Содержание
Как проверить вариатор подержанного авто СТАТЬИ
Давайте не будем этого скрывать – автопроизводители полюбили альтернативные виды автоматических коробок передач, в том числе и вариаторы. Относительно простые, дешевые, легкие и, плюсом ко всему, экономят топливо.
Но мне, как автоподборщику, такие трансмиссии совсем не нравятся, так как надёжность большинства таких коробок – слабое место. Есть, конечно, вполне ресурсные агрегаты, но они крайне редки. Поэтому на вторичном рынке на такие машины смотрят с опаской и не зря, ведь можно нарваться на скорый и очень дорогостоящий ремонт. Сейчас и посмотрим, можно ли защититься от покупки авто с убитой трансмиссией и как проверить вариатор, прежде, чем рассчитаетесь с продавцом.
Виды вариаторов
Перед тем, как приступить к диагностике следует знать, с чем вы имеете дело, а точнее какой тип и модель вариатора устанавливается на проверяемый автомобиль, так как от этого будут зависеть дальнейшие действия . К примеру, последние модификации Jatco не имеют масляного щупа, поэтому проверить состояние жидкости и наличие стружки в масле при диагностике авто будет невозможно.
Большинство вариаторов, которые попадают под капот автомобилей, клиноременные. Тороидные как-то не прижились в автомобилестроении. Клиноременные делятся ещё на два типа: с пластинчатым ремнем и со штифтовым ремнем («цепной»).
Производителей бесступенчатых коробок также немного. Jatco – лидер по массовости, шпигует вариаторами Nissan, Renault и Mitsubishi, Aisin комплектует Toyota. Audi и Subaru вовсе самостоятельно проектируют и производят коробки.
Общая оценка
Первое, что нужно сделать при проверке вариатора подержанного авто – оценить его внешне на предмет вмешательства и повреждений. Коробки, которые уже подвергались ремонту, в зоне риска, так как хороших специалистов по восстановлению таких коробок немного и, вряд ли бывший владелец перед продажей тратился на всю катушку с заменой конусов, маслонасоса и гидротрансформатора. В общем, увидели следы снятия или разбора, разворачивайтесь и ищите дальше.
Затем следует проверить масло, а точнее его уровень и наличие стружки. Запах гари означает, что пора продолжить поиски авто. Проблема заключается в том, что далеко не все вариаторы оснащаются щупом и уровень смазки контролируется исключительно электроникой. За что, собственно, и ругают Jatco последних поколений.
После этого садимся в салон, выжимаем педаль тормоза и переключаем все режимы. Включение должно происходить быстро (менее 1 сек), без толчков и вибраций на кузов.
Поверка на ходу
А теперь самое интересное. Известный народный метод «заехать на бордюр» – это миф. На поребрик заедет даже убитая ВКПП. Единственный способ проверки вариатора, без которого вся остальная диагностика попросту бессмысленна – это «газ в пол». Выберите ровную асфальтированную дорогу. Знаю, это бывает не просто, но всё же. Затем остановитесь и с утопленной педалью газа до отказа в режиме D, наберите минимум 80 км/ч. Во время разгона ремень вариатора пройдётся по всем участкам конусов, а сами конусы в это время преодолеют весь свой потенциал хода, крутящий момент при этом будет максимальным. Если коробка отработала предельные нагрузки плавно, без дерганий и аварийного режима, то остаточный ресурс ещё имеется, но это не всё.
Звуки. Они порой говорят о многом. Разогнавшись до 80 км/ч прислушайтесь нет ли монотонного звука, как у электрички или троллейбуса. Гул в трансмиссии говорит о том, что к бесступенчатой коробке подкралась одна из распространенных «болячек» – износ подшипников конусов. Недешевое удовольствие. К тому же, всё равно дорогой ремешок придется менять.
Аккуратно остановитесь. Важно поведение автомобиля как при разгоне, так и при снижении скорости. Подёргивания при этом должны быть исключены, а обороты мотора при полной остановке не должны падать ниже «холостых». Иначе бракуйте это ведро.
Компьютерная диагностика вариатора
Компьютерную диагностику вариатора можно оставить напоследок. Сколько работаю автоподборщиком, редко, когда в ЭБУ коробки обнаруживаются ошибки и признаки износа, даже когда машина уже откровенно дергается. Тем не менее, изредка бывают и противоположные ситуации, когда, к примеру, маслонасос только начинает терять свою эффективность и периодически прописывает в ЭБУ коды неисправностей. В общем, читаем ошибки и исключаем коробки, у которых коды присутствуют, особенно по давлению масла и перегревам.
Среди автоподборщиков присутствует огромное заблуждение, якобы при компьютерной диагностике вариатора Jatco можно выявить реальный пробег по счётчику старения масла. Представляете, нет. Это косвенная характеристика состояния смазки, которая высчитывается из такого количества показателей, что пробег уходит на далекий план. Не занимайтесь самообманом. А вот моточасы узнать можно и прикинуть приблизительный километраж.
Как вы поняли, проверить вариатор перед покупкой б/у авто можно. Но если пробег автомобиля приближается к 150 ткм и коробка ещё не тронута, то велика вероятность, что в ближайшем обозримом будущем придётся раскошелиться. При этом дожидаться «первых звоночков» не рекомендуется. Причина простая. Изношенный ремень наполняет систему стружкой, от чего страдают остальные узлы трансмиссии. Это значит, что сделать ревизию сейчас на 150-ти обойдётся дешевле, чем потом искать «кота в мешке» на разборке или менять все потроха вместе с «задранным» гидроблоком целиком. Идеально, если подержанный автомобиль с вариатором будет с небольшим родным пробегом, ориентировочно до 70 000 км. Тогда у вас будет шанс и беспроблемно поездить и благополучно продать машину следующему собственнику.
Как проверить вариатор при покупке автомобиля своими руками – этапы диагностики
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня разберем, как проверить вариатор при покупкой подержанного автомобиля. Рассмотрим все этапы диагностики. Расскажу,как самостоятельно диагностировать бесступенчатую трансмиссию и можно ли это сделать, не прибегая к платным услугам автоподборщиков.
Проверять вариатор будем на примере Ниссан Кашкай. На нем установлена коробка Jf011e.
Что для этого нам понадобиться
- Зрение и слух – основные инструменты при проверке не только вариатора, но и б/у авто в целом.
- Чистая бумажная салфетка или ветошь.
- Дешевый автомобильный сканер ELM 327 формата ODB 2 и установленное программное обеспечение.
Первый пункт нужен для проведения визуального осмотра статического автомобиля и проверки его на слух во время езды. Салфетка пригодится для вытирания рук и контроля качества масла в вариаторе. ELM-ка нужна для сканирования параметров вариаторной трансмиссии во время тестового заезда.
Прежде чем описывать подробно все этапы проверки вариатора перед покупкой автомобиля, приведу несколько полезных ссылок:
https://disk.yandex.ua/d/ETAQFNEwd7jAQQ – ссылка на мобильное приложение CVTz50 под Андроид. В плэймаркете за него требуют денег, а здесь бесплатно скачивайте.
ELM 327 будет несовместим с вариаторами автомобилей до 2002 года. Приложение не сможет нормально подключиться к блоку управления. В данном случае нужно использовать официальный ниссановский Консалт.
https://disk.yandex.ua/d/QkrmaMTOmkheiw – ссылка на мануал Кашкай в кузове J10 (на английском языке). Проверяете вариатор перед покупкой поддержанного авто другой марки? – скачивайте свою инструкцию. Их легко найти в интернете в свободном доступе. Это пригодиться, чтобы знать допустимые значения конкретной вариаторной трансмиссии.
Если какая-то ссылка не работает, дайте мне знать в комментариях.
С софтом и необходимыми инструментами определились, начинаем проверку бесступенчатой коробки Ниссан Кашкай.
Визуальный осмотр
Берем свои глаза и открываем капот. Здесь нас интересует две вещи:
- Внешнее состояние коробки передач;
- Состояние её радиаторов охлаждения.
Если двигатель расположен поперечно, то КПП находиться с левой стороны, если стоять спиной к машине. Осматриваем сверху трансмиссию, особенно место её соединения с мотором.
Обращаем внимание на цвет герметика и способе его укладки. На заводе используют розовый герметик и уложен он аккуратно, излишки его не свисают со всех сторон. Если вариатор снимался с двигателя, то, в большинстве случаев, герметик серого цвета. Никто заморачиваться использовать заводской герметик не будет, он дорогой.
Стык коробки с ДВС должен быть сухим. Любые подтеки масла свидетельствуют о возможных проблемах. При визуальной проверке вариатора, он должен быть сверху абсолютно сухим. Если есть подъёмник, осматриваем это место снизу. Там тоже должно быть сухо.
Смотрим на состояние радиаторов масляного охлаждения трансмиссии. В некоторых моделях автопроизводители обходятся теплообменником, но в нашем случае они есть. Первый радиатор находиться за левой фарой внизу, не стоит путать с радиаторами двигателя.
На нем не должно быть масляных запотеваний и течей. Это же касается его штуцеров и шланг охлаждения КПП. В это место трудно сверху заглянуть, лучше осматривать снизу на подъемнике или смотровой яме.
Заботливые владельцы устанавливают дополнительный радиатор охлаждения. Он вынесен перед радиаторами охлаждения двигателя. Осматриваем его на предмет течей масла.
Если на машине установлен дополнительный радиатор – это признак заботливого отношения владельца.
Проверка масла в вариаторе
Пока мы не закрыли капот, давайте проверим уровень и состояние жидкости в вариаторной трансмиссии. Берем чистую белую салфетку или тряпку. Вытягиваем щуп коробки (не путайте с щупом двигателя), протираем его и вставляем обратно.
Важно. Не все трансмиссии оборудованы масляным щупом. При проверке вариатора поддержанного автомобиля учитываем этот момент.
На щупе должны быть метки минимального и максимального уровня. В некоторых моделях коробки есть дополнительные отметки для горячего и холодного состояния КПП. Проверяем уровень, если он в допустимых пределах, смотрим на цвет масла.
Опускаем щуп в коробку, вынимаем и протираем его салфеткой. Если цвет трансмиссионной жидкости вариатора бледно-желтый, без стружки – все хорошо. Не стесняйтесь понюхать его. Если масло пахнет гарью и имеет черный цвет, то проверку вариаторной коробки можно прекращать – ей осталось недолго «жить».
Попросите у продавца сервисную книгу. Проверьте в ней периодичность замены масла в коробке. Вариатор допускает замену трансмиссионной жидкости в интервале от 30-60 тысяч километров. Если в заказ-нарядах будет интервал больше – это плохо для трансмиссии.
Проверяем наличие фаркопа
Как бы это странно не звучало, но его наличие может значительно сократить срок эксплуатации бесступенчатой КПП. Особенность устройства клиноременного вариатора предполагает передачу крутящего момента через ремень. Если автомобиль тягал большие грузы за собой: груженые прицепы, дома на колесах и т.д., может произойти проскальзывание ремня. Это уже приведет к задирам на конусах и дорогому ремонту.
Важно. Продавец, зная про проблему с фаркопом, мог его перед продажей снять. Поэтому перед покупкой подержанного авто с вариатором, загляните под заднюю часть машины, нет ли там креплений для крюка.
Небольшая хитрость при проверке вариатора
Перед осмотром машины, попросите владельца прокатить вас. Желательно это сделать не как тест-драйв, а как простую поездку.
Прикиньтесь «валенком», и попросите продавца забрать вас с вокзала, например, или с другого места. Доехать на его машине до места осмотра. Так вы увидите манеру езды владельца. Если он любит «жарить» на авто, то вы уже будете готовы к нюансам проверки вариатора.
При тест-драйве, если попросите его прокатить с такой целью, он будет осторожен, его манера езды может кардинально отличаться от повседневной.
Тест на стоячем авто с запущенным двигателем
Второй этап – заводим мотор и проверяем вариатор на статическом автомобиле (стоя на одном месте). Это нужно сделать на холодном и горячем моторе. Когда будете осматривать под капотом, положите руку на силовой агрегат или выхлопной коллектор, чтобы убедиться, что машина холодная.
Запускаем двигатель и переключаем режимы коробки. Во всех положениях селектора автомобиль не должен сильно пинаться. Небольшой толчок вы будите ощущать, это происходит на любой трансмиссии, но при этом вас не должно выкидывать из кресла. В любом положении КПП должна включаться плавно. Эту процедуру нужно делать на холодную и на горячую, сильных различий не должно быть.
Задерживаемся в каждом положении на несколько секунд. Обороты двигателя не должны сильно проседать. Они будут меняться относительно «N» – нейтральной передачи, но не намного, приблизительно в пределах 100 об/мин.
Внимательно смотрим на щиток приборов. На нем должно правильно отображаться положение селектора передач. Были случаи, когда включали «D», а на щетке показывало «R» – это признак неисправности вариатора.
Диагностика вариатора при пробной поездке
Это самый ответственный этап проверки бесступенчатой трансмиссии. Для этого подключаем в диагностический разъем ELM 327. Он обычно находиться с левой стороны под рулевой колонкой. Запускаем приложение в телефоне и подключаемся к ЭБУ коробки. Подробную инструкцию об использовании приложения CVTz50 для теста вариатора я опишу в другой статье.
Нас будет интересовать несколько параметров:
- Температура масла;
- Старение масла, отображается в виде счетчика. Их нужно сбрасывать постоянно после замены жидкости в трансмиссии;
- Блокировка ГТ – заблокирован гидротрансформатор или нет. Два положения – «блок» или пустое место;
- Шаг мотора;
- Виртуальная передача и отношение передаточного числа;
- Давление масла в первичном и во вторичном контуре. В старых ревизиях коробки нет датчика давления в первичном контуре, поэтому не пугайтесь, если у вас будут нули.
Что значат эти параметры?
Температура масла. Нормальным значением является 80-90 градусов. Если во время проверки вариатора после тест-драйва она переваливает в зимнее время за 90 – это плохой признак.
Если этот показатель летом будет 93-94 градуса – это нормально, так как за бортом температура будет не ниже 30 градусов. Масло не успевает достаточно охлаждаться в летнюю жару.
Старение масла. Этот счетчик показывает, как давно менялась жидкость в вариаторной трансмиссии. По нему можно увидеть, обманывает вас покупатель или нет. Например, если он говорит, что менял масло 3 тысячи назад, а на счетчике указано 2000-5000 «попугаев» – он врёт. Для примера, на тестовом автомобиле масло менялось 7 тысяч назад, на счетчике указано 325 очков. Чем больше значение, тем старее жидкость в КПП.
Важно. При замене трансмиссионной жидкости в вариаторе, значение счетчика сбрасывается в ручном режиме. Иногда это забывают сделать, поэтому это косвенный признак частоты замены масла.
Блокировка ГТ. Эта строка показывает, в какой момент заблокирован или разблокирован гидротрансформатор коробки. На скоростях от 25-30 км/ч и выше, в этой графе должен гореть индикатор «БЛОК». Если вы не снижаете скорость, а он пропадает, значит по какой-то причине гидротрансформатор разблокировался, а этого не должно быть.
Шаг мотора. Это значение должно быть в нейтральном положение или на паркинге в пределах 15/15. Кстати сказать, даже в движении цифры до и после «/» не должны отличаться, но они должны меняться.Если они «залипают» в одном положении, не меняются в движении – это значит неисправность в шаговом моторе вариатора. Его ремонт стоит дорого.
Отношение передаточного числа. Оно показывает насколько плавно и правильно конуса сдвигаются, и раздвигаются, чтобы изменить передаточное отношение в трансмиссии. Эти значения не должны резко меняться и должны различаться между собой в небольшом интервале.
Давление масла в контурах. В старых коробках давление в первичном контуре не будет показывать, нет датчика. В новых КПП он установлен. Эти значения нужно брать из мануала к подбираемому автомобилю, ссылку для Ниссан Кашкай я давал в начале статьи. Если они сильно отличаются от заводских значений, коробку скоро придется ремонтировать.
Ездовые ощущения
Если при нажатии на педаль газа обороты двигателя растут, а скорость остается прежней или изменяется незначительно – это звоночек о «предсмертном» состоянии трансмиссии. При плавном ускорении обороты мотора должны оставаться приблизительно в одном положении, а скорость плавно расти. Если происходит резкие провалы или забросы оборотов двигателя, то коробке «хана».
При плавном торможении до нуля и положении селектора «D» небольшой пинок вы ощутите. Это неизбежно, потому что в этот момент разблокируется гидротрансформатор. Толчок должен быть небольшой, еле уловимый.
При проверке вариатора автомобиля в движение, если ощущаете пинки при разгоне или сильный толчок при сбросе скорости до нуля – это признак аварийного состояния КПП. Это касается вариаторов Ниссан, на Хондах, где используется пакет фрикционов вместо гидротрансформатора.
Незабываем о слухе. Во время движения не должно слышаться хруста и скрежета из-под капота со стороны коробки передач. В Кашкаях шумоизоляция на низком уровне, поэтому будет хорошо слышно подкапотное пространство.
Круиз-контроль
Если автомобиль оборудован этой функцией, включаем его и смотрим на обороты двигателя и скорость. Они не должны дергаться и оставаться статическими.
Измените задание скорости. Тахометр и спидометр должны плавно изменяться, либо увеличиваться незначительно, либо уменьшаться. Опять же, рывков и пинков не допускается.
Подведем итог
Я привел вам руководство к действию, как правильно проверить вариатор при покупке подержанного автомобиля. Она в большей степени относиться к бесступенчатым трансмиссия Ниссан, но можно её применять для других марок. Есть свои небольшие отличия, но принципы не меняются.
Вариатор или автомат — что надежнее?
Добрый день. “Что надёжнее вариатор или автомат?” — однозначного ответа на этот вопрос нет, вернее не так, однозначно ответить можно, если знать конкретную ситуацию. Вот об этих самых ситуациях мы и поговорим. В этой статье сравнивается надежность вариатора и автомата в случае покупки нового автомобиля, и в случае покупки автомобиля с пробегом.
Для тех, кто не хочет вникать в суть и ищет быстрый ответ.
Для нового автомобиля нет разницы — вариатор или классический автомат. В случае б/у автомобиля — рулит классическая АКПП! Почему так происходит ответ ниже.
Сравнительное видео, что лучше вариатор или АКПП:
Что же выбрать?
Если вы приобретаете новый автомобиль и планируете ездить на нём три года — для вас нет принципиальной разницы.
Что вариатор, что автомат будут покрываться гарантией производителя. При среднем пробеге 20000-30000 км./год ресурса обоих агрегатов вам хватит, достаточно просто проводить регламентное техническое обслуживание..
Вариатор, за счёт отсутствия гидротрансформатора, покажет меньший расход топлива, но продать автомобиль с вариатором сложнее — покупатели к ним предвзято относятся.
Автомобиль с АКПП продаётся лучше, но за 3 года, вы потратите топлива, на большую сумму, чем потеряете при продаже автомобиля с вариатором.
Договорились — для нового автомобиля нет принципиальной разницы выбирать классическую АКПП или вариатор.
Если вы приобретаете новый автомобиль и планируете ездить на нем 5-7 лет.
Я не считаю, что в современном мире это целесообразно, но обстоятельства у всех разные, может вы пенсионер и машина вам нужна “доездить”. В этом случае лучше выбрать самый простой классический автомат (4-5 ступеней). Да расход топлива выше, но если это для вас критично, целесообразно, сразу по окончания гарантии на двигатель, установить ГБО.
Если вы приобретаете автомобиль с пробегом — тут однозначно “рулит” классическая АКПП.
Как я написал выше — расход топлива у автомобиля на АКПП будет больше, причина этого в устройстве трансмиссии. Приобретая БУ автомбиль с АКПП вы сможете примерно прогнозировать поломку. Да акпп может отказать, но при плановом обслуживании это маловероятно, заранее известно, и, самое важное — отказ не обездвиживает автомобиль, в 99% случаев АКПП переходит в аварийный режим, но до места вы доедите.
Старый вариатор наоборот, склонен к очень подлой поломке — обрыву ремня и спрогнозировать это практически невозможно так как вы не знаете как ездили до вас. Если произошел обрыв ремня автомобиль уже никуда не поедет без буксира или эвакуатора….
При обрыве ремня вариатор, в 90 процентов случаев идет на замену, так как ремонт его нецелесообразен — даже если заменить ремень, имеющиеся задиры на конусах, значительно сократят его срок службы и даже новый ремень будет работать с рывками и быстро выйдет из строя. Менять конусы и ремень, по цене соизмеримо с новым вариатором.
По этой причине автомобили после обрыва ремня, чинят максимально дешево и продают, или меняют вариатор на новый и сами ездят еще 60000-100000 км! Поэтому, если вы приобретаете автомобиль с пробегом оснащенный вариатором, будьте готовы к тратам на ремонт или замену вариатора!
Сравнение конструкции вариатора и АКПП.
Как устроена АКПП.
Наиболее наглядно это показано вот в этом видео:
Основные элементы АКПП — Гидротрансформатор, это этакий “аналог” сцепления, планетарные редукторы (именно они определяют передаточные числа коробки передач) и мозги (это электромеханический блок который подавая масло по определенному алгоритму заставляет срабатывать фрикционы).
Крутящий момент двигателя передается через гидротрансформатор на планетарные редукторы, какие именно редукторы задействуются (какая передача включена) определяет электрогидравлическая плата (мозги)…..
Основные неисправности связаны с несвоевременным обслуживанием:
- забивается фильтр, падает давление масла, происходят задержки при переключении передач.
- рвется фильтр, грязь попадает в гидроблок (мозги), и часть передач перестают включаться (коробка встает в аварийный режим и работает только 1-2 передачи).
- масло загрязняется продуктами износа фрикционов и меняет свою вязкость — насосу не хватает производительности и, как следствие появляются рывки при переключении передач.
Проверить исправность АКПП, при покупке автомобиля с пробегом очень просто вот наша статья про это.
Как устроен вариатор.
Наглядно устройство вариатора можно понять посмотрев вот это видео:
Ремень, передающий крутящий момент, плотно зажат между конусами изменяющими диаметр. Диаметр конусов определяет передаточное число. Для плавного трогания с места и нейтрали конусы разводятся и ремень проскальзывает.
- рывки при движении (как правило виноваты задиры на конусах и-за резких стартов и несвоевременной замены масла.
- полная неподвижность автомобиля (причина — обрыв ремня).
Важно понимать — вариаторы активно внедряются производителями автомобилей так как они значительно дешевле в производстве чем АКПП. Вариатор очень удобен производителю и первому собственнику.
Заключение.
На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь, что статья “Вариатор или автомат — что надежнее?” полностью ответила на рассмотренный в ней вопрос. Если вы хотите её дополнить, или что-то вам не понятно — пишите комментарии.
Источник https://autotorque.ru/stati/kak-proverit-variator-poderzhannogo-avto-otvet-avtoeksperta/
Источник https://avtoyoutube.ru/kak-proverit-variator-pri-pokupke-avtomobilya.php
Источник https://life-with-cars.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/sovety-voditelej/variator-ili-avtomat-chto-nadegnee/