Содержание
Как устроена задняя подвеска автомобиля камаз 5320
Первый крупногабаритный автомобиль КамАЗ сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. С массой свыше 10 тонн машина строится по традиционным схемам, это относится и к подвеске, где используются рессоры и сочетание их с гидравлическими амортизаторами. Независимо от модельного ряда, подвеска практически не отличается по строению. Так производитель уменьшает затраты на само производство, замену или ремонт деталей. А вот задняя и передняя подвески конструктивно отличаются друг от друга.
Передняя подвеска
Передняя ось в КамАЗе нагружается значительно меньше, нежели задняя. Поэтому конструкция передней подвески достаточно простая: основа из двух продольных полуэллиптических рессор и гидравлических амортизаторов. При помощи стремянок к средней части рессор прикрепляется передний мост.
Рессоры сделаны из стали. Передняя часть находится на раме, а задняя на скользких опорах – так рессоры вертикально двигаются, принимают и гасят нагрузку от моста. С помощью резиновых буферов на раме движение рессор ограничивается и, достигая высокого подъема, упирается основная пластина рессор.
Совместно с рессорами работают 2 гидравлических телескопических амортизатора. Снизу амортизатор крепится через кронштейн к мосту, а сверху к раме. Когда машина едет, амортизатор заглушает колебания рессор, тем самым тряска в кабине значительно меньше, а поездка становится комфортнее.
Задняя подвеска
У КамАЗа задняя подвеска бывает двух- и трехосной.
Читайте также: «Магирус-Дойц»: описание, технические характеристики. Magirus-Deutz 232 D 19 на строительстве БАМа
Двухосные модели, к примеру – КамАЗ 5560, имеют заднюю подвеску схожую по конструкции с передней. Главный элемент – это продольные полуэллиптические рессоры, снизу прикрепляются к мосту с помощью стремянок. В подвеске присутствует гидравлический телескопический амортизатор, который гасит вибрации рессор.
Задняя подвеска нагружается значительно больше, поэтому у нее дополнительное усиление в виде маленьких рессор и стабилизатора поперечной устойчивости. При поперечных нагрузках: поездки по склонам, работа в качестве шасси автокрана, перемещение груза на одну сторону – стабилизатор тормозит сильные наклоны или возможное опрокидывание.
По конструкции стабилизатор близок к реактивным штангам, которые опираются на стойки. Как только появляется поперечное воздействие, штанги тормозят наклоны и тем самым движение становится безопаснее.
Что же касается трехосных машин КамАЗ, то там у подвески другая схема – балансирная. По конструкции она очень простая и компактная. Подвеска помогает среднему и заднему мосту двигаться по вертикальной оси, равномерно их нагружая.
Основа балансирной подвески: ось, прикрепленная к раме с помощью кронштейнов. К оси присоединены рессоры, и они упираются на промежуточные и ведущие мосты, в то же время свободно двигаются на балках опоры. Так задняя подвеска отличается от передней, что рессоры не опираются прямиком на раму.
Балансирная подвеска делится на 2 вида:
- С одной осью – ось проходит через кронштейны и на нее опираются рессоры.
- С двумя осями – две короткие оси принимают нагрузки от каждой рессоры, функционируют независимо от другой.
Подвеска с двумя осями отличается тем, что она более компактна и меньше подвергается повреждениям из-за высокой нагрузки.
Ремонт и обслуживание подвески
Из-за серьезных нагрузок на подвеску, машине нужно своевременное обслуживание и замена некоторых деталей. Важно следить за резьбовыми соединениями: из-за вибраций и частых перемещений гайки и другие компоненты могут ослабевать.
Сначала следует осмотреть и подтянуть гайки стремянок, крепление стабилизатора поперечной устойчивости, кронштейнов и амортизатора. Затягивать гайки нужно с конкретным усилием в зависимости от модели КамАЗа и типа подвески.
Затем обратите внимание на рессоры, которые в крупногабаритных машинах быстро изнашиваются: боковые и опорные части пластин стираются, так как скользят относительно друг друга. Чтобы предотвратить такой износ, рессоры покрывают слоем твердого сплава до 4 мм, но и при таких условиях деталь приходит в негодность.
Рессоры сильно портятся в месте, где происходит контакт с опорой. Когда износ достиг 10 мм, тогда 2 основные пластины делают разворот на 18 градусов. При последующем износе пластины или рессоры необходимо заменить.
Один из сложных элементов в подвеске КамАЗа – это гидравлический амортизатор. Необходимо минимум 1 раз в год менять масло. Если амортизатор приходит в негодность, дешевле его заменить, нежели отремонтировать.
Должный уход за передней и задней подвеской КамАЗа, позволит машине ходить длительное время без внезапных поломок. Обратите внимание, на нашем сайте Pantus.ru Вы найдете автозапчасти для марки КамАЗ хорошего качества и по приемлемым ценам. А наши менеджеры помогут сделать правильный выбор.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
252165 | Шайба 30 пружинная | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 12 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
4310-2919012 | Штанга реактивная в сборе | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 6 Модель 4310 Группа Подвеска автомобиля Подгруппа Штанги реактивные задней подвески Порядковый номер детали 012 | Нет в наличии |
864313 | Пробка 28 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 2 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
1/58887/21 | Болт М10х1,25-6gх55 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 8 Крепежная деталь да Материал сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
4310-2912630 | Подкладка буфера задней рессоры | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 4 Модель 4310 Группа Подвеска автомобиля Подгруппа Рессоры задние (пружины задней подвески) Порядковый номер детали 630 | Нет в наличии |
1/05168/77 | Шайба 10 пружинная | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 8 Крепежная деталь да Материал другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь Покрытие специальное покрытие | Нет в наличии |
1/05174/77 | Шайба 20 пружинная | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 24 Крепежная деталь да Материал другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь Покрытие специальное покрытие | Нет в наличии |
1/21641/21 | Гайка М16х1,5-6Н | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 16 Крепежная деталь да Материал сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/05172/77 | Шайба 16 пружинная | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 16 Крепежная деталь да Материал другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь Покрытие специальное покрытие | Нет в наличии |
1/35507/01 | Шайба плоская 16х30 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 16 Крепежная деталь да Материал сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/59810/31 | Болт М16х1,5х55 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 4 Крепежная деталь да Материал сталь 100 (сталь с пределом прочности на разрыв 980-1176 (100-120) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
4310-2918155 | Кронштейн левый | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 1 Модель 4310 Группа Подвеска автомобиля Подгруппа Подвеска балансирная задняя Порядковый номер детали 155 | Нет в наличии |
1/07269/11 | Гайка М24х1,5-6Н | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 8 Крепежная деталь да Материал сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
4310-2912412-10 | Накладка | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 4 Модель 4310 Группа Подвеска автомобиля Подгруппа Рессоры задние (пружины задней подвески) Порядковый номер детали 412 Дополнительно Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
1/07974/01 | Шплинт 4,7х40 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 4 Крепежная деталь да Материал сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
5320-2912007-10 | Рессора задняя в сборе | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 2 Модель 5320 Группа Подвеска автомобиля Подгруппа Рессоры задние (пружины задней подвески) Порядковый номер детали 007 Дополнительно Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
4310-2918068 | Башмак в сборе | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 2 Модель 4310 Группа Подвеска автомобиля Подгруппа Подвеска балансирная задняя Порядковый номер детали 068 | Нет в наличии |
1/55413/21 | Болт М12х1,25-6gх75 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 2 Крепежная деталь да Материал сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/43253/01 | Пробка резьбовая коническая 22х1,5 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 2 Крепежная деталь да Материал сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/60436/21 | Болт М8-6gх25 | Кол-во на КамАЗ 4310, 43105 16 Крепежная деталь да Материал сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
Не можете найти необходимую деталь из группы Установка задней подвески на КамАЗ-4310? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!
Ремонт
В процессе эксплуатации КамАЗа балансир, несмотря на прочность деталей, изнашивается, что приводит к поломке его узлов. Поэтому проверку и обслуживание выполняют своевременно в специализированных сервисных центрах или своими руками.
Ремонт задней подвески связан с диагностикой и заменой кронштейнов и втулок из-за появившихся дефектов, таких как:
При этом проверяют состояние рессор, реактивных тяговых нагрузок, стремянок, сальников и башмаков.
Износ втулок — распространенная причина выхода из строя балансира. Посадку деталей периодически проверяют постукиванием молотка. При ослаблении штифты меняют на новые. Втулки ремонтируют при износе расходных материалов до 90,2 мм.
Если возникла течь масла из картера, производят замену сальников.
Ремонт оси балансира заключается в устранении следов повреждения путем шлифования и установки ремонтных элементов, уменьшенных по внутренним размерам.
Причины неисправностей
На фото в начале статьи представлена схема работы балансира в большегрузе Камаз. Рассмотрим какие причины могут привести к его неисправности подробнее.
Износ оси балансира
Ось балансира очень тяжела в производстве, поэтому она может быть изготовлена только на заводе. Это связано с тем, что деталь требует термической обработки для увеличения срока эксплуатации. Место под втулкой имеет такую же твердость, что и напильник. Сама же втулка мягче. Если не обрабатывать ее термически, то делать изнашивается при выработке, равной 2 годам. на современных производствах термическая обработка изделия не осуществляется, поэтому срок службы сокращенный и деталь стачивается гораздо быстрее. Стоит иметь ввиду, что даже если ось балансира изношена, то втулки к ней должны крепится стандартного размера. Иначе они просто не смогут правильно функционировать.
Устройство ходовой части автомобиля камаза
Главе 5. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 и Урал-4320
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 и Урал-4320
Ходовая часть служит для обеспечения непосредственного взаимодействия автомобиля с дорожной или грунтовой поверхностью. Она состоит из рамы, колесного движителя, подвески и мостов.
Рама является остовом автомобиля. Она предназначена для установки и крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части, дополнительного и специального оборудования, механизмов органов управления, а также кабины и кузова. На автомобилях КамАЗ-5320 и Урал-4320 применяют лонжеронные клепаные рамы.
Колесный движитель обеспечивает создание сил сцепления с поверхностью, т. е. реализует возможности движения и управления автомобилем. Шины колес снижают динамические нагрузки при преодолении препятствий и неровностей дорог. Колесный движитель состоит из ведущих и ведомых колес. Ведущие колеса преобразуют крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, в силу тяги, обеспечивая поступательное движение автомобиля. Ведомые колеса вращаются при движении автомобиля за счет действия толкающих сил от рамы автомобиля. Управляемые колеса, ведомые и ведущие, обеспечивают управление движением автомобиле с помощью рулевого управления.
Подвеска служит для улучшения плавности хода, чем обеспечивается возможность длительного движения без быстрой утомляемости людей и повреждения перевозимых грузов. Она представляет собой совокупность устройств, осуществляющих упругую связь рамы с мостами, обеспечивающих смягчение толчков и ударов, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и передачу сил и моментов, действующих между колесами и рамой. Подвеска состоит из упругого, направляющего и гасящего устройств.
Техническое обслуживание балансира КамАЗа своими руками: ремонт, замена втулок
В современных Камских 3-осных грузовых автомобилях, 2-осных и 3-осных полуприцепах используется подвеска, на концах которой находятся рессоры, опирающиеся на задние мосты, между ними на раме — балансирный механизм.
Устройство подвески балансирного типа автомобиля КамАЗ-5320.
Задняя подвеска трехосных автомобилей балансирная на двух рессорах.
При такой подвеске промежуточный и задний мосты качаются относительно оси балансира
В этом случае рессоры воспринимают только силу тяжести автомобиля, другие силы и моменты передаются толкающими и реактивными штангами.
Балансирная подвеска промежуточного и заднего мостов автомобиля КамАЗ-5320 показана на рис.
Штанги 2 и 19, шарнирно соединяющие мосты с рамой, образуют рычажную подвеску в виде параллелограмма.
Рис.1.Задняя подвеска автомобилей КамАЗ-5320, -5410, -55102:1 — задняя рессора, 2 — нижняя реактивная штанга, 3 — накладка рессоры, 4 — стремянка рессоры, 5 — крышка башмака, 6 — рессоры, 7 — ступица колеса, 8 — промежуточный мост, 9 — опора рессоры, 10 — палец опоры рессоры, 11, 12 — соответственно нижний и верхний реактивные рычаги, 13 — кронштейн балансирного устройства с осью, 14 — кронштейн, 15 — стяжка кронштейна оси балансирного устройства, 16 — гайка стремянки, 17 — задний мост, 18 — кронштейн верхней реактивной штанги,19 — верхняя реактивная штанга
Рис. 2. :1 — стяжка, 2 — кронштейн балансирного устройства, 3 — ось, 4 — кронштейн, 5 — накладка, 6 — рессора 7 — стремянка, 8 — стяжной болт, 9 — разрезная гайка, 10 — башмак рессоры, 11 — втулка башмака
На прикрепленных к лонжеронам рамы кронштейнах 4 (рис.) шпильками и гайками закреплены кронштейны 2 балансирного устройства, в которые запрессована ось 3.
На оси в двух бронзовых втулка 11 может поворачиваться башмак 10, удерживаемый от осевого смещения разрезное гайкой 9, стянутой болтом 8.
К башмаку 1 стремянками 7 с накладкой 5 прикреплен середина перевернутой полуэллиптическсие рессоры 6.
Концы рессор установлены опорах 9.
При прогибе рессор концы их скользят в опорах.
При ходе мостов вниз рессоры удерживаются в опоpax пальцами 10.
Рис. 3. Шарнир реактивной штанги:1— масленка, 2 — крышка, 3 — прокладка, 4 — пружина, 5 — наружный вкладыш, 6 — заклепка, 7 — внутренний вкладыш, 8 — сальник, 9 — палец реактивной штанги
Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами. Шарниры реактивные штанги самоподжимные.
Шаровые пальцы шарниров размещены между сферическими вкладышами 5 и 7. Для уплотнения шарнира от вытекания смазки и попадания грязи установлен торцовый сальник 8
По расстоянию между центрами отверстий наконечников реактивные штанги подразделяют на четыре селективные группы. Штанги соседних групп могут отличаться по длине на 0,6…1,2 мм.
Нижние штанги подвески имеют одну группу, поскольку при неблагоприятном сочетании размеров возможна установка промежуточного и заднего мостов под углом друг к другу, что увеличивает расход топлива и вызывает повышенное изнашивание шин.
Установка верхних штанг подвески по группам не регламентируется. Маркировка группы нанесена на головке наконечника штанги и закрыта сальником шарнира.
Подвеска равномерно распределяет на грузки между промежуточным и задним мостами, и они могут независимо один от другого перемещаться вверх и вниз в результате поворота башмака.
Возможность относительных угловых поперечных перекосов мостов при движении автомобиля по неровной дороге обусловлена скольжением концов рессор в опорах.
Рис. 4. Балансирное устройство автомобилей КамАЗ-53212, -54112, -5511: 1 — ось, 2 — стремянка, 3 — рессора
Задняя подвеска автомобилей КамАЗ-5-3212, -54112, -5511 в отличие от остальных автомобилей имеет балансирное устройство с одной осью 1 (рис.4), которая также выполняет роль стяжки балансиров.
Рессоры 3 этой подвески усилены и состоят 13 14 листов вместо 9.
Первый, второй, третий и последний листы этой рессоры прямоугольного сечения, остальные листы — Т- образного.
Для крепления рессоры на башмаке применяют усиленные стремянки 2.
На автомобилях КамАЗ-4310 гайки стремянок задних рессор застопорены от самоотворачивания контргайками.
- 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93.
55 Задняя подвеска автомобиля Камаз Задняя подвеска — балансирная, на двух полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами( см.рис. 299). Концы рессор скользящие по опорам, приваренным к балкам мостов. Ось балансира выполнена цельной, без стяжки. Пальцы реактивной штанги азотированы, опоры рессор усилены. Рессоры в средней секции прикреплены стремянками 7 к башмаку 19 рессоры. Концы рессор размещены в опорах 11. При прогибе рессор концы их скользят в опорах. При ходе мостов вниз рессоры удерживаются в опорах пальцами 8, зафиксированными от осевых перемещений шплинтами и шайбами. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах размещены буферы 1. Рисунок. 205. Монтаж задней подвески автомобиля Камаз (продольный вид) 43101, 43114, 43118: 1 — мост средний; 2 — рама; 3 — рычаг реактивный верхний; 4 — шпильки; 5 — штанги реактивные; 6, 10, 13 — болты; 7 — стремянка рессоры; 8 — накладка рессоры; 9 — гайка стремянки; 11 — палец опоры; 12 — подкладка буфера; 14 — буфер; 15 — крышка шарового пальца; 16 — подушка; 17 — мост тыльный; 18, 22 — рычаги реактивные нижнии; 19 — кронштейн оси балансира; 20 — пробка заливного отверстия; 21 — рессора Рисунок. 207. Задняя подвеска автомобилей Камаз: 1 — буфер задней рессоры; 2 — рычаг реактивный; 3 — рессора; 4 — штанга реактивная; 5 — гайка; 6 — накладка рессоры; 7 — стремянка рессоры; 8 — палец опоры рессоры; 9, 16 — шпильки; 10 — втулка разжимная; 11 — подушка рессоры; 12 — мост тыльный; 13 — кронштейн нижней реактивной штанги; 14 — мост средний; 15 — кронштейн верхней реактивной штанги; 17 — лонжерон; 18 — прокладка кронштейна задней подвески; 19 — башмак рессоры; 20 — прокладка крышки башмака; 21 — гайка фиксации башмака; 22 — пробка заливная; 23 — крышка башмака; 24 — болт стяжной гайки фиксации башмака; 25 — втулка башмака; 26 — кольцо уплотнительное; 27 — кольцо упорное; 28 — манжета; 29 — гайка фиксации стяжки кронштейнов; 30 — обойма манжеты; 31 — ось башмака; 32 — гайка фиксации шарового пальца; 33 — кронштейн балансира; 34-стяжка кронштейнов балансира
Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами 4. Шарниры реактивных штанг автомобиля Камаз самоподвижные. Балансирное устройство автомобилей Камаэ-5320, Камаз-55102 и Камаз-5410 состоит из двух осей 31, запрессованных в кронштейны 33, и башмаков 19 с запрессованными в них втулками 25 из антифрикционного материала. Кронштейны балансирного механизма скреплены стяжкой 34 и зафиксированы шпильками на кронштейнах задней подвески, которые в свою очередь прикрепляются болтами к лонжеронам рамы. В крышке 23 присутствует отверстие с пробкой для заливки масла. Для предупреждения вытекания смазки в башмаках размещены резиновые армированные манжеты, а для ограждения уплотнений от грязи — уплотнительные кольца. Башмаки 19 зафиксированы на осях разрезными гайками, стянутыми болтами 24. Подвеска задняя автомобилей Камаз-53212, Ка- маз-55111 и Камаз-54112 (рис. 208), в различие от задней подвески, изображенной на рисунок. 167, содержит балансирное устройство с единственной осью, запрессованной в кронштейн оси балансира и выполняющей роль стяжки. Опоры рессоры и нижние реактивные рычаги для улучшения ремонтоспособ- ности сделаны съемными. Опоры зафиксированы от движения установочными пластинами. Для ограничения хода мостов вниз на опорах рессор размещены ограничители качания мостов. Рисунок. 208. Подвеска задняя автомобиля Камаз
Штанги реактивные (рис. 209) одинаковы по строении. В каждом наконечнике реактивной штанги расточено отверстие, в которое размещен внутренний вкладыш 7, который для предупреждения от прокручивания в наконечнике зафиксирован заклепкой 6, шаровой палец 8 и внешний вкладыш 9. Внешний вкладыш поджат пружиной и закрыт крышкой с уплотнительной прокладкой 11. Для смазывания вкладышей в каждой крышке расположена масленка 1. Для уплотнения шарнира реактивной штанги от вытекания смазки и проникновения грязи поставлен торцовый сальник 4 с натягом на коническую плоскость пальца: он единственной стороной упирается в торец кронштейна рычага, другой, рабочей, придавливается к торцу наконечника штанги. Рисунок. 209. Реактивная штанга автомобиля Камаз: 1 — масленка; 2 — гайка; 3 — шайба пружинная; 4 — сальник; 5 — штанга; 6 — заклепка; 7 — вкладыш внутренний; 8 — палец; 9 — вкладыш внешний; 10 — пружина; 11 — прокладка; 12 — крышка
Техническое обслуживание При сервисе 1 промажьте пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления новой смазки в зазорах. При сервисе 2: — проверьте окружающим осмотром состояние амортизаторов и реактивных штанг, при надобности исправьте дефекты; — затяните болты фиксации отъемных ушков, гайки стопорных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески; — затяните гайки пальцев реактивных штанг; — затяните гайки шпилек фиксации кронштейнов верхних реактивных штанг; — затяните гайки стремянок рессор передней и задней подвесок. Для сохранения продольного крена шкворней закручивайте гайки стремянок рессор передней подвески в следующем порядке: прежде зажмите гайки передней (по ходу автомобиля) стремянки, далее — задней; — смажьте шарниры реактивных штанг через пресс — масленки до появления новой смазки в зазорах. При сервисе С: — проверьте промежуток в шарнирах реактивных штанг, при зазоре больше 1,3 мм подмените вкладыши и пальцы шарниров; — проверьте уровень масла в башмаках балансирного механизма задней подвески, при надобности долейте масло до уровня заливных отверстий; — затяните гайки болтов фиксации кронштейнов задней подвески к лонжеронам рамы. Следующая страница»»»»»»
- 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93.
Устройство и работа зависимой подвески
Зависимые подвески широко применяются на задних и передних мостах грузовых автомобилей и автобусов, а также на задних мостах многих легковых автомобилей. Широкому распространению зависимые подвески обязаны тем, что способны не только удовлетворительно обеспечивать плавность хода автомобиля, но и передавать тяговые и тормозные силы от колес к несущей системе автомобиля.
На рис. 1 показана зависимая подвеска грузового автомобиля ЗИЛ-431410. Передний мост автомобиля подвешен к раме на двух рессорах с гидравлическими амортизаторами 5 (рис. 1, а). Каждая рессора состоит из одиннадцати листов, изготовленных из кремнистой стали. В средней части каждого листа имеются две выштамповки, предохраняющие их от взаимных перемещений в рессоре. С этой же целью листы рессоры стянуты хомутами 3. Передний конец рессоры соединен с рамой шарнирно через палец 14, для чего через накладку 11 двумя болтами и стремянкой 2 крепится ушко 12. В него запрессована втулка 13, через которую свободно проходит палец 14, закрепленный в кронштейне. Для смазывания пальца имеется масленка 15. Средней частью рессора крепится к балке 9 моста посредством стремянок 10.
Задний конец рессоры при прогибах свободно перемещается в проушинах кронштейна 7, опираясь при этом на сухарь 21.
Для предохранения от изнашивания скользящего коренного листа на его конце приклепана вспомогательная накладка 8. На пальце 20 установлен опорный сухарь. Концы пальца расположены в двух вкладышах 19. Вкладыши, закрепленные в кронштейне 7 стяжным болтом 23 с распорной втулкой 22, служат для предохранения кронштейна от истирания концами рессор.
Прогибы рессор ограничиваются упорными резиновыми буферами 4 и 6.
Амортизатор 5 шарнирно соединен с передним мостом и рамой с помощью пальца 17 и резиновой втулки 16.
Задний мост подвешен к раме автомобиля на парных рессорах (рис. 1, б), из которых две рессоры 27 являются основными, а две рессоры 26 — дополнительными (подрессорники). Основная рессора крепится к балке 32 заднего моста стремянками 28 с накладками 29 и 31. Передний и задний концы основной рессоры 27 крепятся к раме в кронштейнах 24 и 30 так же, как и концы рессоры передней подвески.
Если автомобиль не нагружен, работает только основная рессора, в этом случае концы дополнительной рессоры 26 не касаются кронштейнов 25. Когда автомобиль нагружен, рама в результате прогиба основной рессоры опускается, и концы дополнительной рессоры упираются в кронштейны 25, обеспечивая дополнительную поддержку несущей системы автомобиля. В этом случае работают все рессоры – и основные, и дополнительные.
На грузовых автомобилях ГАЗ соединение коренных листов с рамой обеспечивается не через накладные ушки, а через толстостенные резиновые подушки-вкладыши. Такое соединение не требует смазывания и способствует повышению плавности хода автомобиля, поскольку резиновые вкладыши дополнительно обеспечивают демпфирование между деталями.
Устройство и работа балансирной подвески
Балансирная подвеска (рис. 2) применяется на трехосных автомобилях, иногда на четырехосных автомобилях и многоосных прицепах. Мосты, образующие тележку балансирной подвески, дожны располагаться на небольшом расстоянии друг от друга. К раме автомобиля на кронштейнах прикреплена поперечная ось 6, на концах которой во втулках устанавливается ступица 7, которая, в свою очередь, стремянками крепится к средней части рессоры 5. Концы рессоры опираются на кронштейны 3 балок среднего и заднего мостов 4 и 8. Поскольку продольное перемещение концов рессоры в кронштейнах ничем не ограничено, она разгружена от передачи продольных усилий и моментов, но воспринимает боковые усилия.
Продольные силы и моменты передаются системой реактивных штанг – верхними 2 и нижними 1. Каждая из штанг шарнирно (через пальцы с шаровыми головками) соединяется с балкой моста и с рамой автомобиля. Таким образом, узел образует сложный многозвенник, необходимая кинематика которого обеспечивается большим числом шарнирных соединений.
При балансирной подвеске оба задних моста образуют тележку, которая может качаться вместе с рессорами на оси 6 и, кроме того, в результате прогиба рессоры каждый мост может иметь независимые перемещения, обеспечивающие хорошую проходимость автомобиля. Применение балансирной подвески позволяет, кроме того, улучшить общую компоновку базы автомобиля, поскольку для поддержания несущей системы используется только две рессоры вместо четырех в классической зависимой рессорной подвеске.
Балансирные подвески применяются, например, на отечественных автомобилях марки «КамАЗ», «КрАЗ», на прицепах ОдАЗ-9370, ОдАЗ-9770 и т. п.
Пневматическая подвеска автомобилей
Главная страница
- Страничка абитуриента
Дистанционное образование
Специальности
- Ветеринария
- Механизация сельского хозяйства
- Коммерция
- Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Учебные дисциплины
- Инженерная графика
- МДК.01.01. «Устройство автомобилей»
- Карта раздела
- Общее устройство автомобиля
- Автомобильный двигатель
- Трансмиссия автомобиля
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Подвеска
- Колеса
- Кузов
- Электрооборудование автомобиля
- Основы теории автомобиля
- Основы технической диагностики
- Основы гидравлики и теплотехники
- Метрология и стандартизация
- Сельскохозяйственные машины
- Основы агрономии
- Перевозка опасных грузов
- Материаловедение
- Менеджмент
- Техническая механика
- Советы дипломнику
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Количество на модель, шт. | |
1 | 864214 | Кольцо уплотнительное | 2 | Нет в наличии |
6 | 5511-2918072 | Башмак рессоры | 2 | Нет в наличии |
8 | 1/05174/77 | Шайба 20 пружинная | 4 | Нет в наличии |
10 | 5320-2918056 | Кронштейн | 2 | Нет в наличии |
13 | 853516 | Гайка М42х1,5-6Н | 2 | Нет в наличии |
16 | 262512 | Пробка КГ1/2″ | 2 | Нет в наличии |
17 | 1/60436/21 | Болт М8-6gх25 | 16 | Нет в наличии |
19 | 853887 | Пробка-заглушка 60 | 4 | Нет в наличии |
20 | 5320-2918054 | Ось | 2 | Нет в наличии |
21 | 5320-2918155 | Кронштейн | 2 | Нет в наличии |
22 | 5320-2918239 | Прокладка кронштейна | 4 | Нет в наличии |
24 | 1/05172/77 | Шайба 16 пружинная | 16 | Нет в наличии |
27 | 5511-2918056 | Кронштейн | 2 | Нет в наличии |
32 | 5320-2918068-10 | Башмак с втулками и сальником в сборе | 2 | Нет в наличии |
33 | 1/55413/21 | Болт М12х1,25-6gх75 | 2 | Нет в наличии |
Не можете найти необходимую деталь из группы Балансиры задней подвески на КамАЗ-5410? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!
Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилейВ. А. Сологуб, 2013
Бортовой грузовик КамАЗ-5320
В СССР было разработано немало различных грузовиков, однако, самым известным и узнаваемым из них стал КамАЗ 5320. Этот автомобиль появился на советских дорогах лишь в 70-е годы прошлого века. Специально для его производства был построен не только новый завод, но и целый город – Набережные Челны. Но не следует думать, что эту машину создали на берегах Волги и Камы – её прототипы появились гораздо раньше рождения КамАЗа. Настоящими разработчиками лучшего советского грузовика являлись конструкторы Московского предприятия ЗиЛ. Сегодня от него практически ничего не осталось, но в прошлом веке этот завод считался лидером отечественного автомобилестроения.
История создания легендарной модели
В первой половине 60-х годов прошлого века на Московском заводе имени Лихачева было развернуто массовое серийное производство грузовика ЗИЛ-130. Это стало значительным успехом для всего коллектива конструкторов предприятия, однако, они не собирались останавливаться на достигнутом. Уже была поставлена задача разработать новый автомобиль, на этот раз трёхосный.
Подобные машины обладают определенными преимуществами, в частности, распределение веса между шестью, а не четырьмя колесами позволяет заметно снизить давление на подстилающую поверхность. Таким образом, появляется возможность улучшить проходимость автомобиля, а заодно и снизить износ дорожного полотна.
Намечены были два основных пути для достижения поставленной цели. Первый из них являлся наиболее очевидным и предполагал глубокую модернизацию уже хорошо проработанной конструкции грузовика ЗиЛ-130. Второй, более смелый, требовал создания совершенно новой машины.
Автомобиль-прототип ЗиЛ-170, «предок» КамАЗа-5320
Прототипы будущего ЗиЛ-133, трёхосного «потомка» автомобиля ЗиЛ-130, были созданы в середине 60-х. Почему в те годы не предпринималось никаких попыток подготовить их к серийному производству, до конца непонятно даже сегодня. Так или иначе, разработка ЗиЛ-133 явно затянулась, а в 1967 году было начато проектирование нового перспективного трёхосного грузовика, получившего предварительное обозначение ЗиЛ-170.
С этой машиной связана достаточно туманная история: во многих современных источниках утверждается, что конструкторы ЗиЛа попросту скопировали автомобиль COF-220, выпускавшийся канадским филиалом американской компании International Harvester. Эту версию с радостью подхватили многочисленные «разоблачители», продолжающие по различным причинам ненавидеть Советский Союз даже спустя десятилетия после его распада, проникла она и в Википедию.
Достоверного в данной истории немного. Правда, информации про COF-220 очень мало, описания его крайне бедны, но точно известно, что этот грузовик оснащался карбюраторным бензиновым двигателем с рядным расположением цилиндров (Model RD501) и восьмиступенчатой механической коробкой переключения передач. Его электрооборудование, рассчитанное на напряжение в 12,5 вольт, было устаревшим даже для тех лет. Всё это не имело ничего общего с новым ЗиЛом.
Тем не менее COF-220 действительно являлся трёхосным грузовиком бескапотной компоновки, который по своим размерам и грузоподъемности более или менее совпадал с советской машиной. Таким образом, канадско-американский автомобиль самим фактом своего существования подтверждал жизнеспособность основной концепции нового ЗиЛа, но не более того.
Практически всё, что известно о грузовике International COF-220
Некоторое сходство очертаний кабины не должно вводить в заблуждение: в этом отношении и ЗиЛ-170, и COF-220 были схожи с автомобилем МАЗ-500, а он создавался еще в 50-е годы. Таким образом, основательных подтверждений версии об американском происхождении одного из самых известных впоследствии советских грузовиков попросту нет.
Следует отметить, что одновременно осуществлялось проектирование четырёх вариантов автомобиля ЗиЛ-170:
- Базовая модификация — бортовой грузовик. С 1969 года обозначался как ЗиЛ-5320;
- ЗиЛ-170А (53202) — вариант с удлиненной колёсной базой;
- ЗиЛ-170Т (5410) — седельный тягач;
- ЗиЛ-170С (5510) — самосвал.
В скобках указаны индексы, введенные в 1969 году.
Самый первый опытный грузовик, построенный в 1968, представлял собой ЗиЛ-170Т. Испытывался он начиная с мая 1969 года. Через несколько месяцев были собраны еще пять предсерийных машин: два самосвала, два грузовика с удлиненной колесной базой и один ЗиЛ-5320. Изучением и оценкой всех этих образцов занималось специально созданное экспериментальным цехом завода имени Лихачева бюро по доводке большегрузных автомобилей.
Сравнительные дорожные испытания новых машин, в ходе которых им предстояло соперничать с иностранными аналогами, проводились в середине лета 1970 года на территории нынешней Украины, на шоссе Орёл-Киев. «Конкурентами» ЗиЛ-5320 и ЗиЛ-53202 стали International T190, Mersedes-Benz-LPS.2223 и Ford W1000D. К этому времени уже было известно, что новые грузовики будут выпускаться не в Москве, а на Волге, в городе Набережные Челны, который строился с 1969 года, одновременно со своим главным предприятием — Камским автомобильным заводом.
ЗиЛ-170 во время одного из испытательных пробегов
Инициатором «переименования» трёхосных ЗиЛов стал А.Н. Косыгин — руководитель советского правительства тех лет. Осматривая грузовики во время посещения ВДНХ он сказал, что надпись «ЗиЛ» на облицовке капота новой машины выглядит неуместной, поскольку серийное производство организуется вовсе не на этом заводе, а в Набережных Челнах. Произошло это в самом конце 1970 года. Вскоре на грузовиках появились новые надписи, была переделана и техническая документация. В результате ЗиЛ-5320 в одночасье стал КамАЗом-5320. Едва ли это было приятно для создателей машины, но указания руководства в те годы принято было исполнять, а не оспаривать.
Программа испытаний тогда еще только начиналась. Первые изменения в конструкцию пришлось вносить уже в 1972 году, после того как общий пробег опытных грузовиков превысил 600 тысяч километров. Вес машин вышел за рамки, указанные в техническом задании, и исправлять эту ситуацию пришлось при помощи уменьшения размеров почти всех деталей. Такой подход грозил критическим снижением характеристик механической прочности, тем не менее эти опасения не оправдались, а масса грузовика КамАЗ-5320 в итоге снизилась до семи тонн.
В 1973 году в Набережные Челны был доставлен комплект технической документации на новые машины, а вскоре в городе появились и сами автомобили. Строительство Камского завода тем временем вошло уже в завершающую стадию. Первый двигатель для грузовика КамАЗ-5320 был изготовлен на этом предприятии в мае 1974 г.
Цех КамАЗа по сборке двигателей. Фотография современная, старые цеха сгорели во время пожара 1993 года
Серийное производство рам стартовало в середине сентября 1975 года. Выполнялось оно на отдельном заводе, оборудование которого было «интернациональным»: наибольшая нагрузка приходилась на мощные прессы, сделанные в Воронеже, отдельные детали изготавливались при помощи штампов, приобретенных в Германии, у , а лонжероны делались на автоматической линии «Камацу» (Япония).
Первые пять серийных автомобилей КамАЗ-5320 были собраны на главном конвейере при активном участии водителей, испытывавших опытные машины, а также конструкторов, проектировавших грузовик. Церемония торжественного съезда с конвейера состоялась 16 февраля 1976 года и сопровождалась митингом. С тех пор эта дата считается днем рождения Камского автомобильного завода, несмотря даже на то, что несколько производственных линий к тому моменту уже действовали.
На все пять первых машин была нанесена надпись, указывающая на то, что они являются трудовым подарком к двадцать пятому съезду Коммунистической партии Советского Союза, после чего грузовики своим ходом поехали в Москву. Учитывая, что запчастей к КамАЗу тогда не было нигде, кроме как на самом заводе, это было рискованное мероприятие, однако, оно увенчалось успехом.
До конца года было собрано более пяти тысяч новых грузовиков трёх первых модификаций. Спустя восемь лет с конвейера съехал «полумиллионный» автомобиль. Производство самосвалов осуществлялось отдельно на Нефтекамском заводе, который в первые годы создавал до 43% от общего объема выпуска машин.
Самый первый серийный КамАЗ-5320, превращенный в музейный экспонат
В 1986 году КамАЗ полностью окупился – доходы от продажи грузовиков внутри СССР и за его пределами превысили объем капитальных затрат на строительство города Набережные Челны и всего комплекса предприятий. Что же касается автомобилей КамАЗ-5320, то они продолжали выпускаться вплоть до 2001 года, а впоследствии часто становились основой для новых моделей большегрузных машин.
Устройство ходовой части КАМАЗ-4310
КАМАЗ-4310 имеет полный привод 6х6. Его трансмиссия состоит из механической коробки передач и раздатки. Передний и задние мосты КАМАЗ-4310 снабжены блокировками дифференциала. Раздаточная коробка КАМАЗ-4310 служит для распределения крутящего момента между мостами автомобиля. Управление раздаточной коробкой КАМАЗ-4310 осуществляется дистанционно, за счёт электропневматического привода.
Грузовик имеет четыре карданных вала: один идёт на передний мост, один — на задний, один — промежуточный и один — на средний мост. Колёса вездехода имеют традиционную широкопрофильную «зубастую» резину. Все колёса подключены к системе автоматической регулировки давления.
Подвеска КАМАЗ-4310 рессорного типа. Передняя подвеска кроме рессор имеет амортизаторы. Рессоры полуэллиптического типа. Задняя подвеска является балансирной и снабжена реактивными штангами.
Тормозная система грузовика барабанная. Привод двухконтурный пневматический. Стояночный тормоз тоже пневматического типа. Запасной тормоз в машине совмещён со стояночным, а вспомогательный тормоз выполнен в виде моторного замедлителя. Он также имеет пневматический привод.
Военные грузовики КАМАЗ-4310 часто имеют механические барабанные лебёдки, снабжённые червячным редуктором и тормозом ленточного типа. Усилие на лебёдку подаётся за счёт карданной передачи через коробку отбора мощности.
Стандартный военный бортовой грузовик КАМАЗ-4310 имеет следующие особенности:
- Имеются надставные решетчатые борта;
- В кузове имеются боковые и средняя скамейки, которые позволяют перевозить до 30 человек;
- Кабина КАМАЗ-4310 имеет три места, и оборудована независимым отопителем.
По сравнению с другими грузовиками тех лет, КАМАЗ-4310 имел хорошую шумоизоляцию кабины. Кроме того, водительское сиденье имеет возможность регулировок в нескольких положениях. Спального места в КАМАЗ-4310 не предусмотрено, но в более современных вариантах можно было заказать его в качестве опции на заводе.
Читайте также: Культиватор Викинг (Viking): модельный ряд, характеристики, обслуживание, навесное оборудование
Особенности конструкции
КамАЗ-5320 представляет собой собранный на прочной стальной раме грузовой автомобиль с двумя задними ведущими осями и одной передней поворотной осью. Компоновка бескапотная, двигатель расположен под кабиной. Такое устройство КамАЗа позволяет увеличивать длину кузова при сохранении общих габаритов машины.
Кабина и салон
Внутри кабины грузовика КамАЗ-5320 размещены три сиденья: одно для водителя, два других — для пассажиров. Наименее комфортабельным из них является среднее, которое не имеет механизмов регулировки. Наилучшие условия созданы для водителя, кресло которого может перемещаться в продольной плоскости вперед и назад по специальным направляющим. Фиксируется сиденье в одной из десяти позиций при помощи стопора.
Кроме того, кресло водителя снабжено газовым амортизатором, обеспечивающим компенсацию колебаний в вертикальной плоскости при поездке по неровной дороге. Механизм подрессоривания рассчитан на вес водителя от 50 до 130 килограммов. Спинка сиденья может занимать одно из пяти фиксированных положений.
Правое пассажирское кресло по своей конструкции схоже с водительским, но не оборудуется механизмом подрессоривания. Имеются откидывающиеся подлокотники.
Салон грузового автомобиля КамАЗ-5320
Поддержание комфортной температуры в кабине в холодное время года обеспечивается отопительной системой. Нагрев воздуха происходит при его прохождении через радиатор двигателя. При этом часть потока подается «в ноги» водителю и пассажирам, что обеспечивает равномерность последующей тепловой конвекции. Кроме того, два электрических вентилятора обдувают нагретым воздухом внутреннюю поверхность лобового стекла.
Управление работой системы отопления осуществляется водителем при помощи трёх рычажков, расположенных слева от руля, в нижней части приборной доски. Два из них предназначены для изменения положения заслонок воздухораспределителей, а третий подключен к крану отопителя. Кроме того, водитель может по своему усмотрению изменять режим работы электровентиляторов, используя специальный переключатель справа от руля.
Двери кабины снабжены форточками для проветривания и поворотными механизмами для опускания боковых стёкол. В жаркую погоду для вентиляции дополнительно используется специальный люк, размещенный на крыше.
Сама кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию, собранную на сварном каркасе из листовой стали. Она крепится к несущей раме при помощи передних поворотных шарниров. Эти детали позволяют «опрокидывать» кабину для получения доступа к двигателю. Крыша, передняя и задняя стенки, а также навешиваемые двери снабжены шумо- и теплоизоляцией. В задней части кабины имеются опоры на рессорах, смягчающие колебания при поездках по пересеченной местности. Они снабжены замками, предотвращающими самопроизвольное «запрокидывание».
Кузов
Грузовая платформа автомобиля КамАЗ-5320 с откидывающимися бортами
Непосредственно за кабиной автомобиля КамАЗ-5320 размещается платформа для перевозки грузов, надёжно закрепленная на несущей раме. Наиболее простой вариант кузова – цельнометаллический, с тремя откидывающимися бортами. Часть пола сделана из высокопрочных деревянных панелей, некоторые из которых съёмные, что обеспечивает доступ к ведущим мостам грузовика. Длина платформы для базовой модели составляет 5,3 метра, ширина – 2,32 м.
Поверх кузова можно смонтировать защитный брезентовый тент. Его основой является съёмный металлический каркас. Для того чтобы брезент не провисал, на бортах имеются крючки, обеспечивающие фиксацию растяжек. Кроме того, на КамАЗ-5320 устанавливали кунги, что позволило создавать специальные разновидности этой машины.
На «самосвальной» модификации КамАЗ-5510 и затем и на 5511 использовались кузова с механизмом опрокидывания.
Ходовая часть и колёса
Основа ходовой части, как и всего автомобиля – это стальная рама, состоящая из двух лонжеронов и набора поперечин. Все эти элементы изготовлены методом штамповки и соединяются между собой заклёпками. В передней части рамы находится буфер, а сзади установлено устройство для буксировки прицепа.
Подвеска КамАЗ-5320 включает в себя листовые рессоры полуэллиптической формы, установленные на всех трёх осях. Задние концы каждой из рессор – скользящие. Подвеска передней поворотной оси дополнена двумя амортизаторами двойного действия. Кроме того, на лонжеронах закреплены полые буферы, сделанные из резины и уменьшающие размах колебаний при преодолении неровностей.
Задняя подвеска автомобиля КамАЗ-5320: 1 — средний мост; 2 — кронштейн верхней реактивной штанги; 3 — кронштейн нижней реактивной штанги; 4, 8 — кронштейны установки рессоры; 5—рессора; 6 — кронштейн подвески; 7 — стремянка рессоры; 9 — задний мост; 10 — верхняя реактивная штанга; 11 14 — нижние реактивные штанги; 12 — качающаяся опора; 13 — ось опоры
Передача толкающего усилия от рессор на раму автомобиля обеспечивается реактивными штангами с самоподвижными шарнирами.
Колеса у автомобиля КамАЗ-5320 бездисковые, в отличие от сделанного на его базе вездехода КамАЗ-4310. Использованы камерные шины размера 9.00R20 с рисунком протектора покрышки «гусиная лапка» или «ромб».
Мотор
С двигателем КамАЗ-740.10, который устанавливался на автомобили КамАЗ-5320, связан еще один миф, на этот раз «патриотической» направленности. Во многих источниках утверждается, что этот мотор представляет собой дефорсированный вариант силовой установки советского танка Т-64. Между тем трудно представить себе более непохожие между собой агрегаты.
Танковый двигатель марки 5ТДФ – пятицилиндровый, двухтактный и рядный. Мотор КамАЗа – восьмицилиндровый, четырёхтактный и V-образный. Ясно, что ничего общего между подобными устройствами быть не может.
Мощность двигателя КамАЗ-740.10 составляет 210 лошадиных сил, достигается она при скорости вращения главного вала в 2600 оборотов в минуту. Крутящий момент может доходить до 637 Нм. В качестве горючего используется дизельное топливо (соляровое масло).
Двигатель КамАЗ-740.10 мощностью в 210 лошадиных сил
Органы управления
Водители автомобиля КамАЗ-5320 сразу заметили, что этот довольно тяжелый грузовик управляется сравнительно легко – повороты рулевого колеса и его удержание при езде по неровной дороге были доступны для человека любой степени «тренированности». Достичь этого удалось при помощи гидроусилителя.
Тормозная система машины оснащена пневматическим приводом. Нажатие на педаль не требует значительных усилий. Давление в системе контролируется манометром, выведенным на приборную панель. Контуры тормозов передних и задних колёс сделаны отдельными и независимыми.
Автомобиль оборудован еще тремя видами тормозных системам. Две из них, стояночная и запасная, включаются при помощи рукоятки, расположенной справа от кресла водителя. Третья, вспомогательная, активируется кнопкой, находящейся под рулевой колонкой, в самом низу кабины.
Трансмиссия
Наиболее примечательной частью трансмиссии автомобилей КамАЗ-5320 является пятиступенчатая механическая коробка переключения передач, оснащенная так называемым передним делителем. Это устройство фактически увеличивает количество ступеней до десяти, со следующими значениями передаточных чисел:
Передаточные числа для заднего хода – 7,38 и 6,02. Следует отметить, что делитель устанавливался не на все модификации грузовика КамАЗ-5320. В первую очередь он предназначался для автопоездов и седельных тягачей.
Коробка переключения передач автомобиля КамАЗ-5320
Сцепление грузовика – двухдисковое, сухое, фрикционного типа. Подобно рулевому управлению, привод сцепления сделан гидравлическим и снабжен дополнительным пневматическим усилителем. Это делает нажатие на соответствующую педаль и ее последующее удержание довольно лёгким.
Для передачи вращения от МКПП на колёса использованы карданные валы, соединенные с ведущими мостами. Имеется механизм межосевого дифференциала. Внутри мостов происходит постоянное дополнительное увеличение крутящего момента главной передачей (её число составляет 6,53). Перераспределение усилий между левым и правым колесом выполняется при помощи межколёсного дифференциала.
Как правильно управлять КамАЗом. Классные комиксы 1983 года
Как быстро объяснить основные принципы управления и обслуживания сложного механизма даже дилетантам? Еще во времена Второй мировой войны оказалось, что комиксы и различные графические материалы значительно ускоряют процесс обучения и запоминания материала. В 1983 году Камский автозавод решил тоже выпустить собственные комиксы, которые получили название «Практические советы водителю автомобиля КамАЗ».
На заводе было сделано несколько подобных инструкций, которые хранятся в музее. Один из вариантов недавно был опубликован Kamaz-Online . Давайте посмотрим, как же КамАЗ обучал будущих водителей.
«Ты начинаешь работать на автомобиле КамАЗ. Это автомобиль современной конструкции, имеющий много новшеств, с которыми тебе раньше, может быть, не приходилось встречаться», — так начинается рассказ в книге.
Такие брошюры должны были снизить количество неисправностей, которые возникали при эксплуатации грузовиков из-за недостаточной квалификации водителей. На одной из страниц наглядным языком показывалось, как и зачем регулировать жесткость сиденья. Приводится даже сравнительное изображение худого и толстого водителей. Один снижает жесткость, другой прибавляет.
На следующем слайде рассказывается довольно сложная процедура пуска с термостатом. Инструкция состоит из 7 пунктов, и её точно нужно было проделать несколько раз, прежде чем сможешь запомнить. При этом указывалось, что исправный двигатель при хорошо заряженных аккумуляторах надежно пускается при температуре до -15 градусов.
Продолжение предыдущего слайда. Тут приводится объяснение еще более сложного процесса пуска с подогревателем. Этот способ советуют использовать при температурах окружающего воздуха ниже 15 градусов по Цельсию. Есть среди нас водители КамАЗов? Проверьте себя, выполняете ли вы пуск с подогревателем правильно!
Руководства по эксплуатации практически всех современных автомобилей рекомендуют вам не прогревать двигатель на холостых оборотах, ведь это наносит ущерб экологии и самому двигателю. Но ведь КамАЗ не будет писать фигню, правда? Тут четко написано: «Перед началом движения прогрей двигатель». И это чертовски правильное решение, скажу я вам. Во время прогрева водитель должен подготовить грузовик к дороге.
В инструкции встречаются не только правильная процедура выполнения той или иной процедуры, но также распространенные ошибки водителей. Например, нельзя давать непрогретому двигателю слишком высокие обороту и большую нагрузку.
Следующий слайд рассказывает о зонах, помеченных разными цветами на тахометре грузовика. В черной зоне двигатель плохо тянет и работает рывками, зеленая — рабочая зона, где двигатель развивает максимальную мощность, а на красные поля стрелка заходить не должна.
Для тех, кто забыл, как пользоваться коробкой передач с делителем, есть подробная подсказка. Не буду цитировать, прочитайте сами, если для вас это актуально, или вы просто всегда хотели узнать, как же работает коробка передач с делителем. Описание идет на примере 10-ступенчатой коробки передач с 2-мя передачами заднего хода.
Технические характеристики
Полная масса автомобиля | 15,305 тонны |
Снаряженная масса | 7,5 тонны |
Грузоподъемность | 8 тонн |
Вес прицепа | До 8 тонн |
Длина машины | 8 395 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 830 мм |
Ширина колеи передних колес | 2 010 мм |
Ширина колеи задних колес | 1 850 мм |
Клиренс | 345 мм (минимальный) |
База задней тележки | 1 320 мм |
Максимальная скорость по шоссе | 85 км/ч |
Объем топливных баков | 170 литров |
Расход топлива на 100 километров зависел от загруженности машины и её скорости. Например, для «одиночного» автомобиля КамАЗ 5320 эти технические характеристики составляют 23 и 29,6 литра при движении на 60 и 80 км/ч, соответственно. Автопоезд, преодолевая то же расстояние, потратит не менее 38,5 литров солярки.
Схема
Чтобы более глубоко изучить устройство автомобиля КамАЗ 5320, есть смысл поглядеть на чертежи этой машины и её отдельных узлов.
Наиболее простые чертежи грузовика КамАЗ-5320 с указанием точных размеров его основных частей
Ремонт и обслуживание
Эксплуатация такого сложного по устройству автомобиля, как КамАЗ-5320, требует тщательного соблюдения установленного для этих машин регламента технического обслуживания (ТО). ТО может быть ежедневным, плановым (ТО-1 и ТО-2), сезонным (СТО) и внеплановым. Последнее выполняется при выходе автомобиля из строя или при обнаружении явных дефектов в ходе ежедневной проверки.
Периодичность обслуживания зависит от условий эксплуатации и показана на следующей схеме:
Пробег до ТО-1 | Пробег до ТО-2 | Пробег до СТО | |
Асфальтобетонные или цементобетонные дороги | 4000 км | 12 000 км | 24 000 км |
Гравийные, щебеночные и грунтовые дороги | 3200 км | 9600 км | 19200 км |
Горные дороги с грунтовым покрытием, котлованы, стерня | 2400 км | 7200 км | 14400 км |
Эксплуатация автомобиля КамАЗ-5320 в горной местности, по шоссе или на улицах крупных городов приравнивается к поездкам по грунтовой дороге.
Ремонт грузовика обычно выполняется после составления дефектной ведомости, в которую заносятся все обнаруженные неисправности. При поломке каких-либо мелких деталей рекомендуется заменять весь узел сразу, поскольку не исключается, что из-за нарушенных условий эксплуатации вскоре могут выйти из строя и другие элементы.
Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-5511
Анатолий Оганесян, 34 года, Краснодарский Край:
Машину покупал в 2013 году, а сошла она с конвейера еще в 1988 году. Кабина была вся ржавая, кузов пришлось переваривать, двигатель сразу был отправлен на капиталку. Почистили, заварили, покрасили, перебрали и вот наш КамАЗ-5511 уже работает на перевозке песка и щебня. После ремонта существенных поломок не было (по мелочи не считаю). По моему мнению, очень надежная рабочая лошадка, которая точно стоит вложенных денег. Конечно, ее конструкция, а особенно кабина сильно устарели, но меня пока это не волнует.
Разновидности комплектации
Грузовой автомобиль КамАЗ-5320 с самого начала производился в нескольких различных вариантах. Впоследствии на его базе было создано множество самых разных модификаций, в число которых вошли:
- Бортовые грузовики;
- Седельные тягачи;
- Самосвалы;
- Автомобили повышенной проходимости;
- Спортивные машины;
- Автобусы.
Самосвал КамАЗ-5511
Наибольшую известность получил армейский полноприводный КамАЗ-4310, однако, этот автомобиль получился практически самостоятельной моделью. В «гражданской» жизни чаще применялись более простые варианты, которые отличались от исходной машины в основном по своей комплектации.
КамАЗ-5410
Эта модификация вошла в перечень базовых, что были проработаны еще на ЗиЛе. Машина представляет собой седельный тягач, серийно производившийся на протяжении тридцати лет – с 1976 по 2006 годы. Общая масса автопоезда могла достигать 25,9 тонны. Большинство этих автомобилей оборудовались кабиной со спальным местом, и этим заметно отличались от базовой модели.
Длина КамАЗа-5410 уменьшена до 6,14 метра, а вот ширина увеличилась до 2 680 мм.
КамАЗ-5511
Этот автомобиль представлял собой самосвал. Первоначальный вариант, КамАЗ-5510, по каким-то причинам так и не был запущен в серию. Выгрузка из кузова осуществлялась опрокидыванием его назад. Машина, как и седельный тягач, комплектовалась МКПП с двухступенчатым передним делителем, увеличивавшим количество передаточных чисел в два раза.
Установка самосвальной установки на шасси осуществлялась в Нижнекамске.
КамАЗ-53212
Этот автомобиль стал развитием одного из исходных вариантов — бортового грузовика КамАЗ-53202 с удлиненной колёсной базой. Выпуск этой модели производился с 1978 по 2000 годы. Кабина грузовика оборудована спальным местом, а двигатель снабжен предпусковым подогревателем, облегчающим эксплуатацию при низких температурах. Длина машины увеличена до 8530 мм. В некоторых случаях такие грузовики получали дополнительное оборудование, установка которого осуществлялась за кабиной.
Грузовой автомобиль КамАЗ-53212 с прицепом
Следует отметить, что эту модификацию иногда ошибочно обозначают как КамАЗ-53112.
КамАЗ-55102
Эта модификация, как и КамАЗ-5511, представляет собой самосвал. Автомобиль предназначался для перевозки сыпучих грузов в условиях сельской местности. Разгрузка возможна не только при опрокидывании кузова назад, но и в стороны – борта сделаны откидывающимися. Грузоподъемность несколько ниже, чем у 5511 и составляет 7 тонн. Кабина, как правило, не имела спального места.
КамАЗ-5511: простой и надежный самосвал
О популярности этого самосвала говорит тот факт, что его производство продолжалось более 13 лет: с 1977 по 1990 год. Отличительными чертами КамАЗ-5511 являются его высокая надежность. Простота в эксплуатации, высокая проходимость и многофункциональность. На шасси КамАЗ-5511 устанавливались не только самосвальные кузова, он также использовался и используется в качестве автобетоносмесителя (миксера), зерновоза, на него устанавливались другие манипуляторы и надстройки. На фоне своих собратьев грузовик выделялся ярко-оранжевой окраской – такое цветовое было весьма непривычно в 70-80 годах.
Автомобиль представляет собой надежную, простую в обслуживании и ремонте, трехосную рамную конструкцию с двумя ведущими мостами (колесная формула шесть на четыре). В передней части шасси устанавливается стандартная КамАЗовская откидная бескапотная кабина, под которой находится силовой агрегат. Большинство узлов и деталей КамАЗ-5511 унифицированы с другими грузовиками Камского автозавода, но при этом самосвал получил модернизированную аварийную сигнализацию и фары с ассиметричным освещением (уменьшался шанс ослепление водителя встречного транспорта).
На шасси КамАЗ-5511 устанавливалась традиционная цельнометаллическая кабина, салон не отличался комфортом и наличием большого количества приборов. В салоне установлено два кресла на пневмоподвеске (спальник не предусмотрен), автономный отопитель и вентилятор. Приборная панель – односекционная, выполнена и металла, размещение приборов и индикаторов часто вызывает нарекания водителей. В то же время следует отметить наличие гидроусилителя рулевого управления, неплохую тепло и шумоизоляцию кабины, которая, к тому же, получила высокую крышу.
Несмотря на то, что производство КамАЗ-5511 закончилось в далеком 1990 году, данная модель широко представлена на вторичном рынке. Ответить на вопрос, сколько стоит такой автомобиль бывает непросто. Здесь все зависит от технического состояния, года выпуска и пробега конкретной машины.
Грузовик, производства конца 70-х – начала 80-х годов обойдется в 150 – 250 тысяч рублей. Автомобили последних годов выпуска (1988-1990) продаются по цене 350-400 тысяч рублей.
Источник https://seadiesel.ru/kamaz/balansirnaya-podveska.html
Источник https://avto-layn.ru/gruzovoj-transport/zadnyaya-podveska-kamaz.html
Источник https://ltruck-service.ru/brend/obshchee-ustrojstvo-avtomobilya-kamaz.html