Содержание
Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие
В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.
На посту ТО необходимо иметь:
- инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;
- защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
- первичные средства пожаротушения;
- стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
- аптечку первой помощи.
На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
- загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
- держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
- мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
- держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
- заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.
Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.
На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).
При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:
- использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;
- производить переливание кислоты только посредством специального сифона;
- осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;
- производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.
Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
- приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;
- входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
- устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
- пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);
- проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
- хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
Требования пожарной безопасности на посту ТО
Характеристики помещения
- категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности – В-2.
- класс зоны по ПУЭ П-2а.
- площадь помещения – 76,2 м.
Помещение склада оборудовано одним огнетушителем типа ОУ-5, одним порошковым огнетушителем.
Помещение предназначено для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, не связанных с обращением ЛВЖ и ГЖ, а также снятием и разборкой двигателей и агрегатов автомобилей. Ответственный за пожарную безопасность на посту ТО – старший механик части.
Ответственный за пожарную безопасность обязан:
- обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима при проведении работ по ТО автомобилей;
- следить за исправным состоянием электрооборудования, систем отопления и ПСПТ, принимать немедленные меры для устранения выявленных нарушений;
- проводить инструктаж личного состава, работающего на посту ТО;
- по окончании рабочего дня производить осмотр помещения с записью результатов осмотра в «Журнале осмотра помещений в части перед закрытием» на ЕДДС «Служба спасения 01».
Хранение сгораемых материалов, ЛВЖ, ГЖ и ГСМ в помещении не допускаются.
Проходы, подступы к ПСПТ должны быть свободными. Автомобили должны устанавливаться в соответствии норм.
По окончании рабочего дня электрооборудование должно быть обесточенным.
Запрещается мыть агрегаты и детали ЛВЖ и ГЖ.
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на посту ТО и ТР запрещается.
Кузнечные, термические, сварочные, молярные, деревообрабатывающие работы должны производиться в специально отведенных помещениях автотранспортных предприятий, за которыми закреплены автомобили.
Для освещения мест проведения работ должны использовать светильники с применением гибких кабелей, оборудованные защитными колпаками, защитными стеклами и крючками для подсветки.
Не допускается нахождение на посту ТО посторонних лиц.
Работы по подзарядке и ремонту аккумуляторов должны производиться в вытяжном шкафу, при включенной местной вытяжной вентиляции и исправных контрольных приборах. Совместное проведение работ по зарядке аккумуляторных батарей с производством пожароопасных работ запрещено.
На посту ТО запрещается:
- производить работы, не связанные с ТО и ТР автомобилей;
- курить и применять открытый огонь;
- хранить ЛВЖ, ГЖ и ГСМ, а также тару из под них;
- оставлять автомобили с включенной системой зажигания;
- хранить спецодежду и обтирочный материал;
- производить подзарядку аккумуляторов непосредственно на автомобилях;
- заправлять автомобили;
- оставлять на рабочих местах и в кабинах автомобилей обтирочные материалы и ГСМ;
- держать автомобили с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии неисправностей топливной системы;
- эксплуатировать электрооборудование, не соответствующее классу зоны по ПУЭ.
Электрооборудование поста ТО должно соответствовать классу зон по ПУЭ и проверяться электротехническим персоналом цеха 33 не реже одного раза в квартал.
Охрана труда и окружающей среды ПБ при техническом обслуживании эксплуатации техники
Работа по охране труда, охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России по следующим основным направлениям:
Использование пожарной техники
Пожарная безопасность
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
Требования ПБ к автосервису: на что обратить внимание, когда горят колеса
Автосервис — место повышенной пожарной опасности. Бензин, промасленная ветошь, резиновые покрышки. Все это — не только привычная обстановка любой мастерской, но и возможная причина быстрого возгорания.
Как избежать ЧП и примерно соблюдать все правила пожарной безопасности в автосервисе? Об этом рассказывают сотрудники «ПожСистемСтрой».
Регламентирующие документы
Прежде чем начать подготовку списка документов, следует уточнить, что универсальных регламентов не существует. Так, если вы раздобыли стандартную инструкцию по пожарной безопасности без указания характеристик объекта и особенностей производства, инспектор признает ее недействительной и будет совершенно прав: согласно новым нормативам противопожарного режима РФ от 2021 года документ должен составляться с учетом особенностей конкретного здания и профиля работы.
Деятельность автомастерской регламентируют следующие бумаги:
- ВСН 01–89 — о строительных нормах;
- СП 7.13130.2009 — отопление, вентиляция, кондиционирование;
- ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года — требования пожарной безопасности;
- ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994 — основы обеспечения ПБ;
- СП 5.13130.2009 — о системах защиты от огня;
- ПП N 390 от 25.04.12 — о противопожарном режиме;
- НПБ 88–2001 — об установках тушения;
- Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. и НПБ по обучению мерам пожарной безопасности.
Какие документы должны быть у владельца автосервиса:
-
- Приказ о назначении ответственного за ПБ.
- Приказ о проведении инструктажей и проверок.
- Инструкции о мерах ПБ:
- в покрасочном отделении
- на автомойке
- в шиномонтажной мастерской
- а также отдельный регламент по действию работников в случае ЧС
- График инструктажей (вводного, первичного, на рабочем месте, повторного) и журнал их проведения с подписями всех сотрудников.
- Таблички на всей территории автосервиса: «категория помещений», «расстояние до водоисточника», «курение и открытый огонь запрещены», «место хранения ключей».
- Журнал использования противопожарных систем с комплектом документации для каждого прибора.
Как видите, пакет бумаг довольно объемный. Помимо перечисленного, на видном месте мастерской должен размещаться план эвакуации — одна из главных позиций, на которую смотрит любая проверка.
Класс пожарной опасности
Степень пожарной безопасности в автосервисе определяется классом. Он присваивается в зависимости от назначения строения и по ряду других критериев. Так, выделяют несколько классов:
- Помещения, в которых люди находятся временно — гостиницы, общежития или хостелы.
- Здания, предназначенные для мероприятий, например, театры, арены, концертные залы.
- Обслуживающие сооружения — вокзалы, банки.
- Дома с массовым скоплением детей, подростков и молодых людей — сады, школы, университеты, научно-исследовательские институты.
- Склады и различные производства.
Каждый класс содержит в себе подклассы. Например, 5 класс делится на:
- Ф 5.1 – сооружения с размещенными внутри производствами и лабораториями;
- Ф 5.2 – здания складского типа, автостоянки и архивы;
- Ф 5.3 – сельскохозяйственные организации.
Автосервис имеет маркировку Ф5.2. Кроме класса, каждому помещению присваивается категория взрывоопасности (самая высокая А, наиболее безопасная Д). На этот показатель влияют следующие параметры:
- размер строения;
- высота потолков и этажность;
- температуры внутри здания;
- отделочные материалы для пола и стен;
- наличие вентиляции и противопожарной системы.
Независимо от присвоенного класса и категории, в помещении автосервиса необходимо соблюдать некоторые правила:
- вовремя вывозить мусор, не накапливать его в проходах;
- всю промасленную ветошь хранить в отдельном металлическом ящике;
- сварочные работы проводить в строго отведенном месте;
- по графику проверять освещение и электропроводку.
Само собой, всегда должны быть доступны огнетушители и свободно открываться эвакуационный выход.
Основные требования пожарной безопасности
Ответственность за безопасность помещения возлагается на руководителя. Вот что он должен обеспечить на территории автосервиса:
- оборудовать место для курения;
- установить порядок уборки и хранения промасленной ветоши и рабочей одежды;
- определить порядок выключения всех приборов и обесточивание помещения в конце рабочего дня;
- регламентировать проверки и закрытия помещений, действия персонала при пожаре, проведение огнеопасных работ;
- установить сроки и порядок прохождения противопожарного инструктажа, назначить ответственных сотрудников.
Помимо этого, существуют требования к помещению, электроприборам, вентиляции, пожарной сигнализации и плану эвакуации.
Требования к помещению
Необходимая площадь рассчитывается исходя из видов работ, их объема и размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО. За минимум принято считать 5 кв. метров на одного работника без учета техники.
В автосервисе обязательно должны быть санузел, душ и раздевалка со шкафчиками, где сотрудники могут переодеть комбинезоны и оставить свою одежду.
Что касается отделки помещения, то материалы должны быть устойчивы к действию бензина, масел и воды. Окрашивание стен масляными красками допустимо не менее, чем на высоте ⅔ от пола, а пол должен быть облицован плиткой.
В помещении необходимы центральное отопление, канализация, холодная и горячая вода, искусственное и естественное освещение, вентиляция.
Требования к освещению и проводке
Требования к вентиляции
Швы и стыки обрабатываются герметиком, элементы вентиляции находятся в защитном коробе, который должен быть доступен для проведения осмотра и ремонта.
Подробнее о требованиях пожарной безопасности к вентиляции читайте в отдельной статье.
Требования к пожарной сигнализации и другим АПС
Стандартный набор оборудования ПБ для мастерской:
- извещатели дымовые, тепловые или ручные, датчики пламени;
- оповещатели световые (светодиодные указатели), голосовые;
- панель контроля, принимающая сигнал ЧС и передающая его пожарной службе.
Все оборудование монтируется только работниками МЧС или сторонними организациями, имеющими соответствующую лицензию, например, «ПожСистемСтрой».
Чтобы убедиться, что ваш автосервис безопасен и инспектор не выпишет крупный штраф, закажите пожарный аудит! Наш сотрудник проверит все, на что может посмотреть официальная комиссия, и подготовит подробный отчет с рекомендациями по исправлению.
Добровольный аудит не только экономит на возможных штрафах, но и освобождает от плановых проверок МЧС на 3 года.
Источник https://fireman.club/conspects/zanyatie-trebovaniya-pravil-po-oxrane-truda-pri-provedenii-texnicheskogo-obsluzhivaniya-pozharnoj-i-avarijno-spasatelnoj-texniki/
Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/ispolzovanie-pozharnoj-tehniki.html
Источник https://pozhsystems.ru/pozharnaya-bezopasnost-v-avtoservise/