Содержание
Психология обеспечения безопасности участников дорожного движения — Психология участников дорожного движения и безопасность
Как и на любом крупном предприятии, в сфере безопасности дорожного движения действует ряд психологических факторов. Те из них, которые относятся непосредственно к системе обеспечения безопасности дорожного движения, во многом обусловлены общей психологической атмосферой в стране, состоянием общественного и правового порядка, общественной дисциплины, правосознания и культуры населения. Граждане, выступая в качестве участников дорожного движения, вносят в него «вирусы» тех пробелов правовой психологии, правосознания, жизненных ценностных ориентаций, которые сформировались у них как у членов общества. Тем не менее, было бы ошибкой объяснять все общими причинами и не видеть причин в системе использования транспорта и движения на самих дорогах. Здесь таких факторов много, и они требуют особого рассмотрения.
Наиболее распространенным фактором является отношение общества, его структур и граждан к нормальному функционированию сферы автомобильного транспорта и его безопасности. Для цивилизованных стран характерно отношение к этой сфере как к одной из важнейших в жизни общества и его членов, которая требует всеобщего внимания, полного регулирования, управления, организационного порядка и должна функционировать на высоком культурном уровне. Примерно половина граждан каждой развитой страны ежедневно участвует в автомобильных перевозках, и поэтому каждый заинтересован в нормальном и безопасном функционировании этой сферы. Однако стремительная автомобилизация нашей страны, значительно ускорившаяся в последнее десятилетие XX века, не сопровождалась адекватным изменением отношения общества к вопросам совершенствования этой сферы. Меры, принимаемые для улучшения управления этой сферой, отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей. Это одна из основных причин снижения дисциплины на дорогах, роста аварийности и смертности.
С точки зрения юридической психологии, полезно обратить внимание на некоторые важные аспекты безопасности дорожного движения, как в целом, так и в частности.
В первую очередь к ним следует отнести психологию сотрудников органов и структур, ответственных за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения — Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ГАИ, дорожных ремонтно-строительных управлений. Особое значение имеет их отношение к вопросам безопасности, уровень их профессионализма, используемые средства и методы.
Недостатки государственного тестирования автотранспорта уже давно стали предметом обсуждения в городе. В настоящее время они оказывают негативное влияние:
- Слабость отношения сотрудников к выполнению функции социального обслуживания. Похоже, что значительная часть не понимает, что их главная задача — организация дорожного движения для создания комфортных и благоприятных условий для передвижения по дорогам. Многие сотрудники инспекции не хотят и не могут действовать в случае «пробок» на дорогах, а принимаемые ими меры порой только осложняют ситуацию;
- В одной из киевских газет инспекторов ГАИ остроумно назвали «машинными доярками», изобразив инспектора как «врага автомобилиста и пешехода», от которого можно ждать только неприятностей;
- Слабость в пропаганде безопасности дорожного движения;
- Пассивность в организации безопасного движения. Несмотря на увеличение количества сотрудников дорожной полиции с годами, их все реже можно увидеть на дорогах, на их опасных участках. Между тем, их присутствие на столбах само по себе дисциплинирует участников дорожного движения;
- Избирательный подход к принятию мер в отношении нарушителей правил дорожного движения. Автомобилисты и пешеходы часто наблюдают случаи, когда кто-то в «престижном» автомобиле перед контролером проезжает на красный свет, пересекает разделительную полосу, опасно виляет в потоке машин с одной стороны дороги на другую, но свисток контролера молчит;
- Нарушения законности, выражающиеся в применении мер, не предусмотренных законом, или превышении полномочий;
- Низкая культура общения, несправедливость и мелочные придирки, которые во многих случаях напоминают шантаж, явная склонность многих сотрудников к взяткам и т.д.
Вред от этого и других недостатков проявляется в психологическом воздействии на водителей и пешеходов, в возникновении у них неуважения к закону, которое игнорируется сотрудниками самой инспекции.
Существуют также серьезные причины, влияющие на уровень несчастных случаев среди технических и ремонтно-строительных рабочих. К психологическим причинам относятся, например:
- непонимание роли дорожных знаков и разметки полос движения в формировании психологии водителей (они часто устанавливаются малообоснованно, наблюдается увлечение запретами, установлением запретных зон, запрещающие знаки часто устанавливаются, как будто специально, там, где удобно водителю, например, для остановки и т.д.) в организации дорожного движения с целью предотвращения «пробок», а не подталкивания водителей к совершению правонарушений;
- Пренебрежение динамичным использованием различных знаков при проведении дорожно-ремонтных работ, возникновение повреждений дорожного полотна и т.д. (знаки не устанавливаются вовремя, не перемещаются, не убираются, за запрещающими знаками не следуют знаки удаления и т.д.). Все это заставляет водителей самостоятельно принимать решения о снижении или увеличении скорости, выборе места для парковки и т.д., а не всегда и везде ориентироваться на дорожные знаки и беспрекословно следовать их требованиям).
Психология участников дорожного движения и безопасность
Серьезные причины недостатков безопасности дорожного движения, конечно же, кроются и в самих основных участниках дорожного движения — автомобилистах и пешеходах.
Водитель на дороге проявляет себя не только как техника, которая может нажимать на педали и управлять рулем, но и всегда как человек. По движению автомобиля можно безошибочно определить отношение человека за рулем, уважение к окружающим, ответственность, дисциплину, вежливость, зрелость, требовательность к себе, сдержанность, бдительность, уместную осторожность и так далее. Рискованные маневры — это проявление не мастерства вождения, а мальчишества, безрассудства, недостатка интеллекта, несформированности личности. В этом, собственно, и заключаются основные психологические причины нарушений, которые приводят к авариям.
Многие психофизиологические характеристики водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении ДТП — бдительность, быстрая реакция, ловкость, самообладание, эмоциональность, толерантность к риску и т.д. — также важны.
Основной психологической характеристикой квалифицированного водителя является способность ориентироваться в дорожной ситуации, оценивать степень ее опасности, предвидеть возможные осложнения и маневры других водителей и на этой основе принимать превентивные меры, снижающие возможность увеличения риска и неожиданностей. Водитель за рулем не имеет права ослаблять внимание и всегда должен быть готов быстро среагировать на угрозу, не отвлекаться от наблюдения за дорогой даже на долю секунды, чтобы понимать, что именно эта доля отделяет его от аварии, а иногда и от жизни.
В условиях интенсивной автомобилизации, увеличения количества транспортных средств, в том числе иномарок, все более активной становится проблема конкурентного поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного движения, неверной интерпретации намерений и поведения водителей и пешеходов, искаженного восприятия тех или иных дорожных ситуаций.
В основе взаимоотношений участников дорожного движения с сотрудниками государственного надзорного органа лежит взаимное ожидание проявления личностных качеств. У водителей, помимо нормы, негативное поведение и выстраивание отношений проявляется по отношению к инспектору, который должен решать свои задачи с учетом этого поведения. Например:
- водитель груб, безрассуден, убежден в своей правоте и свободе передвижения и считает, что все обязаны ему уступать. Контролер должен подавить агрессию такого водителя, не проявляя собственных эмоций, а установив факт его нарушения и напомнив статью ПДД, которая была нарушена.
- водитель напуган, но внешне демонстрирует взрыв эмоций, возмущение, многословен, но почти бессмыслен в своих высказываниях. Инспектор обычно дает водителю закончить, а затем показывает, что он контролирует ситуацию, разбирается в ней на основе правовой нормы и законно оценивает вину водителя. Даны пояснения и рекомендации по вождению.
- водитель — «жалобщик», который считает, что он не виноват, потому что нарушение было приведено в исполнение. Он жалуется на условия, поведение других участников дорожного движения, видимость и т.д. Инспектор должен выслушать такого водителя, высказать свое понимание причин нарушения, объективно оценить объяснения водителя и принять соответствующее решение, дать водителю совет, как избежать подобных нарушений в будущем.
Психология начинающего водителя
Опыт и количество пройденных километров напрямую коррелируют. Психологи определили несколько этапов поведения, которые водитель проходит, прежде чем достичь высокого уровня безопасного вождения.
Стадия 1: Преодоление постоянного чувства опасности.
Эта фаза длится первые несколько дней, иногда недель, и требует высокой психологической нагрузки. Над новичком довлеет новизна задач, с которыми он сталкивается и для решения которых у него нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.
Стадия 2: Недооценка опасности.
Избежав критических обстоятельств на первом этапе, водителю не пришлось ожидать грубого поведения на дороге или попадания в аварию. Это обстоятельство может быть ошибочно принято за собственное водительское «мастерство», которое выражается в рискованном вождении. Протяженность этапа составляет 3,5-4 тысячи километров.
Стадия 3: Коррекция возросшего чувства безопасности.
С увеличением опыта вождения чувство безопасности постепенно снижается. Однако это чувство обманчиво.
Этап 4: Объективная оценка риска.
Приобретенные навыки и опыт вождения помогут вам осознать опасности на дороге.
Уровень 5: Сниженное чувство безопасности.
Соответствует первым 3-4 годам вождения или 100 тыс. км пробега. Психологи объясняют этот феномен следующим образом. Высокий уровень профессионализма водителей может привести к притуплению бдительности и потере осторожности. Статистика показывает, что наиболее серьезные аварии чаще происходят по вине опытных водителей. Это еще раз доказывает, что психологические особенности человека, а не его опыт вождения, влияют на безопасность дорожного движения. Не исключено, что первое удовольствие от самостоятельного вождения исчезает, вам вдруг расхотелось садиться за руль, настроение испортилось, вы клянетесь, что больше никогда не сядете за руль. Психологи называют это «насыщением», и после возникновения такого чувства необходимо успокоиться. Иногда начинающий водитель не пропускает другой автомобиль, просто потому что боится сделать лишнее движение.
Мы рекомендуем не мешать другим, уверенно выполнять маневры, которые не смущают окружающих. Помните, что вождение должно быть выразительным, то есть быть абсолютно понятным для других участников дорожного движения. Несколько слов о различиях между поведением мужчин и женщин на дороге. Помимо природных различий, поведение одного и другого обусловлено социокультурными факторами. Например, мальчики растут более уверенными в себе и нацеленными на успех, в то время как у девочек преобладает стремление избежать неудач. Основное различие можно определить следующим образом: Женщины больше верят в законы, правила, а мужчины — в себя, в технологии. Поэтому ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще всего вызваны переоценкой собственных возможностей и излишней самоуверенностью. Женщины из-за отсутствия уверенности в себе, излишней осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом снижается, а у женщин, наоборот, повышается, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения.
Самый сложный и наименее популярный маневр для женщин — это движение задним ходом. Женщине нужно больше времени, чтобы овладеть им, чем мужчине. Самым сложным и наименее любимым маневром для женщин является движение задним ходом, которое занимает больше времени у женщин, чем у мужчин.
Психологические аспекты для улучшения профилактики правонарушений на дорогах
Проблема повышения безопасности в целом связана с ситуацией в стране, общественной дисциплиной и традициями поведения на дорогах и улицах. Вместе с тем, в силу массового характера дорожное движение также становится частью работы по укреплению общественной дисциплины, приобщению всего населения и участников дорожного движения к цивилизованным формам поведения, соответствующим современному уровню развития правовой культуры.
Среди соответствующих мер могут быть и психологически ориентированные мероприятия, направленные на внедрение новых подходов к обеспечению безопасности дорожного движения в современных условиях:
- Воспитание общественного сознания, понимания всеми гражданами, органами, структурами и экономикой того, что правильная организация дорожного движения ставится развитием общества на уровень государственной, общественной, общей проблемы, в решении которой заинтересованы все без исключения и от которой зависит безопасность каждого, независимо от того, является он автомобилистом или нет. Мы должны поднять вопрос организации и обеспечения безопасности дорожного движения на самый высокий уровень и сделать его всеобщим. Не дробление проблемы между различными ведомствами, а централизация управления ею государственными органами должна стать основой ее решения. Меры должны соответствовать темпам автомобилизации и возникающим проблемам;
- К безопасности дорожного движения не следует применять карательные меры, а нужно подходить как к проблеме социальной службы, обеспечивающей нормальное функционирование важного сектора общества. Важно решительно перейти от правильных заявлений по этому вопросу к мерам, которые обеспечат его решение;
- Пропаганда культуры и безопасности дорожного движения должна служить одним из основных направлений государственной пропаганды, что требует, в частности, создания специальных программ на государственном телевидении и радио, подготовленных на высоком уровне психологического и воспитательного воздействия. В этой работе акцент должен быть сделан на понимании общей и личной заинтересованности в решении проблемы, необходимости разумного, ответственного, культурного, взаимоуважительного и дисциплинированного поведения на дороге, внимании участников дорожного движения друг к другу, указании на положительные факты культуры и водительского мастерства, добрых советах, примерах образцового поведения инспекторов ГИБДД и т.д.; такой же стиль должен преобладать и в придорожной рекламе;
- Необходимо сосредоточить усилия на решении узловых, острых аспектов проблемы, на устранении первопричин. Поэтому важно коренным образом изменить подход к выдаче прав на управление транспортным средством: Реализация прав и свобод гражданина на управление транспортным средством не может быть неограниченной, поскольку затрагивает права и свободы других граждан и может представлять реальную угрозу их жизни и здоровью («моя свобода заканчивается там, где затрагивается свобода другого человека»). Права должны выдаваться не организму (по состоянию здоровья), умеющему водить машину (экзамены), а в первую очередь — гражданину-человеку, имеющему соответствующий уровень социального развития и способному не ставить под угрозу благополучие и безопасность других участников дорожного движения. Другие сложные проблемы — это также проблема сотрудников инспекции, личностей, уровня их развития;
- Ориентация государственной инспекции на реализацию функций социальной службы: организация, профилактика, помощь (полезно подумать над названием, заменив слово «инспекция» на слово «служба»). Важно превратить его из «пугала» участников дорожного движения в квалифицированный орган его обеспечения; перестроить его отношения с водителями с принципа «кто кого» на отношения сотрудничества, взаимной заинтересованности, обеспечения высокой культуры и безопасности дорожного движения; не ограничивать слишком узко задачи управлением, а расширить их за счет обслуживания (психологически благоприятным было бы взять на себя задачу технической помощи на дорогах). Необходимо обеспечить присутствие сотрудников ГАИ на дорогах большую часть рабочего дня Решительно пресекать всеми мерами (в том числе оперативными, кадровыми, уголовными) распространенность среди некоторых инспекторов недостойного, вымогательского поведения, подрывающего в своей основе все разумное в управлении культурой и безопасностью дорожного движения;
- считают, что пока основным мотивом, побуждающим большинство водителей быть осторожными, является любовь к своему автомобилю и нежелание допустить его повреждения и больших финансовых затрат на ремонт, поэтому важно усилить актуализацию мотива материальной выгоды и самосохранения;
- Отказаться от практики постоянного усложнения жизни автовладельцев различными формальными мерами, разобраться в причинах перегруженности водителей в государственных инспекциях (особенно в Киеве и Киевской области), которые порой требуют от людей тратить много дней на решение пустяковых вопросов и создают условия для различных злоупотреблений и недовольства;
- прекратить гоняться за «ветряными мельницами» и заняться реальной работой по устранению причин и условий дорожно-транспортных происшествий, жертв и травм на дорогах. Классическим примером является ежегодное ужесточение мер по проверке технического состояния автомобилей, которое стало своего рода пыткой для водителей. Согласно многолетней статистике, техническая неисправность является причиной не более 3% несчастных случаев. Между тем, создается впечатление, что все перевернуто с ног на голову, когда речь идет о регулировании дорожного движения: Вместо того чтобы тратить около 3% усилий на устранение этой причины, на нее тратится 97%;
- научиться отличать добросовестных водителей от злостных нарушителей правил и норм эксплуатации транспортных средств;
- Устранить запрещающие знаки и увеличить использование указательных, разрешающих, запрещающих и направляющих знаков и указателей, а также сузить зоны запрещающих знаков там, где это возможно;
- Строгий контроль за соблюдением прав, своевременный перенос и демонтаж временных знаков во время ремонта дорог, вывесок в зоне их действия.
Необходим также ряд мер по ужесточению профессионального и психологического отбора сотрудников госинспекции (с акцентом на определение направленности личности, моральных качеств, культуры, образования), их обучения, морально-психологической и профессиональной, технической и медицинской подготовки. Заслуживает внимания разработка более обоснованных критериев эффективности, улучшение внутреннего контроля за деятельностью чиновников в ведомствах, принятие более жестких (вплоть до уголовных) мер к сотрудникам, злоупотребляющим своим служебным положением.
Создание центрального научно-практического подразделения для исследования и разработки психологических мер безопасности дорожного движения и направление практических психологов в территориальные и линейные службы принесло бы несомненную пользу. Повышение безопасности возможно только на основе научного, всесторонне взвешенного подхода, исследований и экспериментов.
Состояние дорожной сети и дорог на сегодняшний день
Беларусь имеет разветвленную сеть дорог, что позволяет осуществлять круглогодичное сообщение со всеми населенными пунктами. Протяженность сети дорог общего пользования составляет 83 640 км, из которых 15 426 км — национальные дороги и 68214 км — местные дороги, а плотность дорог на 1000 квадратных километров территории республики составляет более 360 км. Среди стран Европы с развитой дорожной сетью Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности дорог на 1 000 жителей и пятнадцатое — по плотности национальных дорог.
Трансъевропейские и международные транспортные маршруты дополняются национальными и региональными транспортными связями, соединяющими сеть городских и сельских поселений страны и связывающими внешнюю экономику.
Геополитическое положение Беларуси определяется тем, что республика расположена между крупнейшими странами СНГ, к которым она относится, и странами Европейского Союза. Территория Беларуси является водоразделом для бассейнов Балтийского и Черного морей.
Пограничная автомагистраль M1/E30 Брест-Минск-Россия (592 км) является продолжением европейской дороги Корк — Лондон — Берлин — Варшава. Автомагистраль Калининград — Каунас — Вильнюс — Минск — Гомель пересекает Беларусь с северо-запада на юго-восток и позволяет перевозить грузы в крупные морские порты. Крупная автомагистраль, идущая из Санкт-Петербурга через Витебск, Оршу, Могилев и Гомель в Одессу, соединяет северо-западный регион России и, соответственно, скандинавские страны с Украиной и черноморскими портами. Важный маршрут Минск — Гродно — Гданьск представляет собой кратчайшее соединение стран северной части Западной Европы через морской порт Гданьск в Польше с Беларусью, Россией и Украиной.
Международные автоперевозчики доставляют грузы в более чем 60 стран мира. На государственной границе Беларуси действует 37 автомобильных пунктов пропуска, создана и развивается сеть автостоянок, автозаправочных станций, гостиниц, кафе, пунктов пропуска.
Для удовлетворения потребностей автовладельцев в услугах государственного техосмотра имеется 155 станций диагностики и техосмотра, в том числе 25 передвижных.
Каждый год вводятся в эксплуатацию новые участки республиканских автодорог.
В 2008 году компания выдала 205 технических условий и разрешений на установку объектов дорожного сервиса.
Автомобильный транспорт сегодня является самым популярным. Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта заключаются в следующем:
- Маневренность — способность концентрировать транспорт там, где это необходимо. Сбор и доставка грузов могут осуществляться без перегрузки во всех точках, куда может добраться транспортное средство. Именно эта особенность, как никакая другая, учитывается, когда автомобильному транспорту отдается предпочтение перед всеми другими видами внутреннего транспорта;
- Срочность и регулярность поставок. Время забора и доставки может быть запланировано достаточно точно. Это важно, когда требуется рабочая сила для погрузки и разгрузки и когда прибытие груза должно быть синхронизировано с производственными требованиями. Поставки могут быть организованы «точно в срок»;
- большую безопасность перевозимого груза. По сравнению с другими видами транспорта, потери, разливы и загрязнения грузов значительно ниже, поскольку водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. В то же время требуется меньше или вообще не требуется упаковка, так как перевалка обычно отсутствует.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Современные технологии безопасности автомобиля: топ 10
Статья о новейших технологиях автомобильной безопасности. Описания высокотехнологичных систем. В конце статьи — видео 10 шагов к безопасности автомобиля. Статья о новейших технологиях автомобильной безопасности. Описания высокотехнологичных систем. В конце статьи — видео 10 шагов к безопасности автомобиля.
Автопроизводители, разрабатывая каждую новую модель, уделяют внимание не только оригинальному дизайну и мощности двигателя, но и высокому уровню безопасности автовладельца. Ежегодно более миллиона человек погибают в дорожных авариях, а еще полмиллиона получает тяжелые травмы. Поэтому к автомобильным конструкторам и инженерам предъявляется все больше требований касательно безопасности создаваемых транспортных средств. Каждое из них перед выпуском проходит бесчисленные тесты, прежде чем отправляется на продажу.
Каковы самые важные технологии, обеспечивающие безопасность автомобиля, его водителя и пассажиров?
Рейтинг технологий автомобильной безопасности
1. Трехточечные ремни безопасности
Машина может быть по всему периметру оснащена подушками безопасности, иметь ABS и систему контроля тяги, но во главе всего по-прежнему стоят ремни безопасности, без которых любая ультрасовременная система безопасности окажется бесполезной.
Явила их миру компания Volvo почти 60 лет назад, совершив тем самым революцию в автомобильном мире. С первых же дней эксплуатации такие ремни вдвое снизили смертность на дорогах, одновременно увеличив количество пристегивающихся водителей. Еще больше восторгов вызвали появившиеся в 70-х годах инерционные ремни, которые избавили от необходимости каждый раз настраивать их длину.
Современная конструкция ремня позволяет фиксировать ленту, не давая ей разматываться. Таким образом, в случае аварии, крена автомобиля, опрокидывании или резком торможении заблокированная лента удержит тело водителя и его пассажира на месте.
Безусловно, и у него присутствуют недостатки, к которым можно отнести задержку в срабатывании. Например, во время ДТП, когда все происходит за считанные секунды, замедленное срабатывание может стать критическим. А в холодные сезоны из-за наличия объемной одежды на человеке между телом и ремнем образуется слишком большое пространство, что при аварии может привести к вылетанию пассажира из салона автомобиля.
2. Подушки безопасности
Слыша истории о случайном срабатывании подушек, которые травмируют водителя и его пассажира, большая часть автомобилистов относится к ним весьма скептически. Но статистика показывает, что после ремней безопасности подушки – вторая по важности технология, направленная на спасение жизни автомобилиста.
Первой подушкой безопасности оснастили Ford в 1971 году в качестве альтернативы ремням. Автомобилисты далеко не сразу приняли новшество, было даже зафиксировано несколько летальных случаев, когда от громкого хлопка и стремительного выброса подушки водители получали сердечный приступ.
Конструкция подушки достаточно проста: тонкий нейлоновый мешок с несколькими камерами упакован в небольшую капсулу. Блок управления получает данные с многочисленных датчиков, установленных в машине, и дает сигнал подушке на раскрытие в случае опасности.
Размещены подушки стандартно в корпусе руля для водителя и в приборной панели — для пассажира. Боковые подушки могут спрятать в дверь или пространство над ней, в спинках сидений или в стойках. Существуют и некие комбинированные варианты, когда из слота над дверью выпадает защищающая голову шторка, а подушка, вылетаемая из кресла, защищает грудь, живот и таз.
Хотя статистика – наука весьма условная, ее цифры приятно ласкают глаз – риск смерти от ДТП снижается на 11%, а боковые подушки за 2 года спасли жизнь 1800 человек.
3. Антиблокировочная тормозная система (ABS)
Изначально сконструированная для авиации, ABS уверенно прижилась в автомобильной промышленности. Даже если автомобиль имеет мощные, качественные тормоза, водитель может оказаться на скользкой или мокрой дороге, где элементарно не справится с управлением.
Принцип работы ABS заключается в том, что блок управления непрерывно контролирует датчики скорости и в случае аномально резкого снижения скорости предотвращает блокировку колес. Это позволяет сократить тормозной путь и удержать автомобиль на дороге.
Таким образом система повышает эффективность торможения, особенно на скользкой трассе. Некоторые водители ставят под сомнение способность ABS избегать ДТП, ведь кто-то при экстренном торможении все равно может впасть в панику и вылететь в кювет. А кто-то, почувствовав пульсацию педали тормоза от работы ABS, сразу отпускает ее и точно так же теряет управление.
Тем не менее, с 2012 года система устанавливается на 85% всех автомобилей, которые, как показывает мировая практика, куда реже участвуют в ДТП.
4. Складная рулевая колонка
Конструкция рулевой колонки состоит из заключенного в прочный пластик вала с соединениями шарнирного типа. Сейчас для ее устройства активно применяют энергопоглощающие материалы, которые дают возможность колонке складываться от фронтального удара определенной мощности, тем самым спасая ребра водителя.
Практика использования такой колонки пошла из Соединенных Штатов, где автомобильных производителей законодательно обязали оснащать машины этой пассивной системой безопасности.
После трагического случая на гонках Формулы-1 с бразильским гонщиком Айртоном Сенной, когда он остался бы жив после столкновения, если б его машина была оснащена складной колонкой, руководство гонок заставило каждую команду оснастить болиды этой технологией.
5. Антипробуксовочная система
И снова американцы стали первопроходцами, создав в помощь к ABS еще и антипробуксовочную систему. В автоматическом режиме она контролирует положение колес, своевременно снижая обороты двигателя, чтобы предотвратить проскальзывание. По большому счету, это продолжение ABS, действующее на ее же основе.
Действуя в тандеме, обе эти системы повышают безопасность движения автомобиля на поворотах, на влажной или скользкой дороге, обеспечивают лучшую управляемость на покрытии с плохим сцеплением.
6. Система предупреждения
Разработанная автоконцерном Volvo система гарантирует автоматическое торможение автомобиля в той ситуации, когда столкновение с объектом впереди становится неизбежным.
Ее смысл состоит в том, что если водитель по каким-либо причинам своевременно не снижает скорость, приближаясь к едущему или стоящему автомобилю, система самостоятельно активирует торможение. Такая мера не избавит от самой аварии, но снизит уровень ущерба для автомобилей и находящихся в них людей.
Установленные в системе камера и радар сравнивают полученные данные и высчитывают расстояние до опасного объекта, чтобы запустить торможение только в действительно экстренном случае.
7. Адаптивный круиз-контроль
Данная разработка помогает автомобилисту поддерживать соответствующую дистанцию до находящегося перед ним автомобиля. Встроенный радар непрерывно измеряет расстояние до соседних машин, передает свои расчеты системе, чтобы та регулировала скорость в любом потоке движения.
Включая систему, водитель собственноручно устанавливает нужную скорость и временной интервал, в который радар должен обновлять информацию. При изменении скоростного режима впереди идущего автомобиля АСС самостоятельно аналогичным образом сбавляет скорость.
8. Оповещение о дистанции
Система разработана как альтернатива вышеупомянутой, также направленная на сохранение безопасной дистанции между автомобилями. Автоматически она не регулирует скорость, лишь подавая предупредительный сигнал автомобилисту о том, что расстояние опасно сокращается и пора принять меры.
Эффективность системы напрямую зависит от качества дорожной разметки и погодных условий, что является существенным недостатком, так как плохо различимая разделительная линия, снег или туман могут полностью вывести ее из рабочего состояния.
9. Конструкция автомобиля
К элементам пассивной безопасности относится и сама конструкция кабины, бампера и прочих деталей. Так, переднюю и заднюю части автомобиля делают более мягкими по сравнению с серединой. Это необходимо для того, чтобы при столкновении эти части смягчили удар, снизив инерционную нагрузку, а более жесткая середина защитила водителя и пассажиров.
Также с целью повышения безопасности двигатель автомобиля помещается на рычажной подвеске, которая опускает его вниз, под кузов. Тогда при попадании в ДТП двигатель не переместится в салон и не повредит находящимся внутри людям.
10. Парктроник
Без этого электронного помощника трудно представить себе любую современную машину. Особенно полезна она будет новичкам за рулем, которые еще не очень хорошо чувствуют габариты своего автомобиля. Задача системы – замерять расстояние от машины до ближайших объектов и подавать предупреждающий сигнал, когда дистанция эта становится опасной.
Полностью обезопасить автомобиль не удастся ни одной электронной системе. А тем водителям, чей автомобиль буквально «напичкан» всевозможными технологиями, все равно не стоит терять бдительности. Но все более совершенные методы пассивной и активной безопасности ежегодно спасают десятки тысяч жизней, поэтому не стоит пренебрегать ими, надеясь только на собственное водительское мастерство.
Видео — 10 шагов к безопасности машины:
Рейтинг самых безопасных автомобилей, топ безопасных машин
За последние двадцать лет от вооруженных конфликтов в мире ежегодно погибает 1,6 млн человек, подсчитали в ООН. И примерно столько же – 1,3 млн человек, по данным ВОЗ, – гибнет в ДТП.
Автомобили и танки тестируют одинаково: им устраивают краш-тесты, пытаясь разбить и фиксируя повреждения от разного вида воздействия. Авто врезаются в бетонные блоки, взлетают с трамплина, падают с высоты.
Проводить краш-тесты дорого, поэтому его проходят только 20% моделей. Но на их результатах и составляются ведущие мировые рейтинги безопасности.
Как это работает?
В каждом автомобиле устанавливают специальные манекены с сенсорными датчиками, которые отслеживают силу и характер удара. Испытания бывают четырех видов: лобовое столкновение, боковое столкновение, ДТП с участием пешехода и столкновение сзади. Машину могут поставить на рельсы и разогнать до 55 км/ч или «впечатать» в стену.
На каждом этапе выставляют оценки за характер и тяжесть повреждений, нанесенных манекену. Особое внимание испытатели уделяют травмам головы, шеи и позвоночника. Автомобиль оценивают по 4- или 5-балльной шкале либо по системе «хорошо/приемлемо/предельно/плохо». Если автомобиль получает оценки «предельно» и «плохо», его снимают с продажи.
Обязательные условия безопасности
В современных автомобилях предусмотрен целый комплекс мер для обеспечения безопасности находящихся внутри людей при столкновениях и ударах самой разной силы. Это:
- Ремни безопасности предназначены для удержания человека на месте. Чем плотнее они прижимают к креслу, тем лучше. Они предотвращают множество травм, которые можно получить при ударе о разные детали салона. Кроме того, они обеспечивают свободное пространство для раскрытия подушки безопасности.
- Подушки безопасности поначалу устанавливались на водительском месте, теперь они есть и на пассажирском, и на задних местах. Устанавливаются и боковые подушки, а также надувные шторки, серьезно снижающие травматизм при боковых ударах. Они срабатывают при ударе практически мгновенно, но только если пристегнуты ремни. Иначе они могут сами нанести серьёзные травмы. Поэтому сигнализация предупреждает, когда ремни не пристегнуты – из-за этого не сработают и подушки.
- Подголовники. Их отсутствие приводит к перелому позвоночника на уровне шеи, когда голова после сильного удара откидывается назад. Современные подголовники благодаря датчикам могут смещаться вперед, и «ловить» голову при её движении, снижая риск повреждений позвоночника.
- Конструкция рамы и корпуса автомобиля тщательно просчитывается конструкторами и изменяется по результатам краш-тестов. Каркас должен выдерживать деформацию, а специально предусмотренные сминаемые зоны обеспечивать безопасность людей в салоне. Например, двигатель при лобовом ударе должен уходить вниз, а не в салон – это один из доводов противников установки защиты картера.
Это всё пассивные меры. Кроме них, в современном автомобиле есть и активные системы – автоматический круиз-контроль, ABS, ESC, система ночного видения и множество других. Они постоянно следят за дистанцией до соседних машин, облегчают торможение, уменьшают пробуксовку, и делают еще массу полезных вещей под управлением компьютера. Казалось бы, это не связано с безопасностью, но это не так. Эти системы облегчают управление, предупреждают о многих опасных ситуациях, и помогают их избежать.
Исходя из всего сказанного, можно сказать, что в легковом автомобиле самое безопасное место должно быть оборудовано всеми средствами – ремнями, подушками, быть удалённым от потенциально опасных для удара мест.
Переднее сиденье рядом с водителем
Некоторые считают это место самым безопасным, так как оно оборудовано и ремнём, и подушками, да и места у пассажира немало. Кроме того, здесь установлено хорошее кресло с подголовником.
Но есть и другие мнения, которые говорят, что это не самое безопасное место в автомобиле для пассажира. Оно имеет следующие недостатки:
- при боковом ударе, например, на перекрестке, опасность не уменьшается;
- лобовые столкновения – самые распространённые, и передний пассажир при этом рискует больше других;
- водитель, действуя инстинктивно, может выводить из-под удара свою сторону и подставить пассажирскую;
- лобовое стекло – слабая защита от летящих навстречу предметов. Есть немало случаев, когда даже без столкновения пассажир получал тяжелые травмы из-за выпавшего из другого автомобиля кирпича, железного листа или другого предмета. Даже кусок льда, сорвавшийся с крыши другой машины, на большой скорости представляет большую опасность.
Поэтому, несмотря на все меры, передний пассажир в некоторых ситуациях может сильно пострадать. Хотя есть мнение противоположное – что здесь много подушек безопасности, и можно спокойно размещать даже кресло с ребёнком. Но подушки – далеко не панацея, надеяться только на них нельзя. При боковых ударах на перекрестках передняя часть автомобиля страдает чаще всего. По статистике, в российских ДТП смертность передних пассажиров в 10 раз больше, чем у задних.
Сзади за водителем
Заднее место более защищено от летящих спереди обломков и разных предметов передним креслом. Но здесь нет подушек безопасности спереди, есть только боковые. Однако при лобовом столкновении пассажир имеет больше шансов остаться в живых и получить менее тяжелые травмы. Здесь главную опасность представляют боковые столкновения, а от задних предохраняет багажник, да и сила их обычно не так велика, если удар нанесен «вдогонку».
Место сзади водителя – самое опасное среди задних. Здесь велик риск получить удар при повороте налево на оживленной дороге, если водитель неверно оценит скорость потока. К тому же, многие водители регулируют положение своего кресла, сдвигая его назад, и места для пассажира становится меньше, а риск получить переломы – больше. Поэтому это не самое безопасное место в машине при аварии – оно по риску идёт на втором месте после переднего.
Сзади за передним пассажиром
Многие считают, что это самое безопасное место в машине, в том числе и многие чиновники, даже высокопоставленные. Это даже называется «посадкой дипломата». На самом деле и здесь есть риск получить удар сбоку, но гораздо меньше, чем слева.
При прочих авариях шансы выжить или получить минимальные травмы довольно высоки. Так что это неплохое место, гораздо лучше переднего или сзади водителя.
Самое безопасное место в автомобиле для детского кресла по статистике
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что самое безопасное место в автомобиле для ребёнка – сзади посередине. Да, это на самом деле так. Конечно, кресло должно соответствовать возрасту, быть хорошо зафиксировано, ребенок должен быть также правильно пристегнут.
Американский журнал Pediatrics приводил статистику, согласно которой риск травмы составляет 41% при размещении на заднем сиденье справа, 31% — слева, 28% — в центре. На переднем сиденье опаснее на 60-80%, чем на заднем. Так что логические размышления вполне подкрепляются фактами.
Самые безопасные кроссоверы
Автомобили этой категории отличаются большим кузовом и мощным мотором, поэтому высокий уровень безопасности кроссовера очень важен для покупателя. Мы отобрали три автомобиля этого класса, которые произведут на вас впечатление надежностью своей конструкции и совершенством систем безопасности.
Subaru Forester
★ Самая доступная цена в категории
Страна: Япония
Средняя цена: 2899000 руб.
Рейтинг (2022): 4.6
Уровень безопасности для водителя и пассажиров Forester по EuroNCAP более чем неплох – 97 %. Пять звезд, которые были присуждены автомобилю, учитывают и защиту для пешеходов. Фронтальная часть максимально адаптирована к минимизации ущерба – тесты показали эффективность на уровне 80 %. Решающим фактором вхождения Subaru Forester в ТОП нашего рейтинга оказались особенности конструкции, делающие авто наиболее безопасным.
Сниженный центр тяжести горизонтально-оппозитного двигателя при серьезных столкновениях уводит агрегат вниз, минуя салон и пассажиров. Полноприводная трансмиссия Symmetrical AWD также делает поведение машины более уверенным на дороге, обеспечивая короткий тормозной путь. Добавьте сюда такие системы, как динамическая стабилизация (VDC), управление вектором тяги (ATV) и автоматическое удержание авто (AVH). Согласитесь, более чем неплохо для самого доступного кроссовера в категории.
Audi Q5
★ Лучшая система интеллектуальной безопасности
Страна: Германия
Средняя цена: 4897000 руб.
Рейтинг (2022): 4.9
Эта модель получает 5 звезд EuroNCAP, начиная с 2008 года. Не стал исключением и прошлый год. Кроме того, авто успешно тестировался IIHS, став первым автомобилем, который на протяжении 5 лет получал номинацию «Самый безопасный выбор». Особого внимания заслуживает забота о защите других участников движения – конструкция переднего бампера минимизирует последствия для пешехода в случае столкновения.
Большое влияние на уровень безопасной эксплуатации оказывают активные системные комплексы. К ним относятся ESP и автоматическое напоминание пристегнуть ремни, входящие в базовую версию авто. В неё также входит установка шести AirBag, включая две боковые завесы, защищающие от осколков стекла. Дополнительными опциями, повышающими рейтинг модели, является интеллектуальная поддержка водителя и такие системы, как ABS, EBD, EBA, ASR, блокировка дифференциала и система поддержки движении на дорогах с уклоном HDC.
Volvo XC60
★ Самый безопасный
Страна: Швеция
Средняя цена: 4745000 руб.
Рейтинг (2022): 5.0
В прошлом году этот автомобиль не только получил 5 звезд EuroNCAP, но и стал самым безопасным в своем классе. По этой же причине он занимает верхнюю строчку рейтинга в своей группе, демонстрируя преимущества своих новых разработок. Инновационная система City Safety объединяет в один мощный комплекс различные функциональные средства, помогающие контролировать поведение автомобиля на дороге.
Установленная в базовой версии кроссовера, она выполняет такие полезные функции:
- Предупреждает о сходе с полосы движения;
- Предотвращает опрокидывание авто (RSC);
- Автоматически притормаживает и предупреждает о возможности столкновения;
- Сообщает водителю о нахождении другого авто в «мертвой» зоне;
- Оказывает помощь при параллельной парковке любой сложности;
- Контролирует утомляемость водителя за рулем и многое другое.
Прибавьте к этому усиленный кузов, ребра жесткости в дверях, многочисленные подушки безопасности, защиту от плечевых травм WHIPS и даже специальную подушку на капоте (при наезде на пешехода смягчает удар последнего о лобовое стекло) и вы получите самый безопасный кроссовер.
BMW X5
Первую пятерку самых безопасных кроссоверов замыкает BMW X5, относящийся к классу К3. Стандартные системы – набор подушек безопасности, активный капот, контроль экстренного торможения, скоростного режима и движения по своей полосе дополнены другими технологиями. Одна из них – адаптивная подвеска, уменьшающая клиренс автомобиля на 20 мм при скоростях свыше 138 км/ч, что существенно улучшает сцепление с трассой. Оценка безопасности автомобиля по европейским нормам:
- водитель и пассажир 89%;
- дети 86%;
- люди вне автомобиля 75%.
По версии IIHS модификация BMW X5, выпущенная в 2018 году получила оценку TOP SAFETY PICK+ — это лучший показатель безопасности.
Honda — CR-V
Компактный кроссовер Honda CR-V, относящийся к классу К1 занимает четвертое место вы рейтинге. Прочный кузов, 8 подушек, адаптивный круиз-контроль и электроусилитель рулевого управления, системы контроля движения по полосе, съезда на обочину, предотвращения столкновения гарантируют высокий уровень безопасности. По методикам европейского агентства автомобиль получил оценки:
- для взрослого человека в салоне 93%;
- для ребенка 83%;
- для пешего участника движения 70%.
Американский институт безопасности на дороге дал машине оценку TOP SAFETY PICK.
Mercedes-Benz G-Class
Подиум самых безопасных кроссоверов и внедорожников заключает Mercedes-Benz G-Class, рестайлинговая версия которого появилась в 2018 году. Более легкий и объемный кузов стал жестче на кручение, был оставлен полный пакет пассивной безопасности, включая боковые подушки. Машина оборудована электронными системами экстренного торможения, контроля скорости и удержания на дорожной полосе. По оценке Euro NCAP этот автомобиль получил такие баллы для разных участников движения:
- водитель и пассажиры 90%;
- дети 83%;
- пешеходы и велосипедисты 78%.
Hyundai Santa Fe
На втором месте расположился популярный корейский кроссовер класса К2 Hyundai Santa Fe. Обновленная модификация получила обновленный кузов с жесткими элементами горячей штамповки, в результате чего он стал в 2,5 раза прочнее. Из электроники отмечается наличие систем удержания на дорожной полосе, адаптивного круиз-контроля, предотвращения аварий при перестроении.
Это первая машина с системой оповещения движения в салоне закрытого автомобиля, что связанно с участившимися случаями смертей детей, запертых в ТС. При столкновении срабатывают 6 подушек безопасности. Тесты европейского агентства дали такие результаты защищенности:
- для водителя 94%;
- для пассажира, в том числе ребенка 88%;
- для пешеходов 67%.
По оценке IIHS этот автомобиль получил высшую оценку TOP SAFETY PICK+.
Seat Tarraco
Безоговорочным лидером рейтинга среди внедорожников и кроссоверов, по мнению Euro NCAP является Seat Tarraco – один из многочисленных родственников немецкого кроссовера VW Tiguan. Машина оборудована передними подушками, ограничителями нагрузки ремней безопасности, системами автономного экстренного торможения для защиты пешеходов и велосипедистов, повышения уровня безопасности междугородних поездок, контроля скорости. По версии Euro NCAP самый безопасный внедорожник получил за защиту:
- водителя 97%;
- пассажира 84%;
- пешехода 79%.
Интересно, что IIHS не проводила тестирование этого внедорожника, поскольку он не пользуется спросом на американском рынке.
Самые безопасные компактные автомобили
Автомобили класса A и B, или так называемые «city car», идеально подходят для ежедневных городских поездок, экономичны и компактны. Надежную систему безопасности в этих небольших автомобилях реализовать гораздо сложнее по причине малых размеров кузова. В наш топ-рейтинг мы отобрали модели этого класса с лучшими параметрами безопасности.
Kia Picanto
★ Превентивная система безопасности
Страна: Южная Корея
Средняя цена: 1194000 руб.
Рейтинг (2022): 4.4
Среди маленьких автомобилей А-класса, попавших в топ-рейтинг безопасных авто, Kia Picanto можно купить на территории России по привлекательной цене. Модель с полной комплектацией средств безопасности смогла получить 4 звезды EuroNCAP, оставив позади такие марки, как Ford Ka+ и FIAT 500.
Дополнительная защита автомобиля включает превентивную систему безопасности AEB (предупреждает возможность ДТП), служба контроля скорости и дополнительная AirBag для защиты коленей. При аварии со стороны двери сработают боковые подушки, входящие в стандартный пакет. В этой же версии установлена служба контроля давления в шинах (TMPS) и фиксаторы детского кресла Isofix.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ 15 лучших автомобильных пылесосов, рейтинг популярных беспроводных и работающих от прикуривателя моделей по отзывам
Chevrolet Spark LT
★ Доступная цена
Страна: Узбекистан
Средняя цена: 809000 руб.
Рейтинг (2022): 4.7
Четыре звезды от EuroNCAP – не так уж и плохо для самой бюджетной малолитражки в России. Несмотря на доступный ценник, в автомобиле есть такие защитные системы, как подушки безопасности (фронтальные и боковые, для водителя и переднего пассажира), ABS и парктроник. Владельцы отмечают достаточно уверенную маневренность авто и отличные тормоза. При экстренном оттормаживании с перестановкой со скорости 60 км/час требуется всего 18,3 м для полной остановки.
Высокие позиции в топ-рейтинге определяет и устойчивость конструкции кузова к ударам со смещением. Эта малолитражка – одна из немногих, получившая награду Safety Pick от страхового института безопасности США (IIHS). Тест имитирует выезд на встречную полосу, и Spark по своей надежности обошел такие модели, как Ford Fiesta, Toyota Yaris, Fiat 500 и другие.
Mercedes-Benz A-Класс
★ Высокий уровень защиты
Страна: Германия
Средняя цена: 2713000 руб.
Рейтинг (2022): 4.7
Компактный и безопасный автомобиль заработал при тестировании EuroNCAP 5 звезд. Интересная эргономика кузова и системы пассивной защиты снижают вероятность травм пассажиров и водителя. Разработчики не забыли про незадачливых пешеходов – специальные датчики срабатывают на сближение и поднимают капот, защищая человека любого роста от серьезных травм.
Водителю понравится пакет интеллектуальных ассистентов. В него можно включить до 15 опций, среди которых стоит выделить функцию безопасной дистанции, помощь при торможении, активный ассистент при смене полосы и другие. Автомобиль предлагает 360 градусов видео-обзора и руление на парковке – более комфортной и безопасной машины в этой категории рейтинга и быть не может.
ТОП 9 самых безопасных автомобилей 2022 года
1. Subaru Outback
Японский полноприводный универсал замкнул десятку лидеров по защите водителя и пассажиров, попал в пятерку лучших по безопасности детей. Зато Outback наиболее безопасен для пешеходов и велосипедистов и оснащен самыми эффективными системами обеспечения безопасности
2. Polestar 2
Ожидаемо высокий результат. Ведь Polestar – дочерний бренд компании Volvo. Во всех четырех категориях мощный электромобиль вошел в пятерку лучших, что обеспечило итоговое место в рейтинге.
3. Genesis G80
Большой корейский седан ровно выступил во всех категориях, а по оснащению средствами обеспечения безопасности вошел в тройку лидеров. Итог – третье место среди новинок нынешнего года.
4. Volkswagen ID.4
Еще один электромобиль в лидерах рейтинга. Электрический кроссовер безопасен для детей – пассажиров (2 место). Средства обеспечения безопасности немного подкачали – только шестой результат.
5. Skoda ENYAQ iV
Еще один электрический паркетник, ближайший родственник Volkswagen ID.4 – они созданы на одной платформе. Отсюда и очень близкий результат. Skoda несколько уступает своему собрату лишь по оснащению средствами безопасности.
6. Lynk & Co 01
Гибридный китайский кроссовер, к созданию которого приложила руку компания Volvo. Шведская фирма умеет делать безопасные автомобили, что доказала в очередной раз. 1 место по защите водителя и взрослых пассажиров.
7. Genesis GV80
Большой кроссовер, отстал от родственного ему седана Genesis G80, показав слабый результат по безопасности пешеходов и велосипедистов. Только 11 место в категории.
8. Toyota Mirai
Японский гибрид на топливных элементах не показал высоких результатов в трех категориях. Лишь к пешеходам японец дружелюбен – 3 место.
9. Cupra Formentor
Очередной кроссовер, и снова – гибрид. Cupra – суббренд испанской компании SEAT. Лучший результат в категориях – 3 место по безопасности водителя и пассажиров.
Источник https://lfirmal.com/psihologiya-obespecheniya-bezopasnosti-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/1697-sovremennye-tehnologii-bezopasnosti-avtomobilya-top-10.html
Источник https://soulcar.ru/rejting-samyx-bezopasnyx-avtomobilej-top-bezopasnyx-mashin/obzory/