Содержание
Коммутатор зажиганияКОММУТАТОР ЗАЖИГАНИЯ НА МДП-ТРАНЗИСТОРЕ
И здесь совершенно неважно, какой именно прерыватель был установлен на автомобиле – ремонту эти узлы, как правило, не подлежат. Конечно, если у вас есть определенные навыки в электронике и радиотехнике, то перепаять вышедшую из строя деталь коммутатора будет совсем несложно
Этот слой предложил транзисторным производителям перспективный способ защитить кремний под дополнительными примесями после завершения процесса диффузии и установления желаемых электрических свойств. Для этого им пришлось преодолеть проблему электронов поверхностного состояния, которые в противном случае заблокировали бы проникновение внешних электрических полей в полупроводник. Им удалось провести тщательную очистку поверхности кремния и выращивание на нем очень чистого слоя диоксида кремния.
Этот подход в конечном итоге оказался идеальным для использования в интегральных схемах из-за его простоты производства и очень низкой рассеиваемой мощности во время работы в режиме ожидания. Добавление этих примесных элементов называется допированием. Атомы элементов из группы 15, такие как или, вносят электрон, который не имеет естественного места покоя в кристаллической решетке. Таким образом, эти избыточные электроны свободно связаны и относительно свободны в движении, действуя как носители заряда, которые могут проводить электрический ток.
Поэтому простой совет:
Ремонт коммутатора системы зажигания – это не вариант, покупайте новый!
Ниже несколько советов, где и какие коммутаторы лучше покупать. За основу возьмем ситуацию, когда нужен бесконтактный выключатель.
Атомы элементов из группы 13, такие как или, вызывают дефицит электронов при добавлении в качестве примесей, эффективно создают «дырки» в решетке. Эти положительно заряженные квантовомеханические объекты также довольно свободно перемещаются и проводят электричество.
Под действием а электроны и дырки движутся в противоположных направлениях. Правильно контролируя примеси в двух веществах, на их поверхности может образовываться канал с высокой проводимостью, способствующий протеканию через него электронов. То, что сделало этот драматический взрыв возможной сложностью схемы, – это стабильно уменьшающийся размер транзисторов на протяжении десятилетий. На заре 21-го века эти функции приблизились к 1 микрону, что позволило изготовить гигабитные чипы памяти и микропроцессоры, работающие на гигагерцовых частотах.
Ответы знатоков
Коммутатор- прибор для согласования чего-то с чем-то. Катушка- прибор с обмотками.Кстати, в лебёдке тоже есть катушка.
комутатор подаёт импульс на катушку, катушка на трамблёр и свечи
Катушка круглая с одним толстым проводом и двумя тонкими, а коммутатор квадратный, алюминиевый, к нему подходит много проводов.
Классическая катушка — обычный трансформатор с двумя обмотками: первичная работает с коммутатором и вторичная (повышающая) работает на свечи.Коммутатор — устройство, которое в нужные моменты коммутирует ток в первичной цепи катушки зажигания.
катушка-создает высокое напряжение коммутатор- предназначен для управления током первичной обмотки (ок) катушки зажигания
На ЗИЛ 130 коммутатор стоит слева около педали сцепления, а катушка, она же «бобина» под капотом, и представляет из себя некоторое устройство цилиндрической формы, увенчанное усеченным конусом из которого торчит высоковольтный провод, который идет к распределителю зажигания, в просторечии «трамблеру»
Коммутатор — электронный прибор, управляющий подаваемым на него сигналом. В автомобиле коммутатор управляет катушкой зажигания с помощью сигналов (импульсов), которые получает от датчика — распределителя зажигания.Катушка зажигания — повышающий трансформатор, который 12 вольт бортовой сети превращает в 10000 вольт для свечей зажигания. Но раз это трансформатор (преобразователь), то ток в нём должен быть либо импульсным либо переменным. Вот за импульсы как раз коммутатор и в ответе.
Комутатор устройство распределяющее момент подачи искры по цилиндрам. (Цифровой аналог трамплёра). Высоковольтная катушка значительно усиливает напряжение которое подаётся на свечи. Генератор выдаёт недостаточное напряжение для формирования искры, для этого нужна катушка.
Коммутатор-это устройство, при помощи которого можно производить коммутацию, то есть переключение каких-то входящих источников… К примеру: телефонный коммутатор на 100 абонентов, видео коммутатор, микрофонный коммутатор и т. д.
реле такое отвечает за зарядку
КОММУТАТОР (от лат. commuto — меняю) — электромеханическое, электронное или электронно-лучевое устройство (переключатель, выключатель, распределитель) , обеспечивающее выбор требуемой выходной электрической цепи и соединения с ней входной цепи. Выбор производится вручную либо автоматически. Простейшие электромеханические коммутаторы — рубильники, наборы электромагнитных реле, электромеханические искатели. Коммутатор входит в более сложные устройства, напр. телефонную станцию.
Устройство (переключатель, распределитель) , обеспечивающее посредством включения, отключения и переключения выбор требуемой выходной цепи (цепей) и соединение с ней входной цепи (цепей),
Комутатор в авто-Датчик Холла поймал окошко, выработал слаботочный сигнал, этот сигнал пошел на комутатор, он его усилил по току, подал на катушку, катушка -один конец постоянно сидит при зажигании (допустим +),второй конец (минус) пришел с комутатора, пошла искра. Т. Е комутатор-усилитель сигнала по току для катушки.
Это прямоугольная херь к каторой идут провода с магнетто и и от каторой идут к катушке и фарам
Как проверить коммутатор зажигания Джип клуб Пилигрим г. Геленджик
Когда коммутатор в системе автомобильного зажигания приказал долго жить, авто однозначно не заведется. Но разве только при сломанном коммутаторе машина не способна заработать? Нет – причин много. Следовательно, коммутатор нам нужно проверить. На многих российских авто, особенно старых моделей, это делается самостоятельно, благо процедура не сложная. Коммутатор делает важную работу – он подает на катушку зажигания машины управляющие импульсы.
У машин ВАЗ-2108-09 (Спутников и Самар), УАЗ «Хантер» и 31519 всего-то нужно коричневый провод с красной полоской отключить от клеммы «К» катушки зажигания (клемма вывода конца первичной обмотки). Вторым концом провод соединен с контактом – «единичкой» на самом коммутаторе.
Снятый конец провода подключаем к лампочке 3 Вт и 12 В обязательно с двумя контактами. Вторым контактом сигнальную лампочку присоединяем к свободной теперь клемме «К», а потом активируем зажигание и прокручиваем стартер машины. При нормальном коммутаторе лампа мигает.
На Волге проверочная операция чуть сложнее. Сперва от аккумулятора кидаем питание на корпус коммутатора и положительную клемму. Опять понадобится лампа 12 В, но уже 21 Вт. Ее подсоединяем к плюсу и выводам у катушки зажигания. Далее плюс коммутатора ненадолго подаем на клемму «Д». Отключив его, вы увидите загоревшуюся лампочку – стало быть, коммутатор исправен. Когда лампа сияфет непрерывно, может оказаться пробитым выходной транзистор.
Если клемма «Д» на коммутаторе типа 13.3702 замыкает на корпус, лампа непрерывно засветится. Засветившись, она погаснет спустя некоторое время она на устройствах 90.3702, 92.3702, а также 131.3702. Проверяйте прямо на транспортном средстве. Клеммы «Д» и плюс надо на малое время замкнуть. Когда размыкание сопровождается характерным щелчком в трамблере, – искра существует, и коммутатор с катушкой вполне себе здоровы.
Владельцам скутеров, а также народных мопедов «Альфа» и их аналогов типа Дельты: потенциально сломанный коммутатор поставьте сперва на другую «Альфу» – вдруг тон там оживет, а вы будете зря его обвинять. В такой ситуации ищите другого виновника неисправности. Не беспокойтесь – второй мотоцикл от мертвого коммутатора однозначно не сломается. Когда в коммутаторе скутера минимум одно звено сгорает, ток не проходит, поскольку здесь все завязано единой электрической цепью.
Поломку такого рода невозможно в гараже быстренько прощупать тестером. Тут придется либо коммутатор менять и смотреть, заработает ли мопед, либо везти или вести самокат в ближайший автосервис, чтобы протестировали на стенде. Коммутаторы для Альф, Жигулей и прочих машин недорогие, так что особо не печальтесь – выявляйте, меняйте и дальше гоняйте! Счастливых дорог!
Как проверить коммутатор автомобиля самостоятельно
Предназначение автомобильной системы зажигания заключается в создании искры, которая в свою очередь воспламеняет ТВС и обеспечивает эффективную работу двигателя. Система зажигания включает несколько достаточно сложных компонентов и коммутатор – это один из них. Как самостоятельно проверить коммутатор автомобиля?
Рассмотрим для чего он нужен, как проверяется и когда его необходимо менять.
Устройство и принцип действия
Коммутатор – относится к электрической системе транспортного средства. Он предназначен для того, чтобы система зажигания нормально выполняла свои функции.
Это устройство крепится внутри пространства под капотом. Оно достаточно надежно и может работать в условиях с высокими нагрузками и сильными вибрациями
Это имеет важное значение, так как коммутатор содержит внутри электронную начинку, чувствительную к внешнему воздействию
Коммутатор основан на обычной схеме L 497, управляющей транзистором типа «N-P-N». Водитель имеет возможность для установки нужного времени задержки на этой схеме, правильность которого прямо влияет на качество холодного пуска силового агрегата.
Четкая настройка позволяет добиться увеличения частоты, с которой вращается коленвал, исключить провалы и обеспечить хорошую тягу.
Главные характеристики коммутатора, следующие:
По каким признакам определить поломку коммутатора
Как самостоятельно проверить коммутатор? Исчезновение искры – это самый основной признак, показывающий что, коммутатор вышел из строя. При этом возникают проблемы при пуске двигателя, он начинает периодически глохнуть и работает с перебоями.
Однако не следует сразу же торопиться,его менять. Нужно убедиться, что причина потери искры заключается именно в проблемах с коммутатором, а не в других неисправностях.
Если диагностика показала, что виновником сбоев все-таки является коммутатор, нужно проверить его работу. Именно с этим у многих и возникают проблемы, так как коммутатор имеет сложную конструкцию.
Как самостоятельно проверить коммутатор
Многие автовладельцы не хотят заниматься проверкой коммутатора и заменяют неисправный узел новым. У этого варианта есть определенные преимущества. Прежде всего, это нужно тратить свое время на диагностику, нужно только поставить новый прибор. Кроме того, это помогает сразу выяснить, действительно ли причина плохой искры, связана с ним.
На самом деле, чтобы проверить коммутатор требуется всего 2-3 минуты и ее можно выполнить самостоятельно, прямо в гараже. Для этого потребуется лишь контрольная лампа (12 В) и стандартные ключи. Чтобы проверить коммутатор, необходимо выполнить следующие действия:
Как самостоятельно проверить коммутатор мы рассказали. Если имеются сомнения в работе этого узла, то лучше проверить его в автосервисе, с помощью специализированного стенда. Это поможет не только выяснить работает устройство или нет, но также узнать продолжительность импульсов.
Коммутатор основа бесперебойной работы двигателя
Автомобиль ВАЗ 2109 оснащен бесконтактной системой зажигания.
Система включает в себя свечи зажигания, четыре высоковольтных провода (по одному на каждую свечу), датчик Холла, трамблер, катушку зажигания и, собственно, коммутатор.
Рис. 1 Цепь зажигания Ваз 2109 Схематическое изображение.
Система зажигания генерирует электрический импульс (искру), тем самым обеспечивая воспламенение смеси топлива и воздуха в камерах сгорания, необходимое для работы двигателя.
Коммутатор отвечает за циклическую подачу импульсов к катушке зажигания, это необходимо для исправной работы всей системы в целом.
Таким образом, при неисправном коммутаторе искра будет подаваться с перебоями или же совсем отсутствовать. Передвигаться на таком автомобиле не представляется возможным.
Сам коммутатор ВАЗ 2109 состоит из алюминиевого корпуса и микросхемы, установленной на нем. Прибор крепится в подкапотном пространстве и соединяется проводами с катушкой зажигания.
Рис. 2 Внешний вид коммутатора ВАЗ 2109.
Конструкция корпуса и способ крепления позволяет коммутатору успешно переносить вибрации, возникающие при движении авто.
Коммутатор бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2109 имеет следующие эксплуатационные характеристики:
- Диапазон напряжения 6–16 Вольт.
- Рабочее напряжение 13,5 Вольт.
- Сила тока коммутации 7,5–8,5 Ампер.
- Коммутатор в исправном состоянии обеспечивает бесперебойную подачу искры в цилиндры с частотой вращения коленвала до 7000 оборотов.
Совет: Алюминиевый радиатор на корпусе коммутатора необходим для теплоотдачи нагревающегося прибора. Иногда его необходимо чистить от загрязнения, чтобы избежать перегрева микросхемы.
Исправность транзисторного коммутатора
Исправность транзисторного коммутатора может быть
проверена также по схеме с использованием вольтметра, которая включает
контроль напряжения на разъеме КЗ транзисторного коммутатора при нагрузке его
рабочим током первичной цепи зажигания. При включении зажигания вольтметр
должен показывать напряжение не более 3 В. Если при подаче импульса
положительного напряжения на разъем Д коммутатора вольтметр покажет
напряжение аккумуляторной батареи 12 В, то транзисторный коммутатор исправен.
В случае когда вольтметр при подаче импульса положительного напряжения на
разъем Д коммутатора не изменяет своих показаний или показывает напряжение
менее 12 В, измеренное на клемме « + 12 В» добавочного сопротивления,
транзисторный коммутатор неисправен.
9. Проверка цепи управления транзисторным коммутатором.
Подключить контрольную лампу между наконечником провода 6 (см. 94),
отсоединенным от разъема Д коммутатора, и клеммой «+12 В» добавочного
сопротивления или клеммой «+» генератора (датчика импульсов). Если лампа
горит слабым накалом — цепь управления исправна, если лампа не горит — в цепи
имеется обрыв. Если лампа горит полным накалом, то имеется замыкание на
«массу».
Для обнаружения места замыкания или обрыва необходимо
подключить контрольную лампу к разъему Д транзисторного коммутатора,
предварительно отсоединив от него провод 6. Если при этом контрольная лампа
будет гореть слабым накалом, то неисправен провод 6. Если лампа не горит или
горит полным накалом, то следует проверить датчик импульсов, для чего снять
крышку распределителя и внешним осмотром проверить надежность прижатия
контактной пружины к наконечнику провода 6 в разъеме, а также отсутствие
обрыва или замыкания в выводах обмотки статора, особенно в месте припайки к
пластине контактной пружины.
Вторичная цепь системы зажигания проверяется после того,
как будет установлена исправность первичной цепи. Отказ вторичной цепи могут
вызвать следующие причины: выход из строя катушки зажигания или пробой на
«массу» центрального высоковольтного провода; пробой в катушке зажигания или
роторе распределителя из-за образования нагара, трещин и других дефектов на
этих деталях.
Проверку следует выполнять в следующем порядке. Снять
крышку экрана распределителя, отсоединить центральный провод от гнезда крышки
распределителя и проверить наличие искры между наконечником провода и
«массой». Отсутствие искры может быть из-за неисправности провода или катушки
зажигания. Провод заменить исправным и повторить проверку. При отсутствии
искры заменить катушку зажигания.
Проверить исправность ротора, для чего поднести
центральный высоковольтный провод к разносной пластине ротора с зазором 5…6
мм. Если во время проворачивания коленчатого вала двигателя между проводом и
ротором проскакивает искра — ротор неисправен.
Практикум по диагностированию автомобилей
Неисправности коммутатора – симптомы и признаки
Назначение и особенности конструкции коммутатора.
Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача – обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.
Устройство отличается надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки
Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника
В основе коммутатора ВАЗ – стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.
Проверка коммутатора зажигания ГАЗель. Checking the ignition switch Gazelle.
Особенность схемы – возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.
Благодаря четкой настройке, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.
К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:
Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт;рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт;обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов;ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.
Признаки неисправности коммутатора.
Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.
Но не стоит торопиться с заменой — важно убедиться в причине, ведь потеря искры может произойти по целому ряду причин – выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее. Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою»
Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Как проверить коммутатор, своими силами.
Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы. Во-первых, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.
Во-вторых, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.
Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.
С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.
Алгоритм действий по проверке коммутатора:
Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.
С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;
Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;
Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.
При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).
В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.
При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.
Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Особенности функционирования коммутатора зажигания
Еще первые автомобили оборудовались розжигом горючей смеси, в основе которого лежала система батарейного зажигания, а особенность работы заключалась в использовании принципа самоиндукции. Надо отметить, что, несмотря на все свои достоинства и недостатки, подобная схема достаточно длительное время применялась, пока не появилась совершенно новая элементная база.
В основу наименее сложного решения легла простая транзисторная схема, осуществляющая управление токами, которые протекают через катушку зажигания. В результате возникло устройство, названное электронным коммутатором напряжения. Если сравнивать с первоисточником, то главный принцип остался прежним, основанным на явлении электромагнитной индукции.
Однако в качестве электронных ключей стали использоваться транзисторы, уменьшающие нагрузку на контактах прерывателя напряжения с одновременным увеличением силы тока, которая протекает через катушечную обмотку.
Возросла надежность функционирования системы зажигания в целом;
Возникли гарантии ее работоспособности при значительных оборотах мотора и соответственно при высоких скоростях;
Появилась возможность увеличения степени сжатия у двигателей.
Коммутатор
В последнее время на моя Nexia часто не заводится ( при любых условиях: сырость, перепад t и.т.д.) а ей всего-то 6000. Друзья которые ездят на фирменное СТО узнали там, что причиной всему модуль угла опережения зажигания. Подскажите кто знает как его ремонтировать Мнение (IgorD) Правильнее назвать то, что ты снял коммутатором. Кстати снял его зря, все проверяется на машине. Два контакта P и N это к индукционной катушке, та что под коммутатором внутри распределителя, ее без осциллографа проверить скореене получится. Остальные шесть предназначены для следующего: (начнем с отдельно стоящих двух) самый крайний- плюс от катушки зажигания (+12вольт при включении зажигания), далее выход коммутатора на второй контакт катушкизажигания (+ привключении зажигания, а при вращении стартером коммутатор этот контакт соединяет импульсами с массой. Далее группа из четырех контактов: внутренний масса коммутатора (не факт, что она масса автомобиля,может быть сигнальной, как бы своей для некоторых датчиков и системы отключения опережения зажигания, поэтому соединять с массой авто не советую), следующий- вход команды блокировки опережения зажигания при пускедвигателя (при пуске 0, после около 5 вольт), следующий контакт выход опорного сигнала на блок управления, представляет собой импульсы, появляющиеся при вращении двигателя, и последний контакт- вход с блокауправления (импульсы выдаваемые блоком управления на основе опорного сигнала и остальных датчиков двигателя. Для пуска необходима работа высоковольтной части коммутатора (два контакта стоящих с краю и идущих к катушке зажигания) и наличие опорного сигнала в низковольтной части. Первую часть проверить легко вывернув свечку и присоединив ее к массе двигателя, проверить наличие искры. Для проверки второй понадобится светодиод и сопротивление около 2 килоОм соединенных последовательно. Катод светодиода необходимо соединить смассой, а к аноду через сопротивление подать опорный сигнал с коммутатора. При вращении стартером светодиод должен моргать. Отсутствие одного из сигналов свидетельствует о неисправности коммутатора, если же нет обоих, тов этом скорее виновата катушка находящаяся внутри распределителя зажигания или контакт в разъеме от нее. И еще не советую прокалывать иголками изоляцию на проводах идущих к коммутатору, т.к. провода в последствии могут отгнить, для присоединения к контактам можно использовать скрепку, вставленную аккуратно с торца ответной части разъема не повредив уплотнение.Да чуть не забыл, коммутатор неремонтопригоден, а в твоем случае как показываетпрактика виновата скорее всего индукционная катушка или контакты от нее.
5.3.3. Коммутатор
В бесконтактной системе зажигания может быть установлен коммутатор типа 3620.3734, или PZE4022, или RT1903. Он преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Рис. 8–27. Схема для проверки коммутатора: 1 — резистор 0,01 Ом±1%, не менее 20 Вт; 2 — коммутатор; 3 — катушка зажигания; 4 — разрядник; А — к осциллографу; Б — к генератору прямоугольных импульсов |
Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме на рис. 8–27. Выходное сопротивление генератора должно быть 100–500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал — для импульсов генератора, а 2-й — для импульсов коммутатора.
Рис. 8–28. Форма импульсов на экране осциллографа: А — импульсы напряжения (U) генератора; Б — импульсы тока (I) коммутатора; t — время накопления тока; Т — период импульса; Ти —длительность импульса |
На клеммы “3” и “6” коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика
Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти, см. рис
6–28) равна 3. Максимальное напряжение Umax — 10 В, а минимальное Umin — не более 0,4 В (см. осциллограмму А на рис. 8–28). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме Б на рис. 8-28.
Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В величина тока (I) должна быть 7,5–8,5 А. Время накопления тока (t) не нормируется.
Для коммутатора RТ1903 при том же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7–8 А, а время накопления — 5,5–11,5 мс.
Для коммутатора PZE4022 при напряжении питания (14±0,3) В и частоте 25 Гц величина силы тока составляет 7–9 А, а время накопления тока не нормируется.
Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Для чего нужен коммутатор в системе зажигания?
Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача – обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.
Устройство отличается надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки. Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника.
В основе коммутатора ВАЗ – стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.
>Особенность схемы – возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.
Благодаря четкой настройке, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.
К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:
Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт;рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт;обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов;
ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.
Признаки неисправности коммутатора
Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.
Но не стоит торопиться с заменой — важно убедиться в причине, ведь потеря искры может произойти по целому ряду причин – выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее.
По этому в первую очередь необходима комплексная диагностика. Самым быстрым и эффективным способом в данном случае может послужить автомобильный диагностический сканер. В большинстве своём данного рода приборы достаточно просты в эксплуатации и имеют демократичную цену. Из представленных на нашем рынке можем посоветовать обратить внимание на мультимарочный сканер Scan Tool Pro Black Edition.
К преимуществам этой модели можно отнести диагностику не только двигателя, но и остальных узлов. Совместим с 99% новых и старых автомобилей, начиная с 1993 года, достаточно прост в использовании и имеет широкий функционал.
Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Как проверить коммутатор, своими силами
Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы.
Во-первых, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.
Во-вторых, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.
Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.
С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.
Алгоритм действий по проверке коммутатора:
Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.
С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;
Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;
Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.
При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).
В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.
При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.
Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Принцип работы коммутатора автомобильной системы зажигания
Какую роль играет коммутатор в системе зажигания автомобиля? Что делать если он вышел из стоя? Ответы на эти вопрос в этой статье.
Коммутаторы в системе зажигания автомобилей используются уже очень давно. Первые из них, буквально, состояли из двух проводов и батареи напряжения. Сегодня, это высокотехнологический узел одной из главных систем автомобильного устройства. Переоценить значение его работы крайне сложно, ведь благодаря эволюции именно этого устройства, удалось достигнуть максимальных показателей сжигания воздухо-горючих смесей.
Другими словами, применение современного коммутатора системы зажигания, позволяет использовать на автомобилях бензин низкооктановых марок, и увеличивает отдачу двигателя на невысоких оборотах.
Коммутатор системы зажигания
Что такое коммутатор системы зажигания
Если говорить просто, то под коммутатором системы зажигания, подразумевается несложная электрическая схема, которая стоит на пути электрического заряда между катушкой зажигания и свечой, которая воспламеняет смесь воздуха и бензина в котлах. В чем смысл, назначение и принцип работы этого устройства системы зажигания? Отвечая на этот вопрос, стоит понимать, что существует два типа прерывающих устройств:
- Коммутаторы механического прерывания. Такими электрическими узлами оснащались практически все машины Советского союза, вплоть, до 1988 года. На то время это были практичные, но крайне ненадежные контактные выключатели. Принцип их работы основывался на законах самоиндукции, и приводился в действие механическим прерывателем. Последний, размыкал первичную цепь низкого напряжения, вследствие чего во вторичных цепях трансформатора возникал электромагнитный импульс, который преобразовывался в электрическую искру, и передавался на свечу зажигания. Для того чтобы обезопасить контакты коммутатора системы зажигания в цепь включался конденсатор.
- Коммутаторы бесконтактного действия, или как их еще называют, транзисторные. Принципиально их схема работы аналогична предшественникам, отличается сам механизм исполнения работы. Так, в отличие от контактных выключателей, бесконтактники осуществляют прерывание тока в электрических цепях за счет входного транзистора, который служит шлюзом для потока электроэнергии. На самых последних моделях автомобилей устанавливаются коммутаторы, которые полностью контролируются электроникой.
При этом последние, явно выигрывают у первых, и с большим преимуществом.
Коммутатор и катушка зажигания
Так, например, при использовании транзисторного коммутатора для бесконтактной системы зажигания:
- уменьшается ток, который проходит по контактам прерывателя, вследствие чего они перестают обгорать и залипать;
- далее, увеличивается длительность подачи искры, что автоматически гарантирует лучшее воспламенение, и более эффективное выгорание горючих смесей;
- в случае если по каким-то причинам вышел из строя транзистор, всегда можно перекинуть провода в стандартное положение, и автомобиль продолжит работать.
Ремонт и замена коммутатора
Рано или поздно, как и любой механизм, коммутаторы системы зажигания тоже выходят из строя. И здесь совершенно неважно, какой именно прерыватель был установлен на автомобиле — ремонту эти узлы, как правило, не подлежат. Конечно, если у вас есть определенные навыки в электронике и радиотехнике, то перепаять вышедшую из строя деталь коммутатора будет совсем несложно.
Но, как показывает практика, гораздо меньше мороки, купить новый прерыватель, и установить его. Дело в том, что перепаянные выключатели крайне ненадежны, и могут подвести в самое неподходящее время.
Поэтому простой совет:
- Ремонт коммутатора системы зажигания — это не вариант, покупайте новый!
Ниже несколько советов, где и какие коммутаторы лучше покупать. За основу возьмем ситуацию, когда нужен бесконтактный выключатель.
Какие коммутаторы и где покупать
Естественно, если у вас иномарка, то приобретение нужных вам запчастей лучше производить в соответствующих дилерских центрах, или магазинах, которые официально представляют компанию производителя вашего автомобиля. Ну а если, вы счастливый обладатель, прекрасного наследия Советского автопрома, поиски требуемых вам деталей можно смело начинать на авто и радиорынках. Правда, нужно быть осмотрительным.
Основываясь на многолетнем опыте, и на практических тестах, которые лично проводились над многими марками бесконтактных выключателей, можно выделить два коммутатора системы зажигания, которые отлично зарекомендовали себя.
- Коммутатор аварийный К562.3734 (или К563.3734 ТУ11 КЖЩГ 023-94).
- «Калашников и К° Плазменное зажигание» ТУ 4573-001045363119-97.
Почему именно они? Во-первых, оба выключателя производятся на отечественных заводах. Они рассчитаны для работы именно в наших условиях, все остальные аналоги, будь-то китайские или корейские, не выдерживают тех нагрузок, к которым привычны автомобили советского производства. Во-вторых, как уже говорилось выше, опытным путем было установлено, что только эти коммутаторы достаточно стабильно выдают приемлемые результаты токового разрыва.
Первый, за счет своей оригинальной схемы, по которой он был собран, формирует импульсные разряды, которые позволяют достигать амплитуды тока до 12-13А, при этом потребляемая величина токового заряда составляет всего 2А, и зависит от частоты вращения вала. Еще одним существенным преимуществом этого коммутационного устройства является умеренный температурный режим, в котором он работает. Хотя есть и очевидные недостатки, размеры самого коммутатора могли бы быть несколько меньше.
Второй, это, вообще, инновационное ноу-хау. Коммутатор «Калашников и К° Плазменное зажигание» соединяет в себе два устройства: основной рабочий блок, и запасной. Как и предыдущий выключатель, этот показал достаточно высокие показатели и в продолжительности искрового момента, и в силе импульса разрывного тока.
Но его главное достоинство заключается не в основном блоке, а в резервном, который рассчитан на работу в тех условиях, когда из строя выйдет не только основной блок коммутатора, но и датчик Хола. В последнем обстоятельстве пришлось убедиться самостоятельно.
«Калашников и К° Плазменное зажигание» для работы был установлен на девятку в стандартной комплектации, и когда из строя вышел основной блок коммутатора системы зажигания, пришлось переключиться на резервный. Единственный минус — делать это приходится вручную. При включении блок моментально отреагировал приветствующим писком испод капота. Конечно, давать газу на нем не получится, не позволяет принцип устройства системы коммутатора, но поддерживая минимальные обороты, можно добраться до гаража или станции техобслуживания.
Вам также может понравиться
Что такое коммутатор в автомобиле?
Длительная физическая жизнь автомобиля при его быстром моральном старении, в который раз заставляет говорить о конструктивных решениях, потерявших свою актуальность в современном автостроении, но присутствующих во все еще колесящих по дорогам машинах.
К одному из подобных решений относится и автомобильный коммутатор, в свое время перевернувший автомобильный мир. Вот что такое и для чего нужен коммутатор в автомобиле и разберем в нашей статье.
Особенности функционирования коммутатора зажигания
Еще первые автомобили оборудовались розжигом горючей смеси, в основе которого лежала система батарейного зажигания, а особенность работы заключалась в использовании принципа самоиндукции. Надо отметить, что, несмотря на все свои достоинства и недостатки, подобная схема достаточно длительное время применялась, пока не появилась совершенно новая элементная база.
В основу наименее сложного решения легла простая транзисторная схема, осуществляющая управление токами, которые протекают через катушку зажигания. В результате возникло устройство, названное электронным коммутатором напряжения. Если сравнивать с первоисточником, то главный принцип остался прежним, основанным на явлении электромагнитной индукции.
Однако в качестве электронных ключей стали использоваться транзисторы, уменьшающие нагрузку на контактах прерывателя напряжения с одновременным увеличением силы тока, которая протекает через катушечную обмотку.
• Возросла надежность функционирования системы зажигания в целом;
• Возникли гарантии ее работоспособности при значительных оборотах мотора и соответственно при высоких скоростях;
• Появилась возможность увеличения степени сжатия у двигателей.
Дальнейшее развитие коммутатора системы зажигания
Вне зависимости от того, основана ли схема коммутатора на работе транзисторов или тиристоров, ее ключевое преимущество – существенное улучшение параметрических характеристик зажигания. В результате произошло полное вытеснение доминировавшего до определенного момента времени батарейного зажигания. В процессе развития новой схемы удалось отказаться от контактных прерывателей напряжения, на смену которым пришли модификации, оснащенные бесконтактными датчиками, например, датчиком Холла.
Главный принцип, закладываемый в систему зажигания, увеличение ее надежности с одновременным ростом эффективности функционирования. В результате совершенствования электронных компонентов, управляющие блоки стали микропроцессорными, они обрабатывают сигналы, исходящие сразу от нескольких датчиков, что существенно улучшает качество управления процессом зажигания.
Вследствие чего в системы стали вводится сначала двухканальные коммутаторы, а позже стали появляться системы, располагающие индивидуальной катушкой и коммутирующим устройством для каждой свечи зажигания.
Развитие конструкции дает возможность добиться:
• Получения более мощной искры;
• Вывода из конструкции части механических устройств, снижающих устойчивость устройства к поломкам;
• Исключения потерь, возникающих в трамблере, в связи с его выводом из конструкции;
• Стабильности искрообразования на холостом ходу;
• Улучшения запуска при сниженной температуре окружающего воздуха;
• Понижения топливного расхода.
В целом введение коммутаторов в конструкцию системы зажигания отразилось на увеличении надежности автомобилей и на стабильности их работы.
Какие признаки свидетельствуют о выходе коммутатора из строя?
С вводом коммутатора в конструкцию усложнился процесс диагностирования возникающих неполадок, связанных с отсутствием нормального пуска мотора. В большинстве своем лишь обращение в специализированную мастерскую позволяет правильно идентифицировать поломку, которая выражается:
• В невозможности запуска двигателя из-за отсутствия свечной искры;
• В нестабильной работе силового агрегата, глохнущего вскоре после запуска.
Если на место коммутатора устанавливается заведомо исправное устройство, то эти признаки тут же пропадают. Подобная замена является самым простым способом, позволяющим проверить работоспособность этого электронного компонента. Имеется еще один оперативный метод определения исправности устройства по косвенному признаку. В цепь подключается вольтметр, включается зажигание без запуска мотора.
Изначально наблюдается фиксация стрелки вольтметра в некотором положении, однако чуть позже она отклоняется вправо, что свидетельствует о нормальном состоянии коммутатора.
Что немаловажно, далеко не всегда ухудшение запуска связано с выходом из строя коммутатора, следует проверять провода и прежде всего состояние разъемов, а также контакт с массой. Не лишним будет проверка датчика Холла.
В любом случае, появление на автомобилях коммутаторов напряжения сказалось в существенном улучшении эффективности запуска и качестве работы двигателя во всех режимах его работы.
Коммутатор зажигания
При появлении электрических узлов в конструкции первых автомобилей, поджог горючей смеси осуществлялся с помощью батарей. Эта система имела примитивную схему, которая в современных автомобилях подверглась существенной модернизации. Суть работы таких устройств заключается в создании искры внутри камеры сгорания, что приводит к дальнейшей цепной реакции горения топлива в цилиндрах. Метод действия этих систем основан на принципе самоиндукции. Магнитная катушка преобразовывает низкое напряжение в высокое. Ток протекает по замкнутой цепи, при разрыве которой возникает искра на свече.
По такому же принципу срабатывания работают системы зажигания и на отечественных автомобилях. Основные отличия современных систем заключаются в новой элементной базе, изменению определённых деталей и добавлении коммутаторов. Он представляет собой специальное устройство, которое включается в цепь питания первичной обмотки катушки. Коммутатор выполняет функцию регулировки импульсов и по сигналу от управляющего блока разрывает питание, что приводит к возникновению искры.
Принцип работы коммутатора зажигания
Коммутатор зажигания, схема которого более сложная по сравнению с первыми устройствами для воспламенения горючей смеси, имеет транзитные ключи. Такое конструктивное решение является достаточно простым и эффективным. Эти узлы используются для управления током, протекающим через катушку зажигания.
Стоит отметить, что ключи не оказывают влияния на принцип работы, который основан на электромагнитной индукции. Транзисторы уменьшают нагрузку на контакты прерывателя и увеличивают силу тока, протекающего через обмотку. Это техническое изменение дало ряд преимуществ современным системам, в число которых входят:
- Повышенная степень сжатия.
- Увеличение срока службы и надёжности всей системы зажигания.
- Возможность работать на повышенных нагрузках, при высокой скорости движения и больших оборотах силового агрегата.
При обзоре основных типов коммутаторов необходимо упомянуть то, что современные системы наделены рядом существенных преимуществ, благодаря которым эти устройства получили повышенную эффективность и надёжность. Достичь таких показателей удалось применением в конструкции микропроцессорных узлов. Сегодня автомобильный рынок предлагает самые различные модели, в число которых входят двухканальные и многоканальные коммутаторы. В зависимости от используемых в конструкции деталей, данные устройства делятся на несколько типов:
- Транзисторные. В них используется контактная система, что снижает срок их службы в виду быстрого износа элементов из-за обгорания. Энергия накапливается в электромагнитном поле катушки.
- Тиристорные. Главным отличием от первого вида является то, что в этих устройствах создание необходимой силы тока происходит в конденсаторе. При включении системы, происходит подключение заряженного конденсатора к обмотке катушки. Внутри их происходит разряжение, которое приводит к возникновению искры на свече.
- Гибридные. Этот вид коммутаторов пользуется хорошей популярностью. Он представляет собой тандем нескольких вышеописанных типов. Данное конструктивное решение позволяет повысить эффективность и свести к минимуму недостатки.
- Бесконтактные устройства считаются наиболее эффективными системами. Этот вид представляет самые современные коммутаторы, которые значительно превосходят по параметрам другие виды. В их конструкции используются инфракрасные электронные датчики. Отсутствие контактного способа зажигания обеспечивает длительный ресурс работы, так как нет сегментов, на поверхности которых накапливается нагар. На отечественных автомобилях эта система зажигания была впервые представлена на моделях ВАЗ-2108.
Диагностиканеисправностей коммутатора
В 1991 году появились первые отечественные автомобили, конструкция которых, включала коммутатор зажигания. Это новое техническое решение позволило значительно повысить эффективность системы и улучшить общие показатели КПД.
Несмотря на то что первыми серийными моделями, имеющими модернизированную систему пуска мотора, были ВАЗ 2108, коммутаторы устанавливают и на более поздние экземпляры, выпущенные при Советском Союзе. Поскольку конструкция классических автомобилей не предусматривает наличия такого механизма, это усложняет процедуру поиска неисправностей при их возникновении.
В большинстве случае для ремонта требуется специальное оборудование. Из-за высокой цены, покупать его для разовых проверок нет смысла. Основными признаками поломок коммутатора могут быть:
- Отсутствие искры на свече зажигания, из-за чего не запускается двигатель.
- Самопроизвольное выключение мотора.
- Неустойчивая работа силового агрегата.
Замена исправным налогом. Проверить работоспособность коммутатора можно в домашних условиях. Для этого потребуется проверенный исправный аналог. При наличии изменений в работе двигателя можно будет точно определить состояние первого устройства. Такой метод диагностики является самым распространённым и наименее затратным. Сама деталь не отличается высокой ценой, а наличие запасной позволит всегда устранить поломку в любом месте за несколько минут. Данный способ проверки востребован из-за низкого качества отечественных деталей, которые монтируются на заводе.
С помощью вольтметра. Второй способ проверки коммутатора не требует его демонтажа. Однако такая операция может проводиться только при наличии вольтметра. Процедура выполняется следующим образом:
- Включите зажигание и подключите к детали вольтметр.
- Стрелку на приборе нужно установить посередине шкалы.
- Через несколько минут после подсоединения стрелка должна качнуться вправо. Это происходит из-за автоматического отключения катушки питания при неработающем моторе.
- Если все прошло, как описано выше, коммутатор исправен.
С помощью лампочки. В случае, когда у вас нет вольтметра, проверить работоспособность механизма можно, воспользовавшись контрольной лампой. Включите зажигание, один провод лампы нужно присоединить к массе, а второй подключите к 1 клемме коммутатора. В случае отсутствия поломок спустя некоторое время лампа засветиться.
Коммутатор ВАЗ: основа бесконтактного зажигания волжских автомобилей
В автомобилях ВАЗ, начиная с модели 2105, используется бесконтактная система зажигания, управление которой осуществляется электронным коммутатором. Все, что вы хотели узнать о коммутаторах, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе, замене и ремонте этих устройств — рассказано в статье.
Что такое коммутатор ВАЗ
Коммутатор ВАЗ (электронный коммутатор зажигания) — электронный блок бесконтактной системы зажигания (БСЗ) автомобилей ВАЗ на основе датчика Холла; устройство для управления током первичной обмотки катушки зажигания, обеспечивающее формирование на вторичной обмотке импульсов высокого напряжения и бесперебойного искрообразования.
В поздних модификациях автомобилей ВАЗ-2105 и 2107, большинстве модификаций семейства Samara (2108, 2109, 21099), «Ока» (ВАЗ-1111) и некоторых ранних модификациях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 с карбюраторными силовыми агрегатами использовалась БСЗ. В данной системе обычный трамблер с контактным прерывателем был заменен двумя устройствами — распределителем зажигания с датчиком импульсов (в качестве которого выступает датчик Холла) и работающим с ним в паре электронным коммутатором. Именно из-за отсутствия прерывателя контактного типа эта система получила название бесконтактной.
Электронный коммутатор (в зависимости от модели) выполняет несколько функций:
- Управление током в первичной обмотке катушки (коммутация) в соответствии с сигналом, формируемым импульсным датчиком;
- Установка оптимального режима работы системы зажигания (установка оптимального времени накопления энергии искры, изменение угла опережения зажигания и другие);
- Защита низковольтного контура системы зажигания от чрезмерных нагрузок, коротких замыканий и других нештатных (аварийных) ситуаций;
- Управление работой системы зажигания при запуске и остановке двигателя (главным образом — принудительное прекращение процесса искрообразования при остановленном двигателе).
Коммутатор является одним из основных компонентов БСЗ, обеспечивая ее нормальную работу. Указанные функции могут достигаться различными техническими средствами, поэтому сегодня существует большое разнообразие электронных коммутаторов для автомобилей ВАЗ — рассмотрим их подробнее.
Модели, конструкция и характеристика коммутаторов ВАЗ
Используемые на автомобилях ВАЗ электронные коммутаторы делятся на две большие группы:
- Транзисторные;
- На основе специализированных микросхем.
Устройство современного коммутатора ВАЗ
Типовая схема подключения электронного коммутатора
Наиболее просто устроены транзисторные коммутаторы, которые были исторически первыми (они пришли на смену контактно-транзисторных устройств, широко использовавшихся на автомобилях ВАЗ «Классика»). В сущности, это электронный ключ, дополненный усилителем сигнала от датчика импульсов, а также элементами защиты и температурной компенсации.
Ключ построен на одном мощном транзисторе, который управляется одним или двумя транзисторами, усиливающими и изменяющими сигнал от датчика Холла. В качестве элементов защиты могут выступать включенные в схему стабилитроны (предотвращают скачки напряжения), тиристоры (отключающие коммутатор или его отдельные элементы в аварийных режимах) и другие детали.
А элементы температурной компенсации (цепочки резисторов и конденсаторов) обеспечивают постоянство режимов работы полупроводниковых приборов во всем допустимом температурном диапазоне.
Работает транзисторный коммутатор довольно просто. Пока сигнал от датчика Холла отсутствует, электронный ключ открыт и по первичной обмотке катушки течет постоянный ток — в данный момент во вторичной обмотке никакого тока нет. Когда от датчика поступает сигнал, ключ закрывается, прерывая ток в первичной обмотке.
Из-за наличия индуктивности ток в первичной обмотке падает до нулевого значения не мгновенно, а в течение какого-то периода (доли секунды), возникает явление электромагнитной индукции — вследствие этого эффекта во вторичной обмотке тоже возникает переменный ток высокого напряжения. Данный ток через трамблер поступает на свечу зажигания, где происходит искрообразование и воспламенение горючей смеси.
В последующий момент через первичную обмотку вновь протекает постоянный ток, поэтому во вторичной обмотке ток вновь исчезает. Затем описанные процессы повторяются вновь до 200-300 раз в секунду.
Транзисторная схемотехника заложена в коммутатор модели 76.3734. Это устройство отличается простой и надежностью, однако у него есть ряд недостатков. Например, с ростом частоты вращения коленчатого вала существенно снижается ток во вторичной обмотке, также коммутатор имеет ограниченный функционал и не может обеспечить эффективную работу системы зажигания на всех режимах.
Этих недостатков лишены электронные коммутатору на основе специализированных микросхем. В таком коммутаторе тоже используется электронный ключ на мощном транзисторе, однако управление ключом возложено на микросхему, что значительно расширяет функции и возможности всего устройства.
В частности, в коммутаторах с микросхемами реализованы функции регулирования времени накопления энергии в катушке, безыскровой отсечки (ограничения искрообразования при включенном зажигании, но остановленном двигателе), различных уровней защиты и другие.
Благодаря возможности регулирования времени накопления энергии, коммутаторы на микросхемах обеспечивают стабильное искрообразование во всем диапазоне оборотов коленчатого вала, чем и обусловлено их широчайшее распространение.
На микросхемах построены коммутаторы моделей 036.3734, 42.3734, 72.3734 (все на отечественной элементной базе) и их модификации, 98.3734, немецкий HUCO.13 8090 и другие (на зарубежных микросхемах).
Электронные коммутаторы делятся еще на два типа по количество каналов управления:
- Одноканальные;
- Двухканальные.
К одноканальным относятся все описанные выше устройства. Они предназначены для работы с одной катушкой зажигания, поэтому в системах с двумя катушками приходится использовать два одинаковых коммутатора, работающих с одним импульсным датчиком. Двухканальные коммутаторы — специализированные устройства для управления сразу двумя катушками зажигания. К устройствам этого типа относят коммутатор модели 133.3774 некоторых модификаций.
Конструктивно все коммутаторы ВАЗ выполнены в виде компактных пластиковых блоков с интегрированными алюминиевыми теплоотводами (они обеспечивают охлаждение мощного транзистора в процессе работы системы зажигания). В теплоотводах выполнены проушины или отверстия для монтажных винтов, с их помощью коммутатор монтируется на кронштейн или непосредственно на кузова автомобиля. Подключение коммутатора к электросистеме осуществляется с помощью одного стандартного разъема с контактами ножевого типа, расположенного на стенке корпуса.
К основным характеристикам электронных коммутаторов системы зажигания можно отнести:
- Ток коммутации;
- Предельные частоты вращения коленчатого вала, при которых обеспечивается бесперебойное искрообразование;
- Допустимое и максимальное напряжения питания;
- Время безыскровой отсечки.
У современных коммутаторов для автомобилей ВАЗ ток коммутации лежит в пределах 7-8 А, рабочие напряжения — от 6 до 18 В, максимальное напряжение — до 25-30 В в течение пяти минут, предельные частоты вращения коленвала — от 20 до 7000 об/мин, а время безыскровой отсечки — не более 2-3 секунд.
Как правильно подобрать, заменить и отремонтировать коммутатор ВАЗ
Расположение электронного коммутатора зажигания
В процессе эксплуатации автомобиля коммутатор может выйти из строя, частично или полностью нарушив работу двигателя. Главный признак поломки коммутатора — слабая/нестабильная искра или ее полное отсутствие.
Если другие причины появление такого симптома исключены, то следует проверить коммутатор, и в случае его неисправности — заменить. Простейшая проверка заключается в подключении в разрыв провода, идущего от коммутатора на первичную обмотку катушки (клемма «К» на катушке и клемма «1» на коммутаторе), контрольной лампы или тестера (это нужно делать при выключенном зажигании).
Если коммутатор работает, то при включении зажигании лампа будет мигать, если этого не происходит, то лучше поставить новый коммутатор.
На замену следует брать коммутатор того же типа, что был установлен на автомобиль ранее, либо совместимые с другими элементами системы зажигания аналоги. Например, с коммутаторами 036.3734, 76.3734 (и другими 3734) совместимы распределители модельного ряда 3706 и катушки зажигания 3705, но возможны и другие варианты.
Замена коммутатора на всех моделях ВАЗ проста:
- Выключить зажигание, снять клемму с АКБ;
- Отсоединить от коммутатора электрический разъем со жгутом проводов;
- Вывернуть два монтажных винта/болта, демонтировать устройство;
- Установить новый коммутатор, предварительно очистив его монтажную площадку от загрязнений и следов коррозии;
- Выполнить все электрические соединения.
После замены электронного коммутатора необходимо настроить угол опережения зажигания, а иногда выполнить и другие регулировки. Каких-либо дополнительных операций с самим коммутатором не требуется. Если деталь подобрана и установлена правильно, то система зажигания автомобиля ВАЗ будет нормально функционировать в любых условиях.
Для чего нужен и как работает коммутатор зажигания авто
Коммутатор зажигания — это высокотехнологичный и вместе с тем нехитрый модуль, включающий блок питания и провода. Присутствует он во всех автомобилях. Участвует в искрообразовании, благодаря чему заводится мотор и начинает движение автомобиль.
Расположение и принцип действия
Основная функция коммутатора заключается в обеспечении полноценной работы зажигания в ДВС. Он выполняет две задачи: быстрая коммутация цепи, а также подключение (выключение) в катушке электричества. Современные модели согласовывают работу нескольких катушек зажигания.
Устанавливают его вкупе с модулем управления, либо же отдельно от него. Варианты отдельной установки могут быть следующими:
- прямо на блоке распределительного зажигания (как в ВАЗе) либо возле катушки зажигания;
- под капотом на перегородке (как у Форда) либо на перегородке;
- в двигательной части у лобового стекла (как у Ауди).
Выполнить полную диагностику авто (от 1996 года выпуска и далее) при установке прибора на предмет обнаружения проблемных моментов, дефектов позволяет устройство Rokodil ScanX. Подключение его производится через разъем ODB2, а сведения о неисправностях отображаются на экране смартфона и планшета.
Как менялась конструкция коммутатора
Первые коммутаторы имели совсем простую конструкцию: батарею и два провода. Работали они по схеме подачи электрического импульса на бобину. Современные модели включают транзисторы, датчики, различные схемы. Их работа стала стабильной, без перебоев, в том числе на больших скоростях и увеличенных оборотах двигателя.
Система с течением времени совершенствовалась. Появился бесконтактный элемент (вместо контактного прерывателя напряжения), вскоре она и вовсе стала управлять несколькими катушками зажигания, став многоканальной. Стала возможной отдельная установка автономной версии (катушка и коммутатор).
- усиленная искра;
- минимизация утраты мощности;
- устойчивый ход на холостых оборотах;
- уменьшение расхода топлива;
- надежная работа мотора даже при низкой температуре.
Типы, модификации, разновидности
Коммутаторы бывают стандартными либо стоковыми (соответствуют характеристикам конкретного авто), спортивными (с повышенным числом оборотов и профессиональной установкой), а также с возможностью коррекции фаз (для уравнивания крутящего момента и компенсации мощности).
Основные типы приборов:
- DС СDI (с высоковольтным генератором, самый распространенный);
- АС СDI (работает при высоком напряжении).
Различают модификации со следующими особенностями:
- ограничение предельного числа оборотов;
- возможность изменения фазы опережения при зажигании;
- вспомогательные контакты для подключения дополнительных модулей.
Как понять, исправен ли коммутатор
Большинство проблем, с которым сталкиваются водители, связаны с тем, что мотор глохнет либо работает с перебоями. Если искры нет, то коммутатор работать не будет. Причины этого могут быть разные. Чаще всего это вопросы с электропроводкой, поломка ГРМ либо катушки, а также некорректность работы датчика Холла.
Чтобы понять, действительно ли дело в коммутаторе, можно попросту снять старый и подключить новый. Если это подтвердит факт неисправности старого прибора, то его следует отдать на профессиональную проверку специалистам, чтобы разобраться, какие именно неисправности у него есть.
Источник http://proautomarki.ru/kommutator-vaz/
Источник http://lk-transalyans.ru/dlya-chego-nuzhen-kommutator-v-sisteme-zazhiganiya/
Источник http://www.drivenn.ru/journal/novosti/dlya-chego-nuzhen-i-kak-rabotaet-kommutator-zazhiganiya-avto-id40715?from=feed