Ремонт механических коробок – что нужно знать?

Содержание

Ремонт механических коробок – что нужно знать?

Описание диагностики и ремонта механических коробок: что нужно знать для качественного ремонта, на что обратить внимание при разборке. Видео о работе МКПП.

С появлением первой АКПП между водителями не прекращаются споры, какой агрегат лучше – автоматическая или механическая коробка. И если этот вопрос остается открытым последние сорок лет, то вопрос надежности решился сразу.

Однозначно, механическая коробка надежнее «автомата», поскольку имеет минимальное количество электронных узлов. Срок эксплуатации зависит только от качества комплектующих и режима передвижения.

Но не стоит думать, что если в сравнении с АКПП «механика» имеет более простую конструкцию, это несложный агрегат. Механическая коробка остается одним из самых сложных узлов автомобиля и главным элементом трансмиссии. Что нужно знать, если необходимо провести ремонт или диагностику?

Диагностика на первом месте

Диагностика МКПП на первом месте

Сегодня механические коробки – это усовершенствованные агрегаты с большим количеством деталей и смежных узлов. Очень часто при кажущихся неисправностях коробки некорректное переключение передач и проблемы в управлении связаны не с поломками комплектующих МКПП, а с выходом из строя элементов сцепления.

Перед любым ремонтом проводится тщательная диагностика трансмиссии, чтобы не тратить впустую время и не разбирать рабочий узел. Характерные неисправности МКПП:

  1. Передачи не активируются при заведенном двигателе.
  2. Переход с одной ступени на другую проходит с заеданиями независимо от того, работает двигатель или нет.
  3. Во время переключения скоростей коробка рычит, слышен скрежет, гул.

Поскольку устройство всех механических коробок примерно одинаковое, автослесари начинают диагностику по стандартной схеме:

  1. Компьютерное сканирование. Используется для автомобилей, которые имеют данную опцию управления и контроля МКПП через ЭБУ. Определяется общий характер неисправности.
  2. Замер уровня масла, проверка качества смазки. По маслу можно определить степень износа комплектующих при условии, что техническая жидкость заливалась и менялась согласно регламенту.
  3. Проверка сальников, уплотнителей, прокладок, поддона на предмет течи масла.
  4. Проверка механизма сцепления. В 30 % случаев неисправность «механики» связана с износом выжимного подшипника, диска, корзины.
  5. Проверка кулисы коробки для переднеприводных авто.

В отличие от коробки-автомата, некорректная работа «механики» сразу скажет опытному мастеру, в какой части механизма есть неисправность. После предварительной диагностики и смены трансмиссионной жидкости, корректировки кулисы и ремонта механизма сцепления, если наблюдается шум на нейтральной передаче, неисправность может присутствовать:

  • в выработке посадочных мест подвижных деталей;
  • в заусеницах на ведущем или промежуточном валу;
  • в выработке выжимного подшипника;
  • в дифференциале (поломка шестерни) для переднеприводных авто.

МКПП разбирается, комплектующие меняются на новые. Исключение – приводные и промежуточный валы, которые имеют высокую надежность. Детали шлифуют.

Если механическая коробка начинает шумно работать и гудит на работающем двигателе, причина может быть как в износе деталей синхронизатора, так и в потере синхронизации картеров сцепления и силового блока. При износе комплектующих проводится их замена, и если нарушена соосность, проводится центровка картера сцепления к мотору.

Если МКПП работает корректно на всех передачах, кроме одной – например, появляется шум только на 2 или 3 передаче, то в 90 % случаев причина – в изношенных или сломанных зубьях синхронизатора.

Неисправность синхронизатора

Неисправность синхронизатора

Если во время перехода на другую ступень слышится характерный хруст, причина – в поломке синхронизатора. Опытные мастера перед демонтажем МКПП проверяют следующие механизмы, поскольку хруст может свидетельствовать не только об износе синхронизатора:

  • рычаг переключения на наличие люфта в кулисе;
  • тросик привода на обрыв, неисправность часто сопровождается утечкой масла;
  • диск сцепления и корзина;
  • коробки к кузову.

На что обратить внимание при разборке механической коробки

На что обратить внимание при разборке механической коробки

Разбирая МКПП, необходимо промыть все детали и обратить особое внимание на состояние следующих комплектующих:

  • вал;
  • тяги;
  • выжимной подшипник;
  • шестерни, муфты;
  • шток, вилка переключения передач;
  • подшипник вала.

Для механических коробок передач характерна такая неисправность, как утечка масла. Она возникает, если забит воздушный (дыхательный) клапан коробки, выработаны уплотнители штока или ослабли крепления.

В первую очередь, проверяется пропускная способность фильтра, и если элемент забит, в коробке появляется избыточное давление, которое деформирует уплотнители.

Ремонт механических коробок опытные водители предпочитают проводить самостоятельно – это выгодно и экономично. Комплектующие к МКПП стоят на порядок ниже, чем аналогичные детали на «автомат», минимальное или полное отсутствие электронных блоков не требует знаний в устройстве ЭБУ.

Видео о работе МКПП:

Описание диагностики и ремонта механических коробок: что нужно знать для качественного ремонта, на что обратить внимание при разборке. Видео о работе МКПП.

Рекомендуется к прочтению  Механическая коробка перемены передач

Коробка передач Камаз — технические характеристики, схема и ремонт

На КамАЗы могут устанавливаться две разновидности коробок передач — 5-ступенчатые и десяти. Первый тип КПП используется в конструкции обычных грузовиков. 10-ступенчатые агрегаты чаще монтируются на автопоездах.

Конструкция и как работает

Как и в любом другом автомобиле, в КамАЗе КПП предназначается для изменения крутящего момента. Последний передается ей на вал кардана от сцепления.

Конструкция КПП КамАЗа

Чаще всего на КамАЗах стоят 5-ступенчатые КПП. Их основными конструктивными узлами являются:

  • картер;
  • три смонтированных в нем вала в комплексе с шестеренками и подшипниками;
  • шестерни з/х;
  • крышка с блоком управления скоростями.

Впереди на картер КПП прикреплен картер сцепления.

Конструктивные особенности коробки на 10 ступеней

Базой КПП на 10 ступеней является обычная 5-ступенчатая коробка. Дополнением служит передний редуктор. Такое решение позволяет увеличить число передач для езды вперед до 10, а назад — до двух.

5-ступенчатая КПП в такой конструкции имеет некоторые отличия от стандартной. К примеру:

  • КПП фиксируется к картеру, сделанному вместе с картером сцепления;
  • кольцо нагнетания масла монтируется на валу не КПП, а делителя.

Другие виды коробок

5-ступенчатую КПП-14 и вариант с делителем КПП-15 можно видеть на КамАЗах чаще всего. Но существуют и другие виды коробок, применяемых на такой технике:

  • 161 — 8-ступенчатая русско-немецкая коробка, устанавливаемая на тяжелых тягачах;
  • ZF — немецкие коробки с высокотехнологичными трансмиссиями и увеличенным сроком службы.

Существует также несколько модификаций устройств 14 и 15.

Все КПП различаются передаточными числами. Это позволяет значительно расширить сферу применения КамАЗов.

Технические характеристики

КПП КамАЗов имеют свои конструктивные особенности.

Узел, параметрХарактеристики
управлениемеханическое
спидометр2 шестеренки сменные, червячная пара
шестерникроме скоростей 1-ой и задней, с прямыми зубьями
синхронизаторыс кольцами в виде конуса (латунь), пальчиковые
подшипникидвурядные сепараторно-роликовые
отбор мощностиот КПП — с 2-ух сторон

Смена скоростей: правила

Переключение скоростей на КамАЗе происходит не по классической схеме и требует определенного навыка. Выполняется эта операция постепенно, путем плавного последовательного перехода по ступеням. При переключении коробки передач используются рычаг/сцепление. Меняя скорости на КамАзе, полагается выполнять следующие правила:

  • переключаться, выключив сцепление;
  • полностью выжимать педаль;
  • выполнять операцию на х/х с минимальными оборотами;
  • трогаться исключительно с 1-ой передачи.

Сама схема смены скорости выбирается в зависимости от разновидности коробок. Сложности при выполнении этой процедуры могут возникнуть для агрегатов 15 и ZF с делителем (наличие В/Н-режимов).

Схема смены скоростей КП с делителем

В таких устройствах для смены скорости следует:

  • передвинуть переключатель в положение «В» либо «Н»;
  • нажать, выждать 1 сек, отключить сцепление — скорость включится автоматом.
  • при использовании низшей/высшей передач поставить переключатель на «Н» либо «В», выжать сцепление, переключиться.

Коробка с делителем: эксплуатационные особенности

При ускорении на грузовике с КПП-15 самой удачной схемой является переключение 1В/2В/3В. Главные особенности начала движения на КамАЗах выглядят так:

  • плавный старт;
  • пониженные передачи при ускорении.

Как управлять КП КамАЗов

На КамАЗах с КП, дополненной делителем, на дорогах со значительной загрузкой желательно соблюдать такие рекомендации:

  • первые 4 скорости переключать в режиме «Н»;
  • выбрать 4 «В»;
  • далее — 5 «Н»;
  • 5 «В».

Переход на 2-ую скорость можно делать только при достижении количества оборотов 3 тыс/мин.

При подъеме

Двигаясь в гору, соблюдают такие правила:

  • едут на повышенной передаче;
  • 1 на 2 скорость меняют, выжав сцепление 2 раза;
  • маневрируя, одновременно нажимают на газ и подачу топлива.

Комментарий эксперта. Игорь, водитель:

«При движении грузовика вверх обороты должны составлять не менее 2000 мин-1 для предотвращения перегрева двигателя и прекращения его работы».

Спуски

С горы КамАЗы ездят, используя высшую передачу. С 1 на 2 скорость водители переходят, нажимая ногой на муфту. Маневрируя, добавляют газ для сглаживания оборотов. При движении с горы нельзя:

  • останавливать двигатель для экономии топлива — вызовет блокировку усилителя руля;
  • выключать системы доп. торможения;
  • выжимать до конца сцепление;
  • выключать сцепление и включать скорость при применении вспомогательного торможения.

Как двигаться по льду

Движение по льду зимой на КамАЗах имеет свои нюансы:

  • грузовик должен двигаться с запасом по скорости и хода по максимуму;
  • при торможении используется дополнительный узел остановки силового агрегата;
  • при аварийной ситуации колеса полагается останавливать во избежание заноса;
  • в крайнем случае для уменьшения ТП разрешается торможение мотором.

Занос

В такой ситуации:

  • нельзя трогать сцепление;
  • руль нужно выворачивать по движению заноса;
  • после выхода из заноса следует включать дифференциал.

Особенности смены скоростей в разных моделях

В разных модификациях КамАЗов переключение скоростей может иметь свои особенности.

Переключение коробки передач КамАЗ 5320 с делителем: схема

На КамАЗах 5320, как и на других моделях с КП, дополненными делителями, нельзя:

  • переключаться по В/Н при скорости от 30 км/ч;
  • двигаться на нейтралке;

Запрещено также включение з/х до окончательной остановки грузовика.

КамАЗ 4310: схема переключения коробки передач

На таких авто скорости переключают стандартным образом. То есть начинают движение с пониженных скоростей, работают с передачами поэтапно, выжав сцепление.

КПП машины на шасси 43118

На этой модели схема работы с коробкой передач также проста, но водителю стоит подробно изучить принцип функционирования трансмиссии. На КамАЗах 43118 часто возят тяжелые грузы. Поэтому старт на пониженной скорости в этом случае становится особенно актуальным. Эти грузовики оборудуются усиленной КПП с мультипликатором. Передаточные числа в них варьируются от 7.82 до 0.82.

КПП КамАЗ 65115

На КамАЗах с таким шасси также могут устанавливаться усиленные КПП. Иногда на них используются 9-ступенчатые немецкие коробки. Передаточные числа на КамАЗах 65115 могут варьироваться в пределах 9.47-0.75. Для задних скоростей показатель составляет 8.97.

Рекомендуется к прочтению  Профессиональные радиоуправляемые модельки: все всерьез

Ремонт КП

Как и любые другие механизмы, используемые на автомобилях КамАЗ КПП могут ломаться.

Уровень масла: как проверить

Проверка наличия достаточного количества масла в КПП КамАЗа производится в несколько этапов:

  • выворачивают пробку;
  • насухо протирают указатель;
  • вставляют указатель на место до упора пробки в резьбу.

Как менять масло

Масло в КП КамАЗов меняют также по простой инструкции. Сначала прогревают масло для снижения вязкости, запустив двигатель. Далее:

1. Выкручивают пробки под картером и сливают масло (в КПП с делителем выворачивают заглушку и из его картера).

2. Очищают заглушки от удержанных на магните частиц металла.

3. Заливают масло в КПП, ориентируясь на верхнюю метку.

Демонтаж КП

Для ремонта коробку передач может понадобиться снять. Выполняют эту процедуру на КамАЗах по определенной схеме.

1. Откручивают 4 гайки и снимают кардан, демонтируют ПГУ, откручивают болты стартера.

2. Убирают трубки редуктора понижающего, отсоединяют рычаги переключения, поддомкрачивают двигатель.

3. Снимают траверсу.

5. Убирают болты крепления системы выпуска.

6. Присоединяю таль с натяжкой, откручивают гайки боковых подушек.

7. Откручивают болты КП.

8. Сдвигают КПП от силовой установки талью до вала и вынимают коробку.

Как регулируется привод

Регулировку этого элемента в КПП КамАЗов делают так:

  • переводят рычаг на «нейтрально»;
  • ослабляют болты стяжные, выворачивают основные, делают зазор, навернув фланец на 1 (допускается на два) оборот;
  • ослабляют контргайку, стопорят шток;
  • используют винт для стопора рычага;
  • перемещают по резьбе фланец до штока;
  • выворачивают винт на 21мм и стопорят его гайкой;
  • выворачиваю на 31мм и стопорят.

Как правильно собрать

Сборка КПП КамАЗа производится в такой последовательности:

1. Устанавливается промежуточный вал.

2. Монтируется блок шестеренок передачи передней.

3. Собирается первичный вал.

5. Устанавливается вторичный вал.

6. Монтируется первичный.

Схема ремонта КП КамАЗ 5320 с делителем

Ремонт такой КПП включает в себя этапы:

  • разборку;
  • дефектовку;
  • замену вышедших их строя элементов;
  • сборку КПП.

Уход за КП КамАЗ

Отсутствие ухода за КПП грузовика приведет к таким неприятностям, как:

  • проблемы с переключением;
  • выбивание скоростей.

Помимо своевременной смены масла, обслуживание должно включать настройку:

  • люфта штока;
  • механизма переключений и пр.

Сколько стоит

Купить коробки передач КамАЗов в 2022 году можно по цене:

  • 14 — 60 тыс. р;
  • с делителем — от 100 тыс. р.

КПП КамАЗов — надежные устройства, обеспечивающие комфортное и безопасное движение грузовиков по дорогам. Соблюдение правил эксплуатации, обслуживания и ремонта коробок позволяет максимально продлить срок их службы.

дон юг авто сервис

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ.

Страницы

Cамые просматриваемые

Коробки передач грузовых автомобилей

Коробки передач грузовых автомобилей

Способность двигателей внутреннего сгорания приспосабливаться к изменениям внешней нагрузки по сравнению с поршневой паровой машиной или сериесным электромотором невелика. Это обстоятельство обусловило установку на автомобиле коробки передач, обеспечивающей необходимые тяговые усилия на ведущих колесах в разных режимах движения.

Шестиступенчатая синхронизированная коробка передач Eaton-542SM

Благодаря коробке передач автомобиль может двигаться и с малой скоростью, и с максимальной. Она позволяет регулировать скорость в гораздо большем диапазоне, чем тот, который может обеспечить двигатель. Заметим также, что именно коробка передач дает возможность автомобилю двигаться задним ходом, и она же отсоединяет от ведущих колес двигатель при его пуске, на стоянке или при движении накатом.

Коробки передач грузовых автомобилей стараются разрабатывать так, чтобы они гарантировали машине необходимые динамические и экономические свойства, работали бесшумно, с высоким КПД, отличались надежностью, простотой обслуживания, имели по возможности малые габариты и массу, а также невысокую стоимость.

Шестиступенчатая коробка передач фирмы Spicer, серии 5000

По способу изменения передаточных чисел коробки передач делятся на ступенчатые и бесступенчатые. Бесступенчатое изменение передаточного числа, как правило, достигается за счет гидротрансформатора, хотя на легких машинах могут использоваться и вариаторы, а на специальных шасси встречается объемный гидропривод. На концептуальных машинах можно найти и вовсе экзотические конструкции, но в эксплуатацию они, естественно, не попадают. Кроме того, коробки передач могут иметь неподвижные или вращающиеся (планетарные) оси валов, а также их комбинацию.

В последние годы изготовители грузовиков все больше внимания уделяют автоматизации процесса переключения передач. На грузовых автомобилях, работающих в городе, это кардинально улучшает условия труда водителя и, соответственно, положительно сказывается на безопасности движения. На магистральном транспорте автоматизация переключения передач еще и повышает эффективность перевозок, поскольку позволяет оптимизировать взаимодействие двигателя и трансмиссии.

Пятиступенчатая коробка передач ZF S5-24 (для легких грузовиков)

Как компромиссный вариант, более дешевый, чем автоматические трансмиссии, все большее распространение получают полуавтоматические коробки, как правило, без гидротрансформатора. Они избавляют водителя от одной из наиболее энергоемких операций, связанных с переключением передач: или от выжима педали сцепления, или от собственно переключения, которое сводится к заданию передачи с помощью джойстика. Появились уже конструкции, например, Volvo I-Shift, работающие как полный автомат с гидротрансформатором. Заметим, что во всех трех случаях базовая коробка является механической.

Ступенчатые коробки передач, обладая большим КПД (при передаче полной мощности он составляет от 0,96 до 0,98), по конструкции проще бесступенчатых, дешевле в производстве и поддаются автоматизации процесса управления. Они-то и получили наибольшее распространение на грузовых автомобилях.

Необходимые динамические и экономические качества машины достигаются правильным выбором диапазона передаточных чисел в коробке передач, числом передач и тщательным подбором передаточного числа каждой из них. Диапазоном называют частное от деления передаточных чисел низшей и высшей передачи. Он должен быть тем больше, чем разнообразнее дорожные условия, в которых работает грузовой автомобиль, и меньше удельная мощность его двигателя.

Рекомендуется к прочтению  Механическая Коробка Передач (МКПП) устройство и принцип работы для чайников
Пятиступенчатая коробка передач ZF S5-35

Для коммерческих автомобилей, работающих преимущественно в городских условиях, диапазон передаточных чисел современных коробок передач составляет 5,0 – 8,0; для магистральных тягачей и грузовых автомобилей повышенной проходимости он уже равен 10 – 20. Число передач в механических коробках грузовых автомобилей варьируется от 5 до 16.

Увеличение числа ступеней в коробке позволяет лучше использовать мощность двигателя, и соответственно, меньше расходовать топлива, повышает среднюю скорость движения, и как результат, большая производительность автомобиля и снижение стоимости перевозок. Отметим, что увеличение числа ступеней в коробке усложняет и утяжеляет ее, возрастают размеры и стоимость агрегата, усложняется привод управления коробкой.

При механическом приводе быстрое и безошибочное переключение шести передач прямого хода осуществить уже довольно трудно. Именно такое их количество сегодня принято считать предельным при ручном переключении. Дальнейшее увеличение числа передач требует усложнения привода или установки дополнительной коробки со своим независимым приводом, который используется сравнительно редко – только на определенных режимах движения.

Двенадцатиступенчатая коробка передач фирмы ZF, состоящая из основной, шестиступенчатой коробки и двухступенчатого делителя

Одно время в коробках передач грузовиков широко применялась «ускоряющая» высшая передача, которая имела передаточное отношение 0,7 – 0,8. Считалось, что это позволяет полнее использовать мощность двигателя и снизить суммарное число оборотов коленвала на 1 км пути, и в конечном счете, экономить топливо. Однако эффект от их применения оказался сомнительным: по сравнению с прямой высшей передачей «ускоряющие» имели меньший КПД и вскоре от них отказались. Этому способствовал также рост удельных мощностей двигателей грузовых автомобилей.

К числу важнейших факторов, влияющих на КПД ступенчатых коробок передач, относятся правильный выбор кинематической схемы, от которой зависит число пар зубчатых колес, находящихся в зацеплении при передаче момента, а также частоты вращения, передаваемая мощность, эффективность системы смазки, точность изготовления зубчатых колес и деталей картера.

На грузовых автомобилях наибольшее распространение получили трехвальные коробки с прямой передачей, получающейся при соединении первичного и вторичного валов. По взаимному расположению ведущего и ведомого валов коробки передач разделяют на соосные и несоосные. Последние встречаются в основном на переднеприводных грузовых автомобилях.

Задний демультипликатор с соосным отбором мощности на коробке передач ZF GG

Подавляющее большинство механических коробок передач выполняют с неразветвленным силовым потоком, так что через каждое включенное зубчатое зацепление проходит весь поток мощности. Встречаются, однако, коробки, в которых поток мощности делится на две или три ветви. В них больше зубчатых колес, которые имеют меньшие размеры, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Применение таких схем объясняется желанием повысить срок службы трансмиссии при большой передаваемой мощности.

Многоступенчатые трансмиссии создают на базе основной четырех-, пяти- или шестиступенчатой базовой соосной трехвальной коробки, присоединяя к ней дополнительную коробку. Обычно она имеет две передачи (прямую и понижающую) и обеспечивает удвоение числа передач. Применение трехступенчатой дополнительной коробки позволяет утроить число передач базовой коробки. Водитель в обоих случаях использует два органа управления: один базовой, другой дополнительной коробкой.

Десятиступенчатая коробка передач David Brawn, тип 557А

Если передаточное число пониженной передачи в дополнительной коробке достаточно большое, чтобы увеличить общий диапазон, по крайней мере, вдвое, ее называют «демультипликатор». Если же она почти не увеличивает общий диапазон, а служит для получения «половинок» между передачами основной коробки, ее называют «делителем», имея в виду, что она делит имеющийся диапазон на большее число ступеней. Сегодня к базовой коробке часто пристыковываются две дополнительных – и спереди, и сзади. Естественно, одна из них является демультипликатором, другая – делителем.

Делитель имеет простую конструкцию и минимальное число зубчатых колес. КПД коробки с делителем практически не отличается от КПД базовой коробки, так как сохраняется число зубчатых зацеплений, передающих силовой поток. При передней установке недостатком делителя является увеличение крутящего момента на входе базовой коробки, что заставляет использовать в ее качестве более мощный, и соответственно, тяжелый агрегат. Эту проблему можно решить, установив делитель сзади, однако там обычно оставляют место для демультипликатора, установка которого спереди практически исключена из-за большого передаточного числа низшей передачи.

Двенадцатиступенчатая (4х3) коробка передач Spicer, модель 8512

Задний демультипликатор конструктивно может повторять делитель или выполняться планетарным. При этом не происходит увеличения нагрузок в базовой коробке. Его диапазон ограничивают 4,0, поскольку при больших величинах усложняется переключение ступеней.

Большой диапазон демультипликатора используют как для расширения общего диапазона многоступенчатой трансмиссии, так и для одновременного сокращения диапазона базовой коробки. Правда, в таком случае уменьшается унификация базовой коробки и коробки с редуктором, так как сокращенный диапазон не позволяет использовать ее без демультипликатора. Зато уменьшается крутящий момент на вторичном валу базовой коробки, и она может быть выполнена более компактной и легкой. Кроме того, значительно уплотняется ряд ее передаточных чисел, что облегчает как работу синхронизаторов (можно поставить их на все передачи), так и собственно переключение передач. Вместе с тем, при работе на низшей передаче демультипликатора КПД трансмиссии снижается на 3 – 4%. Применение в демультипликаторах планетарных рядов сделает конструкцию легче и компактнее.

Источник https://fastmb.ru/autoremont/5012-remont-mehanicheskih-korobok-chto-nuzhno-znat.html

Источник https://ctroyavto.ru/korobka-peredach-kamaz-texnicheskie-xarakteristiki-sxema-i-remont/

Источник https://remontgruzovik.ru/publ/korobki_peredach_gruzovykh_avtomobilej/1-1-0-62

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: