя автомобиль из заноса, не надо ждать полного прекращения движения его задней части, а только становится ощутимым эффект от поворота рулевого колеса, следует начинать его возвращения назад для предупреждения заноса в другую сторону.
Помните! Во время заноса на скользкой дороге немедленно отпустите тормоза.

Схему управления заднеприводного автомобиля во время заноса показано на рис. 28.3.1.
При движении в прямолинейном направлении (позиция 1) заднюю часть автомобиля начинает заносить влево (позиция 2), и он разворачивается поперек дороги (позиция 3). Чтобы выйти из заноса, необходимо не нажимая на педали сцепления и торможения, плавно уменьшить подачу топлива и плавно поворачивать рулевое колесо влево (позиция 4). Под действием уменьшенной тяговой силы на ведущие задние колеса и не заторможенных передних управляемых колесах автомобиль начнет возвращаться к прямолинейному движению (позиция 5). С помощью рулевого колеса необходимо выровнять траекторию. Однако в позиции 3 слишком резко повернуть рулевое колесо и не стабилизировать направление движения, то может начаться занос в противоположном направлении — вправо (позиция 6). Чтобы выйти из заноса, возвращают рулевое колесо вправо (позиция 7) с последующим переходом на прямолинейное движение (позиция 8).
Поскольку на переднеприводных автомобилях тяговая сила приходится на передние управляемые колеса, то во время заноса такого автомобиля действия водителя существенно отличаются от описанных выше тем, что необходимо не уменьшать подачу топлива, а наоборот — увеличивать. Вследствие этого передние колеса вытянут автомобиль в направлении движения.
Отработка навыков вывода автомобиля из заноса нужно проводить на специальных площадках с уменьшенным коэффициентом сцепления или зимой на заснеженных площадках при условии соблюдения безопасности дорожного движения.
Грунтовые обочины во время дождя покрываются скользкой пленкой, которая создает существенную разницу в сцепных качествах проезжей части и обочины. При движении в таких условиях нужно так управлять автомобилем, чтобы правые колеса не попадали на него. Если нужно остановиться на обочине, плавно снижают скорость движения, тормозя двигателем, а затем съезжают на него. Начав движение с мокрого обочину целесообразно, можно проехать через лужу, чтобы смыть с протектора шин болото.
При наличии на дороге неглубоких луж заблаговременно уменьшить скорость движения торможением двигателем и избегают проезда через них только правыми или только левыми колесами, потому создается одностороннее сопротивление , и из-за этого может произойти неожиданный разворот автомобиля. Понятно, что в этом случае надо увеличить усилия рук, чтобы удержать руль автомобиля.
После проезда через глубокую лужу резко уменьшается эффективность тормозов, поскольку вода, попавшая в тормозные барабаны и диски, уменьшает коэффициент трения тормозных колодок к минимуму. Поэтому после проезда лужи надо просушить тормоза путем плавного нажатия несколько раз на педаль торможения.
Помните! Просушивать тормоза можно только при отсутствии препятствия для движения.
Проезд через лужу на большой скорости опасен еще и тем, что волна воды может резко выплеснуться на ветровое стекло и на определенное время ограничить обзорность, поэтому, подъезжая к таких мест, необходимо заблаговременно включить стеклоочистители на непрерывный режим работы.
Во время небольшого дождя или при высокой влажности за автомобилем (особенно по грузовым) образуется своеобразный шлейф из воды и дорожной грязи, который попадая на ветровое стекло автомобиля, движущегося сзади, существенно ограничивает водителю обзор. Несмотря на это, при приближении к попутного автомобиля нужно не только включить стеклоочистители, которые разотрите грязь по ветровому стеклу и уменьшат обзорность к минимуму, а и предварительно смочить стекло жидкостью с стеклоомывателя. Таким же образом необходимо действовать и при встречном разъезде.
При совершении обгона в таких условиях стеклоочистители должны работать в непрерывном режиме.
Опасность для движения во время дождя является эффект аквапланирования. Его суть заключается в том, что вода не успевает витискатися из-под колес транспортного средства, образуя перед ним водяной клин. Вследствие этого передние колеса могут подниматься над проезжей частью на несколько миллиметров и терять сцепление с проезжей частью. Скорость, при которой возникает аквапланирование, зависит от рисунка протектора, степени изношенности шин, качества дорожного покрытия, толщины слоя воды на проезжей части и нагрузки на передние колеса автомобиля. Основными признаками аквапланирования является отсутствие колебаний рулевого колеса и не реагирование на незначительные повороты рулевым колесом. Для устранения этого явления необходимо уменьшить подачу топлива и скорость движения без применения торможения.
Дорога со снегом, свежевыпавший, на первый взгляд безопасной, но под снегом могут быть обледенелые участки. Во время снегопада даже при слабом ветре на дороге могут образовываться наносы, переметы и заносы, преимущественно вне населенных пунктов в разрывах зеленых насаждений. Если они невысокие, то их можно проезжать на скорости за счет инерции, не допуская пробуксовки колес. Если с первого раза занос проехать не удается, нужно остановиться, отъехать назад и по уже проложенной колеи повторить попытку.
Помните! Осенью и весной на участках в разрывах зеленых насаждений даже при температуре +0-3 ° может образовываться гололедица.
На необорудованных железнодорожных переездах пути могут оказаться ниже снежного покрытия, что может повлечь остановку и буксования. В таких случаях необходимо остановиться, осмотреть переезд, и только после этого продолжить движение.
Зимой в населенных пунктах перед перекрестками (особенно регулируемыми) и на остановках маршрутных транспортных средств образуются обледенения проезжей части, которые могут быть незаметными под снегом. Подъезжая к таким местам надо уменьшить скорость движения и увеличить дистанцию ​​и интервал.
Поскольку во время дождя, снегопада существенно загрязняются задние освещаемые устройства, то необходимо еще с начала освоения вождения выработать привычку периодически останавливаться и чистить их.

