Виды коробок передач

Виды коробок передач

Подробное рассмотрение всех типов и видов коробок передач. Какие бывают типы КПП, рассматриваем классическую трансмиссию.

С каждым годом автолюбителей становится все больше. Комфорт, удобство и быстрота передвижения на личном транспорте едва ли сопоставимы с общественным, а количество дополнительных опций, полезных и нужных технологий, применяемых для авто, не могут не радовать потенциального покупателя. Однако мало кто знает техническую начинку машины, различные узлы и составляющие, их функции и предназначение. Сегодня мы расскажем про такой механизм, как КПП, рассмотрим основные виды коробок передач и их особенности.

Краткая справка

Прежде чем выяснить, какие бывают КПП, стоит подробнее узнать их устройство, назначение и, наконец, функции. Тем, кому не довелось сталкиваться с необходимостью собственноручного ремонта того или иного узла авто, коробка передач кажется таким загадочным механизмом, который заставляет одним движением менять разгонные характеристики, изменять передаточное число и крутящий момент путем смены одной передачи на другую.

Коробка передач

На самом деле, так оно и есть.

Документация, которая описывает основные механизмы и агрегаты современного автомобиля, утверждает, что КПП — это не что иное, как устройство, обеспечивающее передачу крутящего момента двигателя на ведущую ось, обеспечивая их постоянную связь.

При этом главная функция, которую обеспечивают все, без исключения, виды трансмиссии — это изменение крутящего момента для улучшения разгонных характеристик машины и более оптимального распределения мощности силового агрегата в целях экономии топлива и ресурса двигателя.

Какие же бывают коробки передач? Какой принцип работы на автомобиле они имеют? На данный момент, основные типы коробок передач составляют механическая, автоматическая и роботизированная трансмиссии, а также вариатор. Каждое из устройств имеет свои преимущества и недостатки. Об их особенностях и предназначении их составляющих читайте далее.

Механика

Самый распространенный и классический тип КПП автомобиля — это механическая коробка передач. Принцип ее работы наиболее примитивен и прост, а потому позволяет наилучшим образом погрузиться в данную тематику и разобраться в устройстве столь сложного механизма.

Ручная коробка позволяет выбирать передаточное число самому. В салоне располагается рычаг переключения скоростей, и в зависимости от выбранного его положения, можно изменять работу узлов машины и их свойства.

По сути, все сводится к тому, чтобы определенным образом соединить друг с другом два вала, расположенные в колоколе КПП. Оба вала имеют на себе набор шестерен разного размера. Один идет к двигателю авто, а другой — к ведущим колесам.

Так, уменьшается размер ведомой шестерни и увеличивая размер ведущей, и постепенно достигается максимальная скорость автомобиля с минимальным вращением маховика мотора. Это приводит к более рациональному использованию механизмов и достижению максимального их ресурса.

Автомат

Автоматические коробки передач не являются чем-то новым и ультрасовременным. История создания агрегатов подобного типа относится к середине 20 века, и примитивные механизмы КПП, способные автоматически переключать скорости, в зависимости от выбранного режима и скорости езды, насчитывают не одно десятилетие.

Главная функция подобного агрегата на авто — по-прежнему соединять двигатель и ведущую ось, обеспечивать рациональное распределение мощности и крутящего момента при максимальной экономичности.

Тем не менее, принцип работы механизма на авто несколько иной.

Как бы то ни было, устроен он куда более сложнее, чем в случае с механикой, а потому имеет меньшую надежность, да и ремонтировать автомат гораздо труднее и дороже.

О основе автоматической КПП лежит набор фрикционов. Каждый из фрикционов представляет собой диск, который имеет на своей плоскостной поверхности определенные шероховатости и рельеф, что позволяет ему получить неплохие сцепные свойства. Чтобы понять смысл подобного механизма, стоит вспомнить устройство сцепления автомобиля: здесь все происходит практически так же.

Иными словами, фрикционы различного размера поочередно соединяются друг с другом и вращаются синхронно. Смена фрикционов осуществляется посредством системы подачи масла высокого давления и цепочки клапанов. При достижении маслом максимального давления, клапан открывается в ту или иную сторону, и происходит смена одних фрикционов на другие.

Робот

Рассмотрев механическую и автоматическую коробки передач, можно перейти и к более сложным разновидностям КПП, которые возникли в истории создания автомобилей сравнительно недавно.

Так, одним из наиболее современных типов трансмиссий является робот. По своей сути, данный тип является гибридом механики и автомата и сочетает в себе все их преимущества. Так, принцип работы взят от механической трансмиссии. То есть здесь в роли ведущего и ведомого звеньев предстают металлические шестерни на валах, которые поочередно сменяются и изменяют передаточное число.

Также здесь есть и сцепление, но его управление на авто происходит автоматически, равно как и само переключение скоростей. Такие операции производит искусственный интеллект, построенный на системе чипов и плат. К сожалению, наряду с удобством, стоимость ремонта такого оборудования значительно возрастает, а надежность агрегатов теряется.

Вариатор

Последним рассматриваемым на сегодня типом является вариатор, или бесступенчатая коробка передач.

Механизм представляет собой два конуса, имеющих ступенчатую форму и шестеренчатый рельеф. Посредством электронного чипа, при возрастании скорости конусы постепенно надвигаются навстречу друг другу. Выходит так, что размер шестерен постоянно изменяется, и передаточное число становится иным.

Данный вид трансмиссии на авто не имеет большой популярности из-за некоторого психологического эффекта: при разгоне число оборотов двигателя остается неизменным. Это привело к тому, что производители внедряют функции имитации переключения скоростей, чтобы нивелировать данный недостаток окончательно.

Коробка передач Renault

Резюме

В данной статье мы рассмотрели все существующие виды трансмиссий. КПП — это сложный механизм, который, тем не менее, является незаменимым в каждом современном авто. Современные агрегаты имеют разительное отличие от тех, что устанавливались на авто еще несколько десятилетий назад, а потому есть все основания полагать: в скором времени будет достигнуто абсолютное совершенство механизма, которое полностью решит все проблемы ныне существующих и выпускающихся устройств.

Рекомендуется к прочтению  Принцип работы сцепления и коробки передач

Коробка передач

Коробка передач

Назначение и особенности устройства КПП. Принцип работы коробок переключения передач. Специфика и плюсы разных видов.

Коробка передач или коробка переключения передач (КПП) – это один из важнейших агрегатов трансмиссии – наряду с карданным валом, сцеплением и задним ведущим мостом. Как составляющая трансмиссии КПП характерна для всех автомобилей ДВС.

Коробка передач

Назначение и устройство

  • изменения крутящего момента,
  • изменения скорости,
  • коррекции направления движения автомобиля,
  • разъединения ДВС и трансмиссии и, напротив, их соединения (такая потребность актуальна при переключении передач, необходимости получения малых «ползучих» скоростей, кратковременной остановки транспортного средства),
  • блокировки гидротрансформатора (функция ценна для уменьшения потери полезной энергии «автомата» при передаче крутящего момента в ситуации, когда выравниваются обороты ведомой и ведущей турбин).

В корпусе устройства коробки передач с “механикой” объединены валы (2, 3 или более), синхронизатор, шестерни, рычаг для переключения скоростей, проволочные кольца, подшипники, сальники.

Устройство АКПП (КПП с “автоматикой”) представляет собой узел, в который входят гидротрансформатор, планетарный ряд, фрикционы, тормозная лента, узел управления (насос + маслосборник + клапанная коробка).

В основе роботизированных коробок могут лежать как решения механического типа с электрической либо гидравлической системой управления сцеплением и передачами, так и автоматические коробки, оборудованные электрогидравлическим приводом сцепления.

На сцеплении, шестернях, валах и синхронизаторах остановимся более подробно.

Сцепление

Предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленвала ДВС к первичному валу коробки передач.

Именно благодаря наличию сцепления двигатель на короткий промежуток времени можно аккуратно отсоединить от трансмиссии, а трансмиссию защитить от перегрузок.

Стандартная муфта сцепления большинства транспортных средств с механической коробкой включает маховик, нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник, привод, вилку и выключатель сцепления.

Один двигатель соединен с колёсами, другой — с ДВС. В момент, когда водитель отпускает педаль, диски прижимаются друг к другу и начинают совместное вращение.

Именно о классическом сцеплении как таковом чаще говорят при использовании механической коробки передач, а при езде с ДВС на АККП говорят о совмещенном решении сцепления и гидротрансформатора. Его непосредственная функция аналогична сцеплению. Но водителю не нужно совершать никаких рутинных действий и выжимать сцепление вручную. За него все будет делать сама КПП.

гидротрансформаторы.jpg

Что касается роботизированных решений типа DSG (с мехатроникой), то они располагают двумя сцеплениями. Наличие двух сцеплений ценно для повышения мощности транспортного средства, и при этом минимизации пробуксовок, оптимизации расхода топлива.

Ведь физически в момент переключения обороты двигателя при использовании двух сцеплений способны остаются на прежнем уровне.

На картинке ниже вы видите “поведение” сцепления в роботизированной коробке DSG в момент после переключения на вторую передачу.

момент от двигателя

Шестерни и валы

Шестерни и валы – главные «управляющие» крутящим моментом. Именно шестерни и валы помогают изменять передаточное отношение. Неотъемлемые элементы устройства всех механических КПП и некоторых АКПП (например, Honda).

Устройство механической коробки передач чаще всего сконструировано так, что оси валов находятся в параллельной плоскости. Сверху монтированы шестерни.

Первичный или ведущий вал (ведвал) посредством корзины сцепления присоединен к маховику. Выступы способствуют продвижению второго диска сцепления и направления крутящего момента на промежуточный вал посредством шестерни.

Конец вторичного вала примыкает к подшипнику на хвостовике ведущего. Так как нет фиксированной связи, валы независимы, и нет препятствий для того, чтобы они вращались в разные стороны. Нет препятствий и для варьирования скоростей.

ведомые шестерни

Устройство автоматической коробки передач вместо шестерён и валов предполагает планетарный редуктор. Вращаются шестерни и валы всегда как единое целое. Но конструктивно это могут быть как разные детали, так и неразборный узел.

Синхронизаторы

Синхронизаторы – неотъемлемый элемент КПП с шестернями – кроме решений со скользящими шестернями. Физически работа синхронизаторов обязана силе трения.

Функция синхронизаторов – выравнивание частоты вращения шестерен и валов, благодаря чему создаются все условия для плавного переключения скоростей. Благодаря синхронизаторам КПП меньше изнашивается и меньше шумит.

Синхронизаторы активно присутствуют у МКП и роботизированных КПП. У автомобилей с планетарными АКП альтернатива синхронизаторам – фрикционные управляющие элементы. Синхронизаторы состоят из муфты, блокировочных колец, стопорного кольца, пружины, шестерён.

Синхронизаторы

Как работает стандартный синхронизатор?

  • Муфта подается в сторону шестерни.
  • Блокировочное кольцо муфты принимает на себя усилие.
  • Поверхности зубьев начинают взаимодействовать.
  • Блокировочное приобретает положение “на упор”.
  • Зубья муфты оказываются напротив зубьев блокировочного кольца.
  • Муфта оказывается в зацеплении с венцом на шестерне.
  • Муфта и шестерня блокируется.

Казалось бы шагов достаточно много, но все это происходит за доли секунд – в момент включения водителем передачи.

Принцип работы механических коробок переключения передач

КПП с “механикой” во время работы задействуют различные комбинации зубчатых колес.

Принцип работы МКПП базируется на создании соединений между первичным и вторичным валом. Благодаря использованию шестерен с разным количеством зубьев трансмиссия подстраивается под условия на дороге, цели водителя.

При возрастании скорости вращения выходного вала МКПП по отношению к скорости вращения входного величина крутящего момента от ДВС к колёсной базе уменьшается.

При уменьшении скорости вращения выходного вала МКПП по отношению к скорости вращения входного вала величина крутящего момента, от двигателя к ведущим колесам, наоборот увеличивается.

КПП различны по количеству ступеней. Каждая ступень имеет свое передаточное число. Оно представляет собой отношение зубьев количества зубьев ведомой шестерни по отношению к числу зубьев ведущей шестерни.

У пониженной передачи – наибольшее передаточное число, а у повышенной передачи, наоборот, наименьшее передаточное число.Чем ниже передаточные числа, тем быстрее транспортное средство способно разогнаться.

При изменении передаточных чисел и скорости транспортного средства для кратковременного отключения коробки передач применяется сцепление.

В зависимости от конструкции КПП при этом могут быть двухвальные и трехвальные. И устройство, и процесс работы агрегатов несколько отличается.

КПП.jpg

2-х-вальная коробка передач: устройство и принцип работы

  • картер – несущий элемент, корпус. К нему крепятся все остальные детали устройства. Он же защищает агрегат от внешнего воздействия, а человека – от вращающихся деталей, а также выполняет функцию хранилища для масла.
  • валы – первичный и вторичный,
  • шестерни (в блоках), часть крепится к ведущему, часть к ведомому валу,
  • шлиц (соединяет ПВ и сцепление),
  • синхронизаторы.

Рычаг переключения – в нейтральном положении: шестерни прокручиваются, крутящий момент от ДВС не передается к колёсам.

Рычаг перемещен – муфта синхронизатора также изменяет положение. Уравниваются угловые скорости соответствующего вала и шестерни. Крутящий момент передаётся с первичного вала на вторичный. От ДВС на ведущие колеса с заданным передаточным числом .передается крутящий момент.

Рекомендуется к прочтению  Тормозная жидкость. Стандарты на тормозные жидкости и особенности применения для различных тормозных систем и автомобилей.

Отдельно на картинке показан задний ход. Для него в КПП есть задняя передача. Для коррекции направления задействуется промежуточная шестерня. Она монтируется на отдельную ось.

оси.png

3-вальная КПП: устройство и принцип работы

3-х вальные решения популярны у авто с задним приводом.

  • Картер.
  • Ведвал.
  • Ведомый вал. Находится на одной оси с ведущим.
  • Промежуточный вал. Монтирован параллельно первичному.
  • Шестерни. Блок шестерен ведомого вала свободно вращается на нем. Блоку шестерен промежуточного и ведвала обеспечена жесткая связь, а шестерни на ведомом валу свободно вращаются, четкой фиксации нет.
  • Синхронизаторы. Стоят на всех передачах. Благодаря шлицу беспрепятственно перемещаются в продольном направлении.
  • Механизм переключения (рычаг + ползунки + блокатор). Монтирован на картере.

Первичный вал работает в тандеме со сцеплением и отвечает за передачу крутящего момента к промежуточному валу. Все детали находятся в зацеплении. Принципиальное отличие – меньше потерь на трение при первой передачи и возможность обеспечить зацепление сразу двух пар зубчатых колёс. Соответственно у решения более высокий КПД на первой передаче.

Виды коробок переключения передач

Рассматривая устройство и назначение КПП,невозможно было не упомянуть, что они бывают разных типов: механические, автоматические, роботизированные. Кроме того, существует ещё такая подгруппа устройств как вариаторы. Рассмотрим эти КПП более подробно.

Механические КПП

“Механика” — это классика. Для работы с “механикой” нужны навыки, понимание, как выполнять выбор передаточных чисел, но при умении управлять в ручном режиме, водитель виртуозно может подстроиться под любые условия движения.

Главное при езде на механике научиться чувствовать, когда точно переключать передачи и как достигать нужную динамику.

Впрочем, умение работать с “механикой” – это не только безупречная езда, но ещё и продление службы эксплуатации самой КПП.

Один из неудобных моментов – требуется постоянно следить за тахометром. Но это важно. ДВС работает правильно, если параметры варьируются от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту, если цифры другие, требуется переключить передачу.

Автоматические КПП

Подбор оптимального передаточного числа осуществляется не водителем, а автоматически — посредством модуля управления. Именно посредством электроники (модуля управления) легко контролировать скорость движения транспортного средства.

Наиболее популярны гидравлические “автоматы”. Крутящий момент у них передаётся с помощью турбин через рабочую жидкость.

Несмотря на то, что для машины с “автоматом” нужно больше топлива, чем с механикой и даже больше времени на разгон, всё чаще водители предпочитают именно “автоматы”. Ведь с ними гораздо удобней, чем с “механикой”.

Тем более, что современные АКПП адаптивны и могут беспрепятственно подстраиваться под абсолютно разные стили вождения. В том числе, спортивный.

Роботизированные вариаторы

Роботизированные (автоматизированные, полуавтоматические) КПП как агрегаты – это промежуточные вариант между “механикой” и “автоматом”.

Переключение может быть и ручным, и автоматическим, а вот управление устройством осуществляется посредством переключателя, джойстика.

робот.jpg

Полностью вручную (при любом режиме) нужно только нажимать рычаг переключателя. А вот дальше при выборе автоматического режима работа будет возложена на робота. В том числе, автоматически согласуются частота вращения звеньев и оборотов ДВС.

Вариатор

Отдельно можно выделить вариатор. Это изменяющаяся трансмиссия или бесступенчатая КПП. Изменение передаточного числа производится в заданном диапазоне.

Вариаторы позволяют достигнуть наивысшую топливную экономичность, ведь нагрузки в таких решениях идеально согласованы с оборотами коленвала.

вариаторы.jpg

Есть вариаторы, которые по своему устройству ближе к МКПП (с центробежным сцеплением), есть решения, которые ближе к АКПП (такое устройство включает гидротрансформатор).

Но, увы, любая конструкция не позволяет создать очень мощный вариатор. Поэтому на практике поставить вариатор получается только на легковые автомобили, всевозможную мототехнику (очень популярный вариант для скутеров), но не на большегрузный коммерческий транспорт (автобусы, грузовики), т.е. транспортные средства, которые как раз и “съедают” больше всего топлива.

Исключение составляют только лёгкая коммунальная, сельскохозяйственная техника.

Плюсы и минусы

  • низкая стоимость (как устройства, так и ремонта),
  • хорошая динамика,
  • простой ремонт.
  • в «пробках» требуется регулярное переключение передач,
  • сложность в управлении.
  • не нужно думать, какую передачу выбрать,
  • простота разгона (нет крена авто назад),
  • защита ДВС от перегрева.
  • высокая стоимость агрегата,
  • высокий расход топлива,
  • высокая стоимость ремонта.
  • можно выбрать ручной или автоматический режим работы,
  • топливная эффективность.
  • есть риски крена авто при разгоне,
  • возможны
  • рывки при переключении передач.
  • сниженная нагрузка на двигатель,
  • плавность езды.
  • высокая стоимость коробки и ее ремонта,
  • можно поставить только на маломощный двигатель.
  • базовый,
  • продвинутый,
  • специалист.

Дополнительную информацию вы можете посмотреть непосредственно в модулях LCMS LCMS ELECTUDE — платформе для обучения автомехаников, автомехатроников, автодиагностов.

Неисправности сцепления

сцепление

Особенность взаимодействия силовой установки и коробки передач заключается в том, что пока двигатель работает, коленчатый вал его вращается, что сильно усложняет возможность вывода из зацепления одних шестерен и ввода других. То есть, при заведенном двигателе переключить передачи не легко и не безопасно для коробки передач. Чтобы была возможность кратковременно разъединить между собой силовой агрегат и коробку передач, между ними помещен еще один элемент – сцепление.

Назначение, виды

Задача сцепления – кратковременное разъединение двигателя и КПП для возможности изменения передаточного числа в коробке, а также обеспечение возможности плавного начала движения.

Видов применяемых на авто – несколько:

  • фрикционное (оно же механическое);
  • гидравлическое;
  • электрическое.

Наибольшее распространение получило фрикционное. Оно используется вместе с механическими и роботизированными. В автоматической и вариаторной трансмиссии роль сцепления выполняет гидротрансформатор.

Сцепление автоматических и вариаторах коробок передач затрагивать пока не будем, остановимся на фрикционом, поскольку оно распространено на легковом автотранспорте.

Конструктивные особенности

Сцепление состоит из двух основных составляющих – привода и самого механизма. Привод обеспечивает передачу усилия от водителя на механизм, а механизм уже непосредственно выполняет разъединение мотора с коробкой.

Типов привода, используемых на авто – несколько:

  • механический — усилие в таком типе выполняется за счет системы рычагов и тяг или же посредством троса;
  • гидравлический — в нем усилие водителя выполняется за счет жидкости;
  • пневматический — усилие выполняется за счёт воздуха под давлением, применяется на грузовом транспорте и с/х технике;
  • электронный — датчики отслеживают положение педали сцепления, а электромотор включает или выключает его.

Какой бы из типов привода не использовался на авто, но задача у него одна – передать усилие водителя на механизм для разъединения двигателя и КПП.

Рекомендуется к прочтению  Коэффициент сцепления ведущего колеса с дорогой.

А вот разъединение выполняет механизм сцепления. Он подразделяется по нескольким классификациям:

  1. По среде работы. Бывают сцепления сухие и масляные. Что касается автомобилей, то на них распространение получило сухое.
  2. По количеству ведомых дисков. Используются однодисковые, двухдисковые и многодисковые.
  3. По элементам отжима диска. В одних разъединение диска производится посредством подпружиненных рычагов, в другом типе – за счет пружинной диафрагмы.

Самое большое распространение на легковых авто поучило однодисковое сухое сцепление. В роботизированных же коробках возможна установка и двухдискового.

Электронная педаль газа

В автомобилях с этой системой на педаль сцепления крепится датчик, который сообщает блоку управления о её положении. Он улучшает процесс управления путем исключения «провалов» в оборотах двигателя и рывков при переключении передачи. В момент нажатия и отпускания педали сцепления блок управления регулирует обороты и корректирует угол опережения зажигания. Это сказывается в положительную сторону и на расходе топлива.

датчик педали сцепления

Датчик педали сцепления

Неисправность этого датчика приводит к «рывкам» автомобиля при переключении передачи, начинают плавать обороты при выключенном сцеплении, увеличивается расход топлива. Неисправность сигнализируемая лампочкой Check Engine на приборной панели.

Причиной этого является:

  • выход из строя датчика;
  • замыкание или обрыв цепи;
  • разрегулировка педали сцепления.

Неисправности привода

Каждый вид привода имеет свои специфические недостатки. Стоит отметить, что многие проблемы с работой сцепления связаны с приводом.

На автомобилях часто используется тросовый механический привод. Основные неисправности сцепления с тросовым приводом таковы:

  • нарушение регулировки;
  • порыв троса;
  • закусывание.

регулировка тросика сцепления

Регулировка троса производится гайкой, которая позволяет изменять длину оплетки относительно самого троса. При неправильной регулировке трос получается сильно натянутым или ослабленным, что приводит к неправильной передаче усилия водителя к механизму.

Порыв троса обычно происходит из-за коррозии. При этой неисправности сцепления полностью прекращается его функционирование.

надрыв тросика сцепления

Износ тросика сцепления

Закусывание – проблема, связанная с порывом только части нитей троса. А поскольку нити троса – металлические, то они начинают упираться в оплетку, затрудняя перемещение. Из-за этого значительно осложняется управление механизмом (сложно выжать педаль или она не возвращается в нормальное положение).

У гидравлического привода свои неисправности:

  • недостаточное количество жидкости;
  • порыв трубопровода;
  • попадание воздуха в систему;
  • подклинивание поршня главного или рабочего цилиндра.

Электронный привод, состоящий из управляющего и исполнительного механизма, датчиков и блока управления, тоже имеет свои неисправности (актуальны и для электрического привода):

  • неисправность одного из датчиков;
  • выход из строя электромотора (исполнительного механизма);
  • замыкание или обрыв цепи;
  • износ и разрегулировка педали сцепления.

Поскольку такой механизм является одной из самых последних разработок для фрикционного сцепления, то стоит его рассмотреть несколько ближе.

Суть его работы достаточно проста – управляющий механизм получает сигнал от педали сцепления, а также от датчика положения селектора КПП, передает его на электронный блок, а тот в свою очередь – на исполнительный механизм. Особенностью такого привода является возможность электронному блоку самостоятельно выполнять управление механизмом сцепления, без участия водителя. Это очень удобно, поскольку такой привод приближает управление к работе роботизированной коробки. К примеру, при движении в пробке электронный блок может самостоятельно включать и отключать сцепление, основываясь на данных датчиков.

Но в этом есть и свои недостатки. Выход из строя любого из датчиков может привести к тому, что управление механизмом сцепления станет неконтролируемым. К примеру, неисправность одного из датчиков может привести к тому, что блок управления будет получать некорректную информацию. Вылиться такие неисправности сцепления могут в нестабильность оборотов двигателя, повышение расхода топлива или вовсе отказом всего механизма.

Неисправности механизма

Чтобы понять какие бывают неисправности сцепления со стороны механизма, следует разобраться с его конструкцией. Однодисковый механизм состоит из корзины с ведущим диском, который жестко закреплен на маховике. Ведущий диск имеет возможность перемещаться внутри корзины, но пружинной диафрагмой или пружинами кулачков он поджат к маховику. Между ними помещен ведомый диск с фрикционными накладками, который соединен посредством шлицевого соединения с ведущим валом КПП. Имеется также выжимной подшипник, задача которого – воздействие на пружину ведущего диска за счет усилия, полученного посредством привода.

Неисправности сцепления зачастую связаны с деформацией или поломкой составных частей. Распространенными из них являются:

  • износ или разрушение фрикционных накладок ведомого диска;
  • поломка лепестков диафрагменной пружины;
  • повреждение ведомого диска;
  • деформация ведущего диска или рабочей поверхности маховика;
  • износ выжимного подшипника.

Проявления неисправности сцепления

Перечень неисправностей
Сцепление «ведет»1.Разрегулирован привод или нарушение его работы
2.Повреждение диафрагменной пружины
3.Повреждение одного из дисков или поверхности маховика
Пробуксовка сцепления1.Привод разрегулирован или нарушение его работы
2.Подклинивание выжимного подшипника
3.Сильный износ накладок ведомого диска
4.Повреждение диафрагменной пружины
Повышенный шум1.Разрегулировка привода или нарушение его работы
2.Износ выжимного подшипника
Сцепление не выключается1.Повреждение троса (механический привод)
2.Разгерметизация системы или попадание воздуха в нее (гидравлический привод)
3.Выход из строя датчиков, управляющего или исполнительного механизма (электронный привод)
После выжима сцепления педаль остается в полу1.Соскакивание возвратной пружины педали
2.Соскакивание возвратной пружины вилки включения
3.Подклинивание выжимного подшипника
Рывки при движении1.Износ или повреждение накладок ведомого диска
2.Деформация диафрагменной пружины
3.Износ демпферных пружин
4.Повреждение ведущего диска

При проявлении любых неисправностей необходимо обратиться на специализированное СТО для проверки и возможного ремонта. Затягивание может привести к ещё более серьезным последствиям, вплоть до разрушения всего механизма сцепления.

ведомый диск сцепления

Сломанный ведомый диск

Что делать?

Некоторые неисправности сцепления можно устранить даже в пути, особенно это касается проблем с приводом (кроме электронного). Также всегда существует возможность двигаться даже без сцепления. Практически все КПП оснащены синхронизаторами, позволяющими переключать передачи в движении без сцепления (хоть это на пользу коробке не пойдет).

Остается только знать, как правильно начать движение. При хорошо заряженном АКБ стартер способен запустить двигатель на включенной передаче. То есть, достаточно включить первую передачу, а после стартером запустить мотор. При этом авто будет двигаться рывками, пока двигатель не запустится. Дальнейшее движение нужно продолжать с включенной аварийной сигнализацией и на малой скорости. Если коробка оснащена синхронизаторами, то допускается переключение передач, а также включение«нейтрали».

Источник http://portal-mashin.ru/service/transmission/vidy-korobok-peredach.html

Источник http://pro-sensys.com/info/articles/obzornye-stati/korobka-peredach/

Источник http://autoleek.ru/korobka-peredach/sceplenie/neispravnosti-scepleniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: