Изменения ОСАГО в 2020 году

Содержание

Изменения ОСАГО в 2020 году

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

Изменения ОСАГО в 2020 году

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

Что не затронула реформа

Неизменно то, что ОСАГО обязательно для всех – без этого полиса вы не сможете купить машину в кредит или будете оштрафованы, если на дороге у вас проверят документы.

Базовые тарифы остались прежними, однако и сюда внесли поправки. Ранее тариф был единым, и в какую бы страховую компанию водитель ни обратился – стоимость полиса была одинаковой. Однако ЦБ все же решил повысить конкурентоспособность участников рынка. Так был введен коридор тарифов, благодаря которому страховщики могут сами устанавливать свои расценки, но только в пределах этого коридора. Этого изменения не коснулись, но сам коридор расширился – на 20% в меньшую и большую стороны. Таким образом, минимальная ставка стала еще меньше, а максимальная – выше. И если ваша СК придерживается больших ставок, то, возможно, выросла и стоимость полиса.

Не изменились и территориальные коэффициенты. Ознакомиться с актуальными данными можно в нашей статье.

Как изменился КБМ

КБМ – это коэффициент бонус-малус. Он применяется для расчета страховой премии в зависимости от того, сколько аварий произошло по вине водителя в течение года. Больше всего изменения коснулись именно этого аспекта ОСАГО. Одно из них – расчет КБМ не на период действия полиса, а на календарный год. Это, в свою очередь, помогло исправить много других недочетов этой системы.

Недочеты старых расчетов КБМ

Недостатки заключались в следующем:

  • На одного водителя могло быть зарегистрировано несколько КБМ. Происходило это в том случае, если он был вписан в несколько полисов на несколько машин.
  • Если гражданин становился виновником аварий на автомобиле с полисом на неограниченное число водителей, на его личный КБМ это ДТП не влияло.
  • Скидка обнулялась при смене ТС.
  • Накопленный бонус-малус сгорал, если в течение года водитель не садился за руль авто и не оформлял новую страховку.

Как исправили недостатки

Во-первых, решена проблема с множеством КБМ и путаницей, которая могла возникнуть при оформлении полиса, если за водителем числятся какие-либо ДТП. Поэтому начисленный при покупке ОСАГО коэффициент теперь действует в течение всего календарного года. Количество аварий, «записанных» на водителя, не влияет на размер КБМ до пересчета. До этой поправки показатель мог меняться в течение года.

Перерасчет КБМ теперь будет производиться сразу для всех водителей 1 апреля каждого года. В 2020 году водителям с несколькими коэффициентами дали своеобразную амнистию, присвоив им наименьший КБМ и значительно снизив стоимость полиса. При новом расчете будут учитываться данные об авариях, произошедших с 1 апреля по 31 марта. То есть если вы стали виновником ДТП в мае 2020 года, то это повлияет на коэффициент только в 2021 году.

Изменения в расчете КБМ помогли закрепить страховую историю за водителем. Поэтому теперь она сохранится даже в том случае, если гражданин сделал перерыв в вождении и не оформлял страховку. Все его скидки и страховки сохранятся, а риск задвоения, ошибки в расчете или злоупотреблений КБМ – сократится.

Грубые нарушения ПДД также будут учитываться при расчете стоимости полиса. Так, если вы водили машину в нетрезвом виде, отказались от медицинской экспертизы, сбежали с места ДТП или неоднократно проезжали на красный и выезжали на встречку, страховая компания учтет это в течение года. Однако только в тех случаях, если инспектор ГИБДД составил протокол ДТП. Фиксация камерами в расчет браться не будет. Если не было аварии, страхового случая и выплаты пострадавшему, то нарушения не повлияют на КБМ.

Изменения коснулись и юридических лиц. Если раньше у всех ТС компании был разный КБМ, то с 1 апреля 2020 года у них единый бонус-малус в размере среднего арифметического по всем действующим страховкам. Страховка подорожает для всех, если хотя бы один водитель станет виновником аварии, или подешевеет, если все водители проведут год без аварий.

Еще одна разрешенная проблема – отсутствие некоторых водителей в базах данных страховщиков, то есть тех, кто оформлял полис без ограничения числа допущенных к ТС водителей. Для водителей, не зарегистрированных в базе, КБМ будет равен 1.

Рекомендуется к прочтению  Страхуем машину по полной. Что нужно знать о КАСКО?

Коронавирус на пользу водителям

Казалось бы, что хорошего в карантине? Однако водителям он сыграл на руку. Дело в том, что многие автомастерские закрылись на период самоизоляции. А это привело к тому, что водители, которым в апреле—мае нужно было переоформить автогражданку, не смогли получить диагностическую карту.

ЦБ пошел автомобилистам навстречу. На период с 1 марта по 30 сентября 2020 года водители могут получить ОСАГО без прохождения технического осмотра. Однако постепенно строгие ограничения снимаются, автомастерские – открываются, а значит, страхователям потребуется предоставить документы в СК до 31 октября 2020 года. В противном случае страховщик, конечно, выплатит компенсацию пострадавшим, однако потребует эти деньги с самого водителя.

В случае если карантин и строгие меры самоизоляции придется продлить, правительство РФ может увеличить срок оформления ОСАГО без техосмотра, однако не более чем на 90 дней.

Стаж и возраст имеют значение: изменения в КВС

Многие автолюбители отмечали несправедливость: молодые водители с маленьким стажем вождения могли заплатить за страховку столько же, сколько опытные. И наоборот.

Дело в том, что категорий возраст-стаж было всего четыре:

  • Возраст от 18 до 22 лет;
  • Возраст свыше 22 лет;
  • Стаж до 3 лет;
  • Стаж от 3 лет и старше.

Для разных комбинаций этих категорий было всего 4 коэффициента КВС (возраст-стаж) – от 1 до 1,8. Таким образом, гражданин, в 25 лет, имеющий стаж вождения 3 года, покупал ОСАГО за ту же цену, что и опытный 40-летний водитель со стажем более 20 лет. Юные водители, получившие права в 18 лет, могли подождать 4 года и сесть за руль без удорожания полиса.

Однако реформа ОСАГО увеличила количество категорий возраста и стажа до 58. Минимальный коэффициент для опытных взрослых водителей теперь составляет 0,93 (против 1 в 2018 году), а максимальный, для «зеленых» – 1,87. Подробную таблицу можно найти в нашей статье.

Больше водителей – дороже страховка

Оно и понятно: водители, вписывающие в страховку на свою машину членов семьи или друзей, знают, что такой полис стоит дороже и, как правило, его стоимость рассчитывается из стажа самого неопытного водителя из списка. Других повышающих коэффициентов на такое ОСАГО нет.

Однако есть полисы с неограниченным числом водителей – и ездить на таких автомобилях может кто угодно. К этой страховке применяется повышающий коэффициент, и в 2020 году он стал выше для физических лиц. Сейчас он выглядит так:

  • для физлиц – 1,87 (до 2019 года – 1,8);
  • для юрлиц – 1,8 (без изменений).

То есть тем, кто не вписывает конкретных водителей в полис, придется платить примерно на 4% больше, чем раньше.

И другие поправки

Уже в июне 2020 года можно будет внести поправки в полис ОСАГО и получить его всего за 20 минут. Правда, это касается только тех случаев, когда страховщику не нужно доплачивать за перевыпуск полиса. В случае с доплатой сроки все те же – 2 дня.

Ранее страхователи проводили осмотр самостоятельно, если сам клиент этого не делал. Теперь СК обязаны уведомлять своих клиентов о проведении независимой экспертизы пострадавшего в ДТП автомобиля – не позднее чем за три дня до процедуры. Уведомление будет передано по электронной почте или «иным способом», подтверждающим, что вас информировали об экспертизе.

В уведомлении будут указаны место и время независимой экспертизы. Поэтому советуем почаще проверять e-mail.

Сокращается и количество коэффициентов, влияющих на стоимость ОСАГО. Теперь не будет учитываться Кпр, который применялся при использовании прицепа, и КН, назначающийся за грубые нарушения условий страхования (предоставление ложных сведений, намеренное создание ситуации для страхового случая и т. д. ).

Отдельной проблемой был коэффициент КН. Дело в том, что по правилам оформления Европротокола извещение о ДТП нужно отправить в страховую компанию в течение 5 дней. Однако часто клиенты либо не знали об этом, либо по каким-то причинам не успевали уведомить СК. В итоге страхователи пользовались этим и повышали стоимость полиса за счет нарушения договора по ОСАГО. Исключение этого коэффициента позволит избежать несправедливых наценок.

Поправки, касающиеся отправки полиса Е-ОСАГО в течение 20 минут, вступят в силу уже 24 июля, а остальные – 24 августа.

Что изменилось в ОСАГО 2017 года

В законодательную базу нашей страны, регулирующую систему обязательного государственного страхования ответственности собственников автомобилей, в текущем году были внесены большие изменения. Обусловлены они с большим количеством проблем, связанных с возмещением ущерба. Согласно собранной статистике доходность компаний, занимающихся страхованием, постоянно падает, а количество фирм, которые приносят убытки, составляет более трети от всего их количества. Последние изменения призваны повлиять на эту ситуацию.

Чего конкретно коснулись изменения нормативной базы? Разберемся подробнее.

ОСАГО

Приоритет ремонта поврежденного ТС вместо выплаты денег

Новые правила выплаты страхового возмещения по закону №40-ФЗ от 25.04.2002 вводятся в действие для владельцев машин, которые заключили договор с 28.04.2017. Во всех остальных случаях изменения применяются только в случае предварительного согласования действий страхователя и страховщика.

Суть нововведений заключается в следующем:

1. При оформлении нового соглашения фирма-страховщик прилагает к бумаге список станций юридических лиц, на которых будет выполняться ремонт поврежденного автомобиля после ДТП. Эти СТО должны соответствовать определенным требованиям, например, находиться не далее чем в полусотне километров от места проживания автовладельца.

2. Для машин не старше 2 лет, купленных у представителей фирм-производителей, ремонт должен производиться только на дилерских СТО. Неисполнение этого правила может стать причиной денежного возмещения.

3. Время, в течение которого машина должна быть отремонтирована, не должно быть большим одного календарного месяца. Если машину ремонтируют дольше, фирма обязана возмещать своему клиенту 0,5% от суммы ущерба. На восстановительные работы должна выдаваться полугодовая гарантия. Если производился ремонт лакокрасочного покрытия, его целостность гарантируется в течение года.

Рекомендуется к прочтению  Как получить налоговый вычет при страховании жизни

4. Если страховая компания не в состоянии найти соответствующую всем перечисленным требованиям станцию технического обслуживания, она выплачивает возмещение в денежной форме.

5. Владелец может предложить станцию для ремонта по своему усмотрению. Она должна быть согласована с страховой компанией, после чего на ней может быть выполнен ремонт.

Плюс подобного решения для автовладельцев очевиден. При ремонте согласно законодательству должны использоваться только новые детали без учета износа транспортного средства. Если же возмещение выплачивается деньгами, сумма уменьшается.

Минусы также присутствуют. Так, владельцу машины навязывают определенную мастерскую, хотя и дают возможность выбирать из предложенного списка. Собственник может быть недоволен оказанной услугой, вследствие чего ему придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Кроме того, во время восстановительного ремонта могут быть вскрыты ранее неизвестные неисправности, которые не указаны в ведомости и, значит, не устраняются за счет страховой компании.

Несмотря на множество недостатков, нововведение о натуральном возмещении можно считать положительным явлением. Ведь таким образом пресекаются действия огромного количества мошенников, которые умышленно совершают ДТП с целью получения страхового возмещения в денежной форме.

Случаи выплаты возмещения в денежном выражении

осаго выплаты

Внесенные поправки устанавливают полный перечень случаев, когда владелец пострадавшей машины может получить возмещение в денежном выражении:

• Если транспортное средство в результате аварии было полностью уничтожено.

• Если во время аварии повреждена не машина, а иное имущество.

• Если цена восстановления автомобиля на СТО превышает максимально допустимую сумму возмещения (ее размер – 475 тыс. рублей).

• Если страховая компания не может доставить автомобиль на СТО для восстановительного ремонта.

• Если денежная выплата является обязательным условием выполнения договорных обязательств по договорам международного страхования.

Дополнительные поправки в законодательные акты о страховании

Помимо основного изменения, которое касается натурального возмещения ущерба, внесены и другие, не менее важные корректировки:

• В действие вводятся специальные поправочные коэффициенты, которые заставят постоянных нарушителей правил дорожного движения платить большие страховые взносы (так называемый коэффициент бонус-малус – КБМ).

• При расчете страхового взноса не будет учитываться мощность транспортного средства.

• Транспортные средства, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч, не подлежат страхованию согласно ОСАГО.

• Сумма ущерба, при которой разрешается самостоятельное оформление протокола о ДТП без участия сотрудников ГИБДД, увеличивается с 50 до 100 тыс. рублей.

• Сроки проведения повторной экспертизы уменьшаются с 20 дней до 7.

• Иностранцы, которые передвигаются на иностранных автомобилях по дорогам Российской Федерации, должны страховать свою ответственность согласно российскому законодательству.

Коэффициент бонус малус

Коэффициент «бонус-малус» – это поправка к стоимости страхового полиса, которая рассчитывается в соответствии с классом, присваиваемым водителю. Иными словами, это коэффициент, благодаря которому размер страховых взносов за страховку гражданской ответственности может увеличиваться и уменьшаться. Чем больше лет вы ездите на машине без аварий, тем меньше придется платить страховой компании. И наоборот, систематические нарушения приводят к существенному увеличению суммы платежей.

Эти сведения хранятся в общей базе данных и запрашиваются страховыми компаниями при заключении договора.

В настоящее время есть 15 классов водителей. Полная таблица, согласно которой присваиваются классы, размещена на официальных сайтах страховых компаний.

Таблица КБМ на 2017 год

Таблица КБМ на 2017 год

В 2017 году в порядок использования этого коэффициента внесены некоторые изменения. Рассмотрим наиболее важные моменты:

1. КБМ в настоящее время привязан не к транспортному средству, а к водителю. То есть, водитель, который часто совершал аварии, при покупке новой машины будет платить такой же большой взнос. И наоборот, приобретение автомобиля, который ранее принадлежал неаккуратному водителю, не влияет на репутацию аккуратного владельца.

2. КБМ по новым правилам будет изменяться один раз в год. Ранее исчисление этого коэффициента проводилось при каждом заключении договора обязательного страхования.

3. Расчет производится для каждого водителя индивидуально без учета автомобиля. Поэтому, если человек вписан в полис другого собственника машины, используется не средний коэффициент, а более справедливый.

Новые правила в законе об ОСАГО с 21 мая 2017 года

С 21 мая 2017 года вступили в действие внесённые правительством РФ изменения закона об обязательном страховании ОСАГО. Поправки устанавливают новые приоритеты в вопросах натурального возмещения ущерба (ремонта повреждённого в ДТП автомобиля) и добавляют новые возможности и страховщику, и страхователю. По изменениям можно сделать вывод о том, что обновления правил коснутся практически каждого отечественного автовладельца и всех страховых компаний.

новое osago

Кого касаются новые правила?

Нововведения будут действовать для договоров, которые были заключены после 28 апреля 2017 года. Кроме того, их действие распространяется только на владельцев легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам и зарегистрированных в России. Для того чтобы изменения коснулись полисов, купленных раньше внесения поправок, страхователь должен договориться со своим страховщиком.

В процессе внесения поправок было сделано 12 изменений закона об ОСАГО. Десять из этих нововведений касаются страховых случаев при попадании в ДТП. Ещё два имеют отношение к процедуре заключения договора между автовладельцем и страховой компанией.

Изменение №1: Ремонт вместо материальной компенсации

Главным нововведением можно назвать поправку, которая была внесена после выхода федерального закона №49-ФЗ. Этот документ предусматривает, что после аварии страховщик не компенсирует пострадавшей стороне расходы на ремонт, а выполняет ремонтные работы за свой счёт на станции ТО. Кроме того, с 21.05.2017 при покупке полиса ОСАГО его владелец получает не только сам договор, но и копию заявления о его заключении. В документе указываются сведения об организации, которая будет заниматься техобслуживанием автомобиля после аварии. При этом автомобилист выбирает станцию автосервиса, где будет ремонтироваться его машина, самостоятельно, в момент составления договора.

До 28 апреля 2017 года ситуация отличалась от нынешней. Пострадавший мог выбрать один из самых удобных для себя вариантов – или восстановительные работы, или денежную компенсацию.

Рекомендуется к прочтению  Страховка ОСАГО для подержанного автомобиля

В настоящее время ситуаций, позволяющих, как раньше, получить деньги вместо ремонта, немного. К ним относятся:

  • настолько серьёзные повреждения транспортного средства, после которых оно не может быть восстановлено;
  • для восстановления машины требуется сумма больше 400 тысяч рублей;
  • нанесённый при ДТП ущерб относится к объектам, не являющимся транспортными средствами;
  • выплаты получены владельцем транспортного средства в рамках международных программ страхования;
  • у страховщика нет возможности выполнить взятые согласно договору обязательства по восстановлению в ДТП автомобиля другими способами, кроме материальной компенсации.

Ещё одна ситуация, в которой водитель имеет право на материальную компенсацию, возникает, если авария оформлялась в отсутствии сотрудников полиции, то есть ущерб не превышал 100 тысяч рублей. При этом сумма восстановления превышает указанную величину, а пострадавший автомобилист отказывается доплачивать её из собственных средств. И, наконец, последний вариант – наличие у подающего заявление по поводу компенсации за ремонт автовладельца инвалидности 1-й и 2-й группы.

Смена автосервиса после аварии

Один из новых пунктов, п. 4.17.2, указывает, какие действия должен выполнять автомобилист при желании поменять автосервис, указанный в копии страхового договора, на другой. Если владельца транспортного средства по какой-то причине не устраивает выполняющая ремонт компания, он должен выполнить следующие действия:

  1. Определиться, в каком автосервисе предпочтительнее выполнить восстановительные работы, и узнать всю необходимую информацию о нём – от названия до адреса и платёжных реквизитов;
  2. Указать данные об организации в заявлении на выплату компенсации за ремонт;
  3. Ожидать 15 дней.

По истечении указанного срока страховщик должен согласиться на замену указанного в полисе автосервиса другим, предложенным страхователем. Или отказать в этом, не указывая причины. После получения отказа отдавать машину в ремонт её владелец должен только в организацию, которую выбрала страховая компания.

Изменение №2: Штраф за просроченный ремонт

Сроки ремонта повреждённого при ДТП автомобиля не должны превышать 30 дней. При этом направление на ремонт выдаётся в течение двадцатидневного (или тридцатидневного, если водитель собирается выполнить работы с помощью стороннего автосервиса) срока. Если этот срок не соблюдён, страховщик выплачивает страхователю по 0,5% от суммы за каждые просроченные сутки. Максимальный размер такой пени равен сумме страховой компенсации.

Изменение №3: Несогласие с качеством ремонта

В тех случаях, когда застраховавший свою машину автовладелец не доволен качеством выполненных восстановительных работ по ОСАГО, он имеет право на следующие действия:

  1. Указание в акте приёма-передачи всех имеющихся претензий к качеству ремонтных работ. До тех пор, пока владелец не убедится в том, что его полностью устраивает ремонт, он не должен подписывать этот документ;
  2. Направление претензий страховщику. При этом машина забирается в автосервисе, а все претензии отправляются в страховую компанию;
  3. Ожидание осмотра автомобиля представителями страховщика. Период проверки не должен превышать 5 дней, по истечении которых страховая компания подтверждает или опровергает претензии автовладельца

Результаты проверки записываются в акте осмотра. Один акт этого документа передаётся владельцу авто. И, если его претензии оказались обоснованными, вместе с актом водителю выдаётся направление на повторный ремонт, во время которого должны быть устранены недостатки первого.

Изменение №4: Возврат расходов на эвакуатор

Старые правила предусматривали компенсацию финансовых затрат на эвакуацию транспортного средства на любое расстояние при предъявлении страхователем квитанций. Теперь же максимальная дистанция, перевозка на которую оплачивается страховщиком, ограничивается всего лишь 50 километрами. То есть, если автосервис расположен на расстоянии больше 50 км от места аварии, страховая компания имеет право не согласиться с необходимостью перемещения. Если страхователь всё равно настаивает на такой транспортировке, все расходы по эвакуации возлагаются на него – за свой счёт автомобиль может быть доставлен эвакуатором в любое место.

Изменение №5: Регрессивный иск к виновнику ДТП

Регрессивным иском называется требование страховой компании к виновнику происшествия для получения с него всей суммы, которая будет потрачена на ремонт повреждений транспортного средства потерпевшей стороны. Новые правила описывает все ситуации, в которых может подаваться такой иск:

  • ДТП, произошедшее при наличии умысла виновника;
  • виновное в происшествии лицо находилось в состоянии опьянения (алкогольного или любого другого), и этот факт подтверждается документально;
  • виновник ДТП не имел права на управление автомобилем;
  • водитель, признанный виноватым, не внесён в страховой полис владельца транспортного средства;
  • виновник аварии скрылся с места происшествия;
  • ДТП произошло в такое время, которое не предусмотрено страховым договором;
  • подтверждённые документально сведения об аварии не были отправлены страховщику в течение положенного пятидневного срока.

Страховая компания может подать регрессивный иск и в том случае, если виновник происшествия уже приступил к утилизации или ремонту автомобиля. Или, если на момент ДТП закончилось действие диагностической карты транспортного средства. И, наконец, в тех ситуациях, когда сведения, предоставленные автовладельцем страховщику при составлении договора, оказались недостоверными, что привело к снижению страховой суммы.

Изменение №6: Устранение посредников

Ещё одна поправка предусматривает невозможность выплаты компенсации за полученные во время ДТП повреждения транспортного средства представителям потерпевшего. Даже, если возможность получить материальное возмещение существует, оно выплачивается только самому автовладельцу. Это изменение предотвращает выкуп права на компенсацию автомобильными коллекторами, которые не смогут получить деньги от страховщика.

Все эти поправки привели к серьёзным изменениям в законе об обязательном страховании. Однако всё равно оставили без ответа немало вопросов. А, значит, даже после нововведений в этой области могут потребоваться дополнительные меры реформирования.

Источник https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/new-tarif-osago-2020/

Источник https://avtoexperts.ru/article/chto-izmenilos-v-osago-2017-goda/

Источник https://avtomotoprof.ru/novyie-pravila-v-zakone-ob-osago-s-21-maya-2017-goda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: