Установка вариатора УОЗ (Угла опережения зажигания)

Установка вариатора УОЗ (Угла опережения зажигания)

Число автовладельцев, переоборудующих свои машины для работы на газовом топливе, неуклонно растёт. Связано это, главным образом, с тем, что в связи с ростом цен на бензин эксплуатация автомобиля становится всё более дорогостоящей. Газ, разумеется, тоже дорожает, но ценовая вилка в два с лишним раза остаётся стабильной и побуждает народ задуматься о переходе на газ.

Если есть уверенность в экономическом эффекте от перехода с бензина на газ – вперёд и с песней. А для того, чтобы этот эффект был максимальным, целесообразно ознакомиться с техническими тонкостями установки газобаллонного оборудования, так как на автосервисе об этом особенно не распространяются. В частности, речь пойдёт о таком приборе, как вариатор УОЗ для ГБО.

Для чего изменяют УОЗ

У газа высокий октановый показатель. Ни одна марка бензина до такого уровня не дотягивает. Пропан-бутановое горючее имеет октановое число от 100 до 105 единиц, метан 120.

Из этого следует, что газ сгорает не столь быстро, как бензин, то есть у этих видов горючего разный угол опережения зажигания (аббревиатура — УОЗ).

Этот фактор оказывает серьёзное влияние на статью расхода газового горючего, а также динамику работы двигателя автомобиля. Температура отработанной газовой смеси более высокая, чем у бензиновой. В момент раскрытия выпускных клапанов, от перегруза газо-воздушная взвесь вспыхивает. Вот тут и приходит на помощь вариатор уоз, который вовремя скорректирует угол опережения зажигания, сократит перерасход горючего и исключит прогар клапанов. Внедряют вариатор на ГБО с метановым и пропан-бутановым оборудованием.

При изменении уоз происходит воспламенение смеси и её прогорание до того, как поднимутся выпускные клапана. Таким образом, температурный уровень выхлопа от газа снизится. При этом повысятся КПД и эксплуатационные характеристики двигателя автомобиля, ответственные за расход горючего.

На заметку! Увеличивают угол опережения только при работе автомобиля на газу. Что касается бензина, показатель угла опережения зажигания оставляют на уровне, предусмотренном техническими характеристиками двигателя автомобиля.

Необходимость установки вариатора

Само слово «вариатор» подразумевает, что этот прибор призван изменять определённые параметры какой-либо системы. В данном случае рассматривается электронное устройство, которое регулирует угол опережения зажигания (УОЗ), иными словами, положение точки, где происходит воспламенение топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндре ДВС.

Топливная смесь поджигается искрой свечи в тот момент, когда поршень ещё не достиг верхней мертвой точки (ВМТ), завершая такт сжатия. Это опережение измеряется углом поворота коленвала и делается для того, чтобы горючая смесь полностью сгорела именно в ВМТ, так как между воспламенением и полным сгоранием проходит несколько миллисекунд. Таким образом, обеспечивается оптимальный режим работы ДВС, максимальный крутящий момент, экономичность и экологичность.

Начальный УОЗ на сошедшем с конвейера авто выставляется заводом-изготовителем в зависимости от типа двигателя и вида топлива, на которое он рассчитан. В процессе движения этот параметр регулируется умной электроникой в определённом диапазоне на основе показаний датчиков, подающих сигналы о частоте оборотов двигателя, температуре ТВС и силе тяги.

При переходе на газ характеристики горючей смеси меняются. В ГБО применяется два вида газового топлива: сжатый природный газ метан (CNG) и сжиженная смесь пропана и бутана (LPG). Газовая аппаратура на метановом топливе в нашей стране используется весьма ограниченно (на, то есть ряд объективных причин), поэтому основной акцент будет сделан на пропан-бутан.

Так вот, бензиновая топливовоздушная и пропанобутановая смесь отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенными из которых являются октановое число (у пропановой смеси около 105), температура и скорость сгорания (пропан-бутан горит дольше бензиновой ТВС).

Более того, соотношение пропана и бутана в смеси меняется в зависимости от времени года: летом оно составляет 40:60, а зимой, наоборот – 60:40 (отсюда разница в цене).

По этой причине угол опережения зажигания на газе должен быть больше, чем на бензине. Рассчитанная на бензин штатная электроника с этой задачей в полной мере справиться не сможет, так как не в состоянии распознать, что двигатель перешёл на газ. Поэтому если к газовой аппаратуре будет дополнительно установлен вариатор угла опережения зажигания, то он скорректирует сигналы датчиков, оптимизируя УОЗ для работающего на газовом топливе мотора. То есть, газовая смесь успеет полностью сгореть в нужное время в нужной точке. В противном случае она будет догорать в выхлопной трубе, снижая мощность и ресурс ДВС. К слову сказать, отсюда и возникают вопросы о прогаре клапанов ГРМ, а также выходе из строя катализатора.

Рекомендуется к прочтению  Вариатор: Что это такое

Как выбрать нужный прибор

На рынке представлены вариаторы гбо различных модификаций и фирм. При выборе оптимального электронного прибора необходимо учитывать такие факторы:

  • какого года выпуска установочный набор гбо;
  • тип сигнала, который исходит от датчиков коленвалов.

Есть 3 вида вариаторов, которые различаются совместимостью с различными датчиками:

  • с приборами, от которых исходят индуктивные импульсы;
  • с датчиками Холла, которые продуцируют цифровые импульсы;
  • с узлом зажигания, работающими в паре с трамблёрами.

На заметку! На автомобилях с карбюраторами, где стоит газобаллонная установка первого поколения, настроить вариатор не получится. На автомашинах такого типа применим другой способ перенастройки угла опережения зажигания — задействовав трамблер.

Производители и цены

Самыми известными брендами вариаторов угла опережения зажигания (ВУОЗ) являются следующие:

  1. Тритон-618 (Россия) – двухканальный прибор, который совместим как с индуктивными, так и с цифровыми датчиками. Адаптирован к машинам многих марок, поскольку допускает перепрошивку электронного блока управления (ЭБУ). Ценовой диапазон: 1900-2200 рублей.
  2. АЕB (Италия) – прибор интегрируется в ГБО автомашин, оснащенных индуктивными датчиками. В зависимости от модели также поддерживает сигнал с одного или двух распредвалов. Ценовой диапазон: 3500-7000 рублей.
  3. STAG (Польша) – имеет несколько модификаций (ТАР-01, ТАР-02, ТАР-03), по функционалу аналогичен АЕВ. Ценовой диапазон: 3000-6700 руб.

Стоимость установки вариатора невелика и составляет в среднем 400-600 рублей. При этом не важно, предназначен ли прибор для ГБО 2-го или 4-го поколения. Однако если речь идёт о ГБО на метане, то цена будет несколько выше за счёт более сложного монтажа.

Как выполнять установку

Удобнее устанавливать вариатор опережения зажигания для авто на газу одновременно с газобаллонной системой. Но если этого не произошло, есть возможность интегрировать его в уже действующее оборудование.

Где конкретно необходимо устанавливать вариатор — мнения разделились. В инструкциях заводов-изготовителей даются рекомендации по использованию в этих целях подкапотного пространства автомобиля. Мастера ставят вариатор опережения зажигания рядом с бортовым компьютером.

Теория

Газовая и бензиновая смесь сгорают по-разному. Причиной тому служит разное октановое число – у газа оно больше (обычно в районе 100-120), у бензина, соответственно, меньше (92-95). Этот показатель влияет на время горения топлива, чем выше октановое число, тем дольше горит топливная смесь. Штатный ЭБУ автомобиля не знает про то, что на автомобиле установлен газ. Соответственно, не знает и про то, что используемое в данный момент топливо горит дольше, а следовательно не сгорает полностью за отведенный промежуток времени.

Работа в таком режиме приводит к тому, что не сгоревший полностью в цилиндре газовая смесь будет догорать в выпускном коллекторе, что в свою очередь приводит к перегреву клапанов, клапанных седел, катализатора и увеличивает их износ. Именно это и служит поводом для не безосновательных слухов о том, что при работе на газу клапаны прогорают быстрее.

Вариатор угла опережения зажигания

Стоит отметить, что сложившаяся ситуация не зависит от используемого поколение газового оборудования и верна как для ГБО 2, так и для ГБО 4. Разумеется, чтобы клапаны вышли из строя и требовали замену должно пройти довольно существенное количество времени, и многие попросту успеют продать свой автомобиль до наступления этого факта. Но вот реальная экономия газового топлива на 10% и увеличение мощности автомобиля при работе на пропан-бутане — это существенный повод задуматься над установкой такого узла системы как, Вариатор угла опережения зажигания.

Рекомендуется к прочтению  Вариатор: за и против

Достоинства вариаторов

Водители постоянно ищут способы, как сэкономить на топливе и на ремонте автомобиля. В настоящее время оптимальным вариантом является переоснащение на газ. Переводят на более экономичное топливо и выполняют инверсию заводского конструктива не только автомобилей, но и мотоциклов, а также и другой мототехники. Но многих останавливает такой момент, связанный с переходом на другое топливо, как перегрев двигателя, и все идущие за этим последствия. С целью решения проблемы и разработан вариатор угла опережения зажигания для ГБО.

Чтобы убедиться в необходимости перенастройки УЗО, и что покупка вариаторов оправдывает себя, проводят следующий не сложный тест:

  • заводят двигатель автомобиля с газобаллонным оборудованием, не оснащённым корректором угла опережения зажигания, дожидаются переключения на газ;
  • подносят ладонь ближе к выхлопной трубе и запоминают ощущение от температуры выхлопа;
  • заводят автомашину, на которой поставлено устройство по перенастройке угла опережения зажигания;
  • подносят ладонь к трубе и делают выводы.

Второй вариант покажет, что температурный уровень и давление отработанных газовых смесей значительно ниже, чем у автомобиля с такими же эксплуатационными характеристиками, но не имеющего вариатора угла опережения зажигания.

Способы нейтрализации проблем с воспламенением газа

К счастью многих автомобилистом, имеющих газовые агрегаты или желающих оборудовать свой автомобиль именно газом, нивелировать недостатки ГБО относительно зажигания вполне возможно. На сегодняшний день нивелирование возможно двумя основными способами:

  1. Увеличением угла опережения зажигания (УОЗ). Происходит это посредством внедрения в электронику автомобиля специального устройства, а именно – вариатора угла опережения зажигания для ГБО. Данная аппаратура стоит недорого и позволяет оптимизировать воспламенение топливной смеси исключительно под газ. Достигается такой эффект посредством смещения положения коленвала в моменты сжатия и воспламенения газа в камерах ДВС;
  2. Изменением степени сжатия в большую сторону. Такой вариант, к слову, также имеет место быть, и осуществляется при помощи удлинения шатунов или фрезерования головок цилиндров.

Важно понимать, что использование вариатора УОЗ – наиболее оптимальный вариант настройки зажигания под газовое топливо. Именно он позволяет организовать сгорание газа максимально экономично и без существенного вреда для двигателя. В случае же с изменением степени сжатия увеличенной нагрузки на цилиндропоршневую группу не избежать, да и реализация такого процесса – дело недешёвое. Поэтому констатируем – менять сжатие в большую сторону стоит лишь при тех обстоятельствах, когда использование вариатора УОЗ невозможно в силу конструкционных особенностей машины (например, отсутствие электронного управления зажиганием).

Принцип работы

Принцип работы УОЗ для системы ГБО сводится к более раннему, по сравнению с бензиновой, воспламенению газовой смеси, что в свою очередь обеспечивает ее полное сгорание в цилиндре.

При получении сигнала от коленвала датчик УОЗ корректирует величину угла опережения зажигания на заданное в настройках значение, и передает ЭБУ автомобиля уже откорректированное значение. Компьютер машины посылает сигнал на воспламенение смеси чуть раньше, в следствие чего происходит ранее зажигание и полное сгорание газовой смеси. Из-за того, что в цилиндре сгорает вся газовая смесь мощность автомобиля повышается, а нагрузка и износ клапанов и седел снижается. Ориентировочный расход газовой смеси при использовании УОЗ снижается ориентировочно на 10%.

Вариатор опережения зажигания

Автомобилистам, обладающим некоторым практическим опытом тюнинга силовой установки автомобиля, без сомнения знакомы такие термины, как октан-корректор, процессор опережения, Spark Advance Proceccor, вариатор зажигания. Все это – названия одного устройства, функционал которого можно охарактеризовать как смещение штатной кривой зависимости углов опережения зажигания на установленную величину, применяя определенный алгоритм. Наиболее употребляемое его название – вариатор угла опережения зажигания.

Рекомендуется к прочтению  Устройство и принцип работы вариатора CVT

Вариатор опережения зажигания

Необходимость использования данного оборудования обусловлена применением автомобильного топлива, имеющего октановое число, отличное от рекомендуемого производителем (оптимального). Например, перевод бензинового силового агрегата на сжиженный природный газ.

Преимущества вариатора зажигания

Установка газобаллонной установки на транспортное средство в подавляющем большинстве случаев продиктована стремлением к снижению материальных затрат на приобретение автомобильного топлива. Однако расход сжиженного газа существенно отличается от расхода бензина, а величина расхождения всецело зависит от корректности, выполненных настроек. В настоящее время существует несколько вариантов адаптации силовой установки к новому виду топлива, однако большинство автолюбителей отдают предпочтение октан-корректору. Почему вариатор угла опережения зажигания выигрывает в соревновании с другими технологическими решениями данной проблемы? Все достаточно логично и просто:

Применение вариатора зажигания

Отсутствие проблем (например, детонации) при работе силового агрегата на бензине.

Техническая простота реализации.

Принцип работы вариатора

Итак, рассмотрим работу процессора опережения более подробно. Устройство изменяет угол опережения в сторону более раннего зажигания, что, в свою очередь, обуславливает раннее воспламенение воздушно-топливной смеси и полное ее сгорание до момента открытия выпускного клапана. Это оптимизирует процесс горения и позволяет не только существенно снизить термическое воздействие на катализатор и клапана, но и значительно повысить уровень КПД силового агрегата.

Подключение октан-корректора непосредственно к датчику синхронизации, или датчику положения коленвала, позволяет с достаточно высокой степенью точности корректировать его (ДПКВ) показания на величину, заданную в настройках устройства.

Монтаж вариатора возможен на силовых установках карбюраторного и инжекторного типа, однако необходимо помнить, что во втором случае газовое оборудование должно быть четвертого поколения. Тот фактор, что подключение вариатора зажигания осуществляется непосредственно к газовому клапану, обеспечивает его включение и работу исключительно в момент функционирования газового оборудования, что позволяет оптимизировать рабочий процесс двигателя при использовании бензина.

Принцип действия вариатора зажигания

Кроме того, автолюбитель, решивший установить газовое оборудование, должен достаточно четко понимать несколько моментов, связанных с процедурой приобретение и монтажа:

— необходимость установки октан-корректора существует для карбюраторных силовых агрегатов и инжекторных двигателей устаревших модификаций, поскольку современные модели автомобилей оснащены системой, автоматически регулирующей величину угла зажигания;
— вариатор относится к категории дополнительного оборудования, следовательно, не включается в комплектацию газового оборудования (независимо от производителя).

Как выставить угол опережения зажигания — видео

В качестве примера рассмотрим процесс выставления угла опережения на бесконтактной системе зажигания, исключающем возникновение проблем с величиной зазора контактов. Итак, порядок выставления:

a) Подготовьте два гаечных ключа на «10» и «13», специальный ключ для проворачивания коленчатого вала и контрольную лампочку.

Как выставить угол опережения зажигания

b) Рычаг переключения КПП устанавливаем в положение «нейтраль» и включаем стояночный тормоз.

c) Снимаем крышку прерывателя-распределителя вместе с высоковольтными проводами. Проворачиваем ключом храповик коленвала до момента перемещения бегунка распределителя в сектор трамблера, соответствующий первому цилиндру. Медленно проворачиваем коленвал, совмещая отметки, нанесенные на шкив вала и отлив передней крышки.

d) Соединяем один из контактов контрольной лампочки с клеммой катушки зажигания, соединенной с выводом прерывателя-распределителя. Второй контакт контрольной лампы замыкаем на «массу» в наиболее удобном месте. Ослабляем крепление трамблера.

e) При помощи ключа включаем зажигание, прижимаем бегунок распределителя (против хода). В результате манипуляций загорается контрольная лампа. Поворачиваем корпус трамблера в направлении, противоположном вращению валика, до момента погасания лампы.

f) Еще немного поворачиваем корпус прерывателя-распределителя, затем, не отпуская бегунок, очень медленно поворачиваем его в обратном направлении до момента загорания сигнальной лампы. Фиксируем корпус в положении соответствующем загоранию сигнальной лампы и затягиваем болты крепления.

g) Устанавливаем крышку с высоковольтными проводами на ее штатное место. Установка угла опережения завершена.

Источник https://roomavto.ru/dvigateli-remont/uoz-na-gazu.html

Источник https://vipwash.ru/sistema-zazhiganiya/variator-operezheniya-zazhiganiya

Источник https://fb.ru/article/469977/variator-gbo-chto-eto-takoe-i-zachem-on-nujen-variator-ugla-operejeniya-zajiganiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: