Сварка кузова автомобиля (инвертором и электродом): рекомендации о подготовке металла и правильной технологии процесса сварки

Содержание

Сварка кузова автомобиля (инвертором и электродом): рекомендации о подготовке металла и правильной технологии процесса сварки

Корпус автомобиля представляется важной составляющей средства передвижения, как и остальные элементы и детали. Корпус подвергается постоянному риску, так как граничит с наружными факторами влияния.

На обшивку оказывается механическое влияние близлежащих предметов, прочим транспортом и техникой при наступлении неординарных ситуаций. Это в свою очередь ведёт к порче формы деталей и утере общего красивого вида.

Ко всему агрессивное влияние оказывает внешняя среда в виде грязи, воды, снега, солевых масс – из-за чего появляется ржавчина и трещины. В таких случая необходим ремонт кузова автомашины.

Содержание

Что такое сварка кузова автомобиля

Сваривание кузова легковушки – это трудный процесс, независимо от типа сварки будто дугой, точечной или иного типа. Во всяком случае она нуждается в отличном сварном аппарате для работ на обшивке авто, большого умения и профессионализма сварщика – всё это в сочетании обеспечит хороший итог.

Неимение надлежащего опыта и подходящего сварочного агрегата не даст возможности получить точность и тонкость шва.

Работы со сваркой на кузове нужно осуществлять в специально устроенной для этого комнате, где предусмотрена розетка с подсоединением к сети с необходимыми составляющими частоты, силы тока, уровня напряжения, либо подсоединение газа.

Сваривание кузова собственноручно получится проделать только в нетрудных ситуациях и для реставрации обшивки в местах, где красота шва не играет большой роли.

Тонкости сварки кузовов

Большая часть навесных, защитных деталей машины имеет сравнительно малую толщину – 0,8-1 мм. Только силовые участки, пороги, лонжероны, поперечная балка достигают 2 мм толщиной. Такие различия показывают сложность использования одного и того же типа сварки для возобновления кузова автомашины.

Потому понадобится проделать анализ нанесённого вреда и наметить лучшие свойства будущего шва.

Ещё нужно принять во внимание такие аспекты:

  • Месторасположение дефекта. Отражается на комфорте реализации работ и на выбор метода сваривания;
  • Характер разрушения – точечное, по типу разрыва или трещины. Это скажется на размерах свариваемого шва;
  • Потребность применить заплату. Требуется при большом нарушении кузова.

Выявив форму повреждения, приняв к сведению все вышеупомянутые аспекты, можно подобрать сварочный прибор. Если имеющаяся модель не отвечает минимальным технологическим запросам по проведению работ, тогда советуется обратиться в профи автосервис.

Разновидности аппаратов сварки

  1. Агрегат на переменном токе. Сварные приборы пользуются популярность у автовладельцев, но их применение имеет следующие недостатки: нужно время на освоение сварочным прибором, завариваемые швы имеют невысокое качество, из-за габаритного размера аппарата, тогда электрод не в состоянии достать до некоторых участков. Аппарат способен варить толстый металл, превышающей 5 мм. На кузове автомашины нередко используется железо 3 мм, в итоге детали насквозь прожигаются этой сваркой.
  2. Инвертор – это устройство для починки кузова, подойдёт для скорого исполнения работ, образования хорошего качества свариваемых швов, для применения прибора в условиях низкого напряжения электросети. Среди минусов: восприимчивость к пыли, дорогая цена на агрегат, толщина железа не может быть больше 3 мм.
  3. Углекислотный полуавтомат. Такой агрегат для сварки имеет следующие достоинства: можно проводить сварку металлов 0,8-6 мм. Образуется тщательный, высококачественный сварной шов, когда применяется аргон можно восстанавливать детали цветных металлов, нет потребности в сохранении неисчезающей дуги. К минусам полуавтомата относятся: приличная масса и размеры, потому прибор можно применять в границах гаража. Прибор включается в работу с помощью розетки.

Сваривание кузова автомобиля полуавтоматом

Заваривание полуавтоматом с электродами является самым приемлемым типом оборудования, подходящим для ремонта технического средства.

Осуществление сварки с применением полуавтомата на легковушке, даёт возможность без добавочных затруднений подступить к любому углу автотранспорта для создания варочного шва. Здесь не понадобится больших знаний в сфере сварки и опытности в работах.

  • Полуавтомат под сварку в техническом обустройстве сложен незамысловато: для его работы используется такой же трансформатор тока, что и во всём похожем оборудовании, особенностью является только подходящее расходное сырьё.
  • Заваривание полуавтоматическим прибором делается с использованием сварной проволоки d:0,2-2 мм и углекислого газа. Часто проволока обладает медным покрытием, предоставляющим хороший электрический контакт.
  • Углекислота нужна для невозможности процессов окисления, ведь не даёт раскалённому металлу вступать в связь с кислородом. Так в ходе сваривания машины используется углекислый газ в баллоне, полуавтомат нуждается и в редукторе для понижения давления.

Лучший результат можно получить при условии верной настройки этого агрегата. Для сварки полуавтоматом на СТО даёт возможность корректировать силу тока и скорость передачи проволоки. Добившись точной настройки агрегата – это даст возможность устраивать незаметные для глаз прочные швы на плоскости кузова автомашины.

Мастеру без опыта советуется делать сваривание на глушителе авто инвертором. Провести сварку глушителя электрической сваркой сможет только мастер с опытом и через сварку точечного типа, без перемещения электрода.

Сварка инвертором

В наше время всё чаще стали применять для сварных работ на кузовах инверторы. Это модернизированный, небольшой и облегчённый прибор для сварки, функционирующий на современных элементах и со свойственным ему методом преобразования тока.

Он имеет низкую чувствительность к заниженному току и предоставляет лёгкое разжигание дуги.

  • Для сварщика с минимальным опытом – инверторная сварка в приоритете. Действительно, инвертор стоит выбрать для ремонта машины, ведь его не получится освоить только ребёнку.
  • Используемые в рабочем процессе электроды не отличаются от расходного сырья при классической сварке. Однако стоит заметить, что при всей своей простоте, итоги сварки инвертором редко имеют качественные швы.
  • Часто швы выходят толстыми и неровными, из-за неравного нагрева металла возникают искривления, даже если работать прибором с мастерством. Потому инвертором завариваются неприметные для глаз места на кузове машины: в багажнике, под крыльями и другие места.

До начала работы нужно подстроить ток, ориентируясь на то, как утолщены детали и сырьё, подобрать электрод и подсоединить клемму массы к рабочей плоскости.

На вопрос автовладельцев о подходящей сварке для сварки кузова авто можно прислушаться к специалистам, которые советуют для реставрации кузовных деталей на видных делянках применять полуавтомат с электродом.

Когда нарушения находятся в участках машины сокрытых для глаз, тогда подойдёт инвертор. А для ремонта глушителя авто собственными силами лучше прибегнуть к холодной сварке.

Наиболее эффективные технологии сварки автомобилей

Виды сварки

Сварка может понадобиться не только подержанному автомобилю, кузов которого неизбежно разрушается вследствие длительной эксплуатации, но и новенькой машине, пострадавшей в ДТП.

Для выполнения сварных работ можно обратиться на СТО или справиться с этой задачей своими силами, если удастся раздобыть сварочный аппарат и необходимые для него расходные материалы.

Сварочные работы для кузова автомобиля

Ни один производитель не может предложить своим покупателям автомобиль с цельнолитым кузовом. На заводах по производству авто изготовляются отдельные жестяные детали, которые впоследствии соединяют в единую конструкцию путем сварки.

Крупные бренды обзаводятся для этого автоматизированными сборочными линиями и узкоспециализированными роботами.

Отметим! Технология выполнения сварных работ при сборке транспортных средств отличается от той, что применяется на производствах разного рода металлоконструкций.

Типичный метод выполнения сварных соединений на металле не подходит для сварки автомобилей, так как имеет ряд минусов.

  • малоопытным сварщикам сложно выполнить укладку самого шва;
  • при работе требуется учесть риск ведения металла ввиду его сильного локального нагрева, ведущего к неравномерному температурному расширению и деформации;
  • высокий расход сопутствующих материалов: сварных электродов, проволоки и т.п.

Автозаводы и СТО применяют иные технологии при сборке авто, способные при необходимости устранить дефект на его кузове, отреставрировать поврежденную деталь транспортного средства:

  • стандартная электросварка;
  • точечная сварка для кузова, рамы и другие детали грузовых и легковых автомобилей;
  • лазерная технология выполнения сварных работ;
  • применение инвертора для тонкого металла; для глушителя, бензобака, двигателя и других деталей авто из тонких металлов.

Узнать больше о том, как собрать сабвуфер своими руками и о электронных радиосхемах можно на сайте — www.radiochipi.ru.

Какой сваркой варят кузов авто на заводах?

Автозаводы применяют преимущественно точечную сварку кузовов транспортных средств, позволяющую достичь следующих целей:

  • свести к минимальному значению расход сопутствующих материалов;
  • повысить точность позиционирования деталей в автоматизированном поточном производстве;
  • устранить негативное влияние местного температурного расширения.

Суть технологии заключается в следующем:

  • две детали выставляются согласно необходимой позиции относительно друг друга;
  • будущую сварную точку сжимают двумя неплавящимися электродами, через которые проходит ток высокой мощности;
  • два слоя металла в месте контакта крепко спаиваются друг с другом.

Особенностью технологии считается тот факт, что в процессе сварки не происходит образования сварного шва, не теряется геометрия деталей, но появляется возможность для пружинной деформации.

Все это, в целом, повышает эксплуатационный период конструкции, а также снижает негативное влияние внешних факторов на нее в дальнейшем.

Стоит заметить, что данный тип сварных операций не подразумевает герметичность соединений, но этот минус можно устранить путем нанесения специального герметика на контактирующие участки деталей.

После проведения сварных работ кузов авто окрашивают полностью, что повышает прочность швов и придает конструкции эстетический вид. Также на автозаводах активно применяется лазерная сварка кузова автомобиля, при которой термическую, электрическую или химическую энергию преобразуют в лазерный луч.

Рекомендуется к прочтению  Тест на безопасность автомобиля iihs

Технология полностью автоматизирована, но сопровождается высокой энергопотерей, что позволяет создавать высококачественные сварные швы, стойкие к разному воздействию извне. Выполнить сварку кузова автомобиля своими руками без большого опыта в подобных вопросах может быть затруднительно.

Как варят машину на СТО: инверторная, холодная сварка

Станции технического обслуживания транспортных средств, где применяются аналогичные заводским технологии сварки, в последние годы встречаются все реже.

Проблематика вопроса заключается в том, что точечная сварка требует не только соответствующего оборудования, но и применения большого числа разнообразных сопутствующих материалов.

По этой причине, при выполнении сварочных работ автомобилей, в автосервисе предпочтение отдают иным методам соединения металлических элементов. Так, своевременно устранить коррозийные повреждения, заменить сгнившие детали поможет инверторная сварка.

полуавтомат

Устройство сварочного полуавтомата.

Таким оборудованием можно варить металл даже в труднодоступных местах транспортного средства, так как агрегат отличается компактными размерами и легким весом.

Инвертор имеет специфический принцип подачи напряжения на электрод, что обеспечивает минимальное разбрызгивание, возможность получить качественный сварной шов.

Однако при выполнении инверторной сварки с помощью электродов без большого опыта могут получаться неаккуратные швы, поэтому такой ремонт лучше выполнять для багажника или крыльев машины.

Если соединять необходимо тонкие детали из специальных сплавов, варить авто по обычной технологии нельзя.

В некоторых случаях применение электродов приведет к деформации и даже возгоранию материала, поэтому на автозаводах используется еще одна технология выполнения сварных работ – холодная сварка: для глушителя, бензобака, двигателя и других деталей авто из тонкого металла.

Она представляет собой особый клей на основе эпоксидной смолы, позволяющий без традиционной сварки заделать отверстия, придать швам прочность, соединить несколько металлических частей воедино. Приобрести подобные средства можно в автомагазинах.

На заметку! Хороший тон фирменных СТО – передача клиентам исправных и чистых транспортных средств. По этой причине завершающим этапом перед передачей автомобиля владельцу является мойка его кузова и чистка салона.

Как варить машину электродами и полуавтоматом?

Сварка полуавтоматом со сварным электродом считается наиболее приемлемым видом оборудования, актуальным для ремонта ТС.

Проведение сварочных работ на грузовом или легковом автомобиле с помощью полуавтомата позволяет без дополнительных трудностей достать любой уголок авто для создания сварного шва. Это не требует глубоких знаний в области сварки и опыта в выполнении таких работ.

характеристики

Таблица характеристик проволоки для сварки.

Сварочный полуавтомат в техническом плане устроен довольно просто: в его работе применяется тот же преобразователь тока, что и в остальных типах подобного оборудования, специфическими являются только актуальные расходные материалы.

Сварка полуавтоматическим агрегатом выполняется при использовании сварочной проволоки с диаметром 0,2-2мм, а также углекислого газа.

Зачастую проволока имеет медное покрытие, обеспечивающее хороший электрический контакт. А углекислота необходима для предотвращения процессов окисления, поскольку не позволяет расплавленному металлу контактировать с кислородом.

Так как в процессе сварки машины применяется углекислый газ в баллоне, полуавтомат требует и наличия редуктора для снижения давления. Оптимальное значение можно получить только при условии правильной настройки такого аппарата.

На заметку! Полуавтомат для сварки авто на СТО позволяет отредактировать и силу тока, и скорость подачи сварной проволоки. Поэтому можно добиться точной настройки агрегата, что в свою очередь позволит создавать почти незаметные глазу, но очень прочные сварные швы на поверхности кузова автотранспортного средства.

Иногда работники СТО или частные владельцы вместо углекислого газа применяют особую сварную проволоку, которая хоть и не имеет медного покрытия, но содержит внутри специальный флюс.

Порошок позволяет осуществлять сварку выхлопной системы, кузова авто без подачи газа. Применить при таких условиях стандартную проволоку нельзя, потому что она сгорит без газа.

Отдельно стоит отметить сварные работы по устранению дефектов на глушителе авто. Выполнить данную задачу с помощью электросварки сможет только опытный мастер и только путем точечной сварки без движения электорода.

Неопытному мастеру лучше выполнять сварку глушителей автомобиля инвертором. А если в скором времени планируется заменить эту часть авто, то на некоторое время хватит и более экономичной холодной сварки.

Инверторная сварка

В последние годы все чаще при необходимости выполнить сварочные работы для кузова применяется инвертор.

Это усовершенствованный технологически, компактный и легкий сварочный аппарат, работающий на современных компонентах и с особенным методом преобразования тока. Он отличается низкой чувствительностью к пониженному напряжению питания и обеспечивает легкое разжигание дуги.

сварочный аппарат

Электрическая схема аппарата контактной сварки.

Для неопытного сварщика сварочный аппарат инверторного типа – настоящая находка. Инвертор действительно стоит выбрать для ремонта автомобиля в бытовых условиях, ведь не справится с таким аппаратом разве что ребенок.

А примененные в работе электроды ничем не отличаются от расходных материалов при стандартной сварке. Но справедливости ради добавим: при всей простате инверторной сварки ее результаты редко отличаются высочайшим качеством.

Зачастую швы получаются толстыми и недостаточно ровными, из-за неравномерного нагрева металла появляются деформации, даже если держать и управлять прибором мастерски.

По этой причине инвертором варят незаметные глазу места на кузове авто: поверхности в багажнике авто, под крыльями и т.п. Для работы потребуется настроить ток в зависимости от толщины деталей и материала, выбрать электрод и подключить клемму массы к рабочей поверхности.

Сварка углекислотным полуавтоматом

Углекислотный полуавтомат считается одним из наиболее доступных и универсальных сварных инструментов для работы с металлом, толщиной 0,8-6 мм.

Он позволяет создавать термоустойчивые соединения наилучшего качества и применяется с целью выполнения таких работ:

  • переварка порогов, лонжеронов;
  • заплатка дыр;
  • устранение вмятин.

На заметку! Углекислотный полуавтомат или сварка инвертором отлично подойдут для ремонтных работ с недорогими авто или машинами низкой долговечности.

Такая сварка работает по следующему принципу: двуокись углерода подается под давлением в зону выполнения сварных операций, что приводит к вытеснению воздушной смеси и обеспечивают металлу защиту от окисления. Кромки из металла плавятся, поэтому детали прочно скрепляются в единое целое.

Огромное преимущество углекислотного автомата заключается в том, что им можно варить абсолютно любой метал, но для этого в отдельных случаях может потребоваться замена двуокиси углерода на аргон. Поэтому агрегат подходит не только для ремонта рамы кузова, но и иных деталей грузовых и легковых авто.

точечная сварка

Схема точечной сварки элементов кузова авто.

К примеру, применяется полуавтоматическая сварка для глушителя из тонкого металла. Чтобы обеспечить шву прочность важно наносить стежки длиной 2 см с шагом в 5 см. Такой сварочный аппарат выбирают для ремонта двигателя, но в сочетании с аргоном.

Для начала готовят подлежащие сварке участки авто: их полностью очищают от краски, ржавчины, загрязнения и пыли. После этого готовят само сварочное оборудование, проверяя нагрузочную способность сети.

Агрегат заряжают проволокой, сняв газовое сопло сварочной горелки, отвинтив ключом ее наконечник из меди, отведя прижимной ролик с проволокой и выставив актуальную полярность.

При наличии флюсовой проволоки на зажим нужно установить плюс, а на горелке ‒ минус. Если же применяется обычная проволока, то ‒ наоборот.

Далее конец электрода следует завести на 10-20 см в подающий канал и подвести прижимной ролик для предотвращения его осыпания, чтобы он попал в ложбинку ведущего ролика.

Оборудование включают в сеть и нажимают клавишу для подачи газа, сварной проволоки, тока. На самой проволоке важно одеть, а после закрутить наконечник из меди и установить газовое сопло.

Заключение

Многие автовладельцы задаются вопросом, какой сваркой лучше варить кузов. Специалисты при выполнении реставрационных работ для кузова рекомендуют следующее. Ремонт кузова на видных местах осуществляйте полуавтоматом с электродом.

Если повреждения находятся в скрытых от глаз частях машины, воспользуйтесь инвертором. А реставрацию глушителя своими руками лучше выполнять холодной сваркой.

Техника безопасности при сварочных работах

Техника безопасности при проведении сварочных работ — это правила и нормы, которые в обязательном порядке необходимо выполнять для осуществления такого эффективного способа соединения деталей и конструкций.

Правила безопасности при проведении сварочных работ надо соблюдать независимо от того, производятся ли они на профессиональном уровне или любителями. Меры безопасности при сварочных работах изложены в нормативной документации, а также осваиваются по мере овладения этим искусством, имеющим высокую степень опасности.

Фото: ТБ при сварочных работах

Нормативные документы

Помогают осуществлению такого сложного технологического процесса, которым являются сварочные работы, государственные и отраслевые стандарты, а также методические указания. В них имеются разделы, в которых регламентируются меры безопасности при проведении сварочных работ.

Неизмеримо важную роль это приобретает при осуществлении соединения металлических деталей на опасных объектах производственного направления. Следует руководствоваться требованиями нормативного стандарта ФНП, что подлежит расшифровке как «федеральные нормы и правила».

Фото: федеральные нормы и правила

Этот нормативный документ содержит более подробные сведения о том, какие существуют и как необходимо выполняться правила техники безопасности при сварочных работах. В этом документе определены требования не только к работникам — непосредственным исполнителям сварочного процесса, но и к руководителям указанных работ.

Правила безопасности при сварочных работах регламентируют, что на производстве, занимающимся такими работами, необходимо быть в наличии требуемое количество грамотных работников. Сварщики, призванные выполнять конкретную работу, должны быть предварительно ознакомлены с технологической картой, в которой также имеется раздел, в котором регламентируются безопасность труда при сварочных работах. Составление технологической карты является обязанностью инженеров-технологов.

К сварочным работам могут быть допущены только те работники, которые закончили соответствующие курсы и получили об этом удостоверение, свидетельствующее о присвоении звания сварщика с указанием разряда. Независимо от того, какой разряд им присвоен, необходимо умение соблюдать требования безопасности при выполнении сварочных работ.

Одно из главных указаний ТБ при сварке — отсутствие медицинских противопоказаний у исполнителей этого процесса. Этому способствуют регулярные осмотры, в том числе для профилактики. Безопасность при сварочных работах является обязанностью руководителей этих процессов. Они должны обладать специфичными знаниями, подтвержденными выданными им документами.

В задачу руководителей сварочных работ входит подготовка к этому опасному виду деятельности, грамотный выбор подходящих исполнителей. Если возникнет чрезвычайная ситуация, то руководитель работ должен не откладывая принять срочные меры. Техника безопасности при работе со сваркой обязывает, что к этому виду работ могут быть допущены только те рабочие, которым уже исполнилось восемнадцать лет, прошедшие обучение и получившие удостоверение.

Рекомендуется к прочтению  Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей: инструкция по охране труда

Независимо от квалификации перед тем, как приступить к работе, сварщик должен выслушать вводный инструктаж, который будет касаться особенностей данной работы. Если сварщик был допущен к работе, но почувствовал внезапное ухудшение здоровья или произошел несчастный случай, то об этом незамедлительно должен быть оповещен руководитель работ, который обязан срочно принять все необходимые меры.

Если возникла нестандартная ситуация, то следует немедленно отключить используемое оборудование. При загорании надо воспользоваться огнетушителем. Требования к проведению сварочных работ включают наличие вытяжной вентиляции, находящейся в исправности.

К одному из основополагающих нормативных документов для того, чтобы была обеспечена безопасность при сварке, также относится ГОСТ 13.3. 003-86. В нем изложены требования безопасности при проведении сварочных работ. К этим правилам можно также отнести требования, изложенные в главе 22 нормативного документа РД 153-34.0-03.301-00.

Возможные опасности

Сварщика в его деятельности подстерегают различные опасности. Это объясняется тем, что сварочный процесс может осуществляться только при сильном разогреве металла, при котором достигается температура его плавления.

К возможным опасностям, подстерегающим сварщика, относятся:

  1. Удар электрическим током при отсутствии заземления.
  2. Высокое напряжение.
  3. Испарение газов, вредных для дыхания.
  4. Запутывание в проводе большой длины.
  5. Травма вследствие отлетевшего куска шлака.
  6. Воздействие ультрафиолетовых лучей на сетчатку глаз.
  7. Возникновение пожара.
  8. Повышенный шум, негативно воздействующий на слуховой орган.
  9. Сильный нагрев предметов, которые размещены вблизи места горения сварочной дуги. При соприкосновении с ними могут быть получены ожоги кожной поверхности.
  10. Сварочные брызги металла, попадающие на незащищенную кожу.
  11. Световое облучение.
  12. Взрыв газового баллона.
  13. Ультрафиолетовое излучение.
  14. Плохая работа вентиляции.
  15. Падение вниз при работе на высоте.
  16. Травма из-за недостаточно хорошей фиксации свариваемых элементов большой массы.
  17. Радиационное поражение при некоторых видах контроля соединения.
  18. Поражение органов дыхания вредными веществами.
  19. Загорание одежды при попадании на нее искр.
  20. Воспламенение находящихся в непосредственной близости горючих материалов.
  21. Взрыв неисправного оборудования.
  22. Психологические перегрузки вследствие чрезмерного напряжения.

Фото: опасности при сварочных работах

Соблюдаемая при сварке техника безопасности поможет снизить вероятность наступления этих событий.

Повышенный уровень опасности имеет сварка трубопроводов и иных крупных деталей, имеющих круглую форму. Для выполнения имеющихся требований по безопасности необходимо оборудовать специальные площадки, которые должны быть изолированными.

Если соединению подлежат неповоротные трубы большого диаметра, то необходимо использование специальных подъемников. Все металлические детали и элементы должны быть заземлены. Место сварки должно иметь достаточное освещение.

Основные положения безопасности

Правила безопасности при сварке:

  1. Необходима концентрация внимания при осуществлении сварочного процесса. Нельзя отвлекаться на посторонние дела.
  2. Не должны находиться вблизи горючие жидкости, сухой мусор, промасленная ветошь.
  3. Использование защитной маски.
  4. Переноска или установление на новое место сварного оборудования возможно только при его отключении из электросети.
  5. При работе на высоте необходимо использование страховочных поясов для избежания падения.
  6. Работа на открытом воздухе недопустима во время атмосферных осадков.
  7. При минусовой температуре необходимо наличие обогревающих устройств для исключения обморожения рук.
  8. При ремонте автотранспорта необходима проверка отключения аккумулятора.
  9. При длительных перерывах следует отключать электрооборудование из сети. Включенные приборы нельзя оставлять без присмотра.
  10. Недопустима работа неисправными приборами.
  11. Место работы должно быть хорошо освещено.
  12. Надежная фиксация свариваемых металлоконструкций.
  13. Недопустимо на месте проведения сварки посторонних лиц и животных.
  14. Наличие необходимой экипировки. Недопустимость влажной одежды и открытых участков кожного покрова.

Такие правила безопасности сварочных работ обязаны соблюдать профессиональные рабочие и при проведении новичками самостоятельных сварок.

Требования к помещению

Правила охраны труда при проведении сварочных работ включают особые требования к помещению, где будет происходить этот процесс. Одно из основных требований относится к наличию вентиляции. Если она отсутствует, то необходимо использование респираторов для защиты органов дыхания.

Вопросы безопасности особо важны при осуществлении газовой сварки, поскольку в этом случае используются баллоны с горючим газом. Техника безопасности при газовой сварке и резке предусматривает наличие в помещении особого места, где будут храниться баллоны с горючим газом. Каждое такое место должно быть изолировано.

Фото: помещение для проведения сварочных работ

Большие требования предъявляются к освещенности рабочего места. К рабочей зоне должен быть обеспечен достаточный доступ света. Организацию рабочего места устраивают согласно рекомендациям НОТ. Если работа производится за верстаком, то сверху должен иметься защитный козырек. Помещение для сварки должно быть оборудовано исправной вытяжной вентиляцией. Под ногами сварщика должен находиться резиновый коврик.

Фото: рабочее место сварщика

Независимо от того, какой размер имеет помещение для сварки и места его расположения к нему предъявляются следующие требования, чтобы была обеспечена техника безопасности при выполнении сварочных работ:

  • электропроводка и водоснабжение обязательно должны быть качественно выполненными и находиться в исправном состоянии;
  • для рабочих необходимо обеспечить раздевалки и санузлы;
  • стены помещения должны быть покрыты материалом, основным требованием которого является отсутствие склонности к возгоранию;
  • пол помещения должен быть выполнен из бетона;
  • длина кабеля должна исключить возможность запутывания в нем;
  • в наличии должно иметься хорошее освещение, как естественное, так и искусственное;
  • помещение должно быть оборудовано надежной вытяжной системой;
  • помещение для сварки не должно обладать повышенной влажностью;
  • в наличие должна иметься противопожарная сигнализация;
  • необходимо наличие аптечки с обеззараживающими и перевязочными материалами;
  • для быстрой эвакуации при наступлении аварийной ситуации должны быть организованы свободные проходы;
  • при осуществлении газовой сварки должно быть свободное место, чтобы баллоны находились на достаточном удалении от места сварки.

ТБ при сварочных работах в первую очередь должна предусматривать, что такой вид деятельности обладает повышенной опасностью возникновения возгораний и пожара.

Фото: взрыво- и пожаробезопасность

Важным моментом является, какие требования предъявляются к помещению для хранения сварочных материалов. В складах хранятся электроды, бобины с проволокой, флюс. Чтобы сохранить их в надлежащем виде и рабочем состоянии, помещение для их хранения должно быть сухим и защищенным от проникновения осадков. В нем должны быть налажены достаточная освещенность, вентиляция и отопление. Температура не должна опускаться ниже пятнадцати градусов. Влажность не должна превышать 40%.

При хранении газовых баллонов следует избегать сквозняков. Стены помещения, в котором предполагается хранить газовые баллоны, должны быть обиты огнестойким материалом.

Пол складского помещения не должен быть скользким. Чтобы предохранить баллоны от падения их устанавливают в клетки или гнезда. Колпаки баллонов при их хранении должны быть защищены, а на штуцерах вентилей стоять заглушки.

Перед началом процесса

Перед тем, как приступать к сварочному процессу, необходимо произвести подготовительные операции. Требования безопасности при сварочных работах предполагают проверку применяемого оборудования. Техника безопасности при работе со сварочным оборудованием предполагает внешний осмотр и проверку его работоспособности. Работа с неисправными приборами категорически запрещена.

Необходимо проверить наличие надежного заземления, чтобы исключить вероятность поражения током, а также исключить короткое замыкание. Следует проверить целостность изоляции кабелей. На расстоянии пяти метров от места проведения работ должен быть убран лишний мусор и промасленная ветошь.

Необходимо исключить влажность пола в помещении и обеспечить сухость используемой одежды и обуви. Надо удостовериться в наличии огнетушителя. Надежно зафиксировать свариваемые металлоконструкции.

Для охлаждения инструментов подготовить емкость с водой. Примерить плотность прилегания маски на голове. Удостовериться в наличии свободного доступа к месту сварки. Если она производится на улице, то следует оградить это место опознавательными знаками.

Если работа производится на высоте, то надо убедиться в устойчивости приспособлений, по которым будет подниматься сварщик и заноситься оборудование. При промышленном производстве перед началом работы надо выслушать инструктаж по обеспечению безопасности конкретной работы.

Фото: техника безопасности при сварочных работах

Такие действия в значительной степени обеспечат безопасность при проведении сварочных работ и предупредят возможность появления неприятных проблем.

Электробезопасность

Техника безопасности при сварке включает неукоснительное соблюдение правил работы. Электробезопасность при сварочных работах является неотъемлемой частью этого вида деятельности. При этом необходимо помнить, что к травме может привести поражение током, если его величина превышает 0,05 Ампер. Опасным для жизни является напряжение более 110 Вольт. Особую важность приобретает техника безопасности при ручной дуговой сварке.

Фото: электробезопасность

При выполнении процесса сварки надо выполнять правила сварочных работ:

  1. Для освещения рабочего места использовать ток напряжением 12 Вольт. Для этого можно использовать небольшой трансформатор.
  2. Все оборудование должно быть надежно заземлено или подключено к нулю. Эту проверку надо проводить до момента включения.
  3. Максимальное напряжение холостого хода сварочного аппарата — 90 Вольт.
  4. Провода должны обладать надежной изоляцией. Недопустимо наличие в ней прожогов, трещин и иных механических повреждений.
  5. При повреждении изоляции или обрыве кабеля допустим контакт только с помощью соединения двух концов муфтами.
  6. Длина соединительного провода не должна превышать десять метров. Недопустимы скрутки кабеля.
  7. Электропитание необходимо осуществлять через распределительный щит. Он должен быть снабжен предохранителями.
  8. При перемещении сварного оборудования провод не должен приходить в соприкосновение с водой или маслом.
  9. При длительных перерывах электрооборудование следует отключать от электрической сети.
  10. При попадании сварочного аппарата под дождь работу можно начинать только после его окончательного высыхания.

Электробезопасность при выполнении сварочных работ — залог успешного проведения этого процесса. Вследствие открытости процесса особое значение приобретает техника безопасности при электродуговой сварке.

Газовая сварка

Повышенную опасность представляет собой работа одновременно с электроприборами и газом, находящимся под давлением. Техника безопасности газовой сварки требует неукоснительного соблюдения имеющихся правил, поскольку дополнительную опасность вносит необходимость применения баллонов с горючим газом.

Фото: процесс газовой сварки

Техника безопасности при газовой сварке большое внимание уделяет правилам работы с баллонами и порядок их хранения:

  1. Транспортировку газовых баллонов можно осуществлять только при нахождении их в вертикальном положении. Во время перевозки вентили закрывают защитными колпачками.
  2. Перед работой следует проверить степень наполненности баллона газом. Это поможет избежать резкого снижения давления газа.
  3. При возникновении хлопков, которые возникают от обратного удара, следует сразу перекрыть газ.
  4. Для обеспечения безопасности шланги во время работы следует подвешивать.
  5. Тщательной проверке необходимо подвергнуть состояние горелки. В ней не должны присутствовать остатки масла. Также осмотру подвергают редуктор и инжектор.
  6. Во время работы надо постоянно следить за тем, чтобы сохранялось постоянство давления газа.
  7. Расстояние между рабочей зоной и газовым баллоном — не менее пяти метров.
Рекомендуется к прочтению  Правила поведения при автомобильной аварии: разбор ситуаций и ваши действия

Техника безопасности при аргонодуговой сварке, являющейся прогрессивным методом, также требует неукоснительное соблюдение этих правил. Важным является вопрос, на каком расстоянии должны располагаться сварочные кабели от баллонов.

Фото: сварочные баллоны

При этом следует придерживаться следующих критериев:

  • баллоны надо размещать не ближе, чем на пять метров от места расположения нагревательных приборов;
  • расстояние от места сварки до газового баллона — не менее десяти метров;
  • электрические кабели и провода должны находиться на расстоянии полуметра от кислородопровода и на расстоянии одного метра от ацетиленопровода.

Баллон с газом перед началом работы должен быть проверен на отсутствие утечки из него.

Пожарная безопасность

Техника безопасности при производстве сварочных работ включает в себя пожарную безопасность. Такое явление, как пожар, может возникнуть, как при промышленном производстве, так и при индивидуальных работах. Для исключения возникновения пожара необходимо принять все меры. Это предусматривает не только порядок проведения сварочных работ, но и подготовительные операции.

В этом смысле особую опасность представляет собой сварка ручная дуговая. Искры при этом виде сварочного процесса разлетаются на значительное расстояние, доходящее до пяти метров. В месте, куда они долетели, может произойти возгорание. ТБ при выполнении сварочных работ настоятельно рекомендует перед началом процесса сварки проводить тщательный осмотр и производить уборку находящихся вблизи горючих материалов, промасленных тряпок и сухого мусора, находящихся на означенном расстоянии.

Если сварка осуществляется в углекислой среде, то становится возможным разбрызгивание металла, находящегося в раскаленном жидком состоянии. При применении газового варианта источником повышенной опасности станет горелка. При электросварке раскаленные кусочки металла могут улетать на значительное расстояние и создавать там пожароопасную обстановку. Если они попадут на легковоспламеняющиеся вещества, то возникнет возможность возникновения так называемого «тихого пожара». Со временем он начнет набирать силу.

К потенциальным причинам возгорания относится неисправная электропроводка. Если нарушена техника безопасности по сварке с газовыми баллонами, то возникает опасность их взрыва, и, как следствие, возникновение пожара. Он также может возникнуть от вылетающих искр.

Нельзя отвергать и наличие человеческого фактора, например, если будет нарушен запрет курения на рабочем месте. К нарушениям относится неправильное транспортирование газовых баллонов. Их доставка к месту работ должна проводиться с использованием специальной тележки. При переноске на руках они могут упасть, что приведет к возникновению взрыва. Располагать баллоны следует подальше от отопления, а при работе на открытом воздухе — в тени. Попадание солнечных лучей на газовые емкости является недопустимым.

Необходимые мероприятия для того, чтобы была обеспечена техника безопасности сварочных работ в части возможности возникновения пожара, можно разделить на:

  1. Организационные. К ним относятся проведение инструктажа и ознакомление с технологической картой на конкретный сварочный процесс.
  2. Технические. Заключаются в подготовке оборудования и расходных материалов.
  3. Эксплуатационные. Состоят в правильном выборе рабочих режимов.

К важным противопожарным мероприятиям относится подготовительные операции. Они заключаются в грамотном оборудовании рабочего места и очистке его от нежелательных элементов.

Фото: пожарная безопасность

При работе в закрытом помещении следует убедиться в нормальной работе вытяжной вентиляции. На рабочем месте сварщика необходимо наличие огнетушителя. Место сварки должно быть огорожено. Высота перегородки должна быть такой, чтобы через нее не могли перелетать искры и брызги. При работе на открытом воздухе место сварки следует огородить и поместить на ограждении предупредительные знаки.

При возникновении пожара, например, в случае загорания электропроводки, это место надо не заливать водой, а прибегнуть к помощи огнетушителя. Имеются их разные виды. К универсальным огнетушителям можно отнести порошковые, имеющие маркировку «D». Помимо огнетушителей на месте сварки желательно нахождение ящика с песком, лопаты и бугра.

Фото: огнетушители

Для быстрой эвакуации людей при возникновении пожара необходимо освободить проходы. Если не выполнены все имеющие противопожарные правила, то приступать к процессу сварки запрещено. К пожарной безопасности относятся требования к индивидуальной защите производителя работ.

Экипировка

Правила проведения сварочных работ большое внимание уделяют тому, как происходит защита сварщика. Меры безопасности при сварке предполагают полную его экипировку, которая полностью защитит его кожный покров и глаза от возможных травм. Это относится к расходным материалам.

Основное требование к безопасной экипировке — кратковременное воздействие сварной дуги не должно наносить ей существенного повреждения. Безопасность сварщика может быть обеспечена только в том случае, если на нем будет иметься одежда, обувь и маска. Они должны полностью защищать его кожный покров от попадания раскаленных брызг, а зрение — от слепящего света дуги. Средства защиты должны быть качественными.

Фото: экипировка сварщика

Костюм, который должен надевать на себя производитель сварных работ называется робой. Этот костюм выполняется из огнеупорного материала, вследствие чего даже при попадании на него раскаленных брызг его прожигания и возгорания не происходит. При проведении сварочных работ в домашних условиях приобретение такого костюма будет слишком затратным. Вместо него можно использовать просто достаточно плотную одежду. Главное условие — она должна закрывать все участки кожного покрова.

Для рук с этой целью надо использовать брезентовые рукавицы. Даже, если в них работать будет не так удобно, то следует понимать, что руки сварщика находятся в эпицентре опасности. Ноги должны быть защищены от попадания искр прочной обувью на толстой подошве. Необходимо обращать внимание на то, чтобы одежда и обувь подходили по размеру конкретному сварщику. Они должны соответствовать его росту, комплекции и размеру ноги.

Техника безопасности при сварочных работах регламентирует обязательное наличие защитной маски как главного и неотъемлемого атрибута экипировки. Самостоятельно изготовить ее весьма проблематично, но в продаже имеется широкий ассортимент этой защитной принадлежности. Функция маски заключается в защите лица и глаз сварщика от всех возможных повреждений.

Независимо от способа, которым производится сварочный процесс, он остается опасным, способным нанести существенный урон производителю работ. В частности, опасности подвергается зрение сварщика. Наличие маски предохранит от попадания искр от дуги на лицо сварщика, его шею и, что особенно важно, глаза. Маска является защитой, как от ультрафиолетового излучения, так и от инфракрасного. Также маска является защитой от несанкционированного попадания на кожный покров работника и в его глаза раскаленных частичек металла и вредных испарений.

Маску следует считать неотъемлемой частью экипировки сварщика. Это не зависит от того, имеется ли у него уже большой опыт или он является новичком в этом деле. Важно не только сделать выбор подходящего вида маски, но и определиться с ее размером. Подбирать маску следует для головы конкретного человека. Она должна сидеть на голове плотно, не сваливать, но и не жать.

Сварочная маска имеет смотровое окно, являющееся прозрачным. Через него сварщик имеет возможность наблюдать за тем, как продвигается процесс сварки. Покрытием смотрового окна служит тонкий пластик или тонированное стекло. К наиболее элементарным видам масок можно отнести сварочные очки.

Фото: сварочные очки

Внешне они похожи на обычные очки, отличающиеся наличием особых стекол, покрытием которых служит минеральное стекло или поликарбонат. Разновидностью являются сварочные очки закрытого типа. В них фиксация на голове сварщика осуществляется при помощи резинки. Большинство моделей таких очков имеют защиту стекол от запотевания. Преимуществом сварочных очков является их невысокая стоимость, а к недостаткам следует отнести то, что часть лица и шея сварщика остаются незащищенными.

Более дорогим, но несравненно лучшим вариантом служат защитные маски. К преимуществам применения сварочных масок относится их полная защита лица ее обладателя, его глаз и шеи. Из имеющихся вариантов предпочтение рекомендуется отдавать не тем маскам, которые надо держать в руке, а тем, которые имеют крепление на голове.

Следует принять во внимание, что во время сварочного процесса требуется регулярный осмотр промежуточных результатов произведенной работы, а также необходимость замены электрода. Приходится снимать маску или ее приподнимать, что вносит определенные неудобства. Такого недостатка лишены защитные маски под названием «Хамелеон».

Фото: маска для сварки Хамелеон

Имеющаяся в «Хамелеоне» регулировка затемнения стекол, происходящая автоматически, решает проблему необходимости снятия маски с головы в нужные моменты. Такой вариант делает процесс сварки более удобным. В маске «Хамелеон» в смотровом окне имеется светофильтр на основе кристаллов. Он обладает свойством пропускать только видимые лучи, а ультрафиолетовые и инфракрасные лучи задерживать.

«Хамелеон» на голове сварщика сидит плотно, но лишнее напряжение при этом отсутствует. Это происходит благодаря имеющемуся регулятору напряжения. Маска основательно прикрывает шею. Имеющаяся вентиляция способствует предохранению стекол маски от запотевания.

Регулятор автозатемнения выполняет основную важную функцию. Именно благодаря наличию этого регулятора сварщик не должен каждый раз снимать маску с головы, поскольку устройство маски само обладает способностью отслеживать уровень освещенности. Это возможно благодаря наличию в ней поляризационных фильтров.

Когда начинается процесс сваривания и вспыхивает яркая дуга, то смотровое стекло маски становится максимально затемненным. После того, как прекращается воздействие яркого света, стекла становятся прозрачными и через них можно посмотреть на результаты проведенной работы или заменить сгоревший электрод на новый. Также светофильтр чутко реагирует на небольшие изменения яркости горения дуги.

К преимуществам маски «Хамелеон» относится небольшой вес и возможность широкого обзора. Работа в масках подобного типа обеспечивает максимально возможную безопасность.

Интересное видео

Источник https://voditelexpert.ru/svarka-kuzova-avtomobilya/

Источник https://tutsvarka.ru/vidy/svarka-avtomobilya

Источник https://osvarka.com/poleznaya-informaciya/tekhnika-bezopasnosti-pri-svarochnykh-rabotakh

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: