Ремонт автомобиля в электротехническом отделении

Техника безопасности при работе с электрооборудованием

Электрооборудование как источник повышенной опасности

Приборы, работающие от сети в 220 или 380 В, а то и выше, являются опасными, если не соблюдать технику безопасности при их использовании. Не соблюдение этих правил может привести к различного вида трагическим случаям, таким как пожар, травмам человека и даже к его смерти.

Дело в том, что электрический ток не виден, не слышен, не имеет запаха. Человек может и не догадываться, что есть подключенный прибор к источнику энергии и там, например, есть обрыв провода или плохая изоляция стыков. Можно попасть под шаговое напряжение, прикоснуться к оборудованию, которое имеет не заизолированные контакты или они, контакты, неисправные.

Все это считается нарушением техники безопасности при работе с электрооборудованием. Поэтому выполнение элементарных правил может сохранить здоровье и жизнь человека, который работает на таких установках. Если верить статистическим данным, в 15 случаев из 100 человек после поражения током не выживает. Это очень большой процент.

Не каждый знает, что порогом ощутимого тока является значение последнего свыше 1,5 мА. Выше этого значения мышцы человека начинают реагировать, самопроизвольно и болезненно сокращаясь. При 10 – кратном увеличении мышцы перестают слушаться, и человек самостоятельно не сможет отключить ток или разжать кулак с зажатым оголенным проводом. Эта величина считает не отпускаемой и дальнейшее её повышение приводит человека к смерти.

Кроме этого, поражение током приводит к возникновению ожогов в месте поражения, а также к нагреву и дальнейшему разложению крови. Такое поражение называется электрической травмой.

Поражение током, при котором сжимаются мышцы и поражаются органы, называется электрическим ударом.

Правила техники безопасности при работе с электрооборудованием

Нужно отметить, что нарушение правил пользования электроприборов случаются не только на производстве, но и в бытовых условиях, поэтому правила техники безопасности или хотя бы самые простые знания должен знать каждый. Соблюдать правила техники безопасности при работе с электрооборудованием необходимо для сохранения своей жизни и здоровья.

На схеме, которая представлена ниже, показано, через какие органы протекает ток в случае, если человек подвергается поражению. Самое опасное, это положение, когда на пути тока находятся такие важные органы, как сердце или мозг. Наименее опасный для жизни случай – это 7. Под 15 номером пример поражения человека при попадание его в шаговое напряжение.

Техника безопасности при работе с электрооборудованием | 1

Наиболее распространённые варианты поражения электрическим током

Для того, что бы полностью ознакомиться с полным перечнем требований и положений, которые касаются охраны труда при эксплуатации электрооборудования, можно посмотреть его по ссылке далее.

Это приказ № 302 н Минздравсоцразвития, который был принят 12 апреля 2011 года.

Рассмотрим краткую выборку основных положений.

Для того, что бы работать на электроустановках на предприятии, например в качестве электриков, электромонтёров и так далее, нужно иметь допуск медицинской комиссии по состоянию здоровья. Для этого работник проходит три вида медостра. Это:

  • первичный, при приёме на работу,
  • ежегодный,
  • вне очереди, в случае заболевания.

Также обязательным будет прохождение инструктажа и знакомство с документами по технике безопасности и всеми нормативными документами, которые установлены правила. После ознакомления специалист должен расписаться, а его знания должен проверить ответственный работник с указанием даты и подписи.

Эти знания по нормативным документам должны затем проверяться раз в год с выдачей соответствующего удостоверения.

Без такого удостоверения, наличия медосмотра и без проведения инструктажа, который должен проводиться каждый квартал, специалист не допускается к выполнению работ, связанных с электрооборудованием.

Эти плакаты должны висеть на видном месте и периодически меняться

Специалист должен иметь не ниже 2 группы по электрической безопасности. Если предстоят работы с оборудованием , которое имеет напряжение 380 В, специалист должен иметь не ниже 3–й группы допуска. Кроме того, обязательно должен присутствовать специалист с 4-й или 5-й группой допуска.

Кроме того, все работы должны применяться с применением индивидуальных диэлектрических средств защиты, которые также должны проверяться на пригодность и иметь соответствующий штамп.

Средства индивидуальной защиты для электромонтёра Наличие штампа о пригодности диэлектрической обуви обязательно

В случае если будут проводиться ремонтные или работы схожей направленности, необходимо проведены необходимые технические работы, то есть установка заземления для защиты, ограждения места работы и установки специальных предупреждающих знаков.

Если работы будут проводиться в помещении, которое является взрывоопасным, применять электроинструмент категорически запрещено.

Также запрещено использовать электроинструмент в таких местах, которые имеют химически активные среды. Эта среда имеет способность разрушать материал изоляции или сам металл.

Когда производят работы снаружи помещения, когда происходят осадки, в качестве инструмента используется только тот, у которого класс защиты соответствует обстановке.

Таблица в которой указывается класс защиты инструмента

Естественно, перед началом работы нужно проверить электроинструмент по следующим показателям:

  • укомплектованности деталями и надежности крепления;
  • по внешнему видк определить, насколько цела изоляция деталяей инструмента, кабель питания, включателя в розетку, корпуса;
  • проверяется шпиндель при отключеном питании путем проверчивания;
  • включить оборудование на холостом режиме;
  • проверить наличие заземления.

Для работы на высоте проверяют леса, стремянки, настилы, а также присутствие ограждения. Запрещено, согласно положений, производить работу, используя приставные лестницы.

Запрещено также применение инструмента, который может быть причиной короткого замыкания, такого, как стальные ножовки или металлические линейки.

Эти правила применяются до начала работы. Правила, регламентирующие рабочий процесс, можно посмотреть в документах.

Основные правила техники безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

Если рассматривать современный автомобиль, он имеет в своей конструкции такое количество различных устройств повышенной сложности, что работы, связанные с его электрической частью намного сложнее, чем, скажем с аввтомобилем в конце прошлого столетия.

Электрооборудование современного автомобиля

Поэтому техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля имеет свои особенности.

Также как и в общем случае, работать в этой сфере должны работники, которые имеют допуск к этим работам, а также прошедшим первичный и ежеквартальные инструктажи по технике безопасности с запись в журнал и подписью лица, проверившего знания.

Для работы по ремонту электрооборудования автомобиля обязательно должны быть созданы удобные и безопасные условия для работы. Как правило, это специально отведенные помещения или специально оборудованный пост для таких работ. Он должен иметь средства индивидуальной защиты для специалиста, набором специальных инструментов, а также обязательной аптечкой с набором препаратов для оказания первой медицинской помощи. Также необходимо наличие специального местного отсоса, удаляющего отработанные газы.

Электроинструмент должен проходить обязательную проверку на исправность и отсутствие повреждений изоляции проводов и трещин в корпусе. Также он не должен быть в масле или загрязнен другими веществами.

Средства индивидуальной защиты, такие как обувь, перчатки, защитные очки – должны быть в хорошем состоянии.

Так как работа связана со вращающимися деталями, такими как шкив генератора или лопасти вентилятора, одежда должна быть полностью застегнута и не иметь свисающих концов.

Смотровые ямы должны иметь специальные переходные мосты. При работе в смотровой яме использовать лампы напряжением не выше 12 В, в других случаях не выше 36 В. Запрещено применение ламп на 127 – 220 В.

Если требуется использование инструмента, работающего с напряжением 127 – 220 В, рабочий должен пройти специальный инструктаж. Защитная резиновая обувь и перчатки должна иметь специальное клеймо о годности к использованию. Все должно соответствовать правилам, указанным выше для работ с электрооборудованием.

Ремонт автомобиля в электротехническом отделении

В электротехническом отделении проводят ремонт и контроль генераторов, стартеров, приборов зажигания, контрольно-измерительных приборов и другой аппаратуры, снятой с автомобиля. Здесь устраняют замыкания, перематывают обмотки, заменяют полюсные сердечники, обтачивают коллекторы при появлении на них рисок и царапин и т.д.

Сейчас, когда на автомобилях появляется все больше сложного электронного оборудования, резко возрос объем работ по электронике. Для их выполнения применяются универсальные и специализированные тестеры, осциллоскопы, микропроцессорные стенды и т.п.

Разборка-сборка агрегатов электрооборудования проводится в основном на верстаках с применением универсального инструмента и специальных приспособлений. Ремонт деталей и узлов включает замену обмоток и изоляции, припайку проводов, слесарные работы.

Ремонту в основном подвергаются элементы системы электроснабжения, реже — системы наружного и внутреннего освещения, звуковой сигнализации, отопления и вентиляции.

Перед разборкой агрегаты электроснабжения подвергаются очистке от загрязнений и проверяются на специальных стендах типа Э-250 (рис. 1).

стенд Э-250 для проверки электрооборудования автомобиля

Рис. 1. Контрольно-испытательный стенд для проверки электрооборудования автомобиля Э-250

Стенд предназначен для проверки генераторов, стартеров, релерегуляторов, тяговых реле стартеров, реле-прерывателей, коммутационных реле; электроприводов агрегатов автомобиля; обмоток якорей; полупроводниковых приборов, резисторов. Принцип работы стенда заключается в имитации рабочих режимов и измерении выходных характеристик снятого с автомобилей электрооборудования с целью проверки его работоспособности и определения технического состояния и поиска неисправностей. Встроенная плавно-ступенчатая электронная нагрузка позволяет проверять генераторы во всем диапазоне токоскоростной характеристики от 0 до 160 А. Нагрузкой генераторов может быть аккумуляторная батарея, которая будет заряжаться от генератора, приводимого от стенда. Встроенный источник регулируемого напряжения обеспечивает проверку различных реле. Стенд оснащается устройством проверки якорей стартеров и двигателей.

Рекомендуется к прочтению  Каркас безопасности для автомобиля

Проверка на стенде позволяет определять исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца — чистыми.

При проверке электродвигателей привода вспомогательных агрегатов автомобиля устанавливают напряжение, соответствующее электродвигателю, и проверяют потребляемый ток. Повышенный по сравнению с техническими данными ток свидетельствует о наличии механических потерь или о наличии короткого или межвиткового замыкания в обмотке возбуждения или в обмотке якоря. После этого проверяют частоту вращения якоря электродвигателя без нагрузки и под нагрузкой.

При ремонте агрегатов электроснабжения должны быть созданы условия, обеспечивающие полную сохранность ремонтного фонда. Исправные детали и агрегаты должны храниться в специальной таре на стеллажах или в специальных шкафах цеха (поста) ремонта электрооборудования.

Способ мойки, моющие средства и моечное оборудование выбираются с учетом требований к качеству мойки электроагрегатов и особенностей конструкции узлов, имеющих электрические обмотки и изоляционные материалы. Транзисторы, диоды, реостаты, конденсаторы мойке не подвергаются.

Для обеспечения полной очистки корпусов генераторов и стартеров применяются моющие растворы CMC или «Лабомид 101».

Детали, имеющие обмотки, после мойки перед дефектацией просушиваются в сушильных шкафах при температуре 90…100 °С в течение 3…4 ч с применением вентиляции.

Особое внимание при дефектации уделяется проверке целостности электрических обмоток и изоляционных материалов. Для этого применяются специальные приборы.

В деталях агрегатов электроснабжения и приборов электрооборудования проявляются следующие дефекты:

  • обрывы соединений в местах пайки и нарушение изоляции в результате механических воздействий;
  • разрушение изоляции, подгорание контактов, обрывы обмоток в местах пайки, пробои транзисторов и диодов под действием большой силы электрического тока;
  • повреждения деталей в подвижных сопряжениях типа вал — подшипник, ротор — корпус, подшипник — корпус.

Все возникшие дефекты устраняют пайкой, наплавкой, методами гальванического наращивания металла, сваркой, механической обработкой резанием, пластическим деформированием и т.д. Обмотки генераторов, стартеров, катушек, поврежденные электрическим током, заменяются новыми.

Восстановление детали после соответствующего контроля качества поступают на комплектацию и сборку агрегатов с последующей окраской.

Ниже рассматриваются наиболее характерные работы, выполняемые в электротехническом отделении.

1. Ремонт генератора

Поступающий в ремонт корпус генератора в сборе может иметь: обрыв наконечников выводных проводов у выводных зажимов якоря, повреждение изоляции обмотки полюсных катушек, пробой на «массу», межвитковое замыкание, обгорание изоляции катушки, износ поверхности полюсов и др.

Оборванные наконечники и выводы припаивают. Для этого спаиваемые места зачищают наждачной бумагой, наносят на них кисточкой спирто-канифольный раствор (80 % технического спирта, 20 % канифоли).

Пользоваться хлористым цинком при пайке проводников и других токоведущих деталей запрещается. Пайку выполняют припоем ПОС-40.

Повреждение изоляции обмотки полюсных катушек, соединительных или выводных проводов устраняют с помощью киперной ленты.

Если меняется вся фаза или обмотка, начала катушек фаз необходимо зачистить и облудить припоем ПОС-40 на длину 13 мм, на концы фаз надеть электроизоляционную трубку ТЛВ-2 длиной 80 мм. К концу фазы следует припаять наконечник припоем ПОС-40.

При сборке статора следует строго соблюдать последовательность укладки обмотки, принятую для данной марки генератора. Укладку катушек фаз необходимо проводить против часовой стрелки. Статор пропитывают лаком МЛ-92 или ГФ-95, предохраняя выводы от попадания лака. После пропитки следует дать лаку стечь в течение 30 мин. Сушат статор в сушильном шкафу в течение 10 ч. Щеткодержатель может иметь следующие повреждения: трещины и обломы крышки и самого щеткодержателя, ослабление упругости пружины, износ рабочей поверхности щетки. Поврежденные или изношенные детали щеткодержателя подлежат выбраковке и заменяются новыми. Перемещение щеток в щеткодержателе должно быть свободным, без заеданий и лишнего зазора.

Подгорание колец коллектора устраняют мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 12, а сильные износы, подгорание и биение — протачиванием на токарном станке или на станке модели 2155. Биение колец не должно превышать 0,08 мм. Затем контактные кольца зашлифовывают мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 12.

Оборванные или отпаянные концы обмотки ротора припаивают к контактным кольцам припоем ПОС-40.

При обгорании изоляции внутри катушки, пробое на «массу» или межвитковом замыкании катушку следует заменить новой.

После укладки катушки возбуждения в пазы выводы катушки надо зачистить, облудить припоем ПОС-40 и припаять к контактным кольцам. При оголении выводов в пазу контактного кольца их необходимо изолировать трубкой ТЛВ-1,5.

Вновь собранный ротор подвергают динамической балансировке. При балансировке в торцах ротора со стороны привода сверлят отверстие диаметром 7,5 мм и глубиной до 5 мм.

Ротор генератора пропитывают лаком ГФ-95 или МЛ-92. Для пропитки ротор необходимо окунуть в лак четыре раза, не замочив поверхности под подшипники, выдержать 15 мин, вынуть ротор, дать лаку стечь в течение 30 мин, просушить в сушильном шкафу. Концы вала промыть водой с добавкой 2…3%-ного моечного состава ОП-10 и протереть ветошью или салфетками.

Вентилятор генератора может иметь погнутость лопастей и крышки, износ шпоночного паза. Деформацию устраняют правкой на гидравлическом прессе.

Проверка статора. Статор проверяют отдельно после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя. В первую очередь омметром или с помощью контрольной лампочки и аккумуляторной батареи проверяют, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на корпус. Для этого каждый из выводов обмотки соединяют с корпусом через омметр. После этого проверяют статор на межвитковое замыкание омметром (рис. 2).

Схема проверки статора генератора на обрыв

Рис. 2. Схема проверки статора генератора на обрыв

При исправных обмотках сопротивление всех фазных обмоток статора должно быть примерно одинаковым (разница не более 10 %).

Изоляция проводов обмотки не должна иметь следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямителя. Статор с поврежденной обмоткой следует заменить.

Замыкание фазовой обмотки статора на корпус (массу) определяют при помощи контрольной лампы напряжением 220…380 В, подключаемой одним щупом на корпус, а другим — на один из зажимов обмотки статора.

Проверка ротора. Основными дефектами ротора генератора являются задиры, износ железа ротора, износ подшипника со стороны контактных колец, обрыв провода у контактных колец, пробой на массу, межвитковое замыкание, обрыв и обгорание изоляции, износ шейки вала со стороны привода, износ паза под шпонку шкива, износ контактных колец.

Задиры и износы железа устраняют слесарной обработкой до удаления дефекта.

Замыкание обмотки возбуждения на ротор проверяют аналогично статору — одним щупом касаются ротора (вала), а другим — поочередно контактных колец генераторов (рис. 3). Если в течение 1–2 мин лампа не загорается — изоляция обмотки нормальная. Загорание лампы указывает на замыкание обмотки на ротор.

