Содержание
Системы пассивной безопасности
Безопасность автомобиля – очень важный фактор, над которым конструкторы и инженеры постоянно работают. Обширное внедрение электроники в конструкцию авто позволило создать системы, в задачу которых входит предотвращение аварии. Делается это путем стабилизации авто в разных условиях движения, внесение корректив в работу ряда узлов и исправление ошибок водителя. Таких систем на современном автомобиле множество и называются они одним общим названием – система активной безопасности.
Но как бы хорошо активная безопасность не работала, очень часто аварии не избежать. И здесь уже стоит задача сохранения жизни пассажиров, находящихся в машине, и снижение вероятности получения тяжелых травм. Эти условия уже обеспечивает система пассивной безопасности.
Примечательно, что первые устройства, повышающие безопасность авто, относятся именно к этой системе. То есть все начиналось именно с нее.
Устройства и механизмы системы
Сейчас система пассивной безопасности включает в себя обширный ряд конструктивных решений и устройств, повышающих травмобезопасность пассажиров автомобиля.
К ней относятся:
- Ремни безопасности;
- Подушки и шторки;
- Безопасная конструкция кузова;
- Травмобезопасная рулевая колонка;
- Активные подголовники;
- Преднатяжители ремней;
- Аварийный размыкатель АКБ.
Существующие устройства, повышающие безопасность, постоянно совершенствуются, а также создаются новые, поэтому этот перечень считать завершенным невозможно.
Ремни
Ремни – первые элементы безопасности, которыми стали комплектоваться авто. В их задачу входит предотвращение инерционного движения тела при столкновении авто с препятствием. Тем самым он упреждает вылет водителя и пассажиров через лобовое стекло, получение травм из-за ударов о руль и переднюю панель. По сути, ремень удерживает людей в кресле.
Ремни безопасности различаются между собой по количеству точек крепления. Они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти- и шеститочечные. Чем выше количество точек, тем лучше происходит распределение энергии движения тела, что снижает вероятность получения травм. Но при этом большее количество точек затрудняет пользование ремнем. Поэтому самым оптимальным и наиболее распространенным является трехточечный вариант.
Подушки и шторки
Подушки безопасности – начали разрабатываться практически одновременно с ремнями и одно время использовались как устройство, которое заменяет ремни. Со временем выяснилось, что максимальный эффект от этих устройств достигается только в сочетании с ремнями.
Суть подушек такая: имеются тканевые мешки, спрятанные под облицовкой руля, передней панели и т. д. Каждый из них подключен к специальному устройству пиропатрону. При столкновении этот пиропатрон срабатывает, в нем проходит химическая реакция с выделением большого количества газа, который поступает в мешок. В результате подушка «выстреливает» навстречу телу и гасит его энергию.
Отметим, что пиропатрон с подушкой – лишь исполнительный механизм. В конструкцию этой системы также входит электронный блок, подающий сигнал на срабатывание и датчики удара, на основе которых блок и работает. То есть, при ДТП датчики определяют, что произошло столкновение и сообщают об этом блоку, а тот задействует пиропатрон. Цепь вроде и длинная, но срабатывает все практически мгновенно – между сигналом от датчиков и развертыванием подушек проходят доли секунды.
В современных авто используется несколько видов таких подушек:
- Фронтальные (развертываются перед водителем и передним пассажиром при лобовом столкновении);
- Боковые (для защиты грудной клетки при боковых ударах);
- Головные, они же – шторки (защищают от травмирования головы при боковых ударах);
- Коленные (обеспечивают защиту ног при фронтальных столкновениях);
- Центральная (предотвращает удары водителя и пассажира друг о друга при боковом ударе);
- В ремнях безопасности (сводят на нет возможность получения травмы о ремень).
Для повышения эффективности подушки постоянно совершенствуются, устанавливаются новые датчики, задействуются для их работы вспомогательные системы, к примеру, аварийного опускания стекол.
Кузов
Безопасная конструкция кузова применяться начала не так и давно. Ее особенность заключается в том, что некоторые его части имеют программируемую зону деформации. То есть, при ударе часть энергии гаситься за счет смятия этих частей. Такие зоны делаются как в передней части авто, так и задней.
При этом для повышения безопасности пассажиров кабина делается из прочных и устойчивых к деформации материалов. Получается, что при столкновении перед или зад авто сминается «гармошкой», а вот кабина остается неповрежденной, хотя при столкновении на высоких скоростях кабина все же получает повреждения.
На автомобилях применяют безопасную конструкцию кузова, в которой программируемая деформация не только гасит энергию удара, она еще и обеспечивает увод двигателя вниз, чтобы исключить вероятность его вхождения в салон.
Рулевая колонка
Травмобезопасная рулевая колонка исключает вероятность удара водителя об руль. При фронтальном ударе двигатель смещается назад и толкает рулевой механизм. До использования безопасной колонки, такая ситуация приводила к тому, что руль «выходил» навстречу водителю. Но этого не происходит с травмобезопасной конструкцией. Вал колонки состоит из нескольких частей, что позволяет ему «ломаться». Благодаря этому даже при смещении рулевого механизма, руль остается на месте.
Подголовники
Активные подголовники снижают вероятность травмирования шейных позвонков при тыльном столкновении. При ударе в зад авто, тело удерживает спинка сиденья, а вот голова получает сильное инерционное ускорение назад, что приводит к повреждению шеи. Активные подголовки при таком ударе автоматически поднимаются вверх, фиксируя голову и не давая ей отклониться назад.
Преднатяжители
Преднатяжители являются дополнением ремней. Большинство ремней – инерционные, что позволяет проводить фиксацию тела любой комплекции без каких-либо регулировок длины. Но инерционный механизм срабатывает с запозданием, поэтому при фронтальном ударе тело человека все же несколько передвигается вперед, что грозит получением травмы о сам ремень. В задачу преднатяжителей входит исключение недостатка инерционного механизма. При столкновении преднатяжитель за счет пиропатрона или электропривода максимально натягивает ремень, предотвращая перемещение тела.
Аварийный размыкатель АКБ
Аварийный размыкатель АКБ обеспечивает отключение элемента питания от бортовой сети при ДТП. Это исключает вероятность образования искры и воспламенение от нее топлива. Размыкатель обычно используется в авто, у которых АКБ размещается в салоне или багажном отсеке. В его конструкции также используется пиропатрон, хотя есть и релейные устройства.
Новые разработки
Выше перечислены основные составляющие, которые включает в себя система пассивной безопасности. Но как отмечено, эта система постоянно совершенствуется.
Одним из вариантов повышения безопасности являлся отпадающий при столкновении бак, но эта технология на автомобилях не прижилась.
К современным тенденциям пассивной безопасности можно отнести внешние подушки безопасности и пиропатроны капота, которые направлены на снижение травмирования пешеходов при столкновении с авто.
Также последнее время автокомпании озаботились безопасностью задних пассажиров, так как риск травм для них уже стал выше тех, кто занял передние сиденья. Испытываются подушки безопасности, которые развертываются с потолка или спинки переднего сиденья.
Риск получения травм при ДТП всегда будет присутствовать, особено при столкновениях на высоких скоростях, но передовые разработки сводят его на все более низкий уровень.
Устройство и принцип работы системы пассивной безопасности SRS
Автомобиль – это не только привычное средство передвижения, но и источник опасности. Постоянно увеличивающееся число транспортных средств на дорогах России и мира, растущие скорости движения неизбежно приводят к росту числа ДТП. Поэтому задача конструкторов заключается в том, чтобы разработать не только комфортный, но и безопасный автомобиль. Решить эту задачу помогает система пассивной безопасности.
Что включает в себя система пассивной безопасности
Система пассивной безопасности автомобиля включает в себя все устройства и механизмы, предназначенные для защиты водителя и пассажиров от получения тяжелых травм в момент аварии.
К основным компонентам системы относятся:
- ремни безопасности с натяжителями и ограничителями;
- подушки безопасности;
- безопасная конструкция кузова;
- детские удерживающие устройства;
- аварийный размыкатель аккумуляторной батареи;
- активные подголовники;
- система экстренного вызова;
- другие менее распространенные устройства (например, система защиты при опрокидывании на кабриолете).
В современных автомобилях все элементы SRS взаимосвязаны между собой и имеют общее электронное управление, обеспечивающее эффективность работы большинства компонентов.
Однако, основными элементами защиты в момент аварии в автомобиле остаются ремни и подушки безопасности. Они являются частью системы SRS (Supplemental Restraint System), которая также включает в себя еще множество механизмов и устройств.
Эволюция устройств пассивной безопасности
Самым первым устройством, созданным для обеспечения пассивной безопасности человека в автомобиле, стал ремень безопасности, впервые запатентованный еще в 1903 году. Однако массово устанавливать ремни в автомобили начали только во второй половине ХХ века – в 1957 году. В то время устройства устанавливались на передние сиденья и фиксировали водителя и пассажира в области таза (двухточечный).
Трехточечный ремень безопасности был запатентован в 1958 году. Спустя еще один год устройство начали устанавливать на серийных автомобилях.
В 1980 году конструкция ремней была значительно усовершенствована с помощью установки натяжителя, обеспечивающего наиболее плотное прилегание ленты в момент столкновения.
Подушки безопасности (airbags) появились в автомобилях значительно позже. Несмотря на то, что первый патент на подобное устройство был выдан в 1953 году, оснащать подушками серийные автомобили начали лишь в 1980 году в США. Сначала airbags устанавливались только для водителя, а позже – и для переднего пассажира. В 1994 году в транспортных средствах впервые появились подушки для защиты при боковом ударе.
Сегодня ремни и подушки безопасности обеспечивают основную защиту людей, находящихся в автомобиле. Однако следует помнить, что они эффективны только при условии пристегнутого ремня. В противном случае сработавшие подушки могут нанести дополнительные травмы.
Типы ударов
Согласно данным статистики, более половины (51,1%) серьезных аварий с пострадавшими сопровождаются фронтальным ударом в переднюю часть автомобиля. На втором месте по частоте – боковые удары (32%). Наконец, небольшое число аварий происходит в результате удара в заднюю часть автомобиля (14,1%) или опрокидывания (2,8%).
В зависимости от направления удара, система SRS определяет, какие именно устройства должны быть задействованы.
- При фронтальном ударе срабатывают натяжители ремня безопасности, а также фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира (если удар не сильный, система SRS может не задействовать airbag).
- При фронтально-диагональном ударе могут быть задействованы только натяжители ремня. Если удар более сильный, потребуется задействовать передние и/или головные и боковые подушки безопасности.
- При боковом ударе могут сработать головные и боковые подушки безопасности, а также натяжители ремня с той стороны, на которую пришелся удар.
- Если удар произошел в заднюю часть автомобиля, то может сработать натяжитель ремня безопасности и размыкатель АКБ.
Логика срабатывания элементов пассивной безопасности автомобиля зависит от конкретных обстоятельств аварии (силы и направления удара, скорости в момент столкновения и т.д.), а также от марки и модели автомобиля.
Временная диаграмма столкновения
Столкновение автомобилей происходит в одно мгновение. Например, машина, ехавшая со скоростью 56 км/ч и столкнувшаяся с неподвижным препятствием, полностью останавливается в течение 150 миллисекунд. Для сравнения, за это же время человек может успеть моргнуть глазами. Не удивительно, что ни водитель, ни пассажиры не успеют принять каких-либо действий для обеспечения собственной безопасности в момент удара. Это должна сделать за них система SRS. Она активирует натяжитель ремня безопасности и систему подушек.
При ударе сбоку, боковые подушки безопасности открываются еще быстрее – не более чем за 15 мс. Зона между деформированной поверхностью и телом человека совсем небольшая, поэтому удар водителя или пассажира о кузов автомобиля произойдет за меньший промежуток времени.
Чтобы обезопасить человека от повторного удара (например, при опрокидывании автомобиля или съезде в кювет), боковые подушки остаются наполненными в течение более длительного промежутка времени.
Датчики удара
Работоспособность всей системы обеспечивается благодаря датчикам удара. Эти устройства определяют, что произошло столкновение, и посылают соответствующий сигнал в блок управления, который, в свою очередь, активирует подушки безопасности.
Изначально в автомобилях устанавливались только датчики фронтального удара. Однако по мере того, как транспортные средства стали комплектовать дополнительными подушками, количество датчиков также было увеличено.
Главная задача датчиков – определить направление и силу удара. Благодаря данным устройствам при ДТП сработают только нужные подушки безопасности, а не все, что имеются в автомобиле.
Традиционными являются датчики электромеханического типа. Их конструкция проста, но надежна. Главные элементы – шарик и металлическая пружина. Благодаря инерции, возникающей при ударе, шарик распрямляет пружину, замыкая контакты, после чего датчик удара посылает импульс на блок управления.
Повышенная жесткость пружины не позволяет механизму срабатывать при резком торможении или несильном ударе о препятствие. Если автомобиль движется на небольшой скорости (до 20 км/ч), то силы инерции также не хватит для того, чтобы воздействовать на пружину.
Вместо электромеханических датчиков во многих современных автомобилях устанавливаются электронные устройства – датчики ускорения.
В упрощенном представлении датчик ускорения устроен как конденсатор. Некоторые из его пластин жестко закреплены, а другие являются подвижными и работают как сейсмическая масса. При столкновении данная масса перемещается, изменяя емкость конденсатора. Информацию об этом расшифровывает система обработки данных, посылая полученные данные в блок управления подушками безопасности.
Датчики ускорения можно разделить на два основных вида: емкостный и пьезоэлектрический. Каждый из них состоит из чувствительного элемента и электронной системы обработки данных, находящихся в одном корпусе.
Основу системы пассивной безопасности автомобиля составляют устройства, успешно демонстрирующие свою эффективность на протяжении многих лет. Благодаря постоянной работе инженеров и конструкторов, совершенствующих системы безопасности, автомобилистам и пассажирам удается избежать тяжелых травм в момент аварии.
Что значит пассивная безопасность автомобиля
Покупая новый автомобиль, очень небольшой процент водителей задумывается о том, какие системы безопасности предусмотрены для данного класса. И если об активной безопасности транспорта говорят все, то о пассивной предпочитают упоминать лишь вскользь.
Психологически это правильно — дилер никогда не сможет продать автомобиль, если начнет рассказ о преимуществах марки с повествования о том, как автомобиль себя поведет при лобовом столкновении, после опрокидывания и при серьезном ударе в боковую дверь.
Пассивная и активная безопасность – разные системы
Система активной безопасности — это набор устройств, дополнительных агрегатов, которые помогают водителю избежать аварии. К ним относятся:
Пассивная безопасность автомобиля — это система различных агрегатов, которые помогут водителю и пассажирам остаться в живых во время серьезной аварии. В схему входит и «поведение» всех узлов и агрегатов автомобиля во время столкновения — как будет сминаться кузов, чтобы меньше травмировать пассажира, как и с какой скоростью двигатель провалиться под днище и пр.
[stextbox с каждым годом все больше внимания уделяют именно системе пассивной безопасности. К 2018 году затраты на краш-тесты, проверки смешанных сталей для стоек и боковых дверей, установку дополнительных приспособлений и пр. превысили 17% от общей стоимости автомобиля.[/stextbox]
Что входит в систему пассивной безопасности
Конструкция кузова из разных по своим свойствам металлов
Главным элементом пассивной безопасности остается конструкция кузова. Центральные части каркаса должны поглощать бОльшую часть энергии при ударе, минимально деформируясь. Сминаемые (мягкие части кузова) должны снижать скорость удара, поглощая энергию за счет деформации своих элементов. Уровень пассивной безопасности для каркаса проверяется через краш-тесты.
Пассивная безопасность подразделяется на два класса: внешнюю и внутреннюю (салонную). К внешней относятся все элементы кузова, стойки, стекла.
Салонными элементами пассивной безопасности считаются приспособления для пассажиров, которые должны снижать травматизм, конструкции кресел и пр.
Общие элементы системы:
- Стекла автомобиля. При аварии боковые стекла рассыпаются на неострые осколки, лобовое стекло сминается (триплекс).
- Подушки безопасности (фронтальные и боковые).
- Ремни безопасности — как для первого, так и для второго ряда сидений.
- Конструкция сидений: подлокотники, подголовники кресел.
- Складывающаяся колонка руля. При ударе рулевая ось надламывается и рулевое колесо уходит вниз, не травмируя грудную клетку водителя.
- Усилители стоек.
- Мягкая приборная панель. Торпеда должна сминаться, поглощая энергию.
- Бампер передний и задний.
- Безопасные педали. При лобовом столкновении педали уходят в пол, предотвращают травму ног водителя.
- Цельность кузова – концепция капсулы. Двигатель и основные агрегаты должны уводиться под днище при фронтальном столкновении.
К 2015 году в странах СНГ у водителей внедорожников стало «модным» устанавливать стальную защиту картера. Часто использовались неоригинальные комплектующие большого веса, которые после установки меняли геометрию кузова. При ежедневной эксплуатации этого никто не видел. Но статистика неумолима — при аварии водители крутых джипов, которые устанавливали защиту картера, получали на 20% больше тяжелых травм нижних конечностей, чем те водители, чьи автомобили не подвергались тюнингу. Из-за установки стального блока при лобовом столкновении изменялась пассивная безопасность каркаса. Двигатель не мог уйти под днище из-за дополнительного стального листа и частично влетал в кабину.
[stextbox опасность эксплуатации так называемых распилов – автомобилей, которые при ввозе страну распиливаются на куски и декларируются как запчасти. Эти машины лишены исходной жёсткости конструкции и поэтому их пассивная безопасность стремится к нулю.[/stextbox]
С 2016 года большинство европейских авторитетных журналов стали подробно описывать все системы безопасности, которые находятся в автомобиля. Уделяя повышенное внимание именно пассивной безопасности: цельности кузова, наличию боковых подушек безопасности, дополнительным системам салона, которые помогали уменьшить количество серьезных травм при аварии.
Краш-тесты
Получить полную и точную картину о том, как работает пассивная безопасность в автомобиле, можно только после серии краш-тестов. Для Америки самым авторитетным источником информации остается журнал потребителей Consumer Reports. Эксперты издания тестируют до 90 % от всей продукции, которая предлагается американскому потребителю, и большое внимание уделяет независимой экспертизе новых автомобилей.
Это одна из немногих организаций, которая приобретает автомобили как рядовой гражданин и проводит над ними жесткие испытания. Именно после тестов на безопасность от экспертов Consumer Reports многие марки авто были сняты с продаж в США и пошли на модернизацию. Например, комплектация Mitsubishi Montero в 2001 году и первый Lexus GX 460 в 2010 году.
Журналисты издательства первыми обратили внимание общественности на то, что первые внедорожники имеют минимальные показатели безопасности по сравнению с седанами и хэтчбеками. И это связано не со столкновениями, а с тем, что первые джипы часто переворачивались при поворотах.
Пассивная безопасность последнего поколения
Производители постоянно модернизируют и улучшают безопасность своих моделей, стремясь свести летальные исходы при авариях к минимуму. За последние десять лет основательной модернизации подвергались все элементы системы.
Для улучшения показателей внешней ПБ в конструкции кузова используется решетка безопасности. Усиленные стойки и ленты защитного металла в каркасе помогают удержать цельность салона при лобовом столкновении.
Ремни безопасности фиксируют положение человека по пяти и семи точкам, распределяя кинетическую энергию, возникающую из-за инерции равномерно.
Боковые и фронтальные подушки безопасности обеспечивают защиту жизненно важных органов человека, закрывая пассажира со всех сторон.
К системам пассивной безопасности последнего поколения относятся так называемые комплексы активного разрушения. Это кузовные элементы, которые должны на 90% погасить кинетическую энергию удара, при этом полностью разрушаясь. Например, передние и задние бамперы, пороги и пр. Параметры пассивной безопасности вносятся в разработку автомобиля на стадии проектирования кузова.
Лучше больше, да меньше
Споры о том автомобили какого класса обеспечивают своим пассажирам большую пассивную безопасность не прекратятся никогда. Эксперты не берутся оценивать транспорт по классам, предпочитая тестировать отдельные комплектации.
Большую роль играет масса автомобиля, если идет лобовое столкновение. Но нельзя говорить, что чем тяжелее машина, тем больше у водителя шансов остаться в живых. Все зависит от того, на какое препятствие наткнется автомобиль.
Масса остаётся в выигрыше. Из участников ДТП разной весовой категории предсказуемо страдает легковес.
Единственные тесты, где определялось, какая комплектация безопаснее при фронтальном столкновении, закончились вничью. Тестировали двенадцать седанов от различных производителей и двенадцать кроссоверов. На скорости в 90 км в час автомобили разбивались о столб. Результаты неутешительные — манекены, которых усаживали в кабину седана, получали больше смертельных повреждений в области грудной клетки, манекены в кроссоверах получили больше повреждений таза. Защита головы для обеих модификаций оказалась одинаковой — на отметку «хорошо». Но и первые, и вторые повреждения были бы чрезвычайно опасными для жизни человека.
Другое дело, когда автомобили тестировали на столкновение с другим легковым транспортом. Здесь лидерство осталось за кроссовером. Более высокая посадка водителя оказывалась безопасней, чем расположение кресла у водителя седана.
Отличные результаты краш-тестов многие годы демонстрирует компания Вольво. Пассивная безопасность и кроссоверов и седанов позволяет выжить в 98% случаев аварий. Самой же безопасной комплектацией остаются универсалы Вольво.
Без подушек и ремней никуда
Вся система активной и пассивной безопасности может оказаться неспособной спасти пассажиров и водителя, если не сработают подушки безопасности. Ремни и фронтальные подушки безопасности позволяют сохранить жизнь почти в 78% тяжелых ДТП. При этом ремень — это главный элемент системы. Если водитель плохо пристегнут, стремительно разворачивающаяся подушка может спровоцировать дополнительный удар.
[stextbox США зарегистрировано несколько смертельных случаев, когда при небольшом столкновении подушка безопасности стала причиной смерти плохо пристегнутого пассажира.[/stextbox]
Боковые подушки, которые должны защищать от бокового удара пассажиров и водителя — дополнительная гарантия того, что человеческих жертв удастся избежать. Сегодня многие производители устанавливают до 5 боковых подушек в своих комплектациях.
Сервис Авто.ру предоставил отчет о том, какие автомобили чаще других попадали в РФ в аварии со смертельным исходом:
- Audi S 5
- Citroen C 4
- Jaguar X-Type
- Mercedes CL
- Lexus IS
Возможно, такой ограниченный выбор самых аварийных машин связан с желанием полихачить их владельцев. В списке далеко не дешевые автомобили известных брендов.
В Европе список брендов автомобилей, которые чаще других попадают в аварии, выглядит иначе:
И если для РФ более аварийными остаются седаны, то в Европе по процентам потерянных на дороге жизней лидируют кроссоверы.
Источник http://autoleek.ru/sistemy-bezopasnosti/passivnaya/sistemy-passivnoj-bezopasnosti.html
Источник https://techautoport.ru/sistemy-bezopasnosti/passivnaya/sistema-srs.html
Источник https://procrossover.ru/avtolyubitelyu/bezopasnost/chto-znachit-passivnaja-bezopasnost-avtomobilja.html