Содержание
Схема электрооборудования. Электрическая схема ваз Схема зажигания и системы управления двигателем
Модель ВАЗ 2105 впервые появилась на улицах городов в 1980 году и сразу же стала необычайно популярной. Дело в том, что дизайн автомобиля повторял черты европейских моделей тех лет: передние и задние блок-фары, алюминиевые бампера, современная панель приборов.
Все это потребовало от конструкторов переделки привычной электрической схемы автомобиля.
Публикуемая в статье оригинальная схема облегчит автовладельцам и мастерам СТО поиск неисправностей в электросистеме автомобиля семейства Жигули .
Схема проводки ВАЗ 2105 вместе с проверочным тестером позволит:
- определить причины отказа цепи;
- выявить какой датчик или реле перестали выполнять свои функции;
- установить поломку в системе зажигания;
- определить цепь, предохранитель которой перегорел;
- проверить бортовое напряжение, выдаваемое генератором;
- найти причину выхода из строя ламп накаливания и т.д.
За основу при изготовлении была взята платформа ВАЗ 2101. По своей сути, это был все тот же заднеприводной пятиместный автомобиль в кузове «седан». ВАЗ 2105 своим дизайном практически копировал модели машин, выпускаемых в Европе в начале 80-х годов, а стоил на порядок ниже, что и предопределило его популярность в западных странах.
За границей автомобиль имел имя Lada Riva и Lada Nova (в зависимости от страны продажи). Под такими именами он демонстрировался на видео рекламе.
Автозавод выпускал несколько модификаций ВАЗ 2105:
- С индексом ВАЗ-2105 автомобиль оснащался 4-ст. коробкой передач и карбюраторным двигателем объемом 1290 куб. см (63 л.с.);
- ВАЗ-21050 оснащался 5-ст. КПП;
- На ВАЗ-21051 устанавливался двигатель от ВАЗ 2101 (объем 1200 куб. см, мощностью 58 л.с.) с 4-ст. КПП;
- ВАЗ-21053 комплектовался карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 (объем 1450 куб. см, мощностью 71 л.с.);
- ВАЗ-21053-20 комплектовался инжекторным двигателем от ВАЗ-2104 (объем 1450 куб. см, мощностью 71 л.с.), соответствовавший требованиям Евро-2. Также с ним шла 5 ст. коробка передач.
Справочно: электропроводка ваз 21053 отличалась иной формой клемм в подкапотном пространстве. Это было вызвано установкой ЭСУД -электронной системы управления двигателем и дополнительными датчиками.
Особенности электрооборудования автомобиля ВАЗ 2105
Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2105 выполнено по классической для семейства Жигулей однопроводной схеме, при которой:
- металлический кузов авто играет роль второго провода;
- отрицательные выводы всех электрических устройств и компонентов соединены на «массу»;
- электрические цепи защищены плавкими предохранителями;
- работа основных систем активируется через замок зажигания автомобиля.
Справочно: замок зажигания управляет электрическими сетями путем подачи питания с аккумулятора или генератора.
Контактная группа замка сконструирована таким образом, чтобы в момент запуска двигателя электропроводка ваз 2105 второстепенных цепей отключалась.
Замок зажигания
В качестве системы управления электрическими системами автомобиля использовался замок зажигания, имевший четыре основных положения:
- Положение «0» – все выключено.
- Положение «1» – зажигание включено. Ключ блокируется в замке, При этом со вставленным ключом могут быть активированы цепи наружного освещения, контрольные приборы и лампы сигнализации (уровня тормозной жидкости, давления масла в двигателе, уровня топлива в бензобаке);
- Положение «2» – включение стартера. Вспомогательные цепи и проводка ваз 21053, объединяющая их, не работают для облегчения пуска двигателя;
- Положение «3» – стоянка. Все цепи выключены, а после извлечения ключа блокируется рулевая колонка.
Справочно: заводская инструкция информирует, что вне зависимости от положения ключа, остаются под напряжением лампы освещения салона, лампы стоп-сигнала (при нажатии на педаль тормоза), клаксона и разъема подключения переносной лампы.
Блок плавких предохранителей и реле
Для защиты электрических цепей и устройств применяется схема разрыва электрического соединения плавким предохранителем. Это происходит при увеличении напряжения – плавкая вставка от температуры плавится и цепь рассоединяется.
На фото представлены:
- С 1 по 17 – плавкие предохранители;
- Реле 18 отвечает за включение ближнего света фар;
- Реле 19 отвечает за включение дальнего света фар;
- Реле 21 активирует очиститель и омыватель головного света;
- Реле 22 отвечает за включение обогрева заднего стекла.
Справочно: под №20 указана перемычка. Схема электропроводки ваз 21053 в экспортном исполнении отличается установкой в этом месте реле включения звуковых сигналов.
Чтобы автомобиль работал максимально эффективно и надежно, требуется слаженная работа всех его систем. Одну из ведущих ролей в этом вопросе занимает электропроводка.
Сегодня мы поговорим про схему электропроводки, которая используется на автомобилях ВАЗ 2110, изучим основные компоненты, рассмотрим разницу между инжекторными и карбюраторными версиями.
Основные принципы
Вне зависимости от типа используемого двигателя, основа у проводки, используемой в автомобиле ВАЗ 2110, одинаковая. Легко найти схему, но не так просто в ней разобраться.
Рассмотрим основные принципы проводки.
- Все оборудование и устройства, работающие за счет электричества, в автомобиле ВАЗ 2110 основано на однопроводном соединении. Конструкторы ВАЗ специально предусмотрели так, чтобы провода определенных цветов отвечали каждый за свои функции. Потому определенное оборудование подключается с помощью проводов своего цвета. Это позволяет самостоятельно разбираться в проводке, проще выполнять ремонтные работы и не тратиться на услуги автосервисов.
- Минус на ВАЗ 2110, то есть масса — это непосредственно кузов автомобиля.
- Плюсовой провод аккумуляторных батарей на десятке всегда идет только в красном цвете. Потому при ремонте старайтесь не менять цвет провода, дабы потому самому же себя не запутать.
- Для каждой системы, которая соединена с электрикой, оснащается своим отдельным жгутом из проводов.
- ВАЗ 2110 устроен таким образом, что при включенном аккумуляторе вся электрика, электрооборудование находятся под напряжением. С этим связана наиболее распространенная рекомендация, которую вы не раз встречали в наших материалах, где мы описывали ремонт или замену тех или иных компонентов — отключение минусовой клеммы от аккумуляторной батареи.
- Не стоит забывать про существование так называемой бесконтактной системы. Данная система требуется для создания качественной искры, которая просто необходима для обеспечения сгорания топливовоздушной смеси. Чтобы бесконтактная система могла функционировать, без высоковольтников не обойтись.
Карбюраторные модели
Первые версии модели ВАЗ 2110, которые начал выпускать отечественный завод, комплектовались исключительно карбюраторными двигателями. Только спустя некоторое время появились более современные инжекторные версии. Они объективно лучше. Но это не отнимает того факта, что у многих под капотом их десятки стоит карбюратор.
Есть ли существенные отличия в плане электросхемы между карбюратором и инжектором? Можно сказать, что нет. Системы у карбюратора используются практически полностью те же, что на более современной версии.
Также вы не столкнетесь с серьезными проблемами в виде электропроводки, если вдруг захотите заменить карбюраторный мотор на инжекторный или оснащать машину дополнительным электрооборудование. В подкапотном пространстве вы даже найдете идентичные штекеры.
Единственным нюансом перехода с карюратора на инжектор является необходимость установки дополнительной проводки от бензонасоса к бортовому компьютеру.
Инжектор
Помимо проводки, которая идентична у карбюратора и инжектора, последний дополнительно оснащен плавкими предохранителями, датчиками.
На практике, из-за большого количества регуляторов, обеспечивающих работу электронного блока управления двигателем инжекторного типа на 8 или 16 клапанов (на карбюраторе его нет), система получается более сложной. Для ее ремонта требуется тщательно разобраться во всех компонентах и их расположении.
Проводка делится на салонную и подкапотную. Предлагаем вам ознакомиться со схемой проводки при виде сверху, а также разобраться, что какой элемент означает на этой схеме.
Номер компонента
Что означает
Датчик износа колодок на передних тормозах
Электромотор вентилятора системы охлаждения мотора
Клаксон или звуковой сигнал
Мотородектор блокировки замка на передней правой двери
Реле активации стеклоподъемников
Предохранитель номиналом 8 А
Электромотор для омывателя лобового стекла
Датчик уровня жидкости омывателя
Моторедуктор блокировки замка передней левой двери
Регулятор электростеклоподъемника передней левой двери
Датчик уровня жидкости охлаждения
Моторедуктор щеток лобового стекла (дворники)
Микромоторедуктор привода заслонки печки
Выключатель замка багажного отсека
Регулятор стеклоподъемника передней правой двери
Моторедуктор стеклоподъемника передней правой двери
Блок управления системой блокировки дверных замков
Допрезистор электромотора печки
Датчик уровня тормозной жидкости
Моторедуктор стеклоподъемника передней левой двери
Регулятор наружного освещения
Комбинация приборов на панели
Выключатель задних противотуманных фар
Контрольная лампа противотуманок
Контрольная лампа обогрева заднего стекла
Выключатель обогрева заднего стекла
Подрулевой регулятор (переключатель)
Выключатель подсветки приборной панели
Выключатель рециркуляционного клапана
Лампа подсветки рычагом контроллеров отопителя
Лампа подсветки бардачка
Блок индикации бортовой системы контроль
Лампа подсветки пепельницы
Выключатель тормозного сигнала
Моторедуктор блокировки замка задней левой двери
Регулятор стеклоподъемника задней левой двери
Моторедуктор стеклоподъемника задней левой двери
Розетка для подключения переносной лампы
Моторедуктор стеклоподъемника задней правой двери
Регулятор стеклоподъемника задней правой двери
Моторедуктор блокировки замка задней правой двери
Боковой указатель поворотников
Выключатель лампы подсветки стояночного тормоза
Датчик ремня безопасности у водителя
Плафон направленного света
Плафон освещения салона
Датчик температуры салона
Выключатель в стойке передней двери
Выключатель в стойке задней двери
Наружный задний фонарь
Внутренний задний фонарь
Лампы подсветки номерного знака
Лампа подсветки багажного отсека
Поиск неисправностей
Поиск любой неисправности проводки всегда начинается с контактов.
Чтобы проверить состояние контактов, необходимо тщательно проинспектировать провода, входящие в жгут системы. Делается это разными методами. А именно:
- Проверка визуальной целостности;
- Проверка прибором сопротивлений;
- Инспекция надежности, целостности контактов и пр.
Особое внимание уделите высоковольным проводам. На них ложится большая ответственность для обеспечения работоспособности всего энергозависимого оборудования. Но при этом находятся они в достаточно неблагоприятной среде. Вот почему частой причиной отказа того или иного устройства становится проблема с проводкой.
Есть несколько основных признаков неисправности в высоковольтных проводах:
- При работе радио слышны шумы, которых ранее не было;
- При движении автомобиль периодически дергается;
- Повышаются показатели расхода топлива;
- Двигатель начинает захлебываться при небольших оборотах;
- Токсичность выхлопа существенно повышается.
Меры профилактики
Если вы заметили или заподозрили, что с электропроводкой возникли какие-то проблемы, воспользуйтесь мультиметром для проверки сопротивлений высоковольтников. Делается это следующим образом:
- Черный провод вставляется в левое отверстие;
- Красный провод устанавливается посередине;
- Мультиметр включается в положение синей двадцатки;
- Щупы между собой замыкаются;
- Если мультиметр показывает, что сопротивление нулевое, тогда с высоковольтниками все хорошо;
- Если стрелка указывает на 1, тогда сопротивление является выше нормы. Это говорит о том, что поврежденный провод подлежит обязательно замене.
Золотые правила
Есть два основных правила, связанных с проверкой и заменой высоковольтных проводов электросхемы вашего ВАЗ 2110. Обязательно опирайтесь на них.
- Разные провода могут показывать разное сопротивление. Это обусловлено разницей в длине. Потому берите во внимание подсказки из руководства по эксплуатации, где указаны нормальные показатели сопротивления того или иного высоковольтника.
- Под капотом всегда наблюдается агрессивная среда, которая может привести к выходу из строя одного из высоковольтников. Но если повышенное сопротивление выдает один провод, менять все равно нужно все. Поскольку со временем остальные тоже дадут сбой, если один из них уже пострадал.
Прежде чем пытаться своими руками поменять или починить проводку, обязательно отключите минусовую клемму от аккумулятора. Невероятно важное правило, о котором никогда нельзя забывать.
Схема электрооборудования ваз 2106 достаточно проста. Элементы этой проводки подключены с использованием принципа однопроводного подключения. То есть отрицательные контакты электроустройств выведены на «массу» автомобиля. Соединение между проводами обеспечивается только за счет плюсовых выводов.
Устройство электронной проводки транспортного средства
Такую электрическую проводку в народе называются классической по нескольким причинам:
- запуск работы электроцепей происходит непосредственно через выключатель зажигания;
- аккумулятор соединяется непосредственно с блоком предохранителя;
- корпуса, которые проводят ток находятся в ключевых узлах.
На заметку: Если одна из систем вышла из строя, то искать поломку в первую очередь необходимо в замке зажигания или в контактных группах.
Принципы работы электрооборудования ВАЗ 2106
Существует четыре режима работы замка зажигания. У каждой фазы разная функциональность:
- Фаза «0». В этом режиме питание получают только провода 30 и 30/1. Другие функции не работают;
- Фаза «1». Работают ходовые огни, фары против тумана, дворники, печка двигателя;
- Фаза «2». Начинают работу поворотные сигналы, панель приборов и зажигательная система;
- Фаза «3». На этом этапе запускается стартер транспортного средства.
Некоторые автомобили ВАЗ 2106 имеют дополнительные аксессуары , вроде комплекса обогрева, автоматические омыватели и прочее. Запуск этих дополнений происходит на фазе 1 и 2.
Аварийная система, клаксон, фонари для тормоза, прикуриватель, подсветка приборов работают в постоянном режиме, то есть независимо от положения ключа в какой-либо фазе.
Предохранительный блок — элемент электропроводки. К сожалению, он не соответствует требованиям, которые установлены современными специалистами.
- предохранитель и гнездо соединены ненадежно, что приводит к обгоранию;
- элемент предохранения нагревается при использовании.
- это очень плохо влияет на гнезда, которые находятся рядом;
Как правило, покупные предохранители ненадежны. Из-за этого стоит регулярно устраивать проверку.
На заметку. На ВАЗ-е 2106 используется «жучки». Они опасны тем, что существует достаточно большой риск короткого замыкания, что может привести к возгоранию транспорта.
Поэтому для того, чтобы обеспечить большую безопасность необходимо заменить «жучков» на предохранители ножевого типа. Их особенности:
- стабильное соединение с другими элементами;
- плавкий элемент запаян в поливинилхлориде;
- уменьшение нагрева путем теплоотведения при помощи расширенной площади соприкасания.
Замок зажигания
Провести работу по замене системы зажигания можно и в домашних условиях. Но если вы не уверены в своих силах, то можно обратиться и в сервис. Стоимость ремонта будет не сильно большой.
Система зажигания состоит из следующих деталей:
- сам корпус;
- токоприемный диск;
- стержень;
- валик;
- втулка для соединения контактов;
- колодка.
Таким образом, устройство электрооборудования ВАЗ 2106 достаточно простое и уход за ним также не будет сложен даже новичкам в автомобильном деле.
Одну из важных ролей в автомобиле играет электропроводка. От неё зависит правильна работа основных устройств и систем, а также автомобиля в целом. Сегодня рассмотрим принципиальные схемы электропроводки семейства ВАЗ-2110.
Электропроводка ВАЗ-2110 двух типов: карбюратор и инжектор . В них есть небольшие отличия, но основные принципы в работе и прокладывании проводки одинаковые. По месту расположения проводка различается на: подкапотную и салонную . Все электрооборудование автомобиля соединено с помощью проводов определённого цвета. К каждому элементу через колодки, предохранители идет свой жгут проводов.
Напряжение бортовой сети 12В постоянное, минус на корпусе автомобиля.
Имея схему электропроводки и зная принципы работы основных узлов автомобиля совсем не трудно найти неисправность и причину её возникновения.
Перед началом ремонта электропроводки автомобиля (если это не связано с поиском неисправности) с аккумулятора (АКБ) следует снять клеммы.
Электрическая схема карбюраторной системы зажигания автомобиля
На первых выпусках ВАЗ-2110 устанавливался карбюратор, который впоследствии сменился на инжектор, как более современная и надежная система, обеспечивающая экономичную стабильную работу двигателя. Электропроводка двигателя с карбюратором включает в себя практически те же системы жизнеобеспечения автомобиля, что и с инжектором.
1 – блок-фара | 37 – комбинация приборов |
2 – датчик износа колодок передних тормозов | 38 – выключатель заднего противотуманного света |
3 – датчик включения электродвигателя вентилятора | 39 – контрольная лампа противотуманного света |
4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя | 40 – контрольная лампа обогрева заднего стекла |
5 – звуковой сигнал | 41 – часы |
6 – генератор | 42 – выключатель обогрева заднего стекла |
7 – датчик уровня масла | 43 – подрулевой переключатель |
8 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора | 44 – колодка для переключения проводов при установке блок-фар другого типа |
9 – контроллер отопителя | 45 – выключатель освещения приборов |
10 – выключатель клапана рециркуляции | 46 – выключатель зажигания |
11 – лампа подсветки рычагов управления отопителем | 47 – колодки для подключения жгута проводов очистителей фар |
12 – коммутатор | 48 – розетка для переносной лампы |
13 – концевой выключатель карбюратора | 49 – плафон направленного света |
14 – датчик контрольной лампы давления масла | 50 – выключатель сигнала торможения |
15 – свечи зажигания | 51 – плафон освещения салона |
16 – электромагнитный клапан карбюратора | 52 – блок бортовой системы контроля |
17 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости | 53 – датчик указателя уровня топлива |
18 – распределитель зажигания | 54 – выключатель аварийной сигнализации |
19 – катушка зажигания | 55 – датчик ремня безопасности водителя |
20 – стартер | 56 – прикуриватель |
21 – электродвигатель вентилятора отопителя | 57 – лампа подсветки пепельницы |
22 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя | 58 – выключатель лампы освещения вещевого ящика |
23 – датчик скорости | 59 – колодка для подключения бортового компьютера |
24 – выключатель света заднего хода | 60 – лампа освещения вещевого ящика |
25 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя | 61 – боковой указатель поворота |
26 – клапан рециркуляции | 62 – выключатель в стойке передней двери |
27 – датчик уровня тормозной жидкости | 63 – выключатель в стойке задней двери |
28 – колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла | 64 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза |
29 – аккумуляторная батарея | 65 – фонарь освещения багажника |
30 – электродвигатель омывателя ветрового стекла | 66 – датчик температуры воздуха в салоне |
31 – датчик уровня омывающей жидкости | 67 – наружный задний фонарь |
32 – датчик уровня охлаждающей жидкости | 68 – внутренний задний фонарь |
33 – электродвигатель очистителя ветрового стекла | 69 – фонарь освещения номерного знака |
34 – монтажный блок | 70 – колодка для подключения элемента обогрева заднего стекла |
35 – колодки для подключения жгута предупредительного света | 71 – колодка для подключения дополнительного сигнала торможения |
36 – переключатель наружного освещения |
А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока,
комбинации приборов, выключателя зажигания и моторедуктора очистителя ветрового
стекла
Б — порядок условной нумерации штекеров в колодках датчика-распределителя
зажигания и датчика скорости
Примечания:
1. В жгуте проводов панели приборов вторые концы проводов белого, черного,
оранжевого цветов, белого с красной полоской и желтого с голубой полоской соединены
между собой в одних точках.
2. Изгибы проводов в местах входа в жгут показывают направления их прокладки
в жгуте.
Электрическая схема бесконтактной системы зажигания автомобиля
Карбюратор – это уже устаревшая деталь автомобиля. Он и менее надежен, и не в силах обеспечить такую точную подачу топливной смеси. В поздних выпусках карбюраторная система зажигания была заменена на инжекторную. Контролер в этой системе «считывает» работу всех систем, тем самым определяя и задавая многие показатели – расчет топливной смеси и т.п.
Поиск неисправности проводки необходимо начинать искать в контактах. Причем, проверять нужно все провода, которые входят в жгут: их визуальную целостность, сопротивление, надежность контактов и т.п. Подкапотная проводка имеет идентичные штекера.
Кроме той проводки, которая предусмотрена для ВАЗ 2110- карбюратор, «десятка» — инжектор укомплектована также рядом плавких предохранителей, которые защищают почти всю ее от возможности замыкания. Блок предохранителей и реле в автомобилях ВАЗ-2110 находится в салоне автомобиля у водительского сиденья, левее и ниже руля.
Блок предохранителей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112
Предохранители ВАЗ-2110 (номер, номинал и за что отвечает)
Конструктивно не предусмотрены предохранители только для подачи тока проводом от аккумулятора, в цепи запуска машины и зажигания, а также для провода, идущего к генератору.
Чтобы заменить неисправный предохранитель, сначала найдите тот, который сгорел и обязательно устраните причину. После этого установите новый того же номинала.
Не заменяйте плавкие предохранители на перемычки из-за этого может прийти в негодность блоки и устройства, а также возгорание проводки!
F1 — 5А — Лампы фонарей освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа габаритного света. Лампа освещения багажника. Лампы габаритного света левого борта.
F2 — 7,5А — Левая фара (ближний свет).
F3 — 10А — Левая фара (дальний свет).
F4 — 10А — Правая противотуманная фара.
F5 — 30А — Электродвигатели стеклоподъемников дверей.
F6 — 15А — Переносная лампа.
F7 — 20А — Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя. Звуковой сигнал.
F8 — 20А — Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла.
F9 — 20А — Клапан рециркуляции. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.
F10 — 20А — Резервный.
F11 — 5А — Лампы габар.итного света правого борта.
F12 — 7,5А — Правая фара (ближний свет).
F13 — 10А — Правая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света.
F14 — 10А — Левая противотуманная фара.
F15 — 20А — Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника.
F16 — 10А — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации.
F17 — 7,5А — Лампа освещения салона. Лампа индивидуальной подсветки. Лампа подсветки выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы (маршрутный компьютер).
F18 — 25А — Лампа освещения вещевого ящика. Контроллер отопителя. Прикуриватель.
F19 — 10А — Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Лампы света заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы (или маршрутный компьютер).
F20 — 7,5А — Лампы задних противотуманных фонарей.
Реле блока предохранителей (номер и что включает)
К1 – реле контроля исправности лампочек;
К2 – реле передних дворников;
K3 – реле-прерыватель повторителей и аварийной сигнализации;
К4 – реле включения ближнего света;
К5 – реле включения дальнего света;
К6 – дополнительное реле;
К7 – реле включения обогрева заднего стекла;
K8 – резервное реле (на автомобилях серии 110 не устанавливается);
Электрическая схема автомобиля ВАЗ-21102
1 — блок-фара | 35 — выключатель освещения приборов |
2 — датчики износа колодок передних тормозов | 36 — выключатель зажигания |
3 — выключатель света заднего хода | 37 — монтажный блок |
4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя | 38 — выключатель клапана рециркуляции |
5 — звуковой сигнал | 39 — контроллер отопителя |
6 — моторедуктор блокировки замка правой передней двери | 40 — выключатель аварийной сигнализации |
7 — реле включения электростеклоподъемников | 41 — лампа освещения рычагов управления отопителем |
8 — предохранитель на 8 А | 42 — лампа освещения вещевого ящика |
9 — стартер | 43 — выключатель лампы освещения вещевого ящика |
10 — аккумуляторная батарея | 44 — прикуриватель |
11 — генератор | 45 — блок индикации бортовой системы контроля |
12 — электродвигатель омывателя ветрового стекла | 46 — лампа освещения пепельницы |
13 — датчик уровня омывающей жидкости | 47 — выключатель сигнала торможения |
14 — моторедуктор блокировки замка левой передней двери | 48 — моторедуктор блокировки замка левой задней двери |
15 — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери | 49 — переключатель электростеклоподъемника левой задней двери |
16 — датчик уровня охлаждающей жидкости | 50 — моторедуктор электростеклоподъемника левой задней двери |
17 — моторедуктор очистителя ветрового стекла | 51 — розетка для переносной лампы |
18 — клапан рециркуляции | 52 — часы |
19 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя | 53 — моторедуктор электростеклоподъемника правой задней двери |
20 — электродвигатель отопителя | 54 — переключатель электростеклоподъемника правой задней двери |
21 — выключатель замка багажника | 55 — моторедуктор блокировки замка правой задней двери |
22 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери | 56 — боковой указатель поворота |
23 — моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери | 57 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза |
24 — блок управления системы блокировки замков дверей | 58 — датчик ремня безопасности водителя |
25 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя | 59 — плафон направленного света |
26 — датчик уровня тормозной жидкости | 60 — плафон освещения салона |
27 — моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери | 61 — датчик температуры воздуха в салоне |
28 — переключатель наружного освещения | 62 — выключатель в стойке передней двери |
29 — комбинация приборов | 63 — выключатель в стойке задней двери |
30 — выключатель заднего противотуманного света | 64 — наружный задний фонарь |
31 — контрольная лампа противотуманного света | 65 — внутренний задний фонарь |
32 — контрольная лампа обогрева заднего стекла | 66 — фонари освещения номерного знака |
33 — выключатель обогрева заднего стекла | 67 — фонарь освещения багажника |
34 — подрулевой переключатель |
А — колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла.
В — колодки для подключения жгута системы впрыска.
С — к колодке жгута предупредительного света.
D — колодка для подключения к бортовому компьютеру.
Е — к колодке жгута очистителей фар.
F — колодка для подключения к датчику уровня топлива в модуле электробензонасоса.
G — к элементу обогрева заднего стекла.
H — колодка для подключения дополнительного сигнала торможения.
J — к моторедуктору замка багажника.
Блок предохранителей ВАЗ 2106 представляет собой одно из самых простых устройств, от которого зависит работа электрооборудования транспортного средства. Для его нормального функционирования владельцам «шестерки» необходимо знать, за какое оборудование предохранители несут ответственность и как совершается их замена. В процессе эксплуатации «шестерки» часто возникают неисправности в электроцепи, которые сложно выявить, если отсутствует эл. схема электрооборудования авто. Схема проводки необходима для проведения ремонта осветительных ламп, системы сигнализации, замка зажигания, прочего оборудования. Без нее не обойтись в случаях, когда необходимо подключить дополнительные устройства.
Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-2106 1 — фары; 2 — подфарники; 3 — боковые указатели поворота; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — реле сигнализатора заряда аккумуляторной батареи; 6 — реле включения ближнего света фар; 7 — реле включения дальнего света фар; 8 — лампа освещения подкапотного пространства; 9 — электромагнитный клапан карбюратора; 10 — стартер; 11 — генератор; 12 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 13 — звуковой сигнал; 14 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 15 — свечи зажигания; 16 — датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 17 — датчик указателя давления масла; 18 — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 19 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 20 — электродвигатель очистителя ветрового стекла; 21 — катушка зажигания; 22 — распределитель зажигания; 23 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 24 — реле включения электродвигателя вентилятора; 25 — регулятор напряжения; 26 — реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 27 — дополнительный блок предохранителей; 28 — основной блок предохранителей; 29 — выключатель света заднего хода; 30 — выключатель стоп-сигнала; 31 — штепсельная розетка для переносной лампы; 32 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 33 — переключатель электродвигателя отопителя; 34 — добавочный резистор электродвигателя отопителя; 35 — электродвигатель отопителя; 36 — лампа освещения вещевого ящика; 37 — часы; 38 — прикуриватель; 39 — выключатель аварийной сигнализации; 40 — выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 41 — выключатель освещения приборов; 42 — переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; 43 — переключатель света фар и указателей поворота; 44 — выключатель зажигания; 45 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 46 — выключатель наружного освещения; 47 — выключатели плафонов освещения салона, расположенные в стойках передних дверей; 48 — выключатели плафонов освещения салона, расположенные в стойках задних дверей; 49 — плафоны освещения салона; 50 — выключатель сигнализатора включения стояночного тормоза; 51 — лампа освещения прибора; 52 — указатель уровня топлива с сигнализатором резерва; 53 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 54 — указатель давления масла с сигнализатором недостаточного давления; 55 — сигнализатор включения стояночного тормоза; 56 — сигнализатор заряда аккумуляторной батареи; 57 — сигнализатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 58 — тахометр; 59 — сигнализатор включения габаритного света; 60 — сигнализатор включения указателей поворота; 61 — сигнализатор включения дальнего света фар; 62 — спидометр; 63 — сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости; 64 — задние фонари; 65 — фонари освещения номерного знака; 66 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 67 — лампа освещения багажника; 68 — задний противотуманный фонарь; 69 — выключатель звукового сигнала; А — условная нумерация штекеров в колодках очистителя ветрового стекла и его реле; Б — нумерация штекеров в колодке реле-прерывателя 32 аварийной сигнализации и указателей поворота; В — нумерация штекеров в колодке выключателя 39 аварийной сигнализации
Конструкция проводки электрооборудования «шестерки»
Главная особенность, которой обладает схема ВАЗ 2106, заключается в том, что все выводы узлов и приборов со знаком «минус» напрямую соединены с «массой» корпуса авто. Благодаря своей конструкции электропроводка «шестерки» имеет следующее решение.
Учитывая особенности, которой обладает эл. схема проводки «шестерки», важен следующий момент: замена любой детали должна проводиться после того, как с аккумуляторной батареи снята минусовая клемма. Если при ремонте вы коснетесь клемм и корпуса транспортного средства металлическими инструментами, то произойдет короткое замыкание. Специально для возможных внештатных ситуаций в независимо от положения ключа в замке зажигания под напряжением находится следующее электрооборудование:
- эл. цепь клаксона;
- лампы подсветки и стоп-сигналов;
- аварийная сигнализация;
- прикуриватель;
- розетка.
Если вы сами обслуживаете свое транспортное средство, то периодически сталкиваетесь с проблемой отказа той или иной электрической системы. Разобраться в поломке вам поможет эл. схема проводки. Имея электросхему ВАЗ 2106, можно прозвонить цепь при помощи вольтметра, определить место поломки и совершить ремонт оборудования.
Поиск места поломки следует начать с замка зажигания. Этот многофункциональный прибор выполняет роль управляющего механизма зажигания, системы охраны авто и дает возможность буксировки машины при включенной аварийной сигнализации.
Схема электрическая dc cdi системы зажигания автомобиля. Электронное «конденсаторное» зажигание, CDI (Capacitor Discharge Ignition) «TAVSAR Company». Характеристики дизельных двигателей TDI и CDI
Хай! Мы уже описывали как установить на мотоцикл электронное зажигание своими руками в одной из предыдущих публикаций . Тем не менее, отдельную статью хотелось бы посвятить принципу работы системы CDI, описать отзывы о ней, а также особенности практического применения. Купить этот элемент электроники в последнее время хотят все больше и больше людей.
Что такое конденсаторное зажигание?
Из себя «Зажигание разрядом конденсатора» (а именно так переводится расшифровка вышеуказанной аббревиатуры «Capacitor discharge ignition») представляет особую систему электроники, получившую в народе еще одно интересное название — Конденсаторное. Иногда последнее именуют «тиристорным зажигание», поскольку функции коммутации в нем выполняет деталь под названием Тиристор.
В принцип работы этого необычного для многих почитателей ретро-техники заложено использование разряда конденсатора. В противовес контактной системе, CDI (отзывы о которой преимущественно позитивные) не использует принцип прерывания в зажигании . Тем не менее и контактная электроника располагала конденсатором, главной миссией которого было устранение помех и уменьшение уровня интенсивности искрообразования на контактах.
Отдельные узлы «Capacitor discharge ignition» предназначены для непосредственного накапливания электроэнергии. Появились такие детали почти пол века тому назад. С 70-х гг. прошлого столетия мощными конденсаторами начали дополнять движки роторно-поршневого типа, используемые преимущественно в создании транспортных средств. Во многом этот тип зажигания схож с системами, что накапливают электроэнергию. Тем не менее, разница в них тоже ощутима.
Как же работает CDI?
В основе вышеуказанного элемента электроники мотора — использование постоянного тока, который не способен проходить сквозь первичную обмотку на катушке. Содержится последний в уже заряженном конденсаторе, соединенном с катушкой. Напряжение в такой электронной схеме , в большинстве случаев, довольно-таки серьезное, достигая отметки в несколько сотен Вольт.
Среди обязательных элементов зажигания разрядом конденсатора мото и авто двигателей можно увидеть преобразователь напряжения (основной миссией которого является заряжение конденсаторов накопительного типа), сам накопительный конденсатор, катушка и электро-ключ. Последний может быть представлен как тиристорами, так и транзисторами.
Особенности зажигания разрядом конденсатора
Указанная выше система Capacitor discharge ignition, купить которую можно во многих уголках постсоветского пространства, имеет несколько минусов. Так, в конструкционной части создатели ее изрядно усложнили. Кроме того, недостаточный по длительности уровень импульса является еще одним недостатком «CDI». Тем не мене в качестве преимуществ конденсаторного зажигания можно выделить наличие крутого фронта высоковольтного импульса. Этот момент очень важен при использовании такой электроники в советских мотоциклах, свечи которых очень часто заливаются чрезмерным количеством топлива из-за наличия плохо спроектированных карбюраторов.
Тиристорное зажигание функционирует без использования дополнительных источников генерации тока. Последние (в виде АКБ) нужны лишь для запуска электростартера или же завода мотоцикла ножкой (кик-стартетром), к примеру.
Обсуждая распространенность электронного зажигания от заряда конденсатора следует отметить ее активное использование на иностранных бензопилах, скутерах и мотоциклах. Для советского же мотопрома ее применение было малохарактерно. А вот в отдельных наших автомобилях, таких как (ГАЗ и ЗИЛ) электронную систему зажигания CDI устанавливали нередко. Отзывы о ее удачной эксплуатации явно способствуют этому.
Со словом «дизель» у наших соотечественников еще ассоциируется трактор МТЗ и водитель в телогрейке, пытающийся зимой паяльной лампой отогреть его бак. Более прогрессивные автовладельцы представляют двигатель немецкой или японской иномарки, который потребляет ничтожно малое количество топлива, если сравнивать с бензиновыми Жигулями.
Но время и техника неумолимо идут вперед, и все больше появляется у нас на дорогах красивых и современных автомобилей, у которых лишь характерное урчание из-под капота выдает тип установленного мотора.
Действительно, вначале дизельные двигатели встречались исключительно на грузовых автомобилях, судах и военной т ехнике — то есть там, где нужна надежность и экономичность, а размеры, вес и комфорт были на втором плане.
Сегодня ситуация изменилась, и каждый производитель готов предложить вам на выбор несколько вариантов дизельных моторов, маскируя под шильдиками уже не бюджетные варианты, а агрегаты, изготовленные по технологии будущего. Скромные буквы CDI, TDI, HDI, SDI и т.д. скрывают за собой альтернативу, которая двигает и звучит получше бензиновых моторов. Получив данные производителей, мы попытались разобраться, чем же отличаются системы дизелей, скрытые за неброским шильдиком на крышке багажника.
Итак,аббревиатура DI присутствует во всех упомянутых системах. Она обозначает непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания (англ. Direct Injection), что обеспечивает хороший КПД. Технология впрыска сравнительно молода.
За ее основу была взята система подачи топлива Common Rail , разработанная компанией BOSCH в 1993 году. Принцип работы системы заключается в том, что форсунки соединены общим каналом, куда топливо нагнетается под высоким давлением. Важнейшим компонентом дизеля, определяющим надежность и эффективность его работы, как раз и является система питания топлива. Основная ее функция — подача строго определенного количества горючего в заданный момент и с необходимым давлением. Высокое давление топлива и требования к точности делают топливную систему дизеля сложной и дорогой. Главными ее элементами являются: топливный насос высокого давления, форсунки и топливный фильтр. Насос предназначен для подачи топлива к форсункам по строго определенной программе, в зависимости от режима работы двигателя и управляющих действий водителя.
В обычном дизеле каждая секция насоса высокого давления нагнетает солярку в «индивидуальный» топливопровод (идущий к определенной форсунке). Внутренний его диаметр обычно составляет не более 2 мм, а наружный – 7 — 8 мм, то есть стенки достаточно толстые. Но когда под высоким давлением в 2000 атмосфер по нему «прогоняется» порция топлива, трубка раздувается подобна змее, заглатывающей жертву. И как только эта солярка уходит в форсунку, топливопровод снова сжимается. Поэтому вслед заданной порции топлива к форсунке непременно «подкачивается» крохотная лишняя доза. Эта капля, сгорая, увеличивает расход горючего, повышает дымность мотора, да и процесс ее сжигания далеко не полноценный. Вдобавок сами пульсации отдельных трубопроводов повышают шумность работы двигателя. С ростом оборотистости современных дизелей (до 4000 — 5000 об/мин) это стало доставлять ощутимые неудобства.
На европейских заправках продают много разновидностей дизельного топлива. Но главное достоинство солярки – её качество
Компьютерное управление подачей топлива позволило впрыскивать его в камеру сгорания цилиндра двумя точно дозированными порциями, чего раньше сделать было невозможно. Сначала поступает крохотная, всего около милиграмма, доза, которая при сгорании повышает температуру в камере, а следом идет главный «заряд». Для дизеля — двигателя с воспламенением топлива от сжатия — это очень важно, так как при этом давление в камере сгорания нарастает более плавно, без «рывка». Вследствие этого мотор работает мягче и менее шумно. Но главное — система Common Rail полностью исключает впрыск в камеру сгорания лишней порции горючего. В результате расход топлива двигателем сокращается примерно на 20%, а крутящий момент на малых оборотах возрастает на 25%. К тому же уменьшается содержание в выхлопе сажи и снижается шумность работы мотора. Прогрессивные изменения в системе подачи топлива к форсункам дизелей стали возможны лишь благодаря развитию электроники.
Одной из первых эту систему стала использовать компания Daimler-Benz, обозначив свои моторы аббревиатурой CDI. Начав с дизеля для Mercedes-Benz A-class, аналогичными двигателями оснастили B, C, S, E-class, а также внедорожный ML. Факты говорят сами за себя. Mercedes-Benz С 220 CDI рабочим объемом 2151 см3 и мощностью 125 л.с., максимальным крутящим моментом 300 Нм при 1800-2600 об/мин с механической коробкой передач потребляет в среднем 6,1 л дизельного топлива на 100 км. Столь низкий расход топлива при емкости бака в 62 литра позволяет автомобилю проходить до тысячи километров без дозаправки.
Целое семейство подобных силовых агрегатов рабочим объемом от 1,5 до 2,4 литра есть в распоряжении компании Toyota. Внедрение свежих технических решений улучшило показатели мощности и крутящего момента новых моторов не менее чем на 40%, топливной экономичности — на 30%. Все это — при неплохих данных по части экологии.
Компания Mazda тоже имеет в арсенале дизельный мотор с прямым впрыском. Он хорошо зарекомендовал себя еще на модели 626. Двухлитровая рядная «четверка» имеет мощность 100 л.с. с крутящим моментом 220 Нм при 2000 об/мин. Соблюдая все нормы экологии, автомобиль с таким силовым агрегатом потребляет 5,2 литра топлива на 100 км при скорости 120 км/ч.
Аббревиатуру TDI первым стал использовать концерн Volkswagen для обозначения дизелей с непосредственным впрыском и турбонаддувом. TDI с объемом 1,2 л модели Volkswagen Lupo держит мировой рекорд среди легковых автомобилей по коэффициенту полезного действия. TDI помогли автомобилям Volkswagen и Audi стать самыми продвинутыми в классе автомобилей с дизельными двигателями.
Прокатится на волне популярности захотели многие, а потому конкуренты не заставили себя ждать. В первую очередь это касается фирмы Adam Opel AG, выпустившей семейство двигателей ЕСОТЕС TDI — целый кладезь новаций: непосредственный впрыск, головка блока с четырьмя клапанами на цилиндр при одном распределительном вале, турбонаддув с промежуточным охлаждением, управляемый электроникой топливный насос с повышенным давлением, форсунки, обеспечивающие высокую дисперсность топлива при распылении в комбинации с характерным завихрением всасываемого воздуха. Все это позволило снизить расход топлива на 17% (относительно обычного турбонаддувного дизеля) и уменьшить уровень выбросов на 20%.
Многочисленные успехи в области дизелестроения позволили восcтановить незаслуженно забытое направление — V-образные 8-цилиндровые дизельные силовые агрегаты, объединяющее в себе мощь, комфорт и экономный расход топлива. BMW 740d уже 8 лет оснащают дизельным V8 . Баварский дизель имеет прямой впрыск, улучшивший топливную экономичность многоцилиндрового мотора на 30-40% по отношению к бензиновому собрату. Здесь применены 4 клапана на цилиндр, Common Rail и турбонаддув с промежуточным охлаждением. 3,9-литровый силовой агрегат развивает 230 л.с. при 4000 об/мин, его крутящий момент — 500 Нм при 1800 об/мин.
Турбонаддув позволяет увеличить мощность двигателя без последствий для экономичности. Двигатели TDI , как правило, неприхотливые и надежные.Но есть в них один недостаток. Ресурс турбины обычно составляет 150 тысяч, это при том, что ресурс самого двигателя может доходить до миллиона.
Для тех, кого пугает перспектива дорогостоящего ремонта, есть другой вариант. Аббревиатура SDI используется для обозначения атмосферных (безнаддувных) дизелей с непосредственным впрыском топлива. Эти моторы не боятся больших пробегов и прочно держат свою позицию в рейтинге надежности.
Мировой лидер в производстве дизельных двигателей — концерн PSA Peugeot Citroen спрятал технологию Common Rail под шильдиком HDI. Три буквы скрывают настоящий клад для «ленивого» водителя. Межсервисный интервал моторов HDI составляет 30 тыс. км, а ремень ГРМ и ремень навесных агрегатов не требуют замены в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Как всегда, на высоте акустические способности французов — тихая работа двигателя обеспечена даже на холостых оборотах. О надежности французских дизелей свидетельствует тот факт, что каждый второй автомобиль, проданный во Франции в 2006 году, работает на солярке.
Технологии CDI, TDI, HDI, SDI строятся вокруг системы Common Rail третьего поколения, поэтому по сути своей мало чем различаются. То, что мы сейчас видим, – всего лишь отличительный знак производителей. Выявить лидера в этой гонке не представляется возможным, т.к. речь идет о вкусах и предпочтениях. Одно можно сказать уверенно – тот, кто выбирает сегодня дизель, несомненно, выигрывает.
Проблема с дизельным двигателем CDI.
Частые проблемы с двигателем и их причины.
1) Двигатель не развивает полной мощности. Нет тяги, стрелка тахометра не превышает 3000 обмин.
Вероятнее всего двигатель перешел в аварийный режим. Отключается турбина. Нет тяги.
Нужно в первую очередь сделать компютерную диагностику и определиться, в каком направлении идти дальше.
Если диагностику сделать нет возможности, или она не показывает ошибки — стоит проверить турбину на предмет работоспособности и форсунки «по обратнму сливу».
Турбину проверить проще всего так: пережмите пальцами рук резиновый патрубок который идет от турбины к двигателю, так, как проверяют давление в велосипедном колесе, в это время другой человек пусть нажмет на педаль акселератора до упора на 3-4 секунды. Если турбина в хорошем состоянии вы не удержите патрубок в сжатом состоянии. А вот если патрубок не расширяется от давления или расширяется слабо и его можно удержать в полусжатом состоянии — надо разбираться что с турбиной не так.
Причин нерабочей турбины много: неработают датчики давления турбины, неисправен расходомер воздуха, негерметичен канал подачи воздуха, забит интеркуллер, или даже забита выхлопная труба.
Проверить форсунки можно так, как это указано в соседнем разделе. Высокий уровень обратки отрицательно влияет на работу двигателя. Черный дым, при разгоне троит, тупит, двигатель может плохо заводиться.
2) Временами двигатель троит, пропуски зажигания, постукивает и может заглохнуть в любой момент. В остальное время работает нормально. Нередко бывали случаи, когда провода идущие к форсункам с годами высыхали, ломалась изоляция и происходило замыкание на корпус двигателя.
3) Кстати, у кого машина моложе 2007 года и оснащена пьезо форсунками может получиться так, что машина заводится с пол оборота, но тут же глохнет. Скорее всего вышел из строя пьезоэлемент форсунки. В этом случае снимайте поочередно фишки с форсунок и пробуйте завести машину.
Без замкнутой форсунки машина заведется на трех цилиндрах и не будет глохнуть.
4) Двигатель на горячую не заводится. С эфиром или с буксира заводится без проблем (по началу). Это явный признак выхода одной или нескольких форсунок из строя. Требуется капитальный ремонт форсунок или покупка новых.
5) Идет белый дым. О сновные причины: распылители форсунок вышли из строя или забит сажевый фильтр, турбина «гонит» масло. В первом случае если у вас пьезо форсунки — необходимо проверить форсунки на стенде. Во втором случае может повышаться уровень масла в двигателе и повышается расход топлива. Машина запускает процесс регенерации сажевого фильтра. Происходит впрыск дополнительной порции топлива для повышения температуры отработавших газов. При частой регенерации часть топлива просачивается через поршневую в картер двигателя. Отсюда и повышенный уровень масла.
Кстати, если после удаления сажевого фильтра неправильно сделать прошивку — может возникнуть множество проблем, которые диагностический сканер просто не увидит.
В таком случае процесс диагностики заметно усложняется.
Практически все карбюраторные двигатели квадроциклов и мотоциклов традиционно оснащаются системой зажигания CDI (Capacitor Discharge Ignition). В этой системе энергия накапливается в конденсаторе и в нужный момент он разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, которая является повышающим трансформатором. Во вторичной обмотке наводится высокое напряжение, которое пробивает зазор между электродами свечи образуя электрическую дугу, которая воспламеняет смесь бензина и воздуха.
Для синхронизации работы зажигания используется индукционный датчик положения коленвала – ДПК, представляющий из себя катушку, намотанную на сердечнике из постоянного магнита:
Меткой служит прилив на железном корпусе ротора генератора (в народе его называют маховиком):
Когда прилив проносится мимо сердечника датчика, он изменяет магнитный поток через катушку, тем самым индуцируя напряжение на выводах этой катушки. Форма сигнала получается такая:
Т.е. два импульса разной полярности. Практически на всех двигателях полярность включения датчика такова, что первым следует положительный импульс, соответствующий началу прилива, а вторым отрицательный — конец прилива. Для нормальной работы двигателя воспламенение должно происходить немного раньше верхней мертвой точки — ВМТ, чтобы максимум давления продуктов горения достигал как раз в ВМТ. Это «немного раньше» принято называть Углом Опережения Зажигания – УОЗ и измерять в градусах, которые осталось докрутить коленвалу до ВМТ. При старте двигателя УОЗ должен быть минимальным, а с повышением оборотов он должен увеличиваться. Как было сказано выше, ДПК выдает два импульса синхронизации – начало прилива и конец прилива. В простых (не микропроцессорных) системах CDI конец прилива соответствует предустановленному УОЗ – по этому сигналу происходит воспламенение при старте двигателя и на холостых оборотах. Начало прилива соответствует УОЗ на высоких оборотах. Чаще всего в таких системах конец прилива выставлен на 10-15 градусов опережения, а «длинна» прилива от 20 до 30 градусов. При этом продвинутые блоки CDI плавно меняют момент искрообразования от «конца прилива» до «начала прилива» в промежутке от 2000 rpm до 4000 rpm , а дешевые с повышением оборотов просто перескакивают на начало прилива. В микропроцессорных системах CDI длинна прилива намного больше – от 40 до 70 градусов, при этом конец его как и прежде соответствует предустановленному УОЗ, а начало является точкой отсчета для микропроцессора, который в зависимости от оборотов выставляет нужный УОЗ.
В разных двигателях «длинна» прилива разная, поэтому блоки CDI даже с одинаковыми разъемами чаще всего не взаимозаменяемы!
Стоить еще добавить, что для питание блоков CDI необходимо высокое напряжение, т.к. время накопления энергии в конденсаторе ограничено емкость его берется маленькой а заряжается он высоким напряжением – несколько сотен вольт. Для этого в простых системах в генераторе имеется дополнительная высоковольтная обмотка. Мощность этой обмотки небольшая, поэтому искра в таких системах при старте двигателя слабая, что затрудняет зимнюю эксплуатацию. Чтобы избежать этой проблемы используют так называемые DC-CDI , в них конденсатор заряжается от повышающего преобразователя напряжения питающегося от аккумулятора. В таких системах мощность искры не зависит от оборотов и пуск двигателя в холодное время намного легче.
Теперь о недостатках зажигания CDI . Самым главным недостатком, который невозможно устранить за небольшие деньги, является очень «слабая» «короткая» искра. Невозможно построить мощную систему CDI без значительных материальных затрат.
Например CDI для автомобильных двигателей отечественной разработки стоят больше тысячи долларов, а импорные, которые устанавливаются на гоночные автомобили с высокооборотистыми моторами могут стоить не одну тысячу.
Чем больше объем цилиндра в двигателе, тем сильнее сказывается недостаток энергии искры. Выражается это в неполном сгорании топлива, потери мощности, очень большом расходе топлива. Когда CDI только появилось его ставили на мопеды, мотоциклы, чаще всего объем двигателя которых был 50 кубиков. Такой маленький объем топливовоздушной смеси легко успевал сгореть от слабенькой искры CDI . С повышением кубатуры стало ясно, что надо что-то менять и появились DC-CDI . Но кубатура продолжала расти а вместе с ней росло и кол-во бензина, вылетающего в буквальном смысле в трубу. Придумали даже системы, дожигающие бензин в выхлопной трубе! :о) Я не понимаю, чем думали все это время производители мототехники, ведь в то-же время на автомобилях уже давно использовалась другая система зажигания, с накоплением энергии в катушке индуктивности, которая позволяла за те же деньги получить мощность искры в сотни раз больше и решить все проблемы с зажиганием. Конечно, сейчас на инжекторные двигатели современной мототехники уже не ставят CDI . Но это капля в море! На сегодняшний день картина такова, что 90 процентов мотоциклов и квадроциклов продолжает жрать бензин и выплевывать его в атмосферу.
Казалось бы все очень просто – надо поменять на всех зажигание на более совершенное, но есть несколько НО! Если это CDI то получается очень дорого. Если же это IDI как в инжекторных системах, то для его работы необходимо менять ротор генератора, что получается еще дороже. (для корректного управления режимами работы катушки в системе IDI не достаточно одной метки на маховике, используется несколько десятков коротких меток – по сути зубчатое колесо с синхронизацией по пропущенному зубу) Все это так, если решать задачу в лоб. Но если немножко подумать, применить мощный микропроцессор и проявить изобретательность, то окажется, что не все так уж плохо!
Система электронного зажигания CDI не так сложна и легко диагностируема, если понимать, как она работает. Зажигание CDI (Capacitor Discharge Ignition) состоит из нескольких основных компонентов (на схеме):
C — заряжаемый конденсатор;
D — выпрямительный диод;
SCR — коммутирующий тиристор;
T — катушка зажигания.
Вариаций этой схемы много, давайте рассмотрим принцип работы. Конденсатор C заряжается черед выпрямительный диод D, а потом разряжается через тиристор SCR на повышающий трансформатор T. На выходе транформатора мы получаем напряжение в несколько килоВольт, благодаря которым происходит пробой воздушного пространства между электродами в свече зажигания. Это всё! Вот так просто!
Но заставить работать весь механизм на двигателе гораздо сложнее. Классической схемой зажигания CDI является двухкатушечная конструкция, впервые примененная на мопедах «Бабетта» . Одна катушка является заряжающей (высоковольтная), вторая (низковольтная) — датчик управления тиристором. Обе катушки одним проводом подключаются на массу. Выход заряжающей катушки мы подключаем на вход 1, а датчик на вход 2. К выходу 3 подключается свеча зажигания.
Собранная на современных компонентах схема начинает выдавать искру при достижении на входе 1 примерно 80 Вольт, оптимальным напряжением считается около 250 Вольт.
Вариации схемы CDI
Начнем с датчика. В качестве датчика может использоваться катушка, датчик Холла, и даже оптрон. В схеме CDI скутеров Сузуки тиристор открывается второй полуволной напряжения, снимаемой с заряжающей катушки — первой полуволной через диод заряжается конденсатор, второй полуволной открывается тиристор. Замечательная схема с минимумом компонентов.
Если двигатель имел зажигание с прерывателем, то у него нет катушки, которую можно было бы использовать, как заряжающую. Очень часто используют повышающий трансформатор, который позволяет поднять напряжение низковольтной катушки до необходимого.
На авиамодельных двигателях экономится каждый грамм веса и каждый миллиметр габарита, поэтому у них нет магнита-ротора. Иногда прямо на вал двигателся клеится маленький магнитик, рядом с которым стоит датчик Холла. Конденсатор заряжается через преобразователь напряжения, который из 3-9В от батарейки делает 250В. Схему преобразователя напряжения в этой статье подробно рассматривать не будем, скажу только, что самое большое распространение получили схемы на основе автогенераторов, ШИМ-контроллеров и инверторного типа.
Если вместо диода D использовать диодный мост, то мы сможем снимать обе полуволны напряжения с катушки. Следовательно можно повысить емкость конденсатора С, что усилит искру.
Настройка УОЗ
Смысл настройки зажигания — получить искру в нужный момент. Если катушки на статоре сделаны неподвижными, то единственный путь — повернуть магнит-ротор относительно цапфы коленвала в нужное положение. Если ротор посажен на шпонку, то придется перепиливать шпоночный паз.
Если у вас используется датчик, то необходимо подобрать его оптимальное положение.
Угол опережения зажигания (УОЗ) выставляется согласно справочным данным по двигателю. Есть несколько способов, которые позволяют отпределить момент искрообразования, но я их сознательно рассматривать не буду. Пользуясь «колхозными» методами я не раз допускал ошибку. Самый правильный, точный и надежный в этом деле инструмент — автомобильный стробоскоп. Поворачиваем ротор в положение, в котором должно происходить искрообразование, ставим метки на роторе и статоре. Включаем стробоскоп, у него есть провод с зажимом, который мы вешаем на высоковольтный провод катушки зажигания. Запускаем двигатель, подсвечиваем метки стробоскопом. Меняя положение датчика добиваемся совпадения меток.
Электрическая схема ваз. Схема электрооборудования Электрическая схема карбюраторной системы зажигания автомобиля
Типичная схема подключения проводки ВАЗ 2106 выполнена с учетом однопроводного принципа подключения элементов электрооборудования автомобиля. Это означает, что минусовые контакты электронных устройств выведены на т.н. «массу» транспортного средства, а проводное соединение обеспечивает только плюсовые выводы.
Устройство электропроводки автомобиля
Такой принцип интеграции электронных компонентов в электросхему эксплуатации автомобиля претворяется на практике в таком виде соединений:
- Действующие электроцепи транспортного средства задействуются посредством использования выключателя зажигания.
- Электронные устройства, обеспечивающие поддержание необходимой степени безопасности при эксплуатации автомобиля, подключены к АКБ через предохранительный блок.
- Корпусные части всех агрегатов «шестерки» являются хорошими проводниками тока.
Важно: при проведении ремонтно-профилактических работ на автомобиле требуется обесточить электропроводку путем снятия отрицательного провода с клеммы АКБ, иначе несанкционированное касание инструментом контакта батареи может привести к КЗ. Для наглядности схема эл. проводки ВАЗ 2106 выложена на нашем интернет-ресурсе, и автолюбители могут ее использовать для проведения необходимых тестов.
При самостоятельном техобслуживании транспортного средства необходимо определять причину того или иного дефекта компонентов электрооборудования «шестерки». Поиск неисправности следует начинать с выключателя зажигания, который предназначен для:
- управления функционалом системы зажигания;
- координации работы систем охраны и предотвращения угонов автомобиля;
- буксировки «шестерки» с работающей «аварийкой».
В автомашине ВАЗ 2106 схема проводки включает следующие элементы:
- АКБ с контактом отрицательного провода на кузов транспортного средства;
- стартер с разъемом «50» от выключателя зажигания через реле пуска;
- генераторное устройство;
- предохранительный блок;
- выключатель зажигания;
- регуляторное реле.
Принцип работы электрооборудования ВАЗ 2106
Выключатель зажигания имеет 4 позиции, при возбуждении каждой из которых проходит коммутация определенных разъемов и контактов:
- В позиции «0» ток батареи транслируется только на разъемы 30 и 30/1, другие обесточены.
- В позиции «I» ток подается на разъемы 30-INT и 30/1-15, при этом под напряжением находятся «габариты», очиститель лобового стекла, вентиляторная система обогрева отопительного комплекса.
- В позиции «II» к ранее задействованным разъемам дополнительно подключается контакт 30-50. При этом в цепь включается система зажигания, стартер, панельные датчики, «габариты» и «поворотники».
- В позиции «III» задействуются только «габариты», клаксон и очистители ветрового и кормового стекла. При этом ток доступен только разъемам 30-INT и 30/1.
Ряд автомобилей этой марки оснащен такими приспособлениями, как обогревательный комплекс кормового стекла, электроомыватель «ветровика», световое реле и т.д. Ток питания на эти гаджеты поступает по отдельной линии через выключатель зажигания при позиции ключа «I» и «II».
Важно: т.к. омывательный бачок сделан из ПВХ-материала и является диэлектриком, то электродвигатель дополнительно оснащен отрицательным проводом и при работе с ним необходимо использовать диэлектрическую защиту на разъемах.
В «шестерке» под током в постоянном режиме работают следующие цепи питания: клаксон, тормозные фонари, «аварийка», гнездо прикуривателя, штепсель для «переноски», приборная подсветка. Ведущие цепи электрического оснащения транспорта подлежат защите предохранителями плавкого типа, которые размещены в двух специальных блоках (основном и запасном), расположенных со стороны водителя под приборной панелью.
Одним из элементов схемы электропроводки ВАЗ 2106 является предохранительный блок, конструкция которого не удовлетворяет современным требованиям к содержанию электронного оборудования. Недостатки:
- неустойчивое соединение предохранителя и гнезда ведет к появлению мест обгорания;
- при эксплуатации предохранительный элемент подлежит нагреванию, что негативно воздействует на находящиеся рядом гнезда креплений;
- невысокая стоимость сменных предохранителей не гарантирует их надежность, поэтому проверки этого блока должны проводится регулярно.
Использование т.н. «жучков» может повлечь за собой возгорание транспортного средства, т.к. велика вероятность совершения КЗ. Существует совершенно безопасный вариант модернизации штатных изделий, при которых установке подлежат ножевые предохранители, посадочные места которых прекрасно интегрируются в предохранительный блок.
Преимущества ножевых предохранителей:
- устойчивый контакт изделия с местом крепления;
- элемент плавкого типа запаян в ПВХ- корпус прозрачного вида;
- динамичное теплоотведение за счет увеличенной площади соприкосновения.
Важно: генераторное устройство «шестерки», проводка к нему, а также к АКБ, стартеру, боббине, реле включения оптики и некоторые другие элементы не оборудуются предохранительными элементами.
Электрооборудование всего семейства LADA Samara, а также Samara-2 имеет в целом одинаковую схему, различающуюся только нюансами. Это касается как автомобилей с карбюраторными, так и с инжекторными двигателями. ЭСУД инжекторных двигателей не связана с общей проводкой, поэтому не зависит от неё.
Все нижеприведенные схемы показывают карбюраторную систему зажигания, но пугаться этого не нужно: на инжекторных машинах просто отсутствуют «карбюраторные» элементы, а ЭСУД подключена отдельно с собственным подключением к аккумулятору и никак не связана с основном схемой автомобиля.
Эта схема электрооборудования представлена в лучшем качестве . Фактически это самая актуальная схема оставшихся в эксплуатации ВАЗ-2108(09). Также схема интересна наличием внутренней схемы монтажного блока.
Схема электрооборудования с «высокой панелью»
Еще один вариант схемы. Схема может быть использована как вспомогательная, если что-то непонятно по предыдущей.
Схема электрооборудования с «низкой панелью»
Схема электрооборудования с «европанелью»
Схема имеет как внутреннюю схему монтажного блока, так и схему подключения панели приборов типа «евро» (Samara-2).
Вадо 02.07.2019 09:49
а подскажите — монтажные блоки старого и нового образца идентичны по подключению, т.е. взаимозаменяемы?
Serge 02.07.2019 19:31
На всех схемах не делается каких-либо оговорок про вариант монтажного блока, так что с высокой вероятностью они взаимозаменяемы. Но могут быть незначительные некритичные несовпадения, которые скорее всего на работу не повлияют.
Vadym 02.07.2019 22:48
Богдан 15.01.2019 19:50
есть схема эл оборудования самара с низкой панелью экспорт — карб с автоподсосом (два эл. клапана в карбе — хх в низу и ещё 1 забыл как назыв.), есть лампа отдельно в ряду где кнопка аварийки, доп габаритов задних и подогрева стекла — Check ENGINE, есть адсорбер и есть по ходу лямбда в коллекторе выпуске после коллектора но я не знаю точно по этому и нужна схема!
В каждом современном автомобиле есть бортовая сеть — система, соединяющая в себе все потребители энергии и электрооборудование. Эти устройства с проводкой отмечаются на , в частности, в данной статье речь пойдет о легендарных отечественных «Шестерках». Какие элементы включает в себя электросхема ВАЗ 2106, какие неисправности для нее характерны — узнайте из этого материала.
Признаки неисправности
Какие элементы включает в себя схема электрооборудования и проводки с описанием 21063? Эта система включает в себя все без исключения потребители энергии, а также основные системы авто, в том числе зажигания, охлаждения двигателя и отопления. В том случае, если машина не заводится, при этом возникают неполадки в работе электрооборудования, в первую очередь следует проверить исправность электрической проводки и заменить вышедшие из строя компоненты.
При невозможности запуска двигателя следует в первую очередь произвести диагностику состояния аккумуляторной батареи, а также подачи горючего в карбюратор либо инжектор.
В том случае, если горючее нормально поступает, то для диагностики вам потребуется электро схема машины, проверять нужно следующее:
- В случае с карбюраторными двигателями производится диагностика распределителя зажигания, катушки, свечей и, разумеется, само проводки подключения этих компонентов. В некоторых случаях невозможность запуск двигателя связана с повреждением , к которым подключаются свечи.
- В том случае, если речь идет об инжекторном силовом агрегате, то причина может заключаться в неработоспособности блока ЭСУД. Этот узел предназначен для обработки сигналов, подающихся от датчиков, а также передачи команд на исполнительные устройства. В общем, блок управления предназначен для определения наиболее оптимальных параметров работы мотора, но оснащаются им далеко не все автомобили.
Также бывает такое, что неполадки в работе силового агрегата связаны с работоспособностью замка зажигания, в частности, речь идет о поврежденных контактах контактной группы.
Фотогалерея «Основные неисправности АКБ»
Карбюраторный двигатель
Как работает схема подключения электропроводки карбюраторного мотора при запуске силового агрегата:
- Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, при этом система начинает подавать на этот узел питание.
- На приборной панели активируются все индикаторы и значки, в данном случае питается оборудование от аккумуляторной батареи.
- На катушку поступает низкое напряжение, которое используется для образования высоковольтного разряда. Когда напряжение проходит через модуль, оно преобразуется в высоковольтное и поступает на распределительный узел.
- Посредством высоковольтного разряда привод распределительного механизма осуществляет вращение коленвала мотора «Шестерки». Сам трамблер, в порядке очереди, производит замыкание контактов и осуществляет передачу разряда через высоковольтные провода на свечи. Впоследствии этот разряд используется для возгорания горючей смеси в цилиндрах мотора (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).
Классическое зажигание
В соответствии со схемой электрики классическое зажигание включает в себя такие компоненты:
- сам замок;
- катушка;
- трамблер или распределительный узел;
- высоковольтные кабеля со свечами.
При помощи трамблера осуществляется прерывание первичной обмотки модуля, после чего высоковольтное напряжение подается в определенной последовательности на цилиндры. Как сказано выше, катушка используется для преобразования низковольтного напряжения в высоковольтное.
В том случае, если при попытке запуска двигателя ничего не происходит, то причины могут быть такими:
- Повреждение проводки на участке между модулем и генераторным узлом. При такой проблеме следует произвести диагностику состояния контактов, а также целостности электроцепей.
- Выход из строя самой катушки. В данном случае работоспособность устройства можно проверить при помощи искры — из распределителя извлекается кабель и соприкасается с кузовом или двигателем машины. Если при попытке завести мотор ничего не происходит, это говорит о том, что устройство подлежит замене.
- Повреждение проводки на участке между свечами и распределителем. В данном случае необходимо произвести диагностику состояния крышки распределителя, в частности, проверить бегунок, расположенный внутри, а также провода (автор видео — канал Александр Амочкин Коломна ААК).
Электронное зажигание
Автомобили ВАЗ 2106 также комплектовались и электронным или бесконтактным зажиганием (БСЗ). Принципиальной особенностью таких авто является то, что между распределительным механизмом и самой катушкой дополнительно монтировался электронный коммутатор. Помимо основных компонентов, БСЗ включает в себя коммутаторное устройства, а также датчик распределитель.
При помощи последнего осуществляется передача управляющих импульсов на коммутаторное устройство для создания искры, после чего сигналы распределяются по цилиндрам. Основное назначение коммутаторного устройства заключается в преобразовании управляющих сигналов в импульсное напряжение, подающееся на обмотку катушки, в частности, речь идет о первичной обмотке. Наличие коммутатора способствует улучшению образования разряда, особенно, если силовой агрегат функционирует на обедненной горючей смеси.
Инжекторный двигатель
Что касается инжекторных силовых агрегатов, то такие моторы отличаются от карбюраторных версий следующим:
- в первых имеется электрический насос, использующийся для увеличения давления в топливной системе;
- горючая смесь в данном случае образуется непосредственно в цилиндре, в то время как в карбюраторных версиях ее формирование происходит непосредственно в карбюраторе;
- в инжекторах используются топливные форсунки, которые обеспечивают нормальный впрыск горючего;
- наличие , что позволяет точно определить момент, при котором нужен впрыск горючей смеси (автор видео — канал Советы автолюбителю).
Как вы понимаете, инжекторные силовые агрегаты оснащаются большим числом различных датчиков и контроллеров. Поэтому если мотор не заводится, то причина может заключаться в неполадках в работе электроцепи или самих датчиков.
Если речь идет именно о датчике, то такую поломку можно определить своими руками:
- сначала от контроллера следует отсоединить проводку, для этого извлекается разъем;
- далее, используя мультиметр, диагностируется сопротивление;
- если полученные значения отличаются от нормированных, то скорей всего, устройство подлежит замене.
Инструкция по диагностике и замене электропроводки
Перед тем, как приступить к замене проводки и вышедших из строя компонентов, необходимо произвести диагностику системы.
Как проверить напряжение:
- Для тестирования вам потребуется лампа с проводами, один из ее щупов следует подключить к минусовой клемме АКБ или кузову «Шестерки».
- Другой контакт от лампы подключается к диагностируемой электроцепи. При этом нужно, чтобы щуп находился как можно ближе к аккумуляторной батарее либо предохранительному устройству.
- В том случае, если контролька в результате подключения стала гореть, это говорит о том, что напряжение на диагностируемом участке имеется. Тестирование продолжается аналогичным образом до выявления поврежденной цепи. Как показывает практика, зачастую неисправности в работе электрической системы связаны с плохим соединением, поэтому в первую очередь рекомендуется проверить контакты (автор видео — канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ).
Также можно проверить и целостность проводки, это делается с целью определения разрыва в электроцепи.
Для этого надо сделать следующее:
- Для начала следует отключить все напряжение от электрической цепи и произвести ее диагностику на целостность. Для этого можно использовать контрольную лампу с подсоединенным источником питания.
- Оба контакта от лампы следует подсоединить к концам электрической цепи. Если такой возможности нет, то один щуп контрольки подсоединяется к плюсовому контакту, а другой соединяется с заземлением, то есть кузовом машины. В том случае, если после подсоединения лампа загорелась, то это говорит о том, что в проверяемый участок проводки целый. Если же лампа не загорелась, это говорит о том, что в электропроводке имеется повреждение.
- Аналогичным образом осуществляется диагностика замка, для этого контакты от контрольки нужно будет соединить с его клеммами. При активации замка источник освещения должен загореться.
Представляем схемы электрооборудования на ВАЗ 2110 1996+ г.в. Для более активных водителей на базе этого двигателя была разработана 16-клапанная версия с бензиновым двигателем рабочим объемом 1,5 л. мощностью 94 л.с., с двухвальной головкой цилиндров, обеспечивающий повышенные показатели по мощности (69 кВт) и крутящему моменту (130 Нм), позволяющими иметь автомобилю улучшенные динамические качества. Автомобиль, оборудованный таким мотором, имеет индекс ВАЗ 21103, максимальная скорость составляет уже 185 км/ч, а разгон до «сотни» занимает всего 12,5 сек. Эти модификации на дорогах встречаются все чаще, а также 2-литровые 150-сильные версии ВАЗ-21106 СTi-достаточно экономичные, экспрессивные и дорогие. Еще бы, ведь двигатель Opel X20XEV с двухвальной 16-клапанной головкой цилиндров и системой точечного впрыска позволяет разгоняться до 205 км/ч. С ним стокилометровый барьер преодолевается всего за 9,5 с. Существует еще и боевой 240-сильный (!) ВАЗ-21107 «Ралли» 2.0 V16 со специальным трубчатым каркасом безопасности, встроенным в кузов. Его максимальная скорость — 220 км/ч, а время разгона до 100 км/ч занимает всего 7 с! Но изготовляют его поштучно, лишь по заказам спортсменов, а стоит он — как зарубежные раллийные автомобили: дорого (22 тысячи долларов). Надо сказать, что некоторые отечественные тюнинговые фирмы создают (даже без применения дорогих импортных компонентов) вполне удачные скоростью или, напротив, комфортные версии «десятки», динамика, управляемость которых при езде значительно улучшены.
Существуют и полноприводные версии «десятки» спортивной или вездеходной направленности, но они или экспериментальные, или мелкосерийные, а потому — дорогие.
Схема соединений системы генератора
1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – монтажный блок;
4 – выключатель зажигания;
5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов
Соединение стартера — схема
1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – стартер;
4 – выключатель зажигания
Схема системы зажигания на ВАЗ 2110
Легенда отечественного автопрома, ВАЗ 2101, перенял у своего итальянского донора практически все самые лучшие черты, а чем-то стал даже выгоднее отличаться от Фиат 124. В результате тестовых автопробегов выяснились некоторые недочеты в конструкции итальянского автомобиля, и только советские дороги героически помогли их выявить, устранить и доработать конструкцию копейки до должного уровня
Эти изменения коснулись и электрооборудования ВАЗ 2101, в частности, расположения некоторых электрических приборов. Мы нашли настоящую заводскую схему электрооборудования Жигулей 1970 года, и с удовольствием предоставляем ее для изучения.
Источниками электрической энергии являются генератор и , которые подключены параллельно. Напряжение 12 вольт считается номинальным, но его значение может колебаться, в зависимости от условий работы двигателя. При высоких оборотах мотора напряжение в сети может достигать не более 14 вольт, а при малых — не менее 11. Все электроприборы, которые установлены на борту автомобиля, рассчитаны на такой диапазон напряжения и могут работать при этих значениях без перебоев.
Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.
Блок предохранителей ВАЗ 2101
Если в цепи при эксплуатации автомобиля возникают короткие замыкания, то сила тока на поврежденном участке возрастает. Если поврежденную цепь не отключить от сети, она может очень быстро посадить аккумулятор, провода могут перегреваться, что вызовет большую вероятность возникновения пожара, оплавления проводов и обивки автомобиля. Для того, чтобы этого избежать, вся схема электропроводки разделена на десять зон, состояние которых контролируется определенным предохранителем.
Предохранители собраны в единый блок, пронумерованы, и мы точно можем знать при перегорании определенного предохранителя, в какой цепи произошло короткое замыкание. Это можно отследить как по схеме, так и по указателям на корпусе крышки блока предохранителей.
Реле автомобиля ВАЗ 2101
Некоторые электрические приборы ВАЗ 2101 имеют достаточно серьезную мощность, потребляют большие токи, и чтобы обезопасить контакты выключателей от перегрузок, в электросхеме применяются реле. На копейке устанавливали только электромагнитные реле, и большинство из них было расположено под капотом автомобиля. Только реле указателей поворотов был установлен под щитком приборов. По капотом были установлены:
Все реле на автомобиле ВАЗ 2101 не подлежат ремонту, и в случае выхода из строя заменяются новыми.
На автомобиле ВАЗ 2101 была установлена контактная система зажигания, которая отличалась простотой и надежностью. Все же некоторые элементы требуют особого ухода, и в первую очередь это относится к трамблеру.
При отсутствии искры на свечах зажигания можно с уверенностью говорить о причастности трамблера. Больным местом контактного трамблера была крышка, которая имела обыкновение пускать микротрещины. Их не определить визуально, но через них происходила утечка напряжения и искра била на корпус. Проверить это можно только на специальном стенде, или в полной темноте, когда видны искры от крышки трамблера.
Сложного в электросхеме копейки нет ничего, ее просто нужно знать, тогда любая неприятность с электрооборудованием может быть легко обнаружена. Уважайте вашу 2101, и удачи в дороге!
Главная » Двигатель » Электрическая схема ваз. Схема электрооборудования Электрическая схема карбюраторной системы зажигания автомобиля
Источник http://atchercules.ru/shema-elektrooborudovaniya-elektricheskaya-shema-vaz-shema-zazhiganiya-i.html
Источник http://autoee.ru/pumping/shema-elektricheskaya-dc-cdi-sistemy-zazhiganiya-avtomobilya/
Источник http://toyota-cluber.ru/elektricheskaya-shema-vaz-shema-elektrooborudovaniya-elektricheskaya-shema.html