Схема проверки ротора

Рис. 3. Схема проверки ротора

Межвитковое замыкание и замыкание на массу, а также обрыв и обгорание изоляции устраняют заменой катушки.

Незначительно изношенные контактные кольца и щетки зачищают шлифовальной шкуркой и притирают друг к другу. При значительном неравномерном износе кольца обтачивают на токарном станке до удаления следов износа. Уменьшать диаметр контактных колец более чем на 1 мм нельзя (т.е.

диаметр должен быть не менее 30,10 мм). Нарушение контакта в щеточном узле устраняется заменой щеток, если их размер вышел за допустимые пределы.

Типичными неисправностями выпрямительного блока являются пробой диодов и нарушение контакта в переходах.

При проверке диод подключают в прямом и обратном направлениях к источнику тока мощностью 12…15 В (аккумуляторная батарея) через последовательно включенную лампу мощностью не более 15 Вт. Если лампа горит в прямом направлении (прямое направление тока указывается на корпусе диода) и не горит в обратном, диод исправен. Если имеются пробои, лампа будет гореть в обоих направлениях. При нарушении контакта в переходах лампа не будет гореть ни при прямом, ни при обратном подключении диода.

Проверку диодов производят при отсоединенной обмотке статора. Поврежденный диод заменяют новым.

Проверка регулятора напряжения. Для проверки 14-вольтовых интегральных регуляторов без щеточного узла в зависимости от типа регулятора собирается схема, представленная на рис. 4. Сначала на схему подается напряжение 12 В, при котором контрольная лампа должна гореть, затем напряжение 15…16 В, при котором контрольная лампа гореть не должна. Если нарушается хотя бы одно из указанных условий, регулятор неисправен.

Регулятор напряжения лучше проверять в сборе со щеточным узлом, так как в этом случае можно обнаружить также обрывы выводов щеток и нарушения контакта между выводами регулятора и щеткодержателя. Для проверки контрольную лампу включают между щетками. При подаче напряжения 12 В контрольная лампа должна гореть, а при напряжении 15…16 В — гаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе есть пробой. Если не горит в обоих случаях, то в регуляторе имеется обрыв или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.

проверка интегрального регулятора напряжения без щеточного узла

Рис. 4. Схема проверки интегрального регулятора напряжения без щеточного узла: а — для регулятора Я112А; б — для регулятора Я112В

Проверка конденсатора. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с корпусом) обнаруживается по увеличению помех радиоприема при работающем двигателе.

Исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1…10 Ом). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться на нуль. Емкость конденсатора 2,2 мкФ ± 20 %.

2. Ремонт стартера

Перед разборкой стартеры очищают от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют специальные съемники, прессы, тиски. После разборки все узлы и детали очищают, моют и сушат. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или керосином. Детали с проводами или обмоткой протирают ветошью, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. Затем их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 90…100 °С в течени. 3…90 мин. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают в чистом бензине.

Рекомендуется к прочтению  Самые надежные китайские автомобили: ТОП-12

Очищенные, промытые и высушенные узлы и детали контролируют путем наружного осмотра, необходимых измерений и электрических испытаний, сортируя их на годные, требующие ремонта и негодные.

Корпуса (в сборе) могут иметь электрические и механические повреждения, которые выявляют путем внешнего осмотра и электрических испытаний. Основными дефектами корпуса стартера являются (рис. 5): заусеницы и забоины на поверхностях прилегания к крышкам; повреждение прорезей под отвертку у винтов крепления полюсов; повреждение изоляции контактного болта и его обломы; задиры поверхностей полюсов и нарушение межполюсного расстояния; износ щеток; нарушения пайки или облом соединительных шин; дефекты крышек, включателей и реле стартеров; замыкание катушки на корпус.

Заусеницы и забоины на посадочных местах крышек устраняют напильником. Повреждения прорезей у винтов требуют их замены.

Поврежденную изоляцию и обломанные зажимы выводного контакта заменяют новыми.

стартер в сборе и основные дефекты

Рис. 5. Схема стартера в сборе и основные дефекты: 1 — повреждение изоляции; 2 — облом контактных шин; 3 — износ щеток; 4 — износ поверхности полюсов; 5 — замыкание катушек на корпус; 6 — облом зажима контактного вывода; 7 — повреждение изоляции контактного вывода; 8 — повреждение прорезей под отвертку у винтов крепления полюсов

Полюсные наконечники, имеющие значительные задиры и вмятины, должны быть заменены. Незначительные задиры можно устранить растачиванием. При этом в собранном корпусе необходимо обеспечить требуемый радиальный зазор между якорем и полюсными наконечниками (0,25…0,65 мм) путем установки под последние прокладок из трансформаторного железа.

Повреждение пайки или облом соединительных шин устраняют сваркой их встык или пайкой припоем ПОССу-61 с последующей изоляцией на длине не менее 30,0 мм. Концы ленты должны быть закреплены в петлю.

Изношенные щетки, высота которых не выходит за допустимые пределы, притирают к коллектору с помощью шлифовальной шкурки. Площадь, прилегающая к коллектору, должна составлять не менее 80 % от общей торцевой поверхности щетки. Сила давления пружины на щетку в момент отрыва ее от коллектора должна составлять 10…15 Н.

Основными дефектами крышек (в сборе) являются: замыкания, трещины и сколы, износ подшипников, ослабление крепления щеткодержателей, поломка или потеря упругости пружин щеткодержателей, износ щеток.

Замыкание на крышку проверяют контрольной лампой. Щеткодержатель должен быть надежно изолирован от крышки. При замыкании контрольная лампа будет гореть, в этом случае изоляцию необходимо заменить. Трещины и сколы в крышках заваривают, а затем зачищают заподлицо. Изношенные подшипники заменяют новыми. Ослабление крепления щеткодержателей устраняют подтягиванием заклепки. Поломанные или потерявшие упругость пружины щеткодержателей заменяют новыми. Износившиеся щетки также заменяют. Упругость пружин проверяют динамометром. Усилие прижима щеток к коллектору должно соответствовать техническим условиям.

Основными дефектами включателей и реле стартеров являются: повреждение изоляции и обрывы обмоток, обгорание, окисление и сваривание контактов.

Повреждение изоляции и обрывы обмоток устанавливают при испытании с помощью контрольной лампы. Дефектную обмотку перематывают на специальном приспособлении. Состояние контактов выявляют при наружном осмотре. Сваренные контакты заменяют новыми. Обгоревшие и окислившиеся контакты зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой. При значительном обгорании контактных болтов и диска их можно повернуть на 180°.

После ремонта корпус стартера должен отвечать следующим техническим требованиям:

  • неконцентричность внутренней поверхности полюсов и внутренней поверхности корпуса не должна превышать 0,10 мм;
  • неперпендикулярность оси внутренней поверхности полюсных сердечников к торцам корпуса допускается не более 0,25 мм.

Основные дефекты якоря стартера (рис. 6):

  • износ и задиры железа якоря;
  • износ или обгорание коллектора;
  • биение коллектора; износ шейки вала;
  • износ ленточной нарезки;
  • износ ленточной нарезки по диаметру;
  • погнутость вала.

Износ и задиры на поверхности железа якоря устраняют зачисткой до исчезновения дефекта. При незначительном износе рабочей поверхности коллектора ее отшлифовывают мелкозернистой шлифовальной шкуркой на токарном станке, затем пазы между пластинами очищают и протирают ветошью, смоченной бензином.

Схема якоря стартера в сборе и основные дефекты

Рис. 6. Схема якоря стартера в сборе и основные дефекты: 1 — износ и задиры железа якоря; 2 — износ или обгорание коллектора; 3 — биение коллектора; 4 — износ шейки вала со стороны коллектора; 5 — отпайка секций от коллектора; 6 — нарушение прочности изоляции и падение ее сопротивления; 7 — износ шейки под промежуточный подшипник; 8 — износ шейки вала; 9 — износ шейки вала со стороны привода; 10 — износ ленточной нарезки; 11 — износ ленточной нарезки по диаметру; 12 — погнутость вала

Значительные нарушения геометрической формы рабочей поверхности исправляют обтачиванием до выведения следов износа с последующим шлифованием и углублением изоляции между пластинами специальной ножовкой на глубину 0,5…0,8 мм. Уменьшение диаметра железа якоря компенсируют установкой прокладок под полюсные наконечники.

Изношенные шейки вала под подшипники восстанавливают хромированием или осталиванием. При износе до 0,25 мм на диаметр шейки можно восстановить накаткой с последующим шлифованием до номинального размера.

При погнутости более 0,30 мм вал выпрессовывают из якоря и правят. Изношенные шейки вала ремонтируют железнением с последующим шлифованием.

При износе ленточной нарезки больше допустимых значений якорь бракуют.

Наружные повреждения в обмотках (повреждение изоляции, отпайка концов от пластин коллектора, наружные обрывы и т.п.) устраняют заменой наружной изоляции и пайкой; внутренние повреждения (межвитковое замыкание, замыкание на массу и внутренние обрывы) — перемоткой обмоток. Деформацию лобовой части обмотки устраняют правкой.

Изношенные рабочие поверхности коллекторов и контактных колец протачивают на станке, после чего шлифуют шкуркой.

Допустимое уменьшение диаметра коллекторов не должно превышать значений, установленных техническими условиями. При меньших диаметрах коллекторы заменяют.

После протачивания коллектора якоря стартера необходимо углубить изоляцию (миканит) между пластинами на 0,6…0,8 мм. Для этого применяют фрезу или ножовку. Не подлежат ремонту коллекторы с замкнутыми или расшатанными пластинами.

Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках якоря определяют с помощью прибора Э-202 (рис. 7). Якорь укладывают на призмы сердечника 2 прибора и наводят ЭДС в секции обмотки переменным по величине и направлению магнитным потоком, создаваемым первичной обмоткой трансформатора прибора. При наличии межвиткового замыкания (обрыва) в проверяемой секции стрелка миллиамперметра, подключенного с помощью щупов к соседним пластинам (ламелям) коллектора, не отклоняется. Если вдоль паза проверяемой секции, имеющей межвитковое замыкание, наложить стальную пластину 4 толщиной 0,2…0,4 мм, она будет вибрировать под действием местного переменного поля, создаваемого индуцируемым переменным током.

Проверка якоря стартеров на межвитковое замыкание

Рис. 7. Проверка якоря стартеров на межвитковое замыкание: 1 — обмотка; 2 — сердечник; 3 — якорь; 4 — металлическая пластина

Сборка и проверка стартера. После ремонта отдельных деталей стартер собирают.

В правильно собранном стартере якорь свободно проворачивается в подшипниках от руки. Осевой зазор вала якоря не должен превышать 0,8 мм. При вращении шестерни рукой в одну сторону она должна свободно проворачиваться на валу якоря, в другую сторону — вместе с валом якоря. При вращении якоря привод должен перемещаться по шлицам вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины.

В собранном стартере следует отрегулировать положение шестерни и момент замыкания контактов (момент включения шестерни). Положение шестерни регулируют при полностью включенном стартере (рычаг нажат до отказа). Зазор между торцом шестерни (со стороны маховика) и упорной шайбой при крайнем включенном положении шестерни должен быть равен 1,5…3,5 мм в зависимости от марки стартера. Зазор регулируют упорными винтами, ограничивающими действия рычага (сердечника). Указанный зазор у стартера регулируют вращением колпачка включателя.

Основные контакты включения стартера должны включаться при наличии зазора между шестерней и упорной шайбой, а дополнительные (контакты шунтирования вариатора индукционной катушки) — одновременно или чуть раньше.

После сборки стартер испытывают в режимах холостого хода и полного торможения на стенде типа Э-250. Испытание в режиме холостого хода проводится без тормозного устройства.

Если стартер потребляет ток повышенной силы и частота вращения якоря ниже указанной в технической характеристике, то причиной этого могут быть тугая посадка в подшипниках, перекос вала, замыкание обмотки якоря или обмоток возбуждения. Пониженные значения параметров указывают на замасливание коллектора или нарушение пайки секций обмотки в пластинах.

Для испытания стартера в режиме полного торможения на шестерню привода устанавливают рычаг, второй конец которого соединяют с динамометром. Затем стартер включают на 4…5 с, записывают показания динамометра, вольтметра и амперметра при полном торможении якоря. По результатам испытания определяют тормозной момент (Н · м) по формуле:

где F — показание динамометра, Н; L — длина рычага тормозного механизма, м.

Если стартер развивает крутящий момент меньше указанного в технической характеристике и потребляет ток силой больше номинальной, это свидетельствует о неисправностях в коллекторе или полюсных обмотках.

3. Проверка и обслуживание свечей зажигания

Для проверки демонтированных свечей зажигания широко применяется прибор Э-203.П, а для очистки свечей — прибор Э-203.О (Россия).

Прибор для очистки свечей зажигания модели Э-203.О (рис. 8, а) состоит из корпуса 1, куда через штуцер 2 в специальную камеру, где находится формовочный песок марки 1 КО16Б, подводится сжатый воздух. Свеча устанавливается в отверстие 4, и краном 5 включается подача в пескоструйную камеру воздуха, который выбрасывается через сопло на свечу. Кнопки 3 служат для переключения клапанов подачи воздуха на обдув свечи после ее очистки. Рабочее давление подводимого воздуха должно быть 0,3…0,6 МПа. При работе на приборе должен быть установлен защитный прозрачный экран 6.

Очищать свечи в пескоструйном аппарате рекомендуется только после длительной эксплуатации на высокоэтилированном бензине, когда поверхность покрыта слоем свинца или имеется полоска марганца. Но в этом случае ухудшается поверхность изолятора.

Рекомендуется к прочтению  Перевозка детей на переднем сидении

Приборы для очистки свечей зажигания и их проверки

Рис. 8. Приборы для очистки свечей зажигания (а) и их проверки (б)

При очистке от обычного нагара лучше залить в свечу на некоторое время растворитель — бензин или специальный аэрозоль, а затем неметаллической (можно деревянной) палочкой очистить изолятор, электроды, корпус и продуть их сжатым воздухом.

Прибор модели Э-203.П (рис. 8, б) предназначен для испытания свечей зажигания на искрообразование и герметичность. Внутри корпуса прибора установлена воздушная камера 1, куда ввертывается свеча и подается воздух от насоса с ручным приводом 4. Давление воздуха контролируется манометром 3. Искрообразование (бесперебойность, светлый ореол вокруг бокового электрода, наличие или отсутствие искры пробоя) наблюдается через смотровое окно с зеркалами 2 и 5. Импульсы высокого напряжения, подаваемые на свечу, создаются электрической схемой прибора, работающей по принципу системы зажигания автомобиля, и включаются кнопкой «Сеть». Питается прибор от сети напряжением 220 В. Рабочее давление воздуха в камере 0,4…0,8 МПа зависит от марки свечи и степени сжатия двигателя. Надежность работы прибора проверяется по искрообразованию на контрольном разряднике. Кнопка «Вентиль» служит для выпуска сжатого воздуха из камеры прибора.

Перед проверкой предварительно регулируют искровой промежуток. Затем ввертывают свечу в воздушную систему прибора, где создается необходимое давление, почти равное давлению конца такта сжатия. На свечу подают импульсы высокого напряжения с постоянной частото. 8 Гц. Через смотровое окно и боковое зеркало визуально устанавливают бесперебойность искрообразования. С помощью названного выше прибора проверяют герметичность свечей зажигания. Их очистку от нагара осуществляют приспособлением Э-203.О.

расположение электродов и способы проверки искрового промежутка

Рис. 9. Варианты расположения электродов и способы проверки искрового промежутка: 1 — цилиндрический щуп; 2 — скоба для регулирования зазора; δи — искровой промежуток

Проверка искрового промежутка. Для надежного пуска (особенно зимнего) важно периодически проверять искровой промежуток. При его проверке следует пользоваться только цилиндрическими щупами, так как из-за неравномерного выгорания электродов или при цилиндрической поверхности электродов при пользовании плоскими щупами фактический зазор может оказаться больше измеренного. На рис. 9 дана схема расположения электродов свечей и способ проверки искрового промежутка.

Как отремонтировать электропроводку автомобиля?

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей — обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства — система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника — климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2‐х компонентов:

  • Потребителя — электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки — обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления — зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей — одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой — учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из‐за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика‐профессионала.

Источник https://themechanic.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-jelektrooborudovaniem/

Источник https://extxe.com/16853/remont-avtomobilja-v-jelektrotehnicheskom-otdelenii/

Источник https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-otremontirovat-elektroprovodku-avtomobilya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: