Содержание
Как проверить подвеску автомобиля самостоятельно
В Москве есть много станций техобслуживания, занимающихся поиском неисправностей ходовой. Рекомендуют оценивать не только стоимость предоставляемых услуг, но и отзывы клиентов, поскольку нечистые на руку мастера могут ввести автовладельца в заблуждение, указав на наличие дефектов, которых на самом деле нет. Поиск советуют проводить на известных сайтах, где представлен рейтинг исполнителей.
Диагностика подвески автомобиля при наличии небольшого опыта работы с механизмами не представляет трудностей и может проводиться в необорудованном помещении (гараже). Полностью проверить состояние ходовой авто можно на специализированной станции техобслуживания.
Что такое диагностика подвески автомобиля
Проверка подвески представляет собой поиск и устранение неисправностей в ходовой части автомобиля. Ее состояние отвечает не только за комфортное перемещение машины, но и влияет на безопасность — при наличии некоторых неисправностей эксплуатация транспортного средства не допускается.
Когда пора проверять подвеску
Подвеска — наиболее уязвимая деталь автомобиля, поскольку она подвержена постоянным перегрузкам. Элементы системы считаются расходниками — запчастями, которые периодически меняются по мере интенсивной эксплуатации. Специалисты рекомендуют проводить диагностику не реже, чем каждые 10 тыс. км пробега.
Что в нее входит
Проверка подвески состоит из оценки состояния колес (дисков, шин), амортизаторов, передних и задних подвижных механизмов. Регламентные работы нужно проводить в таком порядке:
- каждые 15 тыс. км рекомендуют делать развал-схождение для исключения неравномерного износа шин;
- через 60 тыс. км оценивают состояние стабилизаторов поперечной устойчивости, заменяя при необходимости втулки либо деталь в целом;
- один-два раза в год проводят осмотр подшипников на наличие люфтов;
- иные узлы проверяют не реже 1 раза в год.
Оценка состояния ходовой проводится ручным способом или с применением специализированного оборудования (второй вариант предпочтительнее).
Зачем нужна
Правильно настроенная подвеска, находящаяся в хорошем состоянии, обеспечивает безопасность вождения и снижает риск ДТП. При возникновении опасной ситуации на дороге эффективность тормозной и рулевой систем предотвратит столкновение с другим автомобилем. Своевременное выявление неисправностей убережет автовладельца от крупных затрат в последующем, так как дефект одного узла влечет за собой повреждение соседнего.
Отвалилась шаровая опора
Обязательна проверка приобретенного авто б/у, так как предыдущий владелец мог не контролировать состояние ходовой, а эксплуатация неисправной машины опасна для жизни.
Виды диагностики
В зависимости от применяемого оборудования различают виды диагностики автомобильной подвески.
Акустическая
Проводится после осмотра на люфт-детекторе (либо ручной проверки), если не выявлены проблемы. Для ее проведения необходимо приобрести прибор, который состоит из нескольких датчиков и блока управления. На полный осмотр потребуется около четырех часов.
Процедура выглядит следующим образом:
- К разным элементам авто прикрепляют датчики, считывающие звуковые колебания и передающие их на блок управления.
- При прохождении неровностей дороги возникают шумы, нехарактерные для ходовой в рабочем состоянии.
Электронная
Этот вид диагностики применяется только для современных автомобилей и заключается в подключении компьютера к электронному блоку управления транспортного средства. При наличии неисправности в элементах ходовой датчики просигнализируют об этом, и в «мозгах» авто пропишется ошибка. После определения дефекта мастеру будет проще узнать, в каком узле произошла поломка, и он сможет зрительно оценить масштаб проблемы.
Вибродиагностика
Вибростенд представляет собой платформу, что раскачивается в разные стороны, имитирует движение по неровному дорожному покрытию с целью выявить дефекты ходовой. Датчики передают информацию о работе подвески в компьютер, который указывает на наличие или отсутствие неисправности. Специальная программа сравнивает полученные данные со стандартными для конкретной марки автомобиля и анализирует степень отклонения параметров от установленных заводом-изготовителем. На станции технического обслуживания допускается вибродинамическая проверка подвески только современных авто, продиагностировать машины «в возрасте» не получится.
Убитая подвеска автомобиля
Диагностика на вибростенде может выдавать неправильные результаты. В большинстве случаев это связано не с дефектом оборудования, а с квалификацией мастера, который не может правильно идентифицировать неисправность.
Как сделать диагностику подвески
Провести обследование ходовой можно самостоятельно с применением подручных средств, либо поручив работу мастерам на автосервисе.
Своими руками
Самостоятельная диагностика и ремонт обычно проводятся в гаражных условиях при наличии минимума инструментов. Специалисты рекомендуют проверять ходовую следующими способами:
- визуально осмотреть узлы на предмет неисправности креплений, дефектом резиновых элементов, подтекания жидкостей;
- проехать на авто с открытыми окнами и прислушаться к возникающим посторонним шумам, определив место расположения неисправности;
- заехать на яму или эстакаду, «подергав» руками за все движимые элементы с целью поиска люфта или «закисания».
При наличии сомнений в работоспособности той или иной детали рекомендуют обратиться в специализированную автомастерскую.
На вибростенде
Процесс советуют проводить под наблюдением специалистов. Автомобиль устанавливают на нейтральную передачу и заезжают на платформу. В зависимости от модели диагностического оборудования, в некоторых случаях дополнительно устанавливают датчики на проверяемые части подвески.
Сайлентблок отслоение резины
Результат проверки выводится на экран и анализируется специалистом. По окончании диагностики проводят визуальный осмотр для подтверждения диагноза.
На подъемнике
Обследование на подъемнике аналогично осмотру на эстакаде или в яме, с той лишь разницей, что мастер обладает лучшими возможностями по перемещению авто, следовательно, имеет доступ к большему количеству узлов подвески.
Где можно провести диагностику
В Москве есть много станций техобслуживания, занимающихся поиском неисправностей ходовой. Рекомендуют оценивать не только стоимость предоставляемых услуг, но и отзывы клиентов, поскольку нечистые на руку мастера могут ввести автовладельца в заблуждение, указав на наличие дефектов, которых на самом деле нет. Поиск советуют проводить на известных сайтах, где представлен рейтинг исполнителей.
Признаки, что пора менять подвеску автомобиля
Важные моменты, на которые стоит обратить внимание:
- в салон передается каждый дефект дорожного покрытия;
- во время движения автомобиль уводит в сторону;
- при резком торможении передняя часть авто излишне прогибается и «клюет носом»;
- происходит неравномерный износ покрышек;
- на деталях есть масляные потеки.
Любой из вышеперечисленных признаков требует немедленного проведения диагностики подвески.
Диагностика подвески автомобиля: от ручной проверки до стендовых испытаний, что лучше выбрать
При появлении стука или посторонних шумов во время езды, необходимо провести диагностику подвески автомобиля. При движении по ровной дороге можете услышать гул, как будто ездите на шипах летом по асфальту – это тоже первый звоночек для проверки машины.
Сегодня разберем, как можно проверить подвеску авто, сколько стоит диагностика, можно ли диагностировать неисправности самостоятельно. Подробно остановимся на стендовой проверке, насколько она точна и лучше ли ручной «пошатайки».
Виды диагностики
Они бывают трех типов, в зависимости от полноты кармана и возможностей владельца:
- Хочу заплатить за вибростенд подвески.
- Не доверяю электронике и есть деньги на ручную проверку, но чужими руками.
- Нет денег, не доверяю никому – будут диагностировать самостоятельно.
Проверить подвеску можно любыми из перечисленных способов. У каждого из них есть свои нюансы и недостатки. Сегодня мы подробно остановимся на каждом из них.
Стенд для подвески машины
Автомобильный вибростенд – это компьютерный комплекс, имитирующий неровности дорожного покрытия при езде автомобиля. Он измеряет:
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой;
- Степень сноса авто относительно его центральной оси метров на 1 километр пути;
- Эффективность тормозной системы;
- Демпфирующие способности ходовой.
Имея отклонения от заводских параметров, можно предположить о неисправности в подвеске или неверной установки углов развала-схождения. На вибростенде хорошо можно протрусить машину, определяя стуки в ходовой.
Стенд – это первый этап диагностики. Какая бы не была умная электроника, она никогда не заменит чувствительных пальцев механика. Вибростенд показывает о том, существует ли в подвеске автомобиля неисправности, а какие именно – нет. Причину этих проблем должен определять квалифицированный механик или автовладелец самостоятельно в гараже.
Другими словами, найти неисправность человек без стенда может, а стенд без человека нет.
Люфт детектор
Это аналог вибростенда, но с расширенным функционалом. Его отличие от стенда для диагностики подвески автомобиля – подвижные площадки под колесами. Они могут не только имитировать неровности дороги, вытрушивая ходовую, но и двигаться в разных плоскостях.
Люфт детектор помогает механику диагностировать подвеску автомобиля. Человек самостоятельно управляет площадками под каждым колесом, двигая их в разные стороны. Одновременно он контролирует поведение каждого элемента ходовой.
Представьте себе, когда специалист в гараже монтировкой проверяет люфты в шарнирах шаровых, рулевых наконечниках, рычагах. Тоже самое делает за него люфт детектор. Он плавно перемещает площадку под колесом, механик контролирует работу всех элементов подвески.
Есть возможность записывать всю диагностику для клиента. Заказчик может онлайн контролировать весь процесс проверки, сидя за рулем автомобиля.
Этот комплекс приближен к работе автослесаря. Он может показать конкретные дефекты в подвеске или ходовой автомобиля. Если честно, опытный механик сможет точнее найти неисправность – это я вам говорю по личному опыту.
Самостоятельная диагностика подвески автомобиля
Для проверки достаточно иметь «прямые» руки, монтировку, яму или подъёмник. Можете сами этим заняться или заплатить деньги квалифицированному работнику СТО. По секрету, здесь ничего сложного нет. Главное – внимательно прислушаться к сегодняшним советам.
Проверка ступичных подшипников
Вывешиваем подозрительное колесо на домкрате. Одной рукой раскручиваем колесо, а второй держимся за пружину стойки. Если подшипник рассыпался, то рукой будет ощутима значительная вибрация.
Беремся двумя руками за разные стороны колеса в горизонтальном положении. Качаем влево и вправо. Руками не должно ощущаться люфта. То есть, вы можете слегка сминать резину покрышки, но колесо остается неподвижное. При применении значительной силы, оно будет поворачиваться вместе со ступицей.
Перекладываем руки в вертикальное положение и шатаем от себя и к себе. Здесь тоже не должен ощущаться люфт.
Если вы чувствуете, что колесо слегка двигается в любом из направлений, куда прикладываете силу, а ступица остается неподвижной – подшипник нужно менять.
Проверяем рулевые наконечники
На вывешенном колесе беремся рукой за шаровую рулевого наконечника. Напарника просим немного покачать рулем влево и вправо. Не должно ощущаться стука в узле. Если шаровая в нем не разбитая, то шар должен «мертво» держаться в обойме, но с одними оговорками.
Берем монтировку и вставляем её между двумя тягами рулевого наконечника. Слегка надавливаем «монтажку» вниз и отпускаем её. Недолжно быть вертикального люфта.
Важно. Сама по себе конструкция может вращаться, то есть, обойма наконечника может вращаться вокруг шара. В принципе она на то рассчитана. Но не должно быть люфта и стуков при движении в вертикальном или горизонтальном направлении.
Диагностика стоек и амортизаторов
Диагностика проводиться просто – если проверяем переднюю подвеску, надавливаем с одной стороны на «морду» машины и смотрим, как она отыграет назад. Если передняя часть авто плавно вернулся в нулевое положение, значит с этой стороны стойка «живая». То же проделываем с другой стороной.
По такому же принципу проверяем амортизаторы задней подвески. Так же качаем автомобиль за корму и смотрим, как она возвращается. Если она прыгает как мячик, значит, пора менять амортизаторы.
Важно. При подобной диагностике не спутайте прыганье автомобиля на покрышках. Если несильно нажимать на кузов машины, он может прыгать чисто на резине, подвеска здесь не причем.
Второй способ самостоятельной проверки – езда по лежачим полицейским на маленькой скорости. Если при их переезде перед или зад автомобиля резко «отстреливает» вверх – пора ремонтировать подвеску.
Косвенным признаком выхода из строя стоек или амортизаторов являются масляные потеки на них. Если масло вытекло из них, значит они уже не работают. Потому что в устройстве амортизатора жидкость играет первостепенную роль. Если он потерял её, то амортизировать уже не будет. Кстати, при отбое на кочках вы можете слышать металлический стук.
Не забываем, при визуальном осмотре амортизаторов обращать внимание на крепежные втулки. Резина в них дубеет и они разбиваются. Это тоже приводит к стуку на ямах.
Проверка опор и подшипников стойки амортизаторов
Они тоже могут стучать на кочках, когда в них появляется люфт. Проверяются они просто – беремся рукой за опору и шатаем кузов влево и вправо. Шток стойки не должен люфтит в опоре. Это касается и вертикальных раскачиваний кузова, стуков не должно чувствоваться.
Машина спущена с домкрата. Поворачиваем руль влево и вправо. Смотрим внимательно на пружину стойки, для уверенности можно на неё положить руку. Пружина должна плавно поворачиваться вместе с колесом. Если видно её проскальзывание, и это хорошо чувствуется рукой, то подшипник стойки неисправен.
Проверяем стойки стабилизатора
Беремся рукой за стабилизатор поперечной устойчивости и шатаем его. Если чувствуется стук или люфт, его меняем. В подвеске ВАЗ 2107 этот узел тяжело вывести из строя. По опыту владения «Семеркой» хочу отметить, что на машине с 90 тыс. пробега, проблем с ними не было.
На Лада Веста уже используются другие стойки. На первых моделях выпуска они приходили в негодность на пробегах от 5 до 10 тысяч километров. Кстати сказать, именно они чаще всего стучать в подвеске автомобиля.
Как проверить сайлентблоки
Стучать ходовая может из-за разбитых сайлентблоков или втулок. Проверить их можно при помощи монтировки или люфт детектора. Хорошо видно, где внутренняя обойма свободно гуляет в сайлентблоке. В этом случае обрывается резина, и металл стучит об металл.
При визуальной диагностике подвески обязательно смотрим на внешнее состояние резиновых изделий: крепежных втулок и сайлентблоков. Если на них виднеются трещины, то их необходимо менять, даже если они не стучат.
Проверяем шаровые опоры
Детальная инструкция диагностики шаровых опор на автомобиле лежит в отдельной статье. Вкратце напомню, как это сделать самому.
Используем смотровую яму или подъемник, только поднимать машину нужно не за пороги, а за колеса, чтобы они стояли на твердой поверхности. Если поднять машину за порог или штатное место установки домкрата, то опора будет зажата подвеской. Проверить наличие люфта не получиться.
Устанавливаем монтировку между рычагом и шаровой или кулаком (на разных видах подвески автомобиля это делается по-разному) и пытаемся пошатать вверх и вниз. Если увидите вертикальный люфт или почувствует легкие стуки в её корпусе – срочно менять. Можно рукой пошатать подвеску за рычаг.
Признаки неисправности подвески
Основными признаками являются стук и появление люфта при диагностике.
При подклинивании подшипника стойки амортизатора может слышаться скрежет пружины при повороте руля с левой или правой стороны машины. При проезде неровности можно услышать четкий стук опоры стойки или её амортизатора.
Шаровые могут издавать жуткий скрежет при движении автомобиля, не зависимо, едет он по ямам или ровной дороге. Я думаю, вы не раз слышали, как при раскачивании кузова авто в движении, машина издает скрип не смазанной телеги. Кстати, это присуще не только подвеске ВАЗ.
Цена диагностики подвески
Проверка на вибростенде будет стоить в среднем 2000 рублей для переднеприводных автомобилей и 3000 для заднеприводных. За эти деньги вы получите:
- Точное значение веса каждой оси;
- Демпфирующие способности подвески;
- Возможности ваших тормозов;
- Правильность установки углов развала-схождения;
- Величину бокового сноса машины.
На проверку подвески на стенде уходит приблизительно полчаса. В результате вы узнаете, есть ли неисправности у вашего автомобиля.
«Ручной» режим обойдется до 1000 рублей. В зависимости от региона и сложности подвески. В результате вы получите:
Проверка подвески своими руками: что нужно знать
Ходовая часть автомобиля включает в себя целый ряд различных элементов, которые активно изнашиваются в рамках активной эксплуатации. При этом проверка ходовой части и диагностика подвески необходимы в следующих случаях:
- регулярная проверка (профилактический осмотр);
- диагностика в случае появления стука, изменения устойчивости, ухудшения управляемости и т.д.;
- проверка при покупке авто с пробегом;
При этом плановая диагностика должна выполняться регулярно, так как позволяет выявить неисправности на ранней стадии, благодаря чему удается избежать аварийного ремонта.
Более того, в подвеске многие части взаимосвязаны, в результате чего одна поломка тянет за собой другую. С учетом того, что диагностика ходовой не является сложной процедурой, необходимо знать, как проверить подвеску своими руками. Подробнее читайте в нашей статье.
Передняя и задняя подвеска: конструкция
Если рассматривать самый распространенный тип подвески на авто начального и среднего класса, это независимая подвеска типа МакФерсон в передней части и полузависимая балка сзади. Конструктивно передняя подвеска данного типа включает в себя:
- подрамник
- нижний рычаг
- амортизационную стойку с пружиной
- поворотный кулак
- стабилизатор поперечной устойчивости
Также можно выделить большое количество более мелких деталей: шаровые опоры, стойки стабилизатора, втулки, сайлентблоки, опорные подшипники и т.д. Что касается задней подвески, наиболее распространена полузависимая задняя подвеска. Конструктивно это крепкая полузависимая балка, амортизаторы с пружинами, сайлентблоки балки.
Добавим, что в рамках данной статьи мы не будем уделять внимание сложным пневматическим и гидравлическим подвескам, а также многорычажным подвескам, так как для диагностики подобных решений требуется специальное оборудование, опыт и профессиональные навыки.
Также низка вероятность того, что владельцы авто высокого класса с такими подвесками будут заниматься самостоятельной диагностикой. По этой причине остановимся на простой «народной» конструкции.
Как самому проверить подвеску
Сразу отметим, что для проведения диагностики ходовой не требуется специального инструмента. Главное, получить доступ к нижней части автомобиля, снять защиту поддона двигателя для удобства (при ее наличии) и обеспечить качественное освещение (переносная лампа, мощный фонарик и т.д.). Также потребуется небольшая монтировка и, в некоторых случаях, домкрат.
Еще нужен подъемник или гараж с ямой, так как диагностика подвески без ямы или на эстакаде без вывешивания колес может быть исключительно поверхностной. По этой причине в рамках данной статьи мы не будем отдельно рассматривать, как проверить подвеску без ямы.
Передняя подвеска
- Итак, диагностика ходовой части и передней подвески начинается с проверки верхних опор стоек. Поднимать автомобиль не следует, подвеска должна быть нагруженной. Обращать внимание нужно на зазор между чашкой и кузовом. Если зазор большой (около 1.5 см), это указывает на необходимость замены верхних подушек.
- Также машину нужно раскачать. Если кузов делает больше двух раскачиваний, в этом случае амортизаторы пришли в негодность и их нужно менять (помните, замена выполняется парой на одной оси).
- Дальше машину поднимают на подъемнике или на домкрате, после чего осматривают амортизаторы. Не должно быть видно явных подтеков или повреждений пыльников и штока. Далее нужно взяться за вывешенное колесо и покачать его вправо и влево, а также вверх и вниз.
- Если слышны стуки, это указывает на возможные проблемы с рулевой тягой или наконечником тяги. Чтобы точнее определить причину, нужно пригласить помощника, который возьмется за тягу в момент раскачивания колеса и определит место люфта.
- Также посторонние звуки при раскачке вверх и вниз укажут на износ шаровой опоры. Кстати, даже если стука нет, это еще не значит, что шаровая в норме. Ее также проверяют монтировкой. Как это сделать, рассмотрим ниже.
- Следующий шаг – вращать колесо, чтобы определить состояние ступичного подшипника. Появление гула или скрежета, постукивания при качении также говорят о проблемах с подшипником ступицы. Можно сильно раскрутить колесо и взяться за пружину. Вибрации на пружине также являются признаком неисправного подшипника.
- Дальше при помощи монтировки нужно проверить сайлентблоки рычагов. Оптимально выполнять проверку на подъемнике, так как на домкрате делать такую работу сложнее. Нужно двигать сайленты в продольном и в поперечном направлении, опираясь на подрамник. Всего сайлентблоков по паре на рычаг, сильный люфт укажет на необходимость замены сайлентблока.
Теперь снова проверим шаровую опору. Если руками покачать рычаг возле опоры вверх и вниз, на износ укажет сильный люфт. Также можно вставить монтировку между кулаком и рычагом и покачать. Если все в норме, не должно быть замечено наличие люфта.
Как проверить подвеску на задней оси
- Конструктивно задняя полузависимая подвеска намного проще передней. Проверять нужно только ступичные подшипники, амортизаторы, пружины и сайлентблоки балки. Чтобы понять, как проверить пружину, достаточно осмотреть ее витки на предмет трещин, а также посмотреть на состояние самих витков. Наличие явных потертостей и даже вмятин в местах контакта двух витков часто говорит о том, что пружина просела.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить сайлентблоки передних рычагов своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сайлентблоков, а так же на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.
Также нужно проследить за состоянием резины втулок на сайлентблоке балки. Иногда такой сайлентблок на авто с пробегом рвется. В результате балка просто висит на крепежном болте в кронштейне. Это приводит к стукам, нарушению сход-развала и т.д.
Рекомендации
Хотя диагностика ходовой своими руками вполне возможна в условиях обычного гаража, желательно периодически выполнять проверки на СТО с привлечением опытных специалистов. Дело в том, что опытный автослесарь быстрее и точнее определяет неисправности, а также может указать на причину, по которой та или иная деталь вышла из строя.
Поверять подвеску нужно регулярно, так как некоторые неисправности могут не проявляться явно, при этом в случае аварийной ситуации проблемы могут быть серьезными. Например, если вырвет шаровую опору или заклинит ступичный подшипник, это может привести не только к неожиданной поломке самого авто, но и к аварии.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие амортизаторы лучше выбрать для автомобиля, газовые, масляные или газо-масляные. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках различных типов амортизаторов, а также на каких стойках лучше остановить свой выбор.
Более того, даже работающие на 50% амортизаторы или изношенные сайлентблоки и втулки стабилизатора становятся причиной значительного ухудшения устойчивости и управляемости автомобиля. В результате машина хуже управляется и тормозит, теряет курсовую устойчивость и т.д.
При спокойной езде по городу это менее заметно, однако, после выезда на трассу и на высокой скорости риски не справиться с управлением и попасть в аварию значительно возрастают. Также при неисправности одних элементов автоматически увеличиваются нагрузки на другие детали подвески, ходовой части и рулевого управления. В результате их ресурс также значительно сокращается, а комплексный ремонт подвески будет однозначно дороже.
Источник https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/diagnostika-podveski-avtomobilya/
Источник https://avtoyoutube.ru/diagnostika-podveski-avtomobilya.php
Источник http://krutimotor.ru/kak-proverit-podvesku-i-hodovuyu-chast-svoimi-rukami/