Перевозка животных в автомобиле

Как часто вам приходится перевозить своих четвероногих питомцев в автомобиле? Безусловно, при перевозке животного в автомобиле путешествие должно быть максимально безопасно и комфортно, как для водителя, так и для Вашего питомца.

Основы управления автомобилем и безопасность движения Учебное пособие (Шпейд В. Шпейд А.)

Книга: Основы управления автомобилем и безопасность движения Учебное пособие (Шпейд В. Шпейд А.)

«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров. Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.

Основы управления автомобилем и безопасность движения Учебное пособие (Шпейд В. Шпейд А.)

Рекомендуется к прочтению  Все на месте? Как самостоятельно проверить наличие подушек безопасности

Цена от 565 руб до 565 руб в 1 магазинах

Бесплатная доставка от 2499 ₽

Круглосуточно работает call-центр

Минимальные сроки доставки. Промокод 15%: SKIDKAMSKAD до 30.04.2022

Кэшбэк в book24 до 6.3%

Подарок к первому заказу при покупке от 1000 рублей
ПРОМОКОД: SKIDKAMSK. Действует до: 26.04.2022

Кэшбэк сервис СкидкаГИД

Купить в соседних городах

Сервисы для г.Москва

Компания Предложение
Авиасейлс купить авиабилет

Инновационный нанопоиск авиабилетов найдет для вас не только самый лучший вариант на конкретные даты, но и предложит другие даты, когда стоимость перелета может быть ещё ниже. Выбирайте самые «дешёвые даты» в специальном разделе сайта Цены на авиабилеты

Выбирайте из более чем 3 000 000 гостиниц, санаториев, турбаз, хостелов и апарт-отелей. Собираем в одном месте все доступные варианты номеров, которые предлагают агрегаторы и владельцы отелей. Сравните цены и условия и выберите, где бронировать выгоднее.

Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО

«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.

Купить в кредит (5)

Компания Предложение
Кредитная карта Альфа-Банк заявка на карту

Беспроцентный период — до 100 дней. Выпуск кредитной карты — бесплатно

Короткие займы Joymoney (основной продукт):

— займ онлайн на карту
— Сумма займа — от 5 000 до 60 000 р.
— Срок займа — от 5 до 30 дней
— Фиксированная процентная ставка — 1,5% в день
— Возраст — от 23 до 60 лет

Сумма займа — от 2 000 до 10 000 р.;
Срок займа — от 16 до 30 дней;
Процентная ставка — 1 % в день;
Возраст — от 22 до 70 лет ;

— займ на карту или счет;
— перевод на любую банковскую карточку, выпущенную любым банком в России;
— перевод на ваш личный банковский счёт в любом банке России;
— денежный перевод через систему CONTACT.

-Сервис: всегда бесплатно; -Транзакции: бесплатно 100 000 ₽ в месяц; -Без комиссии: коммунальные услуги, штрафы, мобильная связь; -Снятие наличных: бесплатно в банкоматах Альфа-Банка и партнеров.

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

FAQ

Основы безопасности дорожного движения (далее БДД) изучаются водителями еще при обучении в автошколе. Но одно дело – знать теорию, и совсем другое – применять ее на практике. При этом одно без другого не имеет смысла. Только используя знания и постоянно оперируя ими на дороге, новичок может стать искусным водителем.

Основы БДД

Безопасность дорожного движения – это комплекс знаний и мероприятий, которые обеспечивают юридическую и фактическую защиту людей, их собственности от дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) и их последствий, гласит avtobddinfo.ru.

Правовые и нормативные основы обеспечения БДД принимаются и изменяются постоянно, так как здоровье, обеспечение сохранности жизни граждан – одни из главных принципов государства.

Остановочный путь

Основы безопасности дорожного движения

Это отрезок, который пройдет транспортное средство (далее ТС) с момента появления опасности и реакции водителя до остановки.

Включает в себя расстояние с момента обнаружения автомобилистом возникшего препятствия и тормозной путь транспорта. То есть его длина зависит как от самого водителя, так и от ТС.

Все автомобилисты проходят специальную комиссию, чтобы подтвердить возможность управлять ТС, быстро, гарантированно верно реагировать на возникновение опасных дорожных ситуаций. Лица, занимающиеся перевозкой пассажиров, сдают аттестацию каждые пять лет. Транспортные средства проходят техосмотр и тестирование ежегодно.

Время реакции водителя

Это период от обнаружения препятствия до принятия мер уклонения от него.

Длительность реакции зависит от разных причин:

  • физические особенности водителя (возраст, изменения в зрении, слухе);
  • самочувствие (усталость, переутомление, болезнь);
  • погодные условия;
  • окружающие обстоятельства (недостаточное дорожное освещение, вечернее время, заграждающие видимость объекты).

Тормозной путь

Это отрезок, пройденный ТС от нажатия на педаль автомобильного тормоза до полной его остановки.

Продолжительность пути зависима от нескольких показателей:

  • исправность тормозной системы;
  • скорость ТС;
  • состояние дорожного покрытия;
  • наклон дороги;
  • изношенность, качество шин;
  • масса ТС.

Центробежная сила на повороте

При повороте на ТС действует сила, по законам физики «отталкивающая» объект от центра. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее воздействие. Важно правильно выбрать скорость относительно радиуса дуги, а также более плавную траекторию входа в поворот.

В пределах своей полосы движения необходимо максимально приблизится к внешней стороне закругления дороги (при повороте направо отклонится налево и наоборот).

В пособиях для водителей указано, что заходить в поворот следует с постоянной скоростью (сниженной заранее), либо немного ускорится. Торможение с повернутыми колесами может вызвать занос.

Важно знать! При значительном превышении скорости и неправильном входе в поворот возрастает вероятность опрокидывания автомобиля.

Скорость, обгон, видимость, свет

Эти факторы являются одними из наиболее влияющих на ДД. Законодательством установлены правовые основы ограничения скорости дорожного движения. Они зависят от местности, погодных условий. По дорогам необходимо двигаться со скоростью, указанной на обязывающих или рекомендуемых знаках. Символы указаны вдоль трас.

Существует понятие средняя скорость транспортного потока, которой не следует противоречить. Движение медленнее или быстрее данного показателя также влияет на БДД.

При обгоне сужается сфера зрения, поэтому не стоит слишком приближаться к обгоняемому объекту. Также необходимо убедиться, что автомобиль успеет вернуться в свою полосу, не мешая другим участникам ДД. Крайне важно совершать обгон так, чтобы автомобилисты видели ваше ТС в зеркала и понимали намерения.

Основные принципы безопасности дорожного движения

Казалось бы, дальний свет – большой помощник водителя. Но в условиях снегопада или тумана он неэффективен, поэтому применяется ближний свет в сочетании с противотуманками.

При приближении к высокому подъему также следует переключить дальний свет на ближний.

Другое

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения говорят о том, что даже если водитель заметил возникшее препятствие вовремя, у него должно быть достаточно расстояния, чтобы избежать столкновения. Именно для этого предусмот-рено понятие безопасная дистанция. Оно не имеет числового выражения, сущест-вуют лишь рекомендации по его исчислению.

  • в обычном режиме: половина скорости, в метрах (при движении ТС 40 км/ч дистанция должна составлять 20 метров);
  • на мокром асфальте: скорость, переведенная из км. в м. (40 км/ч – 40 метров).

Но даже если вы сами соблюдаете дистанцию, автомобиль, идущий позади, может этого не делать. Если машина едет близко, чтобы не спровоцировать ДТП, следует наблюдать в зеркала заднего вида, а торможение начинать заранее и более плавно.

Важно! Не забывайте соблюдать боковую дистанцию как по отношению к соседям по движению, так и к встречному потоку.

Детальная информация видна на видео:

Психофизиологические основы вождения

Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело производить ее анализ, чтобы вовремя реагировать на изменения в обстановке. Весь процесс требует определенных психофизических и временных затрат.

Зрительное и слуховое восприятие

Недостаточно обладать только остротой зрения, следует также учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определять расстояние и размер предмета возможно только при нацеливании на объект.

Важно и освещение – например, в темное время суток не видно мелких деталей, по-другому воспринимается скорость идущего на встречу автомобиля. Водитель должен быть более внимателен. Быстрое изменение освещенности может вызвать световой шок и временную слепоту. Также важен цвет – расстояние до темных предметов кажется дальше, а до светлых – ближе, чем на самом деле.

ВНИМАНИЕ! Глаз воспринимает скорость объектов ниже, чем она является на самом деле, а расстояние до объекта – выше настоящего.

Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легкового автомобиля не превышает нормы, а вот в грузовых ТС, а также при громком включении музыки, восприятие информации ухудшается. Отвлекают от дороги и машины со спецсигналами, а также неожиданные громкие звуки.

Ощущения равновесия

Что такое обеспечение безопасности дорожного движения

При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека воздействуют силы инерции. При перегрузке они могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.

Поэтому важно двигаться с той скоростью, которая оптимальная для организма.

ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку. Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе.

Реакция и внимание

Показатель времени ответа человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды. При утомлении, усталости, болезни, неожиданности, принятии алкоголя внимание притупляется. Как вести себя в данном случае? Ответ один – наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль при ухудшении самочувствия.

Другое

Люди, пребывающие в бодром, радостном состоянии, намного внимательнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации более быстры и координированы.

Типичными признаками переутомления считаются вялость, сонливость, отсутствие концентрации. При подобных внутренних сигналах следует быть более внимательным и осторожным на дороге. Лучше и вовсе прекратить движение.

Детальная информация видна на видео:

БДД при управлении авто в различных условиях

Каждый учащийся и опытный водитель должен знать основы безопасности движения автомобилей в ситуациях, отличных от нормы.

  1. Движение на спуске. Главное правило – не нажимать педаль тормоза без перерывов, во избежание перегрева двигателя. При долгом крутом спуске можно вести машину на пониженной передаче при постоянной скорости.
  2. Движение с места на подъеме. Следует использовать или обычный, или ручной тормоз, отпустив его в момент нажатия на газ, чтобы не допустить скатывания назад.
    ЭТО ВАЖНО! Во всех автошколах учат одному простому правилу – транспорт управляем до тех пор, пока колеса крутятся, а не заблокированы. Поэтому пользуйтесь тормозом правильно – плавно и прерывисто.
  3. Снег. Следует включить пониженную передачу либо (если есть) режим Snow.
  4. Гололед. Не допускайте резких движений руля и по возможности не тормозите. Данные правила также применимы к движению по мокрой грязи.
  5. Мокрый асфальт. При движении по воде на высокой скорости может образоваться «водная подушка», поэтому не рекомендуется езда свыше 80 км/ч. Если занос все-таки произошел, пробуйте тормозить двигателем, понижая передачи. На мокрой траве или асфальте также используют режим Snow. После въезда в лужу желательно просушить колодки, двигаясь на небольшой скорости, а на сухом участке дороги несколько раз нажав на педаль тормоза.

ВАЖНО! АБС (антиблокировочная система) выполняет торможение на грани замыкания колес. Идеально подходит в случаях заносов (когда машина идет «юзом»), но аккуратно следует использовать при скользком покрытии дороги.

Нормативно-правовые основы обеспечения

Теперь перейдем к законам.

Зачем нужно обеспечение безопасности дорожного движения

Нормативно-правовые основы и правила обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в следующих документах:

  • ФЗ №196 от 10.12.1995;
  • Указ Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998;
  • Постановления Правительства РФ №508 от 30.04.1997 и №567 от 19.10.2004;
  • Положение о ГИБДД МВД России;
  • Транспортная стратегия РФ до 2030 года №1734р от 22.11.2008;
  • ПДД.

Из всех перечисленных документов ФЗ о безопасности дорожного движения, Транспортная стратегия и учебники правил ДД постоянно обновляются.

Основные принципы ОБДД

Безопасность на дороге – одна из важнейших задач государства.

За ею следят несколько инстанций.

Основные принципы гарантированного обеспечения безопасности движения закреплены в ст. 3 ФЗ №196:

  • сохранность здоровья и жизни людей;
  • соблюдение интересов отдельных особей и общества в целом, а также потребностей государства;
  • обязанности должностных лиц, ответственность государства за БДД;
  • целевое, программное и постоянное изменение в правилах безопасности ДД.

Первая медицинская помощь

Сохранение жизни пострадавшего в ДТП во многом зависит от того, как быстро ему оказана медицинская помощь. Это относится не только к медработникам, но и участникам ДД.

К сожалению, на лекциях в автошколах вопрос оказания первой помощи рассматривают крайне мало, конспектируя основные моменты и часто не проходя практику. Но любому водителю необходимы хотя бы минимальные знания.

  1. Обморок – кратковременная потеря сознания, вызванная испугом, болевым шоком, травмой. Неотложные действия:
    • привести пострадавшего в горизонтальное положение;
    • опустить голову;
    • освободить верхнюю часть туловища от стесняющей дыханье одежды;
    • обрызгать холодной водой;
    • дать нашатырный спирт.
  2. При травматическом шоке пострадавшего требуется согреть, обеспечить покой, дать таблетку анальгина.
  3. При артериальном кровотечении (выброс крови яркой красной струей) следует пережать аорту выше места ранения, наложив жгут. Если кровь льется непрерывно и равномерно – это венозное кровотечение, здесь необходимо плотное прижатие вены.
  4. Чтобы не занести инфекцию в раны, желательно применить любые антисептики, перевязать место чистым бинтом или марлей.
  5. При ушибах, растяжениях, вывихах, переломах следует обеспечить покой, фиксацию и охлаждение поврежденного места.
    Внимание! При травмах черепа или обмороках важно следить, чтобы человек не задохнулся, если начнется рвота – для этого поверните его голову немного на бок. Желательно не трогать пострадавшего до появления медиков.
  6. Остановка дыхания или сердца. Необходимо начать искусственное дыхание, а в последнем случае – сочетать его с непрямым массажем сердца.

Правила безопасности дорожного движения

Для самостоятельного изучения правил оказания первой помощи следует ознакомиться с пособиями и книгами, желательно посетить занятия, которые часто устраивают при автошколах, а также в медицинских учреждениях в качестве государственной программы.

Такие лекции проводятся бесплатно. После прохождения курсов участниками сдаются экзаменационные тесты по основам ПМП.

Выводы

Аварийность на дорогах – серьезная международная проблема, требующая не только законодательного регулирования, но и изменения в уровне сознательности граждан. Ведь дорожное движение – не только шоссе и автомобили, это и водители, пассажиры, пешеходы, которые должны правила соблюдать.

Важно повышать теоретическую грамотность всех участников, начиная со школьников, проводя уроки безопасности.

Политика государства должна быть направлена на предотвращение ДТП с любыми травматическими исходами, а простым гражданам следует соблюдать ПДД и быть осмотрительными в любых ситуациях на или возле дороги. При этом нельзя недооценивать дорожные условия и безопасность движения.

Как оказывать первую медицинскую помощь при ДТП можно узнать из следующего видео:

Источник http://xn--32-6kcaajc2a0bbdm6afb5bvj9h4f.xn--p1ai/distantcionnoe-obuchenie/6-osnovy-upravleniya-transportnymi-sredstvami-kategorii-v

Источник https://skidka-msk.ru/tovar/8106603_osnovyi-upravleniya-avtomobilem-i-bezopasnost-dvijeniya-uchebnoe-posobie-foliant.html

Источник https://avtobddinfo.ru/faq/osnovnye-printsipy-obespecheniya-bdd

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: