Все на месте? Как самостоятельно проверить наличие подушек безопасности

Содержание

Устройство и принцип работы подушек безопасности водителя

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 06 декабря 2017 .
Категория: Автотехника.

Производители автомобилей стараются заботиться о своих клиентах и оборудуют авто не только надежными ремнями безопасности, но и подушками безопасности (также их называют пневмоподушками или Airbag). При этом в современных машинах их может быть от 2 до 7. Что же собой представляют подушки безопасности в автомобиле и как они действуют? Попробуем разобраться.

Что собой представляет «аэрбег»

Устройство подушки безопасности довольно простое. Условно изделие можно разделить на три составные части: сумку, датчики удара и газогенератор (систему надува).

Сумка

Представляет собой тонкую, многослойную, нейлоновую оболочку (толщиной не более 0,4 мм) способную выдерживать большие кратковременные нагрузки. Сумка расположена в специальной шине, которая закрыта специальной накладкой из ткани или пластика.

Датчики удара

Эти компоненты, как правило, располагаются в передней части машины. Они отвечают за своевременное срабатывание подушки безопасности автомобиля, то есть именно эти сенсоры активируют ее сразу после столкновения с объектом на скорости более 20 км/ч. Однако при этом учитывается также и сила удара, поэтому пневмоподушка может сработать даже в стоящем авто, если столкновение было достаточно сильным.

Датчики устанавливаются двух типов:

  • Ударные (фиксируют удар, который приходится на кузов).
  • Датчики пассажирского сидения (благодаря им можно исключить срабатывание системы, если помимо водителя в машине больше никто не находится).

Помимо датчиков в системе также часто дополнительно устанавливаются акселерометры (помогают определить положение авто).

Газогенератор

Первоначально эти элементы были оснащены всего одним пиропатроном, из-за чего было очень сложно регулировать подачу газа в подушку исходя из габаритов и положения сидящего в машине человека. Однако современные «аэрбеги» имеют 2 пиропатрона. Первый (основной) выпускает 80% газа (так называемая мягкая посадка), второй подключается только в том случае, если столкновение было слишком сильным и человек нуждается в более жесткой подушке.

Все 3 составляющие пневмоподушки должны быть исправными, только в этом случае можно гарантировать, что защитные элементы сработают безотказно.

Как происходит срабатывание «аэрбега»

Принцип работы подушек безопасности можно условно разделить на несколько этапов:

  • Столкновение транспортного средства с другим объектом.
  • Автоматическое срабатывание электронных датчиков, которые запускают следующий механизм.
  • Система получает сигнал от электронного блока управления и происходит срабатывание детонатора (заряда из таблеток натриевой кислоты), вследствие чего газ (аргон или озон) нагревается и под высоким давлением (до 250 мПа) вырывается наружу. Однако перед этим он проходит через специальный металлический фильтр и остужается.
  • Происходит резкое заполнение подушки, и она раскрывается через 30 миллисекунд после того, как сработавшие датчики отправили сигнал.
  • Водитель или пассажир авто ударяется головой об «аэрбег», который значительно гасит энергию полученного удара. Благодаря этому на человека приходится всего 10% остаточного удара.
  • Подушка «опадает».

Говоря о том, как работают подушки безопасности, стоит учитывать конструктивные особенности автомобиля, так как в некоторых машинах есть всего 2 «аэрбега», тогда как в других аварийные элементы установлены практически в каждой плоскости.

Разновидности подушек безопасности

Сегодня автомобили могут быть оборудованы сразу несколькими типами защитных элементов.

Фронтальные

«Аэрбеги», расположенные в рулевом колесе (водительские) и в верхней части панели инструментов (пассажирские), считаются самыми распространенными. Они устанавливаются даже на самые бюджетные машины. Эти подушки отличаются друг от друга по размерам, так как расстояние от руля до водителя значительно меньше, чем от человека, сидящего рядом, до «торпедо».

Элементы срабатывают только при столкновении передней части авто. Однако уже разработана подушка безопасности водителя многоступенчатого типа, которая активируется при столкновениях разного типа и тяжести.

Фронтальные подушки безопасности

Важно! На передней пассажирской подушке безопасности находится кнопка отключения, которую необходимо обязательно нажимать, если на таких сидениях перевозится ребенок в специальном автокресле.

При поездке в авто с фронтальными защитными элементами нужно обязательно уточнить у водителя, есть ли в «торпедо» пневмоподушка. Если таковая имеется, то в руках нельзя перевозить сумки, пакеты и прочие предметы или упираться коленями в место, где находится airbag.

Боковые

Данная разновидность пневмоподушек обычно встречается только в «продвинутых» комплектациях авто. Такие «аэрбеги» предназначены для зашиты плеч, грудной клетки, живота и таза в случае бокового столкновения. Как правило, эти элементы размещаются внутри передних сидений, но также есть и модели для задних кресел, предназначенные для защиты людей, сидящих сзади.

Боковые подушки безопасности

Полезно! Если в авто установлены боковые подушки, то в отсеках дверей нельзя хранить крупные или острые предметы.

Шторки

Также эти элементы часто называют головными подушками безопасности, которые по большому счету тоже предназначены для защиты пассажиров и водителя от боковых ударов, а также от осколков стекла. Они, как правило, устанавливаются либо только для передних сидений, либо для обоих рядов кресел. Размещаются эти элементы в боковых частях крыши авто (над окнами) и иногда в боковых стойках.

Коленные

Данные защитные элементы срабатывают при фронтальном ударе авто. Такие подушки устанавливаются преимущественно на автомобилях средней ценовой категории (С-класса). Как правило, защитные элементы этого типа находятся под рулем и под «торпедо».

Важно! При наличии такое пневмоподушки водитель должен отрегулировать свое кресло таким образом, чтобы от нижней части панели он был на расстоянии нем менее 10 см.

Также сегодня встречаются и менее распространенные разновидности «аэрбегов». К ним относятся задние боковые подушки и центральные пневмоподушки.

Коленные подушки безопасности

Стоит учесть, что при покупке б/у авто у многих может возникнуть логичный вопрос, как проверить подушки. Дело в том, что прежний владелец машины мог уже использовать газовый заряд устройства, но не наполнил airbag повторно (сделать это можно только в автосервисе).

Проверяем подушки безопасности

Сразу после покупки б/у авто, новый владелец железного коня должен убедиться не только в работоспособности своего приобретениея, но и проверить подушки безопасности. В первую очередь стоит убедиться в том, что они вообще предполагаются для данной модели машины. Об этом будут свидетельствовать соответствующие надписи SRS или Airbag на «баранке» и панели «торпедо». Вокруг этих аббревиатур не должно быть сколов или царапин, так как это означает, что защитный аксессуар уже был использован и не факт, что прежний владелец позаботился о дорогостоящей услуге по заполнению пневмоподушек газом. Однако, даже если переустановка изделия была все же произведена, нет гарантии, что процедура выполнена корректно.

Надпись подушки безопасности

Полезно! Срок годности подушек обычно составляет от 10 до 14 лет (в зависимости от модели, марки и года выпуска машины). После этого срока патрон разряжается и изделие приходит в негодность.

Также стоит обратить внимание на стекла (особенно на лобовое). Если они менялись, то вероятнее всего подушка безопасности уже использовалась.

Рекомендуется к прочтению  Система пассивной безопасности автомобиля: устройство и задачи

Стоит обратить внимание на дату изготовления ремней безопасности. Данные должны совпадать на всех сиденьях. Если эти элементы были заменены, то возможная причина – сильный удар, который также провоцировал открытие «аэрбега».

Кроме этого, есть еще несколько способов, как проверить наличие и работоспособность подушек:

  • Включить зажигание и дождаться появления на приборной панели надписи «аэрбег», которая должна исчезнуть через несколько секунд.
  • Если в авто есть специальный разъем для диагностики работы систем (обычно расположен под рулем), то необходимо завести двигатель, подождать 30 секунд и закрыть контакты 4 и 13 при помощи обычной канцелярской скрепки. После этого кнопки на приборной панели должны начать моргать. Если на одной из них отображается человек с подушкой, и эта кнопка моргает чаще остальных, то это говорит об ошибке получаемого кода. Если лампочка и вовсе не подает признаков жизни, то это свидетельствует о том, что продавец авто вообще отключил этот модуль.

Все на месте? Как самостоятельно проверить наличие подушек безопасности

В материале о том, сработают ли старые подушки безопасности, мы обещали рассказать, как самостоятельно проверить наличие айрбэгов в приобретаемом на вторичном рынке автомобиле. И сегодня покажем, на что обращать внимание и куда смотреть, чтобы не купить машину, в которой раскрылись подушки безопасности. После аварии в подавляющем большинстве случаев их никто не меняет, поэтому рассчитывать на былую безопасность в автомобиле без айрбэгов не приходится.

Причинно-следственная связь

Необходимость раскрытия тех или иных подушек определяет блок управления системы пассивной безопасности на основе информации, получаемой с датчиков удара. Их расположение отличается в зависимости от марки и модели, калибровки также могут быть разными. Поэтому в одних автомобилях айрбэги раскрываются после легкого удара, в других – не срабатывают при ДТП, где машина получает ощутимые повреждения. Бывали и ситуации, когда подушки раскрывались при попадании колеса в серьезную яму или при проезде рельсов.

В правильно настроенной системе фронтальные подушки безопасности не срабатывают при боковом ударе, ударе сзади или перевороте. И наоборот: при ударе передней частью автомобиля, как правило, не срабатывают боковые айрбэги. Но каждая авария индивидуальна, даже в столкновении двух автомобилей одной модели в них может раскрыться разное количество подушек.

Тем не менее к их срабатыванию, как правило, приводит серьезный удар. Исключение разве что боковые шторки, часто открывающиеся от довольно легкого тычка в бок и защищающие пассажиров от возможного разлета осколков стекла.

Но не всегда удар, от которого сработали подушки, настолько сильный, что приводит к повреждению силовых элементов кузова. При ремонте машина получит, например, новое крыло, бампер с усилителем, качественную покраску – и без навыков вы ничего не увидите. Да и ничего страшного в ремонте нет, если сделали хорошо. Только вот сработавшие айрбэги почти никогда не меняют, потому что в отличие от навесных элементов кузова их не видно.

Чтобы с большой вероятностью не купить автомобиль, побывавший в ДТП, в котором сработали подушки безопасности, достаточно проявить внимательность и знать, куда смотреть и на что обращать внимание.

Компьютер не панацея

Первое и самое простое – включить зажигание и убедиться, что так называемый «беременный человечек» оранжевого цвета на приборной панели зажигается и гаснет. Но встречать машины, в которых индикатор подушек не загорается, не доводилось уже лет десять. Сегодня даже дети в курсе, что для обмана системы диагностики достаточно припаять к разъему, подключаемому к айрбэгу, резистор нужного сопротивления. В этом случае лампочка на панели будет исправно зажигаться при отсутствии подушек.

В таком варианте не будет и ошибок при компьютерной диагностике, ведь система не в состоянии разобрать, к чему подключен разъем, лишь бы сопротивление было правильным. Но если тот, кто восстанавливал машину после ДТП на продажу, не заморачивался, компьютером вполне можно обнаружить Crash Data в блоке SRS. Однако даже если по результатам компьютерной диагностики все хорошо, это не повод расслабляться. Тем более что установить факт срабатывания подушек визуально и тактильно зачастую проще и быстрее, чем подключить компьютер. Иногда можно сказать о том, что в машине с вероятностью 99,9% нет айрбэгов, лишь открыв дверь, а в отдельных случаях это понятно даже по фотографиям.

Начинаем с боковых подушек

Если машина, которую вы осматриваете, оснащена оконными подушками безопасности, проще всего начать именно с них. В их присутствии или отсутствии можно убедиться, сняв резиновый уплотнитель вверху дверного проема.

Чтобы убедиться в наличии шторки безопасности, нужно снять уплотнитель

Часто после срабатывания шторки просто скручивают как попало и засовывают на место. Заводская подушка чистая, аккуратно скручена, иногда помещена в специальный чехол. Так как шторка на оба ряда единая, нет необходимости снимать уплотнители и спереди, и сзади.

Несрабатывавшая шторка безопасности

Но не каждый продавец разрешит вам снимать уплотнители, кроме того, не на любой машине они просто сдергиваются вниз. Понять продавцов можно: уплотнитель, который никто никогда не трогал, держится на своем месте очень плотно. Но если его постоянно сдергивать, он начнет сниматься едва ли не усилием мизинца. Да и не все знают, что перед установкой на место уплотнитель нужно сжать.

Срезанная оконная подушка

Поэтому переходим к простому визуальному осмотру верхней части салона – всего того, что выше оконной линии. Для начала смотрим на потолок: при раскрытии шторок на его обшивке часто образуется залом едва ли не на всю его длину. Но именно часто – не всегда.

Обшивка потолка без повреждений

Далее обращаем внимание на обшивки стоек. Иногда их крепеж ломается при раскрытии шторки, иногда это делают криворукие мастера. Естественно, сломаться крепеж может и при сильном боковом ударе. Поэтому, если пластик на стойках держится на честном слове, ничего хорошего не ждите.

На центральных стойках зачастую находятся заглушки с надписью Airbag. При снятии обшивки мало у кого получается вынуть их, не оставив следов.

Заглушка без признаков демонтажа

Поэтому, если видите на заглушках характерные отметины, значит, их доставали. А поводов лезть туда по причинам, не связанным с кузовным ремонтом, нет.

Поврежденная заглушка

Перейдем к боковым подушкам безопасности, расположенным в спинках передних кресел. Раньше их часто просто устанавливали на боковины спинок в пластиковых корпусах, но в современных автомобилях от такого решения давно ушли. Сегодня кассеты айрбэгов прячутся под обшивкой и обычно хорошо ощутимы тактильно. При прощупывании боковины рукой легко можно обнаружить прямоугольный пластиковый корпус модуля подушки. Если его там нет – вы ничего не почувствуете. Следует потрогать внешние боковины обоих передних сидений – все должно быть одинаково.

Модули боковых подушек находятся в центральных частях боковин спинок

На некоторых моделях автомобилей в задней части кресел есть молнии на обшивке. В этом случае вообще все предельно просто: расстегиваем замок у внешнего края и смотрим, на месте ли кассета подушки безопасности.

Оба боковых айрбэга на месте

На срабатывание бокового айрбэгa могут указывать и отличающиеся от остальных вертикальные швы на углу спинки. При срабатывании подушки их неизбежно рвет, кресло приходится зашивать. Еще одним признаком, который может насторожить, являются свежие плотные чехлы на сиденьях. Однажды довелось увидеть картину, когда под таким дерматиновым чехлом скрывалась сработавшая подушка. Ее даже не потрудились обрезать и зашить кресло – просто нацепили поверх чехол. Снимаем его – и добрый вечер!

Но не во всех автомобилях модуль подушки в кресле можно нащупать. Например, на Renault Scenic II боковины настолько толстые, что почувствовать что-то под ними сложно. В этой же модели в спинке есть специальная прорезь, через которую в случае аварии раскрывается айрбэг. Именно в нее и следует просовывать ладонь в поисках кассеты.

Рекомендуется к прочтению  Безопасность движения. Все лекции

Также при осмотре не будет лишним взять фонарик и заглянуть под передние сиденья. Вы должны увидеть защелкнутые разъемы без посторонних предметов на колодках. Под посторонними предметами мы, само собой, подразумеваем резисторы.

А резисторов там может быть два, ведь под креслом идет проводка не только на подушку, но и на пиропатрон преднатяжителя ремня безопасности, который обычно располагается под замком ремня. Если разъем отключен и в нем торчит сопротивление – все очевидно. Если подключен – убедитесь, что резистора нет снаружи колодки.

Внимательно изучаем руль и торпедо

Переходим к фронтальным айрбэгам. Выше мы говорили, что иногда их отсутствие можно определить, просто открыв дверь, а иногда даже не открывая ее – достаточно лишь взглянуть на торпедо. Если вы впервые видите перед собой машину конкретной модели, вы вряд ли что-то поймете, но если пересмотреть пять-десять одинаковых – перетянутая панель обратит на себя внимание.

Хотя бывает и так, что, даже никогда прежде не видя салон какого-то автомобиля, можно сказать, что торпедо в нем перетянуто, настолько ужасно это сделано. Такой ремонт реально видно на фотографиях.

Замена обшивки панели с вероятностью 99,9% говорит о том, что в машине срабатывали фронтальные подушки безопасности. Ведь никакого другого повода перетягивать ее просто нет.

Во времена, когда, как принято считать, бал в автоиндустрии правили инженеры, а не маркетологи, пассажирские подушки безопасности просто скрывались за крышкой на панели. При аварии айрбэг поднимал крышку и успешно раскрывался навстречу пассажиру. После ДТП достаточно было поменять ту самую крышку – и никаких следов не оставалось.

Но позже кто-то решил, что эти крышечки смотрятся некрасиво и портят вид салона. Тогда обшивку торпедо стали делать таким образом, что в ней появилась специально ослабленная зона, которую и разрывает подушка в процессе раскрытия. Естественно, после такого развития событий крышечку уже не поменяешь – тут или менять всю панель, что недешево и трудозатратно, или перетягивать ее.

Замененная панель ничем не выделяется, выдать ее могут только следы демонтажа прилегающих элементов и признаки, указывающие на откручивание крепежа. Но по этому пути идут редко.

Иногда не бросается в глаза и перетянутая панель, если фактура материала близка к заводской. Самый простой вариант обнаружить факт перетяжки – получить доступ к тем местам, где находится край отделочного материала. Например, на стыке двери и торпедо часто располагается съемная крышка, после снятия которой можно увидеть край обивки. Если вы видите там заводской материал, а поверх него – еще один слой аналогичного, это и есть перетяжка.

Также перетянутую панель выдают отслоения материала, пузыри под ним, кривые надписи Airbag.

Еще раз напомним, что при срабатывании пассажирской подушки панель рвет. Прежде чем перетягивать, ее надо восстановить, иначе в месте разрыва все будет криво-косо. Для этого часто применяется банальная шпатлевка. В результате в том месте, где должна раскрываться подушка, панель становится твердой. То есть при прощупывании все торпедо мягкое, а в зоне подушки жесткое.

Если очевидных признаков перетяжки панели не видно, а снимать ее могли, например, для замены вентилятора печки, нужно попробовать убедиться в наличии на месте пассажирского айрбэга. Часто модуль подушки видно через ту самую крышечку сбоку торпедо, также его можно увидеть, сняв перчаточный ящик, что на некоторых моделях делается элементарно. В машинах с бардачками, которые представляют собой цельный ящик с крышкой, не имеющий верха, до модуля айрбэга даже можно дотянуться рукой. На ощупь вы можете убедиться в наличии кассеты, если, конечно, дотянетесь, и в том, что к ней подключен разъем, а не болтается отдельно с припаянным резистором.

Пассажирский айрбэг Ford Focus 3. Его не увидеть без снятия бардачка, зато можно нащупать или сфотографировать телефоном

Но куда лучше не демонстрировать гуттаперчевость рук и сгибаться в три погибели в попытках посмотреть за бардачок (и не факт, что продавец даст его снять), а воспользоваться небольшим зеркалом на ручке и фонариком. С их помощью в принципе можно увидеть в машине много неочевидного при простом осмотре глазами.

Наконец, водительская подушка. Убедиться в ее наличии без разбора руля невозможно. Но есть факторы, указывающие на ее срабатывание. В частности, центральная накладка на руле должна прочно держаться на своем месте, а не болтаться.

С этой накладкой все в порядке

Кроме того, при срабатывании подушки накладку рвет, и не всегда ее меняют. Иногда просто снимают лого производителя, запаивают, проклеивают изнутри, перетягивают и приклеивают на место значок. В этом случае на ремонт могут указывать неровности под материалом отделки, неплотное его прилегание, выступающие из-под логотипа следы клея.

Накладка этого руля имеет люфт в нижней части

Для замены подушки после аварии ее вместе с накладкой необходимо снять. Поэтому полезно будет осмотреть болты крепления на наличие следов их откручивания. На некоторых моделях болты скрываются под обшивкой корпуса руля, для доступа к ним ее необходимо проколоть шилом или спицей. Такие проколы сразу выдают вмешательство в конструкцию руля. На других авто крепеж может быть закрыт пластиковыми заглушками, при демонтаже которых часто остаются следы. Ну а в некоторых машинах накладка крепится защелками.

Но не всегда факт разборки руля связан с ДТП. Его могут снимать для перетяжки или покраски

Есть и признаки, указывающие на срабатывание фронтальных подушек, которые не требуют лезть глубоко. Увидеть их может каждый. Первый – замененное лобовое стекло. Конечно, если машине 10 лет от роду, на ней могло быть поменяно несколько стекол по причине их эксплуатационного износа: сколы, трещины и т.д. Но если вы смотрите свежий автомобиль возрастом 1-3 года, то замененное лобовое должно напрячь. Конечно, стекло можно разбить, отъехав 10 км от автосалона. Но очень часто «лобаш» разбивается сработавшей пассажирской подушкой. При этом стекло может частично осыпаться. Если видите неоригинальное стекло или оригинальное, год выпуска которого не совпадает с годом производства автомобиля, – загляните в воздуховод под лобовым. В нем могут остаться осколки. Они не означают стопроцентного срабатывания подушек, ведь стекло способно осыпаться и от удара большим камнем, но поводом насторожиться являются, ведь могут свидетельствовать и о серьезном ДТП. Правда, доводилось неоднократно видеть машины после сильных аварий со срабатыванием айрбэгов, в которых оставалось целым «родное» лобовое стекло.

Кроме воздуховодов под «лобовиком» стоит обратить внимание и на боковые, в частности, на те, через которые происходит обдув зон зеркал. При срабатывании подушки тальк, которым она покрыта, разлетается по всему салону. Конечно, его немного, с большинства поверхностей он легко убирается, но про воздуховоды часто забывают. Если видите там следы белого порошка, это может указывать на то, что айрбэги «стреляли».

Наш вердикт

Если убедиться в присутствии боковых и оконных подушек безопасности достаточно просто, последние на большинстве машин вообще легко увидеть, просто сняв уплотнитель, то обнаружить факт отсутствия фронтальных айрбэгов сложнее. Но это возможно при должной внимательности. И не стоит забывать, что к срабатыванию подушек обычно приводит довольно серьезный удар, последствия которого проще заметить под капотом, чем в салоне.

Подушки безопасности в автомобиле

Современные автомобили оснащаются большим количеством всевозможных систем безопасности. Все они подразделяются на два типа – системы активной и пассивной безопасности.

Подушки безопасности автомобиля

Первые – это системы, которые помогают водителю контролировать поведение автомобиля. К ним относятся системы антиблокировки тормозных механизмов, система курсовой устойчивости, система распределения тягового усилия по колесам авто и т. д.

Рекомендуется к прочтению  Хит-Парад опасных удерживающих устройств: адаптеры ремня безопасности.

А системы пассивной безопасности направлены уже на защиту самого человека при столкновении. К данной системе относятся ремни безопасности, специальные детские сиденья с креплением Isofix, подушки и шторки безопасности.

Основными в пассивной безопасности являются ремни. Подушки являются всего лишь вспомогательной системой направленной на снижение травмирования людей в автомобиле.

Хотя изначально подушки безопасности позиционировались системой, которая должна заменить ремни. Но время показало, что без ремней обеспечить должную безопасность они не могут поэтому их перевели в разряд вспомогательных систем.

Основной задачей подушек безопасности является снижение возможности получения травмы человеком о рулевое колесо, переднюю панель, элементы кузова при столкновении автомобиля.

Разработки подушки безопасности велись достаточно давно, но штатно устанавливать на авто их начала компания Mercedes-Benz в 1971 году. С тех пор все больше компаний оснащаются свои авто данной системой безопасности, причем она постоянно совершенствуется.

Принцип действия системы безопасности

устройство и принцип работы подушки безопасности

Суть подушки безопасности – во время столкновения создание воздушной подушки, которая будет воспринимать на себя тело человека, предотвращая возможность его удара об элементы салона.

Действует она так: при ударе в результате ДТП, специальная система быстро накачивает подушку перед водителем и пассажиром, сделанную из мягкой ткани, и та воспринимает на себя инерционное движение тела людей. Но при этом, чтобы подушка в дальнейшем не мешала выбраться человеку из авто, она быстро сдувается, газ выходит через специальные отверстия в ткани.

Проблемы при создание подушки безопасности автомобиля

1. Как быстро накачать подушку?

Еще при начальных разработках данной системы конструкторы столкнулись с одной из важных проблем – как быстро накачать подушку, ведь при столкновении все происходит за очень короткий промежуток времени. При этом накачка подушки не должна была иметь взрывной характер, чтобы не происходило травмирования человека самой подушкой.

Выходом из ситуации стало использование продуктов горения определенных веществ. Оптимальным стало использование газов, выделяемых при сжигании азида натрия. Хоть само это вещество является ядовитым, но при его сгорании выделяются азот, углекислый газ, окись углерода и вода. Сам процесс сгорания выполняется очень быстро – таблетка азида натрия весом 50 гр. сгорает за 35-50 миллисекунд, что вполне достаточно для накачивания подушки при столкновении.

Видео: Устройство подушки безопасности

Но при использовании азида для накачки применяется только азот, который полностью безвреден для человека, поэтому в конструкцию системы включают фильтры, разделяющие продукты горения по составным частям, пропуская в тканевую подушку только азот.

Системы, использующие азид являются сейчас самыми распространенными. Но есть еще одно вещество, которое используют в качестве топлива для сжигания – нитроцеллюлозу. Особенностью этого вещества является то, что нужно его для полного разворачивания подушки значительно меньше – всего 8 грамм. Также не требуется использование фильтров.

2. Эффект барокамеры

Вторая проблема, с которой столкнулись конструкторы – эффект барокамеры. Подушки безопасности в раскрытом состоянии занимают достаточно большое пространство в автомобиле. Так, водительская подушка имеет объем в развернутом состоянии 60-80 литров, а пассажирская – еще больше, до 130 литров.

Накачка подушек производится очень быстро, поэтому в салоне резко уменьшается объем и увеличивается давление, которое может повредить барабанные перепонки. К тому же накачка происходит с достаточно сильным звуковым эффектом, что тоже может сказаться на перепонках.

Вначале с этими проблемами боролись путем оснащения дверей специальными механизмами, которые при столкновении практически мгновенно сбрасывали стекла дверей вниз.

Сейчас же для предотвращения эффекта барокамеры, накачка подушек производится не всех сразу, а по очереди. Первой срабатывает подушка водителя – примерно через 20 мс, а еще через 17 мс – срабатывает пассажирская. При этом сама система следит за тем, какие подушки нужно накачать, а какие нет.

Конструкция системы подушки безопасности

Теперь по самой конструкции данной системы. Она состоит из трех составных частей – газогенератор с подушкой(в народе называют «пиропатрон»), выполненные в виде одного узла, датчиков удара и блока управления.

Количество датчиков удара, как и количество самих подушек может значительно варьироваться. На некоторых авто таких датчиков, установленных по всему авто может достигать десяти штук.

Этот датчик при столкновении передает импульс на блок управления, тот в свою очередь передает сигнал на газогенератор, который и разворачивает подушку.

как срабатывают подушки безопасности

Сработавшие подушки безопасности

Срабатывание датчика зависит от нескольких факторов – скорость авто, угол удара. Резкое падение скорости, которое происходит при столкновении авто с препятствием обеспечивает передачу импульса датчиком. Но при этом даже экстренное торможение авто не способно активировать датчик.

От поступившего с датчика сигнала блок управления рассылает сигналы на газогенераторы, при этом блок «вычисляет» какую подушку нужно накачать, а также как ее накачать. Дело том, что некоторые типы подушек имеют два контура, накачка которых производится в зависимости от силы удара. При слабом ударе накачивается только один контур, а если столкновение более серьезное – оба контура одновременно.

Виды подушек безопасности

Рассмотрим виды подушек безопасности в автомобиле.

виды подушек безопасности автомобиля

1. фронтальные подушки безопасности
2. коленные подушки безопасности
3. передние боковые подушки безопасности (как правило зашиты в сиденья)
4. задние боковые подушки безопасности
5. головные подушки безопасности («шторки»)

1. Фронтальные подушки безопасности

Первыми подушками были фронтальные, именно ими и начал оснащать свои авто серийно Mercedes Benz. Данных подушек – две, одна устанавливается в руле за специальной накладкой и предназначена она для водителя, вторая располагается на передней панели и направлена она на защиту пассажира на переднем сиденье.

Данный вид подушек является самым распространенным, ими сейчас оснащаются даже бюджетные автомобили. Особенностью пассажирской подушки является принудительное ее отключение, после чего она переходит в неактивное состояние и при столкновении не срабатывает.

Срабатывают они только при фронтальном столкновении, при ударе сбоку или сзади данная система не срабатывает.

2. Боковые

Второй вид – боковые. Они направлены на защиту водителя и пассажира при боковом ударе. Впервые применять такие подушки начал шведский производитель Volvo.

Они хорошо помогают в защите торса человека. Зачастую они размещаются в спинках передних сидений. Некоторые авто оснащены боковыми подушками и для защиты пассажиров сзади.

Видео: Как избежать смертельных ловушек в автомобиле

3. Головные подушки

Третий вид – боковые головные подушки, в народе их еще называют шторками безопасности. Впервые их устанавливать начали на авто японской фирмы Toyota.

Располагаться шторки могут в крыше возле боковых стекол, стойках двери. Направлены они на защиту головы при боковом ударе. В развернутом виде практически полностью перекрывают площадь боковых стекол.

4. Коленные и центральные подушки безопасности

Корейская компания Kia предложила еще один вид подушек – коленные. Направлены они на защиту ноги водителя и переднего пассажира. Водительская подушка располагается под рулевой колонкой, а пассажирская – под передней панелью.

В автомобилях Toyota с недавнего времени стали применять центральные подушки. Установлена она в центральном подлокотнике и направлена на снижение тяжести вторичных повреждений при боковом ударе, в накачанном состоянии она разделяется водителя и переднего пассажира.

Это пока все виды которыми оснащается автомобиль, и направлены они на защиту людей, находящихся. Сейчас также разрабатывается система, направленная на защиту пешеходов. Работает данная система, так же как и внутренняя, с единственным различием – подушки надуваются снаружи авто и направлены они на смягчение удара пешеходом о кузов авто.

Источник https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/230-podushki-bezopasnosti-v-avtomobile.html

Источник https://www.abw.by/novosti/experience/223285

Источник https://avtomotoprof.ru/elektronnyie-sistemyi-avtomobilya/podushki-bezopasnosti-v-avtomobile/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: