Содержание
4 главных изменения по полису ОСАГО с 1 апреля 2022 года
О каких изменениях в ОСАГО в 2022 году важно знать автовладельцам
В апреле 2022 года автовладельцев ждут существенные изменения в ОСАГО. Некоторые изменения уже заработали, какие-то из них вступят в силу на днях. Так или иначе, нововведения нацелены на защиту интересов потребителей в сфере автострахования. Рассмотрим подробнее, что нового ждет водителей в апреле 2022 года, какая от изменений будет польза, и есть ли какие-то минусы.
1. Как изменился расчет КБМ с апреля 2022 года
С 1 апреля 2022 года по-новому начали рассчитывать коэффициент бонус-малус (КБМ). Соответствующее указание Банка России было подписано в конце прошлого года (“О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцем транспортных средств”).
Изменения касаются расчета КБМ в ОСАГО. Новое значение минимального коэффициента “бонус-малус” – 0,46 (против 0,5 ранее), а максимальное значение теперь составляет 3,92 (против 2,45). Вступившие в силу коэффициенты будут действовать в течение года, до конца марта 2023 г.
Аккуратный водитель сэкономит на полисе ОСАГО, а “аварийный” будет платить значительно больше
Опытные и аккуратные водители, которые не становились виновниками ДТП, смогут приобретать полис ОСАГО дешевле. Прогрессивная шкала пересмотра КБМ позволит ежегодно увеличивать скидку за безаварийную езду. Если за 10 лет автолюбитель ни разу не станет виновником ДТП, то сможет получить максимально возможную скидку при минимальном КБМ (0,46).
Для водителей, впервые оформляющих страховку ОСАГО, КБМ теперь будет равен 1,17. Если за год на счету новичка не будет ни одной аварии с установленной виной, то коэффициент снизится до 0,91. Таким образом, скидка за полис составит 16%. При “правильной” езде автовладелец увидит ежегодное снижение КБМ.
В случае трех и более аварий в год, коэффициент бонус-малус может повыситься с минимального значения 0,46 до максимального 3,92. Водителям с максимальным коэффициентом придется в 3,5 раза дороже оформлять полис ОСАГО.
Как мы видим, чтобы достичь минимального КБМ, потребуется 10 лет ездить осторожно. А вот испортить историю можно всего за 1 год, став 3 раза виновником ДТП.
Чего опасаются эксперты в связи изменениями на рынке ОСАГО
Среди экспертов существуют опасения ухода ОСАГО в серую зону и массовый отказ водителей оформлять “автогражданку”. Ряд специалистов прогнозирует, что водители чаще начнут “договариваться между собой” без фиксации страхового случая, чтобы не портить КБМ и не переплачивать за страховку в следующем году. По этой причине возможен рост числа автоподстав, когда виновников мелких аварий будут склонять “платить на месте”, запугивая ростом тарифа при ухудшении коэффициента.
Но, в целом, авторы нововведений рассчитывают на положительный эффект принятых мер и улучшение ситуации на дорогах. Водители будут замотивированы рублем соблюдать ПДД и ездить аккуратно, стараясь не попадать в аварии. А страховые компании получат возможность собирать больше премий с проблемных клиентов, потенциально несущих риск наступления страхового случая и выплаты по нему.
Узнать свой КБМ можно на нашем сайте в разделе сервисы.
Как изменились коэффициенты КБМ с апреля 2022 года
Для вашего удобства мы подготовили обновленную таблицу по коэффициенту “бонус-малус” по обязательной “автогражданке” с учетом изменений.
Класс КБМ | Коэфф. КБМ | Класс КБМ | ||||
0 выплат | 1 выплата | 2 выплаты | 3 выплаты | более 3х выплат | ||
М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
2. Отменяется ли техосмотр и регрессные требования
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Однако 100% уверенности нет, что правом регресса к виновнику страховые компании не будут пользоваться. Вероятнее даже наоборот, будут стараться скомпенсировать убытки по автострахованию и частично их компенсировать
Обращаем ваше внимание, что для такси, автобусов и грузовиков, перевозящих опасный груз, регресс остается возможным в случае отсутствия диагностической карты, независимо от того, была ли причиной аварии именно неисправность ТС.
3. Зачем нужен Страховой пул по ОСАГО
1 апреля 2022 года были утверждены изменения в закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Согласно правкам, начинает работать новый механизм перестрахования в России. Запускается перестраховочный пул по ОСАГО, призванный заменить прежнюю систему Е-Гарант и выровнять убытки по “автогражданке”. Выплаты по высокоубыточным группам будут распределены между всеми страховыми компаниями, имеющими лицензию на страхование автогражданской ответственности.
Наиболее убыточными группами являются:
- такси;
- грузовой транспорт;
- автобусы;
- мотоциклы.
Ожидается, что новый страховой пул не только облегчит финансовые риски страховщиков, но и сделает полис ОСАГО более доступным для убыточных клиентов, которых не хотят принимать на страхование страховые компании. Перестраховочный пул будет работать как для физических, так и юридических лиц, в отличии от прежней системы Е-Гарант. Первыми в пул войдут компании, имеющие лицензию на перестрахование, но впоследствии участниками станут все компании, работающие в сфере ОСАГО и имеющие соответствующую лицензию. Со временем все члены РСА должны войти в состав перестраховочного пула.
Подробно о перестраховочном механизме ОСАГО можно прочитать в статье Как будет работать перестрахование в ОСАГО .
4. Какой ожидается рост стоимости ОСАГО в 2022 году
Уже практически неизбежным становится повышение стоимости полиса автогражданской ответственности. Во-первых, в связи с расширением тарифного коридора у страховщиков появилась возможность продавать страховку по верхней границе, чем они и пользуются. Во-вторых, сильное давление оказывают инфляционные факторы, в частности рост стоимости автозапчастей для ремонта и удорожание самих автомобилей. Тем не менее, рост тарифов ОСАГО сильнее всего затронет аварийных водителей, и в меньшей степени аккуратных. Именно на это были нацелены все последние реформы.
Игорь Юргенс, президент РСА, назвал ОСАГО социально значимым продуктом, поэтому все принимаемые меры нацелены на защиту интересов автовладельцев. Благодаря принятым ранее решениям уже в течении трех лет удается удерживать среднюю цену полиса на одном и том же уровне, вопреки росту инфляции. Даже в текущей геополитической обстановке средний тариф пока не изменился.
Однако в связи с сегодняшней ситуацией: ростом цен восстановительного ремонта и запасных частей на автомобили, нарушением логистических цепочек, ожидается рост убыточности как ОСАГО , так и КАСКО мы ожидаем рост убыточности порядка 30% и рост тарифов на автострахование порядка 20%. Более подробно о росте стоимости ОСАГО в наших статьях и обзорах .
Помимо повышения тарифов по ОСАГО, в ближайшей перспективе возможно увеличение лимита по выплатам. Пока никаких решений не принято, но скорее всего, это вопрос времени.
Международное ОСАГО (грин карта – Green card)
5 апреля 2022 года взаимно прекращает действовать признание страховых сертификатов (грин карт) на территории России и Украины. По инициативе украинской стороны разорвано двустороннее соглашение между РСА (Российский Союз Автостраховщиков) и МТСБУ (Моторно-транспортное Страховое Бюро Украины). Соответствующее объявление есть на сайте РСА о международном ОСАГО.
Теперь для передвижения по территории России украинским автомобилям необходимо будет оформлять российский полис ОСАГО, а российским, наоборот, украинский. Претензии по авариям, произошедшим до 5 апреля, будут приниматься в прежнем порядке.
Заключение
Автор: Анна Панчук
Как видно, апрель месяц богат событиями и новшествами в сфере ОСАГО. Автолюбителей ждет множество изменений. Возможно, не для всех они будут позитивными. Так, виновники ДТП совершенно точно начнут больше платить за “автогражданку”, причем КБМ значительно скорректировался в большую сторону. Кроме того, многие страховщики уже сейчас увеличивают базовый тариф по ОСАГО, что также повысит среднюю стоимость обязательной “автогражданки”.
В то же время проблемным водителям, а также юридическим лицам, например, владельцам такси, будет проще оформить полис ввиду создания перестраховочного пула, что позволит страховать высокорисковых клиентов. Е-Гарант сыграл позитивную роль в повышении доступности полисов ОСАГО за последние несколько лет, однако, не решил полностью всех проблем. Некоторые участники рынка нашли лазейки, которые позволяли не брать высокоубыточный сегмент молодых, неопытных, а также аварийных водителей, включая регионы с высокой долей и частотой выплат.
Законопослушных, аккуратных водителей в наименьшей степени коснется повышение стоимости ОСАГО. Но из-за планомерного повышения базового тарифа многими страховщиками на фоне роста убыточности (как фактической, так и прогнозной в 2022 году), вероятнее всего, цена по полису даже с учетом более низкого КБМ для такого автолюбителя будет выше, чем годом ранее.
Скорее всего впереди нас ждут еще изменения. Будем держать вас в курсе происходящего на рынке автострахования. Оставайтесь с нами, чтобы не пропустить важные события на рынке ОСАГО!
Актуальные новости страхования, прогнозы рынка и аналитика на информационно-аналитическом ресурсе Calmins.com – обдуманное страхование!
Отложенный старт
Вступают в силу поправки к закону об ОСАГО, но воспользоваться ими пока нельзя
Сегодня вступают в силу изменения в законе об ОСАГО, которые дают страховщикам больше свободы в тарификации. Базовая ставка при расчете цены полиса теперь должна учитывать индивидуальные риски водителя — например, грубые нарушения ПДД. Впрочем, воспользоваться изменениями с сегодняшнего дня у новых покупателей ОСАГО не получится: не готовы новый порядок информационного обмена ГИБДД и страховщиков и указание ЦБ о расширении тарифного коридора. Когда они появятся, цена полиса, по расчетам страховщиков, снизится в 180 населенных пунктах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото
С 24 августа вступают в силу поправки к закону об ОСАГО — по ним страховщики при выставлении цены полиса могут учитывать риск-профиль конкретных автовладельцев. Сейчас для групп страхователей — например, владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных на конкретной территории,— действует одинаковый тариф в пределах коридора, установленного ЦБ (2746–4942 руб.). По закону страховщик теперь сможет повышать стоимость полиса при наличии повторных в течение года грубых нарушений ПДД (проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч), если они зафиксированы не камерами, а инспекторами «вручную». Вырастет цена полиса и для водителей, лишенных прав за вождение в пьяном виде, оставивших место аварии или причинивших ущерб здоровью участников ДТП.
Кроме того, страховщик сможет учитывать в цене полиса ОСАГО те же факторы, что и в каско,— так, владелец семейного автомобиля с двумя детьми получит тариф ниже, чем холостой гонщик на спортивном автомобиле.
Коэффициенты к базовой ставке (территории, возраста/стажа и др.) будут рассчитываться, как и раньше, но их влияние на тариф уменьшится за счет учета новых данных о водителях. Впрочем, тарифная вилка, в пределах которой можно увеличивать или уменьшать базовую цену полиса, расширится, но сохранится: с 24 августа, согласно новому указанию ЦБ по тарифам, коридор расширяется на 11% вверх и вниз (для самой многочисленной группы автовладельцев частных легковых автомобилей его новые границы — 2471 руб. и 5436 руб.).
Однако сразу скидки для аккуратных водителей и надбавки для нарушителей страховщики ввести не смогут: на момент написания статьи не были внесены поправки в постановление правительства 2005 года №567 «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО», говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Пока ГИБДД разрешено передавать в Российский союз автостраховщиков (РСА) только данные об автомобилях, водительских правах граждан и конкретных ДТП, но не о нарушениях ПДД и административных делах. Кроме того, сегодня не вступит в силу и новое указание ЦБ о тарифах. «Оно находится на регистрации в Минюсте. Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования»,— сообщили “Ъ” в ЦБ в пятницу вечером.
Как ОСАГО добавили свободы
«Будем считать тарифы по текущим нормам»,— подтвердил “Ъ” заместитель главы «Ингосстраха» Илья Соломатин. Впрочем, по его словам, актуарии компании уже подсчитали, как изменится стоимость полиса с учетом всех нововведений. «Для среднего автовладельца положение улучшится»,— говорит Илья Соломатин. Но компании не готовы делиться конкретикой, поскольку не понимают, когда изменения можно будет использовать на практике.
Однако, по данным “Ъ”, РСА уже подсчитал, как изменится с учетом новых данных один из самых популярных коэффициентов ОСАГО — территориальный (КТ).
Он снизится более чем в 180 населенных пунктах: на 5,2% — в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99), на 5% (с 2 до 1,9) в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени, на 4,7% в Кемерово (с 1,9 до 1,81), на 4,4% (с 1,8 до 1,72) — в Санкт-Петербурге, Уфе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иваново, Архангельске, Краснодаре, Новороссийске, Красноярске, Магнитогорске, Нижневартовске, Череповце, Новокузнецке. В Новосибирске, Хабаровске, Чебоксарах, Барнауле, Иркутске, Вологде, Набережных Челнах, Ноябрьске, Оренбурге, Северодвинске и в Московской области КТ станет ниже на 4,1% (с 1,7 до 1,63), еще в 22 городах КТ снизится более чем на 3%.
Как Госдума расширила возможности автостраховщиков
В страховом сообществе предпочитают не делиться аналитикой о ценах для групп автовладельцев, которым придется платить больше. Косвенно об их численности позволяет судить статистика судебного департамента Верховного суда: в 2019 году более 314 тыс. водителей были лишены прав за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования, более 11 тыс.— за выезд на встречную полосу. Лишение прав за превышение скорости и за проезд на красный свет практически не применяется — они фиксируются в основном камерами.
«Мы рассчитываем, что изменения на рынке ОСАГО будут плавными, страховые компании будет постепенно менять свои бизнес-модели под новую систему тарификации,— сообщили “Ъ” в ЦБ.— Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время. Цена полиса лишь должна стать более индивидуальной». «Страховщики смогут использовать в ОСАГО накопленный опыт в каско,— говорит президент РСА Игорь Юргенс.— Поправки к закону об ОСАГО не приведут к изменению средней стоимости полиса, хотя на тариф продолжит давить рост цен на запчасти».
Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО
В России стартует второй этап реформы ОСАГО, направленной на увеличение разницы в цене для аккуратных водителей и нарушителей. Cтраховщики смогут учитывать фактор лишения прав и внедрять свои критерии, влияющие на стоимость полиса
В понедельник, 24 августа, в России вступают силу поправки к закону об ОСАГО (40-ФЗ), которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов. На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения. Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО.
Что поменяется для водителей
Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, и рассчитанных для конкретного водителя коэффициентов. Страховщики продолжат, например, учитывать возраст и стаж водителей, мощность транспортного средства и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону речь в основном идет о параметрах, определяющих манеру вождения.
Страховщик будет вправе поднять стоимость полиса, если клиент до момента заключения договора:
- был лишен водительских прав (учитывается в течение года после возобновления права на вождение);
- понес наказание за пьяную езду, а также ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается год после истечения срока наказания);
- скрывался с места ДТП;
- неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения. Например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно. Если нарушения правил приводили к страховым выплатам, то для избежания задвоения они по-прежнему учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.
Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.
Как выявить спад в экономике по длине юбок и спросу на трусы и помаду
Что стало с экономикой Ирана после санкций: 8 показательных графиков
Лучший маркетинг — бесплатный: как Mailchimp нашла идею развития в кризис
Финансовый героин: почему Lehman Brothers не удалось спасти от краха
По каким отраслям экономики России кризис ударит сильнее всего
«Теперь Россия — это Крым»: опыт развития бизнеса под жесткими санкциями
«Хуже, чем пандемия»: чем грозит Германии отказ от нефти и газа из России
Предвестники увольнения: как понять, что с вами готовы попрощаться
В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.
Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.
Что было на первом этапе реформы
ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.
Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.
По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.
Как это скажется на ценах
В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора. Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%. В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.
Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.
По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.
С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.
С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.
«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится». По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.
Источник https://calmins.com/4-glavnih-izmeneniya-osago-s-1-aprelya-2022-goda/
Источник https://www.kommersant.ru/doc/4465866
Источник https://www.rbc.ru/finances/24/08/2020/5f4246b39a79474223d1b484