Продление водительского удостоверения с 12 апреля 2022 года

Запретят ли старые машины в России? Смотрим на опыт в мире

Тема запрета эксплуатации старых автомобилей сегодня обсуждается во всех развитых странах. Европейцы выходят из ситуации с помощью страховок. Застраховать авто старше 12 лет для поездок по дорогам страны будет стоить очень дорого. Эту же стратегию выбрали и США с Канадой, там страховка автомобиля обходится дороже, чем ее содержание в плане ремонтов и заправки. Так что старых авто на дорогах этих стран становится все меньше. Борьба за экологию вынуждает производителей постоянно бороться за каждый грамм выбросов CO2 и снижать потребление топлива. Это приводит к появлению гибридов, электромобилей и даунсайзинговых двигателей на 1 литр и даже меньше. Поэтому современный автопром очень далек от тех тенденций, которые были 20 лет назад. В России же, по разным данным, средний возраст автомобиля составляет около 17 лет. Если брать во внимание только крупные города, средний возраст авто здесь будет 8-9 лет, но в глубинке люди ездят на Москвичах и Жигулях, произведенных еще в Советском Союзе.

Вопрос запрета поездок на старых машинах сегодня активно обсуждается и в России. Не так давно в Думу внесли несколько предложений по этому поводу, так что владельцам Москвичей пора задуматься о целесообразности содержания данных машин. У нас также могут ввести дополнительное страхование или придумать транспортный налог по прогрессивной ставке для авто с большим возрастом. Конечно, подобные законы должны пройти ряд поправок при обсуждении в комитетах, но факт того, что старый транспорт понемногу уйдет с улиц и трасс Российской Федерации остается неоспоримым. Вопрос только в том, когда Дума решится на подобный шаг. Пока речь идет только о коммерческом транспорте и пассажирских автобусах, маршрутках. Но ведь у нас дыма без огня не бывает, так что владельцам частного транспорта приготовиться стоит.

В чем идея запрета старых автомобилей?

Возможно, вы знаете, что в некоторых странах действует полный запрет на старые авто. В Китае образовалась проблема с утилизацией, компании просто не успевают перерабатывать те машины, которые отслужили положенные 10 лет и выброшены на свалку. Вторичного рынка в Китае практически нет, там покупают машину, доезжают до определенного ресурса и выбрасывают ее. Это не решает проблему смога в городах, но власти не намерены останавливаться на достигнутом, собираясь и вовсе запретить бензиновые и дизельные авто.

В России проблема немного другая:

  • ежегодно в России погибает в ДТП в среднем 16 000 человек, это колоссальная цифра, учитывая объем населения, на 100 000 населения 13 человек ежегодно гибнет в ДТП, и это катастрофа;
  • также в авариях каждый год страдает и получает травмы разной степени около 195 000 человек, удивительный показатель, который превосходят разве что некоторые страны в бедной Азии;
  • тенденция владения одним транспортным средством более 7-8 лет сегодня стала рекордом среди развитых стран, в США, к примеру, машиной владеют около 2.5 лет, в Китае — порядка 5 лет;
  • загрязнение атмосферы в больших городах связано именно с обилием старого транспорта с удаленным экологическим оборудованием, нерабочими катализаторами, клапанами EGR и прочими средствами;
  • экологические отчета утверждают, что более 30% вредоносного загрязнения воздуха в России приходится на неэкологичный транспорт, в частности на старые коммерческие автомобили.

На сегодняшний день правительство намеревается запретить эксплуатацию коммерческого транспорта старше 10-12 лет. Это разумное решение, особенно в пассажирских перевозках. Изрядно надоело читать сводки о попавших в ДТП автобусах, которые везли детей. Интересно, будет ли это правило распространяться на авиационный рынок, где флот крупнейших компаний состоит в большинстве своем из довольно старых самолетов? Избирательность решений Думы пока заставляет задуматься о преференциях для авиакомпаний.

Где брать деньги на новый транспорт?

Что касается коммерческих предприятий, будет разрабатывать комплекс мер вроде бесплатного кредитования и прочих уступок, чтобы бизнес мог постепенно обновить свой автопарк. Особенно важно уделить внимание пассажирскому транспорту, который сегодня в России стал причиной многих смертей на дорогах. Перевозчики не обновляют автопарк просто по причине чрезмерно высоких расходов на это мероприятие, а также по причине желания зарабатывать больше денег в виде прибыли, а не инвестировать в автопарк. Да и коммерческая составляющая пассажирских перевозок сегодня довольно сомнительная.

Для частников альтернативы пока довольно предсказуемые:

  • придется сдавать старую машину на утилизацию, получая за это сертификат на скидку и льготные условия покупки нового автомобиля, это будет способствовать росту продаж именно новых авто;
  • скидки должны быть более существенными, чем предусмотрены сегодня, так что государство явно должно проработать варианты предоставления льгот владельцам старых автомобилей;
  • также дотации можно рассматривать в качестве бесплатных кредитов для тех, кто сдает старый автомобиль, имеются в виду кредиты без процентов, какие были бы предусмотрены для бизнеса;
  • государству придется привлекать и салону б/у транспорта к сотрудничеству, выплачивая покупателям дотации на приобретение транспорта с возрастом до 5 лет, тогда и его продажи возрастут;
  • необходимо снижать стоимость машин на вторичном рынке, это требует комплексных экономических преобразований, а также роста благосостояния населения, которое в последние годы, мягко говоря, не растет.
Рекомендуется к прочтению  Деньги по КАСКО вместо ремонта: когда это возможно

С такими проблемами столкнуться законодатели при попытке принять любой закон, касающийся запрета эксплуатации старых автомобилей в России. Вряд ли получится провести подобное требование через Думу без протестов и потасовок со стороны владельцев древних авто. Законодателям нужно бы понять, что на ВАЗ 2101 люди в деревнях ездят не оттого, что сильно любят свои машины, а просто из-за отсутствия денег на покупку нового качественного транспортного средства. Вот такие неприятности могут ожидать половину автомобилистов страны. Но будем верить, что государство разработает комплекс мер и не будет принимать необдуманных решений.

Как будет происходить запрет?

Если Дума примет подобные законы, уже в момент их введения в действие эксплуатация машин старше определенного количества лет станет незаконной. Можно будет довезти данные автомобили разве что до пункта утилизации. Для этого сегодня владельцу нужно отправиться в ГИБДД, снять авто с учета для утилизации, а далее передать транспорт одной из контор по выполнению утилизационных действий. Машина будет переработана на вторсырье, а ее владелец получит сертификат на скидку в определенных автосалонах. Но скидка максимум 50 000 рублей сейчас не мотивирует покупать новое авто, средняя цена которого уже перевалила за миллион.

Выделяют несколько возможных тонкостей запрета:

  • возможно введение планомерного запрета старых автомобилей, к примеру, сразу запретят эксплуатировать авто старше 30 лет, затем старше 20 лет, через несколько лет сократят эту цифру;
  • также сначала запреты будут касаться коммерческого транспорта, все грузовики и автобусы обновятся постепенно, начиная с самых старых, но этот процесс будет проходить быстрее;
  • особое внимание будет уделено транспорту, который перевозит пассажиров, в этом случае допустимый возраст будет минимальным, а также могут быть введены дополнительные меры для контроля технического состояния;
  • будут введены меры для стимуляции покупки нового или молодого транспорта частными лицами, но пока эти меры сложно предсказать, очевидным остается только льготное кредитование;
  • необходимо также улучшение условий утилизации, иначе горы мусора, который образуется от старых машин, будут заполонять половину страны и постепенно приведут к катастрофе.

Пока неразумно делать общий запрет на эксплуатацию машин старше 12-15 лет, так как эти автомобили в России очень распространены и пользуются спросом на вторичном рынке. Создается впечатление, что Дума начинает не с того, с чего следовало бы начинать. Как известно, в Европе популярность новых машин началась задолго до того, как государственные органы начали вводить запреты на старый транспорт и высокие налоги на него. Кроется секрет роста популярности новых машин в благосостоянии населения и в нормальных условиях кредитования и лизинга на машины.

Что нужно сделать, чтобы повысить средний возраст авто в РФ?

Это сложный вопрос, который требует комплексного подхода. Вряд ли получится что-то сделать голыми законодательными инициативами. Есть определенные вопросы в нашем обществе, которые никогда не будут приняты народными массами. И вопрос транспорта крайне больной для многих любителей личных транспортных средств. Поэтому государству придется постараться, чтобы аккуратно ввести запрет на эксплуатацию старых машин и стимуляцию продажи нового транспорта. Это непростая задача, которая не решится принятием одного закона.

Очевидно, что придется работать сразу в нескольких направлениях:

  • дотация и поддержка производителей автомобилей в России, а также стимул импорта машин от других производителей, чтобы подогреть рынок хорошей конкуренцией и снижением цен;
  • устранение преград для импорта подержанных машин со стандартами Евро-5 и Евро-6, обнуление ставок пошли на данный транспорт, чтобы можно было покупать их в Японии, Европе;
  • улучшение условий сдачи транспорта на утилизацию, прием машин с выдачей определенных средств, а не просто сертификатов на скидку, улучшение выгод сдачи транспорта на утилизацию;
  • работа с кредитованием и лизингом автомобилей, чтобы покупатель не переплачивал за 2-3 машины за 5 лет, пока выплатит весь кредит, это крайне важный момент, требующий внимания законодателей;
  • использование рычагов правительства для урегулирования ситуации на вторичном рынке, снижение количества посредников при продаже машин, организация цивильного рынка подержанного транспорта.

Также требуется работать в плане улучшения экономики, повышения зарплат. Сегодня средний уровень заработной платы даже в Москве очень низкий, работники могут позволить платить коммунальные платежи и покупать еду. Молодая семья с детьми и вовсе вынуждена экономить на всем, так что наличие новой машины в семье не обсуждается. И это очень пагубно будет влиять в целом на экономику страны, экологию и рынок нового транспорта. Даже выгодные условия кредитования такие семьи не приведут к покупке новой машины.

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Подводим итоги

Современный рынок транспорта в России — настоящая проблема для покупателей машин. Подержанные авто продаются перекупщиками, которые сильно задирают реальную стоимость транспорта, а автосалоны с подержанными машинами выставляют изначально заоблачные ценники и также стремятся обмануть клиента. Так что государственным службами стоило бы начать с наведения порядка на этом рынке, со снятия никому не нужных пошлин и преград для импорта машин из других стран. Даже это уже снизило бы средний возраст машин в России до 10-12 лет вместе сегодняшних 17-20 лет.

Тем не менее, у нас все начинается с других трендов. В 2018 году Дума приняла решение в 2018-2022 годах значительно снизить смертность на дорогах и повысить качество эксплуатации дорожной сферы в стране. Стратегия насчитывает более сотни пунктов, среди которых и планомерное снижение среднего возраста автомобилей. Статистика неумолима, именно старые авто часто становятся причиной смерти даже в небольших авариях. Так что такая стратегия верна, но начинать ее реализацию стоит с других аспектов. А как вы считаете, удастся ли Думе РФ запретить использование старых машин в стране?

Продление водительского удостоверения с 12 апреля 2022 года

Продление водительских в 2022 году

Водительские удостоверения в России выдаются на ограниченный срок, который в настоящее время составляет 10 лет. После окончания этого срока каждый водитель обязан пройти несложную процедуру замены прав. Сама процедура занимает 15-20 минут, однако перед обращение в ГИБДД водителю придется также потратить время и на оформление медицинской справки.

Рекомендуется к прочтению  Льготный автомобиль для инвалида в 2022 году

В данной статье речь пойдет о Постановлении Правительства, которое с 12 апреля 2022 года продлевает действие некоторых водительских удостоверений на 3 года.

Информация о нормативном документе

2022.04.15 Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 №626 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 12 апреля 2022 года. Документ вступил в силу с момента публикации, то есть с 12 апреля 2022 года.

Продление водительских прав на 3 года

Рассмотрим новый пункт 5 Приложения №14 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. №353:

5. Продлить на 3 года действие российских национальных водительских удостоверений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г.

Продление срока действия не требует внесения дополнительных изменений в указанные документы.

Данный пункт говорит о том, что на 3 года продлеваются водительские права, одновременно соответствующие следующим условиям:

  • Удостоверение является национальным. То есть речь идет о стандартных правах, используемых на территории РФ. Действие международных прав не продлевается.
  • Удостоверение является российским. В некоторых случаях на территории России можно использовать иностранные национальные водительские удостоверения, то есть удостоверения, выданные в других странах. Действие иностранных прав не продлевается.
  • Срок действия прав истек с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Если действие прав закончилось до 2022 года, то они не продлеваются. То же самое касается прав, срок действия которых завершается в 2024 году или позже.

Кроме того, важная особенность состоит в том, что продление прав не требует замены самого документа. То есть удостоверение продлевается автоматически и его можно использовать в течение 3-х лет после завершения срока действия.

Примечание. Продление распространяется как на права, выданные гражданам Российской Федерации, так и на права, полученные в России иностранцами.

Как понять, продлено ли водительское удостоверение?

В данном случае все очень просто. Возьмите в руки Ваше водительское удостоверение и найдите на лицевой стороне поле 4b. Если в данном поле указан 2022 или 2023 год, то удостоверение продлевается на 3 года. Если указан иной год, то удостоверение не продлевается.

Например, если в поле 4b указана дата 01.07.2023, то удостоверение продлевается.

Если в поле указана дата 01.01.2024, то удостоверение не продлевается.

Когда нужно поменять продленное удостоверение?

В данном случае все также довольно просто. К значению, указанному в поле 4b на лицевой стороне прав, следует прибавить 3 года. Полученная дата будет являться датой, до которой следует заменить права.

Например, если в поле 4b указана дата 01.07.2023, то удостоверение следует заменить до 01.07.2026.

Примечание. В 2022 году законодательство позволяет водителю заменить права в любое удобное время, то есть не обязательно обращаться в ГИБДД в самый последний день продленного срока. Замену можно произвести заранее.

Безусловно, рассмотренные в данной статье изменения будут позитивно восприняты большинством автовладельцев, ведь продление срока действия прав приведет к экономии и времени, и денег.

Однако не следует забывать и о негативных последствиях такого продления. Все дело в том, что в 2025 году будет происходить обмен прав, в которых указан срок замены и в 2022 году, и в 2025 году. А в 2026 году будут обмениваться удостоверения, срок замены которых истек и в 2023, и в 2026 году.

На практике это приведет к тому, что в медицинские организации и в ГИБДД будет одновременно обращаться вдвое больше водителей. То есть очереди станут в 2 раза больше.

При этом в некоторых случаях можно подгадать дату обмена прав так, чтобы не попасть на самые загруженные месяцы.

Например, речь идет о водителях, срок действия прав которых подходит к концу в мае 2022 года. Такие права продлены до мая 2025 года.

При этом дополнительно нужно учитывать следующее. Рассматриваемый в данной статье нормативный документ опубликован только 12 апреля 2022 года. То есть большая часть водителей, у которых права истекли до 12 апреля 2022 года, уже успела получить новые удостоверения. Поэтому в начале 2025 года (до 12 апреля) в ГИБДД и медицинских организациях особого ажиотажа не будет.

То есть водитель, права которого продлены до мая 2025 года, может заменить их на пару месяцев раньше (в марте 2025 года). И это позволит ему сократить время на посещение ГИБДД.

Что касается медицинской справки для замены прав, то она действует в течение 1 года. И ее также можно получить заранее. Например, во второй половине 2024 года, когда количество желающих пройти медицинскую комиссию будет меньше.

Подводя итоги данной статьи рекомендую Вам прямо сейчас взять в руки водительское удостоверение и проверить, будет ли продлен срок его действия. Ну а если Вы попали в число счастливчиков, то рекомендую распечатать приведенный выше пункт 5 и возить его в автомобиле на случай возможных вопросов со стороны сотрудников ГИБДД.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Эксперты об ограничении срока эксплуатации грузовых автомобилей

Не так давно в нижней палате парламента состоялся круглый стол, посвященный экологическим проблемам автотранспорта. Результатом обсуждения стали рекомендации, направленные в различные министерства зампредом комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфией Когогиной. По информации издания «Коммерсантъ», комитет предложил Минтрансу и Минпромторгу проработать вопрос о запрете автотранспортных средств, «достигших предельных сроков эксплуатации».

При этом в рекомендации не содержится конкретных предложений о сроках, которые следует считать предельными и санкциях, которые будут применяться в отношении владельцев старых авто. Как стало известно журналистам, речь идет о коммерческом транспорте, грузовом и пассажирском. Необходимо напомнить, что на сегодняшний день в российском законодательстве есть всего одно ограничение, запрещающее использование устаревшего транспорта – оно касается автобусов, которые перевозят детей.

Рекомендуется к прочтению  ОСАГО-2022. Главные изменения для водителей

грузовики вне закона ограничение срока эксплуатации

Запреты или выгодные условия?

Еще в 2013 году Минпромторг подготовил поправки к закону «О безопасности дорожного движения», которые ограничивали предельный возраст коммерческого транспорта и предусматривали вывод из эксплуатации грузовых автомобилей возрастом от 12 до 25 лет. Этот закон до Думы так и не дошел. В ПАО «КАМАЗ» предложение комитета поддержали. По мнению автопроизводителей, обновление автопарков поможет улучшить экологическую обстановку и повысить уровень безопасности дорожного движения.

А вот в Минпромторге, по информации РБК, запрет на использование старых автомобилей сочли недопустимым. Чиновники министерства отметили, что вывод старой техники из оборота должен обеспечиваться экономическими мерами, а у собственников должен появиться стимул для приобретения экологичного транспорта. В качестве такого стимула могут использоваться различные механизмы, например – льготные программы автокредитования.

Эту позицию разделяет председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов: «Я являюсь противником запретов, мне кажется, это контрпродуктивно. Надо создавать условия, а не запреты. Когда будут созданы условия, люди сами откажутся от того, что им не нужно». Альфия Когогина, в свою очередь, прокомментировала заявления чиновников и отметила, что направленный в ведомства документ не является законодательной инициативой, а лишь рекомендацией для того, чтобы стимулировать владельцев коммерческого транспорта обновлять автопарки.

Грузовики вне закона

Недавно агентство «Автостат» сообщило, что в России насчитывается свыше 1,3 млн грузовиков, произведенных еще в СССР (т.е. до 1993 года). Если инициатива депутатов будет реализована, все эти машины могут оказаться «вне закона». По мнению Владимира Матягина, Президента компании «Грузавтотранс», запрещать использование старых грузовиков нельзя. Это не только разорит многих предпринимателей, но и создаст другие, неожиданные проблемы. Он считает, что старые авто необходимо выводить из эксплуатации с помощью специальных экономических механизмов и целевых программ. К примеру, правительство Японии выделяет дотации на покупку новых машин.

Предложение комитета по экономической политике и промышленности раскритиковали и другие автоэксперты. Так президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко отметил, что возраст грузовика не всегда говорит о его техническом состоянии и привел в пример машины, работающие в портах и логистических терминалах: пробег у них, как правило, в десятки раз меньше, чем у магистральных тягачей. Зачастую возраст автомобиля не является показателем его технического состояния. Если владелец автомобиля соблюдает правила технического осмотра, то состояние такой машины будет хорошим и через 10-20 лет.

«Вслед за ограничением использования грузовиков дойдут и до личного транспорта…»

Предложение Госдумы РФ ограничить использование коммерческого транспорта «предельным сроком эксплуатации» вызвало множество споров как среди автовладельцев, так и среди собственников крупных транспортных компаний. Так Михаил Левашов, президент некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» считает, что предложение комитета пока сырое. Речь идет не о периоде эксплуатации.

По его мнению, если целью является стимуляция владельцев к обновлению автопарка, нужно учитывать финансовое состояние предприятия, вспомогательные программы должны быть эффективны. Для европейских перевозчиков есть кредиты под 1–2%. В РФ стоимость грузовика не должна приравниваться к стоимости европейского конкурента. К примеру, «КАМАЗ» не должен стоить на 100 тыс. рублей дешевле, чем Mercedes.

Николай Тятюшкин, гендиректор ООО «Пассажирские перевозки», в свою очередь отметил: «Если будут вводиться ограничения на все виды техники, и государство при этом будет выделять субсидии, то, конечно, почему бы не заменить старый парк? Но уже существует тот же Trade-in. Эта программа — хорошая приманка, но на практике скидка продавца оказывается меньше, чем он накручивает при перепродаже сданного авто.

Если говорить об экологии, то проблема чистоты воздуха заключается не только в возрасте самих автомобилей. Выхлоп зависит и от качества топлива. Конечно, любой клиент АЗС может запросить сертификат на топливо, но что за бумагу покажут? Реально качество может проверить только прокуратура. А если солярка плохая, значит, катализаторы и прочие системы автомобиля забиваются.

По словам гендиректора ООО «Пассажирские перевозки», какой бы двигатель не стоял на авто, качество солярки от этого не изменится. Кроме того, износ машины зависит не столько от возраста, сколько от условий эксплуатации. Один грузовик в карьере работает, а другой — на дальних перевозках: износ у них будет разный. А если взять подержанные грузовые иномарки — ходили они лучше «КАМАЗов», хотя и были старше.

«Все было бы хорошо, если бы предложения от властей нормально работали» — отметил Эдуард Муратов, генеральный директор бетонного завода «Мегаполис». Он напомнил, что в прошлом году у Минпромторга была программа, по которой можно было получить возмещение аванса по лизингу, но не больше 10% стоимости. И тогда же автопроизводители сразу подняли цены на те же 10%.

Техника стареет, а работы меньше не становится. Безусловно, после 15 лет эксплуатации коммерческие автомобили стоит менять в обязательном порядке, но, конечно, при адекватном субсидировании, чтобы это не сильно ударило по карману автовладельца. Поэтому сначала надо найти источник финансирования, собрать деньги, а потом уже что-то предпринимать и объяснять людям, для чего все это нужно.

По мнению экспертов, реакция малого и среднего бизнеса на запрет автотранспортных средств, «достигших предельных сроков эксплуатации» будет отрицательной. Рамки людям никогда не нравятся. Но менять ситуацию надо, для этого есть все предпосылки, даже если малому бизнесу это решение не понравится. Все зависит от желания государства — если оно захочет внедрить данное предложение, то сделает это в любом случае, несмотря на то, что у инициативы будут свои сторонники и противники.

По материалам изданий «Коммерсантъ», РБК, электронной газеты «Бизнес Online».

Источник https://avto-flot.ru/blog/zapretyat-li-staryie-mashinyi-v-rossii-smotrim-na-opyit-v-mire.html

Источник https://pddmaster.ru/novoe/prodlenie-vu-0422.html

Источник https://perevozka24.ru/pages/eksperty-ob-ogranichenii-sroka-ekspluatacii-kommercheskogo-transporta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: