Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей: инструкция по охране труда

Содержание

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей: инструкция по охране труда

Человек, решивший заняться ремонтом автомобиля, должен ознакомиться сначала с правилами техники безопасности. На СТО любой новый работник вначале проходит инструктаж и только потом приступает к работе. Несоблюдение техники безопасности может вызвать трагические последствия, поэтому эти правила надо знать и выполнять.

  • Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
    • Общие требования безопасности
      • Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля
      • Видео: Как правильно мыть автомобиль
      • Общие требования
        • Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто

        Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

        При работе над машиной надо соблюдать осторожность и осмотрительность. Человек, приступивший к ремонту или мойке авто, обязан знать заранее, что будет делать и как избежать опасных ситуаций. Существуют правила, позволяющие избежать опасности при ремонте и обслуживании авто.

        Общие требования безопасности

        Ремонт и техническое обслуживание автомашины обязаны осуществляться в отведённых и оснащённых для этих целей местах, в которых имеются нужные инструменты, инвентарь и оборудование. Транспортное средство (ТС) накануне данной процедуры надо помыть и почистить.

        Любой ремонт, техобслуживание, чистка и мойка осуществляются только над автомобилем. При этом надо проследить, чтобы не было вращательных движений частей машины. Для этого рычаг переключения передач ставят на самую низкую скорость, а само авто тормозят стояночным тормозом, а под ведущую колёсную пару ставят специальные упоры (башмаки). На авто с ДВС на бензине надо выключить зажигание. Если машина ездит на дизельном горючем, то перекрывают его поступление. На руль кладут табличку «Двигатель не пускать. Работают люди». Авто ремонтируют и обслуживают при выключённом ДВС. Иногда бывают ситуации, когда для ремонта нужен работающий ДВС.

        При использовании подъёмника на управляющий механизм выставляют предупреждающую о ведении работ табличку. При этом обязательно надёжно фиксируют плунжер подъёмника упором, чтобы исключить его движение вниз. При поточном передвижении автомашин помещение обязано оснащаться свето-звуковыми сигналами, сообщающими работникам о перемещениях транспорта с одного поста на другой. Каждый пост оборудуют сигнальными обозначениями остановки в случае аварии.

        Если надо провернуть коленчатый и карданный валы, следует проконтролировать включение зажигания для ДВС на бензине и посмотреть, как перекрыта подача горючего для движка на солярке. Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение, а рычаг ручного тормоза освобождают. По окончании всех работ ручной тормоз затягивают и устанавливают низшую передачу.
        Знаете ли вы? Имеется гипотеза, что домкрат в старину использовали, чтобы ломать ворота осаждённых городов, поэтому его устройство было секретом.
        Если надо снять какую-либо деталь с жидкостью, то сначала производится их слив. Трудно снимающиеся части и узлы снимают при помощи предназначенных для этого приспособлений (съёмников). При этом нельзя превышать максимально допустимую массу груза для подобных устройств или передвигать детали, не используя захваты, а просто замотав тросом или канатом. Снять и установить рессоры можно после разгрузки от веса машины, установив под шасси специальные подставки (козелки).

        Если нужно произвести обслуживание высоко подвешенного автомобильного элемента, то следует использовать устойчивую стремянку или подставку. Когда работы ведутся под автомашиной, то ремонтнику в обязательном порядке надо использовать лежак.

        Домкрат при подъёме авто в любых условиях обязан находиться на твёрдой поверхности. Если грунт недостаточно твёрдый, то под механизм для его устойчивого положения подкладывают доски.

        При ремонте машины на обочине запрещено быть под авто, нарушив границу проезжей части. Ремонт дна кузова легковушек на поворотном стенде делается при надёжном закреплении, снятии батареи аккумулятора, сливе горючего из баков и жидкости охлаждения. При этом нужно хорошо закрыть горловину ДВС для поступления масла.

        Если требуется продуть систему питания, то используют воздушный насос, работающий от системы подачи сжатого воздуха с влагоотделителем, и давление не должно быть выше 0,5 мПа. Тормозная система также проверяется на стендовых испытаниях, но иногда допускается использование площадки, размеры которой позволяют обезопасить людей и авто в случае неисправных тормозов.

        Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля

        Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

        Мойка авто делается в определённых местах. Мыть вручную можно на участке, изолированном от источников тока и напряжения. Все находящиеся в этом месте осветительные приборы, провода и кабели, электродвигатели обязаны быть надёжно герметизированы. Здесь запрещено использование открытого огня. Мойщик машины надевает спецодежду. При работе с химическими моющими средствами необходимо использовать средства защиты (перчатки, респираторы, очки). Руки накануне по локоть смазываются защитными средствами, которые не обезжиривают кожу.

        Рекомендуем для прочтения:

        • Ремонт кузова автомобиля без покраски
        • Ремонт обшивки салона автомобиля — возвращаем прежний лоск
        • Как правильно мыть машину: учимся вместе
        • Химчистка салона автомобиля: сухая и обычная химчистка

        Все лестницы и поверхности, по которым передвигается работник, обязаны быть с шероховатостью и не скользить. При механизации мойки рабочий находится в кабине, которая защищает от воды. Моечная техника должна иметь управление, осуществляющее работу на 12 В. Магнитные пускатели и кнопки могут питаться от 220 В, если есть устройства для блокировки пускателей при открытии дверец шкафа, а все приборы надёжно гидроизолированы и заземлены.

        Запрещено мыть авто быстро воспламеняющимися средствами. Содержание щёлочи в моющей жидкости не должно быть выше 5%. После обработки моющим всё промывается горячей водой. Элементы ДВС на этилированном бензине можно вымыть лишь после нейтрализации выпавшего тетраэтилсвинца керосином или прочими подходящими средствами.

        Особое внимание уделяется машинам, перевозящим продукты. Для их обработки составляется утверждаемый местными органами саннадзора график. Каждую неделю делается дезинфекция транспорта по перевозке продуктов (мука, мясопродукты, хлеб). Каждые сутки проводится обработка машин, перевозящих мясо, субпродукты и рыбу, 1% раствором соды (кальцинированной). Затем следует промыть тёплой водой и вытереть насухо. Перед этим машину очищают от мелкого мусора.

        Проводить дезинфекцию ТС, которые транспортируют продукты, необходимо как минимум каждую неделю. Перед этим их моют, а затем обрабатывают 2–3% раствором хлорки или 2% жидкостью хлорамина.

        Если кузов внутри оббит оцинкованным железом, то дезинфекция проводится путём протирания тряпкой, которую смачивают в дезинфицирующей жидкости, а простые кузова ей обильно увлажняют. После 2–5 мин. всё смывают тёплой водой со шланга и осуществляют проветривание. Покрытие для продуктов моют щётками мыльным раствором с добавлением 1% соды. После промывают горячей водой и высушивают.

        Ежедневно проводят уборку. Использованный при этом инвентарь тоже моется и дезинфицируется путём погружения на полчаса в 2% раствор хлорки или на 1 час в раствор хлорамина (2%). После его споласкивают тёплой водой и сушат.

        Видео: Как правильно мыть автомобиль

        Техника безопасности при ремонте автомобиля

        Авто является источником опасности для ремонтника. При самостоятельном ремонте автомобиля надо уделить внимание следующим моментам:

        • Соблюдать все требования техники безопасности при подъёме машины или её тяжёлых деталей. Риск падения существует всегда, и меры по своей защите надо предпринять заранее.
        • Откручивая деталь под машиной, следует учитывать, что освободившаяся часть может оказаться слишком тяжёлой и нанести вам травму.
        • Не следует упускать из виду движущиеся детали, с которыми есть возможность соприкоснуться — лопасти вентилятора, цепь ГРМ и прочее. Опасность также могут представлять пружины подвески или элементы, находящиеся под давлением (шланги, трубки).
        • Стоит также проявлять осторожность к острым выступающим деталям, покрытым ржавчиной. Поранившись о них, в кровь вполне возможно занести инфекцию.
        • Немалую опасность также представляют жидкости — отработанное масло, антифриз, серная кислота, находящаяся в аккумуляторе, и тормозная жидкость. Надо избегать их соприкосновения с кожей или слизистыми глаз. Для обмывания лобового стекла нередко используется метанол, который при попадании в органы дыхания наносит ущерб здоровью. Вред при вдыхании могут нанести выхлопные газы, хладагент кондиционера. А о возможности бензина легко воспламеняться также знают все.
        • Любое авто является потенциально опасным источником электричества. Особенно в этом плане опасны гибриды и электромобили.
        • Высокая температура двигателя опасна для ремонтника.

        Частой ошибкой у неопытного ремонтника является откручивание крышки радиатора при неостывшем моторе. В такой ситуации горячий антифриз может буквально стрелять струёй в лицо человека и сильно обжечь глаза и кожу.

        Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, надо выполнять следующее:

        • Надевать перчатки, лучше всего нейлоновые или латексные, с длинными рукавами или раструбами. Это защитит от агрессивных жидкостей, обжигающих кожу, и от порезов. Спецодежда для ремонта не должна свисать, чтобы не зацепиться под движущую деталь. Оптимальной одеждой для ремонта считается комбинезон.
        • Защищайте глаза специальными очками, когда работаете под авто или с электроинструментом и химвеществами.
        • Надевайте респиратор и организуйте хорошее проветривание гаража при работе с такой химией, как краска, растворители, эмульгаторы и другие вещества с резким запахом, сваркой. Никогда не распыляйте их в закрытом месте.
        • Гараж должен быть сух и чист. Укомплектуйте его инструментами и предметами, делающими работы безопасными (песок и огнетушитель, стенд, упоры козелки, домкрат и прочее). В гараже также надо иметь аптечку.
        • Ремонт авто выполняйте при остывшем моторе.
        • Не бросайте инструмент на крыше машины или под капотом. Он может упасть вам на голову.
        • Используйте джек-стенды. Для дополнительной безопасности, на случай, если стенд подведёт, надо дополнительно использовать домкрат или козелки. Лезть под машину, которую держит только домкрат без других удерживающих машину приспособлений, опасно.
        • Надёжно фиксируйте авто. Под ведущую пару колёс всегда следует подкладывать упоры, например, деревянные бруски.
        • До начала работ под капотом надо открепить минусовую клемму аккумулятора.
        • Ремонт гибридного или электрического автомобиля надо делать с осторожностью к проводам, трубопроводам и элементам оранжевого цвета. В них находится сила тока, смертельная для человека.
        • Работая с топливной системой, помните, что металл может вызвать искру, которая приведёт к воспламенению. Этот иногда случается при выбивании некоторых железных деталей. Держите подальше от топлива и моторного масла источники огня и не курите.
        • При снятии тяжёлых деталей надо сначала предварительно узнать их вес и соразмерить свои силы. Последние лучше не переоценивать. При работе с тяжёлыми элементами безопаснее использовать помощника, а при снятии самой детали не держать под ней голову и тело.

        Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

        Ниже приведена типовая инструкция по охране труда, утверждённая ещё в 1997 году.

        Общие требования

        Всем работникам предъявляются следующие требования:

        • Допуск к работам для новичка осуществляется после вводного инструктажа и медосмотра.
        • Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажа на месте работ возложено на их непосредственного руководителя. Об этом записывается в соответствующий журнал регистрации, где руководитель и инструктированный работник ставят свои подписи. Причём повторное инструктирование проводят для всех рабочих раз в квартал.
        • Руководство на протяжении трёх месяцев обучает новичка безопасным способам исполнения работ.
        • При переводе работника с одного рабочего места на другое ему должен быть проведён новый инструктаж с записью в журнал.
        • Руководство обеспечивает рабочих спецодеждой и защитными средствами, требуемыми для безопасности.
        • Работник соблюдает инструкции, личную гигиену, трудовую и производственную дисциплину, правила эксплуатации техники, внутреннего распорядка, электробезопасности и предупреждает своих сотрудников о недопущении нарушений вышеперечисленных правил.
        • В местах работ должна эффективно работать вентиляция, быть достаточно светло.
        • Проводится обслуживание лишь того объекта, по которому было пройдено обучение и инструктаж.

        Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто

        Перед началом работы

        До начала проведения ремонта и техобслуживания авто работник обязан:

        • Надеть спецодежду и обуть ботинки, достав их из места хранения. Волосы спрятать под головной убор, а одежду полностью застегнуть.
        • Надо выставить на виду табличку с указанием «Двигатель не пускать, работают люди».
        • Под колёса разместить приспособления для опоры, а машину поставить на низкую передачу.
        • Проверить отсутствие вытекания масла, горючего, электролита и жидкости для охлаждения.
        • Осмотреть инструмент, приспособления для ремонта и средства индивидуальной защиты. Ключи для закручивания гаек должны иметь необходимый размер и не иметь выемок, а также трещин. Раздвижные ключи не должны болтаться на подвижных участках.
        • При выявлении неисправностей и разных недоработок надо обратиться к соответствующему руководящему лицу для принятия мероприятий по их устранению. Не начинать работ, пока не устранят неполадки.

        Во время работы

        При проведении ремонта и спецобслуживания необходимо придерживаться следующих правил:

        • Проследить за порядком на рабочем месте, удалить все вещи, которые могут мешать.
        • Обратить внимание на наличие на электрической лампе сетки, которая обеспечивает безопасную работу данного устройства, исправность шнура и трубки изоляции. Проконтролировать напряжение переносных ламп и осветительных устройств в яме для осмотра — оно не должно превышать 12 В.
        • Побеспокоиться о специальной лежанке, тележке или подстилке.
        • Наблюдать, чтобы не было посторонних.
        • Убедиться, чтобы не было в машине остатков горючего (в баке, бензопроводной системе).
        • Проводить слив масла и жидкости из соответствующих устройств только в специально подготовленную для этого ёмкость. Не сливать горючее и растворители в канализационную систему.
        • Соблюдать технику безопасности проведения сварки. Работая на станках для резки, шлифовки и обтачки деталей придерживаться соответствующих инструкций по эксплуатации.
        • Не делать ремонт и осмотр под авто, которое находится на плоскости под уклоном. Если сложилась такая ситуация и избежать её нельзя, то поставить машину на тормоз при работе на самой низкой скорости, а под колёса разместить опору, вытянуть ключ зажигания, а кабину запереть.
        • При съёме и установке агрегатов (мостов, колёс) поставить раму авто на козлы из металла, а под колёса поставить опору (клинышки).
        • Домкрат ставить исключительно на твёрдую поверхность. Если грунт рыхлый, том под него подложить доски для придания устойчивого положения.
        • Нельзя проводить работу, если машина стоит на домкрате без необходимых подставок для страховки.
        • Перемещаться под авто и из-под него со стороны проезда. Нужно под ТС расположиться между колёсами вдоль машины.
        • В случае необходимости использовать очки для защиты глаз.
        • Материал для обтирки не оставлять после работы в помещении, а хранить в ящиках из металла, которые хорошо закрываются.
        • Не приближаться к источнику огня, если одежда и руки запачканы бензином. Не курить и не использовать спички, зажигалки.
        • Подкачивать шины сжатым воздухом следует только в определённом месте (клети). При этом следует обратить внимание, чтобы запорное кольцо попало в замковый паз диска.
        • Для перемещения тяжёлых агрегатов и запчастей использовать исправно работающие устройства, которые обеспечивают неопасный подъём, погрузку-разгрузку и передвижение необходимых деталей.
        • Не проводить никаких работ и осмотр под машиной, которая висит на тросе подъёмника.
        • Перед проведением ремонта авто, которое стоит над ямой, для осмотра надо проверить, чтобы машина стояла на тормозе, проконтролировать надлежащую установку колёс и разместить под них распорные прокладки. Нужно также проследить за свободным доступом в яму и использовать только исправную лестницу, а также напольную решётку.
        • Придерживаться правил работы с электроинструментами, если надо их использовать.
        • Замену рессор производить только после поставки козелков под раму. Проверить правильность установки данной запчасти при помощи бородки или оправки. При сборке-разборке рессоры пользоваться соответствующими для того приспособлениями.
        • Проявлять осторожность при использовании кувалды или молотка, чтобы не навредить себе и окружающим.
        • Придерживаться всех правил при работе с подъёмным механизмом согласно инструкциям. При использовании подъёмника проследить за установкой пяток под ТС надлежащим образом. Работа с авто допускается только при поднятии его на необходимую высоту при выключенном устройстве для подъёма.
        • При работе за верстаком нужно проконтролировать гладкость поверхности, которая также должна быть без трещин, заусенец, выемок и обита стальным листом.
        • При работе с металлическими частями (рубке, чеканке и подобное) нужно защитить глаза специальными очками и поставить на верстаке сетки или щиты (высота не меньше 1 м), защищающие от отскакивающих металлических частичек. Пыль и остатки металла убирать только щётками. Сдувать их с верстака запрещено.
        • При работе на заточном станке защитить глаза очками и использовать защитный экран. Проследить, чтобы подручник был зафиксирован, зазор между ним и абразивным кругом был до 3 мм. Запчасть для затачивания крепко прижимать к подручнику и плавно подносить к абразивному кругу.
        • Не проводить ремонт деталей авто, которые движутся, и не располагаться под машиной при включённом ДВС.
        • При проведении манипуляций возле крыльчатки вентилятора снять с него приводной ремень, чтобы избежать неприятностей.
        • При выполнении ремонта несколькими работниками надо согласовать порядок выполнения работ.
        • Во время запуска движка при открытом капоте проследить, чтобы рядом не было других лиц.
        • При включении ДВС держать рукоятку таким образом, чтобы обхват всеми пальцами был с одной стороны.
        • Во время обкатки ДВС на стенде нельзя регулировать его части, которые производят вращение.
        • Не допускать создания загазованности воздуха в закрытом пространстве, обязательно позаботиться о проветривании.
        • При работе с движком, который работает на этилированном бензине, придерживаться инструкции по работе с данным горючим.
        • Не оставлять на рабочем месте горючее в объёме выше разрешённой нормы, а хранить все легковоспламеняющиеся материалы отдельно в установленном месте.
        • Для того чтобы переместить авто на стоянку и для проверки тормозов, надо вызвать дежурного или водителя.
        • Нельзя в качестве опоры под раму использовать кирпичи, дрова и другие подручные средства.

        В аварийных ситуациях

        В случае возникновения аварии надо выполнять следующее:

        • При появлении пожарной ситуации сразу же уведомить руководство и начать принимать меры по его тушению при помощи огнетушительных средств.
        • При возникновении несчастного случая помочь пострадавшему освободиться от травмирующего предмета. При поражении током и оказании помощи пострадавшему проследить, чтобы не было соприкосновения с частями, находящимися под напряжением.
        • Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и сообщить руководству об инциденте.

        По окончании работы

        После окончания ремонтных работ надо сделать следующее:

        • убрать рабочее место и записать в журнал техсостояние оборудования;
        • о неполадках и поломках оборудования сообщить соответствующему руководящему лицу;
        • снять спецодежду и положить в шкаф или другое предназначенное для этого место;
        • вымыть руки и лицо мылом;
        • покинуть рабочее помещение

        Техника безопасности при эксплуатации автомобиля

        Автомобилист при эксплуатации авто должен следовать таким правилам техники безопасности:

        • Управлять автомобилем можно только лицам, имеющим права на вождение.
        • Скорость передвижения в помещении не должна быть более 5 км в час.
        • Запрещено спать в салоне авто при осуществляющем работу ДВС.
        • Газовые выбросы машины достаточно токсичны, поэтому при включении ДВС в любом закрытом помещении позаботьтесь о вентиляции, отворите двери.
        • При передвижении накатом не проводите включение зажигания — это может вызвать включение противоугонного устройства, что приведёт к блокировке вала рулевой колонки. Это может привести к тому, что машина станет неуправляемой.
        • Каталитический нейтрализатор, находящийся в устройстве для выхода выхлопных газов, при работающем движке нагревается свыше 6000°С. Поэтому при осуществлении стоянки важно обратить внимание, чтобы под машиной не было сухой растительности или быстро воспламеняющихся материалов, топлива.
        • Нельзя эксплуатировать транспортное средство при включении лампочки аварийного снижения давления масла. Допускается, чтобы она на пару секунд включалась только при включении ДВС. Данная ситуация также относится к лампочке, сигнализирующей о разрядке батареи аккумулятора. В некоторых случаях включение этой лампы происходит из-за замыкания проводки, что может стать причиной возгорания в отсеке для мотора и вызвать пожар.
        • Накануне включения ДВС следует обратить внимание, чтобы машина была заторможена стояночным тормозом, а сам рычаг, который выполняет функцию переключения передач, находился в нейтральной позиции.
        • Запуск ДВС осуществлять при помощи стартёра. Использовать рукоятку для пуска надо только в случае необходимости.

        При запуске ДВС авто при помощи рукоятки для пуска следует придерживаться таких рекомендаций:

        • проводить поворачивание рукоятки в направлении сверху вниз;
        • не брать её в обхват;
        • во время регулирования угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
        • не использовать какие-либо рычаги, усилители и другие устройства, воздействующие на рукоятку пуска или храповик коленчатого вала;
        • запрещается осуществлять запуск ДВС путём буксировки авто.

        Знаете ли вы? В 2011 г. по РФ насчитывалось около 25 тыс. АЗС. Около половины из них принадлежит ВИНК.
        Во время заправки ТС топливом на заправках запрещено:

        • курить сигареты и пользоваться спичками, зажигалками и другими источниками огня;
        • осуществлять ремонт и регулировку автомобиля;
        • проводить заправку машины при работающем ДВС;
        • переливать бензин или другое горючее.

        При ремонте и обслуживании автомобиля следует соблюдать правила безопасности, записанные в инструкциях. На предприятиях за этим следит непосредственное руководство, а если владелец авто сам решил отремонтировать своё авто, то он сам и должен позаботиться о безопасном проведении этих работ. При работах с тяжёлыми элементами надо пригласить помощника, а в случае повышенной опасности работ лучше обратиться к специалистам.

        Правила техники безопасности при ремонте автомобиля

        Ремонт автомобиля подразумевает не только знание определенных основ починки комплектующих частей, умение разбирать и собирать запчасти, но и соблюдение безопасности во время работы. В большей степени это касается не только самостоятельного ремонта, но и починки в автосервисах, когда в таких местах автомобили проходят более технические осмотры. Поэтому в данном случае соблюдать правила безопасности – просто необходимо.

        Основные правила техники безопасности

        Перед началом любых ремонтных работ в автосервисе все работники одевают рабочую одежду, которая не стесняет в движениях. Она защищает от небольших ран и загрязнений. На ноги должны быть надеты прочные ботинки, которые бы помогали избежать нанесение травмы при падении какого-то рабочего инструмента или запчасти.

        Автомобиль должен быть:

        1. Прочно установлен. На колеса – надежные упоры, сама машина – на ручнике или на низшей передаче.
        2. Проверен на наличие протечек. Работы с двигателем требуют строжайшей проверки. В противном случае есть риск взрыва и возникновения пожара внутри карбюратора или аккумулятора, а вследствие этого, — ожогов у пострадавших. Известны случаи, когда вытекшее топливо или масло становится причиной возгораний.

        Вообще, несмотря на то, что реальная возможность получить задымление может быть только в случае работы в моторном отсеке или под самим автомобилем после резкой остановки двигателя, когда он остается достаточно прогретым, чтобы создать термическое воздействие, риск довольно оправдан. Температура внутри автомобиля может составлять до 300 градусов. Поэтому прикосновение к нагретым частям вызывает ожоги 2-3-й степени.

        Еще одним важным пунктом в требованиях к безопасности является соблюдение осторожности с тарой. Взаимодействие паров бензина с огнем вызывает мгновенное воспламенение и резкий взрыв, от которого человеческому организму увернуться почти невозможно. Помимо самого ожога на кожу пострадавшего попадает тетраэтил свинец, находящий в составе бензина. Это вещество является мощным ядом, которое разжижает верхний эпителий.

        Что может помочь?

        Риск возникновения возгорания при ремонте автомобилей в автосервисах очень велик. Однако, если вы случайно обожглись или поранились от огня, то можете воспользоваться специальным гелем Фламена. За счет особого состава действующее лекарство способствуют скорейшему заживлению ран, даже если в этих местах сильные рубцы.

        Техника безопасности на СТО

        Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

        Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

        При проведении диагностики:

        • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
        • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
        • Система диагностики устанавливается только специалистом.
        • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

        Работа сотрудника автосервиса

        Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

        Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

        • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
        • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
        • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

        Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

        Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

        • Запрещено проводить работы или просто находиться под поднятыми объектами.
        • Для сохранения здоровья глаз не стоит смотреть на дугу сварки без специальных очков или маски сварщика.
        • На месте проведения работ должен быть порядок. Не допускается нахождение инструментов и материалов на путях движения.
        • Запрещено нарушение правил безопасности даже ради ускорения рабочего процесса.
        • При необходимости использования платформы для подъёма, прежде всего, нужно убедиться в горизонтальном расположении поверхности и исправности подъемного механизма. Если масса транспортного средства больше, нежели максимально разрешенная масса, указанная в паспорте подъемника, то пользование им запрещено.
        • Загонять машину на смотровую яму должен водитель или специалист, назначенный на эту должность. При этом нужно выдерживать малое число оборотов двигателя на пониженной передаче, прибегая к помощи автомеханика.
        • Для снижения риска скатывания автомобиля требуется применять стояночную тормозную систему и специальные башмаки под колеса.
        • Переходить смотровую яму можно только по специальным настилам.
        • Масляные загрязнения следует засыпать опилками, которые убираются после каждой рабочей смены.
        • Большую роль играет на СТО пожарная безопасность: обязательно нахождение на всей территории пожарной сигнализации, запрещено применение открытого пламени.
        • В помещении должно быть хорошее освещение.
        • Все действия по ремонту и обслуживанию автомобиля нужно проводить с выключенным двигателем кроме тех операций, которые этого требуют.
        • Конец выхлопной трубы при работе с двигателем нужно подсоединить к вытяжке.
        • При разборке из колес нужно убрать избыточное давление.
        • При проведении заправки маслом и бензином при их пролитии нужно сразу же удалить пятна.
        • Почему окончания работ нужно убрать инструмент, отключить оборудование и станки от сети, а затем съехать с места стоянки, предварительно убедившись в отсутствии поблизости других сотрудников.

        Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

        Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

        При этом также стоит соблюдать определенные правила:

        • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
        • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
        • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
        • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
        • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
        • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

        Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

        Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

        • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
        • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
        • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
        • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
        • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
        • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

        Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

        Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

        Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

        Техника безопасности при работе под автомобилем

        Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

        1. Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
        2. Поднять машину на нужную высоту.
        3. Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
        4. Приступить к монтажным или ремонтным работам.

        Техника безопасности при ремонте автомобиля

        При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

        • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
        • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
        • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

        Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

        При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

        • Использовать его по назначению.
        • Не применять несправный инструмент.
        • В начале работы проверить его состояние.

        Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

        Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

        Поднятие авто с помощью домкрата

        Законодательство и РД

        Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

        • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
        • Правилами пожарной безопасности на производстве.
        • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

        Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

        Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/trebovaniya-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obslyzhivanii-i-remonte-avtomobilei-instrykciya-po-ohrane-tryda/

        Источник https://www.carshistory.ru/likbez/pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-remonte-avtomobilya.html

        Источник https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/na-sto.html

        Рекомендуется к прочтению  Эксплуатация и неисправности Renault Megane 2 (2002 — 2008 г. в. ). Основные проблемы, сбои и поломки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: