Содержание
3.11.2. Поисково-спасательные работы при ЧС на автомобильном транспорте
Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит механическим транспортным средствам, а бесспорным лидером является автомобильный транспорт.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на автодорогах в результате аварий и катастроф ежегодно в мире погибает более 300 тысяч человек, получает ранения около 8 млн. человек. В США ежегодно в автокатастрофах погибают 55 тысяч человек, увечья получают 2 млн. человек, материальные потери составляют 12-13 млрд. долларов.
В России ежегодно регистрируется более 160 тысяч ЧС на автотранспорте, при этом погибают 30-35 тысяч человек, становятся инвалидами 180-190 тысяч человек, материальный ущерб составляет сотни миллиардов рублей.
Мировая статистика последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа и тяжести последствий дорожно-транспортных ЧС.
Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется ситуация, возникшая при движении механических транспортных средств и повлекшая за собой травмирование или гибель людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений.
К механическим транспортным средствам относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамваи, троллейбусы, трактора и другие самоходные механизмы.
Распределение ДТП по причинам
Основными причинами ЧС на автотранспорте являются столкновения (37,9%), наезды (37,1%), опрокидывания (16,1%), прочие (8,9%).
В городах и населенных пунктах происходит 60%, а на автострадах — 40% аварий и катастроф, причем на автострадах автомобили чаще всего переворачиваются, в городах и населенных пунктах — сталкиваются. Последствия ЧС на автострадах, как правило, тяжелее, чем в населенных пунктах и городах. Максимум ЧС приходится на июнь-сентябрь (пик — август), преимущественно на пятницу в период с 16 до 22 часов.
ДТП могут возникать по вине водителей или пешеходов, по причине технической неисправности транспортного средства или дорожной регулировочной системы, низкого качество дорожного покрытия, по независящим от водителей, пешеходов, транспортных средств причинам.
Характерными особенностями ЧС на автотранспорте являются внезапность, практически мгновенная остановка транспортного средства, его деформация, заклинивание дверей. В ряде случаев автомобильные аварии сопровождаются взрывами, пожарами, выбросами отравляющих веществ, попаданием автомобилей в пропасть, воду. Нередки случаи попадания автотранспортных средств в лавины, селевые потоки, под снегопады и камнепады. Эти ЧС отличаются тяжелыми и трагическими последствиями.
Основные причины ДТП по вине пешеходов
Основные факторы некачественных дорог, приводящие к ДТП
Аварии на автотранспорте приводят к травмированию и гибели людей. Типичными травмами автодорожных ЧС — следствием внезапного динамического удара, взрыва, пожара — являются ушибы, переломы костей, сотрясение головного мозга, повреждения внутренних органов, ожоги.
Чрезвычайные ситуации на автотранспорте отличается многообразием причин возникновения, условий протекания и последствий.
Наиболее частыми из них являются столкновения (лобовые, боковые, касательные).
Лобовое столкновение происходит при встречном движении автомобилей. Оно приводит к деформации передней (лобовой) части транспортного средства, резкой остановке движения, заклиниванию дверей, прижатию (зажатию) людей в салоне или кабине, нарушению целости стекол. Степень деформации транспортного средства и уровень травмирования находящихся в кабине или салоне людей зависят от скорости движения и массы столкнувшихся автомобилей.
При лобовом столкновении двух легковых автомобилей, едущих со скоростью 60 км/ч, возникает деформация передней части; водителя придавливает к рулевому колесу, а пассажиров — к элементам салона. Длина автомобиля уменьшается на 0,5 м. Увеличение скорости до 120 км/ч приводит к деформации практически всех узлов автомобиля, зажатию людей в салоне.
Боковое столкновение является следствием удара лобовой части одного автомобиля в боковую сторону другого. Результат этого — деформация дверей и кузова, зажатие людей. Иногда автомобиль, получивший боковой удар, опрокидывается. Наиболее опасно боковое столкновение для людей, находящихся с той стороны салона, в которую пришелся удар.
Касательное столкновение возникает при встречном движении или при движении в одном направлении. Автомобили сталкиваются боковыми поверхностями. При этом травмируются люди, деформируются соприкасающиеся боковые поверхности машин.
Наезд совершается на неподвижные (столб, дерево, стена, забор, автомобиль) или движущиеся (автомобиль, поезд, трамвай, трактор, велосипед) предметы. Он характеризуется резкой остановкой автомобиля, возникновением динамического удара большой силы, что приводит к деформации передней части, травмированию людей в салоне и кабине.
В ряде случаев причиной ЧС является наезд поезда, трамвая, троллейбуса на автомобиль. Эти аварии сопровождаются особенно тяжелыми травмами и гибелью людей.
Опрокидывание — одна из очень часто встречающихся ЧС на автотранспорте. Возникает в результате бокового удара, резкого поворота, попадания автомобиля на наклонную крутую поверхность дорожной насыпи (обочины). Опрокидывание вызывает падение автомобиля на бок или на крышу. Особенно опасно, когда автомобиль переворачивается несколько раз. Это приводит к значительной деформации корпуса, крыши, зажатию людей в салоне, их выпадению и прижатию к земле, разливу топлива, взрыву, пожару.
Тушение пожара на автотранспорте
Угрожающие размеры принимают аварии и катастрофы с участием специального автотранспорта, перевозящего яды, радиационно опасные, пожаро- и взрывоопасные продукты. Особенность таких аварий и катастроф заключается в том, что наряду с травмированием и гибелью людей после выбросов, разливов и взрывов подвергается заражению окружающая природная среда.
Как правило, автомобильные ЧС происходят на дорогах или в непосредственной близости от них. Это обеспечивает возможность быстрого прибытия спасателей и специальной техники непосредственно к месту работ и оперативного их проведения. Исключение составляют те случаи, когда транспортные средства попадают в снежную лавину, селевой поток, камнепад, обвал, снежный занос, а также при возникновении на дороге автомобильных пробок.
Технология проведения ПСР при ДТП
После получения информации о ДТП дежурная смена спасателей направляется на ликвидацию последствий ЧС. Для проведения ПСР при ликвидации последствий ЧС на автотранспорте у спасателей должны быть средства пожаротушения, инструменты, приспособления, машины для подъема, кантования и перемещения тяжелых предметов, резки разнопрофильного металла, разжима конструкций, приспособления для фиксации транспортного средства, средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, защиты, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, жизнеобеспечения, работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ. В ряде случаев работы могут проводиться с использованием альпинистского снаряжения.
По прибытию на место ДПТ спасатели оценивают обстановку, обеспечивают безопасные условия работы, ликвидируют вторичные поражающие факторы ДПТ, отключают аккумулятор, системы воздушных подушек и ремней безопасности, организуют зону оцепления и рабочие зоны. В первой рабочей зоне радиусом 5 м находятся спасатели, которые оказывают помощь пострадавшим. Во второй зоне радиусом 10 м сосредоточены спасатели, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств к работе. В третьей зоне радиусом более 10 м находятся вспомогательные средства для проведения ПСР: транспорт, приборы освещения, ограждения, пожаротушения.
Первоочередными задачами спасателей при ликвидации последствий ДТП являются: извлечение пострадавших из транспортного средства, оказание им первой медицинской помощи, доставка в лечебное учреждение.
Извлечение пострадавших из салона транспортного средства
При авариях люди часто не могут самостоятельно покинуть салон или кабину транспортного средства. Они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.
В подобных случаях вначале помощь оказывается тем пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне. Эвакуация людей может проводиться через незастекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. Затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в транспортном средстве. В зависимости от ситуации осуществляется отгибание листового и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, удаления сидений. Проделываются отверстия в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью. Эти работы выполняются с помощью механизированных инструментов, а при их отсутствии используются лом, кувалда, топор, разжим, съемник, а также подручные средства — кусок трубы, камень. Для фиксации транспортного средства могут использоваться специальные или подручные средства.
Для предотвращения движения или раскачивания транспортного средства, расположенного на колесах, из них нужно выпустить воздух. Основная задача спасателей на данном этапе сводится к максимальной разборке транспортного средства вокруг пострадавшего с целью его деблокирования и оказания первой помощи. С этой целью осуществляется перекусывание стоек и других силовых элементов для снятия остаточного напряжения. В зависимости от конкретной ситуации выбирается место вскрытия, отгиба или удаления кузова.
Специальные приспособления для стабилизации транспортного средства
Места вскрытия кузова автомобиля
Извлечение пострадавших из-под автомобиля
- приподнимают автомобиль с помощью специальных грузоподъемных механизмов и приспособлений (автокран, подъемник, домкрат, рычаг) или несколькими спасателями вручную;
- проделывают подкоп в грунте.
Если при ЧС на автомобильном транспорте возникает пожар, то спасатели обязаны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.
Способы извлечения пострадавшего из-под автомобиля: 1 — помощью рычага; 2 — краном; 3 — вручную; 4 — домкратом; 5 — путем устройства подкопа
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП
Все граждане, желающие получить водительское удостоверение, должны пройти обучение по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в дорожной аварии. Оно проводится для курсантов во всех автошколах Беларуси во время подготовки к сдаче экзаменов в МРЭО ГАИ. Кроме того, для сотрудников большинства предприятий организуются инструктажи по охране труда, содержащие вопросы оказания первой медпомощи.
При попадании в ДТП в условиях стресса многие водители не могут вспомнить как нужно выполнять первую медпомощь. Между тем, подобная забывчивость может привести в гибели человека.
Содержание
Первые действия при аварии с пострадавшими людьми
Вне зависимости от характера дорожного происшествия приоритетным всегда остается здоровье и жизнь людей. Находясь в любом статусе во время аварии (виновный, пострадавший, свидетель), нужно сначала оценить свою безопасность и исключить вероятность взрыва, наезда и другие неблагоприятные факторы.
После этого следует, не теряя времени, вызвать экстренные службы, набрав с мобильного устройства:
- МЧС — 101;
- Госавтоинспекция — 102;
- Скорая помощь — 103.
Диспетчеру нужно точно назвать место аварии, описать обстоятельства произошедшего, указать количество пострадавших и их приблизительный возраст. Далее следует кратко описать характер травм и повреждений. Это необходимо для того, чтобы СМП направила на место ДТП автомобили, оснащенные специальным оборудованием. В конце назовите свой контактный номер, по которому с вами смогут связаться сотрудники ГАИ.
Далее нужно попытаться определить состояния пострадавших, которые угрожают жизни. Самые тяжкие последствия несет кровотечение, способное вызвать при значительных объемах остановку сердца.
Как остановить кровопотерю?
Для оказания первой медпомощи подойдет автомобильная аптечка. Алгоритм действий определяется характером травм и повреждений. Появление крови ярко-алого оттенка с активной пульсацией указывает на артериального кровотечение. Оно грозит обильной кровопотерей и требует оперативных действий.
Чтобы не допустить быстрой потери крови используйте жгут, который кладется в 4-5 см от места повреждения. Для исключения некроза тканей нужно кратно 20 минутам ослаблять жгут и удалить его спустя 1-2 часа в зависимости от состояния пострадавшего.
Средство быстрой остановки кровотечения накладывается посредством фиксации первого круга и растягивания/накладывания нескольких следующих. Снимать жгут необходимо не спеша и постепенно.
Внимание!
Необходимо написать записку с указанием времени наложения жгута и проинформировать об этом медиков скорой помощи.
При венозном кровотечении бежит кровь темного цвета. В этом случае понадобится давящая повязка. Она размещается на салфетке на 1-2 см ниже места ранения. Если обнаружены небольшие повреждения (порезы, ссадины) на рану кладется повязка, предварительно обработанная антисептическим средством.
Следует ли извлекать пострадавшего из салона автомобиля
Если авария привела к серьезным повреждениям участников ДТП доставать их из поврежденного авто нужно лишь при возникновении реальной угрозы жизни. Например, машина горит или рядом с ней разлилось в большом количестве топливо. В случае отсутствия угрозы жизни пострадавшего лучше не трогать. Это объясняется тем, что при переломе позвоночника или шеи неправильные действия могут усугубить состояние здоровья, вплоть до инвалидности.
Как утверждается в инструкции спасателей, во время извлечения пострадавшего из авто возможна потеря сознания от болевого шока, а при наступлении крайне неблагоприятных обстоятельств не исключается летальный исход.
Действия при травматическом шоке
Травматический шок — тяжелое состояние пострадавшего, которое несет угрозу жизни. Проявляется в сильной боли, обильной кровопотери. Развивается сразу после получения повреждения либо через небольшой период от 4 до 36 часов. Для предотвращения развития патологического состояния необходимо оказать следующую помощь:
- остановить кровопотерю;
- дать пострадавшему болеутоляющие препараты (ибупрофен, кеторол или иные);
- обеспечить свободное дыхание — с этой целью пострадавший размещается на ровной поверхности, а его дыхательные пути освобождают от предметов, мешающих нормальному вдоху;
- чтобы не допустить переохлаждения пострадавший укутывается теплыми вещами;
- обеспечить обильное питье (исключение — травмы брюшной полости).
Алгоритм действий при получении ожогов
В случае серьезного столкновения транспортных средств не исключено появление возгорания, которое может привести к ожогам. Действия первой медпомощи определяются характером повреждения. При наличии ожога 1-2 степени с выраженным покраснением, небольшими вздутиями и опалением волосяного покрова нужно использовать охлаждающую пену, а если ее нет применить лед или холодную воду.
Если по краям раны видны следы обугленности не допускается использовать растворы или воду для их обработки, а также сдирать верхний слой и наносить какие-либо средства. Необходимо исключить проникновение в рану грязи и пыли. При значительном ожоге появляется обезвоживание, поэтому до приезда врачей нужно обеспечить достаточное питье.
Помощь при травмах шеи
Люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, всегда подозреваются в травмировании шеи и при отсутствии доказательств обратного пребывают в этом списке. Это объясняется тем, что во время столкновения с другим ТС или препятствием возникает хлыстообразный удар. Дожидаясь приезда скорой помощи, рекомендуется четко зафиксировать положение шеи пострадавшего с помощью доступного в аптеках воротника Шанца.
Помощь при вывихах, ушибах, переломах
Первая медпомощь пострадавшим в дорожной аварии в случае травмирования костной ткани связана с определением характера повреждения и обеспечении неподвижности конечностей. Не рекомендуется пытаться выпрямлять сломанную или вывихнутую конечность, так как появляется риск нанесения вреда нервам и сосудам, при этом человеку будет причинена очень сильная боль.
Правильные действия требуют фиксации конечности в первоначальном положении, что поможет несколько притупить боль.
Если зафиксирован открытый перелом нужно осуществить ряд действий:
- обеспечить прием обезболивающих препаратов;
- остановить кровотечение;
- обработать кожные покровы вблизи раны антисептическим средством;
- зафиксировать в одном положении поврежденную конечность с помощью шины, а если ее нет, воспользовавшись подручными средствами — куском древесины или палкой.
При диагностировании закрытого перелома нужно обеспечить иммобилизацию поврежденной руки или ноги, одновременно охлаждая ее с помощью льда. Он размещается через ткань с следующем порядке: на 15 минут кладется и на 5 минут убирается.
Способы транспортировки пострадавших при ДТП
При необходимости самостоятельной перевозки пострадавшего в ДТП следует придерживаться основного правила — транспортировка должна осуществляться в том положении, в котором он изначально находится. Чтобы поза была неизменной применяется шина. При травмировании тазобедренного сустава лучше всего для перевозки подойдет обычный стул. Он обеспечит положение, аналогичное размещению в кресле автомобиля.
При транспортировке пострадавшего в лежачем положении на носилках либо одежде главным становится тот, кто несет его голову. Он дает команду к началу передвижения, например, берем на счет три. При необходимости следует привлечь к транспортировке как можно больше людей — это сделает процесс менее болезненным и более безопасным. Важно избегать рывков во время переноса.
Внимание!
В целом без крайней необходимости перемещать пострадавшего не нужно, так как при травмировании позвоночника изменение положения способно вызвать смещение позвонков и повреждение спинного мозга.
Как укладывать пострадавшего
Если травмирован позвоночник пострадавший размещается в положении на спине, для этого нужно выбрать ровную поверхность. В случае повреждения брюшной полости человек кладется на спину с согнутыми коленями, под которыми размещается валик. При наличии тяжелой травмы черепа пострадавшего нужно уложить на живот с повернутой набок головой. Подобное положение безопасно даже на людей с травмированным позвоночником.
Если пострадавший находится без сознания, но при этом присутствует дыхание, прощупывается пульс и отсутствуют признаки травмы позвоночника нужно обеспечить для него фиксированную позу на боку. Для этого одна рука располагается максимально близко к туловищу, вторая кладется под противоположную щеку, при этом верхнюю ногу следует немного согнуть в колене и расположить на нижней конечности. Подобное положение подходит при наличии черепно-мозговых травм.
Меры юридической ответственности за оставление пострадавших в ДТП
Согласно уголовному законодательству РБ (ст. 159 УК РБ), самовольное оставление места дорожно-транспортного происшествия и неоказание доврачебной помощи пострадавшим после аварии квалифицируется как оставление в опасности. Закон предусматривает максимальную меру уголовной ответственности за такое преступление в виде 3 лет лишения свободы.
Извлечение пострадавшего из автомобиля при ДТП
К сожалению, многие дорожно-транспортные аварии приводят не только к повреждению транспортного средства, но и тяжелым травмам водителя или пассажиров. Поэтому, обязанность каждого участника дорожного движения, и речь сейчас не только о водителях, знать, как правильно извлечь пострадавшего из поврежденного транспортного средства. Рассмотрим этот вопрос подробнее далее, поскольку данная операция требует особенной внимательности и осторожности от того, кто будет это делать.
Почему так важно своевременно извлечь пострадавшего из ТС?
Кроме того, что повреждения, и положение, в котором оказался пострадавший, могут быть опасны для жизни, также существует угроза и со стороны самого автомобиля – в результате повреждения оно может попросту загореться или взорваться.
Немедленное извлечение пострадавшего из ТС при ДТП нужно, если имеют место следующие факторы:
- На капоте автомобиля появилось пламя или начал «валить» дым.
- Появился стойкий резкий запах бензина.
- Транспортное средство начало дымить.
- Погодные условия не позволяют оставлять пострадавшего в таком положении до приезда бригады медицинской помощи.
- Характер травм не позволяет оказать первую медицинскую помощь до приезда врачей.
В то же время, следует помнить, что извлечение пострадавшего из автомобиля при ДТП может осуществляться, если:
- Нет опасности усугубить положение пострадавшего. Особенно высокий риск имеет место в тех случаях, если есть повреждения в области шеи или спины.
- Если нет опасности получить травмы, угрозы для жизни тому, кто проводит спасательные мероприятия.
- Если транспортное средство находится в устойчивом положении.
В любом случае, нужно трезво оценить все ситуацию и поступать с таким расчетом, чтобы можно было оказать помощь самому пострадавшему, но при этом не нанести вред самому себе.
Примерный алгоритм извлечения пострадавшего из автомобиля
Само собой разумеется, что действовать придется по обстоятельствам, поэтому приведенный ниже алгоритм носит общий характер, который можно адаптировать под конкретную ситуацию взяв за основу.
Итак, правила извлечения пострадавшего из автомобиля при ДТП примерно таковы:
- Открыть дверь и аккуратно повернуть пострадавшего к себе спиной, придерживая голову, если есть такая возможность.
- Просунуть руки подмышки и захватить предплечье одной рукой, а затем второй рукой.
- Взвалить пострадавшего на грудь и потянуть аккуратно на себя, без резких движений.
- Продолжая удерживать его в таком положении аккуратно извлечь из поврежденного транспортного средства.
Несколько сложнее будет извлечь пострадавшего, если передняя дверь заблокирована и придется все делать через заднюю дверь. В таком случае примерный алгоритм следующий:
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
- Через заднюю дверь дотянутся до кресла и откинуть его назад, попутно с этим придерживая пострадавшего, дабы не было резкого движения его тела.
- Уложить пострадавшего на спинку переднего откинутого кресла.
- Просунуть руки подмышки и обхватить предплечье сначала одной рукой, а потом второй зафиксировать голову и потянуть наружу.
Просто извлечь человека из ТС мало, нужно правильно уложить его и оказать первую помощь до приезда бригады скорой помощи. Само собой разумеется, что человек без медицинского образования, а подчас и таковой, но без специального оснащения, не может точно определить характер травм, поэтому действовать придется предположительно.
Так, если у пострадавшего есть подозрение на травму позвоночника, то его нужно уложить на твердую ровную поверхность, дать обезболивающее и сделать так, чтобы он не шевелился, не делал резких движений.
Если есть подозрение на травму живота и/или таза, то нужно уложить его на спину с мягкой опорой, колени должны быть согнутыми и разведенными.
При подозрении на травму грудной клетки – полусидячее положение, с легким наклоном в сторону поврежденной части грудной клетки.
Если у пострадавшего сильное кровотечение, то нужно уложить его на ровную поверхность, ноги должны быть согнутыми в коленях. Никаких резких движений, разговоров и смены положения тела.
Дальнейшие действия
Последующая медицинская помощь может включать в себя следующее:
- Остановить кровотечение, если есть.
- Если отсутствует дыхание, то сделать искусственное, непрямой массаж сердца, то есть провести реанимационные мероприятия.
- При переломах костей наложить шину.
- Обработать раны антисептиком, наложить повязку.
Важно понимать следующее – вышеописанные мероприятия, это доврачебная помощь, а значит профессиональная медицинская помощь должна быть оказана незамедлительно.
При вызове бригады медиков нужно максимально точно, быстро и конкретно охарактеризовать обстоятельства ДТП:
- Количество пострадавших, их примерный возраст. Есть ли дети, беременные женщины.
- Примерный характер травм.
- Точные координаты.
Довольно часто от того, насколько правильно и своевременно была оказана доврачебная помощь, зависит не только здоровье, но и жизнь пострадавшего. Поэтому, основные правила должен знать каждый участник дорожного движения, коим является каждый из нас.
Источник https://tepka.ru/spasateli/63.html
Источник https://avtoportal.by/pervaya-pomoshch-pri-dtp/
Источник https://autolegal.ru/pomoshh-pri-dtp/izvlechenie-postradavshego-iz-avtomobilya-pri-dtp/