Содержание
Что выбрать: дизельный или бензиновый двигатель?
Решив приобрести транспортное средство, водитель должен задуматься, какой тип мотора выбрать. Это обязует его знать принципиальные отличия дизельного двигателя от бензинового, ведь самое главное в машине — её «силовой агрегат».
Мнения специалистов расходятся, поэтому автомобилист должен сам определить, какое топливо для него предпочтительнее. Если обращать внимание на цены на заправках, можно отметить, что солярка дешевле. Но как же быть с рассказами о невозможности выезда в сильные морозы? Часто приходится слышать и о том, что одна заправка некачественным топливом приведёт к выходу из строя. Мотор придётся ремонтировать, при этом владелец потратит серьёзную сумму.
Отметим, если вы опытный автомобилист, вам не страшны эти пугающие проблемы. Разберитесь в работе мотора и выберите для себя наиболее предпочтительный вариант.
Видео о том, какой двигатель предпочтительнее для легкового авто:
Особенности эксплуатации
Принцип и характеристика работы
Принцип действия дизеля заключается в том, что двигатель внутреннего сгорания работает как поршень, и при его сжатии происходит воспламенение топливной жидкости. В цилиндр топливо попадает отдельно от воздуха.
Принцип действия бензинового мотора: смесь бензина с воздухом подаётся на свечи и с их помощью воспламеняется.
При работе дизеля слышен сильный грохот, а также выделяются выхлопы чёрного цвета с очень неприятным запахом. Сегодня с помощью технического прогресса эти проблемы стали решаемыми. Выпускаются дизельные машины, которые по экологическим характеристикам намного лучше бензиновых.
Недостатком в работе дизеля можно назвать то, что солярка сворачивается при температуре ниже −20 °C. Поэтому на зиму надо запасаться специальным топливом либо подмешивать присадку — антигель. В то же время необходимо отметить, что ДТ является более дешёвым вариантом. Также у дизельных двигателей очень высокий показатель КПД — около 50%, что говорит о существенной экономии топлива и низком уровне выбросов вредных веществ. Всё это тоже можно отнести к преимуществам дизельного мотора перед бензиновым.
Бензиновый мотор, особенно в новых машинах, работает тихо. Загрязнение окружающей среды от работы такого агрегата намного меньше, чем от старых дизельных транспортных средств. Также необходимо отметить, что бензин устойчив к сильным падениям температур.
Рабочий цикл дизельного двигателя
В дизеле можно использовать двух- или четырехтактный цикл. На первом этапе поршень осуществляет движение вниз и втягивает воздух через впускной открытый клапан. На втором — движение этой детали осуществляется вверх, и происходит сжатие воздуха в цилиндре. Степень сжатия колеблется в границах 14:1–24:1, воздух нагревается до температуры 800 °C. В конце этого такта форсунка выпрыскивает топливо в горячий воздух под давлением 1500 кгс/см².
На третьем этапе распылённая топливная жидкость сама воспламеняется и почти полностью сгорает в цилиндре. Сила, образовавшаяся при этом процессе, приводит в движение поршень. Он начинает двигаться вниз, преобразовывая химическую энергию в механическую. На четвёртой стадии отработанные газы выпускаются через открытый клапан при движении поршня вверх. Затем мотор опять начинает всасывать воздух для нового рабочего цикла.
Турбонаддув и камеры сгорания в дизеле
В дизелях применяются системы с предкамерой или камерой непосредственного впрыска. Моторы с впрыском более эффективны и экономичны. Они используются для грузовых и грузопассажирских транспортных средств.
Чаще всего на легковые авто устанавливают систему с предкамерой. Её работа осуществляется более бесшумно, а количество выбросов в атмосферу намного меньше. При сравнении с бензиновым двигателем можно отметить, что дизель является более экономичным вариантом, особенно при частичных нагрузках. Для уменьшения вредных выбросов в дизельной машине можно использовать турбокомпрессор с приводом. С помощью этого приспособления дополнительно увеличивается отдача мощности и показатель КПД мотора.
Виды камер сгорания в дизеле:
- системы с предкамерой — используются в легковых автомобилях, в предкамере происходит дополнительное воспламенение для получения качественной смеси;
- системы с вихревой предкамерой — процесс сгорания происходит в дополнительной вихревой камере, выполненной в форме диска с горловиной.
Ремонт и обслуживание
Из-за прочной конструкции блока цилиндров дизель считается более долговечным. В нашей стране чаще всего проблемы с таким мотором возникают в результате использования некачественного топлива. Приходится часто менять масло и фильтр. При проведении ремонта также могут возникнуть неприятности, поскольку у дизельного двигателя очень сложная конструкция, а запчасти для него стоят дорого.
Транспортное средство на бензине в меньшей степени реагирует на качество топлива. Обороты и мощность мотора очень высоки. Запчасти для проведения ремонта более доступны.
Разница между дизельным и бензиновым двигателем:
- У дизеля топливо в цилиндр подаётся отдельно от воздуха, в бензиновом моторе — вместе.
- Дизель имеет больший срок эксплуатации.
- Машина на бензине работает бесшумно.
- При использовании дизельного двигателя приходится часто менять масло и фильтр.
- У дизельного мотора намного выше показатель КПД.
- Бензиновый двигатель не так сильно загрязняет окружающую среду.
- Бензин более устойчив к падению температуры.
Показатели работы моторов
Для того чтобы определиться с выбором, необходимо провести сравнительную характеристику принципиальных различий по определённым критериям, а именно:
- Экономичность и эффективность. При работе бензинового двигателя воспламенение жидкости происходит принудительно от искры, в дизельном — самопроизвольно, при сжатии до 1:25. У бензинового мотора этот показатель составляет 1:12. Таким образом, более эффективным по сгоранию топлива является дизель.
- Вибрация и шум. Дизель отличается более высокими шумовыми характеристиками за счёт работы мощных деталей. В наши дни специалисты внедряют новые технологии, тем самым пытаясь добиться бесшумной работы мотора. В этом они достигли определённого успеха, и сейчас выпускаются легковые машины с усовершенствованным дизельным мотором.
- Экология. Так как дизельного двигателя более высокие показатели КПД и сгорания топлива, в нём образуется меньше вредных выхлопов, чем в бензиновом.
- Характеристика мощности. Бензиновый двигатель развивает более высокую мощность, а у дизеля — больший крутящий момент, причём развивается он на низких оборотах.
- Надёжность. Детали дизельного мотора изготовлены из более крепкого материала, так как он должен выдерживать огромные силовые нагрузки. Однако при использовании некачественного топлива такой двигатель выйдет из строя раньше положенного срока.
- Цена транспортного средства. Дизельный автомобиль всегда стоит дороже, чем бензиновый, ведь цены на топливо сильно отличаются. При этом каждый водитель, приобретая авто, должен помнить о наших суровых зимах и качестве продаваемой на заправках солярки.
Сравнение недостатков и преимуществ бензинового и дизельного моторов
Чтобы понять, чем дизельный двигатель лучше бензинового и действительно ли это так, необходимо обобщить всю вышеизложенную информацию и отметить недостатки и преимущества обоих видов моторов.
К преимуществам дизеля можно отнести:
- очень хорошую тягу при небольших оборотах;
- работу без свечей зажигания и трамблёра;
- небольшой расход топлива.
К недостаткам дизеля отнесём:
- необходимость более частой замены масла и фильтров;
- высокие шумовые характеристики и вибрацию;
- чувствительность топливной системы.
К преимуществам бензинового двигателя относится:
- более высокая литровая мощность;
- работа на высоких оборотах без замечаний;
- низкие шумовые характеристики и вибрация.
К недостаткам бензинового двигателя отнесём:
- необходимость для работы свечей зажигания;
- очень высокий расход топлива;
- значение мощности, которое составляет при оборотах 3500–4000.
Подведём итог
Нельзя однозначно отдать предпочтение бензиновому или дизельному двигателю. Каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки. Проведя сравнительную характеристику, можно отметить, что дизель выигрывает по следующим критериям: экологичность, надёжность, экономичность и эффективность. При этом бензиновый мотор не уступает по таким показателям, как мощность, вибрация и шум. Да и стоимость самой машины намного ниже.
На видео — что лучше, бензиновый или дизельный двигатель:
Дизельный двигатель лучше использовать для интенсивной работы. На таком транспортном средстве эффективно осуществлять коммерческую деятельность. В странах Западной Европы предпочтение отдаётся именно дизелю. Однако нам не следует равняться на них, ведь западное топливо намного качественнее и специалисты более компетентны в вопросах ремонта мотора.
Каждый автолюбитель при выборе двигателя должен полагаться на собственное мнение, ведь только он сам знает, для каких целей приобретает машину.
Что лучше бензиновый или дизельный двигатель
В среде автолюбителей существует вечный вопрос: «какой двигатель лучше: дизельный или бензиновый?».
Почему он вечный, потому что ни один з них не является лучшим, так как принцип воспламенения топливной смеси различен – каждый обладает рядом существенных преимуществ и недостатков.
Содержание:
Принцип работы бензинового двигателя
Главное отличие бензинового двигателя – процесс образования топливовоздушной смеси, которая образуется за пределами цилиндров (если не установлена система непосредственного впрыска топлива).
После того, как смесь образована, она попадает внутрь цилиндра, где происходит сжатие топливовоздушной смеси до состояния нагрева в 500-600 градусов Цельсия.
После сжатия, приходит черед свечи накаливания, которые дают искру и воспламеняют смесь.
Как видно из вышеописанного – принцип довольно прост. Не зря такой двигатель называется «двигатель внутреннего сгорания».
Работа двигателя внутреннего сгорания наглядно показана в данном ролике:
Причина этого – глубоко засевший стереотип «тракторного дизеля Советских времен», но при этом лишь немногие знают, что легковые автомобили времен СССР, оснащенные бензиновыми моторами получили весьма широкое распространение за рубежом и в 70-90-е годы ХХ века постоянно поставлялись на экспорт.
При всем этом в Европе около 50 % автомобилей оборудованы дизельными двигателями, а в Австрии все 60 %.
Эксплуатация дизельного и бензинового двигателей
Долговечность дизельного и бензинового двигателей
Принято считать, что бензиновые двигатели уступают дизельным в плане надежности и долговечности. Здесь вопрос упирается в топливо и его качество.
Действительно, при прочих равных и приемлемом качестве топлива бензиновый двигатель несколько уступает в надежности.
Дело все в конструкции, детали которой в бензиновом двигателе выполнены жестче, и, соответственно, не допускают образования малейших люфтов между соприкасающимися поверхностями.
В этом вопросе преимущество опять же находится у дизеля – как известно, дизельное топливо, помимо своей непосредственной функции, выступает еще и в роли смазки.
Также, следует отдать должное бензиновому двигателю в вопросе привередливости – он лучше переживает эксплуатацию на низкокачественном топливе, что особенно актуально для России.
Морозостойкость дизельного и бензинового двигателей
В северных районах вопрос: «Что лучше дизель или бензиновый двигатель?» чаще всего подразумевает под собой морозостойкость и способность к быстрому запуску при температуре минус 20-25.
На данный момент морозостойкость как дизеля, так и бензина примерно равны. Обусловлено это наличием сортов топлива и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях (вплоть до -60 градусов), при этом цены на данные виды топлива не являются «космическими».
Если же в наличии зимних сортов топлива не имеется, то в таком случае эксплуатация бензинового двигателя является предпочтительной – он лучше переносит низкие температуры.
Что касается заводки при отрицательных температурах, здесь в выигрыше бензиновый двигатель, который способен без особых проблем запуститься даже при большом минусе.
Впрочем, современный рынок автомобилей богат автомобилями, оснащенными современными подогревателями, способными за считанные минуты «воскресить» любой двигатель при любой температуре.
Плюс к тому же, заправочные станции изобилуют сортами зимнего дизельного топлива, которое не замерзает даже при минус 50.
Работа подогревателя наглядно показана в данном ролике:
Гидрофобность дизельного и бензинового двигателей
Особенно актуален данный показатель для «глухих» районов. Как известно, практически вся военная техника оснащена дизельными двигателями. И не зря. Вся работа дизеля основана на механике и не требует использования электрических цепей.
Электричество нужно лишь для работы контрольно-измерительных приборов и самого запуска. Именно поэтому дизельный двигатель совершенно не боится воды.
Что касается бензиновых двигателей, здесь все намного сложнее. Бензиновый мотор с легкостью получит гидроудар, после которого двигатель восстановлению подлежать не будет. Дизель тоже способен на данный «трюк», но только в одном случае – если вода попадет непосредственно в цилиндры.
Выброс СО2 дизельного и бензинового двигателей
В нашей стране до сих пор в умах людей сидит стереотип советского трактора Т-150 с дизельным коптящим мотором.
В нынешнее время ситуация складывается с точностью до наоборот – дизельные двигатели обладают лучшими показателями экологичности по сравнению с бензиновыми, которые на современном этапе получили не такое широкое распространение в Европе.
Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей:
№ | Компоненты выхлопных газов | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
1. | Оксид углерода CO(2) | 0.035 | 0.017 |
2. | Оксид углерода CO(4) | 0.217 | 0.2 |
3. | Оксиды азота (NO1 NO2) | 0.002 | 0.001 |
4. | Сажа | 0.04 | 1.1 |
КПД двигателей и их мощность
Пожалуй, самые весомые показатели, на которые обращают внимание как минимум половина автовладельцев при выборе автомобиля – это мощность двигателя.
В данном вопросе существует несколько подводных камней, на которые может наткнуться покупатель. Принято считать, что бензиновые моторы, как правило, более мощные, так как «лошадок» у них больше.
Это в корне не верно. Поэтому и «лошадок» больше, потому что мощность меньше, а точнее коэффициент полезного действия. При прочих равных, дизельный двигатель имеет до 40 % выше КПД за счет более плотного сжатия топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя (степень сжатия в дизельном двигателе в 2 раза больше).
Также, благодаря более высокой степени сжатия, расход бензинового двигателя будет примерно на 20 % выше чем у дизельного.
Еще одно из обстоятельств, заставляющее производить выбор в пользу дизеля – ровная тяга даже при небольшой мощности двигателя.
Шумовые характеристики дизельного и бензинового двигателей
Благодаря более высокому давлению в цилиндрах двигателя, необходимого для сгорания топлива, дизель обладает большей «шумливостью», нежели бензиновый.
Но владельцам дизельных двигателей не стоит отчаиваться – данную проблему можно решить с помощью качественной шумоизоляции, к тому же работа дизельного двигателя на холостых оборотах по утверждению ученых похожа на урчание кошки, а такой звук, как известно, и слуху приятен и целебными свойствами обладает.
Вопросы и проблемы, возникающие при обслуживании дизельного и бензинового двигателей
Учитывая «отличное» качество топлива на российских АЗС, вопрос с обслуживанием, как самостоятельным, так и на СТО, становится «во главу угла».
В этом вопросе бензиновый двигатель обладает несомненными преимуществами:
- Бензиновый двигатель всегда возьмутся ремонтировать в отличие от дизельного, который более сложный в устройстве.
- Ремонт дизеля почти всегда стоит дороже, а топливный насос высокого давления, который регулярно выходит из строя из-за плохого качества топлива вообще стоит как недорогая подержанная иномарка.
- Из-за особенностей конструкции, дизельный двигатель требует более частой замены масел и специальных жидкостей, нежели бензиновый.
Самыми проблемными вопросами, возникающими в процессе «кустарного» ремонта дизеля и бензина являются: у бензинового двигателя – выставление зажигания, у дизеля – выставление угла подачи топлива после замены топливного насоса высокого давления.
При этом выставить угол подачи топлива несоизмеримо тяжелее и требует профессиональных навыков.
В вопросе живучести двигателя, и, соответственно, ресурса, дизельный двигатель не оставляет ни малейшего шанса своему бензиновому оппоненту. Не зря на дорогах до сих пор можно встретить советские МАЗы, КРАЗы и тому подобную технику с дизельными двигателями с километражем под 2-3 миллиона.
Плюсы и минусы дизельного и бензинового двигателей
Итак, в последнем разделе статьи можно подвести краткий итог и перечислить основные плюсы и минусы бензинового и дизельного двигателей.
- Низкий уровень шумов. Практически отсутствует вибрация.
- Доступность ремонта. На всех СТО всегда найдутся специалисты, которые смогут устранить недостаток в двигателе.
- Неприхотливость к некачественному топливу.
- Легкая заводка при минусовой температуре.
- Невысокая стоимость ремонта.
- Присутствие системы зажигания и сопутствующие проблемы с ней.
- Гидрофобность двигателя.
- Больший по сравнению с дизельным расход топлива.
- Высокий ресурс работоспособности.
- Хорошая динамика набора скорости.
- Наличие и большой выбор запасных частей.
- Приличная тяга на относительно низких оборотах.
- Устойчивость двигателю к воздействию воды.
- Дополнительная смазка узлов и механизмов дизельным топливом.
- Меньший по сравнению с бензиновым расход топлива.
- Низкая по сравнению с бензиновым двигателем ремонтопригодность.
- Большая стоимость некоторых запасных частей.
- Частая замена расходников.
Делая вывод, можно отметить, что однозначно ответить на вопрос «что лучше: бензиновый или дизельный двигатель?» вряд ли у кого-нибудь получится.
Автолюбитель сам выберет, эксплуатация какого двигателя ему больше нравится.
А пока не придумали симбиоз бензинового двигателя и дизеля, мир будет разделен на две противоборствующие стороны поклонников разного стиля вождения и эксплуатации.
Какой мотор сегодня лучше выбрать: бензиновый или дизельный?
В нашем предыдущем цикле статей, который посвящен особенностям дизельных и бензиновых моторов, мы сознательно опустили сравнение распространенных типов ДВС между собой с учетом всех преимуществ и недостатков эксплуатации указанных агрегатов. Вполне очевидно, что намного целесообразнее поговорить об этом в отдельной статье.
В процессе сравнения обязательно необходимо учесть и тот факт, что особенности эксплуатации того или иного двигателя могут существенно отличаться в разных странах. Будет абсолютно неверным говорить о плюсах и минусах активного использования данных моторов только в рамках высококлассного сервиса в развитых государствах Европы и США. Необходимо учесть и те особенности, с которыми силовая установка на бензине или дизельном топливе может в реальности столкнуться на просторах стран СНГ.
Вечные споры автолюбителей: бензиновый мотор против экономичного дизеля
Как говорится, в аргументированном споре рождается настоящая истина. Каждый владелец мотора на бензине или дизеле имеет в запасе достаточно весомых аргументов для защиты своего выбора. Давайте займем позицию нейтрального наблюдателя и попытаемся во всем разобраться.
Стоит отметить в самом начале, что в эксплуатации как двигателей на бензине, так и дизельных агрегатов, есть свои плюсы и минусы. Так что однозначный и окончательный выбор, особенно в наши дни, весьма затруднителен.
Основные недостатки и преимущества бензиновых авто
- Моторы на бензине более распространены;
- Изначально машина на бензине стоит на 20-30% дешевле;
- На практике их легче и дешевле обслуживать на неофициальных СТО и сервисах;
- Огромное количество новых и б/у запчастей;
- Меньшая требовательность к качеству топлива и смазки;
- Нет проблем с зимним запуском, быстрый прогрев при отрицательных температурах;
- Минимальный уровень шума и вибраций;
- Доступна продолжительная езда на повышенных оборотах;
- Двигатель на бензине лучше сочетается с автоматической КПП, коробка служит дольше;
- Простота установки ГБО при необходимости экономии;
К основным минусам бензиновых ДВС относят:
- Повышенный расход топлива сравнительно с дизелем;
- Сложная система зажигания, требующая контроля и периодической замены свечей и высоковольтных проводов;
- Распространенные ошибки, связанные с качественным смесеобразованием;
- Низкий КПД, слабая тяга на низких оборотах, необходимость постоянно «крутить» мотор;
- Постоянное усложнение систем для снижения уровня токсичности в выхлопе и неисправности, связанные с такими системами;
- Меньший ресурс бензинового двигателя сравнительно с дизельным ДВС;
Что касается дизельного «сердца», то его положительные и отрицательные стороны наглядно отражены в сравнении такой силовой установки с бензиновым агрегатом. Давайте остановимся на этом подробнее.
Основные плюсы и минусы дизельного мотора:
- Высокая топливная экономичность;
- Отличная тяга на низких и средних оборотах, что намного предпочтительнее;
- Больший ресурс сравнительно с бензиновым агрегатом;
- Отсутствие системы зажигания;
В списке основных минусов дизеля отмечены:
- Более высокая начальная стоимость;
- Повышенные затраты в процессе сервисного обслуживания;
- Требовательность к качеству топлива и ГСМ;
- Высокая стоимость ремонта и обслуживания топливной системы (ТНВД, форсунки);
- Затратная процедура капитального ремонта топливной системы и дизельного ДВС;
Приведенная выше информация оправдана применительно к любому государству, так как деньги на содержание ТС считает автовладелец в любой стране. Но что же показывает мировая практика? Почему в Европе повсюду «дизели», в США такой мотор уверенно набирает популярность, а в СНГ дизелей традиционно мало?
Дизельный двигатель в Европе
Если взглянуть на европейские страны, то дизельный силовой агрегат сегодня всего в одном шаге от того, чтобы доминировать над традиционным бензиновым мотором. Жители США также все чаще и чаще останавливают свой выбор на автомашине, которая ездит на «тяжелом топливе». Исследования авторитетного консалтингового агентства J.D. Power Asia Pacific выявили, что около 25% всех новых авто в мире имеют дизельную силовую установку.
В исследовании отмечен также неуклонный рост популярности агрегата на солярке. Если ранее соотношение дизеля и бензина было 1/10, то сегодня эксперты прогнозируют, что до 2018 года доля дизельных машин вполне может дойти до 30%.
На это влияет как рост цен на топливо, так и ужесточение экологических требований и норм касательно уровня выбросов вредных веществ. Статистика продаж новых авто говорит сама за себя, так как бережливые иностранцы прекрасно знают:
- дизели потребляет на 30—40% меньше горючего;
- такие ДВС ходят до миллиона км. пробега без капитального ремонта при должном обслуживании;
- дизельное топливо на 10—15% дешевле бензина;
- отсутствие системы зажигания повышает надежность;
- уровень содержания CO2 в выхлопе очень мал, а сажевый фильтр отлично справляется со своей задачей;
- низкий транспортный сбор на дизельные авто сравнительно с бензином;
- перспективная возможность заправляться биодизелем (рапсом);
Как обстоят дела с гражданским «дизелем» в СНГ
Если взглянуть на страны СНГ, то ситуация с новыми легковыми авто получается абсолютно иная. Статистика продаж дизелей без пробега демонстрирует показатель около 7-10% от общего числа реализованных гражданских машин. Вот и получается, что дизельный мотор на бюджетных малолитражках и моделях среднего класса остается редкостью. Указанный агрегат чаще встречается на б/у легковушках и внедорожниках с солидным пробегом, при этом машины активно эксплуатировались в других странах и затем были пригнаны на территорию СНГ.
Если учесть вышесказанное и добавить ряд особенностей, которые мы уже перечислили выше в списке общих минусов дизельного ДВС, тогда причины такой низкой популярности станут еще более очевидными.
Отдельно стоит заметить еще и то, что в СНГ традиционно пользуются спросом авто бюджетного и начального среднего сегмента с АКПП. Получается то, что дизель сам по себе заметно дороже изначально, а такой новый агрегат в связке с «автоматом» по стоимости уже никак не назовешь по цене уверенным середнячком.
Все это закономерно привело к тому, что дизели в менее развитых экономически странах покупают заметно меньше, а сама эксплуатация дизельной машины на примере сильно подержанных экземпляров обрастает больше мифами, предположениями и слухами, чем выводами, основанными на реальном опыте. Знающие автовладельцы новых дизелей из автосалона зачастую отзываются о моторе крайне положительно. Есть и такие, которые пугают ужасами о том, что зимой дизель не заводится, но их меньшинство.
Слабой стороной дизеля действительно считается топливная система. Единственная заправка некачественной соляркой уже способна привести к тому, чтобы топливная дизельная аппаратура вышла из строя. Распространены также жалобы на ремонт дизеля, который обходится намного дороже бензиновых машин и может дойти до нескольких тысяч долларов США.
Такие страхи чаще бытуют в кругу владельцев, не учитывающих особенности эксплуатации дизеля, заправляющихся топливом сомнительного качества в целях призрачной экономии, откладывающих межсервисную замену масла в долгий ящик и т.д. Не менее распространены подобные жалобы и среди уже упомянутых выше водителей таких дизельных авто, которые были куплены изначально б/у и с большим пробегом.
Слабые места дизельных ДВС
Если с бензиновыми моторами все привычно и понятно, то давайте присмотримся к так называемым «проблемным местам» дизеля повнимательнее и с учетом отечественных современных реалий:
Отсутствие качественного дизельного топлива на заправках
Такое мнение было актуальным на территории СНГ в эпоху 90-х, когда на фоне общей нестабильности владельцы автозаправок продавали под видом топлива все что угодно, а водители регулярно заливали самое дешевое горючее. В дизтопливо, особенно зимой, лили керосин, бензин, добавляли химию неизвестного происхождения.
От таких продуктов теневого рынка и желания сэкономить со стороны автовладельцев страдали все без исключения авто того времени с любыми моторами, но дизель выходил из строя заметно быстрее. Вот и создалось ошибочное впечатление о его ломучести. Общеизвестно, что для дизеля топливо низкого качества губительно даже после одной заправки.
Помните о том, что старая техника нормально работает на сернистом дизтопливе, а современный автомобиль может сломаться даже тогда, когда топливо наливали в бак при условии повышенной влажности или же в канистре оказалось даже немного обычной воды.
Высокая температура в камере сгорания, вода и наличие серы приведут к образованию серной кислоты. Такая кислота является крайне агрессивным реагентом, уничтожающим детали ДВС и его топливной системы. Теперь вы понимаете, что произойдет в том случае, если вы решитесь купить канистру солярки у сельского тракториста или дальнобойщика на старом КамАЗе у обочины. В 90-е это было распространенной практикой.
Гарантия отсутствие воды также не может быть весомым аргументом. Одного повышенного содержания серы уже достаточно для того, чтобы заметно сократить срок службы масла, катализатора и сажевого фильтра, так как сера попадает в масло с картерными газами. Ремонт после таких заправок низкосортным топливом обходится минимум в 500—1000 у.е, а отличить сернистое или низкосернистое топливо визуально просто невозможно.
Эксплуатация дизельных моторов сегодня
За последние 10-15 лет ситуация в корне изменилась, усилился госконтроль за деятельностью АЗС на территории СНГ, законы рынка заставляют заправки конкурировать между собой без ущерба для качества топлива, чтобы не терять клиентуру. Мало того, но качество дизтоплива за последние годы даже возросло.
Дополнительно можно изучить количество обращений владельцев дизельных авто на официальные станции по причине неисправностей, связанных с низким качеством солярки. Жалобы на данную проблему существенно сократились, а их количество не превышает сегодня аналогичное количество обращений владельцев бензиновых авто. Остается только добавить, что к выбору заправки всегда необходимо подходить ответственно как в случае с бензином, так и с дизелем. Избегайте сомнительных заправок, удаленных от крупных населенных пунктов.
Летняя и зимняя солярка
При эксплуатации дизельного двигателя необходимо учитывать ежегодный нюанс перехода на зимнюю солярку. Наступающие холода обязывают владельца тщательно контролировать заправку своего авто именно зимним видом горючего. В чем же заключаются отличия летнего и зимнего дизтоплива?
Летнее дизтопливо при незначительно отрицательной температуре мутнеет. Достаточно показателя в −5ºС для образования в летней солярке кристаллов парафинов. Далее топливо густеет до такой степени, что утрачивается его способность прокачаться через фильтр. При температуре −10ºС летняя солярка полностью теряет текучесть и застывает.
Зимняя солярка содержит меньше парафинов и при отрицательных температурах не густеет. Для такого топлива температура помутнения в разных климатических зонах колеблется от −25 до −35ºС, а температура застывания находится на отметке от −35 до −45ºС. Отдельно стоит упомянуть и «усредненный» вариант, который годится для регионов с очень мягкими зимами, а также арктическое дизтопливо, приспособленное к работе в условиях крайне низких температур.
Главным же отличием летней солярки от зимней для простого автолюбителя является более высокая цена последней. Это дает повод и возможность нечестным дельцам на АЗС зарабатывать продажами летней солярки по цене зимнего дизеля, тем самым выводя агрегаты и топливную систему из строя. Отличить визуально топливо для лета или зимы невозможно, но вы можете затребовать у оператора АЗС документацию на топливо для подтверждения его соответствия.
Использование «антигеля»
Существует еще один способ защитить дизель от холодов. Многие водители таких авто доливают в бак особую депрессорную присадку для предотвращения парафинизации. Такую присадку называют антигель, а главной функцией добавки становится понижение температуры застывания дизтоплива на 10-20ºС.
Стоимость заправки естественным образом возрастает с учетом цены на присадку, но риск застывания топлива снижается. Особенно актуальны антигели поздней осенью, когда температура начинает суточные колебания от плюса днем к минусу ночью. На непроверенных заправках в этот период можно попросту заправиться летним топливом по зимним ценам.
Стоит отметить, что данный способ добавки антигеля на новых машинах запрещен автопроизводителями для своих моделей на гарантии, так что добросовестная забота о заправке качественным топливом по сезону без присадок ложится исключительно на плечи водителя новенькой дизельной машины.
Затрудненный пуск зимой
Как мы помним, солярка в дизеле воспламеняется от контакта с нагретым от сжатия воздухом. Такое сжатие должно происходить быстро и резко. Холодный старт в современных дизелях обеспечивается свечами накаливания и фильтрами с подогревом, а коленвал наделяют при старте способностью быстро вращаться благодаря специальной аккумуляторной батарее и стартеру повышенной мощности, которые устанавливают на дизельные авто. Активное использование масел с низкой вязкостью становится еще одним фактором, который позволяет с уверенностью говорить о нормальном запуске дизеля при любом холоде за окном.
Для уверенного старта необходимо соблюдение ряда простых условий:
- подходящее по сезону топливо;
- исправная система топливоподачи;
- работоспособный аккумулятор и стартер;
На основе данной информации можно сделать вывод о том, что зимой завести исправный дизельный двигатель, который эксплуатируется с соблюдением всех условий, так же просто, как и бензиновый. Времена отогрева элементов машины паяльной лампой на морозе уже давно прошли применительно к современным дизельным ДВС.
Дизель дорого купить и еще дороже обслуживать
С таким утверждением вполне можно согласиться, но только частично. Начальная стоимость дизельного авто дороже машины на бензине, но расход топлива у дизельных моторов на 30-40% ниже. Разница в последующей экономии средств при езде на солярке очевидна. Если сравнивать машины с похожими характеристиками ДВС на бензине и дизеле, то дизель окупается уже через 50 тысяч км. пробега по городу.
Что касается техобслуживания, то бензиновые и дизельные моторы по затратной части на обслуживание, качественные расходники и ГСМ сейчас практически сравнялись. Межсервисные интервалы для обоих типов моторов находятся на отметке в 10-15 тысяч, а для большей уверенности масло и фильтры меняют один раз в 7-8 тысяч пройденных километров независимо от типа двигателя. Детальнее об особенностях эксплуатации и обслуживания дизельных и бензиновых ДВС мы поговорим в отдельной статье.
Надежность
Если говорить о надёжности дизеля, то речь идет чаще всего о его топливной системе. Ресурс самого «железа» в двигателе такого типа очень высок, так что о капремонте не приходится говорить очень долго.Дизель сложно и затратно ремонтировать.
Вернемся к топливной системе. Сегодня современные дизели оснащены турбиной и системой Common Rail. Об обслуживании этих систем мы детально поговорим в отдельной статье, которая представлена в соответствующем разделе сайта.
Нельзя не согласиться, что система Common Rail сложна, в конструкции имеются неремонтопригодные дорогостоящие элементы (насосы, инжекторные форсунки), требуется регулярная замена топливного фильтра и промывка системы, но достаточное количество мастеров высокой квалификации на автосервисах успешно справляются со всеми этими задачами. Что касается запчастей, то для дизеля их в свободной продаже не меньше, чем для бензиновых агрегатов.
Кажется, что ремонтировать дизель действительно дорого, но неремонтируемые элементы присутствуют и в современных бензиновых агрегатах, особенно турбированных. Такие моторы не менее требовательны к качеству топлива, масла и расходных элементов.
Дизельный агрегат вибрирует, шумит, долго прогревается и медленно разгоняет автомобиль
Прочно укоренившаяся в головах людей привычка ассоциировать все дизели с тяжелой или сельскохозяйственной техникой сегодня является пережитком прошлого. Что касается шума и вибраций, то эффект «трактора» на современных дизельных авто полностью отсутствует. Более того, европейские тесты и замеры выявили тот факт, что современные дизели оказались тише бензиновых собратьев в разных режимах работы на 5-6 дБ.
С фактом слабого прогрева дизеля при малых нагрузках приходится смириться, но для решения этой проблемы давно найден качественный выход. В дизельные авто штатно устанавливают дополнительный электрический отопитель, так что дизель не боится обледенелых стекол и холодного салона зимой. Такие отопители встречаются и на малообъемных бензиновых малолитражках с рабочим объемом около 1.0 и 1.2 литра, которые за последние 5 лет набрали огромную популярность. Владельцу не все ли равно, откуда берется в салоне тепло? Главное, чтобы это тепло было!
Разгонных характеристик современного дизельного двигателя вполне хватает для достойной конкуренции с бензиновыми установками. Разница в разгоне составляет не более 0.5 или 1 сек. Слыхали про триумф дизельной Audi R10 в гонке Ле-Ман? Это был далекий 2006 год!
Современный гражданский дизель уступает по удельной мощности бензину, но крутящий момент у дизеля намного выше. В городских режимах «старт-стоп» от светофора к светофору дизель оказывается намного динамичнее, ведь мотор имеет ураганную тягу на низких оборотах сравнительно с бензином. Распространенной ошибкой новичков при знакомстве с дизелем является манера езды аналогично бензиновой установке и привычка крутить мотор до высоких оборотов с постоянным выходом за пределы пика крутящего момента.
Давайте подведем итоги
Если сравнивать дизельный агрегат с бензиновым, то реальное его содержание, обслуживание и ремонт все равно обходятся заботливым владельцам на 15-30% дороже бензиновых аналогов. Очевидная экономия на топливе позволит говорить о существенной денежной экономии для нового авто только через 40-60 тысяч километров пробега в городских условиях.
Сравнение ездовых характеристик дизельного мотора с бензиновым показывает, что с этой стороны выбор дизеля обеспечивает только плюсы в виде ровной и уверенной тяги, которая является залогом отличной динамики. Как уже говорилось выше, проблемы шума, вибраций и медленного прогрева дизеля сегодня для моторов на «тяжелом топливе» остались далеко позади. Учитывая все аргументы «за и «против», можно сделать ряд определенных выводов:
- дизель отлично подойдет жителям густонаселенных городов с постоянными пробками;
- наличие поблизости развитых сетей АЗС исключает проблемы с топливной аппаратурой;
- сервисное квалифицированное обслуживание дизельных моторов и наличие запчастей в крупных населенных пунктах сегодня не является проблемой;
- тщательное соблюдение владельцем всех условий эксплуатации позволяет говорить об огромном ресурсе и надежности дизельного ДВС;
- такой агрегат намного предпочтительнее на тяжелых внедорожниках, особенно при их целевом использовании по назначению. Это обусловлено техническими особенностями и великолепным крутящим моментом дизельного двигателя;
Вполне очевидно, что приобретение авто на дизеле с пробегом является нежелательным, так как существует огромный риск столкнуться с дорогостоящим ремонтом ДВС и топливной аппаратуры. Помните, что дизельный автомобиль приобретается первым владельцем в целях экономии, такой покупатель отличается рациональным подходом, а продажа машины зачастую происходит тогда, когда автомобиль совсем скоро начнет «тянуть деньги». Затраты же на восстановление и серьезный ремонт дизеля намного выше сравнительно с бензиновым агрегатом.
От себя мы отдельно заметим, что на сегодняшний день готовность доплатить за новое авто в самом начале, подобрать правильную манеру езды и далее считаться с особенностями эксплуатации и планового ТО дизельного мотора может обернуться для Вас исключительно динамичным, надежным, комфортным, экономным и достаточно выгодным приобретением на долгие годы.
Напоследок остается только добавить, что итоговое решение о выборе того или иного типа ДВС в конечном итоге необходимо принимать исключительно Вам! Обязательно при таком выборе учитывайте все указанные особенности и нюансы. Тонкости эксплуатации автомобилей как с бензиновым, так и дизельным двигателем, которые являются залогом успешной работы агрегатов, представлены в наших отдельных тематических статьях по обслуживанию, ремонту и уходу за ДВС .
Источник http://365cars.ru/reytingi/otlichija-benzinovyh-i-dizelnyh-dvigatelej.html
Источник http://znaiauto.ru/dvigatel/chto-luchshe-benzinovyj-ili-dizelnyj-dvigatel.html
Источник http://krutimotor.ru/kakoj-motor-vybrat-benzinovyj-ili-dizelnyj/